Главная страница

Скоро в школу. Грамматикавиграхикартинках


Скачать 2,55 Mb.
НазваниеГрамматикавиграхикартинках
АнкорСкоро в школу.pdf
Дата06.02.2017
Размер2,55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSkoro_v_shkolu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#19431
Каталогid114051423

С этим файлом связано 56 файл(ов). Среди них: Ovchinnikova_Logopedicheskie_raspevki.pdf, Методика От слова к рассказу.doc, Logopedicheskaya_azbuka_dlya_govorunov_i_gramoteev.pdf, Словосочетания и фразы на звук Вь.docx, Rasskazy_po_kartinkam-_Rasporyadok_dnya_-2009.pdf, Nasekomye.pdf и ещё 46 файл(а).
Показать все связанные файлы


ГРАММАТИКА
В
ИГРАХ
И
КАРТИНКАХ
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина
СКОРО
В
ШКОЛУ
Санкт
-
Петербург
«Паритет»
2005

УДК
373
Б
82
Все права на данное издание принадлежат издательству
«Паритет»
,
Воспроизведение материала в
любой его форме возможно только с
письменного разрешения правообладателя
Попытки нарушения будут преследоваться по
Закону
РФ
об авторском праве
Рисунки
Г
.
А
.
Пзнкевич
Борисенко
М
.
Г
.,
Лукина
Н
.
А
.
Б
82
Скоро
в
школу
.

СПб
.:
Паритет
, 2005.

16
с
. +
цв
.
вкл
. (
Серия
«Грамматика
в играх и
картинках»
).
15
ВЫ
5-93437-106-1
Книга поможет педагогам и
родителям организовать работу по развитию у
детей дошкольного возраста грамматической стороны речи
В
ней предложены дидактические игры
, посвященные лексической теме
«Скоро в
школу»
Материал усложняется постепенно
, варьируется сочетаемость упражнений
Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи
Обучение проводится с
помощью упражнений и
специально подобранных дидактических игр с
наглядным материалом
Цветные иллюстрации
, помещенные в
середине пособия
, легко вынимаются из книги и
могут служить демонстрационным или раздаточным материалом
УДК 373
©
М
.
Г
.
Борисенко
, 2005 ©
Н
.
А
.
Лукина
, 2005
©
А
С
Андреев
, оформление обложки
, 2005
©
Редакционная подготовка
,
Издательство
«Паритет»
,
15
ВМ
5-93437-106-1
2005

ВВЕДЕНИЕ
Авторы серии книг
«Грамматика в
играх и
картинках»

известные специалисты
- практики
, давно и
плодотворно работающие с
детьми раннего возраста
,

дают методические и практические рекомендации по работе с
детьми в
соответствии с
периодами возрастного развития
Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме
, соответствующей типовой
«Программе воспитания и
обучения в
детском саду»
'.
Тема
«Скоро в
школу»
изучается только в
старшей и
подготовительной группах
Формирование грамматической стороны речи

раздел работы
, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике
, т
к является наиболее сложным для усвоения детьми и
, соответственно
, для преподавания
Цель книги

помочь педагогам
(
логопедам
, дефектологам
, воспитателям
) и
родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у
детей в
возрасте от
5 до
7 пет
В
основе системы лежит комплексный подход
, направленный на решение взаимосвязанных задач
, охватывающих разные стороны речевого развития
(
лексическую
, грамматическую
, развитие связной речи
).
Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач
, которая на каждом возрастном этапе выступает в
разных сочетаниях
Образуется принцип преемственности
, который осуществляется в
двух формах
: линейной и
концентрической
Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно
, от простого к
сложному
, поскольку от одной возрастной группы к
другой постепенно усложняется материал
, варьируется сочетаемость упражнений
На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро
Словарная работа

это работа над смысловой стороной речи
, а
грамматическая

формирование языковых норм и
правил
Последовательное осуществление преемственности в
обучении позволяет не только опираться на прошлое
, но и
ориентироваться на последующее развитие речевых умений и
навыков
В
таблице приведена последовательность расположения материала по частям речи для каждого года жизни ребенка
Пособие содержит специально подобранный игровой материал
Игры составлены с
учетом основных дидактических принципов
: наглядности
, доступности
, последовательности
, максимального использования активности ребенка
Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики
, так и
типовыми особенностями усвоения ее в
дошкольном возрасте
Программа воспитания и
обучения в
детском саду
/
Подред
,
М
А
,
Васильевой
М
., 2004.
3

Обучение осуществляется с
помощью упражнений и
дидактических игр с
наглядным материалом или без него
Наглядным материалом служат не только картинки
, но и
натуральные предметы
, игрушки
Для удобства работы с
детьми цветные иллюстрации помещены в
середине пособия
Они легко вынимаются из книги и
могут служить демонстрационным или раздаточным материалом
Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас
, уточнить значение слов
, сформировать словоизменение и
словообразование
Работа осуществляется на материале имен существительных
, имен прилагательных
, глаголов
, наречий
, местоимений
, числительных
, служебных частей речи
, начиная со слов
, наиболее часто употребляющихся в
речевой практике
, с
постепенным переходом к
менее употребительным
При нормальном речевом развитии дети к
пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью
У
них достаточный словарный запас
, они владеют навыками словообразования и
словоизменения
К
этому времени окончательно формируется правильное зву
- копроизношение
, готовность к
звуковому анализу и
синтезу
Но не всегда эти процессы протекают гладко
У
некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка
: фонетики
, лексики
, грамматики
Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи
У
детей с
общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения
, недоразвитие фонематического слуха
, выраженное отставание в
формировании словарного запаса и грамматического строя
, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа
, а
в дальнейшем и
программой общеобразовательной школы
Компенсация речевого недоразвития ребенка
, его социальная адаптация и
подготовка к дальнейшему обучению в
школе продиктовали необходимость создания данной серии книг
Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи
, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение
, идеальные образцы для подражания
Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей
, стереотипов
Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации
, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки
(
«ногов»
,
«ножов»
,
«мячов»
).
Этот процесс может затянуться
, поскольку у
детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова
, они не прислушиваются к
ней
8 речевой практике
, в
результате воздействия взрослого и
использования специальных приемов
(
исправление
, многократное упражнение
, подчеркивание голосом нужной части слова и
др
.) у
ребенка возникает замена одних стереотипов другими
, их дифференциация
В
русском языке много исключений из общих правил
, которые нужно запомнить
, для которых нужно выработать частные
, единичные речевые стереотипы
Это объясняет необходимость использования таких методических правил в
развитии речи детей
, как повторение
, обеспечение целевой речевой практики
, упражнения
Заниматься грамматикой следует непродолжительно
, т
к материал сложен
Играм и упражнениям отводится
, как правило
, 5

10 минут
; таким образом
, они составляют лишь часть занятия по развитию речи
Занятия должны проходить живо
, непринужденно
Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию
Для того чтобы заинтересовать ребенка
, можно в
предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих
Одно и
то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки
Занятия должны чередоваться по частям речи
4

Формирование грамматической стороны речи у
дошкольников
Части речи
Возраст
5-6
лет
6-7
яет
Лексика
Имена
существительные
Школьные
принадлежности
:
ручка
,
карандаш
, тетрадь
, книга
, глобус
, линейка
, пенал
, указка
, ранец
(
портфель
)
Профессии
:
повар
, воспитательница
, учительница
Родственные
слова
:
задача
, задачник
, задание
Антонимы
:
свет

тьма
Глаголы
Воспитывает
, гуляет
, читает
; варит
, жарит
, режет
, солит
; убирает
, подметает
, моет
; учит
Родственные
слова
:
списывает
, переписывает
, выписывает
, вписывает Антонимы
:
начнешь

окончишь
Переносное
значение
:
бежит ученик
, время
, молоко
Имена прилагательные
Антонимы
: чистый

грязный
, веселый

грустный
, старый

молодой
Переносное
значение
:
свежая
рыба
,
рубашка
,
газета
Наречия
Антонимы
:
близко

далеко
,
легко

трудно
,
быстро

медленно
, высоко

низко
Антонимы
:
справа

слева
Местоимения
Я
,
мы
,
мой
Он
, она
, они
Числительные
Два
, пять
Первый
, второй
,
третий
Предлоги
На
,
за
Из
, на
, около
,
за
,
между
,
под
,
из
-
за
,
из
-
под
Имена
существительные
Суффиксы
:
портфель
, портфельчик
, портфелище
Глаголы

Приставки
:
переходить
, входить
, отходить
Причастия
:
рисует

рисующая
Имена прилагательные
От
существительных
:
из бумаги

бумажный
От
существительных
:
ум

умный
, кудри

кудрявый
Сравнительная
степень
:
интересный

интереснейший
Имена существительные
Словоизменение
По
падеже
*»:
Д
.
п
.:
ручку
;
Т
.
п
.:
карандашом
;
Р
п
ед
.
ч
.:
нет
указки
;
Р
п
мн
.
ч
в
сочетании с
наречием
много
: много указок
По
падежам
:
П
п
.:
о
карандаше
, о
книге
Глагопы
Танцуйте

мы
танцуем
По
лицам
:
я читаю

ты читаешь

он читает По
временам
:
я читаю

прочитал
В
прошедшем
времени
по
родам
:
ученик читал
, ученица читала
, ученики читали
Имена
прилагательные
Согласование
с
существительными
в
роде
и
числе
:
высокая девочка
, аккуратные дети
Сравнительная
степень
по
падежам
Числительные
Согласование
с
существительными
:
два карандаша
, пять карандашей

Местоимения
Согласование
с существительными
: мои карандаши


Игра и
До свидания
, детский сад

Чему
учится
ребенок
:
употреблять в
речи глаголы множественного числа в
повелительном и
изъявительном наклонении
Оснащение
;
сюжетные картинки
(
см вклейку
, рис
. 1).
Ход
игры
:
предложите ребенку послушать рифмовку
:
Детский сад
, детский сад
!
Много дела у
ребят
!
Надо рыбок покормить
,
Все растений полить
,
И
успеть порисовать
Дом из кубиков собрать
,
И
игрушки все убрать
На площадке погулять
,
Пообедать и
поспать
,
А
еще потанцевать
Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки
Спросите
:
«Что делают дети
?
» Попросите его догадаться
, что сказала воспитательница детям
, чтобы они это сделали
Скажите
:
«Посмотри
, на картинке дети кормят рыбок
Значит
, воспитательница им сказала
:
„Покормите
, пожалуйста
, рыбок "».
Аналогично обыграйте остальные картинки
Дети поливают цветы

«Пожалуйста
, полейте»
Дети накрывают на стол

«Накройте на стол
. »
Предложите ребенку рассказать
, где стоит аквариум
? (
На полу
.)
Где стоит цветок
? (
На подоконнике
.)
Что делают дети
? (
Накрывают на стол
.)
Игра
«Кто
что
делает

Чему
учится
ребенок
:
знакомится с
профессиями
, узнает и
называет их
Оснащение
:
сюжетные картинки
(
см вклейку
, рис
. 2).
Ход
игры
:
предложите ребенку рассмотреть сюжетные картинки
Попросите его назвать профессию каждого человека и
сказать
, что он может делать
Воспитательница
... (
гуляет с
детьми
, делает с
ними зарядку
, читает
...)
Помощник воспитателя
(
няня
)... (
убирает
, накрывает на стол
, вытирает
, моет
).
Учительница
... (
учит
, объясняет
, рассказывает
).
Игра
«Кому
что

Чему
учится
ребенок
:
использовать в
своей речи обощающие слова
«школьные принадлежности»
и
«игрушки»
; активизирует словарь за счет существительных
, обозначающих
6
Дидактические
игры
школьные принадлежности и
игрушки
; согласовывать имена прилагательные с
существительными в
роде и
числе
; употреблять в
речи имена существительные в
дательном падеже и предлоги
Оснащение
:
сюжетная и
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 3).
Ход
игры
:
расскажите ребенку историю о
двух девочках
, двух сестрах

Жене и
Лене
:
«Женя уже большая
, она скоро пойдет в
школу
, а
Лена маленькая
, ходит в
детский сад
Однажды девочки остались дома одни
Они поиграли в
школу
, поиграли в
магазин
После этого и
Женины школьные принадлежности
, и
Ленины игрушки оказались на полу
Все перемешалось
И
теперь
Лена и
Женя не могут свои вещи убрать на место и
просят тебя помочь им»
Очень дружно мы играли
Все
, что было
, разбросали
!
Кто б
игрушечки собрал
,
Как бы снова я
играл
!
Предложите ребенку с
помощью карандаша или фломастера соединить каждый из предметов с
той девочкой
, которой он принадлежит
, и
сказать
, как он это сделал
, например
:
«Жене надо взять ранец
, букварь
, ручку
, глобус
, тетради
Лене надо взять сумочку
, куклу
, мячик
, книгу
„Красная шапочка ".
Карандаши они могут поделить поровну»
. (
Предложите ребенку помочь поделить карандаши
.)
Предложите ребенку продолжить начатое вами предложение
:
«Слева стоит
Женя
Какая она
?
Высокая
, стройная
, светленькая
, кудрявая
, курносая
Справа стоит
Лена
Какая она
?
Маленькая
, полненькая
, темненькая
, с
косичками
, курносая
Девочки держат коробку
Какая она
?
Большая
, квадратная
, белая
, с
синим бантом»
Можно продолжить игру
, предложив ребенку рассказать о
предметах
, принадлежащих сестрам
Называйте в
случайном порядке имена существительные
, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы
Ребенку предложите поставить к
этим словам вопросы кто это
? или что это
?
Лексический
материал
:
книга
, игрушка
, девочка
, ранец
, глобус
Женя
, кукла
Попросите ребенка называть предложенные слова ласково
:
портфель

портфельчик
,
карандаш

карандашик
,
книга

книжечка
,
тетрадь

тетрадочка
Игра
«Здравствуй
, школа

Чему
учится
ребенок
:
употреблять в
речи глаголы настоящего и
прошедшего времени
Оснащение
:
сюжетные картинки
(
см вклейку
, рис
. 4).
Ход
игры
:
прочтите рифмовку
:
Здравствуй
, школа
,
Здравствуй
, школа
!
Начинается учеба
!
Мы уходим со двора
,
В
школу нам идти пора
Там мы учимся читать
,
По линеечкам писать
И
считать
, и
рисовать
,
Наизусть стихи читать
7

Предложите ребенку посмотреть на картинки и
рассказать
, что делают дети в
школе
(
читают
, считают
, стихи рассказывают
, отвечают у
доски
).
Предложите ребенку закончить начатую вами фразу по образцу
:
«Я
читаю

Все
, уже прочитал
(
прочитала
).
Я
считаю

Все
, уже
... (
сосчитал
, сосчитала
).
Я
стихи рассказываю

Все
, уже
... (
рассказал
, рассказала
).
Я
рисую

Все
, уже
... (
нарисовал
, нарисовала
).»
Игра
«Подбери пару»
Чему
учится
ребенок
:
активизирует словарь за счет имен существительных
, обозначающих школьные принадлежности
; строить сложные предложения
; образовывать имена прилагательные от существительных
; игра способствует развитию мышления
Оснащение
:
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 5).
Ход
игры
:
предложите ребенку посмотреть на картинки
Поочередно назовите те
, что нарисованы слева
, и
попросите ребенка подобрать пару к
каждой из правого столбца
Портфель

... (
ранец
); фломастеры

... (
карандаши
); тетрадь

... (
блокнот
); карта

(
глобус
).
Предложите ребенку объяснить
, зачем нужен тот или иной предмет
:
«Портфель нужен для того
, чтобы
...»
Предложите ребенку помочь вам закончить фразу
:
«Ручка из пластмассы
, значит
, она
(
пластмассовая
).
Тетрадь из бумаги
, значит
, она
... (
бумажная
).
Ранец из кожи
, значит
, он
(
кожаный
).
Карандаш из дерева
, значит
, он
... (
деревянный
).
Ластик из резины
, значит
, он
(
резиновый
).
Папка из картона
, значит
, она
... (
картонная
)».
Игра
«Назови нужное слово»
Чему
учится
ребенок
:
подбирать антонимы
Оснащение
:
сюжетная картинка
(
см вклейку
, рис
. 6).
Ход
игры
:
рассмотрите вместе с
ребенком картинку
Предложите ребенку назвать нужное слово
, закончив начатое предложение
(
с опорой на картинку
):
«Детский сад близко от дома
, а
школа
... (
далеко
).
Девочка веселая
, а
мальчик
... (
грустный
).
Ранец у
девочки легкий
, а
портфель у
мальчика
... (
тяжелый
).
У
девочки белая блузка
, у
мальчика

... (
грязная рубашка
).
У
аккуратной девочки одежда чистая
, а
у мальчика—
... (
грязная
).
Девочка пишет быстро
, а
мальчик

... (
медленно
).
Мальчик прыгнул высоко
, а
девочка

... (
низко
)».
Игра
«Ответь на вопрос»
Чему
учится
ребенок
:
употреблять в
речи имена существительные в
творительном падеже
; отвечать на вопрос
чей
?
(
чья
?
чьи
!),
согласовывая местоимения с
существительными
Оснащение
:
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 7).
Ход
игры
:
объясните ребенку правила игры
:
«Я
буду задавать тебе вопросы
, а
ты посмотри на картинки и
постарайся ответить на них»
Рисуют
(
чем
?)

карандашами
Пишут
(
чем
?)

авторучкой
Клеют
(
чем
?)

кисточкой
Показывают
(
чем
?)

указкой
Режут
(
чем
?)

ножницами
Стучат
(
чем
?)

молотком
Шьют
(
чем
?)

иголкой
Предложите ребенку ответить на вопрос
чей
? {
чья
?
чьи
?),
согласовывая местоимения с существительными
Это
чьи
карандаши
?

Это
мои
карандаши
8

Игра
«Что забыл нарисовать художник

Чему
учится
ребенок
:
употреблять в
речи имена существительные в
родительном падеже единственного и
множественного числа и
сочетания с
наречием
«много»
Оснащение
:
сюжетная и
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 8).
Ход
игры
:
предложите ребенку рассмотреть картинку и
сказать
, что забыл нарисовать художник
При необходимости ребенок может воспользоваться предметными картинками
, нарисованными под сюжетной картинкой
«У
учителя нет
... (
указки
).
У
ученика нет
(
авторучки
).
У
ученицы нет
... (
тетради
)».
Подобрав другие предметные картинки
, игру можно продолжить
Подберите изображения различных школьных принадлежностей и предложите ребенку сказать
, каких принадлежностей у
него много
. (
У
меня много карандашей
, тетрадей
, учебников
...)
Игра
«
Сосчитай и
назови»
Чему
учится
ребенок
:
правильно согласовывать числительные
«два»
и
«пять»
с существительными
, обозначающими школьные принадлежности
Оснащение
:
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 9).
Ход
игры
:
предложите ребенку поиграть
Скажите
, что вы будете ему показывать картинки и
«выбрасывать»
пальцы
Ребенка попросите сосчитать количество пальцев и
сказать
, сколько школьных принадлежностей лежит в
портфеле
Например
: вы показываете картинку с
изображением карандаша
,
«выбрасываете»
вперед два пальца
Ребенок называет изображенный предмет
, пересчитывает
«выброшенные»
вами пальцы и
называет количество предметов
(
два карандаша
).
Лексический
материал
:
карандаш
, ранец
, ручка
, линейка
, тетрадь
, учебник
, пенал
, кисточка
, циркуль

Игра
«Добавь
слово»
Чему
учится
ребенок
;
образовывать глаголы с
помощью приставок
; употреблять в
речи предлоги
Оснащение
:
сюжетная картинка
(
см вклейку
, рис
. 10).
Ход
игры
:
предложите ребенку рассмотреть картинку
Произносите слово с
предлогом и
попросите ребенка выбрать слово
, подходящее по смыслу
Через дорогу
... (
переходить
,
заходить
).
В
школу
... (
входить
, выходить
).
От киоска
(
отходить
,
заходить
).
От
гаража
... (
отъехать
,
въехать
).
Из
портфеля
.., (
достать
,
убрать
).
Предложите ребенку
, глядя на картинку
, догадаться
, какие школьные принадлежности может достать из портфеля мальчик
Попросите их нарисовать
Игра
«Назови
правильно»
Чему
учится
ребенок
:
образовывать имена прилагательные от существительных
Оснащение
:
сюжетные картинки
(
см вклейку
, рис
. 11).
Ход
игры
:
предложите ребенку дать словам правильные определения
, ответив на вопрос
Как
назвать
ученика за ум
?

Умный
Как назвать мальчика
, который дерется
?

Драчливый
Как назвать девочку
, если у
нее кудри
?... (
Кудрявая
.)
Как назвать человека
, если он делает людям добро
? ... (
Добрый
.)
Как назвать лежебоку за лень
? ... (
Ленивый
.)
Как назвать книгу
, если она вызывает интерес
? ... (
Интересная
.)
Игра
«Закончи
предложение»
Чему
учится
ребенок
:
изменять глаголы прошедшего времени по родам
; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в
различных падежах
; употреблять местоимения
«он»
,
«она»
,
«они»
,
«оно»
; изменять глаголы по лицам
Оснащение
:
мяч
Ход
игры
:
назовите первое слово предложения и
предложите ребенку закончить его
, правильно употребляя слова
Ученик
... (
читал
).
Ученица
... (
читала
).
Ученики
... (
читали
).
Мальчик
... (
играл
).
Девочка
... (
играла
).
Дети
... (
играли
).
Радио
... (
играло
).
Ученик
... (
шумел
).
Ученица
... (
шумела
).
Ученики
... (
шумели
).
Море
... (
шумело
).
Ученик
... (
бежал
).
Ученица
... (
бежала
).
Ученики
... (
бежали
).
Время
... (
бежало
).
Ученик
... (
ел
).
Ученица
... (
ела
).
Ученики
... (
ели
).
Предложите ребенку заменить существительные местоимениями
: ученик

он
,
ученица

она
, ученики

они
Произнесите предложение и
предложите его закончить
Я
играл

Он
... (
играл
).
Она
... (
играла
).
Они
... (
играли
).
Я
учился

Он
... (
учился
).
Она
... (
училась
).
Они
... (
учились
).
10

Я
бежал

Он
... (
бежал
).
Она
... (
бежала
).
Они
... (
бежали
).
Предложите ребенку закончить предложения
:
«Саша читает не просто забавный рассказ
, а
... (
какой
?)

забавнейший»
«Миша играет не просто в
интересную игру
, а
в
... (
какую
?)

интереснейшую»
«Маша лакомится не просто вкусным яблоком
, а
... (
каким
?)

вкуснейшим»
Игра
«Слова
- родственники»
Чему
учится
ребенок
:
находить в
контексте родственные слова
Ход
игры
:
предложите ребенку на слух найти в
тексте родственные слова
Учитель учит нас всему
,
А
доктор лечит от болезней
Скажите сразу посему

Есть ли занятия полезней
?
Задание ученики записывают в
тетрадь
Учитель написал на доске предложение
Выписать из текста родственные слова
Необходимо вписать пропущенные буквы
Девочка переписала стихотворение
Попросите ребенка закончить начатую вами фразу
:
«В
школе задают домашнее
(
задание
).
Учебник по математике иногда называют
... (
задачник
).»
Игра
«Цепочка»
Чему
учится
ребенок
:
образовывать имена существительные при помощи суффиксов
Оснащение
:
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 12).
Ход
игры
:
предложите ребенку продолжить цепочку слов
, образуя новые слова по образцу
Карандаш

карандашик

карандашище
; портфель

... (
портфельчик

портфели
- ще
); книга

... (
книжечка

книжища
); тетрадь

... (
тетрадка

тетрадище
).
Игра
«Загадки»
Чему
учится
ребенок
:
правильно употреблять имена существительные в
предложном падеже
; отгадывать загадки
; употреблять в
речи наречия
; ориентироваться на плоскости
Оснащение
:
предметные картинки с
изображением школьных принадлежностей
Ход
игры
:
разложите на столе заранее подобранные предметные картинки с
изображением школьных принадлежностей
Предложите ребенку назвать
, что нарисовано на картинке
Объясните ребенку правила игры
:
«Я
буду тебе загадывать загадку
, а
ты назови отгадку
, найди и
дай мне картинку с
этой отгадкой»
Предложите ребенку складывать карточки с
отгадками справа
(
или слева
) от него
Черный
Ивашка
,
Деревянная рубашка
,
Где носом ткнет
,
Там черту проведет
(
Карандаш
)
Не куст
, а
с листочками
,
Не рубашка
, а
сшита
Не человек
, а
рассказывает
(
Книге
)
11

Грамоты не знаю
,
А
всю
жизнь
лишу
.
(
Ручка
)
Уютный
дом себе нашли
Все мои карандаши
(
Пенал
)
По черной земле Белый заяц пробежал
(
Мел
)
Игра
«Послушай
и
объясни»
Чему
учится
ребенок
:
закрепляет представление об антонимах
Оснащение
:
не требуется
Ход
игры
:
предложите ребенку найти
в
пословицах и
поговорках слова
,
противоположные
по
смыслу
Попросите
его
объяснить
смысл
пословиц
и
поговорок
.
Ученье

свет
, неученье

тьма
.
Век
живи
,
век
учись
.
Без
наук
как
без
рук
.
Кто грамоте горазд
, тому не пропасть
Знайка
по
дорожке
бежит
,
А
незнайка
на
лечи
лежит
.
Знание

дело наживное
Знания
никому
не
в
тягость
.
Грамоте
учиться

всегда пригодится
Ученику

удача
,
учителю

радость
Корень учения горек
, да плод его сладок
Мир освещается солнцем
,
А
человек

знанием
За одного ученого двух неученых дают
Игра
«Непоседа»
Чему
учится
ребенок
:
правильно использовать в
активной речи предлоги
«на»
,
«из»
,
«около»
,
«за»
,
«между»
,
«под»
,
«из
-
за»
,
«из
-
под»
;
употреблять в
речи
порядковые
числительные
«первый»
,
«второй»
,
«третий»
в
различных
падежах
;
подготавливать
пальцы к
письму
.
Оснащение
:
сюжетная
картинка
(
см
.
вклейку
,
рис
. 13).
Ход
игры
:
рассмотрите
вместе
с
ребенком
сюжетную
картинку
.
Обратите
его
внимание
на
ученика
-
непоседу
с
портфелем
Предложите ребенку
указательным
и
средним пальцами имитировать движение ног
ученика
-
непоседы
и
таким
образом
«повторить»
его маршрут по вашему рассказу
Предложите ребенку послушать небольшой рассказ и
попросите его одновременно
«проходить»
пальчиками там
, где побывал по сюжету непоседа
:
«Закончились
уроки
.
Первым
выбежал
из
школы
Саша
.
Оглянулся
,
увидел во дворе качели
Покатался на качелях
, постоял около них
, посидел на перекладине
, спрятался за
12
дерево
,
выглянул
из
-
за
него
,
обежал
вокруг
,
постоял между деревом
и
качелями
,
забрался
под
скамейку
,
вылез
из
-
под
нее
,
отряхнулся
и
пошел
домой»
.
Предложите ребенку
придумать
и
рассказать
,
кто
был
вторым
и
что
он
делал
;
кто
был
третьим
.
Игра
«Новое
слово»
Чему
учится
ребенок
:
образовывать причастия с
помощью вопросов
; употреблять причастия в
речи
Оснащение
:
не требуется
Ход
игры
:
предложите
ребенку
образовать новое
слово
,
используя вопрос какой
?
(
какая
? какое
?).
Лексический
материал
Девочка рисует
Девочка
какая
?

Рисующая девочка
Девочка читает
Девочка
какая
?

Читающая девочка
Мальчики
учатся
.
Мальчики
какие
?

Учащиеся
мальчики
.
Предложите ребенку составить предложения по вышеперечисленным словосочетаниям
,
состоящим
из
существительного
и
причастия
.
Девочка
, рисующая цветы
, готовит подарок маме
Девочка
,
читающая
книгу
,
еще маленькая
Мальчики
, учащиеся в
первом классе
, помогают малышам
Игра
«Продолжи
словесный
ряд»
Чему
учится
ребенок
:
знакомится
со
словами
,
имеющими
переносное
значение
Оснащение
:
предметные картинки
(
см вклейку
, рис
. 14).
Ход
игры
:
назовите слово
(
например
, бежит
) и
предложите ребенку посмотреть на картинки и
сказать
, о
чем
(
или о
ком
) можно сказать
«бежит»
Предложите придумать как можно больше слов
, которые можно сказать с
названным
Лексический
материал
Бежит

ученик
,
время
,
молоко
из
кастрюли
,
ветер
,
ручей
, вода
, корабль
Свежая

рыба
, рубашка
, газета
, новость
, статья
, булка
, масло

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3 5

6
лет
(
старшая группа
)
Игра
«До свидания
, детский сад
!» ..................................................................................................................
6
Игра
«Кто что делает
?» ...................................................................................................................................
6
Игра
«Кому что
?» .............................................................................................................................................
6
Игра
«Здравствуй
,
школа
........................................................................................................................
7
Игра
«Подбери пару»
8
Игра
«Назови
нужное
слово»
8
Игра
«Ответь на вопрос»
8
Игра
«Что забыл нарисовать
художник
................................................................................................
9
Игра
«Сосчитай и
назови»
9
6

7
лет
(
подготовительная
группа
)
Игра
«Добавь слово»
....................................................................................................................................... 10
Игра
«Назови
правильно»
.............................................................................................................................. 10
Игра
«Закончи предложение»
...................................................................................................................... 10
Игра
«Слова
- родственники»
........................................................................................................................... 11
Игра
«Цепочка»
............................................................................................................................................ 11
Игра
«Загадки»
............................................................................................................................................ 11
Игра
«Послушай и
объясни»
........................................................................................................................ 12
Игра
«Непоседа»
........................................................................................................................................... 12
Игра
«Новое слово»
........................................................................................................................................ 13
Игра
«Продолжи словесный ряд»
................................................................................................................... 13

Рис
. 1.
К
игре
«До свидания
, детский сад
!» (
см с
. 6)

Рис
. 2.
К
игре
«Кто что делает
?» (
см с
. 6)

Рис
. 3.
К
игре
«Кому что
?» (
см с
. 6)
ъ 3

Рис
. 4.
К
игре
«Здравствуй
, школа
!» (
см с
. 7)




Рис
. 6.
К
игре
«Назови нужное слово»
(
см с
. 8)

Рис
. 7.
К
игре
«Ответь на вопрос»
(
см с
. 8)

Рис
. 8.
К
игре
«Что забыл нарисовать художник
?» (
см с
. 9)


Рис
. 9.
К
игре
«Сосчитай и
назови»
(
см с
. 9)




Рис
. 12.
К
игре
«Цепочка»
(
см с
. 11)

Рис
. 13.
К
игре
«Непоседа»
(
см с
. 12)

Рис
. 14.
К
игре
«Продолжи словесный ряд»
(
см с
. 13)

перейти в каталог файлов
связь с админом