Главная страница

Григорьева Концепция диагностики аномального ра... Григорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями Журнал Дефектология, 1996 3


НазваниеГригорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями Журнал Дефектология, 1996 3
АнкорГригорьева Концепция диагностики аномального ра.
Дата21.02.2018
Размер49 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГригорьева Концепция диагностики аномального ра...doc
ТипДокументы
#65121
Каталогid82874817

С этим файлом связано 69 файл(ов). Среди них: Методика Загадки.doc, Рудик О С Коррекционная работа с аутичным ребенком.docx, Краткий Ориентировочный Тест.doc, Primernaya_adaptivnaya_obraz_programma_nach_shkola_dlya_detey_s_, Готовим ребенка к школе зрит память и восприятие.doc, Danilova_Praktikum_po_vozrastnoy_i_pedagogichesk.pdf, Burakov_N_B_-_Intellektualny_trening_Uroven_5_Dlya_detey_4-8_let, Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии..do и ещё 59 файл(а).
Показать все связанные файлы

Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 1996 № 3


Нарушения периферических отделов и проводящих пyтей дистантных анализаторов (слабовидение, слепота; тугоухость, глухота; слепоглухота) оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей и их познавательную деятельность. Проблема диагностики аномального развития детей с моногими бисенсорными нарушениями зрения  и слуха чрезвычайно актуальна и социально значима.

 Эффективность реабилитации детей указанных категорий зависит от характера заболевания органов чувств, структуры, глубины сенсорного дефекта и возможностей его коррекции, возраста, интеллектуальных способностей и т.д.

Принцип единства биологического и социального в развитии ребенка


 Этот принцип обоснован в теоретической концепции Л.С. Выготского (1960) о комплексном и многоплановом характере онтогенеза человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта).

А.Н. Леонтьев (1965) связывал формирование психики человека с его конкретным бытием, а также с общественным сознанием; им разработано положение о большом значении для формирования сенсорных процессов и высших психических функций человека общественно исторического опыта.

 Развивая это положение применительно к формированию психики слепоглухонемых, А.И. Мещеряков (1974) подчеркивал важность биологически значимых для ребенка внешних воздействий  в процессе становления его поведения и усвоения им общественного опыта.

Многочисленные экспериментальные исследования в области детской психологии выявили сложное взаимодействие биологических и средовых факторов, определяющее закономерности психического развития ребенка. Так, формирование речи тесно связано с процессами созревания центральной нервной системы (ЦНС), интеллектуальным и социальным развитием.

Наличие сенсорного дефекта у ребенка изменяет нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов.

Характерное для нормы взаимодействие между внешней средой и развивающимся мозгом нарушается, что обусловливает глубокую задержку психического развития детей.

Современная наука располагает экспериментальными данными, свидетельствующими о возможностях уменьшения отрицательного влияния сенсорного дефицита на психическое развитие.

 Снижение степени депривации возможно в определенной мере за счет активации физиологических механизмов, улучшающей функциональное состояние анализаторов и ЦНС в целом. Это очень важно, так как функциональное состояние ЦНС опосредует взаимодействие ребенка с внешней средой, в процессе которого формируются различные потребности и поведенческие акты.

 Глубокие нарушения зрения и слуха, в большой степени изолирующие ребенка от внешнего мира, могут сопровождаться вторичными отклонениями в его психическом развитии. Однако всегда следует иметь в виду, что причиной нарушений развития может быть не только сенсорная депривация, но и первичные поражения мозга.

 Таким образом, в комплексную диагностическую модель должны быть включены методы, направленные на исследование  нейробиологических основ, психологических и социальных факторов в развитии ребенка. 

Принцип системности в развитии восприятия


 Важнейшее направление в диагностике психического развития детей с сенсорными нарушениями - исследование восприятия, состояние которого зависит от структуры и глубины первичного дефекта, а также от длительности депривации.

 Онтогенетическое развитие восприятия является системным процессом. В соответствии с концепцией  Л.С.Выготского в онтогенезе на низшей генетической ступени образуются межфункциональные связи  между восприятием и памятью; в подростковом возрасте на высшей генетической ступени происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, усиливается интеллектуализация перцептивных процессов.

 Исследования становления восприятия в онтогенезе выявили существенные корреляции между  морфологическими данными, нейрофизиологическими механизмами и психологическими закономерностями.

 Успех диагностического исследования зависит от состояния внимания ребенка. У детей с глубокими нарушениями зрения и слуха внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения физиологической интенсивности сенсорных воздействий.

 Основные свойства зрительного и слухового восприятия формируются в процессе взаимодействия с другими психическими функциями - памятью, мышлением, речью …

Зрительное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам.

 У детей с сенсорными дефектами мнемонические процессы могут быть нарушены, как это описано в исследовании глухих дошкольного и младшего школьного возрастов. Для компенсации нарушений запоминания очень важное значение имеет динамичное взаимодействие формирующихся образов со «следами» прошлого опыта.

  Развитие восприятия как системного процесса тесно связано с наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим типами мышления. Когнитивные факторы существенно влияют на сенсорное различение.

 Операция анализа - синтеза обеспечивает расчленение объекта на части и их объединение в целое, масштабные преобразования, что может трансформировать сенсорно обедненный образ и облегчить его опознание.

Для формирования умений использовать знания общих свойств объектов в процессе восприятия одного из них необходима операция конкретизации.

Таким образом, вовлечение в процесс восприятия детей с глубокими сенсорными нарушениями таких интеллектуальный  операций, которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушений опознавательного процесса. Операции анализа - синтеза, сравнения, обобщения, включенные в процесс восприятия, способствовали лучшему запоминанию зрительного материала у глухих детей.

 Недостаточная дифференцированность мимико-жестовых обозначений предметов, замедленное овладение словесной отставание в развитии зрительного восприятия глухих и его особенности: снижение скорости, обедненность; неполноту анализа - синтеза; затруднения в определении пространственно-временных отношений объектов, представленных на рисунке.

 Позднее формирование словесной речи у слепо глухих детей приводит к недоразвитию образности, к отсутствию умений синтезировать части предмета в целостный образ. Отставание в формировании речемыслительной деятельности у глухих сопровождается снижением эффективности образной памяти. У всех аномальных детей отмечаются недоразвитие словесного опосредования, нарушения речевой регуляции деятельности понимания речи или её выражения.

Принцип дифференцированного подхода в диагностических исследованиях


Особое значение имеет исследование сформированы уровня интеллектуального развития. При этом следует учитывать что во многих случаях глубокие нарушения зрения и слуха сочетаются с органической патологией ЦНС, которая может быть причиной задержки развития или умственной отсталости. Вместе с тем задержка интеллектуального развития может быть обусловлена педагогической запущенностью. Дифференциация этих сторон психического статуса позволяет выделить разные группы детей с сенсорными нарушениями.

 Дальнейшая дифференциация зависит от времени возникновения сенсорного дефекта и его динамики на разных этапах онтогенеза. В отдельную группу должны быть выделены дети, у которых сенсорные нарушения имеются либо с рождения, либо с раннего детства (появились до трехлетнего возраста). Рано возникшая сенсорная депривация оказывает отрицательное влияние на развитие этих детей. В наибольшей степени это наблюдается у детей с бисенсорным дефектом. Слепоглухие от рождения даже с остатками зрения и слуха - подлинно слепоглухонемые.  Для детей, у которых слепоглухота возникла в раннем онтогенезе, характерны недостаточная сформированность психических функций и их быстрый распад в последующем. Описана группа детей с врожденными и ранними нарушениями зрения и слуха при сохранности предпосылок к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Задержка психического развития у этих детей вторична и вызвана сенсорно-перцептивным дефицитом. Патогенез этой формы нарушений развития характеризовался значительным и положительными сдвигами в условиях рано начатого специального обучения и воспитания.

Появление сенсорных нарушений на более позднем этапе онтогенеза (3 - 7 лет) создает несколько иные предпосылки для психического развития. К этому возрастному периоду в определенной мере уже сформированы познавательные процессы и личностные качества детей, которые могyт сохраняться в условиях специального обучения и воспитания. У детей этой группы, не имеющих органических поражений ЦНС, потенциальные возможности психического развития выше. Как показали многочисленные клинико-генетические исследования, заболевания, вызывающие снижение зрения и слуха, могут быть приостановлены с помощью лечебных средств или же непрерывно прогрессируют. Это следует учитывать при проведении диагностических исследований развития ребенка. Очень важно определить структуру вторичных отклонений в психическом развитии, обусловленных сенсорно-перцептивным дефицитом.

Все изложенное выше обосновывает комплексную модель диагностического обследования детей с монои бисеасорными нарушениями зрения и слуха. Она предусматривает два этапа обследования (см. табл.1 и 2).

Таблица 1. Обобщенная модель комплексного диагностического обследования детей с монои бисенсорными нарушениями зрения и слуха:



Клиническое
обследование


Параклиническое
(нейрофизиологическое)
обследование


Психологическое
обследование


педиатрическое,
психоневрологическое,
офтальмологическое,
аудиологическое и др.


ЭЭГ - исследование состояния ЦНС,
электрофизиологическое исследование состояния зритепьного и слухового анализаторов (анализ вызванных потенциалов)


уровни развития:
средств общения, интеллекта,
эмоционально-волевой сферы,
личностных качеств

Таблица 2. Модель диагностического обследования (II этап) сенсорно-перцептивной сферы детей с монои бисенсорными нарушениями зрения и  слуха:



Психофизиологическое исследование сенсорных процессов зрительной системы


Психофизиологическое исследование сенсорных процессов слуховой системы


абсолютная световая абсолютная чувствительность, реактивность, пороги дискомфорта, контрастная чувствительность, цветоразличение, пространственная и временная разрешающие способности


абсолютная чувствительность слуха, реактивность, пороги неприятных - ощущений, дифференциальные пороги по интенсивности, различение высоты тонов, пространственный слух восприятие звуковой последовательности


психологическое исследование свойств психических функций, восприятия: предметности, константности, целостности, детальности, аперцепции,
антиципации


исследование других психических функций, связанных с восприятием: мотивации, вербальных, перцептивно-когнитивных операций

перейти в каталог файлов
связь с админом