Главная страница

Ход урока I. Организационный момент


НазваниеХод урока I. Организационный момент
Анкорurok_82_-_90.doc
Дата29.10.2017
Размер266 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаurok_82_-_90.doc
ТипУрок
#44494
Каталогid2060352

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: pamyatka_sekrety_uspeha_na_uroke.doc, urok_107_-111.doc, urok_91_-_100.doc, urok_82_-_90.doc, urok_58_-_81.doc, urok_51_-_57.doc, urok_31_-_50.doc и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы

Урок 82
Вычитание числа 4
с переходом через разряд


Цели: познакомить детей с приемами вычитания числа 4; закрепить знания состава чисел; формировать умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Прямой и обратный счет.

Воспроизведение чисел от 0 до 20 и от 20 до 0, начиная с любого числа.

– Я начинаю счет, а вы продолжаете по «цепочке»: 6, 7, … ; 19, 18, … . И т. д.

2. Решение задач.

Ответы дети показывают цифрами-карточками.

Ветер дунул, лист сорвал,

И еще один упал,

А потом упало 5.

Кто их может сосчитать? (7.)

Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве.

Шестеро под кочкой.

Сколько лягушат всего?

Только быстро, точно. (6 + 2 = 8.)

В зоопарке он стоял,

Обезьянок все считал.

Две играли на песке,

Три уселись на доске.

А четыре спинки грели.

Сосчитать вы их успели? (2 + 3 + 4 = 9.)

Ответы записываются на доске: 7, 8, 9.

– Дополните каждое из этих чисел до 10.

– Замените каждое число суммой двух чисел (состав чисел: 7, 8, 9.)

3. Игра «Молчанка» по заданию 10 на с. 56 учебника.

Найдите сумму чисел 9 и 1; разность этих чисел.

Найдите сумму чисел 8 и 3; разность этих чисел.

Найдите сумму чисел 10 и 2; разность этих чисел.

Найдите сумму чисел 7 и 0; разность этих чисел.

III. Работа над новой темой.

1. Объясните, как из числа 11 отняли 1 по линейке, и т. д.

11 – это 1 дес. 1 ед. Отнимем 1 ед., остается 1 дес., значит, 11 – 1 = 10.

12 – это 1 дес. и 2 ед. Отнимем 2 ед., останется 1 дес., значит, 12 – 2 = 10.

13 – это 1 дес. 3 ед. Отнимем 3 ед., останется 1 дес., значит, 13 – 3 = 10.

Покажите на карточках ответы:

18 – 8 16 – 6 17 – 7

14 – 4 15 – 5 19 – 9

2. Вычитание числа 4 (задание 2 на с. 54 учебника).

– Рассмотрите приемы вычислений. Объясните, как отнимали число 4.

Дети должны объяснить, что число 4 надо разбить на две части так, чтобы при вычитании первой части получалось 10, а потом надо вычесть оставшуюся часть.

Объясните каждый пример:

11 – 4 = 12 – 4 = 13 – 4

4 – это 1 и 3 4 – это 2 и 2 4 – это 3 и 1



Запомните:



IV. Составление таблицы на минус 4.

На доске в два столбика записаны числа от 4 до 10.

4 –  =  8 –  = 

5 –  =  9 –  = 

6 –  =  10 –  = 

7 –  = 

Дети «цепочкой» выходят к доске и составляют таблицу.

1. Чтение примеров из таблицы разными способами.

2. Работа над таблицей в парах.

Ответы закрываются. Один ученик читает примеры, второй называет ответы, которые затем сверяются с написанными на доске.



Мы считали и устали,

Дружно, тихо мы все встали.

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

V. Закрепление и повторение изученного.

1. Самостоятельная работа.

9 + 2 11 – 4 11 – 2 7 + 4

9 + 4 12 – 3 12 – 4 8 + 3

9 + 3 13 – 4 8 + 4 11 – 3

Примеры решены на листочках, дети записывают только ответы.

Проверка выполненной работы:

Дети меняются листочками, берут зеленую ручку. Учитель называет ответы, дети проверяют. Если все верно, ставят букву «М» – молодец.

2. Решение задач.

1) Решение задач № 11, 12 на с. 36 учебника.

2) Задача 2 (с. 48 учебника) на деление решается с помощью фишек.

3) Решение примеров с «окошечками» (рабочая тетрадь № 1, с. 46, задание 7).

– Подберите число, которое подходит. Вставьте в «окошко» по порядку числа, начиная с нуля. (Подставим число 0. 0 + 4 = 11. Неверно. Нуль не подходит.)

1 + 4 = 11. Неверно.

2 + 4 = 11. Неверно.

3 + 4 = 11. Неверно. И т. д. до 7.

7 + 4 = 11. Верно.

(Это решение верно. В окошко запишем число 7.)

Проводится аналогичная работа с другими примерами.

VI. Итог урока.

– Каким приемам вычитания числа 4 научились?

Урок 83
Прибавление однозначного числа к 10


Цели: объяснить, как получаются числа второго десятка; научить прибавлять любое однозначное число к 10.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Логическая задача.

Если красное яблоко больше желтого, а желтое больше зеленого, то какое яблоко самое маленькое?

2. Игра «Светофор».

У учителя в руках круг, с одной стороны зеленого цвета (+ 4), а с другой – красного (– 4). Учитель очень быстро называет число и показывает круг тем или иным цветом, а учащиеся должны очень быстро сосчитать и назвать ответ.

3. Игра «Математическая рыбалка».

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки: 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра «Поймай бабочку».

4. Логические задачи.

 Вова выше Пети, а Петя выше Коли. Покажи на рисунке Вову, Колю и Петю.



 Маша выше Веры, а Вера ниже Иры. Покажи на рисунке Машу, Веру и Иру.



III. Работа над новой темой.

– Отгадайте загадки:

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной –

Летом станет хлеб стеной. (Трактор.)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры.)

– Какое число используется в данных загадках? (Число десять.)

Учитель прикрепляет к доске картинку, изображающую паровозик, и сообщает, что настало время отправиться в страну «Двузначных чисел»:

– В этой стране мы узнаем, как образуются и читаются числа, которые больше 10.

1. Работа с фишками.

Вот задача для ребяток:

Как нам сосчитать десяток?

Учитель берет фишки, выкладывает на наборное полотно и считает, а ученики повторяют.

Один, два, три,

А за ними – посмотри –

Идут четыре, пять, шесть,

Их нам надо быстро счесть.

Дальше будет семь и восемь,

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь прибавим –

И десяток вмиг составим.

– Сколько фишек стало на доске? А у вас на парте? (10.)

Далее поясняется, что десять палочек составляют десяток.

– Сколько фишек в десятке? (10.)

– Сколько десятков составляет 10 фишек? (1 десяток.)

– А кто знает, какие числа стоят дальше? (Дети называют числа от 11 до 20, а учитель выставляет на доску карточки с числами.)

2. Работа по тетради.

Дети рассматривают картинки в задании 1 на с. 38 и записывают двузначные числа:

13 18 11 14 12

– Сколько предметов справа (слева)? (10.)

– Сколько отдельных предметов слева (справа)? (3, 8, 1, 4, 2.)

– Сколько всего? (13.. И т. д.)

– Сколько десятков и единиц содержится в числе 13; 18; 11; 14; 12?

На примерах этого задания можно объяснить названия чисел второго десятка. (Один – на – дцать, две – на – дцать и т. д.)

Учитель обращает внимание на то, что в названии чисел от 11 до 19 первая часть слова обозначает число единиц, а вторая часть слова – это «дцать». Мы накладываем отдельные фишки на десять, то есть на «дцать».

3. Работа по учебнику.

1) Решение примеров в задании 11 на с. 52.

Примеры решаются на доске и в тетрадях с крупной клеткой.



Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять –

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хлопаем руками.

2) Решение задачи 10 на с. 35.

IV. Повторение и закрепление.

1. Выполнение задания 14 на с. 53 учебника.

Дети работают с фишками. Они объясняют, что значит столько же.

2. Самостоятельная работа.

Выполнение задания 5 на с. 39 в тетради.

Учитель индивидуально проверяет.

V. Итог урока

– С чем вы сегодня познакомились на уроке?

Урок 84
Прибавление однозначного числа к 10.
Дециметр. Измерение дециметром
и сантиметром


Цель: развивать умение прибавлять любое однозначное число к 10, умение выражать см в дм и наоборот.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Индивидуальная работа.

У доски работают трое учащихся. После правильного решения получают сюрпризы.

10 + 3 10 + 4 7 + 2

10 + 10 10 + 1 9 – 3

10 + 8 10 + 7 8 + 2

10 + 6 10 + 2 10 – 4

10 + 9 10 + 5 4 + 4

Проверка ведется по сигнальным карточкам-светофорам.

2. Фронтальная работа.

1) Чему равна сумма?

4 и 10 2 и 10 7 и 10 1 и 10

8 и 10 6 и 10 3 и 10 0 и 10

2) Найти разность.

10 и 3 10 и 4 10 и 2

10 и 1 10 и 10 10 и 0

3) Решение задачи.

Из клубка шерсти можно связать пару носков. Сколько носков можно связать из трех клубков? (3 пары носков, или 6 носков.)

– Как получили? (2 · 3 = 6.)

Здесь можно напомнить, какие еще предметы в жизни употребляются парами.

III. Работа над новым материалом.

1. Минутка чистописания.

Письмо цифр 1 0 1 0.

2. Дети повторяют знания о сантиметре и дециметре.

– Какие единицы измерения вы знаете? (Сантиметр и дециметр.)

– Сколько сантиметров в одном дециметре? (10 см, или десяток сантиметров.)

– Сколько дециметров будут составлять десять сантиметров? (1 дм.)

3. Работа по тетради над заданием 6 на с. 40.

Дети анализируют задание: перевести одни единицы измерения в другие.

Объяснение. 1 дм 7 см – это один десяток сантиметров и 7 см, то есть 17 см, и наоборот; 19 см – это 1 десяток сантиметров, то есть 1 дм и еще 9 см и т. д.

Важно, чтобы у учащихся были модели дециметра и сантиметра (например бумажные полоски). Это даст возможность сравнить эти единицы измерения, выполнить с их помощью практические измерения – в результате у детей вырабатывается наглядное представление об этих единицах измерения и усваиваются соотношения между ними.

4. Работа по тетради над заданием 8 на с. 41.

– Рассмотрите чертеж. Измерьте красный отрезок. (4 см.)

– Начертите синий отрезок. Измерьте. (5 см.)

– Измерьте зеленый отрезок.

– Сколько раз уложился дециметр? (1 раз.)

– А еще раз можно отложить дециметр? (Нет, остался отрезок меньше дециметра.)

– Чем измеряем остальную часть отрезка? (Сантиметром.)

– Сколько раз уложился? (1 раз.)

– Длину этого отрезка запишите числом: 1 дм 1 см. Начертите в тетрадях отрезок такой же длины.

– Сколько в отрезке уложилось бы сантиметров, если измеряли только сантиметром? (1 десяток сантиметров и 1 см – всего 11 см.)



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Тропинка вьётся, извивается,
Тропинка УЗКАЯ такая,
На ней едва лишь умещается
Одна ступня моя босая.
А вот ШИРОКОЕ шоссе,
И по нему пройдём мы все:
И я, и бабушка, и брат –
Здесь можно проводить парад.

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задачи 5 на с. 35 учебника.

2. Самостоятельная работа.

1) Решение примеров (задание 9 на с. 40 в тетради).

Выполняется взаимопроверка.

2) Рисование фишек (задание 7 на с. 40 в тетради).

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Что понравилось?

Урок 85
Прибавление числа 5


Цели: составить таблицу для случая _ + 5 и начать работу по ее запоминанию; формировать умение решать задачи; закреплять знания состава чисел.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Задачи в стихах.

В класс вошла Маринка,

А за ней – Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько было всех ребят? (3.)

К медвежонку в день рожденья
Собрался народ лесной:
Ёжик, волк, енот, барсук,
Заяц, лось, лисенок-друг.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех гостей. (7.)

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов? (5.)

Сбежала от Федоры посуда:

Три стакана, три чашки, три блюда.

Кто сосчитать готов?

Сколько всего беглецов? (9.)

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход…

Сколько вместе? Как узнать?

Помогите сосчитать! (8.)

2. Состав числа 5.

1) Игра «Сколько спрячу я в ладошках».

– Отберите 5 красных фишек и положите их на стол перед собой. Возьмите все фишки в две ладони и не раскрывайте их.

– Теперь будете узнавать, сколько фишек в правой и левой ладони.

Например, я спрашиваю: «Петя, сколько фишек у тебя в левой руке?» (Мальчик открывает ладошку и, предположим, говорит: «4».)

– Сколько фишек в правой руке? Догадайтесь, не открывая ладошку правой руки.

– Значит, 5 – это 4 и 1. (Учителю постараться опросить как можно большее количество детей.)

2) Выполнение задания 1 на с. 48 в рабочей тетради № 1.

– Сколько должно быть грибов? (5.)

– Сколько уже нарисовано? (2.)

– Сколько надо дорисовать? (3.) Нарисуйте.

– Значит, 5 – это 2 и 3. В пустую клеточку впишите число 3.

– Сколько букв должно быть в слове? (5.)

– Сколько букв уже есть? (3.)

– Сколько надо дописать? (2.) Значит, 5 – это 3 и 2.

– Какое слово зашифровано? (Школа.) Сколько букв в этом слове? (5.)

– Сколько написано букв? (4.) Сколько надо дописать? (1.)

– Значит, 5 – это 4 и 1.

3) Выполнение заданий 1, 2 на с. 59 учебника.

3. Фронтальная работа.

Учитель показывает число, дети дополняют его до 10.

– Сколько надо добавить к числу _, чтобы получилось 10?

8, 7, 5, 6, 3, 4, 2, 9, 1.

4. Игра «Отвечай – не зевай».

Описание. Учитель бросает мяч, называет пример. Ребенок ловит мяч, бросает обратно и говорит результат.

10 + 2 10 + 4 10 + 7 10 + 1 10 + 6

10 + 8 10 + 5 10 + 9 10 + 3 10 + 0

5. Выполнение задания 4 на с. 49 в рабочей тетради № 1.



Выполнение упражнений в соответствии с текстом.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

III. Работа над новой темой.

1. Объяснение способов прибавления числа 5 (задание 3 на с. 59 учебника).

– Число пять будем прибавлять по частям. Разобьем на две части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получалось 10, а затем прибавим оставшуюся часть.

Задание. Решите примеры с устным объяснением.

6 + 5 8 + 5

7 + 5 9 + 5

2. Выполнение задания 4 на с. 59 учебника.

– Как удобнее сложить эти числа? (Удобнее к большему прибавить меньшее число, ведь числа можно складывать в любом порядке.)

3. Работа по запоминанию таблицы сложения и вычитания: _ + 5.

IV. Закрепление и повторение пройденного.

1. Самостоятельная работа.

1) Игра «Математический спринт».

Описание. Перед учениками полоски бумаги – это «беговые дорожки», так как спринт – это бег на короткие дистанции. Вы должны добежать до финиша, не допустив в примерах ошибок. Я читаю пример, вы записываете ответ и загибаете листок, следующий ответ записываете под загнутой частью. После того как развернете листочек, все ответы будут записаны друг под другом.

 9 + 4.

 К 8 прибавить 3.

 Найти разность чисел 12 и 4.

 13 минус 4.

 Найти сумму чисел 7 и 4.

 К 9 прибавить 3.

 Из числа 11 вычесть 3.

 11 – 2.

 Найти разность чисел 12 и 3.

 8 + 4.

 11 – 4.

 Найти разность 13 и 4.

Проверка.

Учитель читает ответы с последнего, ученики постепенно разворачивают полоски: 9, 7, 12, 9, 9, 8, 12, 11, 9, 8, 11, 13. Кто решил примеры без ошибок, является победителем.

2. Решение задач 6–9 на с. 60 учебника; 5 на с. 49 в рабочей тетради № 1 самостоятельно.

1) Работа над задачей 7 на с. 60 учебника.

– Сколько слив взял Коля? (9.) Отсчитайте столько красных фишек.

– Сколько слив взяла Катя? (5.) Отсчитайте столько желтых фишек и положите рядом с красными.

– Прочитайте вопрос задачи. (Сколько было слив на тарелке?)

– Сколько же было слив на тарелке? (14.) Каким действием узнали? (Сложением: 9 + 5 = 14.)

– Значит, чтобы узнать, сколько было слив на тарелке, надо сложить 9 и 5.

2) Выполнение задания 6 на с. 60.

– Придумайте и решите задачу.

3) Решение задачи 20 (работа с фишками), с. 63.

3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Выполнение задания 2 на с. 48 в рабочей тетради № 1.

Проверка: дети читают пример, а затем ответ по «цепочке». Ответ проверяют зеленой ручкой. Если все верно решено, ставят букву «М» – «молодец».

V. Итог урока.

– Как запомнили таблицу для случая  + 5?

– Какие задачи решали на уроке сегодня?

Урок 86
Вычитание числа 5


Цели: составить таблицу _ – 5 и начать работу по ее запоминанию; формировать умение решать задачи; закреплять знания состава чисел.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Индивидуальная работа.

1) Работа в рабочей тетради № 1.

а) Выполнение задания 16 на с. 52 с фишками.

в) Выполнение задания 17 на с. 52. Нарисуйте лошадку, не отрывая карандаша от бумаги.

г) Выполнение задания (вынести на доску).

Показать все треугольники.

2. Игра «Математический спринт».

5 + 5 5 + 4 7 + 4

8 + 5 9 – 4 3 + 3

6 + 5 5 + 3 8 + 5

9 + 5 10 – 2 9 – 3

7 + 5 6 + 5 4 + 0

10 + 5 15 – 0 5 + 9

3. Выполнение устных вычислений.

1) Сколько грибов может быть в корзине, если их больше 5 и меньше 14?

Записать эти числа на доске:

6 7 8 9 10 1 12 13

Дополните числа 6, 7, 8, 9 до 10.

– Составьте примеры на вычитание с ответом 10 из этих чисел.

2) Выполнение задания 9 на с. 50 в рабочей тетради № 1.

4. Задачи в стихах.

Пять малышек-медвежат

По кроваточкам лежат.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? (5 – 1 = 4.)

В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре два кузнечика

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов,

Сколько в хоре голосов? (7 – 2 = 5.)

5. Работа с геометрическим материалом.

– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

– Сколько кругов? (5.) Треугольников? (5.)





III. Работа над новой темой.

1. Выполнение задания 12 на с. 61 учебника.

– Как с помощью линейки можно вычесть число 5? (11 – 5, 13 – 5, 12 – 5, 14 – 5. Найдем на шкале линейки число 11 и отступим влево 5 шагов по одному, получим 6 и т. д.)

Аналогично решаются и объясняются другие примеры.

2. Выполнение задания 13 на с. 61 учебника.

– Как еще можно вычесть 5? (По частям.)

– Объясните. (Разобьем число 5 на две части так, чтобы при вычитании первой части сразу получилось 10, а потом вычтем оставшуюся часть. 12 – 5; 5 – это 2 и 3, 12 – 2 получится 10, 10 – 3 = 7. Значит, 12 – 5 = 7.)

Аналогично объясняются и решаются остальные примеры.

3. Выполнение задания 23 на с. 64 учебника.

Если есть тетради в большую клетку, можно эти примеры решить под диктовку с устным объяснением. Примеры занести в тетрадь.

IV. Закрепление и повторение изученного.

1. Выполнение задания 12 на с. 51 в рабочей тетради № 1.

– Соедините пример с верным ответом.

2. Игра «Машина  5» (задание 12 на с. 51 в рабочей тетради № 1).

3. Решение задач.

Работа над задачей 26, с. 64 (работа с фишками).

4. Решение примеров.

1) Выполнение задания 18 на с. 52 учебника.

2) Выполнение задания 20 на с. 53 учебника.

Вставьте нужное число в «окошко» методом подбора.

– Будем подбирать числа, начиная с числа 4. Почему начинаем с этого числа? (Потому что числа 0, 1, 2, 3 меньше 4, а из меньшего нельзя отнимать большее.)

4 – 4 = 2 – это неверно, значит, 4 не подходит.

5 – 4 = 2 – это неверно, значит, 5 не подходит.

6 – 4 = 2 – это верно, значит, в «окошко» впишем число 6.

Аналогично провести работу с другими примерами.

V. Итог урока.

– Что понравилось на уроке?

Урок 87
Прибавление числа 6


Цели: познакомить детей с приемами прибавления числа 6; закреплять знания о составе чисел; формировать умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Как легче и быстрее сложить числа?

На доске записаны примеры.

2 + 7 1 + 8 3 + 6 1 + 9

Дети должны сказать, что удобнее к большему числу прибавить меньшее, так как складывать числа можно в любом порядке.

2. Сколько получится?

(Ответы учащиеся показывают на «ромашках».)

4 + 7 (11) 12 – 2 (10) 11 – 2 (9)

11 – 5 (6) 9 – 8 (1) 14 – 5 (9)

2 + 8 (10) 3 + 7 (10) 12 – 3 (9)

10 – 1 (9) 5 + 6 (11) 14 – 4 (10)

7 + 5 (12) 13 – 3 (10) 11 – 3 (8)

3. Состав числа 6.

(Дети показывают ответы на «ромашках».)

Учитель говорит:

6 – это 5 и _.

6 – это 2 и _.

6 – это 3 и _.

6 – это 4 и _.

6 – это 1 и _.

III. Подготовка к изучению новой темы.

1. Выполнение задания 1 на с. 65 учебника.

– Внимательно рассмотрите рисунок и скажите, из каких чисел состоит число 6. (Дети объясняют: 5 красных яблок и 1 зеленое яблоко, а всего 6. Значит, 6 – это 5 и 1. И т. д.)

2. Выполнение задания на с. 53 в рабочей тетради № 1.

1) Рассмотрите таблицу.

– В первой строке записано число 6. Во второй и третьей вы должны записать числа, из которых состоит число 6. Первый столбик заполнили для вас: 6 – это 5 и 1. Остальные столбики заполните самостоятельно.

После выполнения работы учитель должен спросить как можно больше детей, повторить хором состав числа 6.

2) Заполните клеточки.

6 – это 3 и _.

6 – это 2 и _.

6 – это 1 и _.

3. Выполнение задания 2 на с. 65 учебника.

Учащиеся определяют по линейке:

– Сколько нужно прибавить к 4, чтобы получилось 10?

– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 10?

– Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 10?

– Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 10?

– Сколько надо прибавить к 8, чтобы получилось 10?

– Сколько надо прибавить к 9, чтобы получилось 10?

4. Работа в рабочей тетради № 1: с. 53, задание 2.

Дети решают примеры по «цепочке». Читают пример, записывают его в ответ. Проверка осуществляется с помощью игры.

Игра «Отвечай – не зевай».

6 + 4 3 + 7 5 + 5 8 + 2 9 + 1

10 + 3 10 + 4 10 + 2 10 + 1 10 + 8

10 + 7 10 + 9 10 + 5 10 + 6 10 + 10

Описание. Учитель бросает мяч, говорит пример, ребенок ловит мяч и называет ответ.

IV. Работа над новой темой.

1. Работа по учебнику над заданием 3 на с. 65.

Дети должны рассмотреть, как к числу прибавили 6, объяснить ход решения. Дети объясняют: «5 + 6 = . Число 6 нужно разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой части получилось 10, а затем прибавить оставшуюся часть».

5 + 6 6 – это 5 и 1

+ 1 = 10 + 1 = 11, значит, 5 + 6 = 11.

Аналогичная работа проводится с остальными примерами.

2. Работа в рабочей тетради № 1: с. 53, задание 4.

I столбик: 8 + 6. 6 – это 2 и 4, 8 + 2 = 10, 10 + 4 = 14.

Значит, 8 + 6 = 14, записывают ответ: 14.

II столбик: удобнее к большему числу прибавить меньшее.

6 + 9 = ; к 9 + 6, 6 – это 1 и 5,

9 + 1 = 10, 10 + 5 = 15. Значит, 6 + 9 = 15,

записывают ответ: 15.

3. Выполнение задания 9 на с. 67 учебника.

Не вычисляя, сравни суммы:

9 + 6 и 6 + 9 – эти суммы равны, так как к числу 6 прибавляли число 9.

8 + 6 и 7 + 6 – первая сумма больше, так как в первой сумме к 6 прибавляли 8, а во второй – число 7, а 8 больше 7.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Однажды три цыпленка, а с ними три мышонка,

А с ними три веселых умытых поросенка

Бежали спозаранку из дома на полянку.

Посчитайте скорей, сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку играли на полянке? (9.)

V. Повторение и закрепление изученного.

1. Работа над таблицей в учебнике (с. 68).

1) Рассмотрите все примеры.

2) Прочитайте примеры вместе с ответами.

3) Закройте ответы линейкой и постарайтесь воспроизвести примеры с ответами сами.

4) Работа в паре: один ученик говорит пример, другой – ответ.

2. Самостоятельная работа.

Вынести на доску примеры задания 12 на с. 67 учебника. В тетради с крупной клеткой дети записывают примеры и решают их. После выполнения работы учитель собирает тетради для проверки. Пока учитель проверяет, дети выполняют задания 5, 8, 9, 14 в рабочей тетради № 1 на с. 54.

После того как учитель проверит примеры, тетради раздаются детям. Если на полях стоят палочки, значит, в этой строчке есть ошибки. Ребенок исправляет и подходит к учителю.

Если нет ошибок, ребенок на полях ставит букву «М» – «молодец».

Проверка выполненной работы в рабочей тетради № 1.

1) В задании 5 назовите верные примеры.

2) В задании 8 скажите, как зовут кота.

3) В задании 9 и 14 пройти и посмотреть, какие получились рисунки.

VI. Решение задач.

1. Учащиеся решают задачи 6, 7, 8, 10, 11 на с. 66–67 учебника под руководством учителя.

2. Учащиеся решают задачу 3 на с. 53 и задачи 6, 7 на с. 66–67 в рабочей тетради № 1.

VII. Знакомство с геометрической фигурой «Пирамида».

Учитель утром расставляет в классе предметы, имеющие форму пирамиды. На уроке организует беседу по вопросам:

– Сколько ребер у пирамиды? Сколько вершин? Сколько граней? Какую форму имеет грань пирамиды? (Основание пирамиды имеет форму четырехугольника, треугольника и пятиугольника.)

– Какие предметы имеют форму пирамиды? (Учащиеся характеризуют предметы, расставленные в классе.)

VIII. Итог урока.

– С какими приемами прибавления числа 6 познакомились на уроке? О какой геометрической фигуре узнали?

Урок 88
Вычитание числа 6


Цели: познакомить с приемами вычитания числа 6; закреплять знания о составе чисел; формировать умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Прямой и обратный счет от 0 до 20, начиная с любого числа:

10, 11 …

5, 6, 7 …

20, 19 …

11, 10 …

2. Назвать «соседей» числа: 5; 9; 10.

3. Прибавьте к числу 3 такое число, чтобы в сумме получилось: 10, 7, 11, 4, 3.

Дети на «ромашках» показывают, сколько надо прибавить.

4. Вспомните состав числа 6.

– Возьмите 2 желтые фишки и 4 красные.

– Сколько всего фишек? (6.) Значит, 6 – это 2 и 4.

– Возьмите 5 желтых и 1 красную фишки.

– Сколько всего фишек? Значит, 6 – это сколько? И т. д.

5. Выполнение задания 18 на с. 69 учебника.

– Помогите зверюшкам встать так, чтобы получился состав числа 6. (Волк держит число 1, рядом с ним должен встать заяц, так как 6 – это 1 и 5, 5 и 1.) И т. д.

6. Самостоятельная работа.

Игра «Математический спринт».

9 + 5 6 + 5 7 + 6

7 – 5 13 – 4 6 + 6

8 + 6 11 – 3 9 + 6

14 – 4 7 + 4 10 + 6

III. Работа над темой.

1. Рассуждение о приемах вычитания числа 6 по учебнику на с. 68. (Объяснение детьми, как можно вычесть число 6: «11 – 6. Число нужно разбить на 2 числа так, чтобы при вычитании первой части получилось сразу 10, а затем вычесть вторую часть. 11 – 6, 6 – это 1 и 5, 11 – 1 = 10, 10 – 5 = 5, значит, 11 – 6 = 5».)

2. Выполнение задания 10 на с. 55 в рабочей тетради.

Решение примеров с устным объяснением.

12 – 6, 6 – это 2 и 4, 12 – 2 = 10, 10 – 4 = 6, значит, 12 – 6 = 6, в клеточку записываем ответ 6. И т. д.

3. Решение примеров в тетради в крупную клетку (учебник, с. 58, задания 18, 20).

4. Работа с таблицей (учебник, с. 70).



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

IV. Закрепление и повторение изученного.

1. Решение задачи 27 на с. 72 учебника.

– Сколько фишек отсчитываем?

– Почему? (Потому что купили 16 холодильников.)

– В каждый магазин привезли холодильников поровну. Сколько магазинов? (4.)

– Будем раскладывать фишки по одной в 4 магазина, пока не разложим все 16 фишек.

– Сколько холодильников привезли в каждый магазин? (4.)

– Каким действием узнаем? (Делением.)

– Как запишем? (16 : 4 = 4.)

Аналогично разложить в 2 магазина.

2. Решение задачи 28 на с. 72 учебника с помощью фишек.

– Сколько детей? (6.)

– Каждому дадим по сколько мороженого? (По 2.)

– По два сколько раз возьмем? (6 раз.)

– Возьмите по два 6 раз.

– Сколько всего мороженого съели? (12)

– Каким действием узнали? (Умножением: 2 · 6 = 12.)

3. Решение задачи 26 на с. 71 учебника.

– Сколько морковок? (4.) Отсчитайте столько желтых фишек.

– Сколько редисок? (11.) Отсчитайте столько красных фишек и положите их под желтые.

– Чего больше? (Редисок.) Как узнать, на сколько больше? (Надо составить пары.)

– Составьте пары. Сколько редисок без пары? (7.)

– На сколько больше редисок? (На 7.)

– Каким действием узнаем? (Вычитанием: 11 – 4 = 7.)

Примечание. Решение этих задач записывается в тетрадь в крупную клетку.

4. Решение задач 16, 17, 18, 23 на с. 57–59 в рабочей тетради с помощью фишек.

5. Самостоятельная работа.

Выполнение заданий 24 на с. 71 и 33 на с. 73 учебника.

V. Итог урока.

– Назовите состав числа 6. Какие приемы вычитания числа 6 вы использовали сегодня на уроке?

Уроки 89–90
Повторение изученного материала


Цели: повторить изученный материал, используя игровые и занимательные задания; побуждать к активному включению в различные виды деятельности каждого ученика (с учётом дифференциации и индивидуализации заданий); поддерживать интерес учащихся к предмету.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Задание «Посчитай квадраты».

Сколько квадратов: а) внутри большого круга; б) внутри маленького круга; в) вне маленького круга; г) вне большого круга?



2. Работа в парах.

– Заполните карточки для игры в геометрическое домино, используя три фигуры:

Учитель раздает по 6 карточек на стол.



3. Игра «Будьте внимательны!».

Вот жаворонок с нивушки взлетел и полетел.

Вы слышите, как весело он песенку запел?

Две лодочки по озеру широкому плывут,

Гребцы сидят на лавочках и весело гребут,

Три зайца от охотника прыжками в лес бегут.

Скорей, скорее, зайчики, в лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади, во весь опор летят,

И слышно, как по камушкам подковы их стучат.

– Сколько было жаворонков на нивушке?

– Сколько лодочек плыло по озеру?

– Сколько зайцев спряталось от охотника?

– Сколько скакало лошадей?

4. Какой картинки не хватает?



5. Задание «Сосчитай, сколько квадратов».

– Запишите цифрами число:

а) больших квадратов; б) маленьких синих квадратов; в) больших красных квадратов; г) маленьких синих квадратов; д) больших синих квадратов.



III. Работа по учебнику.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица – это я!

Я умею делать стойку,

По канату я хожу,

За собою цифру двойку

На веревочке вожу.

IV. Игра «Найди спрятанную карточку с цифрой».

Дидактическая цель. Формирование у детей пространственных представлений.

Средства обучения. Карточки с цифрами.

Содержание игры. Учитель вызывает двух детей к доске. Один из них поворачивается лицом к доске, другой на одном из столов в классе прячет карточку с цифрой так, чтобы уголок ее был виден. Стоящему у доски предлагается повернуться лицом к классу и угадать, где находится спрятанная карточка.

Учитель помогает ученику, который отгадывает цифру, указывая направление движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.

Остальные дети класса тоже играют: показывают зеленый круг, если ученик движется правильно, и красный круг, если неправильно. Затем учитель вызывает другого ученика. Игра повторяется. Победителем оказывается тот, кто правильно будет двигаться в указанном направлении.

Учителем используются дополнительные задания в рамках учебника.
перейти в каталог файлов
связь с админом