Главная страница
qrcode

Хоровод осенних листьев


Скачать 361,5 Kb.
НазваниеХоровод осенних листьев
Дата28.07.2020
Размер361,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспекты занятий по разв. р с использ.ИЗО.doc
ТипДокументы
#112113
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

ХОРОВОД ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ
Цель:

Закрепление лексической темы «Деревья и кустарники» посредством знакомства с нетрадиционной техникой по ручному труду- «катание шариков»

Задачи:
Закрепить знание детей о деревьях, их красоте и пользе
  • Закрепить типы словообразования ( клен - кленовый, береза-березка) и т.п.)
  • Учить детей подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания деревьев в различное время года
  • Развивать навыки связной речи, умение составлять описательный рассказ о деревьях, рассказ о своей поделке, работе
  • Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности листьев деревьев: оригинальную форму, расцветку, продолжать осваивать некоторые операции с салфетками – катание шариков, закреплять умение работать с клеем
  • Развивать мелкую моторику руки
  • Воспитывать интерес к изучению удивительного мира деревьев, бережного отношения к природе
  • Воспитывать аккуратность в работе, умение выполнять начатое дело до конца

    Используемый материал :

    - набор картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев («Тематический словарь в картинках. Цветы и деревья»)

    - демонстрационные картины с изображением леса, парков города

    - разрезные карточки с отдельными частями растений

    - книги для выставления в книжном уголке: И.А. Бунин, Г. Скребицкий, М. Пришвин

    - гербарий из листьев

    - листы с изображенными на них различными видами листьев деревьев (черно-белый вариант)

    - бумажные салфетки различных цветов

    -клей ПВА, влажные салфетки

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    Педагог предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения И. Бунина:

    Листопад

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной.

    За лето высох он от солнца…

    Вопросы педагога детям после прочтения:

    - О чем это стихотворение

    - О каком времени года это стихотворение

    - О каких деревьях идет речь в стихотворении
    Дети отвечают на вопросы.

    Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации различных деревьев, задает вопросы по картине, провести сравнительный анализ:

    - чем деревья похожи друг на друга (есть ствол, ветви, крона, ствол покрыт корой), чем отличаются ( корой, формой листьев, плодами и семенами, местом произрастания).

    Педагог предлагает детям дидактическую игру «Угадай дерево»:

    (Детям предлагаются карточки, на которых изображены листья деревья и их плоды, они должны отгадать с какого это дерева).
    Педагог рассказывает какую пользу приносят человеку деревья. (Они очищают воздух,

    Из них можно изготовить множество полезных вещей – мебель, посуду, бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо).

    Объяснить, что все деревья разделяют на две группы: хвойные и лиственные. ( Дети рассматривают картинки)

    Детям предлагается отгадать загадки:

    Загадки

    Раскидистый, могучий, Недаром эта модница

    Широкий, коренастый, Склонилась над водой:

    Он может даже тучи Все лето в речку смотрится,

    На плечи заграбастать! (Дуб) Любуется собой! (Ива)
    Зеленую подружку

    Под новый год зимой

    Срубили на опушке

    И привезли домой. (Ель)
    Педагог предлагает
    « Назови ласково» (детям предлагается назвать ласково деревья: ель-елочка, ива-ивушка)

    «Какое дерево» (детям предлагается подобрать прилагательные – эпитеты для описания дерева: ель - красивая, пушистая, зеленая, береза –белоствольная, стройная, раскидистая)

    «Придумай слово» (детям предлагается название дерева и задание: вспомнить похожие слова, например: ель-елочка, ельник (лес, где много елей), еловый (еловые ветки)).

    Педагог предлагает для заучивания стихотворения Бунина «Листопад»
    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    «ЛИСТИКИ»

    Мы листики осенние, Дети покачивают листиками в руках над головой

    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер- полетели. Бег в разных направлениях

    Мы летели, мы летели.
    И на землю тихо сели. Приседают

    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял. Встаю, поднимают руки вверх, покачивают ими
    Закружились, полетели Бег в разных направлениях

    И на землю тихо сели. Возвращаются на свои места
      СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ

      Рассматривание демонстрационной картины И.И. Левитана «Золотая Осень»

      По вопросам педагога дети составляют описательный рассказ по картине:

      - какое время года изобразил художник

      - какие краски использовал

      - почему художник назвал картины «Золотая осень», период золотой осени

      - какие деревья растут в лесу
      Педагог читает стихотворение Ю. Капотова:

      Листопад

      Опавшей листвы разговор еле слышен:

      - Мы с кленов… - С дуба…

      - Мы с яблонь… - С березы…

      - Мы с вязов… - С черемух

      - Мы с вишен…

      Везде листопад:

      На пороге морозы!!

      Воспитатель предлагает детям составить гербарий, но не обычный (из настоящих листьев), а сделанный своими руками. Для этого педагог предлагает детям новый способ работы с бумагой- «катание шариков».

      Вместе с детьми составляет алгоритм своих действий:

      1. Взять любое понравившееся изображение листочков, назвать дерево, с которого они упали

      2.Выбрать салфетки нужного цвета (цвет листочка дерева), ребенок объясняет свой выбор
        Смачивать пальчики водой, отрывать небольшие кусочки салфетки, катать из них шарики
      1. Выкладывать шариками поверхность листика
      2. Когда поверхность листика будет заполнена шариками, каждый из них намазать клеем и приклеить к поверхности, немного придавливая.
        Алгоритм выкладывается на доске, после чего дети приступают к работе

        3. ИТОГИ

        Педагог предлагает рассмотреть получившиеся работы. Любой ребенок может рассказать, как он поэтапно выполнял свою поделку. Оформляется альбом с гербарием

        Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

        Выбранный ведущий выходит на середину круг с корзиной и говорит: «Кленовый листок, лети в кузовок». Дети, которые изображали листочки клена (у них в руках кленовые листочки), подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.

        Осень к нам пришла, дети берутся за руки и идут по кругу

        Дождь и ветер принесла.

        Ветер дует, задувает, поднимают руки вверх и качают ими

        С веточек листву сдувает.

        Листья на ветру кружатся разбегаются в разные стороны, кружатся

        И под ноги к нам ложатся и приседают

        Ну а мы пойдем гулять

        И листочки собирать! Опять собираются в кружок

        ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

        ЦЕЛЬ:

        Закрепление лексической темы «Насекомые» посредством работы с природным материалом на занятии по аппликации, знакомства с новым видом конструирования- оригами

        ЗАДАЧИ:
        Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделять их отличительные общие признаки
      3. Развивать речь, обогащать и активизировать словарь по теме занятия, развивать умение разгадывать и придумывать загадки
      4. Познакомить с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев
      5. Развивать творческие способности, познакомить с новым видом аппликации – аппликацией из природного материала, помогающей развивать ловкость рук, точность глазомера, ориентировку в пространстве, воображение, художественный вкус, учить соотносить размер и форму засушенных листьев с деталями изображения, упражнять в расположении деталей по отношению друг другу и на фоне
        5. Познакомить с одним из видов конструирования – конструированием из бумаги: развивать навыки конструирования из бумаги, отрабатывать приемы создания разнообразных форм из полосы бумаги, учить создавать изображение из бумаги, соединяя отдельные детали, учить использовать бросовый материал для украшения поделки Используемый материал :

        - демонстрационные картинки с изображением насекомых («Тематический словарь в картинках. Насекомые»)

        - разрезные картинки с изображением насекомых: 4 картинки, разрезанные на фрагменты по количеству детей

        - карточки с загадками, книга с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

        - для аппликации: схемы с изображением муравья и стрекозы, засушенные мелкие листья (акация, шиповник, рябина и т.д.), удлиненные листья (облепиха, ива и т.д.), фломастеры, альбомный лист, клей, тряпочка, кисточка для клея

        - для оригами: квадраты из цветной бумаги со стороной 10 см, тонкая проволока, покрытая пластиковой оболочкой, шило (для воспитателя), клей, любые карандаши

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
        Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением насекомых, говорит, что сегодня мы попадем в царство насекомых, предлагает назвать насекомых на картинке. Задает вопросы по картинкам:

        - Назовите отличительные признаки насекомых, сколько у них лапок, из чего состоит их тело, у всех ли есть усики?

        - Какие виды насекомых вы знаете?

        - Вспомните, каких полезных насекомых вы знаете?

        Педагог предлагает поиграть в игру «Узнай насекомое» (игра, позволяющая вспомнить, какими отличительными признаками обладают различные виды насекомых)

        Педагог загадывает насекомое, прячет карточку с его изображением, может отвечать на вопросы детей только «да – нет», помогает сформулировать вопросы:

        - Как оно двигается? (дети предлагают варианты: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает)

        - Какие оно издает звуки? (дети предлагают: жужжит, пищит, стрекочет, молчит)

        - Какого оно цвета? (дети предлагают: черное, серое, желтое, в полоску, в крапинку, в узорах)

        - Оно вредное, безобидное, кусается, жалит, безобидное

        Предлагает отгадать загадки о насекомых:
        Имя взял у кузнеца, Шевелились у цветка

        Цвет - у огурца, Все четыре лепестка.

        Крылья – у мошки, Я сорвать его хотел.

        Ножки - у блошки. (кузнечик) Он вспорхнул и улетел. ( бабочка)
        Домовитая хозяйка Голубой аэропланчик

        Полетает над лужайкой, Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

        Похлопочет над цветком-

        Он поделится медком. (пчела)
        В этом городе живут

        Только те, кто любит труд.

        Дружные жители-дети и родители!

        То упавшую хвоинку, то засохшую травинку-

        Все заметят, подберут.

        Ведь недаром их лесными санитарами зовут! ( муравьи, муравейник)
        ФИЗКЛЬТМИНУТКА
        Педагог предлагает показать насекомое любыми способами (движением рук, ног, тела, головы)


          СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ (1 ВАРИАНТ)
          Перед занятием педагог вносит в книжный уголок группы книгу И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», дети рассматривают иллюстрации, разучивают по ролям отрывки

          На занятии педагог предлагает вспомнить басню, предлагает описать героев басни:

          -Какой муравей, почему муравья называют трудолюбивым, какие работы выполняет муравей строитель, муравьи – няньки, муравей-матка

          - Какая стрекоза? Чем она занимается? Почему стрекозу называют «попрыгуньей»?
          Воспитатель предлагает детям сделать иллюстрации по мотивам басни И.А. Крылова, используя природный материал.

          Перед началом работы вместе с детьми составляется алгоритм предстоящей работы

          1. Рассмотреть иллюстрации к басне, предложенные схемы насекомых

          2. Выяснить из каких по форме и размеру деталей состоит изображение муравья и стрекозы, сравнить детали между собой

          3. Подобрать необходимые по форме и размеру листочки в соответствии со схемой и выложить аппликацию на фоне

          4. Наклеить аппликацию

          5. Дорисовать мелкие детали фломастером (усы, глаза, лапки и т.д.)

          Быстро выполнившие задание дети могут нарисовать муравейник, траву и т.д.

          После выполнения задания из работ собирается книга. Предлагается ребенку рассказать о ходе своей работы.

          (2 ВАРИАНТ)

          Педагог загадывает о бабочке, дети рассматривают картинки и иллюстрации с видами бабочек, предлагает физкультминутку «Бабочки»

          Мы подпрыгнем столько раз, Крыльев разных у них сколько.

          Сколько бабочек у нас. Столько раз присядем разом,

          Руки вверх поднимем столько, Сколько лапок видим сразу.
          Воспитатель предлагает украсить воздушное пространство природного уголка, сделав бабочку.

          Педагог с детьми составляет алгоритм своих действий:
          1. Рассмотреть предложенные для работы материалы: бумагу, проволокуи схему предстоящего складывания бабочки, выбрать бумагу нужного цвета

          2. Положить перед собой лист бумаги, рассмотреть его форму (квадрат), сложить по диагонали, получить треугольник,

          3. Отогнуть углы вовнутрь, чтобы опять получился квадрат

          4. Отогнуть уголки, получив «передние крылышки»

          (детям предлагается развернуть заготовку и проделать повторно все операции по схеме, проговаривая этапы)

          5. Педагог делает дырочку шилом для будущих усиков, в которую дети вставляют кусочек проволоки, подкручивают на концах

          6. С помощью фломастеров, карандашей сделать узоры на крыльях

          3. ИТОГИ

          Дети с педагогом украшают уголок бабочками. Предложить ребенку рассказать о проделанной работе, придумать название своей бабочке

          Задание на дом: предложить составить творческий рассказ о своей бабочке

          ВКУСНЫЕ ДАРЫ ЩЕДРОЙ ОСЕНИ

          ЦЕЛЬ:

          Закрепление лексической темы «Овощи, фрукты» посредством знакомства с новой техникой работы с пластилином- пластилинографией

          ЗАДАЧИ:
          Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», закрепить названия различных овощей и фруктов, отработка понятия «плод»
        1. Развивать воображение и творческое мышление
        2. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (огурец – огурчик, помидор-помидорчик и т.п.)
        3. Обучать составлению предложений по картине, составлению загадок- описаний разных плодов
        4. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов - консервирование, соление, маринование (обогащать словарь новыми словами)
        5. Формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы
        6. Развивать мелкую моторику рук

          Используемый материал:

          - демонстрационные картины с изображением сада-огорода (Демонстрационный материал. Осень. Зима)

          - картинки с изображением отдельных овощей-фруктов («Тематический словарь в картинках. Фрукты. Овощи)

          - картотека загадок по теме овощи-фрукты

          - набор пластилина, силуэты банки из плотного картона белого цвета, простой карандаш, муляжи овощей, салфетка для рук
          ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
          Педагог заходит, неся корзину овощей, предлагает назвать то, что лежит в корзине, названный овощ достает из корзины.



          Под окошком – огород-

          Много овощей растет:

          Тыква, репа и чеснок,

          Лук, капуста, кабачок.

          Сразу все не назовешь-

          Может, ты еще найдешь?

          Педагог задает вопросы:

          - Как назвать одним словом? Овощи

          - Какой из овощей, фруктов нравится тебе больше всего? Где их выращивают? Как называют человека, выращивающего фрукты, овощи?

          - какие знаешь сказки, где герои овощи или фрукты?

          Дети с воспитателем рассматривают картину, где люди собирают урожай овощей («Будет фруктов, овощей у народа вволю, урожай в саду собрали, и собрали в поле»), детям предлагается составить описательный рассказ по вопросам:

          - что делают взрослые и дети

          -какой урожай собирают в полях

          - какой урожай собирают в саду

          Педагог знакомит с пословицей: «Красна весна цветами, а осень плодами», предлагает детям объяснить ее смысл.

          Педагог предлагает игру «Угадай овощ», загадывая загадки:

          Кругла, рассыпчата, бела; Летом в огороде свежие, зеленые,

          На стол она с поле пришла. А зимою в бочке- желтые, соленые.

          Ты посоли ее немножко. Отгадайте, молодцы,

          Ведь правда вкусная…?(картошка) Как зовут нас?(огурцы)
          Нужнее всех из овощей Я вырос на грядке,

          Для винегретов и борщей Характер мой гадкий:

          Из урожая нового Куда не приду,

          Красавица бордовая (свекла) Всех до слез доведу (Лук)
          Привязан кустик к колышку, Нарядилась Алена

          На кустике – шары. В сарафанчик свой зеленый,

          Бока подставив солнышку, Завила оборки густо.

          Краснеют от жары.(помидоры) Узнаешь ее…?(капуста)

          Возможен другой вариант, когда педагог предлагает дидактическую игру «Угадай овощ по ответам на вопросы».

          Ведущий загадывает овощ, остальные игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы:

          - какой размер, форма, цвет

          - есть ли хвостик, какая кожица на ощупь, вершок или корешок

          - какой на вкус, что из него готовят, можно ли его заготовить на зиму?

          ( Отвечая на вопросы, ведущий учиться точно и полно выражать свои мысли, а играющие, отгадывающие дети, упражняются в формулировании вопросов, в преобразовании словесного образа в наглядные образы)
          Дети отвечают на загадки, вопросы, на правильные ответы педагог выставляет картинки с изображением овоща.

          Игра «Скажи ласково»: Детям предлагается посмотреть на картинки и назвать овощи ласково (картошечка, лучок, капустка и т.д.)
            1   2   3   4   5   6

          перейти в каталог файлов


  • связь с админом