Главная страница

И. А. Поварова, В. А. Гончаровадис граф и я методичесое пособие для самостоятельной работы


Скачать 2,97 Mb.
НазваниеИ. А. Поварова, В. А. Гончаровадис граф и я методичесое пособие для самостоятельной работы
АнкорPovarova_Narushenia_pismennoy_rechi_u_mladshikh_shk.pdf
Дата18.04.2018
Размер2,97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPovarova_Narushenia_pismennoy_rechi_u_mladshikh_shk.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие для самостоятельной работы
#69023
страница1 из 6
Каталогid150974382

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: SLOVAR__Razbor_slova_po_sostavu.pdf, sostav_slova.doc, Uchimsya_chitat_rabochaya_tetrad_6-7_let.pdf, Informatika_Chast_2.pdf, Sbornik_instruktsionnykh_kart_po_izo.docx, dorofeeva_g_v_zapominaem_tablitsu_umnozheniya_2_klass.pdf, O_Zhukova_Uprachenia_dlya_obuchenia_gramote.pdf, Informatika_Chast_1.pdf, Sbornik_uprazhneniy_dlya_korrektsii_disgrafii.docx, tablitsa_umnozhenia.pdf и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

И.А.Поварова
, В.А. Гончарова Д И С ГРАФ И Я
Методичесое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности 031800 Логопедия по курсу Логопедия (нарушения письменной речи)
Санкт-Петербург
2005 ВВЕДЕНИЕ Изучение курса Нарушения письменной речи занимает одно из ведущих мест в системе подготовки студентов по специальности Логопедия. Материалы, представленные в пособии разработаны в соответствии с учебным планом, основываются на знаниях студентов, полученных при изучении логопедии. В процессе практической работы с образцами письменных работ учащихся расширяютя
, уточняются, систематизируются теоретические знания студентов по курсу Нарушения письменой речи. В будущей практической работе студентов необходимы умения
3
безошибочного выявления специфических ошибок, навыки грамотного анализа письменных работ детей, дифференциальной диагностики дисграфии
, дизорфографии. Структура пособия следующая. Пособие состоит из 3 частей. Предваряет работу с образцами письменных работ изучение требований к речевому развитию учащихя
, знакомство с нормативами по объему письменных работ, рекомендациями для оценивания письменных работ учащихся, что, несомненно, является необходимым для будущей профессиональной деятельности студентов. При диагностике орфографических ошибок необходимо иметь ввиду, что нельзя засчитывать как ошибки нате разделы орфографии и пунктуации, которые нив данном, нив предшествующих классах не изучались. В связи с этим необходимо владеть точными сведениями об изученном детьми материале. В пособии приводятся нормативы по программе обучения русскому языку в начальной школе. Во второй части представлены отдельные письменные работы учащися
: диктанты. Третья часть содержит речевые карты с образцами письменных работ детей. Таким образом, работая с первой частью пособия, студенты научаться выделять специфические ошибки, дифференцировать их от других, классифицировать дисграфические ошибки и обоснованно формулировать предположения относительно той или иной формы дисграфии на основе анализа письменных работ. Работа с речевыми картами позволит студентам овладеть навыками анализа совокупности всех данных логопедического обследования и синтеза этих сведений в логопедическом заключении. В пособии представлены подлинные образцы письменных работ учащихся общеобразовательных школ. В связи стем, что многие работы
4
сложно прочесть без опоры на исходный текст, в Приложении приводятся тексты (под номерами. Поскольку в пособии представлены письменные работы учащихся 1 класса, необходимо напомнить, что дисграфия диагностируется со 2 -го полугодия го класса. Такс учетом возраста детей, этапа обучения (по классификации Иваненко С.Ф. [1984]) принято выделять 4 группы нарушений письма
I. Первое полугодие го года обучения – трудности в овладении письмом Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
II. Второе полугодие го года обучения или начало го года обучения
– нарушение формирования процесса письма. Проявления замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов безгласных, слитное написание нескольких словили раздельное написание слов.
III. Второе полугодия го года обучения – дисграфия
IV. Третий год обучения - дизорфография. Проявления большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
I. Требования к устной и письменной речи учащихся Учащиеся должны:

Владеть обязательными общеучебными речевыми навыками (техника письма и чтения техника пересказа составление плана техника работы с учебником техника подготовки к устному и письменному монологическому ответу, к участию в диалоге. Соблюдать нормы литературной речи, речевого этикета исправлять собственные речевые ошибки и ошибки товарищей. Уметь правильно и точно подбирать и использовать в речи языковые средства.
5
Уметь работать с различными видами словарей и справочной литeратуры. Владеть обязательным минимумом терминологии по каждому предмету. В процессе письма следить за правильным речевым, орфографическим, пунктуационным оформлением речи. В письменных бот творческого характера мысли излагать пoследовательно, правильно выделяя части текста красной строкой. Требования к оформлению письменных работ
Выполнять записи в тетрадях ручкой одного цвета писать правильным, красивым почерком, разборчиво, не искажая букв, оставлять интервал между словами, дописывать строчки до конца. Соблюдая правила переноса слов, не выходить за пределы строки. Соблюдать поля с внешней стороны. Указывать дату выполнения работы - по русскому языку письменно, по остальным предметам цифрами. Указывать вид работы (классная, домашняя. Между датой и названием вида работы строку не пропускать. Единые требования к речевому развитию учащихся (инструктивно- методическое письмо. - Самара, 2002. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датoй следующей работы в тетрадях пропускать две линейки. Темы письменных работ, вид работы (план, конспект и т.д.) писать на отдельной строке. Обозначать номер упражнения, задачи. Аккуратно исправлять ошибки, зачеркивая неправильные написания и надписывая над исправлением правильный вариант выполнять, аккуратно подчеркивая, условия обозначения правил, в случаях необходимости с применением линейки. Требования к речи и деятельности педагогов
Речь педагога - эталон для учащихся сточки зрения литературной нормы, логической четкости, выразительности. Учитель должен:
Организовывать образовательный процесс с учетом создания условий для развития у учащихся всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма, чтения. Создавать условия для усвоения учащимися норм литературной речи, правил речевого этикета. Формировать в процессе учебной деятельности навыки монологической и диалогической речи, учить культуре речевого общения, культуре публичного выступления. Систематически пополнять активный словарь учащихся в рамках своего предмета. Учить школьников получать информацию из различных источников и представлять ее в разных формах (в схемах, таблицах, графиках, планах, тезисах, рефератах докладах и т.п.). Организовывать учебный процесс с учетом создания условий для формирования навыков грамотной устной и письменной речи учащихся. Проводить диагностические работы с целью определения качества обучения предмету и своевременного устранения нежелательных результатов (начало, середина, конец года. Осуществлять тщательный подбор программ преподавания, рабочих текстов с учетом уровня развития детей. В практику обучения вводить приемы, основанные на принципах дифференциации. Научить школьников пользоваться словарями учить школьников работать с текстом учебника, с художественной, научной, справочной литературой. Исправлять ошибки в устной и письменной речи школьников. Осуществлять контроль за грамотностью публичных выступлений
7
учащихся, оформлением рефератов, научных докладов, любого вида конкурсных работ по предмету. Нормативы по объему письменных работ
Объём диктанта и текста для списывания четверти Классы
I II III IV
1 кл. 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога,
2-3 слова или предложение из 2-3 слов
15 слов
2 кл. 20-25 слов 25-30 слов 30-35 слов 30-35 слов
3 кл. 35-40 слов 40-45 слов 45-50 слов 55-60 слов
4 кл. 60-65 слов 65-70 слов 70-75 слов 75-80 слов
Объём словарных диктантов изложений и сочинений
(Объём текстов изложений на 15-20 слов больше объёма диктантов. Классы
Объём словарных диктантов
Объём изложений и сочинений
2 кл. 8-10 слов 20-30 слов
3 кл. 10-12 слов
50-60 слов (9-10 предложений)
4 кл. 12-15 слов
70-80 слов (11-12 предложений) Время, необходимое для выполнения и проверки письменных контрольных работ прусскому языку, включающих грамматические задания 1 класс - 25-30 минут
2-4 классы - 35-40 минут.
Объём письменных работ 5-10 кл Классы Виды
письменных
работ
5 6 7 8 9 10
11 Списывание 60-
70 70-80
- - - - - Контрольный
15- 20 20-25 25- 30 30 -35 35- 40 40-45 45-50 8
словарный диктант Контрольный текстовый диктант
90-
100 100-110 110-
120 120-
150 150-
170 170-
180 180-
190 Контрольное изложение
100-
150 150-
200 200-250 250 350 350-
450
- - Классное сочинение
0
,5- 2 стр.
1-1
,5 стр.
1
,5 -2 стр
2-3 стр
3-4 стр
- - Примечание К указанньм параметрам учитель должен относиться как к примерным, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. Условные знаки, указывающие на ошибки и недочёты а) в содержании Ф - фактическая ошибка или неточность
[ ] - лишняя часть (слово, выражение
-пропуск
Z -не выделен абзац Х - неоправданно выделен абзац
|_| |- нарушена последовательность в изложении мыслей б) в речевом оформлении Р - речевая ошибка, недочет в) в языковом оформлении
/
- орфографическая ошибка,
V - пунктуационная ошибка,
Г- грамматическая ошибка.
Оценивание письменных работ учащихся
Учёт ошибок Выявление и учёт ошибок должны быть направлены на решение следующих задач
9
уточнение причин трудностей в обучении у конкретного ученика выяснение степени овладения знаниями, умениями, навыками с учётом этапа обучения и требований Программы контроль за эффективностью коррекционного воздействия на различных этапах и своевременная корректировка направлений коррекциоино-развивающей работы. При оценке контрольной письменной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку, учитывается только последнее написание (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание. При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформировалось каллиграфических и графических навыков. Оценивая письменные работы по русскому языку, и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь ввиду следующее повторные ошибки водном и том же слове считаются как одна ошибка например, если ученик дважды написал в слове "песок" вместо "е" - "и две негрубые ошибки считаются за одну ошибку если в тексте несколько раз повторяется слово, ив нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна ошибки на одно и тоже правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы "т" вместо "д" в слове "лошадка" и буквы "с" вместо "з" в слове "повозка.
Негрубыми считаются следующие ошибки повторение одной и той же буквы в слове (например, "каартофель "); перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена дважды написанное одно и тоже слово. Ошибками в диктанте (изложении не считаются ошибки нате разделы орфографии и пунктуации, которые нив данном, нив предшествующих классах не изучались
10
отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы единичный случай замены слова другим без искажения смысла отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел. Ошибкой считается нарушение орфографических правил при написании слов неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах. Кроме оценивания контрольной работы отметкой, учитель должен проводить качественный анализе выполнения. Такой анализ поможет учителю правильно спланировать дальнейшую работу по ликвидации выявленных пробелов, ошибок. Проверив контрольную работу, учитель заносит результаты в схему анализа (отдельно на каждого ученика, в которой учитываются ошибки на всех уровнях по русскому языку на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения. Оценка письменных работ по русскому языку учащихся начальной (общеобразовательной) школы Оценка Виды письменных работ
5 4 3 2 Списывание -
1-2 ошибки или
1 исправление кл)
3 ош. и 1 испр кл) или 2 ош. и 1 испр. (кл)
4 ош. кл)
3 ош. кл) Словарный диктант
- 1-2 ошибки
3-4 (из 15-
20 слов) более 5 ош. Контрольный 1 2/2 ош. 3-
4/4 ош. более 5 11
диктант негрубая ошибка
1/3 ош. или 5/0 ош. орф. ош. Грамматические задания
- 3/4 задания верно Не менее
1/2 верно более
1/2 не сделано Примечания

1. Негрубые ошибки исключения из правил повторение одной и той же буквы (букварь) перенос слов единичный пропуск буквы на конце слова.
2 негрубые ошибки = 1 ошибка.
Одиотипные ошибки.
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибка, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл. Контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную, а в тeчение недели не более двух. ОСНОВНАЯ И СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (5 -11 классы) Проверка и оценка письменных работ по русскому языку учащихся Виды письменных работ по русскому языку Основные виды письменных работ учащихся списывание, ответы на вопросы, диктант, сочинение, изложение, упражнения облучающего и контрольного характера, конспекты первоисточников и рефератов, планы статей и материалов из учебника, составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п.
12
Списывание В V классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания. В целях проверки проводится преимущественно осложнённое списывание с изменением форм слов, данных в скобках в начальной форме, с дописыванием частей слова (приставки, окончания, со вставкой в предложения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоятельно, на составление словосочетаний из отдельных слов. Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в V- XI классах. Этот вид работы в V классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложение. В VI - XI классах, помимо этого, выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопроса, самостоятельно мыслить. Вопросы для письменного ответа можно давать по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картины (картина при выполнении задания должна находиться перед глазами учащихся, по диафильмам, кинофильмами их фрагментам. Ответы на вопросы по прочитанному материалу приближают этот вид работ к изложению. В этом случае порядок вопросов можно приравнять к плану изложения. Письменные ответы на вопросы оцениваются сточки зрения а) содержания ответов по существу (точность, полнота б) правильности русской речи (соответствие литературным нормам. Отметка ставится одна - по совокупности всех сторон работы. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для контрольного текстового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию
13
учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка. Примечание До конца первой четверти ( в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, таки служебные слова. Слов с непроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть в V классе - до 5, в VI –
VII классах - до 7, в VIII- IX классах-до 10. В текстах контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на двух - трех предыдущих уроках. Оценка письменных работ по русскому языку учащихся по русскому языку Оценка Виды письменных работ

5 4 3 2 Списывание
(4-5 класс)
- 1-2 ош.
2-3 ош.
5 и более Ответы на вопросы класс) Верно даны ответы на все вопросы
1-2/
1-2 ош. Верно даны ответы на все Вопросы
2/2 ош. + неточности в 2-3 Большая часть ответов верна
4-5/
3-4 ошибок Половина и более ответов неправильна
5 и более /
6 и более ошибок
14
вопросах Контрольный словарный диктант Нет ошибок
1-2 ош.
3-4 ош.
5 и более ош. Контрольный текстовый диктанта) Нет ошибок б) 1 негрубая/ l негрубая
2/2 ош.
1/3 ош.
0/4 ош.
3/1 (если есть однотипные ошибки)
4/4 ош.
3/5 ош.
0/7 ош.
5/4 ош.
(5 класс)
6/6 (при наличии негрубых и однотипных ошибок)
5 и более
7 и более
0/12 и более Грамматическое задание Все задания выполнены верно Верно выполнено не менее
3/4 задания Верно выполнено не менее половины заданий Верно выполнено менее половины заданий Примечания При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, повышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки (для
V класса - пять грубых орфографических ошибок. При оценке орфографической и пунктуационной грамотности учащихся необходимо учитывать
1) изучаются или не изучаются орфографические и пунктуационные нормы в школе
2) изучены ли программные нормы к моменту написания диктанта
3) описки
4) грубые и негрубые ошибки
5) однотипные и неоднотипные ошибки
6) повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки.
Негрубые орфографические ошибки
исключения из правил большие буквы вместо малых и, наоборот, в собственных наименованиях слитные и раздельные написания нес прилагательными и причастиями в роли сказуемых; нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных на основе слияния предлогов и существительных различение не и нив оборотах никто иной не, ничто иное не, некто иной, как, нечто иное, как написания собственных имен нерусского происхождения.
Негрубые пунктуационные ошибки употребление одного знака препинания вместо другого пропуск одного из двойных знаков препинания нарушение последовательности сочетающихся знаков препинания.
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки. Примечание Неточная передача авторской пунктyации не считается ошибкой. Однотипными считается ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще колют, борются) ив фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если водном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Повторяющимися считаются орфографические ошибки водном и том же слове, использованном несколько разили в корне однокоренных слов. повторяющиеся ошибки (сколько бы их ни было) считаются за одну ошибку.
16
В комплексной контрольной работе состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормативами
«5» - все задания выполнены верно
«4» - выполнено верно не менее З 4 задания
«3» - выполнено верно не менее половины задания
«2» - выполнено менее половины задания или задание не выполнено совсем. Примечание Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант они прибавляются к числу ошибок, допущенных в тексте диктанта. Оценка знаний и умений учащихся начальных классов

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом