Главная страница

И. А. Поварова, В. А. Гончаровадис граф и я методичесое пособие для самостоятельной работы


Скачать 2.97 Mb.
НазваниеИ. А. Поварова, В. А. Гончаровадис граф и я методичесое пособие для самостоятельной работы
АнкорPovarova_Narushenia_pismennoy_rechi_u_mladshikh_shk.pdf
Дата18.04.2018
Размер2.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPovarova_Narushenia_pismennoy_rechi_u_mladshikh_shk.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие для самостоятельной работы
#69023
страница3 из 6
Каталогid150974382

С этим файлом связано 47 файл(ов). Среди них: Povarova_Narushenia_pismennoy_rechi_u_mladshikh_shk.pdf, 127-_Umny_rebenok_Uchimsya_chitat_Gavrina_S_E_i_dr_2008_-79s.pdf, Konovalenko_V_V_Rodstvennye_slova.doc, tuluz-peron.pdf, Make_a_Ten_Strategy_for_Addition_1.pdf и ещё 37 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6
II. Анализ письменных работ учащихся Задания для самостоятельной работы студентов. На основе рассмотрения письменных работ учащихся 1-5 классов общеобразовательной школы, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
1) классифицировать ошибки в письменных работах учащихся
2) назвать дисграфические и дизорфографические ошибки, объяснить их различие
3) выделить ошибки
:
- графические
31

- связанные с нарушением фонематического восприятия связанные с нарушением анализа предложения на слова, слогового анализа, фонематического анализа
- аграмматизмы;
4) определить степень выраженности дисграфии (тяжелую, среднюю, легкую
5) назвать предполагаемые формы дисграфии на основе анализа ошибок, обосновать свои предположения. Образец ЛЕТО Лето – время лесных малышей. Из гнезд вылетают птицы. У зверей растет смена. Медвежата послушно следуют за матерью. Лисята играют около норы. Бельчонок совершает на сосне свой первый прыжок. В сумерках выходят на охоту ежата. АНАЛИЗ Виды дисграфических ошибок
1. Искажения букв
2. Замены букв (т=п
,
мл У=Ч
,
У-И
,
в=д
,
и=у
,
ж=х
,
ы=ь).
3. Замены букв (с=з
, кг, к=х, ш=ж, т=д)
32

4. Искажения звукобуквенной структуры слова (мльшей - малышей, зврей
- зверей, окла – около, првый-первый).
5. Нарушения в обозначенйи мягкости согласных (дифференциация твердых/мягких согл) (нари- норы, прижек- прыжок, бельчьенк - бельчонок.
6. Нарушения структуры предложения слитное написание предлогов со словами (узкнест – из гнезд, всумуркаж – в сумерках, наохту – на охоту)
7. Орфографические ошибки (лесята - лисята проверяемая безударная гласная в корнеслова, матирю- матерью -разделительный мягкий знаки т.п.). Предполагаемые формы дисграфии

:
Смешанная форма дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая, оптическая, тяжелой степени выраженности. Тексты диктантов и изложений представлены в Приложении.

1 класс Диктант № 1
33
Диктант № 2 (Диктант № 2 (II) Диктант № 3
34
Диктант № 4
2 класс Диктант № 5 (предложения)
Диктант № 6
35
Диктант № Диктант № 8 (I)
36
Диктант № 8 (II)
37
Диктант № 9 Диктант № 10
38
Диктант № 11
Диктант № 12
39
Диктант № 13 (Диктант № 13 (II)
40
Диктант № 13 (Диктант № 13 (IV)
41
Диктант № 14 Диктант № 15
42
Диктант № 16 Диктант № 17
43
Диктант № 18 (I) Диктант № 18 (II)
44
Диктант № 19 Диктант № 20 (I)
45
Диктант № 20 (Диктант № 20 (III)
46
Диктант № 20 (Диктант № 20 (V)
47
Диктант № 20 (Диктант № 20 (VII)
48

3 класс Диктант № 21 (I) Диктант № 21 (II)
49
Диктант № 22 (Диктант № 22 (II)
50
Диктант № 23 Диктант № 24
51
Диктант № Диктант № 26
52
Диктант № 27 (Диктант № 27 (II)
53
Диктант № 28 (Диктант № 28 (Диктант № 28 (III)
54
Диктант № 28 (Диктант № 28 (Диктант № 28 (VI)
55
Диктант № 29 (Диктант № 29 (II)
56
Диктант № Диктант № 31
57
Диктант № 32
58
Диктант № 33
59

4 класс Диктант № 34 (I) Диктант № 34 (II)
60
Диктант № 34 (III)
61
Диктант № 35
62
Диктант № 36
63
Диктант № 37
64
Диктант № 38 (I) Диктант № 38 (II)
65
Диктант № Диктант № 40
66
Диктант № 41 (Диктант № 41 (II)
67

5 класс Диктант № 42(I)
68
Диктант № 42 (II)
69
Диктант № 42(III Диктант № 42 (IV)
70
Диктант № 43
71
Диктант № 44 (I)
72
Диктант № 44 (II)
73
Диктант № 45 (I)
74
Диктант № 45 (II)
75
Диктант № 45 (III)
76

3. РЕЧЕВЫЕ КАРТЫ УЧАЩИХСЯ
Задание
:
На основе анализа речевых карт (по результатам обследования школьников) сделать логопедическое заключение. РЕЧЕВАЯ КАРТА 1
I. Анкетные данные Костя Р. Возраст 8 лет, 2 кл. Национальность русский
II. Анамнез
1. Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
2. Ребенок от ой беременности, протекавшей с токсикозом впервой половине. На всем протяжении беременности у матери – анемия. Роды в срок, с механической стимуляцией. Вес при рождении - 2900. С рождения находился на искусственном вскармливании. Раннее психомоторное развитие с задержкой. Речевое развитие задержано лепет с 8 мес, первые словак м годам, первые фразы – 3 года.
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии ребёнка Перенесенные заболевания до года
:ПЭП, ангина, отит. Заболевания после года гепатит, ОРЗ, ОРВИ. Занимался с логопедом в д/с.
III. Состояние звукопроизношения
Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм.
IV. Звукослоговая структура слова Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата
77
Укорочена подъязычная связка.
VI. Состояние дыхательной и голосовой функций Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное, речевой выдох продолжительный .
VII. Особенности динамической стороны речи Темп речи быстрый, ритм нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно. Характеристика голоса голос громкий, носовой оттенок отсутствует. Речь интонационно выразительна.
VIII Речевая моторика Речевая моторика развита достаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка неполный. Тонус нормальный. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкинезий не наблюдается.
IX Состояние ручной моторики
Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз. Пробы Хэда выполняет с единичными ошибками, медленно.
Оптико-кинестетическая организация движений недостаточно сформирована движения выполняет с ошибками, замедленно. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки)
X. Состояние слуховой функции
1. Состояние биологического слуха поданным медицинской карты в норме.
2. Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.
XI. Состояние фонематических процессов Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)
78
Дифференциация звуков не нарушена. При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибкамми допускает единичные ошибки.
2. Фонематический анализа) Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Правильно определил наличие или отсутствие звука во всех предъявленных словах. Например, звук О в словах окна
,
ведро месяц
,
кошка
,
автобус дверь бабочка почка Звук Св словах : собака аист
,
стул
,
лампа книга абрикос
,
рука
,
весы полка лист школа. б) Первый и последний звуки в словах определяет правильно допускает единичные ошибки при определении звука, находящегося в середине слова. в) Определение места звука в слове (начало, середина, конец) сформировано недостаточно. Допускает ошибки при определении звука в середине слова. Не смог определить место звука Щ в слове ящик, звука Цв слове улица. г) Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускает многочисленные ошибки, например, в слове СТУЛ звук Т слышится после звука У. д) Неверно количество звуков в словах определял кошка - 6 звуков, звонок -5 звуков, рукава - 4 звука и.т.п.
3. Фонематический синтез Фонематический синтез сформирован. Правильно повторил слова, произнесенные по буквам РУКА СТАКАН, ПАСТА, ВОРОНА.
4. Фонематические представления
Фонематические представления сформированы недостаточно. Правильно придумал слова на заданный звук вначале ив конце слова. Допускал ошибки при придумывании слов с заданным количеством звуков от 5-ти).
XII Состояние языкового анализа и синтеза
79

1. Анализ и синтез предложения Неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами Катя идёт гулять (2). На столе лежит книга (3). Дети катаются на коньках (5). Летом бывает очень жарко
(3) и т.п. Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении на столе стояла синяя ваза слово « ваза стоит после слова столе и т.п. Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.
2. Слоговой анализ и синтез. Затрудняется в определении количества слогов в многосложных словах допускает ошибки сумка -3 слога, коридор -4, капуста, ежевика Синтез слогов в слово не нарушен.
XIII. Особенности лексико-грамматического строя речи
1. Словарный запас Пассивный и активный словарь беден, отмечается неточность употребления многих слов. Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных.
2. Грамматический строй речи
1) В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено. В речи преобладают простые распространенные предложения.
2) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного
3) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
XIV. Состояние зрительной функции
1) Состояние биологического зрения поданным медицинской карты в норме
80

2) Состояние высших зрительно-пространственных функций а) схема тела сформирована б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева вне все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и левых частей тела напротив сидящего человека г) правильно составил картинки, разрезанные на 6-8 частей начиная с 8, допускал единичные ошибки д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено конструирование и реконструирование геометрических фигур по представлению. По словесной инструкции не справился со многими заданиями.
3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных проб) Все печатные и рукописные буквы называет правильно. Узнает заштрихованные, наложенные друг надруга
, недописанные, написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь единичные ошибки. Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов. Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква в, чем отличаются тип. Состояние различных видов письма

1) При списывании наблюдаются ошибки.
2) В диктантах и изложениях многочисленные ошибок (см. образцы письменных работ) Тексты диктантов и изложений представлены в Приложении (стр)

81
Диктант № 46 Изложение № 1
82
АНАЛИЗ ОШИБОК (заполняется самостоятельно)
1) Графические ошибки
2) Специфические ошибки
3) Орфографические ошибки
4) Умение проверить не сформировано не проверяет если проверяет, тоне видит ошибки)
5) Темп письма медленный
XVII. Проводилась ли коррекция дефекта Проводилась логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи.
XV. Логопедическое заключение РЕЧЕВАЯ КАРТА 2
I. Анкетные данные Яна С. Возраст 9 лет, 3 класс. Национальность русская
II. Анамнез
1. Нервно-психические, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют. У матери хронический пиелонефрит, гипертония.
83

2. Ребенок от ой беременности, протекавшей с угрозой выкидыша. Вовремя беременности у матери отмечалось обострение хронического пиелонефрита. Роды стремительные. Вес при рождении 3200. Асфиксия. С 2- х мес. находилась на искусственном вскармливании. Девочка отставала в психомоторном и речевом развитии (первые словак годам, первые фразы – гм)
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии ребёнка Перенесенные заболевания до года ПЭП, диатез, ангина. Заболевания после года ветряная оспа, ангина, ОРЗ. Занималась с логопедом в д/с
III. Состояние звукопроизношения В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается.
IV. Звукослоговая структура слова В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена. Допускает единичные ошибки при воспроизведении малознакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов.
V. Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.
VI. Состояние дыхательной и голосовой функций Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное, речевой выдох продолжительный.
VII. Особенности динамической стороны речи Темп и ритм речи нормальный. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно. Характеристика голоса голос нормальной громкости, носовой оттенок отсутствует речь. Речь интонационно выразительна.
VIII Речевая моторика
84
Состояние речевой моторики в пределах нормы. Правильно выполняет все упражнения. Объем движений полный. Тонус нормальный. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкинезии и замены движений отсутствуют.
IX Состояние ручной моторики Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз. Нарушений ручной моторики не наблюдается. Пробы Хэда выполняет правильно.
Оптико-кинестетическая организация движений сформирована.
X. Состояние слуховой функции
1. Состояние биологического слуха поданным медицинской карты в норме.
2. Состояние восприятия речи в норме. Выполняет действия по речевой инструкции.
XI. Состояние фонематических процессов Фонематическое восприятие (дифференциация фонем) Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков. Неправильно воспроизводила последовательность в серии слогов с фонетически близкими звуками.
2. Фонематический анализа) Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Правильно определила наличие или отсутствие Н в словах нос, конфета, телефон

,
мяч
,
сова звука Кв словах курица, конь шишка, стол бок мост б) Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. в) Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова. Не смогла определить местоположение звука М в словах компот, комок, дом звука Ш в словах ковш, шалаши т.п.
85
г) Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускала многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук З слышится перед звуком Кв слове ЛИСА звук И слышится после звука А и.т.п.). д) Количество звуков в словах определяла неверно
: комар - 4 звука, миска -6 звуков, бегемот – 6 звуков и.т.п.
3. Фонематический синтез Фонематический синтез сформирован. Правильно повторила слова, произнесенные по буквам ЛУНА ДИВАН, СТОЛ, КОРОВА, ТРАВА.
4. Фонематические представления
Недостаточно сформированы фонематические представления. Правильно придумала слова на заданный звук вначале слова. Допускала ошибки при придумывании слов с заданным звуком в конце слова. Не смогла придумать слова с заданным количеством звуков. Допускала ошибки при выборе картинок с заданным количеством слогов.
XII Состояние языкового анализа и синтеза
1. Анализ и синтез предложения Неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами На улице светит солнце (2). Птицы улетают в тёплые края (3). Мальчики во дворе чинят старый велосипед (3). Допускала ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении Весной тает снег и бегут ручьи слово тает стоит после слова ручьи и т.п. Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.
2. Слоговой анализ и синтез Затрудняется в определении количества слогов в многосложных словах, допускает ошибки стакан, мотоцикл -2, помидоры -3
, черепаха -3 86
Синтез слогов в слово не нарушен
XIII. Особенности лексико-грамматического строя речи
1. Словарный запас Пассивный и активный словарь беден, характеризуется неточностью употребления значений многих слов. В большей степени страдает употребление глаголов и прилагательных, понимание малоизвестных слов улей, водопад, гамак, каравай и т.п.)
2. Грамматический строй речи
1) В спонтанной речи аграмматизмов нет. В речи преобладают распространенные предложения.
2) При исследовании наблюдаются аграмматизмы
: ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, предложных окончаний существительных в косвенных падежах множественного числа, в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах З. Наблюдаются аграмматиамы при выполнении заданий на образование прилагательных от существительных, неправильное употребление названий детёнышей животных.
XIV. Состояние зрительной функции
1) Состояние биологического зрения поданным медицинской карты в норме
2) Состояние высших зрительно-пространственных функций а) схема тела сформирована б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева в) правильно выполнила все пробы Хэда
; г) правильно составила картинки, разрезанные на 8 частей д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено конструирование и реконструирование геометрических фигур по представлению.
3) Состояние речезрительных функций.
87
Узнает и правильно называет печатные и рукописные буквы. Правильно называет заштрихованные, наложенные друг надруга, недописанные, написанные пунктиром буквы, графически сходные буквы Допускает ошибки в реконструирование букв из элементов.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом