Главная страница

Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия.. И дидактические основы логопедического воздействия Учеб пособие для студ высш и средн пед учеб заведений. 4-е изд., доп


Скачать 1,63 Mb.
НазваниеИ дидактические основы логопедического воздействия Учеб пособие для студ высш и средн пед учеб заведений. 4-е изд., доп
АнкорСеливерстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия..pdf
Дата09.05.2018
Размер1,63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSeliverstov_V_I_Zaikanie_u_detey_Psikhokorrektsionnye_i_didaktic
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#70568
страница1 из 15
Каталогkassandra_93

С этим файлом связано 48 файл(ов). Среди них: Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной, Развитие речи ребенка по годам (от 1 года до 5...docx, логопедический альбом часть 1.doc, Конспекты инд. занятий 2.doc, Avtomatizatsia_svitsyaschikh_zvukov_u_detey.doc, конспекты индивид.занятий 1.doc, Seliverstov_V_I_Zaikanie_u_detey_Psikhokorrektsionnye_i_didaktic, Logopedicheskoe_loto_R-R.doc, 2007-3.pdf и ещё 38 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


2
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные
и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.
пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е
изд.,
доп.

М.:
Гуманит.
изд.
центр
ВЛАДОС,
2001.(Коррекционная педагогика).
В пособии систематизирован разнообразный материал о заикании: его проявлениях, механизмах и причинах, предупреждении и преодолении у детей.
В книге раскрывается преимущественно психолого-педагогический аспект проблемы детского заикания, так как она адресована, прежде всего, студентам педагогических вузов и колледжей, а также начинающим специалистам — логопедам, педагогам, воспитателям. Пособие будет полезно родителям.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................................. 5
Глава I НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ ........................................................................... 11
Замедленный темп речи ................................................................................................ 12
Ускоренный темп речи .................................................................................................. 13
Прерывистый темп речи ............................................................................................... 15
Запинки несудорожного характера .............................................................................. 17
Запинки судорожного характера .................................................................................. 19
Предупреждение и устранение речевых запинок ...................................................... 24
Глава II СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЗАИКАНИЯ ........................................................ 31
Механизмы заикания ..................................................................................................... 31
Проявления заикания .................................................................................................... 37
Психологические особенности заикающихся.
Модель фиксированности на своем дефекте .............................................................. 40
Распространенность заикания ...................................................................................... 61
Биологическое и социальное в структуре дефекта .................................................... 63
Глава III СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ ................................................................ 66
Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы .................................................. 70
Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы .......... 80
Глава IV ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С
ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ..................................................................................... 100
Дидактические основы детской логопедии .............................................................. 100
Индивидуальный подход. Обследование и динамическое наблюдение» заикающегося ребенка................................................................................................. 101
Систематичность и последовательность ................................................................... 120
Сознательность и активность ..................................................................................... 145
Наглядность и технические средства обучения ....................................................... 147
Прочность. Эффективность преодоления заикания ................................................ 156
Глава V СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ..... 166
Организация логопедической помощи детям в России .......................................... 166
Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях ..................... 171

4
Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях ..................... 179
Разные методики логопедических занятий с заикающимися ................................. 185
Методики логопедических занятий с дошкольниками ........................................ 186
Методики логопедических занятий со школьниками .......................................... 194
Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми ................ 197
Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми ......... 205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................... 223

5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей. Но в ней для более полного освещения вопроса использован частично материал и о заикании у лиц старшего возраста.
В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый студентам дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.
Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили:
1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания;
2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.
Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа
1
Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.
Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.
1
Например, в логопедии дислалии рассматриваются в ряду недостатков произношения звуков, алалии и афазии — среди недостатков словаря и фразовой речи и т.д.

6
При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. гл. I.
«Нарушения темпа речи»).
Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представления о различных мнениях по этому поводу, представленных в специальной литературе.
Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно.
Многообразие проявлений заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей (см. гл. II. «Симптомокомплекс
заикания»).
Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного подхода к его преодолению. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося

7 разными средствами и разными специалистами (см. гл. III. «Современный
комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания»).
Комплексную работу по преодолению заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы
относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, а также закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см. «Задачи и формы лечебно-
оздоровительной работы» гл. III).
Коррекционно-воспитательная работа
1
это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Подход к выбору и использованию этих мероприятий определяется спецификой проявления заикания и особенностями самих заикающихся.
Задача с максимальной полнотой показать (раскрыть) сущность коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик, что связано с неустойчивостью представлений о механизмах заикания, а с другой стороны, из-за невозможности создания достаточно эффективной единой методики.
Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями о специфике дефекта и особенностях заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы и творческое применение этих знаний с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных условий его работы.
1
Термины специально-педагогическая, лечебно-педагогическая, коррекционно-воспитательная работа представляются нам равнозначными и применимыми по отношению ко всем категориям аномальных детей: с недостатками зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Коррекционно- педагогическую работу с детьми, имеющими недостатки речи, принято называть логопедической или лоюпедагогической работой.

8
Основными задачами логопедической работы с заикающимися являются формирование у них навыков правильной речи и воспитание гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, организация логопедических занятий и самостоятельной работы, привлечение разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы
коррекционно-воспитательной (логопедической) работы» гл. III).
В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И.М.Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека.
«Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов»
1
Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принципы индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения следует реализовывать не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. гл. IV. «Дидактические основы
логопедических занятий с заикающимися детьми»).
Раскрывая задачи, формы и содержание логопедической работы с
заикающимися, считаем необходимым ознакомить специалистов с
некоторыми сведениями о действующих сегодня системах организации логопедической помощи заикающимся
(см. гл.
V.
«Системы
логопедической работы с заикающимися»). Речь идет об особенностях организации логопедической помощи в детских садах для детей с тяжелыми
1
Павлов И.П. Собр. соч. — 1951. — Т. 4. — С. 415.

9 нарушениями речи и в специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, всезонных санаториях для заикающихся детей.
Особенности логопедической работы рассматриваются с учетом того, проводится она в амбулаторных или стационарных условиях. В пособии представлены две разработанные автором схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях, а также краткий обзор разных авторских методик логопедических занятий с заикающимися детьми, подростками и взрослыми, используемых в нашей стране в настоящее время.
Особое внимание уделено широким возможностям использования на логопедических занятиях разнообразных игр и игровых приемов.
Подчеркиваются их основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. С одной стороны, в коррекционном обучении игры и игровые приемы способствуют формированию навыков правильной речи и поведения ребенка и одновременно его умственному и физическому развитию
(дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование социально- личностных качеств, определяющих правильное отношение ребенка к окружающим людям и взаимодействие с ними (психокоррекционные основы)
(см. «Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися
детьми» — гл. V).
Успешное преодоление заикания требует систематической, скрупулезной и довольно длительной работы, предполагающей определенные усилия со стороны и специалистов, и самих заикающихся.
Наличие такой совместной целенаправленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см.
«Заключение»).

10
В «Приложении» дан ориентировочный список литературы по данной проблеме. Литература нужна логопеду для постоянного самообразования как средство повышения его профессиональной квалификации и, следовательно, она имеет прямое отношение к эффективности его работы.
Заключает пособие «Практикум», в котором предлагаются контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы, проверки усвоенных знаний по проблеме детского заикания.

11
Глава I
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи.
Темп речи — это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в редуцированных формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленые или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки).
Темп речи формируется у ребенка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.
Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться.
Нарушения темпа речи могут быть также патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований). Патологически обусловленные нарушения темпа течи и являются предметом логопедического изучения.
Для дифференцированного подхода к различным нарушениям темпа речи ниже мы касаемся причин их возникновения, особенностей проявления и направленности коррекционного воздействия.
Причем при описании прерывистого темпа речи выделяются запинки несудорожного и судорожного характера. Обращаем внимание на сходство и различие в их проявлении и преодолении.

12
Замедленный темп речи
Брадилалия
1
(от греч. bradys — медленный, lalia — речь) — патологически замедленная, но правильно координированная речь. Синоним
— брадифразия. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который доминирует над процессом возбуждения.
Брадилалия встречается у взрослых и детей. Она является преимущественно наследственной формой нарушения внешней и внутренней речи. Однако в генезисе брадилалии могут иметь значение и экзогенные факторы: воспитание, подражание, а также интоксикации, астенизация и др.
В клинике брадилалии обращают на себя внимание многообразные нарушения: замедленность темпа внутренней и внешней речи, замедленность письма, монотонность, интер- и интравербальное замедление (паузы между словами и звуками).
Чаще всего брадилалия является синдромом какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания (при олигофрении с последствиями менинго-энцефалита, дистрофических, органических заболеваний центральной нервной системы, травм, опухолей головного мозга и т.д.). В этих случаях она сочетается с брадикинезией, астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.
Лечение брадилалии должно проводиться комплексно: особые приемы логопедии, перевоспитание личности, медикаментозное лечение, ЛФК, ритмика, пение, физиотерапия и т.д.
Логопедические мероприятия направлены на убыстрение: а) речевых движений; б) речевых реакций с помощью скороговорок; в) темпа внутренней речи (работа над воображением при действии внешних раздражителей различного темпа); г) темпа чтения и письма; д) выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т.д.
1
Сведения о брадилалии и тахилалии даются в основном по статье В.С.Кочергиной. См. сб. «Расстройства речи у детей и подростков» / Под ред. С.С.Ляпидевского. — М., 1969.

13
Врачебная помощь заключается в укрепляющем и тонизирующем лечении, способствующем повышению активности нервной деятельности.
Лечебная гимнастика и ритмика также должны носить тонизирующий характер и осуществляться с переменяющимся ритмом и темпом движений со специальными спортивными играми.
Ускоренный темп речи
Тахилалия (от греч. tachis — быстрый, lalia — речь) — патологическое убыстрение темпа речи. Синоним тахифразия.
Доказана преимущественно наследственная природа генезиса. Однако роль внешних факторов (подражание, неправильные приемы воспитания и т.д.) также очевидна. Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения.
Наряду с нарушением внешней и внутренней речи в клинике тахилалии наблюдаются расстройства чтения и письма, быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, повышенная поверхностная эмоциональность, гиперактивность.
При сильном возбуждении темп речи резко убыстряется. Тогда могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, аграмматизмы и т.д. При привлечении внимания к речи у человека происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью и темп речи нормализуется.
Основные принципы логопедической работы в этих случаях описаны
Ю.А.Флоренской и З.С.Ходоровой (1935). Речевые занятия проводятся в коллективе на фоне разъяснительной психотерапии. Большое значение имеет привлечение внимания к речи, упорядочение ее темпа, воспитание логического мышления. Вся работа проводится на фоне снижения общей психомоторной возбудимости при перестройке патологических особенностей

14 личности путем использования специальных видов ЛФК, медикаментозного и физиотерапевтического воздействия.
Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецидированию. Успех лечения зависит от его последовательности, упорства, систематичности и длительности.
Баттаризм
1
— патологически обусловленное убыстрение речи, при котором слова произносятся нечетко, не договариваются. Речевое дыхание нарушено. Все это делает речь неразборчивой. Немецкий ученый
А.Куссмауль отмечал, что в этом случае человек не имеет времени ясно разделить слова и звуки, глотает слоги и даже целые слова в конце фразы, фразы заменяются каким-то бормотанием.
Образную картину баттаризма рисует М.Е.Хватцев: «...звуки слова, извергаясь из уст логопата в бешеной погоне друг за другом, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявляться в своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха; быстрота речи доходит до того, что некогда проглотить слюны, поэтому при речи она разбрызгивается наружу»
2
Нередко фонетическим недостаткам речи при баттаризме сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Баттаризм
— одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов, от заикания отличается отсутствием речевых судорог и боязни публичной речи.
Полтерн (нем.), видимо, то же, что тахилалия при резком возбуждении лиц, страдающих ею, т.е. патологически убыстренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.
1
В современной литературе принято считать, что этот термин — производный от имени Киренского царя
Батта, который, по описанию Геродота, говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривая окончания слов. Однако мы можем предложить и другую версию: «баттаризм» — греческий термин, обозначающий заикание (Брокгауз и Эфрон). А царь «Батт так назван потому, что он был заика или таковым притворялся, чтобы лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель» («Словарь исторический или сокращенная библиотека...». Пер. с франц. — М., 1807—1811. — С. 79).
2
Хватцев М.Е. Дефекты речи. — М.; Л., 1930. — С. 128.

15
М.Зееман (1965) уравнивает термины «полтерн» и «тахилалия».
Основным симптомом «тахилалии — полтерн» он считает интервербальное
(внутрисловесное) ускорение, вторичными и сопутствующими симптомами этого расстройства являются проглатывание и повторение слогов, нарушение общей и речевой моторики, психологические изменения.
Баттаризм и полтерн преодолеваются путем комплексных лечебно- педагогических мероприятий, включающих укрепление и оздоровление нервной системы, и специальных логопедических упражнений, направленных на воспитание четкой, плавной и выразительной речи.
До сих пор в литературе нет достаточной четкости в использовании терминов, классифицирующих патологически обусловленное убыстрение речи. Еще Куссмауль писал, характеризуя это расстройство речи, что его
«немцы называют Poltern или Brudeln, французы — Bredouillement, а англичане — Cluttering; в литературе, касающейся заикания и косноязычия, расстройство это называют Battarismus или Tumultus sermonis»
1
У разных авторов по-разному делаются попытки объяснить механизм патологически ускоренной речи. Имеются предположения, что такая речь — результат нарушенного равновесия между мыслительным процессом и воспроизведением слов, результат расстройства внимания, результат аномалий в центральной нервной системе, а также — нарушения функциональной деятельности стриополлидарной системы.
Прерывистый темп речи
Запинки, спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах, характеризующие прерывистый темп речи, по форме проявления могут выражаться: а) в повторении отдельных звуков или их сочетаний; б) в прерывании речи необоснованным молчанием (остановки, паузы); в) в трудном, с усилием произнесении одного или нескольких звуков.
1
Куссмауль А. Расстройства речи. — Киев, 1879. — С. 203.

16
В первом случае ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или сочетание звуков, слово или целую фразу. Это повторение может быть произвольным, когда ребенок пытается исправить замеченную неточность. Это может быть и механическое повторение предыдущего слова перед тем, как найти нужное слово или выразить сильно волнующую новость: «Я вчера... мы вчера... я с мамой вчера в кино ходил. — А мы-мы-мы-
мы поймали жука! — А-а-а-анна Васильевна, можно мне играть с
машиной?Мне папа в магазине... мне папа в магазине купил... мне папа в
магазине купил велосипед, только но нем нужно ногой отталкиваться!»
(Забыл слово «самокат»).
Неумение ребенка сразу найти нужное слово или выразить обуревающие его чувства может дать и другую форму речевых запинок у детей — неожиданное прерывание речи молчанием. Иногда это молчание затягивается и может перерасти в нежелание ребенка и вовсе продолжать начатое речевое общение. Неожиданное прерывание речи молчанием может быть у ребенка также и выражением невидимых для постороннего взгляда усилий по преодолению судорог, возникших в его речедвигательном аппарате.
Речевые запинки, появившиеся у ребенка в результате напряженного произнесения звука или звукосочетания, являются наиболее серьезной формой нарушений темпа речи. Ребенок с видимым усилием как бы
«проталкивает» какой-либо звук или сочетание звуков: — Людмила Б'-
орисовна, можно взять к'-убики? У детей младшего возраста это затрудненное произнесение звуков нередко комбинируется с многократным его повторением, например: У п'е-п'-е-п'-етушка к'-расивый хвост.
Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками,
спотыканием несудорожного или судорожного характера. К запинкам несудорожного характера могут быть отнесены полтерн и физиологические итерации, судорожного — логоневроз, заикание.

17
Запинки несудорожного характера
Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти,
Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.
Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей.
Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.
Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.
Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

18
У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, т.е. быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.
Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются.
Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая ими смазывая окончания слов или целые слова во фразе.
Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.
«У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра З. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно "заикалась", пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала мое внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских радиопередачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

19
Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.
Запинки судорожного характера
Запинки судорожного характера являются обычно типичным и обязательным симптомом заикания. Они различаются по форме, месту
образования и частоте.
По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка),
тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п'...пила) и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п'...пет-ту-тух.
В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:
артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные. В первом случае судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого нёба, и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. Обычно это происходит на смычных согласных. Например: б'...бабушка, бу-бу-бумага (судороги губ);
д'дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г'...гуси, й '...йяблоко, й-ю-
юла (судороги корня языка или мягкого нёба).
Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые складки или плотно смыкаются, удерживая выход гласного звука
(а'...арбуз, о-о-огурец); или голосовые складки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

20
В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и человек как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.
Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др.
Очень своеобразным и характерным для заикания является тот факт, что частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Так, они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях б, д, тр и др. Они зависят также и от формы речи говорящего. Например, независимо от тяжести заикания почти всегда заикающиеся свободно говорят фразы вместе с кем-нибудь (сопряженно) или повторяют их (отраженно). Частота речевых судорог зависит от степени громкости речи, ритмичности, подготовленности.
Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окружающей обстановки, где им приходится общаться. Заикающимся обычно легче говорить в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее
— при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.
Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности (см. раздел «Механизмы заикания»). Причины нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, приводящие к образованию запинок судорожного характера, многообразны.
Так, нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм в целом. Ребенок может и родиться с ослабленной нервной системой. Это может произойти в результате

21 неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.
В практике приходится встречаться со случаями, когда заикание возникает у детей на почве нервной ослабленности, когда достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать его возникновение.
Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей является педагогическая запущенность ребенка, неправильные приемы его воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой разрешает, один наказывает, другой жалеет и т.п. — все это также может вызывать у него резкие вспышки капризов, недисциплинированности, гнева, вплоть до детских истерик, когда ребенок бросается с кулачками на родителей, валяется по полу, стучит ногами, плюется и т.п.
Неправильное воспитание ребенка приводит к психическим травмам и вызывает у него нарушение высшей нервной деятельности и уже как результат этого — заикание.
Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие сильной одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Неправомерно распространено мнение, будто нервные потрясения, вызванные испугом, — единственная причина заикания. В действительности таких причин много, инет повода в случае возникновения заикания искать (а часто и придумывать), отчего ребенок мог испугаться.
Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: будь то паровозный гудок,

22 собака, петух, карнавальная маска и т.п., но, однако, заикаются, как мы видим, далёко не все.
Запинки судорожного характера могут быть также результатом закрепившегося неправильного речевого стереотипа. Другими словами, запинки несудорожного характера, возникающие в результате разных причин, путем зафиксировавшегося патологического рефлекса могут перерастать в запинки судорожного характера.
Рассматривая причины судорожных речевых запинок, можно условно разделить их на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся все те, что ослабляют нервную систему ребенка, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, детские болезни, педагогическая запущенность). Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд неблагоприятности или случаи
(страшный сон, паровозный гудок, легкие нервные потрясения, болезнь и т.д.) могут оказаться «сверхсильным» раздражителем и вызвать «срыв» высшей нервной деятельности ребенка.
К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные психические травмы (являющиеся по сути сильными нервными потрясениями), неправильные приемы воспитания, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития ребенка.
Можно ли отличить у ребенка запинки несудорожного и судорожного характера? Для этого попытаемся сравнить их характерные особенности (см. таблицу 1).

23
Таблица I
Сходство и различие запинок иесудорожного
и судорожного характера
Запинки несудорожного характера судорожного характера (заикание)
Виды запинок
1)
Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений
2) Прерывание речи молчанием
(ребенок не в состоянии сразу оформить свои мысли и желания словами)
1)
Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний
2) Прерывание речи молчанием
(ребенок не может из-за судороги в речевом аппарате начать или продолжить фразу)
3) Напряженное произнесение отдельных звуков или звукосочетаний
Причины возникновени я запинок
1)
Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Речевые запинки здесь результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребенка, его словарного запаса, выразительных средств
(физиологические запинки)
2) Задержки психофизического развития в результате перенесенных болезней, травм, неблагоприятной наследственности. В этом случае могут наблюдаться различные отклонения и в речевом развитии детей, в том числе и запинки
3)
Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования
4)
Безудержно-быстрая, хаотическая речь
5)
Неблагоприятное речевое окружение
1) Нарушение высшей нервной деятельности у ребенка в результате:
— неблагоприятной наследственности;
— внутриутробных и послеродовых травм;
— перенесенных болезней;
— педагогической запущенности
(неблагоприятная обстановка, ссоры родителей, несогласованное воспитание ребенка, запугивающие наказания, перегрузка речи ребенка заучиванием сложных текстов и пр.);
— резкой одномоментной травмы
(испуг)
2) От запинок несудорожного характера по типу зафиксированного патологического рефлекса

24
Окончание табл. I
Запинки несудорожного характера судорожного характера (заикание)
Место запинок во фразе
1) Определенного места не имеют
2) Появляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах
1) Обычно в начале фразы, а также на определенных звуках и звукосочетаниях, например на т, д,
г, б, кр, пл и т.д.
Влияние окружающих условий
1) У детей запинки уменьшаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми
1) Частота и длительность запинок увеличиваются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми
Отношение детей к недостаткам своей речи
1) Не замечают
2) Небрежное
1) Обычно замечают и серьезно переживают
2)
Отсюда появление многих психологических особенностей в виде конфузливости, страха речи, ухода в себя, чувства ущемленности и пр.
Что необходимо для устранения
1)
Воспитательная работа по упорядочению поведения и развитию речи ребенка
2) Консультация у невропатолога
1)
Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм ребенка в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка в целом
2) Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей ребенка
Предупреждение и устранение речевых запинок
Предупреждение и устранение речевых запинок
1
у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.
В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении?
Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.
Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей
1
Предлагаемые советы в равной степени относятся и к предупреждению заикания у детей.

25 нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу и т.д.
Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.
Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо- спокойной речи.
К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.
Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть.
Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.
Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности

26 поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.
Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, — это обычно результат неправильного отношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежелание взрослых с. первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.
Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.
С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.
Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический

27 пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.»
1
Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, логопед должен рекомендовать родителям обязательно обратиться к врачу психоневрологу для консультации.
Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.
В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.
Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям.
Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать
(теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).
1
Павлов И.П. Поли. собр. соч. — М.-Л., 1951. — Т. III, кн. 2. — С. 27.

28
Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность.
Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания.
Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал.
Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.
Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.
Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их

29 речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.
К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка.
Поэтому работу по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.
Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным.
Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребенка на то, что он говорит неправильно?
Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них
«становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения»
1
Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.; б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства; в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г)
1
Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. — С. 225.

30 делая замечания, уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания.
Все это воспитывает у ребенка стремление устранить недостаток в своей речи.
Ребенок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к ее совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.
В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконстроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.
Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий.
Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.
Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.
Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать.
Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.
Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

31
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом