Главная страница

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства Игра


Скачать 29.97 Kb.
НазваниеИгровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства Игра
АнкорIgrovye_priemy_obuchenia_na_urokakh_izobraziteln.docx
Дата16.12.2017
Размер29.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIgrovye_priemy_obuchenia_na_urokakh_izobraziteln.docx
ТипДокументы
#54206
Каталогid169929271

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: esenina_s_a_sochineniya_miniatyury_i_esse_4_klass.pdf, Noveyshiy_polny_spravochnik_shkolnika_5-11_klassy_Tom_2.pdf, Noveyshiy_polny_spravochnik_shkolnika_5-11_klassy_Tom_1.pdf, Tekhnologia_tselepolagania_uroka.pdf, netraditsionnye_tekhniki_IZO.ppt.ppt, IZO_-_1_klass.doc, 50_urokov_dlya_podgotovki_ruki_k_pismu_T_A_Vorobyeva_T_V_Guzenko, Ushakova_O_S_Oznakomlenie_doshkolnikov_s_literaturoy_i_razvitie_, izo_4_klass.doc, izo_2_klass.doc и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства

   

Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

Игровая деятельность выполняет следующие функции:


  • развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

 

Большинству игр присуще четыре главные черты:

 

  • свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;

  • наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

 

В структуру игры как процесса входят:

 

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средство реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

 

Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:


  • в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент более обширных технологий;

  • в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология проведения внеурочной работы по предмету.

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

 

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:

 

    • дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;

    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    • учебный материал используется в качестве ее средства;

    • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Следует разделять игры по виду деятельности:

 

    • физические (двигательные);

    • интеллектуальные (умственные);

    • трудовые;

    • социально-педагогические.

 

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

 

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    • познавательные, воспитательные, развивающие;

    • репродуктивные, продуктивные, творческие;

    • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

 

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

 

Роль педагога в проведении игр и упражнений на уроках

 

Педагог, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.

 

Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.

 

При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

 

Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Педагог может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «преподаватель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция преподавателя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.

 

Преподаватель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

 

Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния, как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).

 

Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

 

Основные функции игровой позиции педагога:

 

  • гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;

  • повышение творческого потенциала коллективной деятельности;

  • экономия нервных затрат педагогов и школьников;

  • обеспечение гибкого поведения учителя.

 

Игра как средство самовоспитания

 

Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

 

Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

 

Целевая ориентация игр

 

    • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

    • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.

    • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.

    • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

 

 

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

 

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

 

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

 

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

 

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

 

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

 

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

 

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

 

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

 

В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

 

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

 

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

 

По форме упражнения могут быть:


    • изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

    • устными (ответы по теоретическим вопросам);

    • письменными (анализ произведений искусства).


Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия преподавателя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

 

Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

 

Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

 

При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

 

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

 

Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

 

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

 

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

 

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

 

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

 

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач.
Можно выделить следующие группы игр:


    • внимание;

    • развивающие глазомер;

    • тренирующие наблюдательность;

    • развивающие творческие способности;

    • воздействующие на эмоции и чувства;

    • раскрывающие личностные возможности ребенка.

 

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

 
перейти в каталог файлов
связь с админом