Главная страница

Искусство рисования. Лучшие уроки. Искусство рисования. Лучшие уроки - kotova_natal. Лучшие уроки


Скачать 12,37 Mb.
НазваниеЛучшие уроки
Родительский файлIskusstvo_risovania_Luchshie_uroki.rar
АнкорИскусство рисования. Лучшие уроки.rar
Дата09.11.2016
Размер12,37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИскусство рисования. Лучшие уроки - kotova_natal
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#10077
страница1 из 3
Каталогradjah

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Ilyaev_-_Rezba_po_derevu_Uroki_mastera_-_2015.pdf, Iskusstvo_risovania_Luchshie_uroki.rar.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

БЕЗ КАРАНДАША ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

АКВАРЕЛЬ

ЛУЧШИЕ УРОКИ

ШКОЛА 

НАТАЛИ 

КОТОВОЙ

МОСКВА

АСТ

Воспроизводство любой иллюстрации для изучения или как предмета искусства допустимо. 

Любое коммерческое использование воспроизведенных или скопированных рисунков из этой 

публикации допустимо только с письменного согласия издателя. 

Котова, Натали.

Лучшие уроки. Акварель без карандаша для начинающих/Натали Котова. — Москва: АСТ, 

2015.—  80 с.: ил. —  (Искусство рисования)

Эта книга, стала результатом многолетнего практического опыта художницы и преподавателя Натали Котовой, 

в которой она с помощью пошаговых инструкций научит писать акварелью самые разнообразные, удивительные 

по красоте цветы, животных и пейзажи. Следуя рисункам и описаниям, представленным в этой книге, вы обретете 

так необходимое вам вдохновение.

ISBN: 978-5-17-089436-9 (ООО «Издательство АСТ») 

УДК 75.023.22(075.4)

ББК 85.14я7 

6+

 

Лучшие уроки. Акварель без карандаша для начинающих

Учебное пособие

Зав. редакцией О.В. Сухарева

Редактор А.В. Чудова 

Технический редактор Т. Тимошина

Дизайн и верстка Я. Паламарчук 

Корректор И. Марчевская

Подписано в печать 27.02. 2015 Формат 60 x 84 /8 Усл. печ. л. 10,0

Бумага офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ №

Общероссийский классификатор продукции ОК–005–93. т. 2

953000 — книги и брошюры

ООО «Издательство АСТ»

129085 г. Москва, ул.Звездный бульвар, д.21, стр 3, комн. 5

ISBN: 978-5-17-089436-9 (ООО «Издательство АСТ») 

Все права защищены.

© 2015, ООО «Издательство АСТ» 

© 2015, Натали Котова, иллюстрации, текст

УДК 75.023.22(075.4)

ББК 85.14я7 

            К 73

К 73

3

Рисуем

 цветы

10 ОТЛИЧИЙ

1.

 По этой книге смогут учиться даже те, кто считает, что у него нет способностей 

к рисованию.

2.

Она предназначена как для взрослых, так и для детей.

3.

Каждый урок займет не больше часа.

4.

Любой желающий независимо от степени владения искусством рисования сможет 

легкостью написать свои картины, следуя подробному пошаговому описанию, которое 

подкреплено наглядными рисунками.

5.

Можно использовать недорогие материалы и при этом живописные работы будут 

выглядеть эффектно.

6.

Ууникальная возможность учиться писать сразу красками без предварительного 

рисунка карандашом. Для новичков это упрощает задачу.

7.

 Эта книга дает базовые навыки для старта в большой мир мир живописи.

8.

Авторское сопровождение. Читатель всегда сможет связаться с автором Натали 

Котовой по почте, задать вопросы, послать свои отзывы и картины, написанные по этой 

книге, для консультации.

9.

Техника, представленная здесь, производит терапевтический эффект. Способству-

ет снятию напряжения и перезагрузке мозга.

10.

Создавая цветовые композиции на бумаге, читатель будет развивать свое образ-

ное мышление и интуицию и повышать свою креативность. Все это даст возможность 

легче и быстрее решать задачи, встречающиеся в жизни.

Эта книга, стала результатом  многолетнего практического опыта. Здесь сконцентри-

рованы лучшие находки для быстрого раскрытия ваших природных возможностей. Они 

у вас есть, не сомневайтесь. Человек — творец по своей природе.

ЭТОЙ КНИГИ ОТ ДРУГИХ ПОСОБИЙ 

ПО ОБУЧЕНИЮ ЖИВОПИСИ

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

и

и

Ри

Ри

Ри

и

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

Ри

и

Ри

и

и

и

и

и

и

и

и

и

Ри

и

и

и

Ри

и

и

и

и

и

и

и

и

и

Ри

и

и

и

и

и

и

и

и

и

и

и

Р

и

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

и

Р

Р

Ри

Р

и

и

и

и

и

и

и

су

су

су

су

су

су

су

у

ем

ем

ем

ем

ем

м

м

м

м

м

м

ем

ем

ем

ем

ем

м

е

м

м

м

м

м

м

м

м

м

м

м

м

м

ем

м

ем

е

е

м

ем

ем

м

м

ц

ц

ц

ц

ц

ц

ц

ц

ц

ц

ве

ве

е

ве

ве

ве

ве

в

в

в

в

ве

ве

в

е

в

в

в

в

в

в

е

ве

ве

в

ве

ве

е

е

е

е

в

в

ты

ты

ты

ты

ты

ты

ты

ты

ты

ты

ты

т

ы

ОТ ДРУГИХ ПОСОБИЙ 

Ю ЖИВОПИСИ

4

Акварель

 без карандаша

1.

Как не бояться «испортить»? Не ставьте себе задачу сразу же на первом листе на-

писать «шедевр». Разрешите себе изрисовать несколько листов набросками или даже 

каракулями.

Начинающий художник похож на младенца, который учится ходить. Позвольте себе 

падать и делать некрасиво. Возьмите самую дешевую ксероксную бумагу и пробуйте, 

пробуйте, сменяя один лист другим. Постепенно рука привыкнет к необычным для вас 

движениям, вы почувствуете уверенность и оптимизм, и даже смелость.

2.

Нужно ли ждать вдохновения? Не нужно: как и аппетит во время еды, приходит во 

время самого рисования. Главное начните.

3.

С чего начинать занятия живописью? Поставьте занятия живописью в свое расписа-

ние. Например: по понедельникам с 20.00-21.30 я рисую. И точка. Или подберите любой 

другой день и время, когда вы можете полностью погрузиться в это увлекательное занятие. 

Придумайте свой личный ритуал для переключения на живопись. Я рекомендую вклю-

чать любимую музыку. Начинайте с разглядывания картинок и фотографий на тему, 

которую хотите рисовать (их легко подобрать в Интернете — спасибо мировой Паутине).

4.

Что делать, если не получается? Прежде всего — не впадать в отчаянье! Вы осва-

иваете новый для себя вид деятельности, вырабатываете необходимые навыки. Нужно 

несколько раз проделать одно и то же, чтобы нейроны в нашем мозге выстроили новую 

цепочку, позволяющую легко и без напряжения совершить какое-либо действие. Вспом-

ните, сколько времени вам требовалось на обучение письму, сколько раз вы повторяли 

одно и то же.

Если не получается во второй, третий раз, оставьте, потренируетесь на следующий 

день. Может быть, вам стоит попробовать другую тему, она пойдет легче.

Сложные темы разбивайте на части и «съедайте» по кусочку.

5.

Все замечательно, продолжайте. Научиться рисовать можно только рисуя. 

от  Натали:

5 СОВЕТОВ

5

Рисуем

 цветы

6

Акварель

 без карандаша

ЧТО ВЫБРАТЬ?

Когда вы заходите в магазин для художников, то у вас воз-

никает ощущение, что вы попали в таинственную пещеру, до 

отказа набитую сокровищами. Море красок и карандашей, 

большой ассортимент альбомов, папок и бумаги разных раз-

меров и цветов, а еще множество загадочных инструментов 

и приспособлений, которыми, по-видимому, пользуются 

волшебники-художники. Ах, как хочется прикоснуться к 

этому волнующему миру, унести с собой хотя бы маленькую 

частичку тайны, из которой рождаются прекрасные образы.

Вы теряетесь в этом изобилии, не знаете, на чем остано-

вить свой выбор. 

Какие материалы подойдут для новичка? 

Чтобы вы смогли не растеряться в художественном салоне 

и со знанием дела подобрать себе инструменты и материалы 

для своих первых шагов в живописи, подробно опишу воз-

можные варианты красок, бумаги, кисточек, палитр и прочего.

Важно! Для начинающих 

живописцев вовсе не обя-

зательно покупать дорогие 

кисти, краски и бумагу. Ваши 

первые репетиции будут 

проходить гораздо легче и 

с большим удовольствием, 

если вы не будете бояться 

«испортить».

ИНСТРУМЕНТЫ 

И МАТЕРИАЛЫ

Лучше, если поначалу покупки художественных матери-

алов будут неразорительны для вас, поэтому опишу самые 

демократичные по цене материалы.

КРАСКА

Уже само название — акварель — говорит о том, что тех-

ника акварельной живописи основана на использовании 

воды. Основные составляющие акварельной краски – тонко 

перетертые красящие пигменты и растительный клей (гум-

миарабик). При нанесении акварели на белую бумагу краска 

приобретает характерную для этой техники янтарную про-

зрачность. 

Гуашь — разновидность акварели, вид более плотной и 

матовой клеевой водорастворимой краски. Она ложится на 

поверхность плотным непрозрачным слоем (если не сильно 

разбавлять ее водой) и при высыхании приобретает матовую 

бархатистость. Одно из преимуществ гуаши для начинающих 

1

7

Инструменты

 и материалы

в том, что нижние слои не просвечивают через верхние и в 

рисунок можно легко вносить исправления. 

В нашей стране гуашь продается обычно в пластиковых 

баночках разного объема, в наборах с широкой цветовой 

гаммой или по отдельности (рис. 1). За границей гуашь чаще 

встречается в тюбиках.

Интересный факт: гуашевые краски известны еще со вре-

мен Древнего Египта и античности. Широко использовались 

в Европе в Средние века. Гуашью пользовались знаменитые 

старые мастера — Рубенс, Ван Дейк, Дюрер (рис. 2). Вели-

кие художники XX века писали гуашью. Среди них Пабло 

Пикассо, Ван Гог, Жорж Брак, Анри Матисс, Марк Шагал 

Берн-Джонс, Эгон Шиле, Генри Мур и многие другие.

Гуашь — по-моему, самая демократичная краска для 

новичков. Не дорогая, без запаха, легко разводится водой, 

продается во многих магазинах. Чаще встречается детская 

и художественная профессиональная (она подороже, луч-

ше ложится, имеет более природную цветовую гамму). Для 

старта берите любую.

На своих занятиях я чаще использую гуашь фирмы «Не-

вская палитра». Мне нравится ее цветовая гамма, густая 

тягучая консистенция, укрывистость (непрозрачность при 

определенной густоте) и хорошая смешиваемость отдельных 

цветов между собой.

Техника живописи, о которой пойдет речь в этой книге, 

подходит не только для гуаши и акварели, но также для 

акриловых и масляных красок.

БУМАГА

Бумаги для акварели великое множество. Она отличается 

по способу производства, плотности, составу, цвету и раз-

меру. Не буду углубляться в описание всех видов. Для но-

вичков я рекомендую акварельную бумагу российского про-

изводства чисто целлюлозную с плотностью 200 г/ кв. м. 

Это могут быть альбомы или папки с отдельными листами. 

Бумага в папках обычно дешевле аналогичной бумаги  в 

альбомах.

Размер выбирайте по своему темпераменту. Если вы чело-

век  стремительный, любящий быстрое движение и широкие 

жесты, берите размер А3 (это, как 2 печатных листа), если 

же вы любите неспешную кропотливую работу, покупайте А4 

(один печатный лист).

Когда осмелеете (а вы осмелеете!) и готовы будете к но-

вым экспериментам, берите бумагу уже посолиднее — 

280 г/ кв. м или 300 г/кв. м, чисто целлюлозную или с добавле-

нием хлопка. Хлопок увеличивает водопроницаемость бумаги, 

а также дает более равномерное распределение акварели.

На своих мастер-классах я часто использую бумагу от про-

изводителя ООО «Лилия Холдинг». Очень достойное соче-

тание цены и качества. 

Для гуаши выбор бумаги еще шире. 

Совет от Натали. Вы мо-

жете начать осваивать тех-

нику живописи, которая 

описывается в этой книге на 

любой бумаге (даже просто 

офисной). 

Можете использовать акварельную бумагу 180 г/кв. м или 

200 г/кв. м. В акварельной бумаге большей плотности (а она 

дороже) нет необходимости для техники, которая показана в 

этой книге. Для своих работ я использовала цветную аква-

рельную бумагу. 

Для гуаши подойдет картон (любой), а также цветная 

бумага для пастели, но имейте в виду, бумага для пастели 

плохо впитывает воду, поэтому пишите на ней густой гуашью 

(сравнимой с 20–25%-ной сметаной).

Совет от Натали. Ис-

пользование цветной бума-

ги в сочетании с гуашевыми 

красками придаст вашим 

работам весомости. Таково 

человеческое восприятие: 

цветной фон кажется слож-

нее и полнее, чем белый. И 

цвет бумаги «зазвучит» одно-

временно с красками.

Альбрехт Дюрер. Заяц. 1502 г.

2

8

Акварель

 без карандаша

КИСТИ

Кисть — это волшебная палочка, овладев которой вы смо-

жете создавать собственные миры на любой поверхности.

Кисти для акварели различаются по размеру, форме и 

типу волоса. Кисть должна хорошо впитывать и удерживать 

воду и краску, быть гибкой, легко принимать прежнюю фор-

му после мазка, ее волоски не должны топорщиться. Форма 

кисти зависит от формы зажима — круглого или плоского 

(рис. 3).

Обычно художник-акварелист покупает большой набор 

разнообразных кистей под разные задачи. Приобретая опыт 

в живописи, вы тоже постепенно обрастете собственной кол-

лекцией кистей. Появятся любимицы.

Но для первых тренировок вам вполне хватит одной ки-

сти среднего размера или двух (потолще и потоньше). Если 

вы препочитаете все натуральное, покупайте кисти с ворсом 

колонка или белки. Если вы защитник животных, выбирайте 

кисти с синтетическим ворсом желтовато-бежевого или ко-

ричневого цвета — они достаточно гибкие, упругие (но не 

чересчур жесткие, как синтетические кисти с ворсом белого 

цвета) и хорошо набирают воду и краску.

Для техники, о которой пойдет речь в этой книге, пона-

добится круглая кисть с тонким кончиком. Можно с нату-

ральным или синтетическим волосом. Ее размер выберите 

по своему вкусу и в зависимости от масштаба задуманной 

картины (рис. 4).

Важно! Если вы будете пи-

сать акриловыми красками, 

используйте только кисти с 

синтетическим ворсом! Нату-

ральный ворс от акрила без-

возвратно портится. 

УХОД ЗА КИСТЯМИ

Любите свои кисти, они не останутся в долгу, помогут вам в 

написании шедевров. После гуаши и акварели кисти легко 

отмываются просто водой. Если вы будете рисовать акри-

лом, будьте предельно внимательны, не оставляйте кисти 

с краской надолго, сразу после использования хорошенько 

отмывайте водой, можно с мылом. Акрил высыхает быстро 

и уже не отмывается ничем. После промывания промокните 

кисти о бумажное или хлопчатобумажное полотенце, раз-

3

4

9

Инструменты

 и материалы

гладьте ворс и оставьте сушиться. Для перевозки кистей и 

выездов на пленэры существуют специальные пеналы и ков-

рики с кармашками.

ПАЛИТРА

Палитры для смешивания красок производят из стекла, 

керамики, пластмассы и дерева. Почти все палитры имеют 

отдельные ячейки для каждой краски и площадку для их 

смешивания. Можно приобрести пластиковую палитру со 

специальными углублениями, в которые удобно выклады-

вать краски, составлять цветовые смеси, разбавлять водой 

(рис. 5). В таких углублениях краска не будет сохнуть так 

быстро, как на плоской палитре. Однако красящие пигменты 

гуаши со временем въедаются в пластик и такие палитры со 

временем почти невозможно отмыть. Палитры из стекла и 

керамики более дорогие и тяжелые, но краска в них не въе-

дается, они легко отмываются и при хорошем обращении 

могут прослужить очень долго (рис. 6). 

Для начинающего художника в качестве палитры может 

подойти  обычная пластиковая или керамическая тарелочка.

ПРОЧЕЕ

Вам еще будут нужны: баночка для воды и сама вода, сал-

фетки тканевые или бумажные.

Тряпочка или салфетка — верный помощник художни-

ка, которым новички иной раз пренебрегают. Она нужна 

для того, чтобы убирать с кисти излишки воды и вытереть 

остатки краски. Тряпочки лучше брать из плотного материа-

ла: фланели или х/б, можно использовать плотную нетканку 

или бумажное полотенце.

Для ополаскивания кистей и разбавления красок, конечно 

же, понадобится баночка с водой. Сейчас в продаже можно 

увидеть специальные баночки-непроливайки (рис. 7). Они 

имеют крышечку с углубленным отверстием для кисточек и 

высокими краями, бывают одинарными или двойными. Они 

удобны для работы на пленэрах, на случай ветра, который 

легко переворачивает стаканчики с водой. Стаканчики-не-

проливайки незаменимы при занятиях живописью с детьми.

В других случаях можете использовать любую пластико-

вую или стеклянную емкость и лучше не меньше, чем 0.5 л, 

чтобы не часто бегать менять загрязнившуюся воду.

Чем раскладывать гуашь из баночек в палитру? Можно 

использовать пластиковые чайные ложечки или палочки от 

мороженого. 

И все. Вы готовы приступить к освоению живописи.

5

6

7

10

Акварель

 без карандаша

МАЗОК

Мазок — это след на поверхности, который оставляет кисть, 

наполненная краской. Мазки — своего рода кирпичики, из 

которых выстраивается целая картина.

В этой книге представлена техника живописи, в которой 

важным является не просто каждый мазок, но и то, каким об-

разом вы будете его делать. Давайте рассмотрим варианты 

мазков, которые используются в предлагаемых уроках.

Мазок можно делать вдоль и поперек, ведя кисточкой вдоль 

ворса (рис. 1а) или перпендикулярно ворсу, плотно прижи-

мая к бумаге почти всю длину ворса кисти (рис. 1б).

ТЕХНИКА МАЗКА

ГРАДИЕНТ

Так условно называется набор на кисть одновременно двух, 

трех и более цветов. 

Например, если взять кисть круглую с тонким кончиком 

(рис. 2а), искупать ее в желтой гуаши или акварели и убрать 

излишки о краешек палитры (рис. 2б), затем кончиком мак-

нуть в синюю краску (рис. 2в), получится желто-синий гра-

диент. По границе двух красок при мазке будет возникать 

плавный цветовой переход, в данном случае — зеленый 

цвет — результат смешения желтого и синего.

И такой красивой кисточкой можно сделать мазки, двигая 

кисточку вдоль ворса (рис. 3а) или поперек ворса (рис. 3б). 

Насколько будут отличаться картинки в зависимости от того, 

какой вы будете делать мазок, можно увидеть на рис. 4. На 

рис. 4а каждый листик состоит из одного мазка вдоль ворса, 

а на рис. 4б листики состоят из 2 мазков поперек ворса кисти.

1

2

3

а

а

б

б

в

11

«СУХАЯ КИСТЬ»

Это условное название мазка, сделанного очень густой кра-

ской, когда на поверхности остаются непрокрашенные участки. 

Если мы пишем гуашью, то чтобы сделать эффект «сухого» 

мазка, нам нужно взять гуашь густоты, сравнимой с 25–30%-

ной сметаной. Рис. 5б. Если гуашь развести водой до состоя-

ния 15–20%-ной сметаны, то получится мазок, как на рис. 5а. 

Как это выглядит в картинах, вы можете посмотреть на рис. 6а 

(«влажный» мазок) и на рис. 6б («сухой» мазок).

РАСЩЕПЛЕННАЯ КИСТЬ 

Нужно волоски кисти распушить, раздвинуть в разные сто-

роны, а затем макнуть кончиками в густую гуашь. После 

этого, держа древко кисти вертикально, провести кончиками 

ворса, слегка касаясь бумаги. Рис. 7. Такие мазки можно де-

лать разных форм и размеров.

НАБРЫЗГ 

Наберите на кисть гуашь или акварель, сильно разведенную 

водой, и постучите по древку кисти, держа ее горизонтально 

над картиной. С ворса посыплется дождь из 

капель на вашу картину. Чем больше воды в 

краске, тем крупнее будут капли.

На рис. 8 я сделала набрызг 3 цветами гу-

аши: красной, розовой и желтой.

Набрызг еще можно делать с помощью 

зубной щетки. Сначала макнуть щетку в 

краску, а затем поднести к рисунку и про-

вести по ворсу пальцем в сторону, противо-

положную рисунку. Зубная щетка «выстре-

лит» множеством мелких и частых брызг.

Это, конечно, не весь набор мазков, 

которые используют художники, но для 

начинающих живописцев они станут хо-

рошей базой для старта и для первых 

успехов.

Техника

 мазка

4

а

а

а

б

б

б

5

6

7

12

Акварель

 без карандаша

Цвет — это наш мир. 

Мы не смогли бы жить без солнца. И мы не увидели бы 

разноцветного мира, если бы солнце не вставало из-за гори-

зонта. Там, где нет света, нет цвета.

Для живописи цвет — один из главных героев. Давайте 

разберемся в основных характеристиках цвета, о которых 

вам нужно знать на старте в большой мир живописи.

СВЕТЛОТА

 

Цвета по сравнению друг с другом могут быть светлее или 

темнее. Например, желтый светлее красного, красный свет-

лее фиолетового, а фиолетовый светлее черного.

Можно самим сделать краски из баночек светлее или темнее. 

1-й способ. Чтобы осветлить гуашь какого-либо цвета, 

нужно добавить в нее белую гуашь. На рис. 1 (первый ряд) 

вы можете видеть, как изменяется светлота зеленого цвета в 

зависимости от количества добавляемых белил. 

2-й способ. Чтобы сделать цвет гуаши или акварели свет-

О ЦВЕТЕ

лее, можно добавлять воду. Чем больше будет воды в соот-

ношении краска-вода, тем светлее и прозрачнее будет кра-

ска. Рис. 1 (второй ряд).

3-й способ. Можно сделать цвет краски темнее или свет-

лее, если добавлять краски других цветов. На рис. 2 (первый 

ряд) видно, как при добавлении черного цвета к малиново-

му можно сделать цвет темнее. Чем больше черного будет в 

смеси, тем темнее цвет. На рис. 2 (второй ряд) для достиже-

ния этого же эффекта использован синий.

На рис. 2 (третий ряд) малиновый становится светлее за 

счет добавления желтого, чем больше доля желтого в смеси, 

тем светлее цвет.

ТЕПЛОТА 

Даже совсем не разбираясь в живописи, вы легко отличи-

те теплые цвета от холодных. Я только хочу обратить ваше 

внимание на некую степень условности разделения цветов на 

теплые и холодные. В цветовых сочетаниях характеристика 

теплоты определенного цве-

та зависит от цвета, который 

находится рядом. Например, 

зеленый по отношению к жел-

тому будет холодным, а по от-

ношению к синему – теплым. 

Желтый цвет по соседству с 

красным будет холодным, а с 

зеленым – теплым. Рис. 3.

13

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА

 

Такими цветами являются пары цветов, расположенных на-

против друг друга на цветовом круге. Рис. 5. В разных источни-

ках вы можете встретить разные варианты цветового круга, но 

всегда желтый будет напротив фиолетового, красный напро-

тив зеленого, оранжевый напротив синего и остальные цвета 

соответственно. Если вы будете на картине располагать рядом 

дополнительные цвета, то каждый из них будет проявляться 

максимально ярко и насыщенно. Попробуйте прикрыть руками 

зеленые листики на рис. 4, а затем откройте и посмотрите на 

картинку целиком. Оцените, насколько насыщеннее выглядит 

красный на зеленом, чем на белом? Ощущение от того или 

иного цвета очень сильно зависит от «соседа».

Хочу отдельно сказать хвалебное слово СЕРОМУ ЦВЕТУ. 

Это нейтральный цвет и прекрасный «сосед» для любого 

цвета. На его фоне другие цвета проявляют максимум своей 

красоты. В этой книге вы увидите композиции, выполненные 

на серой бумаге.

ГАРМОНИЯ 

Гармония — это равновесие сил. Часто гармоничные ком-

позиции на картинах выстраиваются на контрасте темного и 

светлого или на контрасте холодного и теплого. Например, в 

цветочных натюрмортах сами цветы пишут теплыми цветами, 

а листья холодными. Цветы пишут светлыми и темными кра-

сками, чтобы передать объем и глубину.

Это первичные основные характеристики цвета. В дальней-

шем, если вы захотите, вы узнаете о других свойствах цвета и 

правилах его использования в живописи.

О

 цвете

2

3

4

5

14

Акварель

 без карандаша

15

Рисуем

 цветы

РИСУЕМ ЦВЕТЫ

16

Акварель

 без карандаша

Роза — королева в мире цветов, трудно 

найти человека, который не восхищался 

бы ею. Я научу вас изображать розу на 

бумаге в несколько взмахов кисточкой.

РОЗЫ

17

Рисуем

 цветы

Итак, начинаем. «Живописцы, окуните ваши кисти…». 

А прежде всего, рекомендую включить тихонечко любимую 

музыку. Очень способствует вдохновению.

Как не бояться «испортить»? Просто не ставьте себе зада-

чу сразу же на первом листе написать «шедевр». Разрешите 

себе изрисовать несколько листов набросками. Начинающий 

художник похож на младенца, который учится ходить. По-

звольте себе падать и делать некрасиво. Возьмите самую де-

шевую офисную бумагу и пробуйте, пробуйте, сменяя один 

лист другим. Постепенно рука привыкнет к необычным для 

вас движениям, вы почувствуете уверенность, оптимизм, и 

даже смелость.

Все замечательно, продолжайте. Научиться рисовать мож-

но только рисуя. 

4.

 

Лепесточки в розе как бы цепляются 

друг за друга, один заканчивает свой водо-

ворот, а следующий начинает (рис. 2).

Вам потребуется:

гуашь 5 цветов (белая, малиновая, 

зеленая, желтая и темно-синяя);

бумага для акварели (или любая 

другая, которая есть в доме);

кисть круглая с тонким кончиком 

(неважно, синтетика или натураль-

ный ворс).

ПИШЕМ ОДНУ РОЗОЧКУ

1.

 Окуните кисть в воду, выньте и слегка отожмите ворс о 

краешек банки с водой.

2.

«Искупайте» почти всю длину ворса кисти в розовой 

гуаши, уберите излишки о краешек палитры, «заточите» 

кисть.  Розовый можно получить, смешав малиновую и бе-

лую краску. Гуашь нам нужна консистенции 15%-ной сме-

таны, если ваша гуще, просто добавьте воды и размешайте.

3.

Давайте подружимся с кисточкой, попробуйте кончи-

ком нарисовать спираль, от середины наружу (рис. 1). Древ-

ко кисточки старайтесь держать вертикально, так вам будет 

хорошо видно, что пишет кончик. Чтобы не дрожала рука, 

обопритесь локтем или запястьем (как вам будет удобно).

Если повнимательнее посмотреть на цветок розы, то мож-

но сравнить со спиралью соединение лепестков. Причем 

ближе к центру лепестки маленькие и плотно скручиваются в 

спираль, чем дальше от центра, тем лепестки больше и сла-

бее спираль.

1

2

18

Акварель

 без карандаша

5.

Пишем отдельные лепесточки. 

Для этого сначала пробуем провести 

просто тонкую линию кончиком кисточ-

ки, держа древко почти вертикально 

(рис. 3а), затем делаем линию пошире, 

чуть прижав кисточку (рис. 3б), и нако-

нец, проводим совсем широкую полосу, 

сильно прижимая кисть к бумаге, почти 

до древка (рис. 3в). Древко стараемся 

держать вертикально.

Какое отношение эти линии имеют к лепесточкам розы? А вот какое. Вы сможете 

написать листик, ведя линию от тонкого к широкому, потом опять к тонкому, меняя сте-

пень нажима на кисть, т. е. вы двигаете кисть в каком-либо направлении и при этом то 

плавно присаживаете ее, то плавно поднимаете (рис. 4а). Пробуем, пробуем, пробуем.

Попробуйте сделать изогнутый лепесточек (рис. 4б,в), а затем множество лепесточ-

ков разных габаритов разбросайте на бумаге.

3

4

а

а

б

б

в

в

19

Рисуем

 цветы

6.

Собираем розу. Вы готовы?

Начинаем с центра.  Сначала малень-

кие лепестки кончиком кисти,  затем, идя 

по спирали вовне, пишем все большие и 

большие лепестки, все больше и больше 

прижимая кисть к бумаге (рис. 5). Кисть 

танцует на бумаге, то ведет кончиком, то 

присаживается, виляет и кружится вокруг 

центра.

Теперь, чтобы получилось реалистич-

нее, нужно нарисовать еще одну розу, 

но уже прижимая  лепестки плотно друг 

к другу, не бойтесь даже залезать одним 

лепестком на другой, а где-то оставляя 

пробелы.

 Старайтесь не делать близнецов-ле-

пестков, в природе все лепестки раскры-

ваются по-разному. Больше импровиза-

ции и спонтанности (рис. 6а).

7.

Поверх нарисованного легко и непринужденно набрасываем ли-

нии насыщенного малинового цвета кончиком кисти (рис. 6б и 6в). Это 

придаст объема нашей розе.

а

б

в

5

6

20

Акварель

 без карандаша

8.

 

Бутончики. Это просто. Ставим точку, отпечаток кисти с розовой кра-

ской (рис. 7а). Затем обнимаем листиком зеленой краской (рис. 7б и в). 

Движение кисти похоже на движение, которым мы писали лепестки.

9.

 

Листики. Кончиком кисти черканите линию (рис. 8а). Это 

будет центральная прожилка листика. Потом вплотную сделайте 

мазок справа от прожилки. Ваша кисть должна начать движение 

вдоль прожилки сначала кончиком, потом прижимаясь больше, 

и в конце подняться на кончик (рис. 8б). Затем нужно сделать то 

же самое слева от прожилки (рис. 8в). 

7

8

а

а

б

б

в

в

21

Рисуем

 цветы

10.

Теперь вы можете написать розу целиком. Сначала сам цветок. Затем 

стебель: уверенно ведете кисть от розы вниз. Перед этим, конечно, нужно смыть 

кисть и искупать ее в зеленой гуаши. Сделайте дополнительные веточки для бу-

тонов и сами бутоны. В заключение украсьте все это листьями. Для этого сначала 

наметьте средние линии листьев, потом с обеих сторон от линии мазки от тонкого 

к широкому и вновь к тонкому. Поверх листьев можно добавить тоненькие белые 

прожилки (рис. 9). А можно их и не делать. Это на ваш вкус.

11.

Еще интересной изюминкой 

розы являются шипы. Да, да. Если в 

реальной жизни шипы — помеха, то 

для живописи это дополнительное 

украшение цветка. Как нарисовать 

шипы? Чуть прижмите кисть и резко 

уведите в сторону и вверх. Нужно, 

чтобы путь кисточки по бумаге был 

минимальным, тогда шип получится 

коротким и острым.

Вуаля! Ваша розочка готова. 

Поздравляю.

Не впадайте в отчаянье, если она у 

вас получилась не такая как у меня. 

Во-первых, у каждого должен быть 

свой почерк, а во-вторых, все дело 

в количестве практики. Количество 

переходит в качество. Это однознач-

но. Хороший художник = плодовитый 

художник. Давайте напишем еще не-

сколько розочек. Под моим чутким 

руководством, конечно же.

9

22

Акварель

 без карандаша

БУКЕТ ИЗ ТРЕХ РОЗ

1.

Предлагаю написать букет на розовой бумаге. Розы 

на розовом шикарно смотрятся.

Начинаем писать розы чисто белой гуашью (помните: 

густоты 15%-ной сметаны ) (рис. 10). Если забыли, как 

делать мазки, вернитесь в раздел «Пишем одну розочку». 

2.

Держите древко кисти вертикально. Ведите кисть 

по кругу сначала едва касаясь кончиком, потом посте-

пенно все больше и больше прижимайте ворс, тем са-

мым увеличивайте ширину мазка. Закончите лепесток 

опять подняв кисть на кончик.

3.

Затем, поверх белых мазков набрасываем тонких малиновых  

линий, в центре цветков больше и плотнее (рис. 11). Не сильно усерд-

ствуйте, делайте это легко.

10

11

23

Рисуем

 цветы

4. 

Добавляем стебельки и бутоны (рис. 12). Стебли и 

листья можем написать коричневым цветом. Его можно 

получить, смешав зеленый и малиновый. Подробнее о том 

,как написать стебли и листья, см. в разделе «Пишем одну 

розочку».

5. 

Поверх стеблей набрасываем листиков (рис. 13). Что-

бы облегчить себе задачу, сначала нарисуйте центральные 

прожилки будущих листьев, вам будет на что опереться.

12

13

24

Акварель

 без карандаша

6.

Украшаем композицию белыми прожилками на листьях 

и набрызгом. Его можно сделать, набрав на кисть очень жид-

кую гуашь с большим количеством воды, и затем постучать 

по кисти, держа древко горизонтально, так же как стряхивают 

пепел с сигареты (рис. 14).

7.

 Вот и все. Прекрасная композиция роз на розовом в ва-

ших руках.

14

25

Рисуем

 цветы

Теперь, осмелев и набравшись первого опыта, вы сможете 

осилить целую поляну из роз.

РОЗОВАЯ ПОЛЯНА

1.

Чтобы написать такую композицию (рис. 15), вам нужно, 

как и в двух предыдущих вариантах, начать с самих цветков. 

Сначала делаем мазки ванильного цвета. Его можно получить, 

добавив в белую гуашь по капельке розовой (малиновой) и 

желтой гуаши.

2.

Поверх ванильных мазков пишем розовые, а затем 

тонкие малиновые, как можно спонтаннее, легкой рукой.

3.

Листья можно нарисовать нежно-зелеными (смешать 

зеленый и желтый) и темно-зелеными (смешать зеленый 

и синий). Забыли, как рисовать листья? Вернитесь в раздел 

«Пишем одну розочку».

4.

 И в заключение бело-розовые прожилки на листья и на-

брызгать малиновой и розовой гуашью (помните, это можно 

сделать, постукивая по кисти, держа ее горизонтально).

5.

Все. Вы молодец в любом случае. Дорогу осилит идущий. 

15

26

Акварель

 без карандаша

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом