Главная страница

Искусство рисования. Лучшие уроки. Искусство рисования. Лучшие уроки - kotova_natal. Лучшие уроки


Скачать 12,37 Mb.
НазваниеЛучшие уроки
Родительский файлIskusstvo_risovania_Luchshie_uroki.rar
АнкорИскусство рисования. Лучшие уроки.rar
Дата09.11.2016
Размер12,37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИскусство рисования. Лучшие уроки - kotova_natal
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#10077
страница2 из 3
Каталогradjah

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Ilyaev_-_Rezba_po_derevu_Uroki_mastera_-_2015.pdf, Iskusstvo_risovania_Luchshie_uroki.rar.
Показать все связанные файлы
1   2   3
Совет от Натали. После того, как вы на-

тренировались на офисной бумаге, осмеле-

ли, попробуйте писать на акварельной бума-

ге и бумаге для пастели. В технике, которую 

я вам показала, можно писать картины и 

акрилом, и маслом, на бумаге, на картоне, на 

стене в конце концов. У вас впереди много 

интересных открытий, приятных ощущений. 

Вы только начинаете открывать для себя 

огромный энергетический ресурс живописи 

и рисования. Это бездонный колодец, из ко-

торого можно черпать всю жизнь!

27

Рисуем

 цветы

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. РОЗОВЫЕ РОЗЫ. 1890 г.

Обратите внимание на динамичную манеру мазков у Ван Гога. Небольшое количество цветов и оттенков 

в композиции передает меланхоличное настроение автора. Светло-розовые розы как бы выступают из 

плоскости картины за счет контраста с темной зеленью, обрамляющей цветы.

28

Акварель

 без карандаша

Маки – огненные, всеми любимые цветы. 

Яркий цветок мака шелковистый на ощупь, 

имеет махровые лепестки, а расцветка 

растения бывает самой разной: белой, ро-

зовой, красной и даже черной. Во време-

на античности маки считались символами 

умиротворения и спокойствия.

МАКИ

29

Рисуем

 цветы

Хотите научиться рисовать 

маки без карандаша и ласти-

ка? Вы сможете изобразить 

эти цветы за несколько минут.

Вам потребуется:

гуашь 4 цветов (красная, зеленая, 

желтая и черная) ;

бумага для пастели или акварель-

ная цветная (или любая другая, ко-

торая есть в доме);

кисть круглая с тонким кончиком 

(неважно, синтетика или натураль-

ный ворс).

РЕПЕТИРУЕМ ПО КУСОЧКАМ

1.

Давайте рассмотрим головку мака повнимательнее, 

не правда ли, ее форма напоминает тазик (рис. 1а,б). 

Очень широкое донышко и всего четыре тонких лепест-

ка, слегка гофрированных. Лепестки внутри цветка очень 

темные, почти черные. 

2.

Положите гуашь из баночек в ячейки пластиковой 

палитры, понемногу каждого цвета, для начала хватит по-

ловины чайной ложечки. При необходимости сможете до-

бавить еще краски.

Важно! Пластиковая 

палитра с ячейками 

позволяет делать 

разные смеси кра-

сок, разводить их во-

дой до необходимой 

консистенции, при 

этом не загрязняя 

краски в баночках.

Хотит

т

е науч

ч

иться рисоват

т

т

т

т

ь

3.

Для того, чтобы рисовать такие лепестки, окунаем 

кисть в воду, вынимаем и слегка отжимаем ворс о крае-

шек банки с водой.

4.

«Искупайте» почти всю длину ворса кисти в красной 

гуаши, уберите излишки о краешек палитры, «заточите» 

кисть. 

1

а

б

30

Акварель

 без карандаша

Совет от Натали. Если вы хотите рисунок поярче, 

разводите гуашь водой до состояния 15  – 20%-ной 

сметаны. Если хотите добиться акварельной про-

зрачности, добавляйте в гуашь больше воды. Для 

этого используйте пластиковую палитру с ячейками.

5.

Затем макните только кончиком в черную гуашь, 

у вас получится на кисти сразу две краски: красная 

(на весь ворс) и черная (на кончике). Рис. 2.

6.

Прижимаем к бумаге весь ворс кисти (обратите внимание: не кончик, не половинка, а целиком вся длина ворса 

должна соприкасаться с бумагой) и ведем кисть боком, перпендикулярно ворсу, постепенно поднимая пятку кисти, 

уменьшая длину ворса, соприкасающегося с бумагой. Заканчиваем мазок, уже ведя только кончиком. Рис. 3.

Если у вас не получится с первой попытки, не расстраивайтесь, пробуйте еще и еще.

2

3

31

Рисуем

 цветы

7.

К первому мазку дописываем еще три 

мазка-лепестка. Важно! Кончик кисточки дол-

жен смотреть на центр цветка при движении 

мазков-лепестков. Рис. 4, 5а, б.

8.

Когда высохнет краска, точечными движениями сделайте желтую серединку 

и тычинки. Старайтесь ставить точки хаотично и разного размера.

4

5

а

б

32

Акварель

 без карандаша

9.

Далее пишем второй цветок в другом ракурсе, 

когда серединки не видно. Рис. 7а, б

10.

Пишем листья. Для них нам понадобится 

светло-зеленая краска. Ее можно смешать из зеле-

ной и желтой. Рис. 8.

11.

Искупайте кисточку в этой смеси, уберите из-

лишки краски с ворса о краешек палитры, «заточи-

те» кисть.

6

7

8

а

б

33

Рисуем

 цветы

Важно! В данной технике на кисти не должно быть 

«каши» из краски. Краску набираем почти на всю 

длину ворса и убираем излишки о краешек палитры. 

Полюбите свою кисточку, она не останется в долгу.

12.

Тренируем движение кисти для написания листиков. Держите древко кисточки верти-

кально, коснитесь кончиком бумаги. Плавно двигаясь вперед, одновременно начинаем приса-

живать ворс кисти, тем самым расширяя мазок, и медленно поднимаем кисть на кончик, таким 

образом мазок становится уже. При этом движение вперед не останавливаем. Рис. 9.

13.

Попробуйте написать листики, со-

стоящие из одного мазка и двух мазков. 

Рис. 10. 

`

9

10

34

Акварель

 без карандаша

14.

Рис. 11 а, б, в. Буквально из трех мазков 

вы сможете написать бутончик. Рис. 11а — дер-

жите кисть вертикально, касаясь кончиком кисти 

бумаги. Двигайтесь вниз, при этом постепенно 

все больше прижимая ворс к бумаге, затем в 

обратном порядке, продолжая движение вниз, 

постепенно поднимаете кисть на кончик.

Теперь вы готовы написать картину целиком.

11

35

Рисуем

 цветы

ПИШЕМ КОМПОЗИЦИЮ ИЗ ДВУХ МАКОВ 

И БУТОНА

1.

Для этой композиции лучше использовать бума-

гу для пастели розовато-бежевого цвета. Размечаем 

на ней несколькими точками расположение самих 

чашек цветов — они главные герои будущей картины.

Пишем первый цветок с помощью приемов, описан-

ных в предыдущей главе. Рис. 12.

Совет от Натали. Бумага для пастели пло-

хо впитывает воду, лучше берите гуашь густой 

консистенции (сравнимой со сметаной 15-20%) 

с минимумом воды.

12

36

Акварель

 без карандаша

2.

 Второй цветок. Рис. 13.

3.

 На рис. 14 показано, как нарисовать цвето-

ножку. Старайтесь это делать уверенными движе-

ниями, останавливаясь на изломах.

13

14

37

Рисуем

 цветы

4.

Далее пишем бутончик. У мака обычно бутоны склоняются 

вниз, под тяжестью зарождающегося цветка. Рис. 15.

5.

Затем нарисуйте листья. Сначала светло-зе-

леные (зеленый+ желтый), затем просто зеленые. 

Рис. 16 и 17.

15

16

38

Акварель

 без карандаша

Вуаля! Ваши маки готовы. Попробуйте написать эту же 

композицию в других цветах на другой бумаге.

17

39

Рисуем

 цветы

АНРИ МАТИСС. МАКИ. 1919 г.

Посмотрите, в какой манере написан букет в вазе. Простота и чистая первичная энергия напоминают 

о детском творчестве. В этой картине художник прибег к синтезу природных и орнаментальных 

узоров и красок. Композиция выстроена на контрасте направления мазков, пересечения линий. 

40

Акварель

 без карандаша

Вы готовы нарисовать букет из анютиных 

глазок? Вам кажется это сложным? Не вол-

нуйтесь, если поделить слона на котлетки, то 

и его можно съесть. Главное не торопиться.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

41

Рисуем

 цветы

Интересный факт. Анютиным 

глазкам с древних времен 

приписывается свойство 

привлекать любовь.

Вам потребуется:

гуашь 5 цветов (фиолетовая, зеле-

ная, белая, черная и желтая);

бумага для тренировок просто 

офисная или акварельная белая;

бумага для картины акварельная 

серого цвета;

кисть круглая с тонким кончиком 

(неважно синтетика или натураль-

ный ворс).

Совет от Натали. Не жалейте бумагу. Запа-

ситесь несколькими альбомами и отдельными 

листами. Тренируйтесь до тех пор, пока не бу-

дете довольны своей работой.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Давайте рассмотрим поближе анютины глаз-

ки (фото). Всего пять лепестков, растущих из 

одного центра. Рис.1. Два боковых лепесточ-

ка уж очень похожи на бантик. Рис. 2. Нижний 

самый большой лепесток  похож на фартучек 

или манишку.

1

2

42

Акварель

 без карандаша

ПЕРЕХОДИМ К РИСОВАНИЮ

1.

Положите гуашь из баночек в ячейки пластиковой 

палитры, понемногу каждого цвета, для начала хватит 

половины чайной ложечки. При необходимости сможете 

добавить краски.

2.

Давайте сразу смешаем дополнительные цвета: 

светло-фиолетовый из белой и фиолетовой гуаши и 

светло-зеленый из белой и зеленой гуаши. Рис. 3.

3.

Окунаем кисть почти полностью в свет-

ло-фиолетовую краску. Снимаем излишки о 

краешек палитры, затем кончиком макаем в 

чисто-фиолетовый цвет. Рис. 4.

4.

Тренируем мазок для лепестка. Кисть 

всем ворсом прижимаем к бумаге и, оставляя 

кончик почти на одном месте, пятку кисти та-

щим по дуге. Рис. 5а. Можно прокатать кисть, 

поворачивая древко вдоль своей оси. 

3

4

5

а

43

Рисуем

 цветы

5.

 Можно набирать на кисть достаточно влажную гуашь, разбавленную водой  (10 –15%-

ной сметаны) и получить сплошной, слегка прозрачный мазок. Рис. 5б. А можно, наоборот, гу-

ашь взять погуще  сухой кисточкой, тогда получится мазок с эффектом «сухая кисть». Рис. 5в.

6.

Сначала делаем один мазок-лепесток, потом, если нужно, обновляем краску на кисти и 

делаем второй лепесток. Это у нас будут те, дальние лепестки, которые выглядывают сверху 

цветка. Рис. 6а. И уже представляем, где расположатся боковые лепестки-«бантики». Рис. 6б.

7.

Вы теперь видите, что каждый мазок у нас 

равняется одному лепестку. Это и быстро, и эф-

фектно. Дописываем теми же приемами самый 

большой нижний  лепесток. Рис. 7.

6

7

б

а

44

Акварель

 без карандаша

Совет от Натали. Чаще смывайте краску с кисти 

и набирайте заново «градиент» (две краски на одной 

кисти), чтобы на бумаге был различим каждый мазок 

и четко заметны цветовые переходы. Таким образом 

не будет создаваться ощущения непонятного месива 

и цветок станет радовать глаз.

8.

Смойте краску с кисти, обмакните о салфетку и 

наберите на кончик желтую гуашь. Сделайте в цен-

тре цветка три точки. Затем в серединку между ними 

фиолетовую точку,  сам «глазик». Рис. 8.

9.

Не старайтесь сделать лепестки 

идеально симметричными и ровнень-

кими. Мы пишем живой цветок, а не 

цветок из гербария. Рис. 9.

8

9

45

Рисуем

 цветы

10.

Пишем анютины глазки в профиль. Я нарисовала для 

вас эскиз (рис. 10а), по которому легко представить мазки, 

которые мы будем использовать. Бутончик можно изобразить 

тремя зелеными отпечатками. А  треугольные лепестки теми 

же приемами, что и прежде. Кончик кисти должен смотреть в 

центр бутона, а пятка двигаться по дуге. Можно тащить кисть 

или прокатывать ее, вращая вдоль оси древка. Рис.10б.

11.

 Переходим к листикам. Это будет 

гораздо проще. Самое  сложное у вас уже 

позади. Итак, листики. Наберите на всю 

кисть зеленую гуашь и сделайте просто от-

печаток ворса на бумаге. Рис. 11. Будем из 

таких  следочков собирать целые веточки. 

Рис. 12.

10

11

12

а

б

46

Акварель

 без карандаша

12.

Потренируйтесь делать различные веточки из 

отпечатков. Рис. 13. Чтобы облегчить себе задачу, мо-

жете сначала прорисовать тоненькую линию-серединку  

и на нее уже «нанизывать» следы кисточки. Не нуж-

но стараться делать идеально одинаковые отпечатки, 

пусть в вашей работе будет больше разнообразия и 

спонтанности.

Важно! В предложенном варианте при 

любом направлении следов кончик ки-

сточки всегда смотрит на серединку.

13.

Следующий этап — шикарная ва-

зочка, с которой вы легко справитесь. Сна-

чала тренируем отдельные мазки, из кото-

рых мы буквально «вылепим» вазу. На рис. 

14а гуашь густоты 15%-ной сметаны, а на 

рис. 14б — 30%-ной. Мне больше нравится 

эффект «сухой кисти», как на рис. 14а. В 

этом приеме больше недосказанности, каж-

дый зритель может додумать свой образ.

13

14

а

б

47

Рисуем

 цветы

Как сделать такую форму мазка? Прежде всего, чистую «сухую« 

кисточку искупать в черной гуаши 30%-ной густоты, прижать к 

бумаге почти всем ворсом и протащить вправо по дуге. В кон-

це мазка постарайтесь «взлететь» от поверхности, тем самым 

уменьшая мазок. 

Совет от Натали. Может с перво-

го раза не получиться, и со второго 

тоже….Не нужно впадать в отчаянье. 

Продолжайте тренироваться.

14.

 Рис. 15. Наметьте вазочку тонкими линиями и 

«обнимите» ее широкими мазками сначала слева, а затем 

справа. Рис. 16. Серединку оставьте почти белой, так будет 

больше объема у вазочки, она не будет казаться плоской.

Так, вы потренировали все составные части вашего будуще-

го шедевра «Анютины глазки в вазочке». Вы готовы. При-

ступаем к самому шедевру.

15

16

48

Акварель

 без карандаша

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ В ВАЗОЧКЕ

1.

Берем серую акварельную бумагу и тонкими штри-

хами размечаем первые три цветочка. Вы спросите: по-

чему мы начинаем не с вазочки? А я отвечу: вазочка, 

конечно, хороша, но главные герои на вашей картине 

все-таки цветочки.

2.

Первый цветочек пишем градиентом: светло-фио-

летовый + фиолетовый. Рис. 17.

3.

 Слева и справа от первого цветка пишем два цвет-

ка более темного цвета. Для них на всю кисть наберите 

фиолетовый, а на кончик черный. Эти темные анютины 

глазки рисуем вплотную к светлому цветку и не целиком

а как бы частично спрятанными за центральный цветок.

17

18

19

49

Рисуем

 цветы

4.

 Рисуем еще несколько анютиных глазок 

разного цвета, размера и ракурса. Рис. 19.

5.

 Добавляем желтые серединки-глазки и 

белые бровки. Пишем торчащие в разные сто-

роны веточки листьев светло-зеленой гуашью 

(зеленая + белая). Рис. 20.

6.

 Добавляем еще листиков уже просто зе-

леной гуашью, не стесняясь заходить на уже на-

рисованное. Рис. 21. Размечаем вазочку.

20

21

50

Акварель

 без карандаша

Совет от Натали. Объекты на картине не должны 

располагаться как солдаты в строю, «плечом к пле-

чу». Пусть они частично выступают или прячутся друг 

за друга. Дайте им возможность «взаимодейство-

вать» между собой.

22

51

Рисуем

 цветы

7.

Аккуратненько наполняем вазочку широкими мазками. И дела-

ем финишный  набрызг белой и желтой гуашью. Для этого разво-

дим гуашь до 10%-ной сметаны , набираем на кисть. С такой сочной 

кисточки стряхиваем капельки жидкой краски как пепел с сигареты.

Вуаля! Готово! Яркая, выразительная картина в технике алла прима 

(т.е. за один подход) у вас на столе. И вы сами написали ее! Добавь-

те еще одну звездочку на борт вашего истребителя.

АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. НАТЮРМОРТ С АНЮТИНЫМИ ГЛАЗКАМИ. 1874 г.

Эта картина с анютиными глазками словно создает ощущение тепла и покоя. Теплый желтый и спо-

койный коричневый оттеняет холодный голубовато-сиреневый. Светлые цвета приближают цветы 

и фрукты к зрителю, а темный фон дает глубину картине, раздвигая плоскость холста.

Совет от Натали. Техника набрызга несложная, 

но эффективная. Можно набрать на кисть краску, 

сильно разведенную водой, и постучать по кисти 

как по сигарете, как бы «стряхивая пепел». Капли 

посыпятся на ваш рисунок.

52

Акварель

 без карандаша

Одуванчики — веселые ребята на июньских по-

лянках, маленькие солнышки посреди молодой 

зелени. Как же нарисовать эти цветочки несколь-

кими мазками ? Сейчас расскажу и покажу.

 

ОДУВАНЧИК

53

Рисуем

 цветы

Включаем легкую музыку и начинаем.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

1.

Силуэт в общем можно представить 

так. Рис. 1.

2.

Если одуванчик расположен к нам  бо-

ком, то силуэт будет вытянут по горизонта-

ли, похож на линзу, только колючую. Рис. 2.

3.

Все лепесточки растут у одуванчика из 

единого центра и направлены по радиусам в 

разные стороны, но при этом имеют разную 

длину. Рис. 3.

Вам потребуется:

гуашь 3 цветов (желтая, зеленая и 

коричневая);

бумага акварельная цвета слоно-

вой кости или просто белая;

кисть круглая с тонким кончиком 

(неважно, синтетика или натураль-

ный ворс, если вы рисуете гуашью 

или акварелью).

Несколько слов по поводу ма-

териалов. Если вдруг не нашли 

именно то, что рекомендовано, 

рисуйте тем, что есть, и на том, 

что есть. Для приобретения пер-

воначальных навыков подойдет 

даже просто офисная бумага.

1

2

3

54

Акварель

 без карандаша

РЕПЕТИРУЕМ

1.

Для начала, как обычно, выкладываем гу-

ашь в пластиковую палитру с ячейками по поло-

винке чайной ложечки (выкладывать из баночек 

пластиковыми одноразовыми ложечками или 

палочками для мороженого). Гуашь должна быть 

по густоте, как 15-20%-ная сметана. Если ваша 

краска гуще, добавьте воды и размешайте. 

2.

Кисточку сначала смачиваем в воде, от-

жимаем излишки о краешек стакана, затем ис-

купываем полностью в желтой гуаши и убираем 

излишки краски о край палитры, «затачиваем 

кисть».

3.

Затем макаем кончик кисточки в коричне-

вую гуашь. Рис. 4.

4. 

Вот такой красивой двухцветной кисточкой 

пробуем сделать разные отпечатки кисти. Если 

плотно прижмем весь ворс, получится крупный 

овальный отпечаток. Рис. 5а. Если чуть коснем-

ся всем ворсом кисти, получается тоненький от-

печаток. Рис. 5б. Если же мы прижмем только 

половину длины ворса, то получим коротенький 

отпечаток. Рис 5в.

Вот такими разными отпечатками мы будем 

рисовать разные лепесточки одуванчика.

4

5 а

5 б

5 в

55

Рисуем

 цветы

5.

Нужно только ставить отпечатки строго по 

радиусу от центра цветка. Рис. 6.

6.

Прежде чем рисовать цветок, наметьте себе 

точками центр цветка и его габариты. Вам так бу-

дет легче не сбиться. И обратите внимание, что 

лепестки разной длины и на разном удалении от 

центра. Рис. 7.

7.

Продолжайте делать разные отпечатки ки-

сти, располагая их по дуге. Рис. 8.

Важно! Чтобы пяточка 

вашей кисточки всег-

да смотрела на центр 

цветка, а кончики отпе-

чатков располагались 

хаотично на разном 

удалении от центра.

8.

Сначала пишем лепесточки, которые даль-

ше и длиннее, затем те, которые ближе и короче. 

Рис. 9. 

9.

Затем моем кисточку и набираем зелено-

вато-желтый оттенок гуаши (предварительно 

смешав обе краски в палитре). Опять же убираем 

излишки гуаши с кисти, проводя ее вдоль ворса 

о краешек палитры. Пишем лепесточки нижней 

юбочки одуванчика по таким же правилам, как и 

верхние.

6

7

8

9

56

Акварель

 без карандаша

10.

Почему вам может не нравиться ваш цветок?

•  возможно, вы сделали отпечатки лепестков че-

ресчур правильно и симметрично и он может вы-

глядеть неестественно, добавьте спонтанности. 

Рис.10в;

•  возможно, вы неаккуратно набрали на кисть 2 

цвета, они смешались, лепестки не отделяются 

друг от друг. Рис. 11а. Промойте тщательно кисть 

и не торопясь поочередно наберите градиент из 2 

красок;

•  возможно, при печатании лепестков пяточка ва-

шей кисти смотрела в разные стороны, получился 

эффект «выпавших лепестков». Рис. 11б. Нари-

суйте новый одуванчик не торопясь;

11.

Пишем листья. Рис. 12. Рассмотрите форму 

листа. Наберите на кисть градиент из желтой  (на всю 

кисть) и зеленой (на кончик) гуаши. Делаем мазок бо-

ком кисти, перпендикулярно направлению ворса вдоль 

средней линии листика, касаясь кончиком кисти. Сна-

чала с правой стороны от центральной прожилки, за-

тем в зеркальном отображении с левой стороны.

10

12

11 а

11 б

57

Рисуем

 цветы

12.

Разберемся с бутончиком. Рис. 13. Похож 

на рюмочку? Пишем его кончиком кисти в не-

сколько движений. Частично видны продольные 

полосочки, очень похожие на  ребрышки у реаль-

ных бутонов одуванчика.

13.

Так, осталось только освоить травинки. Они 

нам пригодятся для картины с одуванчиками. На-

бираем на кисть зеленую гуашь, убираем с ворса 

излишки. Не беспокойтесь, внутри кисти еще мно-

го краски, а нам нужен тонкий гладкий кончик.

14.

Держим древко кисти вертикально, каса-

емся бумаги кончиком ворса и начинаем движе-

ние вперед или в сторону, одновременно поти-

хоньку присаживая кисть, а потом приподнимая. 

И еще раз присаживая и приподнимая, все время 

двигаясь в выбранном направлении. Рис. 14.

О'кей. Вы готовы к написанию целой компози-

ции с одуванчиками и травинками.

ПИШЕМ КАРТИНУ С ОДУВАНЧИКАМИ 

И ТРАВИНКАМИ

1.

Возьмите лист акварельной или пастельной 

бумаги цвета чайной розы. В верхней части листа 

прежде всего напишите два одуванчика. Рис. 15. 

Пусть один будет помоложе (только-только на-

чинает распускаться), а другой цветок в полном 

расцвете сил.

13

14

15

58

Акварель

 без карандаша

2.

Добавляем зеленые бутончики. Рис. 16.

3.

Светло-зеленой краской (для нее смешива-

ем зеленую и желтую гуашь) пишем цветоножки. 

Затем кончиком кисти прорисовываем централь-

ные прожилки будущих листиков. И рисуем ли-

стики, как уже тренировались. Рис. 17 и рис. 18.

4.

Добавляем травинки, сначала желтенькие, 

потом зеленые. Рис. 19. Вы как бы «прошиваете» 

травинками уже написанную картину, какие-то 

травинки рисуете, не затрагивая одуванчики, а 

какие-то, не стесняясь, прямо поверх уже напи-

санных листиков одуванчика.

16

17

18

59

Рисуем

 цветы

Совет от Натали. 

Чем светлее цвет, тем 

объект кажется дальше 

от зрителя, чем темнее, 

тем ближе. Этим самым 

мы добиваемся глуби-

ны в картине, уходим от 

плоского изображения.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. ПОЛЕ С ЖЕЛТЫМИ ОДУВАНЧИКАМИ. 1889–1890 гг.

На своей картине художник изобразил зелень и цветы крупными уверенными мазками. Как и всегда 

на картинах Ван Гога, в этой работе ощущается много экспрессивной энергии. Мастер не стремится 

копировать природу один в один, но очень точно передает динамику и ритм.

19

60

Акварель

 без карандаша

61

Рисуем

 цветы

РИСУЕМ ПЕЙЗАЖ

62

Акварель

 без карандаша

Вы готовы нарисовать пейзаж? Я помогу. Давайте 

отправимся в далекую экзотическую страну и 

окажемся на берегу теплого моря тихой лунной 

ночью. Вооружайтесь кисточками и красками.

НОЧЬ. ЛУНА. 

ПАЛЬМА.

63

Рисуем

 пейзаж

Вам потребуется:

гуашь всего 3 цветов: белая, корич-

невая и черная + серая, которую 

можно получить, смешав черную 

и белую;

бумага для эскизов — любая 

(можно использовать просто белую 

офисную бумагу);

бумага акварельная синего цвета для 

шедевра ;

кисточка плоская; кисточка круглая с 

тонким кончиком.

ПРИСТУПАЕМ

1.

Сначала, как обычно, выкладываем все необходимые 

цвета гуаши в отдельные ячейки палитры по половине чай-

ной ложечки (потом добавите еще, если будет нужно).

2.

Рассматриваем фото живой пальмы: сколько веток, 

куда они направлены по отношению к стволу и по отноше-

нию к зрителю, из чего состоят, какой толщины и формы 

ствол, какое соотношение длины ствола и веток.

3.

Обратимся к работам художников-импрессионистов на 

эту тему. Представляю вам фрагмент картины П. Гогена. Об-

ратите внимание, какое разнообразие цветов и оттенков ис-

пользовал художник для пальмы (см.с. 69).

4.

Рассматриваем мой скетч. Попробуйте представить 

пальму не как определенное растение, а как набор линий 

и пятен разных размеров и форм. Рис. 1.

Важно! Скетч в перево-

де с английского — эскиз, 

набросок. Скетчинг сей-

час стал самостоятель-

ным видом рисунка и жи-

вописи. Он может быть 

выполнен с помощью 

карандаша, угля, фло-

мастера, гелевой ручки, 

акварельных красок и пр.

1

64

Акварель

 без карандаша

5.

Теперь разбираем пальму на части и про-

рисовываем сначала отдельные элементы, а за-

тем все дерево целиком. Для этого используем 

тренировочные листы белой офисной бумаги 

(или любой другой бумаги, которая найдется 

в доме). Начинаем с отдельного листа паль-

мы, который расположен к нам боком. У листа 

пальмы есть центральная ветка, под углом к ко-

торой крепятся многочисленные «перья». 

На рис. 2а вы сможете увидеть основные направления движения жизни внутри 

этого листа. В соответствии с этими направлениями мы будем делать движения 

кисти (мазки) по бумаге. Центральную ветку нужно нарисовать в одно движение 

уверенной упругой линией, чтобы передать ее силу и гибкость. «Перья» не будем 

вырисовывать каждое по отдельности, будем писать их группами, двигая кисточ-

кой боком, перпендикулярно направлению ворса. Рис. 2б. Начинаем движение от 

средней линии (центральной ветки) наружу листа. На средней линии кисть прижи-

маем к бумаге, ставя ворс вдоль самой линии, затем делаем рывок наружу в том же 

направлении, что и стрелочки на рис. 3а. И так несколько раз, передвигаясь вдоль 

центральной ветки, пока не прорисуем «перья» по всей длине.

6.

То же самое проделаем с другим ракурсом листа. Рас-

смотрим ракурс, когда лист виден нам полностью и почти сим-

метричен. На рис. 3а вы видите стрелочки, которые обозначают 

направление «перьев» по отношению к середине. Именно по 

таким же направлениям нужно двигать кисточкой, чтобы мазки 

были похожи на пальмовый лист. Рис 3б. Предварительно на-

рисуйте саму среднюю линию (центральную ветку) одним упру-

гим движением сверху вниз.

2

а

а

б

б

3

4

65

Рисуем

 пейзаж

7.

Пишем ствол. Сначала уверенно рисуем серую полосу. 

Это делаем в одно движение снизу вверх или сверху вниз, 

как вам удобнее. Рис. 4а. Ширина полосы будет зависеть от 

толщины кисти и степени прижатия ворса. Если рука дрожит, 

вы можете опереться локтем о поверхность стола и сделать 

уверенную линию. Делаем ленту ствола немного изогнутой, 

как это часто бывает у пальм. У того рода пальм, который 

мы рисуем, есть поперечные ребрышки – полоски. Их можно 

изобразить с помощью кисти, расщепленной на отдельные 

волоски и густой черной гуаши. Рис. 4б. Ставим кончики вор-

са кисти на край ствола и делаем дугообразное движение 

поперек ствола.

Теперь давайте прорепетируем рисунок пальмы целиком. 

Берем новый белый лист бумаги и пишем сначала ствол, за-

тем несколько центральных веток пальмы, не боясь пересе-

кать одну другой. Рис. 5.

8.

Черной гуашью прописываем «перья» на ветках, 

которые находятся дальше от зрителя. Рис. 6а. «Перья» 

могут быть расположенными под разными углами к цен-

тральной ветке в зависимости от ракурса, т.е. от того, какой 

стороной к нам повернута ветка.

Затем серой гуашью пишем ветки, которые расположе-

ны ближе к зрителю, они частично перекрывают ветки, на-

писанные ранее черной гуашью. Рис. 6б. 

5

6 а

6 б

66

Акварель

 без карандаша

Совет от Натали. Гуашь 

должна быть достаточно гу-

стой, чтобы сквозь новые 

слои гуаши не просвечивали 

предыдущие. Густота гуа-

ши должна быть сравнима с 

20% – 25%-ной  сметаной,  если 

ваша гуще, разбавьте водой и 

перемешайте.

10.

Делаем более светлый оттенок серой гуаши, добав-

ляя больше белой, и рисуем ветки, которые смотрят прямо 

на нас. Рис. 6в. Можно еще поверх нарисованного добавить 

немного мазков густой гуашью более темного оттенка. Это 

даст больше рыхлости и объема ветке.

9.

Теперь вы готовы написать целый пейзаж. Берем си-

нюю акварельную бумагу.

Если синей бумаги у вас мало, и вы боитесь ее испортить, 

проведите генеральную репетицию всей композиции «Ночь. 

Луна. Пальма» на белом листе (можно просто на офисной 

бумаге).

Сначала рисуем море. Для этого макаем плоскую кисточку 

(можно взять простую строительную кисть с белым жестким 

ворсом) в коричневую гуашь. 

Совет от Натали. Я на картине 

использовала мой любимый цвет 

— английская красная (другие 

названия — колькотар или париж-

ская), если не найдете ее, можно 

в коричневый добавить немного 

красного и перемешать. 

6 в

7

67

Рисуем

 пейзаж

11.

Чтобы нарисовать море, проводим плоской кистью, 

широкой ее частью по горизонтали. Пробуем на черновике. 

Рис. 7. Далее делаем такие широкие горизонтальные поло-

сы на синей акварельной бумаге. Начинаем от нижнего края 

листа бумаги, двигаемся вверх. Сначала плотнее прижимаем 

кисть, а чем выше поднимаемся по листу бумаги, тем слабее 

касаемся кистью бумаги, даже где-то «проскальзываем» 

над бумагой, оставляя непрокрашенные участки. Рис. 8.

12.

Звезды. Делаем набрызг. Рис. 9. На кисть набира-

ем белую гуашь, сильно разведенную водой. Стряхиваем 

капельки краски с ворса, постукивая по древку пальцем, как 

пепел стряхивают с сигареты. Еще набрызг можно делать 

с помощью зубной щетки, набрав на нее краску и проведя 

по ее ворсу пальцем. Множество мелких капель полетят в 

сторону противоположную движению пальца. 

Рисуем луну белой гуашью круговыми мазками. Рис. 10. 

Она вполне может быть не идеально ровной.

 И в заключение, поверх всего уже нарисованного, пишем 

пальму так, как мы это уже делали на репетиции (см. выше 

пункты 5 – 8). Рис. 11.

8

9

68

Акварель

 без карандаша

13.

Завершаем. Вот и все. Композиция завершена. Воз-

можно, поначалу вы будете не очень довольны своей паль-

мой. Рецепт один: отдохните и начните снова, внимательно 

читая еще раз все мои советы и изучая рисунки этого урока. 

Уделите больше внимания и времени «репетициям», и ше-

девры у вас обязательно появятся.

10

11

69

Рисуем

 пейзаж

ПОЛЬ ГОГЕН. ПАЛЬМЫ НА МАРТИНИКЕ. 1887 г.

Французский художник Поль Гоген некоторое время жил на Мартинике, что нашло отражение в 

его творчестве. Именно здесь многие из картин живописца были написаны в новом для него стиле, 

который зародился благодаря необычной атмосфере острова. Обратите внимание, какое разноо-

бразие цветов и оттенков использовал художник для изображения пальмы.

70

Акварель

 без карандаша

71

Рисуем

 цветы

РИСУЕМ ЖИВОТНЫХ

72

Акварель

 без карандаша

А не замахнуться ли нам на живопись животных? 

Если вы прилежно выполнили все предыдущие 

задания в этой книге, то вполне готовы написать 

котенка в быстрой технике эскиза (наброска).

КОТЕНОК

73

Рисуем

 животных

Вам потребуется:

гуашь 2 цветов: черная и белая +се-

рый цвет (который получите, смешав 

черную и белую);

любая бумага для тренировок, не-

сколько листочков (можно исполь-

зовать простую офисную);

лист акварельной белой бумаги;

кисть круглая с тонким кончиком.

НАЧИНАЕМ

1.

Давайте разберемся с пропорциями, движениями, форма-

ми и объемами животного.

Прорисуйте вслед за мной все мои эскизы. Это натренирует 

вашу руку и глаз и подготовит к написанию основной картины.

2.

На рис. 1 красным цветом я наметила рас-

положение вспомогательной средней линии 

мордочки и линии, перпендикулярной к сред-

ней, на которой будут располагаться глаза. Раз-

глядывая фото котенка, определите, насколько 

средняя линия мордочки отклоняется от верти-

кали. На рис.1 черным цветом нарисована вспо-

могательная вертикальная линия. На линии глаз 

размечаем ширину глаз. У котенка на фото она 

чуть меньше, чем расстояние между глазами.

3.

Далее можно для прорисовки круглых глаз 

сначала нарисовать квадраты ( в квадрат легче 

вписать круг). Рис. 2. Наметим расположение но-

сика-треугольника. У котенка на фото расстояние 

от линии глаз до носа чуть больше, чем расстояние 

между глазами. На нашем эскизе древком кисточ-

ки измеряем расстояние между глазами и откла-

дываем его по средней линии мордочки вниз от 

пересечения красных линий + еще чуть-чуть. Это и 

будет место расположения носа котенка. Добавьте 

полукруглые линии «щечек».

1

2

74

Акварель

 без карандаша

4.

Теперь определим расположение ушей и макушки. 

Рис. 3. Для этого проводим вертикальные линии вверх 

от глаз. Внутренние краешки ушей как раз совпадают с 

вспомогательными вертикальными линиями, проведен-

ными от глаз. Как понять, где рисовать макушку? Можно 

измерить соотношение расстояния между глазами и рас-

стоянием от линии глаз до макушки у котенка на фото, а 

потом на эскизе измерить расстояние между глазами и 

наметить макушку в соответствии с пропорцией, найден-

ной по фотографии.

5.

Давайте прорисуем форму головы. Постарай-

тесь поймать общие геометрические закономер-

ности, не вдаваясь в детали. Рис. 4. Уши как тре-

угольники, достаточно крупные. Макушка плоская, 

расположена выше начала ушей. Самая широкая 

1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом