Главная страница
qrcode

сюжеты. Исследовательская работа, студентки i к., гр. Уги-183202


НазваниеИсследовательская работа, студентки i к., гр. Уги-183202
Дата10.09.2019
Размер58,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласюжеты.doc
ТипИсследовательская работа
#108244
Каталог

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт гуманитарных наук и искусств

Исторический факультет
Кафедра истории Древнего мира и Средних веков


Бытовые сюжеты в произведениях римских поэтов в период ранней империи
Исследовательская работа,

студентки I к., гр. УГИ-183202

Кузнецовой Софьи Сергеевны
Научный руководитель: Романчук Алла Ильинична, д.и.н. , кафедра истории Древнего мира и Средних веков исторического факультета  УрФУ им. Б.Н. Ельцина

Екатеринбург, 2019

Цель: рассмотреть бытовые сюжеты римских поэтов в период ранней империи

Задачи:
Выявить какие поэты жили в период ранней империи;
  • Изучить их главные произведения и посмотреть описание бытовых сюжетов;
  • Исследовать, зачем авторы использовали бытовые сюжеты в своих работах.


    Апулей (родился около 124 года).
    Наиболее известным произведением Апулея является «Золотой осёл» или «Метаморфозы».

    Главный герой произведения – Луций. Юноша увидел, как жена одного ростовщика превращается в сову и уговорил ее служанку превратить его в птицу на некоторое время. Но что-то пошло не так и Луций был превращен в осла. По стечениям обстоятельств, юношу, в виде осла, похищают разбойники. И на протяжении всего произведения Луций путешествует и с разбойниками, и с рабами. Эти скитания – это своеобразный литературный прием автора. На Луция в образе осла конечно же никто не обращает внимания, и он слышит и видит много интересного. Юноша видит грубое отношение людей, обманы, коварство и преступления. Иногда эти истории, которые наблюдает Луций, называют «вставки-рассказы». Именно с помощью этих вставок автору удалось показать бытовую жизнь римского народа той эпохи.

    Изучив бытовые сюжеты произведения «Метаморфозы», мне заполнился один, который описан в 10 книге. У домохозяина был сын, очень воспитанный и скромный. Мать его уже умерла, и отец решил вновь жениться. Тогда у мужчины родился еще один сын. Когда младшему сыну шел 13 год, то его мать влюбилась в пасынка. Женщина призналась в любви, но была отвергнута. Дождавшись отъезда мужа, она решила отравить своего возлюбленного. Но яд был выпит ее сыном. Женщина не растерялась и, по приезду мужа, обвинила в отравлении пасынка. Тогда мужчине ничего не оставалось делать, как обратиться в суд для рассмотрения дела. Сначала разбирательство было ясным, все показания против старшего сына. Но тут на заседании появился лекарь, который продал яд рабу женщины и сказал: « Не допущу, — говорит, — клянусь Геркулесом, не допущу, чтобы, вопреки божеским установлениям, вы подвергли наказанию этого не повинного ни в чем юношу, как и того, чтобы раб, издевавшийся над нашим судопроизводством, избегнул кары за свое гнусное преступление. Сейчас я очевидное доказательство представлю вам по поводу настоящего дела. Когда этот подлец старался купить у меня смертельного яда, я считал, что несовместимо с правилами моей профессии причинять кому бы то ни было гибель… дать-то я дал ему снадобье, но снотворное, мандрагору, знаменитую своими наркотическими свойствами и вызывающую глубокий сон, подобный смерти. Нет ничего удивительного в том, что, доведенный до пределов отчаяния разбойник этот выдерживает пытки, которые представляются ему более легкими, чем неизбежная казнь, по обычаю предков ему угрожающая. Но если только мальчик выпил напиток, приготовленный моими руками, он жив, отдыхает, спит и скоро, стряхнув томное оцепенение, вернется к свету белому. Если же он погиб, если унесен смертью, причины его гибели вам следует искать в другом месте». Тогда все бросились в усыпальню и в этот момент сын проснулся. Судьба виновников была такова: «

  • в виде образа осла, автор показывает читателю, что человек, который ведет жизнь, полную лжи, разврата является «скотом», как внешне, так и внутренне. Лишь когда Луций изменил свои принципы, взгляды на жизнь, богиня дала ему совет, как превратиться обратно в человека. Юноша начал вести совсем иную, воздержанную жизнь.
    Филострат Флавий (ок.170-244/249 гг.)
    Самое известное произведение Филострата – «Жизнь Аполлония Тианского». Автор, описывая биографию Аполлония Тианского, обращает внимания читателя на совершенные им предсказания во время посещения восточных земель, городов эллинов и Рима.

    Филострат описывает рассказы о встречах Аполлония с мудрецами, царями, поучительные беседы с учениками и философские рассуждения. Конечно же, описывая поездки главного героя произведения, автор просто не может обратить внимание, конечно не в такой степени, как у Апулия, на бытовую жизнь людей.

    В 4 книге 8 главы Филострат рассказывает о том, какие напутствия давал Аполлоний Тианский жителям Смирны. Прибыв в этот город, главный герой заметил среди граждан раздоры. Тогда, Аполлоний Тианский решил объяснить жителям Смирны, как нужно жить без вражды: «Никогда белое не выбелит черного и сладкое не усластит горького, а согласию дано затеять распрю во спасение государству. Вот как нужно понимать сказанное мною: да не впадет в город распря, увлекающая жителей то ножами резать друг друга, то каменьями побивать, -напротив, в городе надобно растить детей, и надобны законы и мужи, способные к слову и делу. Я же имею в виду раздор честолюбий ради общей цели: этот превзойдет того в совете, а тот превзойдет этого в исполнении должности, этот оказался лучшим послом, а тот соорудил для города великолепное здание и так обошел товарищей. Вот это и есть добрый раздор и распря для общего блага!».
      Петроний Арбитр Гай, или Тит (первые десятилетия 1 в. н.э. – 66 г.)
      Знаменитым произведением Петрония является «Сатирикон». Это приключенческий роман, наполненный многочисленными бытовыми сюжетами и сатирой.

      Главный герой – Энколпий и его раб-любовник Гитон. Это бродяги, они скитаются по Италии. Живут они подачками богатых людей, при необходимости могут и что-нибудь украсть. Петроний очень ярко использует сатирические изображения, например аристократов-бездельников. Автор рассматривает бытовые сюжеты многих слоев общества: продажность судей, разбогатевших вольноотпущенников и самые низкие слои римского населения.

      Ярким сюжетом, описанным в «Сатириконе» является «Пир Тримальхиона». Тримальхион – это разбогатевший вольноотпущенник. Благодаря Петронию мы имеем четкое представление о том, что думают о Тримальхионе, как он выглядит, об его манерах. Автор рассказывает нам о том, как главный герой стал богатым человеком. Дело в том, что Тримальхион, когда находился в статусе раба, имел интимную близость как с хозяином, так и с его супругой. Герой, обогатившись, стал очень черствым, гордым и невежественным. Но несмотря на то, что присутствующие на пиру отзываются о Тримальхионе негативно, его деньги вынуждают гостей преклоняться перед ним.

      Петроний в этом сюжете показывает нам собирательный образ разбогатевшего вольноотпущенника в Риме той эпохи. В то время такой же или подобной судьбой была многих вольноотпущенников.
        Марк Валерий Марциал (ок. 40 – 102/104 гг.)
        Это римский поэт – эпиграмматист. В своих эпиграммах Марциал описывал в основном негативные стороны разных слоев населения таких, как глупость, лицемерие, моральную распущенность и другие. Также в его творчестве присутствуют стихотворные сборники «Ксении», «Анафореты» и цикл «О зрелищах».

        В своем творчестве Марциал показывает жизнь народу со всеми ее проблемами: социальное неравенство, предательства, распущенность. Много эпиграмм посвящено богатым людям. Одна из наиболее известных эпиграмм:

        На золоченых блюдах у тебя распростерты барвены,
        А на тарелке моей жалкий краснеется краб.
        Свита рабов у тебя поспорит с распутником Трои.
        Мне же помощник – рука: вот она, мой Ганимед.
        (II, 43, 11 – 14, Шатерников.)

        В этой эпиграмме Марк Марциал говорит о контрасте между роскошной жизни богачей и нищетой низших слоев населения.
          Децим Юний Ювенал (ок.60 г. – после 127 г.)
          Это поэт – сатирик. Ювенал писал сатиры, которые обличали пороки современного общества. В своих произведениях он критиковал бездарных поэтов. Ювенал писал, как и об унизительном положении клиентов и бедняках, так и о другой стороне общества, где царят роскошь, жестокость и разврат.

          Децим Юний был достаточно остр в своих высказываниях, об этом говорит цитата из сатиры: «Наполовину задушенный мир терзался последним Флавием, Рим пресмыкался пред лысоголовым Нероном» (Сатира IV). Но Ювенал никогда не упоминал имена принцепсов, которые были в период его творчества.

          В представленной ниже цитате из 1 сатиры автор объясняет причины, почему он выбрал именно этот жанр. Он говорит о пороках римского народа той эпохи: погоня за наследством, скупость, высокомерие богачей по отношению к бедным и другие.

          «Трудно сатир не писать, когда женится евнух раскисший,

          Мевия тускского вепря разит и копьем потрясает,

          Грудь обнажив; когда вызов бросает патрициям тот, кто

          Звонко мне — юноше — брил мою бороду, ставшую жесткой:

          Если какой-нибудь нильский прохвост, этот раб из Канопа,

          Этот Криспин поправляет плечом свой пурпурный тирийский

          Плащ и на потной руке все вращает кольцо золотое,

          Будто не может снести от жары он бóльшую тяжесть

           Геммы, — как тут не писать? Кто настолько терпим к извращеньям

          Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева,

          Встретив юриста Матона на новой лектике, что тушей

          Всю заполняет своей; позади же — доносчик на друга

          Близкого, быстро хватающий все, что осталось от крахов

          Знатных людей: его Масса боится, его улещают

          Кар и дрожащий Латин, свою подсылая Тимелу.»






          перейти в каталог файлов


  • связь с админом