Главная страница
qrcode

В его поэзии мы можем наблюдать..._Анциферова. Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


НазваниеИсследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
АнкорВ его поэзии мы можем наблюдать... Анциферова.doc
Дата01.06.2019
Размер8,86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВ его поэзии мы можем наблюдать..._Анциферова.doc
ТипИсследовательская работа
#94128
Каталог
«В его поэзии мы можем наблюдать

и жизни ход, и физики явленья…»

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 11 класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Емецкая средняя школа
имени Н. М. Рубцова»

Холмогорского района

Архангельской области

Анциферовой Елизаветой Геннадьевной

Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Емецкая средняя
школа имени Н. М. Рубцова»

Тяпнина Александра Александровна

с. Емецк, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-4


















«Я сам природы мелкая частица…»

Н. М. Рубцов

ВВЕДЕНИЕ

Удивительно щедро одарила нас природа всевозможными явлениями. Их красоте и разнообразию не перестаешь поражаться, их интересно наблюдать, объяснять.

Физика – одна из основных наук о природе. Цель физики — объяснить природные явления с научной стороны, цель же литературы — описать их, выразить чувства, связанные с тем или иным явлением. Таким образом, природа — звено, которое связывает физику и литературу. Поэтические образы, навеянные физическими явлениями, придают произведению особый колорит, яркость и предметность мыслей и чувств поэтов. Многие писатели и поэты обращались к физическим явлениям, описывали их. Не стал исключением и Н. М. Рубцов, наш известный земляк, именем которого названа наша школа.

Читая стихотворения Рубцова, мы обнаружили тот факт, что поэт очень часто в своих произведениях обращается к физическим явлениям. И мы задали себе вопрос: «Много ли еще произведений поэта содержат физические явления и какова их роль в поэзии Рубцова?»

Поэтому мы и посвящаем данную работу одновременно физике и поэзии Николая Михайловича Рубцова.

Тема работы: «В его поэзии мы можем наблюдать и жизни ход, и физики явленья…».

Цель работы: определение роли физических явлений в поэзии Н.Рубцова.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать литературу по теме исследования;
найти описание физических явлений в стихах Н. Рубцова;
сгруппировать выбранные примеры в соответствии с разделами физики (например, тепловые и световые явления)
объяснить с точки зрения физики природные явления, описанные в стихотворениях;
показать значимость и актуальность взаимосвязи физики и лирики;
продолжить работу над развитием навыков исследовательской деятельности: обобщения, сопоставления, сравнения и анализа.
Объект исследования – стихотворения Н. М. Рубцова, описывающие физические явления.

Предмет исследования – отражение физических явлений в судьбах героев и сюжетах литературных произведений.

Гипотеза: в стихотворениях Рубцова присутствуют физические явления, которые влияют на развитие событий, передают мысли автора более точно и ёмко.

Методы исследования: анализ информации, систематизация материалов, сравнение, обобщение.

Практическая значимость работы: представленный материал может быть использован на уроках литературы и физики; данная работа позволяет расширить познания об окружающем мире и его многообразии; изучение физических явлений с помощью произведений искусства помогает увидеть красоту природы и художественного слова.

Для наиболее объективного подхода к достижению цели работы была использована следующая литература: сборники стихотворений Н. М. Рубцова, содержащие физические явления; учебники «Физика» для 10, 11-х классов, реализующие гуманитарную направленность физического образования, необходимые для изучения физических явлений, законов и теорий; научно-популярная литература, которая позволила углубить и расширить знания по исследуемой теме; информация с сайтов Интернета. Работа с архивом школьного литературно-краеведческого музея Н. Рубцова и Емецкого краеведческого музея позволила углубить и расширить знания о поэзии Н. Рубцова. Творчество Н. Рубцова привлекает внимание многих исследователей. Важным и интересным источником стали работы и воспоминания В. В. Кожинова, В. Н. Баракова, Н. С. Коняева, А. Передреева и других литературоведов,
Актуальность выбранной мною темы исследования заключается в нахождении «точек соприкосновения» физики и литературы, столь несовместимых, на первый взгляд, наук. Но, так или иначе, и физика, и литература рассказывают нам о природных явлениях, между ними существует глубокая внутренняя связь. Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям, а художественное описание явлений природы помогает нам создать наглядный зрительный образ наблюдаемого и изучаемого.

Мир физических явлений многообразен: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические, магнитные. Физические явления и тела находит себя в литературных произведениях. В данной работе остановимся лишь на некоторых из них.

ГЛАВА 1 «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных состояниях: твердом (лед, снег, иней), жидком (вода) и газообразном (водяной пар). Переход из одного агрегатного состояния в другое происходят строго последовательно: лёд тает, превращаясь в воду, вода испаряется, образуется пар, и в обратном порядке: пар - вода – лёд [12]. В каждом из них вода встречается в огромных количествах в естественных условиях, приобретая различные формы. Приведем примеры упоминания различных агрегатных состояний воды в стихотворениях Н.М.Рубцова.

1.1 Снег

Снег – один из удивительных феноменов природы. Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая ее в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу. Миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака. Если облако попадает в полосу очень холодного воздуха, капельки воды превращаются в кристаллики льда, они падают на Землю в виде градин или снежинок. Снежинки состоят из крохотных кристалликов с плоскими гранями правильной формы. На свете нет двух одинаковых снежинок, т.к. каждая состоит из кристаллов самых разных форм и размеров [13]. Природа снежинок интересна для физиков и не менее привлекательна для поэтов. «Звенит снежок в траве обледенелой», « горит над зимним серебром...», «ледяные акации», «снег глухой, беспристрастный, бесстрастный…». Какое многообразие художественных средств. Нет, наверное, в мире человека, которого падающий снег оставил бы равнодушным. Николай Михайлович Рубцов не стал исключением. В его стихотворении «Выпал снег…» снег летит "так просто" и, в то же время, "так хитро". «Ах, кто не любит первый снег» - восклицает поэт («Первый снег» [10]). Такие простые вещи, как летящий белый пушистый снег, удивительным образом влияют на нас, заставляя радоваться и забыть обо всем.

Выпал снег - «Мороз под звёздочками светлыми

И все забылось, По лугу белому, по лесу ли

Чем душа была полна! Идет, поигрывая ветками,

(«Выпал снег…» [10]) Снежком поскрипывая весело».

(«Январское» [9])

Лирический герой, наблюдая за снегопадом, не только радуется и восхищается первым снегопадом, сильными заморозками и метелями, но и сожалеет о прожитой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Возможно, в ней не все удалось и сложилось не так, как он хотел. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки.

1.2 Вода.

Вода – самое распространенное и удивительное вещество в природе. Академик Н. Н. Семенов писал, что чем глубже ученые постигали природу воды, тем больше убеждались в оригинальности ее поведения, в неочевидности ее свойств, в новых, еще не до конца раскрытых, ее структурных особенностях [14].

У воды нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, но при этом она является самым большим богатством на свете. Вода благодаря своим физическим, химическим и квантово-механическим свойствам занимает исключительное положение в природе. Около 71% поверхности Земли покрыто водой. Вода составляет приблизительно около 0,05 массы Земли. Человеческое тело содержит от 50% до 75% воды. Потеря организмом человека более 10% воды может привести к смерти [4,13]. Вода – источник жизни всех живых существ [14].

Она прекрасна в своих проявлениях: это и бегущие реки, и звенящие ручьи, и спокойные озера, и летние дожди и беспокойные ливни. Но всегда ли вода так безобидна? Нет, не всегда. Так, например, Н. Рубцов в своем стихотворении рисует нам безрадостную картину: «Седьмые сутки дождь не умолкает», «Безжизненная водная равнина, и небо беспросветное над ней» [9]. Поэта беспокоит судьба деревни, которую медленно поглощает вода. Люди вынуждены покидать дома, а всему виной – вода. Эта неукротимая стихия может быть прекрасна и вызывать радость, а может стать безжалостной разрушительницей всего живого, как в истории, рассказанной поэтом.

Седьмые сутки дождь не умолкает.

И некому его остановить.

Все чаще мысль угрюмая мелькает,

Что всю деревню может затопить. («Седьмые сутки дождь не умолкает…» [9].)

«Водная стихия представлена у Рубцова – от моря, в которое он был влюблен с юношеских лет, и до тихих и бурных рек, спокойных озер и прудов, бескрайних болот, летних ливней и гроз, осенних дождей, которых немало в его стихах», - отмечал В. Кожинов, близкий друг поэта [3]. В подтверждении этих слов приведем в качестве примера строки из стихотворений: «Играют волны в отблесках зари» («Утро на море»), «Глубокая вода» («Ночь на родине»), «Ледяные полынные воды» («У размытой дороги»), «У смутной воды» («Видения на холме»), «Весенние воды» («Я буду скакать»), «Захлебнулось поле и болото/ Дождевой водою» («Острова свои обогреваем») и другие [10,8,7].

«Вечно в движении, вечно волна

(Шумны просторы морские)

Лишь человеку покорна она,

Сила суровой стихии.

К морю нельзя равнодушным быть…» («Море»[8])

Вода – таинственна, изменчива и непредсказуема в своих проявлениях, как и человеческая жизнь. К ней надо относиться бережно и внимательно. К воде, как и к жизни, нельзя быть равнодушным!

Море (река) по мнению В. Баракова, имеет значение «разлука, расставание, смерть», что соответствует фольклорным традициям [1]. Но под влиянием утра и света на всё живое, они утрачивают привычное значение. Вода может преображаться благодаря заре: «…золото зари / упало на серебряную воду». А «Роса переливается на травах» и делает ещё мир ещё чище и ярче.

Н. Рубцов не случайно уподобляет природу реке «как будто в реку – окунусь в природу». По его мнению, в них много общего: изменчивость, чистота, богатство, таинственность, непредсказуемость. Полное погружение, проникновение – вот что нужно, чтобы постичь всю глубину природы. Об отношении Н.Рубцова к изображению природы размышлял В. Кожинов: «Природа у поэта не выступает как объект изображения. Его стихи воплощают органическое, хотя и противоречивое единство человека и природы, которые как бы непрерывно переходят друг в друга» [3,7].

1.3. Облака

Облака – взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара. Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая ее в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу. Многие миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака. Главным процессом, вызывающим образование облаков, является адиабатическое охлаждение поднимающегося воздуха [2,12].

В воображении поэтов причудливые формы облаков рождали разные картины и мысли. Стихотворение Н.Рубцова «Старая дорога» начинается и заканчивается одной и той же картиной – плывущими по небу облаками.

«Всё облака над ней, всё облака...

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы

И машет им прощальная рука. («Старая дорога» [8])

Этот образ имеет глубокий смысл. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко. Облака – символ вечной свободы. Как и дорога – бесконечная, «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку. Это стихотворение невольно вызывает у нас легкую грусть.

ГЛАВА 2 «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Свет – удивительное явление природы. "В слове "свет" заключена вся физика..."- говорил русский физик С. Вавилов [11]. С древних времен ученые пытались ответить на вопрос: что такое свет? Согласно представлениям современной физики, свет обладает двойственностью свойств (корпускулярно – волновым дуализмом). Распространение света в среде объясняется волновой природой, а взаимодействие его с веществом – квантовой (свет – поток фотонов, квантов света). Источником световых волн являются атомы вещества, находящиеся в возбужденном состоянии [11]. Свет – это чрезвычайно сложное явление природы. Его значение в нашей жизни велико. Мы  живем в мире света и посредством зрения получаем большую часть информации (80-90%). С помощью света различаем цвета и предметы, видим их тени и отражения. Свет играет особую роль в нашей жизни [2,13].

В стихотворении «Утро», написанном в середине 1960-х годов, Николай Рубцов представляет нам небольшую пейзажную зарисовку. Перед нами предстает радостная картина раннего утра – горит заря, очнулся от дремы лес, «тени сосен падают в реку». В лучах утреннего солнца герой собирается увидеть все «в самом лучшем свете» — цветущий луг, деревья, лошадь на мосту, избы. Свет – символ обновления, счастливых надежд. Мир пробуждается, преображается с появлением света и вместе с ним меняется человек.

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,—

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

( «Утро» [10])

«Свет в поэзии Н. Рубцова – это душа мира и в то же время истинное содержание человеческой души, «святое» в ней. В стихии света мир и человеческая душа обретают единство, говорят на одном «языке»- пишет В. Кожинов [7]. Он отмечает, что мотив света выступает в творчестве Н Рубцова как основополагающий и выражает все прекрасное в мире природы (И всей душой, которую не жаль / Всю потопить в таинственном и милом, / Овладевает светлая печаль, / Как лунный свет овладевает миром) [ 3].

Доказательством того, что свет, обозначающий душевное состояние человека, служит стихотворение «Русский огонек»:

«Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя…»
(«Русский огонек» [7])

Русский огонек – символ добра, утверждение, что «свет не без добрых людей».

Интересны наблюдения В. Кожинова за тем, как Н. Рубцов использует в поэзии цвет: «В стихах Н. Рубцова крайне мало слов, обозначающих цвет». Это не случайно, т. к. «поэт явно не ставил перед собой изобразительных задач» [3]. «Но отсутствие цвета как бы возмещается пронизывающей рубцовскую поэзию стихией света», - отметил литературовед В. Кожинов [7].

А критик Валерий Дементьев говорил о поэте Рубцове, что если его «сокровенной мысли найти световой эквивалент, то им было предвечернее» [7,17]. Его «северные пейзажи» характерны этим неуловимым скольжением солнечных лучей откуда-то с края земли.

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой! («Сентябрь» [10].

В стихотворениях Николая Рубцова очень часто встречаются слова, обозначающие свет и его различные оттенки. Приведем несколько строк из стихотворений поэта: «Светятся тихие, светятся чудные…», «Над ним – сияние небес…», «Светлыми звездами нежно украшена…», «Светящийся солнечный шар…» [7,8]. Чисто световое значение обретают и такие физические тела, как солнце, заря, луна, звезды [Приложение 6].

Таким образом, анализируя стихотворения Рубцова, сопоставляя научные факты и текст художественного произведения, можно сделать вывод о том, что поэт использует в своем творчестве световые природные явления, которые помогают осмыслить происходящее в окружающем мире. По мнению поэта, любая перемена в природе порождает движения в душе человека. Рубцов поэтизирует природу как живое целое, открывает для нас ее вечные богатства, потому что природа, по его мнению, вечная душа человечества [16]. «Я сам природы мелкая частица…» - утверждает поэт [«Ночь коротка» 7, 492].

ГЛАВА 3 «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ»

1. Наблюдение физических явлений в живой природе.

Место наблюдения – берег реки Емца, Северная Двина.

Цель – объяснение увиденных физических явлений, примеров их проявления в природе; нахождение их применения Н. Рубцовым в написании стихотворения.

Результаты наблюдений отражены в таблице «Физические явления у водоема»:
Объект наблюдения
Фотография объекта, явления
Научное объяснение наблюдаемого явления
Н. Рубцов об объекте, явлении природы
1. Пейзаж и его отражение в воде

1.1.«Вода недвижнее стекла.

И в глубине ее светло.

И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло»
(«Душа хранит» [9])

1.2. «О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, божий храм»

(«Душа хранит» [9])
2. Дно реки


2.1. Дно видно только у берега. При большом угле падения лучей, отраженный свет преобладает над преломленным, и, следовательно, вышедшим из глубин – со дна.

2.2. Полосы света на дне водоема движутся. Гребни волн служат линзами, собирающими лучи света в виде полос, которые движутся вместе с волнами.
2. «Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой»

(«Сентябрь» [10])
3. Поверхность воды, покрытая рябью
3. На поверхности воды появляются солнечные дорожки. Каждая волна дает свое изображение источника света, их совокупность (рябь) и образует «дорожку»
3.1. «…калейдоскопом брызг и света сверкает моря горизонт».

(«Утро на море» [7])

3.2. «Играют волны в отблесках зари».

(«Утро на море» [7]);
4. Волны на поверхности воды
4. Волна на поверхности жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного движения частиц. Источником волн является колеблющееся тело, которое создает в пространстве деформацию среды.
4.1. «От проходящих пароходов

Несутся волны на тебя!»

(«Ива» [8])

4.2. «Широко, отрешенно, грозно

бились волны со всех сторон»

(«Я тебя целовал» [9])
5. Цвет поверхности воды


5. Цвет воды в реке определяется:
    Отражением света от ее поверхности
    Отражением света от дна водоема
    Рассеянием и поглощением света водой


    5.1 «Много серой воды, много серого неба,

    И немного пологой нелюдимой земли»

    («На реке Сухоне»[7])

    5.2 «Глубокая вода. Спокойные кругом ложатся тени»

    ( «Ночь на родине»[8])

    5.3. « И полная река

    Несет небесный свет»

    («В глуши»[9])

    3.2. Проведен блиц-опрос среди учащихся нашей школы. Предложено ответить на вопрос: «О каких физических явлениях говорится в строках стихотворений Н. Рубцова?» Результаты опроса показывают, что школьники знают физические явления и могут их распознать в текстах стихотворений [Приложение 3].

    3.3. Включение в ход урока физики фрагментов прозаических и поэтических произведений значительно его «оживляет». Свидетельством этому были уроки, проведенные в нашем классе, по темам: «Механические волны» и «Световые волны» [Приложение 5].

    3.4. Анализ стихотворения Н. Рубцова «Природа» показал, что поэт признаёт величие природы. Поэт восхищается природой, её силой, мощью и красотой. Физические явления становятся источником вдохновения Н. Рубцова. [Приложение 2].

    3.5. Результатом работы над темой исследования стало изготовление мини-альбома «Лирический взгляд на физику», где представлена физическая природа явления и стихотворения Н. Рубцова, в которых использовано данное явление природы [Приложение 4].

    Заключение

    Итоги нашей работы: изучены и проанализированы различные источники информации о Н. М. Рубцове; собран дополнительный материал по световым и тепловым явлениям, что значительно расширило наши знания по физике; отобраны и систематизированы по темам стихотворения Н. М. Рубцова, в которых используются физические явления; проведены блиц-опрос учащихся школы «Распознай физическое явление» в стихах Н. Рубцова» и наблюдение физических явлений на берегу реки с целью объяснения увиденных физических явлений и примеров их проявления в природе; изготовлен мини-альбом «Лирический взгляд на физику». С исследовательской работы выступала на уроках физики: «Механические волны», «Свет» и на круглом столе «Творчество Рубцова Н. М. в образовательно-воспитательном процессе» во время литературно-музыкального фестиваля «Под Рубцовской звездой» 5января 2017 года.

    Результаты нашей работы могут быть использованы на уроках физики в 9 и 11 классах, на занятиях элективных курсов; для бесед на классных часах; как материал для школьного краеведческого музея. В процессе работы мы значительно расширили свои знания по физике и литературе.

    Проделав эту работу, пришли к выводу, что введение физических явлений и тел в сюжет стихотворений, можно приравнять художественному средству в литературе, потому что физическое явление может придать особый колорит произведению. Более того, это иногда помогает более полно и более интересно раскрыть образ. Существует множество стихотворений Рубцова, в которых физические явления и тела играют далеко не последнюю роль. Особенность их использования состоит в том, что они выступают не просто символами происходящих событий, не просто служат украшением, а в том, что физические явления становятся отдельным персонажем, героем, которому, порою, посвящено стихотворение целиком. Д. С. Лихачев отмечает, что «продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками [5].

    В результате исследования было доказано, что в стихотворениях Рубцова присутствуют физические явления, которые влияют на развитие событий, передают мысли автора более точно и ёмко. Значит, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

    Эта работа очень захватывает. Хочется находить все новые и новые физические явления в произведениях нашего земляка и анализировать их. Однако из-за ограниченности работы по объему ее приходится завершать, но исследование на этом не будет закончено. Существует еще масса не рассмотренных мною стихотворений замечательного поэта, нашего знаменитого земляка Николая Михайловича Рубцова.

    Список литературы
    Бараков В.Н. Лирика Н. Рубцова. – Вологда, 1993, - 100с.
    Браверманн Э.М. Вечера по физике в средней школе. – М.:Просвещение, 1969, - 267с.
    Кожинов В. Н.Рубцов. – М.: «Студия», 2001.
    Ланина И.Я., Тряпицына А.П. Раздвигая границы привычного.- Лениздат, -1990, - 108с.
    Лихачев Д.С. Письма о добром. – М.: «Открытый мир»,1996. – 96с.
    Рубцов Н.М. Русский огонек – КИФ: «Вестник», 1994. – 425с.
    Рубцов Н.М. Стихотворения. – М.: издательство «Э», 2016. – 512с.
    Рубцов Н.М. Избранное. – М.: Аделант, 2011. – 287с.
    Рубцов Н.М. Тихая моя родина. – М.: Эксмо, 2005. – 367с.
    Рубцов Н.М. Той девушке, которую люблю. - М.: Эксмо, 2008. – 351с.
    Тихомирова С.А., Яворский Б.М.. Физика.11класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013, - 303с.
    Тихомирова С.А., Яворский Б.М.. Физика.10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013, - 304с.
    Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1990, - 159с.


    Наш знаменитый земляк Н. М. Рубцов.


    Сухона, Толшма, древняя Тотьма, село Никольское, Вологда – вот родные места поэта. Здесь его «Михайловское», здесь трагически оборвалась его жизнь…

    Раннее сиротство (смерть матери), детдом, скитания по России с вечной бездомностью: Северный флот, Рига и Ленинград, Москва и Ташкент, Урал и Алтай. Везде душа хранит «всю красоту былых времён», «берёзы, избы по буграм и, отражённый глубиной, как сон столетний, Божий храм».

    Неуёмный дух скитальца, доверчивость поэта к людям, несмотря на равнодушие многих к его судьбе, неистребимая, жгучая любовь ко всему живому, светлому и доброму – вот это отразилось в пронзительных стихах поэта:

    И вокруг любви непобедимой

    К сёлам, к соснам, к ягодам Руси

    Жизнь моя вращается незримо,

    Как Земля вокруг своей оси.

    «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали, – пишет поэт в предисловии к рукописи сборника стихов «Волны и скалы»». «Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…». Стихи его – это исповедь доброго, простого человека, вечного странника по земле, ищущего утоления своей измученной душе.

    С каждою избою и тучей

    С громом, готовым упасть,

    Чувствую самую жгучую,

    Самую смертную связь.

    Памятник Н. Рубцову в селе Емецк
    МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова»


    Анализ стихотворения Николая Рубцова «Природа».

    «Природа»

    Звенит, смеется, как младенец.

    И смотрит солнышку вослед.

    И меж домов, берез, поленниц

    Горит, струясь, небесный свет.

    Как над заплаканным младенцем,

    Играя с нею, после гроз

    Узорным чистым полотенцем

    Свисает радуга с берез.
    И сладко, сладко ночью звездной

    Ей снится дальний скрип телег...

    И вдруг разгневается грозно,

    Совсем как взрослый человек!

    Как человек богоподобный,

    Внушает в гибельной борьбе

    Пускай не ужас допотопный,

    Но поклонение себе!..

    Н. М. Рубцов – поэт-пейзажист. Из-под его пера вышли прекрасные поэтические полотна, описывающие состояния атмосферы, удивительные картины природы. Ярким примером такого произведения – пейзажа можно назвать стихотворение «Природа» (1967).

    Первая «природная» часть стихотворения посвящена солнечному свету. Светом залита вся изображаемая природа. Дома, берёзы, поленницы – всё объято светом. Свет проникает в душу лирического героя, он пропитывается небесным даром, чтобы и дальше были силы творить и переждать грозы жизненных неурядиц.

    Второе четверостишие – картина после грозы. Уже прошёл дождь, испугавший природу и поэта, отгремела гроза. Небо дарит в награду за пережитое «узорное чистое полотенце»- радугу. Слова автора помогают нам почувствовать свежесть воздуха, наполненного озоном, пересчитать спектры узора радуги, ощутить обновление лирического героя, пережившего очередную грозу в судьбе.

    Третья «природная» часть произведения – ночь, пора спокойствия и тишины в природе. Природа, также как и человек, спит и видит сны. Сон наполнен знакомыми с детства звуками и светом звёзд. Поэт, как часть космоса, сам вырастает до значимости природы. Он касается звёзд, он двигает телегу истории, он и есть природа!

    В четвертом четверостишие поэт раскрывает величие природы. Н. Рубцов восхищается природой, её силой, мощью и красотой. Ещё минута, и он незаметно дорисует на каждой картине себя, наблюдателя и участника жизни, считая себя частью бытия.

    Физические явления становятся источником вдохновения Рубцова на создание привычной картины родной природы. В этом достоинство стихотворения «Природа», которое еще раз доказывает, что между физикой и лирикой существует глубокая внутренняя связь.


    Блиц-опрос «Разгадай явление» и составление синквейна «Волна».

    1. В блиц-опросе принимали участие 34 человека, ученики восьмых и одиннадцатых классов МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова». Им предлагали ответить на вопрос «О каком физическом явлении говорится в следующих строках стихотворений Н. Рубцова?».
    «Над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола!» (Звуковые волны)
    «Ходили, словно мускулы, буграми по океанской выпуклой груди…» (Механические волны)
    «В окно закатывалось солнце, и влагой веяли пруды…» (Конденсация)
    «Только маятник с тихим боем все качается на стене…» (Колебания)
    «Играют волны в отблесках зари…» (Отражение света)
    «…после гроз узорным чистым полотенцем свисает «Когда продрогнешь весь, как славен дом и самовар певучий!» (Кипение)
    «сладко мне спится на сене под крышей чердачной, сладко, вдыхая ромашковый запах ночлега…» (Диффузия)
    «Поток вскипел и как-то сразу прибыл! По небесам, сверкая там и тут…»(Молния)
    «Тянулись к солнцу – вот и обожглись! Вот и взялась нечаянная мука. Ну что ж бывает… Всякому наука, кто дерзко рвется в солнечную высь». (Излучение)
    Результаты опроса представлены на диаграмме:


    2. Ученицам 11 А класса МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» было предложено составить синквейн со словом «Волна».

    Спирина Лада

    Волна

    Беспокойная, угрюмая

    Бьется, бушует, успокаивается

    «Как увижу я волны вокруг,

    В сердце что-то проснется такое…»

    Беспокойство
    Богданова Ольга

    Волна

    Чудовищная, бескрайняя

    Ходила, неслась, волновала

    «А волны, как мускулы,..»

    Шторм
    Анциферова Елизавета

    Волна

    Морская, сильная

    Бежит, смывает, разрушает

    «Вечно в движении, вечно волна…»

    Сила стихии

    Приложение 4

    Мини-альбом.


    Приложение 5

    Фоторепортаж с уроков.
    «Механические волны» 21.11.2016
    Чтение стихотворения Рубцова «Море» Анциферовой Е.. Вызов интереса к теме урока
    Поиск стихотворений Рубцова, посвященных волнам на поверхности воды ученицами 11 А класса

    Озвучивание Резвой А. и Спириной Л. строк из стихотворений Рубцова о волнах.
    Урок физики по теме "Механические волны". Учитель - Тяпнина А. А.

      «Световые волны» 15.11.2016
      Анциферова Е. знакомит учащихся с главой своей исследовательской работы «Световые явления»
      Участие учениц 11 А класса в блиц-опросе «Разгадай явление»

      Фотографии Ивановой Е. В., лаборанта кабинета физики


      НЗвезды
      Наибольший интерес для наблюдателя представляют звезды, раскаленные плазменные шары. Звезды отличаются друг от друга температурой, светимостью, размером, цветом, массой, плотностью и другими характеристиками. Классификация звезд основывается на сравнительном изучении их спектров. Спектры звезд – это их паспорт с описанием всех звездных закономерностей. Звезды имеют самые разнообразные цвета: белые и голубые, желтые и оранжевые, оранжевые и красные. Температура звезд непосредственно связана с цветом и спектром. Количество звезд зависит не от места наблюдения, а от чистоты атмосферы [11]. В ясную безоблачную ночь над нами раскрывается прекрасная и величественная картина звездного неба. На первый взгляд на небе сияет столь много звезд, что их невозможно сосчитать, однако это впечатление обманчиво. И каждого из нас влечет красота и таинство звездного неба, желание как можно больше узнать о нем.

      Естественные источники света издавна привлекали внимание людей. Вот как писал о звездах М. В. Ломоносов: Открылась бездна звёзд полна. / Звёздам числа нет, бездне - дна (М. В. Ломоносов “Вечернее размышление о божием величестве…»[15]).

      Образ звезды в произведениях Н. М. Рубцова выступает иногда, как символ одиночества «Плачет звезда, холодея, над крышей сарая...», а порой, как некий источник света, доброты и надежды «Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь…» [9].

      Одним из самых известных и полюбившимся читателям стихотворений Рубцова является «Звезда полей» [9]. «В минуты потрясений» поэт «вспоминал», как где-то «за холмом» «горит» его «звезда», горит для того, чтобы не дать ему пасть духом.

      Звезда полей! В минуты потрясений

      Я вспоминал, как тихо за холмом

      Она горит над золотом осенним,

      Она горит над зимним серебром... ( «Звезда полей» [9])

      В стихотворении звучит и взволнованная радость, и восхищенная нежность, и тихая грусть. Лирический герой счастлив, что на свете белом «горит, горит звезда моих полей…» [9]. Поэт сосредотачивает свое внимание на звезде, как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
        ЛЛуна - естественный спутник Земли. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Луна вращается в течение одного и того же времени, как вокруг своей оси, так и вокруг оси Земли, следовательно, земляне видят только одну сторону этого космического тела. С помощью радиолокации удалось составить карту лунной поверхности, видимой с Земли. Огромные углубления названы морями, но без воды. Светлые участки – это горы, высота которых достигает 8000 м. Обнаружены острые скалы, большое количество кратеров вулканического и метеоритного происхождения. Луна не имеет ни магнитного поля, ни атмосферы. Луна – прекрасный и таинственный спутник [11].

        Обратимся к стихотворному произведению «Осенняя луна» Н. Рубцова:

        Так зачем, проявляя участье,

        Между туч проносилась луна.

        И светилась во мраке ненастья,
        Словно отблеск весеннего счастья,


        В красоте неизменной она? (« Осенняя луна»[8])

        В душе после прочтения этого стихотворения остается приятное ощущение чего-то легкого, невесомого, как сам лунный свет. Каждый человек мечтает о том, чтобы в его жизни не было грустных моментов, а обстановка вокруг только приносила моральное удовлетворение. По всей видимости, луна и есть символ той самой надежды, которой и живет человек.
          Звезда по имени Солнце
          Солнце – центральная и единственная звезда Солнечной системы. По спектральной классификации относится к типу «желтый карлик». Масса звезды составляет 99,866 % от суммарной массы всей Солнечной системы. Солнце – раскаленный газовый шар. В центре Солнца температура около 15 миллионов градусов. Энергия, выделяющаяся в ядре Солнца, переносится наружу двумя способами: конвекцией и излучением. 360 миллиардов тонн в сутки теряет Солнце на своем излучении. А как прекрасно оно выглядит, отдавая миру свое тепло, освещая все своими лучами! Солнце – звезда, дающая свет и жизнь всему сущему на нашей планете [11]. Люди и их душевные переживания сравниваются с солнцем, месяцем и звездой. Небесные светила связываются со счастьем и чистотой:

          И меж домов, берез, поленниц

          Горит, струясь, небесный свет. («Природа» [8])

          Н. Рубцову особенно нравился цвет «желтый», наверно, потому, что это близкий сердцу северянина, свет осени и божественного света солнца.

          П
          Источники света.

          Н. М. Рубцов об источниках света:
          «Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь» (Зимняя ночь);
          «чудный месяц плывет над рекой»; (Чудный месяц…»)
          «свет луны ночами тонок, берег светел по ночам…» (Весна на море);
          «зенит пылает солнечным огнём…» («Трава звенит»):
          когда заря, светясь по сосняку, горит, горит, и лес уже не дремлет…» («Утро»);
          «светит лампа в избе укромной, освещая осенний мрак» («На ночлеге»)
          «…Меж тем рассветало, и вдруг, озаряя ухабы, влетел раскаленный, светящийся шар…» («Фальшивая колода»);
          «Горел прощальный наш костер, как мимолетный сон природы…» (Прощальный костер);
          «Спасибо, скромный русский огонек, за то, что ты в предчувствии тревожном горишь для тех, кто в поле бездорожном от всех друзей отчаянно далек» (Русский огонек);
          «Вьется в топке пламень белый, белый-белый, будто снег…» («В кочегарке»);
          «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы старинной короной своих восходящих лучей!..» (« Осенняя луна»);
          «В горнице моей светло. Это от ночной звезды. («В горнице»);
          «А утром солнышко взойдет, - кто может средство отыскать, чтоб задержать его восход? Остановить его закат? («Стихи»):
          «Но Венеры играющий свет засиял при своем приближенье…» («Венера»);
          «…и счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей…» («Звезда полей»);
          А источником чего видится поэту свет?
          Источником покоя
          Красоты земной и душевной
          Маяком для заблудившихся и заблудших.

перейти в каталог файлов


связь с админом