Главная страница

Федоренко Л. - О ПУТЯХ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Л... Issn 20759908 Историческая и социальнообразовательная мысль. 2010. 2 (4) 5


Скачать 335.43 Kb.
НазваниеIssn 20759908 Историческая и социальнообразовательная мысль. 2010. 2 (4) 5
АнкорФедоренко Л. - О ПУТЯХ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Л.
Дата16.05.2017
Размер335.43 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFedorenko_L_-_O_PUTYaKh_KORREKTsII_SOTsIALIZATsII_L.pdf
ТипДокументы
#33625

С этим файлом связано 23 файл(ов). Среди них: Fedorenko_L_-_O_PUTYaKh_KORREKTsII_SOTsIALIZATsII_L.pdf, Miroslav_Nincic-Renegade_Regimes_Confronting_D.pdf, Rusakova_M_-_TRANSFORMATsIYa_PONYaTIYa_PROSTITUTsIYa.pdf, Marshall_B_Clinard_Robert_F_Meier-Sociology.pdf, Rusakova_M_-_VYKhOD_IZ_PROSTITUTsII.pdf, Komlev_Safullin-Sotsiologiya_deviantnogo_povede.pdf, Mendelevich_V_-_Osobennosti_deviantnogo_poveden.pdf, Howard_B_Kaplan_Glen_C_Tolle_Jr_-The_Cycle.pdf и ещё 13 файл(а).
Показать все связанные файлы

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2 (4)
5.
Лавриненко Д.А. Юг России: миграционные процессы глазами молодежи //
Молодежь перед цивилизационным выбором. Ставрополь;Кишинев, 2009.
6.
Хоперская Л.Л., Харченко В.А. Локальные межэтнические конфликты на Юге
России: 2000–2005 гг. Ростов н/Д., 2005.
7.
Леонов Ю.С. Межэтнические столкновения в России за 2002–2006 годы //
Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 22.
POTENTIAL OF SOCIAL ADVERTISING IN THE FORMATION OF
WORLD VALUES OF YOUNG PEOPLE IN THE SOUTH OF RUSSIA
Serikov A.V., Doctoral candidate and associated
professor of department of sociology, political science
and law. Institute for retraining and improvement of
teachers proficiency in humanities and social sciences
of the Federal State Education higher professional
education «Southern Federal University». PhD in
Sociology
Nizamutdinova K.A., Student of department of Region
studies. Southern Federal University
The article is devoted to the potential of social advertising in the values formation of the youth in the South of Russia. The South of Russia is considered to be a multi-national and poly- confessional region, in which there are particular conflicts and contradictions caused by variety of values. The influence of social advertising on hierarchy of young people, values, the formation of their ethnic and civil identity is analyzed and the potential of social advertising for the prevention of xenophobia and promotion of tolerance among young people in the South of
Russia are determined.
Key words: values, youth, social advertising, South of Russia, identity, tolerance,
xenophobia.
УДК 316.6:34.01
О ПУТЯХ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВНЕ
ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Л.П. Федоренко, доцент кафедры истории и
методики ее преподавания Славянского-на-Кубани
государственного педагогического института,
кандидат социологических наук
В статье анализируются механизмы социализации личности, используемые основными институтами. Делается вывод о том, что правовые институты не рационально используют механизмы социализации.
Ключевые слова: социализация личности, механизм социализации, социализационная
норма, коррекция социализации, девиантное поведение.
91

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2 (4) современной науке социализация личности трактуется как процесс усвоения норм и накопления жизненного опыта. В ходе социализации усваиваются моральные, эстетические, религиозные, правовые, традиционные и политические нормы, присущие тому обществу, в котором формируется личность. Если социализация не эффективна, то поведение человека может принимать преступные и другие девиантные формы, характеризующиеся нарушением различных видов норм. Таким образом, социализацию можно оценить как один из важнейших процессов, от успешности которого зависит как благополучие отдельного человека, так и общества в целом, поскольку счастливый человек – это тот, кто комфортно чувствует себя в обществе, то есть тот, кто усвоил все его нормы и овладел типичным для своего возраста ролевым набором. А счастливое общество – это общество, в котором все соблюдают его требования и при этом не испытывают дискомфорта. Попросту говоря, успешность социализации – это основа человеческого счастья. И если кто-то взял бы на себя смелость гарантировать эффективность этого процесса, то он, по сути, гарантировал бы решение всех человеческих проблем. Не случайно важнейшими социальными институтами признаются те, которые наряду с другими функциями выполняют функцию социализации личности: семья, образование, религия, армия, СМИ, государство и право. Причем, воздействие правовых структур предполагает чаще всего коррекцию нежелательной социализации, а при успешной социализации не возникает необходимости использовать правовые структуры в этом процессе. Успешность ресоциализации посредством правовых структур весьма сомнительна – петенциарные учреждения зачастую не исправляют личность, а лишь ограждают общество от ее девиантного поведения на какое-то время.
В
Вероятно, более целесообразно для общества осуществлять основные усилия по коррекции социализации вне правовых структур. Коррекция предполагает приведение процесса к определенной норме.
Согласно утвердившейся сегодня концепции социализационной нормы [1, с. 109], отклонением в процессе социализации следует считать не только игнорирование индивидом социальных норм или невыполнение требуемых от него ролей, но и отсутствие в обществе условий для своевременного полноценного участия в жизни социума, а также отклонения в осуществлении самого процесса передачи норм.
Низкая эффективность процесса, вероятно, объясняется неэффективной коммуникацией, направленной на его осуществление. В связи с этим необходимо оценить эффективность тех коммуникационных действий, с помощью которых нормы передаются от общества к индивиду. Определим их как механизмы социализации. Подобно тому, как для выполнения различных технических операций мастер использует различные инструменты, так и общество использует различные механизмы для осуществления социализации. Подобно тому, как высокое качество любой продукции в значительной мере объясняется правильным использованием необходимых инструментов, так и «качество» личности объясняется правильным использованием социализационных механизмов.
Традиционным механизмом передачи социальных норм является воспитание, которое по одному из многочисленных определений понимается как процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней каких-либо качеств [2, с. 42]. В правовой практике аналогичный инструмент называют побуждением, отличая от понуждения и принуждения [3, с. 335]. Этот инструмент особенно активно используют такие социальные институты, как семья, образование, армия и религия. Хотя не так часто и последовательно, но все же прибегают к воспитанию (побуждению) и другие социальные институты.
Нормы передаются не только в результате целенаправленного разъяснения того, «что такое хорошо и что такое плохо», но еще и примером собственного поведения. Иногда так и говорят «воспитание личным примером», хотя в данном случае речь идет уже не о
92

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2 (4) воспитании в вышеуказанном значении этого слова, а о другом инструменте усвоения норм – об идентификации, понимаемой как отождествление себя с желаемым образцом.
Кроме того, нормы усваиваются и без идентификации или воспитания, а в результате самостоятельного восприятия окружающей реальности, ее осмысления и анализа. Назовем этот механизм усвоения норм «восприятие реальности».
Продолжая аналогию с технологическим процессом, можно предположить, что подобно тому, как при работе с различными материалами следует использовать специально предназначенные для каждого материала инструменты, так и в процессе социализации различных групп индивидов необходимы передающие нормы механизмы, ориентированные на конкретную группу. В качестве критерия, отделяющего одну группу от другой, целесообразно использовать возраст как независящий от социума биологически предопределенный показатель. Таким образом, успешная социализация предполагает правильный выбор социализационного механизма, то есть выбор механизма, соответствующего возрасту индивида. Так, воспитание чаще всего бывает не эффективно в возрасте старше 15 лет. Здесь продуктивно работает идентификация и индивидуальное восприятие реальности.
Обобщение опыта различных социализационных институтов позволяет сделать вывод о том, что на разных возрастных этапах эффективность различных инструментов социализации неодинакова. Примерно до 14 лет наиболее эффективны (то есть результативны для большинства индивидов этой возрастной группы) воспитание и идентификация, 15–30 лет – идентификация и индивидуальное восприятие социальной реальности, старше 30-ти – индивидуальное восприятие социальной реальности.
На практике можно наблюдать, что в формировании личности старшеклассников и даже студентов основная ставка делается именно на воспитание. Также независимо от возраста используют в большей мере именно воспитание (побуждение) петенциарные учреждения правовой структуры, дополняя его принуждением. Вероятно, нежелательные результаты социализации в этом случае объясняются неверным выбором инструмента для передачи норм конкретной возрастной группе. Устранение подобных несоответствий из социальной практики могло бы значительно снизить остроту проблемы отклоняющейся социализации и, как следствие, уменьшить масштабы преступности и девиантного поведения в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения,
социализационная траектория // Социологические исследования. № 1. 2003.
2. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д, 2001.
3. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Бим-Бад Б.М. М., 2002.
WAYS OF CORRECTING SOCIALIZATION
OUTSIDE THE LEGAL SYSTEM
Fedorenko L.P., associated professor of Slavyansky-
na-Kubany state pedagogical institute, PhD in
Sociology
The article analyzes the mechanisms of socialization used by major institutions. The conclusion is that legal institutions are not rationally use the mechanisms of socialization.
Key words: socialization of personality, the mechanism of socialization, correction of
socialization, deviant behavior.
93