Главная страница

Голубева Л.И. - Формирование гражданской позиции школьников. Изучение краеведения в школе способствует решению задач гражданско- патриотического и нравственного воспитания. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины


Скачать 100.43 Kb.
НазваниеИзучение краеведения в школе способствует решению задач гражданско- патриотического и нравственного воспитания. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины
АнкорГолубева Л.И. - Формирование гражданской позиции школьников.pdf
Дата11.05.2018
Размер100.43 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGolubeva_L_I_-_Formirovanie_grazhdanskoy_pozitsii_shkolnikov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#70822
Каталогid150979705

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: oom_pleshakov_2_klass.doc, Zelenye_stranitsy_A_Pleshakov.pdf, anketa_dlya_roditeley.xlsx, uinformatika_goryachev.doc, 1656-Matematika_-2kl_-V-2ch_-Ch_1_Geydman-B_P_-i-dr_2014-112s.pd, roditelyamobuchebnikah.docx, 49426_9d6fcfd26c72681b443d81e1f0a0e2c6.pdf, chtenie_2_klass_goretskiy.doc и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы

32
?????????? ? ??????? «????????»
????????????
???????????
???????
?????????? ??? ?????????? ? ???????
????????-??????????????
???????
«?????»
???????? ?.?., ?????? ??????? ? ??????????????
???? «????? ????????????? ??????? ??»,
. ???????? , ???????? ?? ???
Изучение краеведения в школе способствует решению задач гражданско- патриотического и нравственного воспитания. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности средствами краеведения воспиты- вает думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе. Использование краевед- ческого материала является эффективным способом формирования познаватель- ного интереса на занятиях краеведением, на уроках истории, обществознания,
при проведении внеклассных мероприятий и классных часов. В лицее многие годы осуществляется проект по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар»,
выпускаемого учащимися.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гражданское воспитание, социализация обучающихся, познаватель- ный интерес, краеведение, проектная деятельность, историко-краеведческий журнал.
Studying of local lore in school promotes the solution of problems of civil and Patriotic and moral education. Each person is closely connected with the present, past and future of his homeland. The development of cognitive interest, activity and independence by means of local lore brings up a thinking, harmoniously developed person – a citizen who is able to live fully and creatively in modern society. The use of local lore material is an effective way of forming cognitive interest in local lore studies, history lessons,
social studies, extracurricular activities and classroom hours. In the Lyceum for many years, a project to create a local history magazine «swag», produced by students.
Keywords: civic and Patriotic education, moral education, civic education, socialization of students, cognitive interest, local history, project activity, history and local history journal.
Одним из важнейших условий развития правового демократического обще- ства является воспитание граждан, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокими нравственными качествами,
проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам,
традициям и культуре других народов. Современному обществу нужны образо- ванные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые, хорошо адап-

33
«?????? ?????» ?
3
2018
тируясь в социальной среде, могут самоопределиться, сотрудничать и будут ответственны. Вся система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие нацио- нальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Часть 3 статьи 44 Конституции РФ
устанавливает обязанность каждого «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Решение задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания требует обращения к краеведению в школе. Каждому человеку надо осозна- вать себя и своё место в мире. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. От близкого, знакомого и родного учащийся про- двигается к неизведанному новому, чему ещё только предстоит стать близким и родным. Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельно- сти средствами краеведения воспитывает думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современ- ном обществе. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно- коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследователь- ских и информационных умений, формированию ключевых компетенций,
социализации в обществе.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность лично- сти на процесс познания. Эффективным способом формирования познаватель- ного интереса является использование краеведческого материала не только на уроках краеведения, но и на уроках истории, обществознания, при проведении внеклассных мероприятий и классных часов. Почему именно краеведение?
Преимущества изучения исторического краеведения рассматривались в методической литературе еще в 1930–1950-е годы и могут быть сведены к следующим положениям:
– познание истории родного края и его традиций имеет важное значение для формирования гражданственности и патриотизма, является основой нрав- ственного воспитания личности;
– локальная история представляет учащимся материал из их непосредствен- ного окружения и опыта, посредством чего способствует ознакомлению с мето- дами исторического исследования и помогает формировать историческое сознание;
– локальная история обеспечивает наилучшую основу для активных мето- дов обучения и воспитания.
Потребность в создании журнала возникла в период отсутствия учебников и методических пособий. Слабая познавательная и учебная краеведческая информационная база не позволяла в полной мере качественно осуществлять запросы учителей и учащихся. Так появилась настоятельная потребность

34
?????????? ? ??????? «????????»
ввести инновационные методы в развитие краеведения. Для этого в лицее был разработан проект по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар».
Была поставлена цель: формирование гражданской позиции и развитие творческого потенциала лицеистов как факторов их успешной социализации.
Были определены следующие задачи:
– изучить существующие теоретические исследования и практические раз- работки по вопросу краеведения в школе с использованием информационно- компьютерных технологий;
– вовлечь лицеистов во внеурочную проектную деятельность посредством создания журнала «Хабар»;
– привить учащимся навыки исследовательской деятельности с использо- ванием компьютерных технологий;
– обучить поиску, отбору и критической оценке информации;
– развивать умения пользоваться различными видами каталогов и поиско- вых систем Интернета.
Краеведческая работа издавна являлась важной составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Краеведение стало необходимым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражаю- щим своеобразие края. Составляя программу проекта, важно не упустить два момента: органичное единство истории края и его частей с историей страны и особенности исторического развития собственного края.
Учащиеся создают свой информационный продукт для журнала«Хабар».
В создании журнала «Хабар» были задействованы от 20 до 25 учащихся 5–11-х классов. Это постоянные журналисты, которые, как правило, придя в журнал,
не бросают свою сложную, но интересную работу. Находятся и желающие по- участвовать в создании отдельного номера – опубликовать свои стихотворения,
впечатления об экскурсии, о родственниках-ветеранах, о городе. Словом, в вы- пуске каждого номера участвует достаточно большое количество школьников.
Периодичность издания: два раза в год. Каждый выход журнала сопровожда- ется его интересной презентацией для всех лицеистов. Презентация номера –
это целое торжество: в лицей приглашаются гости, готовятся тематические номера художественной самодеятельности, вручаются подарки.
Применение исследовательского метода в создании краеведческого журнала
«Хабар» вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты,
формирует стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. Велика роль руководителей в процессе организации деятельности обучающихся. Педагоги должны быть подготовлены к организа- ции исследовательской работы, должны владеть методикой, уметь заинтересо- вать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.

35
«?????? ?????» ?
3
2018
Поисковая исследовательская работа проходит в несколько этапов.
1. Выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта краеведческого исследования зависит многое. Тема должна быть для ребят интересна и посильна. Кроме того, необходимо заранее оценить наличие и до- ступность необходимых источников сбора информации.
2. Определение цели и задач исследования. На этом этапе важно определить направления работы, область краеведческого поиска и пути сбора информации.
3. Сбор материала. Эта работа ведётся по разным направлениям и с исполь- зованием разных источников информации.
4. Анализ и систематизация собранного материала, составление целостной картины проделанной работы.
5. Оформление материалов и их презентация.
История родного края, как и вся история в целом, имеет много увлекатель- ных страниц, но не все они могут быть с достаточной полнотой раскрыты на уроках и во внеклассной работе. Учитывая это, мы стараемся предлагать такие темы, работа над которыми поможет сначала узнать неизвестные факты, изу- чить историю ранее неизвестных событий, а затем рассказать об этом другим.
В журнале освещаются исторические события, происходившие на Дальнем
Востоке, выявляется связь прошлого, настоящего и будущего. В рамках выбран- ной темы проводятся исследования жизни и деятельности людей, которые внесли большой вклад в развитие нашего города и всего Дальнего Востока.
Мы изучили материалы по следующим темам и представили их в журнале:
1. Территория Хабаровского края в глубокой древности. Археологические и письменные сведения о крае.
2. Исследование и освоение Дальнего Востока:
– экспедиция Москвитина к берегам Тихого океана;
– поход С.И. Дежнева на Чукотку;
– поход Е.П. Хабарова на Амур;
– экспедиции Г.И. Невельского.
3. Люди, внесшие большой вклад в становление и развитие города Хаба- ровска:
– М.П. Тихменёв, первый почётный гражданин города Хабаровска;
– В.П. Сысоев – учёный, краевед, писатель;
– Ю.Я. Владимиров – известный на Дальнем Востоке музыкант;
– А.Н. Корф музыкант первый генерал-губернатор Приамурья;
– …
4. Гражданская война на Дальнем Востоке:
– А.В. Колчак музыкант морской офицер и исследователь Арктики;
– Д.И. Бойко-Павлов музыкант руководитель партизанского движения в Приамурье;

36
?????????? ? ??????? «????????»
– Волочаевская битва;
– В.К. Блюхер;
– С.М. Серышев.;
– …
5. Культурное наследие:
– культура народов Приамурья;
– архитектура города Хабаровска;
– музыкальная жизнь города Хабаровска;
– музеи города Хабаровска;
– литературная жизнь города Хабаровска.
6. Дальний Восток в Великой Отечественной войне:
– на боевом посту;
– дальневосточники в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войне;
– коренные народы Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны;
– история Дальневосточного военного округа;
– дальневосточники – участники локальных войн.
7. Природа Дальнего Востока глазами учёных.
8. История строительства храмов на Дальнем Востоке.
9. История печатных СМИ в городе Хабаровске.
10. История телерадиовещания на Дальнем Востоке.
11. Россия и Китай: история отношений.
12. Развитие и становление образования на Дальнем Востоке.
13. История развития театров в Хабаровском крае.
14. Россия и Япония: история отношений.
Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся, необходимо не только разнообразить методы и приёмы работы, сочетать теоретические и практи- ческие занятия и умело их чередовать. Выбор форм и методов краеведческой работы – важная организационная задача. В лицее проводятся следующие исследования:
– изучение фактов или событий по документам архивов, экспонатам музеев,
первоисточникам;
– поиск непосредственных участников или свидетелей различных истори- ческих событий с целью встречи с ними и сбора интересных данных;
– фотографирование и видеосъёмка мест исторических событий;
– обработка писем, воспоминаний, документов, фотографий, рассказов, за- писанных и полученных во время встреч со старожилами, сопоставление полу- ченного материала с архивными документами и литературными источниками.

37
«?????? ?????» ?
3
2018
Проектная деятельность учащихся по созданию историко-краеведческого журнала«Хабар» выступает как средство развития умения и навыков индивиду- ального и коллективного труда, в том числе творческого. Журнал «Хабар» как проектная модель может функционировать во всех школах, где будут созданы необходимые условия:
– наличие команды единомышленников, заинтересованных в издании соб- ственного краеведческого журнала;
– техническое оснащение: компьютер, принтер, ксерокс, сканер, ламинатор,
брошюровщик, цифровой фотоаппарат;
– программа «Adobe In Design CS2» и специалисты, работающие в этой программе;
– выход в Интернет.
В нашем лицее созданы определённые условия для функционирования данной модели: в библиотеке есть четыре компьютера, объединенные локаль- ной сетью с подключением к Интернету, принтер, ксерокс, ламинатор, брошю- ровщик, мультимедийные устройства, сканеры, цифровые фотоаппараты. Нами используются локальные и глобальные сети и программные средства, наличие нормативно-правовой базы, единой информационной сети (через Интернет,
собственную локальную сеть), инновационных разработок и проектов на осно- ве электронной версии, каталог методической литературы. Мы взаимодей- ствуем с разными организациями на основе договорных отношений между субъектами.
В процессе работы над школьным журналом учащиеся расширяют свои познания в области литературы и истории России, всеобщей истории и русского языка, учатся ёмко и точно выражать свои мысли, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других. Всё это позволяет вырабатывать у ребят такие качества, как ответственность, организованность, самодисциплина, что,
несомненно, положительно отражается на успеваемости ученика.
Я думаю, что участие в работе над проектами научит ребят творчески мыслить и не бояться смелых, нестандартных решений. Все эти качества совер- шенно необходимы любому человеку, ориентированному на карьеру и достиже- ние социального статуса. Он просто обязан уметь находить нужную информа- цию, анализировать её, успешно применять в своей профессиональной и повседневной деятельности.
Начинать учить этим умениям нужно со школьной скамьи. Использование информационных технологий благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала лицеистов.
Проектная деятельность по созданию краеведческого журнала «Хабар»
помогает учащимся лучше узнать отечественную историю, воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну.

перейти в каталог файлов
связь с админом