Главная страница
qrcode

ДИПЛОМ. ИТОГ.. Изучение особенностей развития личности в пожилом возрасте


Скачать 496,79 Kb.
НазваниеИзучение особенностей развития личности в пожилом возрасте
Дата27.06.2020
Размер496,79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДИПЛОМ. ИТОГ..docx
ТипДиплом
#112011
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра педагогики и психологии

Специализация педагог-психолог

Допущена к защите

«___»_______________2012 г.

зав. каф._________Зорилова Л.С.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Студентки 5 курса, группы 03523

Куркулина Анна Андреевна

Научный руководитель:

кандидат пед. наук, профессор

Спинжар Наталья Федоровна

Диплом защищен: протокол ГАК №______от «___»_______________2012г.

С оценкой_________________________

Москва 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………………………………………………………………..7

1.1. Личность пожилого человека: типология и стратегии приспособления ………………….……………………………………………………….………...7
Особенности развития личности в пожилом возрасте………………...17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………………….……47

2.1. Построение комплексной программы изучения личности в пожилом возрасте…………………………………………………………………………..47

2.2. Результаты изучения развития личности в пожилом возрасте и направления коррекции ……………………………………………….……….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………91

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….96

1. Программа государственной поддержки развития личности в пожилом возрасте………………………………………………………………………..96

2. Методика 20 определений М. Куна и Т. Макпартленда………………102

3. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия………………………………103

4. Проективный рисуночный тест «Дерево»………………………………….104

5. Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж. Нюттена)……………………………………………………………………………….108

6. Методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия……………………………………..109

7. Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера…………………………………………………………………………….110

8. Таблицы……………………………………………………………………………..113

Введение

заключается в том, что проблема исследования психических возможностей в пожилом и старческом возрасте продолжает оставаться одной из важных в психологии. Данный этап человеческой жизни традиционно воспринимается с точки зрения ущербности, распада, потери возможностей. Речь идет об укоренившемся в общественном сознании представлении о пожилом человеке как об ущербном в отношении интеллектуальных возможностей, усвоения новой информации, готовности к обучению и переобучению. «Пожилой» в словаре С.И. Ожегова – начинающий стареть человек. Принятие старости, как процесса непрекращающегося развития личности, которое продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте, способствует социально-культурному и личностному развитию человека. Даже если человек в позднем возрасте обременён множественными заболеваниями, сталкивается с потерями, зависимостью от других, то развитие прерывается только в случае серьёзных когнитивных нарушений, вызванных деменцией разного рода, ведущих к разрушению личности. И.И.Мечников в своей работе «Этюды оптимизма». М., 1987 [1] и А. А. Богомолец в работе «Задачи экспериментальной медицины в борьбе с преждевременным старением»[2] отмечали, что в связи с проблемой продления жизни человека рассматриваются не только биологические и медицинские, но и сугубо социальные вопросы. А. А. Богомолец [1938] писал, например, о том, как люди должны вести себя по отношению друг к другу, чтобы дольше сохранить полноценную жизнь. Однако только в конце сороковых годов [прошлого] столетия социальные проблемы старения стали рассматриваться советскими учеными-геронтологами как самостоятельные. Инициатива выделения из области геронтологии социального аспекта принадлежит в нашей стране не социологам, как за рубежом, а гигиенистам и гериатрам. Среди гигиенистов в указанном направлении одним из первых начал вести работу 3. Г. Френкель[3]. Его книга «Удлинение жизни и деятельная старость» [1949] приобрела большую популярность и способствовала развитию специального направления в геронтологии. Основная мысль 3. Г. Френкеля, которую он развивал и в других работах, состоит в том, чтобы привлекать к производительному труду старых людей, не страдающих болезнями, препятствующими трудовой деятельности, с учетом физиологических возможностей стареющего организма и принимая во внимание то обстоятельство, что одним из самых главных условий поддержания ритма во всей жизни человека является его общее состояние, которое во многом определяется сознанием и направленностью твердой воли человека. Это, по мнению З.Г.Френкеля, достигается участием в коллективном общественно полезном труде. Он возглавил исследования, проводившиеся в ЛИЭТИНе гериатрами М. И. Хвиливицкой и ее сотрудниками Никитиной К. И., Магарил М. Ю, описанные в работе «Особенности клинических проявлений гипертонической болезни в пожилом и престарелом возрасте» [1960], [4].

Совершенно очевидно, что выбранная тема позволит увидеть развитие различных сторон личности в пожилом возрасте. Чаще обращает внимание на интеллектуальное развитие личности, что выступает в качестве одного из факторов, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. Но, по мнению ряда ученых, в условиях интеллектуальной активности, любознательности, интереса к общению, желание познавать и двигаться вперёд заметно замедляют процесс старения, препятствуют ему. Кроме того, исследования учёных Б.Г. Ананьева («Избранные психологические труды») [5], Н.Ф. Шахматова ( «Психическое старение: счастливое и болезненное»)[6], Н. В. Зоткина («Физиологические изменения, связанные с нормальным старением, и работа с пожилыми людьми») [7] в области психологии и медицины показали, что активные люди пожилого возраста реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, практически не жалуются на нарушения памяти и живут (в среднем) дольше, чем их сверстники, ведущие менее активный образ жизни. И это не удивительно: работа даёт им социальный статус, расширяет круг общения, является источником положительных эмоций, новых знаний и ощущения собственной значимости. Также невероятно важно психологическое состояние человека. Чем дольше замедляется старение, тем больше человек уверен в себе, чувствует, что нужен людям, способен помочь другим, говоря проще, тем больше человек любит жизнь. Таким образом, изучить и показать возможности личности в пожилом возрасте одна из первостепенных проблем современного общества.

Цель исследования состояла в изучении особенности развития личности пожилого человека на основе комплексной программы и определение наиболее значимых направлений развития. Объектом исследования явился пожилой возраст. Предметом исследования явился процесс изучения особенностей развития личности (самосознания, мотивационно-потребностной, интеллектульной и эмоциональных сфер) пожилых людей, в условиях дома-интерната. Гипотеза исследования состояла в том, что работа с пожилыми людьми в условиях домов-интернатов будет эффективной, если систематически и последовательно осуществляется изучение развития личности пожилых людей на основе комплексной программы, включающей методики выявления особенностей различных ее сфер (интеллектуальной, эмоциональной, а также Я-концепции, ценностной и потребностно-мотивационной) и адресного использования форм социокультурной деятельности.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме развития личности пожилого возраста в отечественной и зарубежной науке.
  • Уточнить типологию личности и развития людей пожилого возраста.
  • Определить комплексную программу изучения личности пожилого человека.
  • Проанализировать условия развития личности в интернате для пожилых людей.
  • Определить методы изучения развития личности человека на поздних этапах онтогенеза: выраженность Я-образа, процессы памяти, тип локализации контроля, особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности
  • Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации пожилого человека.
    Методы исследования:

    Для уточнения актуальных направлений развития человека пожилого возраста нами использовались - метод беседы, наблюдения, экспертного опроса специалистов интерната; методика 10 определений М. и Т. Макпартленда (тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией); рисуночный тест «Дерево» (цель методики: выявление индивидуально – типологических особенностей человека); методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия (экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека); методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания (методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения); методика незаконченных предложений на основе методики Дж.Нюттена) для изучения мотивационно-потребностного компонента личности; методика «Когнитивная ориентация (локус контроля) (Дж. Роттер) для выявления направленности личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

    1.1. Личность пожилого человека: типология и стратегии развития
    Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Нет однозначного определения термина «личность» в отечественной и зарубежной литературе. С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. К. Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Г. Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Э. Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации. Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. Во второй половине XIX - XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие. Среди них можно выделить психодинамическую теорию Фрейда; индивидуальную психологию Адлера; аналитическю психологию Юнга; психосоциальную теория Эриксона; теория черт личности Олпорта; структурную теорию черт личности Кеттелла; теория типов личности Айзенка; бихевиористическую теорию Скиннера; теорию социального научения Роттера; социально - когнитивную теорию Бандуры; когнитивная теорию Келли; гуманистическую теорию Маслоу; феноменологическая теорию Роджерса и другие. У каждого из авторов этих теорий свое представление о личности и ее составляющих. Лишь немногие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности. Личность на поздних этапах онтогенеза, с одной стороны, характеризуется общими возрастными особенностями пожилых и старых людей, с другой стороны, в старости индивидуальные черты личности становятся более яркими и выпуклыми. В настоящее время общепризнанно, что старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (С.Г.Максимова [8],[9], И.Кемпер [10], Ю.Б.Тарнавский [11], О.В.Краснова [12] и др.). Ученые-геронтологи С.Г.Максимова, И.Кемпер, О.В.Краснова, Ю.Б.Тарнавский в работе «Чтобы осень была золотой. Как сохранить психическое здоровье в старости. М., 1988» выделяют несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. В пятидесятых годах [XX века] появились исследования московских гигиенистов и гериатров, среди которых наиболее известны работы В.С.Лукьянова (1954) [13] и других. Исследования М.А. Александровой [14], [15], М. А. Холодной, Н. Б. Маньковского [16] выявили определённые механизмы, задействованные в процессе старения клеток мозга. В частности, Б.Г. Ананьев [1969] отмечал, что развитие интеллекта, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека - огромная сила, противостоящая инволюционным процессам. Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, необходимо, прежде всего, отметить, что, несмотря на многочисленные интерпретации его сути, практически все ученые (Э.Эриксон [17], В.Франкл [18] и др.) сходятся во мнении о том, что он связан с оценкой ценности и смысла прожитой жизни. Это осмысление, подведение итогов прожитой жизни и, в определенной степени, попытка в оставшееся время что-то изменить или компенсировать. Таким образом, кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и подростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет ее перспективы, кризис пожилого возраста - это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы - бессмысленны. Недаром Э. Эриксон назвал этот кризис «цельность личности - отчаяние». Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической - самоощущением человека своего места в возрастной структуре; социальная старость определяется уровнем старения населения в целом (то есть, чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости). могут не совпадать между собой. В соответствии с классификацией Европейского бюро ВОЗ старение, то есть пожилой возраст, длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость, то есть преклонный возраст, а период старше 90 лет - долгожительство или старчество. Но это лишь градация биологического возраста. Поэтому психологический аспект старения М.Д.Александрова [19] рассматривает применительно к сенсорно-перцептивной и интеллектуальной сферам, к характеристикам личности, динамике творческой продуктивности. Кроме того, по мнению других авторов, при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально-экономический «порог» - уход на пенсию, изменение источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей. Отмечаются наиболее заметные физиологические изменения в старости. Одним из наиболее ярких изменений, происходящих во время старения, является замедление реакций. Оно связано с повышением порога возбуждения в нервных клетках и волокнах, замедлением проводимости возбуждения, снижением активирующих и тонизирующих влияний отдельных нейрофизиологических систем в организме и другими причинами. В процессах замедления реакций играют роль и психологические факторы - настроение, установка человека на выполнение задания, неожиданность или ожидаемость решаемой задачи, её диапазон и сложность. Так, при предъявлении большого ряда заданий на двигательные действия или запоминание старые люди справляются с ними хуже, чем при решении простых задач. При ограничении времени на выполнение заданий молодые начинают выигрывать. Но если не было ограничения во времени, то при выполнении психологических тестов пожилые люди не уступали молодым по характеру действий и по уровню интеллекта. Проводились эксперименты [6] с обучением пожилых людей электронным играм, в которых для выигрыша требовались быстрота реакций и сообразительность. В конце обучения устраивали их соревнование с детьми. В большинстве случаев пожилые люди выигрывали: хотя рефлекторные реакции у детей были быстрее, пожилые игроки имели преимущества в стратегии. Здесь злейшим врагом для них было нервное напряжение, но если им удавалось расслабиться, они чаще выигрывали. Этот эксперимент показал, что скорость реакций для умственных действий несущественна. Резко ухудшают качество выполнения задания и усиливают замедленность поведения пониженное настроение, отрицательная установка или незаинтересованность. И напротив, наличие положительного опыта в предлагаемом задании облегчает его выполнение. Поддержание тренированности в какой-либо разновидности труда и профессиональных навыков способствует сохранению на достаточно высоком уровне памяти, способности к счетным операциям, различным манипуляциям, требующим тонкого ручного труда и др., хотя скорость их выполнения в целом снижается. Таким образом, замедленность реакций как одно из основополагающих свойств старения психики зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов - нервных, психологических, социальных. Его эволюционный смысл, по-видимому, заключается в адаптации к происходящим изменениям в организме. Пожилые люди часто пытаются бороться с замедленностью реакций. Необходимо рекомендовать им при планировании дня отводить больше времени для выполнения той или иной работы и избегать ситуаций, где приходится спешить. В старости ухудшается работа органов чувств - слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания, что влечет за собой изменения психологические. Так, например, с понижением слуха у человека закономерно возрастает чувство настороженности, но главное, чтобы оно не переросло в подозрительность и недоверчивость, «когда каждое слово окружающих становится поводом для тревоги и беспокойства. Пожилым людям рекомендуют обычно выяснить, нет ли у них хотя бы незначительных возрастных изменений в органах чувств. Если есть, то необходимо принять соответствующие меры для их корректировки, например, прибегать к помощи очков, лупы, слухового аппарата. Рекомендуется садиться поближе к собеседнику и экрану теле­визора, без стеснения просить повторить сказанное, наклонять ухо ко рту собеседника. Также происходит сужение поля внимания и усиливается чувствительность к посторонним помехам. Это делает людей более рассеянными, они больше отвлекаются на несущественное при выполнении какой-либо деятельности. Здесь тоже не надо торопиться в работе, по возможности нужно устраивать больше перерывов. Как следствие этих особенностей, возникают трудности при совмещении нескольких дел. Пожилым людям рекомендуется концентрировать внимание только на одном деле, тогда они лучше справляются с ним. При наличии нескольких срочных дел необходимо установить их последовательность и выполнять по порядку. Если заняты важным делом, необходимо устроиться так, чтобы никто не мешал, и не торопиться [20]. В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни «в чистом виде» психологические типы встречаются редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы. А. Толстых в своей работе «Возрасты жизни» [21] отмечает, что в старости происходит изменение личности, и картина измерений чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств, которые редко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения различных типологий старости. И. Кон [22] приводит свою классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена. Первый тип – активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов. Четвертый тип – люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.
    Все эти 4 типа старости
    Разработкой типологии старения занимались и зарубежные психологи. Ф. Гизе предложил 3 типа стариков и старости: Старик - негативный, отрицающий у себя какие либо признаки старости. Старик экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменения положения в семье). Интравертированный тип, остро переживающий процесс старения. Появляется тупость по отношению к новым интересам, оживления воспоминаний о прошлом, ослабление эмоций, стремление к покою.

    Английский ученый Д.Б Бромлей [25] предлагает пять стратегий приспособления в старом возрасте. Эти пять типов выделены в результате исследования сорока хорошо адаптированных и тридцати плохо адаптированных субъектов.

    1. Конструктивная стратегия. Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут, и могут еще, сексуально активны.

    2. "Зависимый тип". Вторая стратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность.

    3. "Оборонительный тип". Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках любят быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично, они не видят преимуществ, в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность "через силу" постоянная подпитка внешними действиями.

    4."Враждебнный". Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда переносом этого отношения на весь мир.

    5. Самоненавидящий. Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и призирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают, факты старения, но они не завидуют, молодым, они не бунтуют, против собственной старости лишь безропотно принимают, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий. Все представленные здесь основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого возраста.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом