Главная страница

Картотека-игр-по-патриотическому-воспитанию. Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеКартотека дидактических игр по нравственно- патриотическому
АнкорКартотека-игр-по-патриотическому-воспитанию.pdf
Дата07.02.2018
Размер0.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKartoteka-igr-po-patrioticheskomu-vospitaniyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#63441
Каталогid155586906

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: Vospitnie_igroy_V_Abramenkova.pdf, Strana_chudesnykh_slov_T_A_Antropova_G_A_Mareeva.pdf, ДЕРКУНСКАЯ проектная деятельност дошкольников.docx, Razvitie_igrovoy_deyatelnosti_Vtoraya_mladshaya_gruppa.pdf, Картотека прогулок 3-4 года.doc, Картотека прогулок - осень.doc, Секреты логопеда в индивидуальной работе по постановке и автомат, V_I_Seleverstov_Rechevye_igry_s_detmii.pdf и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы

Картотека
дидактических игр
по нравственно-
патриотическому
воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города
Гусь-Хрустальный, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д.
.Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада
.По плану дети ориентируются в пространстве
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому…»

«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:.
иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Гусь-Хрустальный.
Материал: иллюстраций, фотографий города Гусь-
Хрустальный и Владимирской области
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«
Поиски добрых слов» .»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова
«
Путешествие по маршруту
добрых чувств, поступков, дел и
отношений».»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

« Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области
,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
« Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области
,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найти флаг России, г. Гусь-
Хрустальный Владимирской
области»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области
,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Найти герб России, города
Белогорск, Амурской области»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области
,областного центра) , что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных гербов
Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.
Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам
(женщинам) и мальчикам
(мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине
.

«Путешествие по городу Гусь-
Хрустальному»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин В.В., Шойгу
С. К., Медведев Д. А.)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта».
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры:дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране
живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец
Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец, африка-африканец…..
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.
Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают,
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края.
Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«Путешествие по планете
Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы
(используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду
(океаны, моря, реки), сушу
(горы, равнины, леса, пустыни).
Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные
(береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности
Материал : «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений
,дети называют
.Воспитатель рассказывает о них
«Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями.
Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира
.Рассказывает о них

«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека
Ход игры: стекло- стеклянный,
Камень-каменный…..
«Жилое – Нежилое»
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение
Дом - жилой, магазин –
нежилой…..
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова .знакомить с разными именами .
Материал:
Ход игры: Миша- Мишенька,
Даша- Дашенька, Дашуля….
« Я люблю… »
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Материал:-.
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

« Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Материал
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.
Материал:
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«
Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель
показывает картинку с изображением предметов народных промысел
Дети называют
«Как найти дорожку в детский
сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу.
Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности
(микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

«Птицы нашего города(края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать .
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом
«Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Богатства недр земли».
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли
Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку
(природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения
(применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность.
Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«На суше, в небе, по воде, под
водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«На суше, в небе, по воде, под
водой (животный мир )»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Отгадывание и толкование
загадок об (Армии, солдатах,
Родине, растительном и
животном мире)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему
Материал: загадки и картинки с отгадками
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
«Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д
«Составь семейку
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители,
родственник, родинка
Герой - геройский, героический,
героизм...
Защита - защитник, защищать,
"Кому что нужно для работы?"
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь, логическое мышление память
.Закреплять знания о профессиях людей.
Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару - поварешка.

«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей
Мышление
Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции
ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции»
(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
"Кто что делает?«
Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память
Материал : карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Повар - варит,
жарит и т. д.

«Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о человеке , знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру .
Материал : картины и изображения человека(мужчины и женщины
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
«Волшебные слова»
Цель: вызывать желание следовать тому,, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
Материал : картины и изображения людей
Ход игры: злые- добрые, больные
– здоровые….
«Особенности жизни в
современном городе»
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.,
Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми
Ход игры:
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
«
Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа.
Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

«
И я..»
Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. .
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смысду.
Я пришла в магазин…Там очень
много товара, я решила купить
себе кофточку, а платить не
стала…..
«
Путешествие в страну часов.»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов
Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. .
Материал: часы , картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам,
, затем изобрели часы…..
«
Какой подарок (букет) ты
хотел бы подарить маме,
бабушке,….
Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки
, как их следует
Преподносить и когда..
«
Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках,
(народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Литература
1. Альбедиль М.Ф. Народы мира.
Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия
К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду
М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах,
1996.
5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н.
1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
7. Линкольн. М.
Первооткрыватели. Путешествия.
Космос. — М: Рос-мэнД997.
8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. -
М: Терра,1997.
9. Помни род свой. - Тольятти: 13..
Серия «Что есть что». Время.
Флаги. - Слово, 1990.
10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993.
11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду
М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития
«
Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

перейти в каталог файлов
связь с админом