Главная страница

Развитие речи у детей 3-4 лет. Л.Н. Смирнова. Конкурса Учитель года


Скачать 370,5 Kb.
НазваниеКонкурса Учитель года
АнкорРазвитие речи у детей 3-4 лет. Л.Н. Смирнова.doc
Дата16.02.2018
Размер370,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи у детей 3-4 лет. Л.Н. Смирнова.doc
ТипКонкурс
#64465
страница1 из 4
Каталогid67443860

С этим файлом связано 46 файл(ов). Среди них: Развиваем фонематическое восприятие. Старшая группа. Н.М. Мироно, Zatulina_Razvitie_rechi_Vtoraya_ml_gr_dsvs_pdf.pdf, Zatulina_Pervaya_mladshaya_gruppa_dsvs.pdf, Igry-experementy_s_doshkolnikami_V_A_Derkunskaya_A_A_Oshkina.pdf, Neizvedannoe_ryadom_Opyty_i_experimenty_O_V_Dybina_i_dr.pdf, Rebenok_v_mire_poiska_O_V_Dybina.pdf, 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет. Куражева Н.Ю..d, 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет. Куражева Н.Ю..d, Zayka_idet_v_sadik_Problemy_adaptatsii.pdf и ещё 36 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4




ББК 74.102

Смирнова Людмила Николаевна —

логопед-дефектолог высшей категории с 30-летним стажем. Победитель конкурса «Учитель года» СЗАО г. Москвы в 1992 г. Награждена медалью

«В память 850-летия Москвы» за достижения в работе. Отличник народного просвещения. Вторая специальность — учитель русского языка и литературы. Опыт заведующей детским садом. Автор книг и научных публикаций по логопедии.

Овчинников Станислав Николаевич —

окончил педиатрический факультет Российского государственного медицинского университета. Кандидат медицинских наук. Автор научных публикаций и книг по педиатрии.

Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н.

Развитие речи у детей 3—4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.

Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 3—4 лет. Оно так­же может быть полезно и родителям.

В книге содержится речевой материал, который состоит из 30 те­матических циклов, способствующих обогащению словарного запа­са детей, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.

18ВМ 978-5-86775-683-3

© Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н., 2009 © «Мозаика-Синтез», 2009

Предисловие

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с деть­ми 3—4 лет.

Возраст 3—4 года — это благоприятный период для разви­тия речи ребенка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка.

Для того чтобы словарь ребенка пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

• много говорить самому;

• следить за темпом речи (речь педагога должна быть нето­ропливой, размеренной);

• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смот­реть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

• не прерывать ребенка («Хватит, я все поняла!»), стараться выслушать его до конца;

• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;

• не ругать ребенка в присутствии других детей. Предлагаемый в пособии материал является результатом

многолетнего творческого труда авторов. Он был опробован в ходе работы с детьми и доказал свою эффективность. Он способствует:

• обогащению словарного запаса детей;

• формированию грамматического строя речи;

• развитию связной речи.

С детьми 3—4 лет проводится одно занятие в неделю продолжительностью 15 минут. Если педагог что-то не успел в течение занятия или считает необходимым повторить некоторые упражнения, он может использовать речевой мате­риал не только во время специальных занятий, но и в ходе ре­жимных моментов (перед завтраком, обедом, во время прогул­ки, свободных игр детей и т.д.), что позволит избежать пере­грузки детей.

Желаем вам творческих успехов!
Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить использо­вать в речи сложносочиненные предложения, существитель­ные в родительном падеже множественного числа. Способст­вовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Игрушки.

Ход занятия

«Где живут игрушки?» Воспитатель вместе с детьми рассма­тривает игрушки в группе и читает четверостишие (2 раза).

Здесь живут игрушки:

Пирамидки, пушки,

Куколки, машинки,

Кубики, картинки.

Затем педагог задает детям вопросы, на которые они долж­ны ответить полными предложениями. При необходимости воспитатель оказывает помощь.

— Какие игрушки перечислены в стихотворении?

— Какие еще игрушки вы видели?

— Кто сделал игрушки?

— Из чего сделаны игрушки? (Из резины, пластмассы, дере­ва, железа.)

«Каких игрушек много?» Воспитатель по очереди показыва­ет детям разные группы игрушек и спрашивает: «Каких игру­шек у нас много?» Малыши отвечают: «У нас много кубиков (матрешек, машин, кукол...)». Педагог помогает детям пра­вильно сформулировать предложения, выделяя голосом и ар­тикуляцией окончания существительных во множественном числе.

«Большая — маленькая». На столе перед детьми выставлены пары игрушек: большие и маленькие. Воспитатель предлагает назвать игрушки и определить их размер (хоровые и индиви­дуальные ответы): «Эта матрешка большая, а эта матрешка по­меньше. Эта машина большая, а эта машина поменьше. Эта кукла большая, а эта кукла поменьше. Этот кубик большой, а этот кубик поменьше».

«Мы к игрушкам прибежали». Воспитатель читает стихотво­рение и вместе с детьми выполняет соответствующие движе­ния. Игра проводится 2 раза и закрепляется в последующие дни.

Мы по кругу побежали

И к игрушкам прибежали:

На игрушки посмотрели

И на корточки мы сели.

На коленочки мы встали

И с игрушками играли.

Затем воспитатель раздает детям игрушки и спрашивает каждого ребенка, кто с какой игрушкой играет. Дети дают от­веты полными предложениями: «Я играю с матрешкой (с кук­лой, машиной, кубиком, мячиком)» и т. д.
Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)

Цели. Развивать навыки связной речи. Способствовать сен­сорному развитию. Учить детей называть основные части пред­метов, их особенности. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать первоначальные навыки слогового анализа.

Наглядный материал. Кукла и машина.

Ход занятия

«К нам приехала машина». Воспитатель демонстрирует де­тям куклу, сидящую в машине, и два раза читает четверости­шие:

К нам приехала машина, А в ней кукла Валентина, Валя, Валенька, Валюшка, Очень милая игрушка.

«Кукла похожа на девочку? — спрашивает воспитатель. — Чем кукла отличается от девочки? (Маленькая — большая, жи­вая — неживая.) У девочки щеки, а у куклы... (щечки). У девоч­ки брови, а у куклы... (бровки). У девочки ресницы, а у куклы... (реснички). У девочки волосы, а у куклы... (волосики). У девоч­ки пальцы, а у куклы... (пальчики). Во что одета кукла?»

Воспитатель еще раз читает четверостишие и предлагает де­тям вместе рассказать о кукле.

Далее проводится аналогичная работа по составлению рас­сказа о машине: «Кто сделал машину? Из чего она сделана? Что есть у машины? (Мотор, кузов, кабина, колеса...) Сколько колес у машины? (Четыре колеса.) Эта машина какая? (Грузо­вая.) Для чего нужна грузовая машина?» и т. д.

«Спрячем слова в ладошки». Воспитатель хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названии той или иной игрушки. Дети повторяют действия педагога («прячут слова в ладошки»).

«Играем с куклой». Воспитатель произносит рифмовки и сопровождает свою речь соответствующими действиями. Дети повторяют движения и рифмовки.

С куклой Валей мы играем,

Куклу Валю мы качаем.

С куклой Валей мы играем

И в машину мы сажаем.

С куклой Валей мы играем

И в машине мы катаем.

С куклой Валей мы играем,

Из машины вынимаем.
Чем лучше развита речь, тем лучше развивается мышление ребенка.

Л. С. Выготский

Тематический цикл «Осень» (третья неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить вниматель­но рассматривать сюжетные картинки («Осень»), отмечать де­тали. Способствовать усвоению слов-антонимов; сенсорному развитию, слуховому восприятию.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Осень», осенние листья.

Ход занятия

«За окошко посмотри». Воспитатель предлагает детям по­смотреть в окно. Затем читает стихотворение:

Раз-два-три, раз-два-три! За окошко посмотри: Наступила осень. Ветер листья носит, Ветер их срывает, На землю бросает.

Воспитатель повторяет стихотворение вместе с детьми по строчкам. Затем рассказывает: «Совсем недавно было лето. Было жарко, все ходили в шортах и майках, а сейчас наступи­ла осень. Стало прохладно, начались дожди, подул холодный ветер. Листья на деревьях пожелтели. Их срывает ветер, и они падают на землю. На улице листопад».

Затем педагог просит детей рассказать о том, что бывает осенью (признаки осени).

«Дуем на листок». Воспитатель раздает детям листья, со­бранные на прогулке, и предлагает подуть на них. Действия детей он сопровождает словами:

Дуем, дуем на листок, Получился ветерок.

«Угадай слово». Воспитатель вместе с детьми рассматривает сюжетную картинку и называет признаки осени. Затем пред­лагает малышам закончить фразы:

Летом солнышко сильно греет, а осенью... (слабо).

Летом ветер теплый, а осенью... (холодный).

Летом листья зеленые, а осенью... (желтые, красные).

Летом травка растет, а осенью... (вянет).

Летом на улице жарко, а осенью... (прохладно).

«Сравним листочки». Воспитатель показывает детям три осенних листа, разных по величине, и просит сравнить их. Пе­дагог выслушивает высказывания малышей и обобщает их: «Этот лист большой, этот лист поменьше, а этот маленький». Дети хором и индивидуально повторяют фразу.

«Проговори чистоговорки». Воспитатель предлагает детям повторить следующий чистоговорки (упражнение на развитие слухового восприятия):

У_у_у _ я на улицу ПОЙДУ

У-у-У

я листочек найду.

у_у_у _ я листочек принесу.
Тематический цикл «Деревья» (четвертая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы. Формировать умение согласовывать числитель­ные с существительными. Способствовать сенсорному раз­витию.

Наглядный материал. Картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок; осенние листья.

Ход занятия

«За окошко посмотри». Воспитатель предлагает детям по­смотреть в окно:

Раз-два-три, раз-два-три, За окошко посмотри: Там деревья стоят, Украшают детский сад!

Далее воспитатель проводит с детьми беседу:

— Деревья большие или маленькие?

— Чего много на деревьях? (Листочков.)

— На чем растут листочки?

— Ствол у дерева толстый или тонкий?

— Ствол шершавый или гладкий?

— Какого цвета листья?

— Что происходит с листьями осенью? (Опадают.)

— Как называется это явление? (Листопад.)

«Назови картинки». Воспитатель показывает детям картин­ки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка и лис­ток. Малыши по просьбе педагога называют картинки. Затем он убирает картинки и просит детей повторить их названия (в той последовательности, в которой картинки стояли на доске).

«Сосчитаем листочки». Воспитатель раскладывает на полу листья и просит детей сосчитать, сколько листьев «упало» с де­рева.

«Один листочек, два листочка, три листочка, четыре лис­точка, пять листочков, — считают дети и обобщают, — с дере­ва упало пять листочков».

«Вверху — внизу». Воспитатель то поднимает руки вверх, то опускает вниз и говорит: «Листья вверху на деревьях. Листья внизу на земле». Затем предлагает детям самостоятельно прокомментировать его действия.

В возрасте 3-4 лет словарь ребенка состоит из 1500-2000 слов.
Тематический цикл «Овощи» (пятая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить употреб­лять предлоги в ж на; составлять сложносочиненные предло­жения с противительным союзом а. Способствовать сенсор­ному развитию.

Наглядный материал. Овощи, корзинка.

.. Ход занятия

«Назови овощи». Воспитатель кладет перед детьми пять овощей, четко называя каждый из них: «Помидор, морковка, картошка, лук, свекла», и сообщает, что их все можно назвать одним словом овощи.

Дети повторяют названия овощей. Затем воспитатель за­крывает овощи салфеткой, а малыши повторяют их названия без наглядного сопровождения.

Далее воспитатель предлагает детям ответить на следую­щие вопросы (дети должны отвечать полными предложени­ями):

— Сколько овощей лежит на столе?

— Где растут овощи?

— Какого цвета помидор?

— Морковка круглая или продолговатая?

— Картошка твердая или мягкая?

— Какой на вкус лук?

— Свекла крупная или мелкая (большая или маленькая)?

«Где лежат овощи?» Воспитатель кладет один овощ в кор­зинку, а другой на стол и просит детей рассказать, где лежат овощи.

Дети рассказывают: «Помидор лежит в корзине, а лук на столе. Картошка лежит в корзине, а морковка на столе». И так далее.

«Мы идем в огород». Воспитатель произносит четверости­шие, а дети выполняют соответствующие движения.

Мы идем в огород, Там морковка растет. Мы на корточки присядем И морковку мы достанем.

Воспитатель проводит игру еще раз, побуждая детей повто­рять четверостишие. В, следующий раз можно «доставать» огурчик, горох и другие овощи.

К 5 годам ребенок полностью усваивает названия предметов, окружающих его дома* на улице, в детском саду.
Тематический цикл «Фрукты» (шестая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить употреб­лять предлоги на, в, под, возле; составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Фрукты или картинки с их изображе­нием, мел или карандаши, лист бумаги, тарелка.

Ход занятия

«Назови фрукты». Воспитатель кладет перед детьми пять фруктов, четко называя каждый из них: «Яблоко, груша, ли­мон, банан, апельсин», и сообщает детям, что их, все можно назвать словом фрукты.

Дети повторяют названия фруктов. Затем воспитатель за­крывает фрукты салфеткой, а малыши повторяют их названия без наглядного сопровождения.

Далее воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы (дети должны отвечать полными предложениями):

— Сколько фруктов лежит на столе?

— Где растут фрукты?

— Какого цвета апельсин?

— Банан круглый или продолговатый?

— Груша твердая или мягкая?

— Лимон кислый или сладкий?

— Это яблоко большое или маленькое?

«Фрукты под деревом». Воспитатель рисует на доске или ли­сте бумаги силуэты деревьев и фруктов. Затем объясняет де­тям, что фрукты растут на деревьях, а когда созревают, падают на землю (воспитатель выделяет голосом предлог под): «Ябло­ко лежит... (под деревом)». Далее дети самостоятельно называ­ют фрукты и составляют предложения: «Груша лежит... (под де­ревом). Лимон лежит... (под деревом). Слива лежит... (под дере­вом). Мандарин лежит... (под деревом)» и т.д.

«Где лежат фрукты?» Воспитатель располагает часть фруктов на тарелке, а часть — вокруг тарелки и спрашивает у детей: «Где лежит яблоко, а где слива? (Яблоко лежит в тарелке, а слива ле­жит возле тарелки.) Где лежит апельсин, а где лимон? (Апельсин лежит в тарелке, а лимон лежит возле тарелки.) И так далее.

При выполнении упражнения педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями.

«Мы идем в сад». Воспитатель произносит четверостишие, а дети выполняют соответствующие движения.

Мы идем сегодня в сад,

Там фрукты висят.

На носочки мы встаем

И яблочки достаем.
Воспитатель проводит игру еще раз, побуждая детей повто­рять четверостишие. В следующий раз можно «доставать» гру­ши, апельсины, сливы и другие фрукты.

Хорошо развитая речь — залог успеха ребенка в будущем.
Тематический цикл «Овощи — фрукты» (седьмая неделя)

Цели. Учить детей дифференцировать обобщающие поня­тия овощи — фрукты. Закреплять речевой материал по теме. Учить составлять предложения с предлогами в и возле. Разви­вать внимание к речи воспитателя, учить повторять короткие рифмовки.

Наглядный материал. Фрукты, овощи, картинки с их изоб­ражением, корзина, ваза.

Ход занятия

«Где растет?» На доске изображены дерево и грядка. Воспи­татель по очереди вызывает детей, дает им овощи или фрукты и произносит рифмовки, делая паузу перед словами грядка и дерево. Дети хором повторяют двустишие, договаривая пропу­щенные слова. Затем повторяет вызванный ребенок.

Маша помидор берет, Он на... (грядке растет).

Ваня яблоко берет,

Оно на... (дереверастет).

Лена грушу берет,

Она на... (дереверастет).

Вова огурец берет,

Он на... (грядкерастет).

«Где лежат овощи и фрукты?» У воспитателя на столе стоят корзина для овощей и ваза для фруктов. Овощи и фрукты ле­жат в отдельной емкости.

Педагог берет какой-нибудь овощ, например помидор, и кла­дет его в корзину. Дети комментируют: «Помидор лежит в кор­зине». Затем воспитатель вынимает помидор из корзины и кла­дет его рядом с корзиной. Дети говорят: «Помидор лежит возле корзины».

Аналогичные действия выполняются с фруктами. (Яблоко лежит в вазе. Яблоко лежит возле вазы.)

По окончании игры воспитатель выясняет у детей, где ле­жали овощи и фрукты. (Овощи лежали в корзине и возле корзи­ны. Фрукты лежали в вазе и возле вазы.)

«Отгадай загадку». Воспитатель загадывает детям загадки. Дети повторяют загадки вслед за воспитателем и отгадывают их. Если малыши отгадали загадку, педагог показывает кар­тинку с изображением овоща или фрукта.

Он растет на грядке,

Красный, кисло-сладкий.

(Помидор)

Он растет на грядке,

Горький, а не сладкий. (Лук или чеснок)

Она на дереве растет,

Сладкая, как мед. (Груша или слива)

Оно на дереве растет,

На землю скоро упадет.

(Яблоко)

Он на дереве растет, Он — оранжевый плод. (Апельсин или мандарин)

«Мы идем в огород». См. тематический цикл «Овощи». «Мы идем в сад». См. тематический цикл «Фрукты».
Тематический цикл «Одежда» (восьмая неделя)

Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить различать и называть детали одежды; комментировать свои действия. Фор­мировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Наглядный материал. Предметы одежды, картинки с их изо­бражением, кукла, одежда для куклы.

Ход занятия

«Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. Воспитатель вместе с детьми поочередно открывает три-четы­ре шкафчика и рассматривает, что «прячется» в них: «В этом шкафчике „прячутся" кепка, шапка, пальто, шарфик, перчатки. В этом шкафчике „прячутся" пальто, колготки, шапка, варежки, шарфик. Эти все предметы можно назвать одним словом. Каким? (Одежда.) Где покупают одежду? Для чего нужна одежда? Как можно назвать одежду, которую носят зимой (летом)?»

В процессе одевания детей на прогулку нужно стараться как можно чаще употреблять слова оделся — одевается.

«Кто что носит?» Воспитатель показывает детям по два предмета одежды и спрашивает, какую одежду носят мальчи­ки, а какую девочки. (Платье носят девочки, а брюки носят мальчики. Юбку носят девочки, а шорты носят мальчики. Блуз­ку носят девочки, а рубашку носят мальчики...)

«Что с чем?» Воспитатель вызывает к себе мальчика, просит детей внимательно рассмотреть его рубашку и рассказать, из каких частей она состоит. (УВани рубашка с карманом, с ворот­ником, рукавами, манжетами, пуговицами...)

Педагог вызывает следующего ребенка и упражнение по­вторяется.

«Посмотри и повтори». Воспитатель вызывает к себе маль­чика и предлагает детям рассмотреть его рубашку. Педагог по­казывает и последовательно называет детали рубашки: «Ру­башка, воротник, рукав, карман». Дети повторяют слова вслед за воспитателем. Затем мальчик садится на место, а малыши проговаривают слова без наглядного сопровождения.

Воспитатель вызывает девочку и проводит аналогичное уп­ражнение.

«Стираем и вешаем белье». Воспитатель предлагает детям по­стирать одежду для кукол и повесить ее на веревку. Дети имити­руют действия, сопровождая их словами: «Маечку (платьице, юбочку, брючки) стираем и вешаем на веревочку».

В возрасте 3—4 лет, ребенок пользуется развернутыми фразами, состоящими из 4-6 слов.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом