Главная страница
qrcode

Конспект по Жирмунскому. Конспект по В. Жирмунскому Композиция лирических стихотворений


Скачать 26,79 Kb.
НазваниеКонспект по В. Жирмунскому Композиция лирических стихотворений
Дата08.10.2019
Размер26,79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект по Жирмунскому.docx
ТипКонспект
#108789
Каталог

Конспект по В. Жирмунскому «Композиция лирических стихотворений»

Кудекина Елена ФИЛМ-181

Жирмунский Виктор Васильевич (1891–1971), русский литературовед, лингвист. Академик АН СССР (1966), член-корреспондент Баварской, Британской, Датской, Немецкой академий наук, почетный доктор наук многих европейских университетов. Родился 21 июля (2 августа) 1891 в Петербурге, в семье врача, статского советника. По окончании Тенишевского училища (1908) поступил на юридический факультет Петербургского университета, вскоре перешел на романо-германское отделение историко-филологического факультета. В Тенишевском училище на Жирмунского оказал большое влияние его учитель литературы В.В.Гиппиус. Как писал впоследствии Жирмунский, «увлечение литературой, в особенности поэзией, и искусством было общей чертой молодежи моего поколения». Начал печатать стихи в гимназических журналах, а затем в «Новом журнале для всех» (1909) и альманахе «Смерть» (1910).

Основные работы В. М. Жирмунского:
Избранные труды. Общее и германское языкознание. М., 1976
  • Теория стиха. Л., 1975
  • Введение в литературоведение. Курс лекций. М., 2004 (изд. 2)
  • Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973
  • Композиция лирических стихотворений. Пгр, 1921
  • Рифма, её история и теория. Пгр., 1923
  • Введение в метрику. Теория стиха. Л., 1925.
  • Байрон и Пушкин. Из истории романтической поэмы. Л., 1924
  • Гёте в русской литературе. Л., 1937
  • Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936… 


    Задача и метод
    Во всякой теоретической поэтике различаются 3 отдела:

    1. Стилистика

    2. Тематика

    3. Композиция

    Композиция – построение, распределение, расположение художественного материала. Это закон расположения словесного материала.

    Пример «Когда волнуется желтеющая ива»: 1. Тематическое. Чисто смысловое членение: период из двух частей (природа: 1.2.3. – и душа: 4) с трехчленным параллелизмом первой части (1.2.3). 2. Синтаксическое. Синтаксический параллелизм: все стихотворение представляет из себя развернутое сложное предложение, причем отрывки 1, 2, 3 представляют синтаксически соподчиненные придаточные предложения к отрывку 5, как главному предложению. 3. Фонетическое. Смысловая и синтаксическая расчлененность становятся ощутимыми и художественно действенными только на фоне метрического членения звукового материала.

    Композиция и метрика. Стих
    Первоначально мы имеем в метрическом законе лишь построение звукового рода «фонетическую» композицию, которая выражается в закономерно-упорядоченном расположении сильных и слабых (ударных и неударных слогов). Иногда построение стиха определяет собой также расположение синтаксических групп.


    Метрическая композиция. Строфа
    Возможности:

    1) Строфическое членение не всегда обозначается чередованием метрически различных окончаний. В тех случаях, когда стихотворение имеет исключительно женские, или мужские, или дактилические окончания, границы строфы и периода обозначаются только синтаксическим членением и расположением рифм.

    2) Строфическое членение может быть обозначено более резко значительным укорочением последующих (или предыдущих) членов периода. Тогда период приобретает по отношению к стиху более определённую метрическую замкнутость.

    3) По отношению к стихам первого периода стихи второго периода могут быть расположены в обратном порядке. Рифмы, при этом, будут не чередующиеся, а опоясывающего характера (abba).

    4) В одном или в обоих периодах строфы предыдущей стих может быть удвоен.

    5) Строфа может заключать не два периода, а три или большее число.


    Композиционные повторения. Терминология
    Два законченных словесных ряда могут быть связаны повторениями следующим образом:

    1. Повторяющиеся элементы располагаются в начале каждого ряда – АНАФОРА \ ЕДИНОНАЧАТИЕ (О.М. Брик).

    2. Повторяющиеся элементы в конце каждого ряда – ЭПИФОРА \ КОНЦОВКА.

    3. Повторяющиеся элементы в конце первого ряда и в начале второго – ЭПАНАСТРОФА \ СТЫК.

    4. В начале первого и в конце второго – ЭПАНАЛЕПСИС \ АНАДИПЛОСИС \ КОЛЬЦО.

    Композиция и синтаксис
    В стихотворной речи, на фоне метрического построения, происходит упорядочение в расположении связывающих союзов и связываемых ими синтаксических групп: каждая группа занимает отдельный стих и связана с соседней анафорическими «и». В лирическом стих-ии анафорическое «и» становится нередко более или менее постоянным приемом композиционного членения. Большое число примеров такого использования имеет поэзия символистов.

    Другая форма синтаксического сочинения – анафорическое «или». Встречается гораздо реже.

    Распределение синтаксического материала на фоне членения метрического определяет собой композиционное расположение словесных масс; тематическое членение уже дается синтаксическим параллелизмом.

    Синтаксическое единство есть, вместе с тем, единство интонационное, и синтаксический параллелизм дает известное направление развитию мелодии.

    Анафорическая композиция
    К анафорической композиции в более узком смысле относятся те случаи, когда строфическое членение находит себе более или менее последовательную поддержку к анафоре.

    Анафорическое сопоставление определяет собой композиционное единство и расчлененность стихотворения. Например, у Фета на фоне одинаково выступают «реют», «стонут», «воют».

    Анафорическое движение может охватывать и периоды.

    Анафорой объединяются расширенные строфы в пять, шесть или восемь стихов. Бывают двухчленные и так далее анафоры.

    Различие между явной и скрытой анафорой несущественное с точки зрения чисто композиционной, и между различными формами первой, более или менее последовательными и расширенными, показывает, что в основе всех этих разновидностей лежит общий композиционный принцип: параллелизм частей и равномерное поступательное движение.

    Стилистическое значение анафоры – одинаковый в формальном отношении поэтический прием может служить, в зависимости от окружающих его худ.фактов, различными стилистическими заданием.

    Внутренняя анафора
    Когда внутри строфы 2 стиха объединяются анафорой, и это анафорическое членение повторяется в остальных строфах стихотворения на тех же местах, такая внутренняя анафора приобретает значение постоянного композиционного приема.

    Внутренняя анафора встречается очень редко. Из сочетания внутренней анафоры с обычным анафорическим членением развивается столь существенная в истории поэзии амебейная форма.
    Амебейная композиция
    Это особый вид анафорического построения. Каждый два периода, составляющие строфу, связаны между собой внутренней анафорой (параллелизмом), и вместе с тем все нечетные периоды связаны между собой анафорой внешней, точно так же, как и все четные.

    Такое построение представлено в народной поэзии. Наиболее распространенная там форма – параллелизм вопросов и ответов. В русской народной лирике этот прием не получил такого широкого развития, как на Западе.

    Композиционная концовка
    Она служит приемом композиционного членения, то есть обособления композиционных групп и вместе с тем объединения их в высшем единстве.

    Примером риторической концовки (с ироническим противопоставлением повторяющего стиха остальной части строфы) может служить «Моя родословная» Пушкина: «Я просто русский мещанин!» «Я мещанин, я мещанин» и т.д.

    В зависимости от размеров строфы композиционная концовка возвращается через 4, 5, 6 или 8 стихов. Может встречаться не в каждой строфе, а, например, в каждой второй или третьей. Иногда вариация стиха в концовке настолько меняет строение самого стиха, что стих возвращается уже с другой рифмой, чем в начале. Строфическая концовка со значительными вариациями обыкновенно не выделяется в обособленный «припев», сохраняет смысловую связь со стихотворным целым, хотя возможны, конечно, спорные случаи. Например, у Сологуба в стихотворении «Под звучными волнами» в каждой 3-й строфе.

    В развитии концовки в направлении обособления от основной части строфы значительную роль играет ее метрическое выделение. В сложных лирических строфах современных поэтов возрождается трехчленное построение средневековых поэтов и появляется метрически обособленная «кода». Простейший случай – в строфе их 4 стихов – укороченный четвертый стих, заключающий концовку; напр. Державин «Незабудка».

    Распространение концовки на целую строфу с одной стороны, с другой – ее обособление в построенной по иному метрическому закону коде, одинаково указывают на возможность выделения повторяющейся части в самостоятельную и неизменную группу стихов.
    Припев (рефрен)
    Припев – это концовка, обособленная в композиционном отношении. Композиционное обособление предполагает выделение их стихотворного целого:

    1) тематическое (самостоятельная тема);

    2) синтаксическое (законченная синтаксическая группа);

    3) метрическое (концовка состоит из стиха или группы стихов, в метрическом отношении самостоятельных).

    Припев составляется характерную особенность народно-хорового исполнения.

    Немногие признаки припева, существенные также для книжной лирики:

    П. может быть просто повторением последнего стиха или стихов строфы в виде метрически обособленной концовки, с изменением или без. Может заключать эмоциональные возгласы, восклицания, звукоподражания. Может заключать лирические выразительные восклицания не лишенные смысла, но связанные с произведением неясной эмоциональной связью. П. может в форме тематического лейтмотива сопровождать все произведение, указывать на развязку повествования, на его скрытый смысл.

    Амебейный припев – постоянное повторение в конце каждого периода двучленной строфы.

    Русская лирика, в отличие от западной, бедна на такие примеры.

    Кольцо строфы
    Когда последний стих строфы повторяет первый, строфа замыкается в композиционном кольце.

    Особую форму кольцевое построение получает в тех случаях, когда последний стих строфы, метрически укороченный, тождественен с началом первого стиха. Бывают случаи, когда расширенное по своим размерам кольцо строфы образуется из повторения в начале и в конце строфы не одного, а двух стихов, обыкновенно видоизменных, нередко переставленных. Особую форму кольца строфы мы имеем в тех случаях, когда ряд строф объединяется анафорическим повторением в начальном стихе всех строф и одинаковой концовкой в последнем стихе.

    Кольцо стиховторения
    Если повторяющиеся словесные группы замыкают собой не отдельную строфу, а целое стихотворение, мы имеем новую композиционную форму большого кольца.

    Первые примеры кольца у наших поэтов конца 18 начала 19 века имеют заглавие Романса или Песни.

    Употребление кольца неизбежно связано с существенными фактами в области композиции внутренней, построения и развития темы.

    В лирических стихотворениях эмоционального, песенного характера, возвращающаяся в конце стихотворения строфа не изменяется по своему тематическому содержанию.

    Повторяясь в начале и конце стих-ия, строфы кольца могут еще в другом отношении способствовать композиционному членению.

    Среди возможных различных типов вариации строфы особенно интересны в композиционном отношении те случаи, когда периоды, на которые распадается строфа, возвращаются в конце стихотворения в обратном порядке по отношению к началу.

    1. Тип кольцевого соединения.

    2. Тип соединения концовкой.

    3. Тип анафорического соединения.

    Это случаи композиции, когда по крайней мере один стих в рифмующей своей части повторяется в начале и в конце отрывка. Но кольцевое построение может обходиться без этой опоры. К таким случаям относятся следующие типы:

    1. Кольцевое построение осуществляется исключительно с помощью одинаковых рифмовых созвучий.

    2. Кольцевое построение осуществляется вариацией одного или нескольких стихов, при которой изменение захватывает рифму.

    3. Наименее значительное изменение рифмы в тех случаях, когда рифмующее слово не меняется, но стоит в иной грамматической форме (в другом падеже), и тем самым изменяется характер рифмового созвучия.

    4. При изменениях более значительных, кольцевое построение поддерживается лишь небольшой группой слов внутри строфы, намечающих тематическое сродство обрамляющих строф.

    5. В случае последовательного уменьшения словесных совпадений кольцевое построение становится скрытным. Тематическая связность кольцевых строф поддерживается только смысловыми соответствиями, иногда – одним словом или понятием, возвращающимися в конце и намечающим основную тему.

    Бывает, что начало или конец стих-ия, зачин или исход имеют самостоятельное построение.

    Бывает, когда кольцевое движение отхватывает не одну, а целых 2 строфы.

    Композиционная спираль
    Спираль – такое соединение анафоры и концовки, когда стих, начинающий стихотворение (анафорический) повторяется в той же строфе или в последующих, как заключительный (в концовке).

    Из всех типов композиционных построений спираль наименее постоянна в своем строении, наименее каноника и осознана в своих возможностях, как принципиально своеобразный примем наряду с другими композиционными приемами.

    Композиционный стык
    Это наиболее редкая композиционная форма в лирике 18-19 века. Он может служить объединению только одного из периодов строфы.

    Особую форму стыка представляют те композиционные объединения, в которых предыдущий стих последнего периода строфы подхватывается предыдущим следующей строфы.

    *Малайская форма «пантум» - это амебейный стык, связывающий между собой все предыдущие периоды в один ряд и все последующие – в другой.

    В русской народной поэзии мы встречаем композиционный стык такого характера: каждый последующий стих в своем начале подхватывает окончание предыдущего.

    Строфические формы с канонизованными повторениями
    Сложные строфы романского происхождения: рондо, рондель, триолет, глосса.

    Например, просто рондо распадается на три строфы: 1 – аабба, 2 – ааббах, 3 – ааббах.

    Рондель, как и рондо, представляет собой композиционную спираль, канонизованную в специальном видоизменении. Рондель имеет расположение рифм: абба; абба; аббаа, причем 1,2 = 7,8; 1=13.

    Композиция свободных стихов
    Принципы композиции лирических стихотворений особенно ясно выступают в так называемых «свободных стихах». Отсутствие строгой метрической композиции в обычном смысле слова, т.е. членения на метрически равные стихи, периоды и строфы, выдвигает на первое место другие существенные факторы композиционного построения – и прежде всего различные формы ритмико-синтаксического параллелизма.

    Основу композиционного членения свободного стиха составляет упорядочение синтаксического строения. В связи с синтаксическим параллелизмом стоит ритмический параллелизм, ритмическое единообразие в числе ударений, которое становится полным при безусловно точном параллелизме.

    Выводы
    Если ритмическая упорядочения поэтической прозы и свободных стихов зависит по преимуществу от синтаксического членения, если, вообще, упорядочение синтаксиса является столь существенным фактом в строении стиха и строфы, возникает вопрос, не могут ли явление ритма в языке быть объяснены всецело или, по крайней мере, частично поставленная в зависимость от явлений синтаксиса? На это мы считаем нужным ответить отрицательно. Ритм стиха по самому своему определению есть явление фонетическое: закономерное чередование сильных и слабых слогов. Как таковое оно находится во взаимодействии с явлением синтаксиса, но из самых синтаксических законов не может быть объяснено. Над ритмом как явлением фонетическим и над синтаксисом стоит высший закон, который управляет и тем и другим. Это закон художественного упорядочения словесного материала, его композиционного построения, которому одинаково подчиняется и фонетика и синтаксис.

    Композиционные формы лирического стихотворения определяются конкретными применениями этого закона.



    перейти в каталог файлов


  • связь с админом