Главная страница

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе гр. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери. Конспекты занятий Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006 Библиотека Программы воспитания и обучения в детском саду


НазваниеКонспекты занятий Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006 Библиотека Программы воспитания и обучения в детском саду
АнкорКуцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе гр.doc
Дата18.04.2018
Размер1,6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКуцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери
ТипКонспект
#69029
страница1 из 3
Каталогtberezenko

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_Srednyaya_gruppa_M_Karpeeva, Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери, Proekt_traditsii_russkoy_izby.pdf, Sotsioigrovaya_tekhnologia_v_razlichnykh_vidakh_deyatelnosti.pdf, Formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira_Vtoraya_mladshaya_gruppa_M_, Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного матери, Гимнастика для глаз. Практический материал.docx, Kartoteka_gimnastiki_posle_sna_v_mladshey_gruppe.docx, Потапова В.Т. Беседы о профессиях 4-7 лет.doc и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Л. В. Куцакова

Занятия

по конструированию

из строительного

материала

в подготовительной к школе группе детского сада

Конспекты занятий

Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой,

кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Людмила Викторовна Куцакова —

высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель инсти­тута, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художе­ственно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Куцакова Л. В.

Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.-48 с.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации за­нятий по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формиро­ванию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможнос тям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследова­тель. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуют­ся и совершенствуются в конструировании ведь ребенок имеет неогра­ниченную возможность придумывать и создавать свои постройки конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, сме­калку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, воз­можности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, ув­лекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и вообра­жение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, ло­гическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем го­товности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психоло­гии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случай­но в современных программах по дошкольному воспитанию эта дея­тельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4-5 лет.

В пособие также включен разнообразный познавательный и развиваю­щий материал по развитию пространственной ориентации; по обуче­нию построению схем, планов, чертежей; по формированию элемен­тарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и кор­рекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других до­школьных образовательных учреждениях г. Москвы и является техно­логией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендован­ной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.).

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в те­чение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; про­водить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, апплика­цию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными момен­тами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно заня­тие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.

Конспекты занятий

тема 1. Здания

Цель. Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке со­оружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, уста­навливать их, аргументировать свои решения; развивать кон­структорские навыки, направленное воображение; подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений.

Материал. Ножницы, карандаши, ластики, фломастеры, кон­верт, коробочка, строительный материал, конструктор базо­вый, набор «Лего-Дакта» (или другой имеющийся в детском саду конструктор).

Ход работы

Введите детей в игровую ситуацию. Сообщите им о том, что вы получили таинственный и загадочный телепатический сигнал из ко­смоса, и расскажите об обнаруженном вами телепортированном предмете, напоминающем передатчик. Рассмотрите с детьми «пере­датчик» (необычно оформленная коробка с отверстиями, в которых загораются разноцветные лампочки (можно использовать елочную гирлянду)).

Педагог. На планете Формадос — беда. Формадосцы изобрели высокоразвитых роботов, чтобы облегчить свой труд. Все было хоро­шо на планете, пока роботы не стали самосовершенствоваться. Среди них появился главный робот по имени Форс. Он создал войско робо­тов, построил огромный космический корабль и обосновался на спутнике Формадоса. Теперь злобные и бездушные машины угрожа­ют жителям планеты. Формадосцы просят нас о помощи. Нужно спа­сти их планету от разрушения и не дать злу распространиться во Все­ленной.

Постарайтесь, чтобы дети прониклись значимостью «проблемы». Встаньте с ними в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повтори­те несколько раз «Мы спасем тебя, Формадос!»

По загоревшимся лампочкам «передатчика» определите, что ваш «сигнал» на Формадосе принят.

Покажите детям лист бумаги и скажите: «Благодаря этому «пере­датчику» мы наладим общение с формадосцами, поможем обустро­ить их планету, передадим им сведения о Земле, получим знания о Формадосе и поможем формадосцам победить искусственный разум машин».

Предложите детям ответить жителям Формадоса на их первый во­прос: «Как называется ваша звезда, ваша планета? Есть ли еще плане­ты у вашей звезды и как они называются?».

Работа с иллюстрацией «Схема Солнечной системы». Рассмотри­те с детьми схему Солнечной системы (рис. 1).




Рис. 1


Педагог. Звезда, вокруг которой вращаются планеты нашей си­стемы, называется Солнце. Планеты Солнечной системы разные по величине, строению, количеству спутников. Они по-разному удале­ны от Солнца. Четыре планеты, находящиеся ближе к Солнцу, назы­вают планетами земной группы: в их состав входит земля. Они похо­жи на землю, потому что имеют твердую поверхность. Это — Меркурий, Венера, Земля, Марс. Мы изучаем эти планеты, запуска­ем к ним космические корабли, фотографируем их поверхность и уже много знаем о них. Планеты, находящиеся дальше от Земли и Солнца, —



Рис.2

планеты-гиганты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и небольшой Плутон — еще недостаточно изучены, но известно, что они не имеют твердой поверхности, как и Солнце. Снаружи планеты состоят из га­за, пыли и мелких твердых частиц. У планет-гигантов есть кольца, состоящие из пыли и разных по величине твердых песчинок, облом­ков камней. У Сатурна намного больше колец, чем у других планет-гигантов. Эти планеты отличаются от планет земной группы еще и тем, что у них очень много спутников (небольших планет). У Сатур­на, например, 17 спутников, тогда как у Земли только один спутник — Луна. У Марса два спутника — Фобос и Деймос; они всегда враща­ются вокруг Марса, а одновременно и вокруг Солнца. Чем спутники планет отличаются от искусственных спутников? Давайте построим модель Солнечной системы.

Положите на пол вырезанный из бумаги круг желтого цвета — Солнце. Предложите детям вырезать кружки, обозначающие плане­ты, и разместить их вокруг Солнца. Пусть ребята поиграют, вращая планеты или бегая с ними вокруг Солнца. Обратите их внимание на то, что все планеты вращаются только слева направо (по часовой стрелке).

Побуждайте детей выявлять некоторые закономерности: чем ближе планета к Солнцу, тем на ней жарче; чем дальше планета от Солнца, тем больше времени требуется на ее оборот вокруг Солнца; планеты никогда не сходят со своих орбит.

Работа с иллюстрацией «Глобус планеты Формадос».

Педагог. Планета Формадос находится очень далеко от нашей Солнечной системы, и нам не видна их звезда. Вокруг их солнца вра­щается пять планет. Формадос — третья планета от звезды, и только на нем есть жизнь. Он похож на нашу Землю и тоже имеет один спутник.

Рассмотрите с детьми глобус планеты Формадос и карты (рис. 2, 3,4).

Педагог. Сколько на Формадосе материков? Чего на планете боль­ше: воды или суши. В переводе с формадосского языка их планета назы­вается «океан». На каждом материке расположена страна. Формадосцы живут в мире, говорят на одном языке. Северная часть суши покрыта го-






8

Рис.3

Рис.4

рами и лесами, а южная — пустынями. Формадосцы похожи на землян Они приспособились жить и на суше и в воде.

Работа с иллюстрацией «Портрет формадосца» (рис. 5).

Педагог. Нарисуйте портрет формадосца, соединяя линиями точ­ки, чтобы получилось схематическое изображение.




Рис.5


Предложите ребятам конкретизировать получившуюся схему (рас­красить фломастерами, добавить детали и т. д.).

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изоб­ражены здания разной архитектуры (одноэтажные, многоэтажные; ста­ринные и современные; различного назначения и строения). Предло­жите детям продемонстрировать формадосцам здания и рассказать о материалах, из которых их сооружают, об оформлении, использовании.

Работа с иллюстрацией «Здание». Предложите детям вырезать ге­ометрические фигуры (рис. 6) и смоделировать из них здание по пред­ложенной схеме (рис. 7), а затем построить модели зданий по своему за­мыслу.

Игра «Построй здание». Предложите детям придумать и нарисо­вать на листах бумаги в клетку любое здание для планеты Формадос,



Рис.6

10



Рис.7

которое можно построить из строительного материала или конструк­торов. Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.).

Проанализируйте с детьми готовые схемы и предложите сконст­руировать по ним постройки. По окончании строительства проана­лизируйте постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений, гармоничности.

Игровые задания

Упражняйте детей в сооружении различных зданий из строитель­ного материала и конструкторов; конструировании по рисункам, фо­тографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по пред­лагаемым условиям, по замыслу, по темам («Подводный городок», «Плавучий городок», «Городок на сваях над водой», «Подводная ферма для океанических животных Формадоса» и пр.). Закреплять представления детей о геометрических фигурах и формах (диагности­ческое задание на установление соответствия по определенным при­знакам). Развивать воображение, творчество и изобретательность, спо-

11







Рис.8

Рис.9

собность к нестандартным решениям; упражнять в совместном конст­руировании.

Игра «Нарисуй животных Формадоса». Предложите детям нарисо­вать (сконструировать из конструктора, слепить, смастерить из бума­ги) животных планеты Формадос, обитающих на суше и в воде.

Игра «Модель здания». Предложите детям вырезать круг (рис. 8), затем разрезать его на части по линиям. Из образовавшихся фигур де­ти должны смоделировать здание по нерасчлененной схеме (рис. 9), затем придумать и сконструировать из фигур свое здание.

Диагностическое задание «Определи фигуры». Предложите де­тям раскрасить фигуры (рис. 10).




Рис. 10


13


Педагог. Быстро найдите и назовите одинаковые по форме фигу­ры. Найдите и назовите фигуры одинакового цвета. Найдите и назови­те фигуры большого (маленького) размера.

Игра «Найди одинаковые постройки» (рис. 11).

Игра «Найди одинаковые конструкции». Соберите из конструкторов 8-10 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам), дайте детям задание: «Найдите одинаковые конструкции».

Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую мо­дель из конструктора. Затем дети угадывают, у кого что получилось.

|для самых любознательных

Рис. 11


Древний астроном Птолемей, изучив труды живших до него уче­ных, построил схему Солнечной системы. Он утверждал, что Земля является ее центром, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг



Земли. Значительно позже ученый-астроном Коперник доказал, что в центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.

Холодные планеты не излучают собственный свет, а светятся как звезды, потому что отражают свет Солнца. Современные ученые наде ются открыть новые планеты Солнечной системы. Между планетами земной группы и планетами-гигантами находится пояс астероидов (куски камней разной величины и формы). Предполагается, что это остатки разрушенной планеты.

Солнечная система образовалась из огромного облака, состоящего из газа и пыли. Облако стало уменьшаться, густеть, и наконец в его центре образовался взрыв. Так вспыхнуло Солнце, а потом из остав шейся части облака образовались планеты.

Ключевые слова

Контурная схема, расчлененная модель, геометрические фигуры размер, центр.

тема 2. машины

Цель. Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в плоскостной моделировании и в построении схем; развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чер тежей, конструкций; формировать объяснительную речь; раз вивать самостоятельность, активность, уверенность, незави симость мышления.

Материал. Фломастеры, карандаши, ластики, набор геомет рических фигур, строительный материал, конструкторы.

Ход работы

Педагог. Мы должны познакомить формадосцев с развитием ма шиностроения на нашей планете и помочь им в конструировании но вых машин.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены разные машины. Рассмотрите их с детьми, проанализи руйте внешнее строение и назначение машин.

Работа с иллюстрацией «Машина». Предложите детям смодели ровать из набора геометрических фигур машину по предложенной рас члененной схеме (рис. 12), а затем придумать и смоделировать свой машину.

Дайте ребятам задание: построить схему машины по своему замыс лу, используя любой знакомый способ (смоделировать фигурами на листе бумаги, затем обвести фигуры и снять с листа; нарисовать на бу



Рис. 12

маге в клеточку; изобразить на чистом листе на глаз). Пусть дети кон­кретизируют схемы, раскрасят их.

Предложите им показать формадосцам способы построения машин: пусть они сконструируют машины по своим схемам, придумают им на­звания, расскажут о назначении и способах использования.

Диагностическое задание «Подбери детали для машин». Пред­ложите детям смоделировать машину по контурной схеме (рис. 13)

16

из геометрических фигур из коробочек, а затем придумать и смоде лировать свою машину.

Предложите им сконструировать из конструктора любую машину, пригодную для использования в условиях планеты Формадос (машина для езды по горам, по пескам; вездеход; машина для уборки плодов с деревьев; бурильная машина; грузовая машина для перевозки жидких грузов; машина для полива полей и др.) Пусть ребята расскажут о своих конструкциях, их строении, принципах работы.

Игровые задания




Упражняйте детей в строительстве земных и инопланетных машин из разных конструкторских материалов (по готовым чертежам, схемам, ри сункам); их преобразовании по различным условиям («Построй такую же машину, как на этом чертеже, но преврати ее в машину для перевозки леса, песка, камня, панелей, цемента, оборудования», «Сконструируй та

Рис. 13.

кую же машину, но измени направление ее движения»). Упражняйте в построении чертежей машин в трех проекциях (вид спереди, сбоку и сверху) с готовой конструкции, с аксонометрического чертежа по замыс­лу, способом моделирования геометрическими фигурами и их обведения, рисованием на листах в клеточку и на глаз с последующим воспроизве­дением из конструкторского материала; в сооружении совместных пост­роек на темы: «Строительные работы», «Добыча полезных ископаемых», «На полях Формадоса», «Животноводческая ферма» и пр.

Игра «Раскрась детали». Задание: раскрась последнюю деталь так, чтобы не повторить уже изображенную деталь (рис. 14).




Рис. 14


18


Игра «Телепортация». Предложите детям побывать на Формадосе с помощью способа «телепортации» на специальной машине. Пусть дети нарисуют то, что они «увидят» на Формадосе, а затем составят рассказы по своим рисункам.

Игра «Дадим совет формадосцам».

Педагог. На планете Формадос растут деревья с удивительны ми листьями: они круглой формы, очень прочные и большие (разме ром с обруч). Подумайте и расскажите, как такие листья можно ис пользовать.

Игра «Дострой конструкцию». Ребенок начинает собирать модел! из конструктора, затем передает ее другому ребенку; тот продолжает сборку и передает модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Игра «Передача информации Формадосу». Предложите детям по­слушать текст и запомнить его:

«Как земляне научились наблюдать за звездным небом? Ученый Га­лилей услышал о подзорной трубе и соорудил для себя такую же. Эте труба не давала очень большого увеличения, как современные телеско­пы, но с ее помощью Галилей сделал несколько потрясающих открытий Он обнаружил, что на Луне есть горы и долины, а на Солнце пятна; чтс Солнце вращается. В настоящее время на Земле построены обсерватории с очень мощными телескопами. Они помогают изучать звездное небо».

Затем поручите какому-либо ребенку (по желанию) пересказать текст в микрофон. Запишите на магнитофон несколько пересказов, по­слушайте их вместе с ребятами.

Для самых любознательных

Почему с нашей планеты ничего не падает? Почему все планеты Солнечной системы всегда вращаются вокруг Солнца, а спутники — во­круг своих планет и никуда не улетают? Великий ученый Исаак Нью­тон открыл закон всемирного тяготения, который управляет движени­ем всех тел. Все тела притягиваются друг к другу. Например, яблоко с яблони падает на землю — она его притягивает. Земля притягивает к се­бе Луну, Солнце притягивает к себе все планеты. Землю окружает атмо­сфера — воздушное пространство, которое тоже притягивается Землей. За атмосферой начинается безвоздушное пространство — космос.

(Понятие «притягивание» можно продемонстрировать на примере действия магнита.)

Ключевые слова

Моделирование, чертеж, вид спереди, сбоку, сверху.

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом