Главная страница

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ (уроки). КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 5 - Н.А.Неволина. Книга будет интересна всем тем


Скачать 2,21 Mb.
НазваниеКнига будет интересна всем тем
Родительский файлKUL_TURA_I_TRADITsII_uroki.rar
АнкорКУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ (уроки).rar
Дата09.03.2014
Размер2,21 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 5 - Н.А.Неволина
ТипДокументы
#11522
страница1 из 7
Каталогtopic51682933_29565206
Полное содержание архива КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ (уроки).rar:
1. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 1 - 1.jpg
60,95 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 1 - 1.jpg
2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 1 - КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ.doc
102 Киб.
Введение в предмет
3. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 2 - 2.jpg
106,37 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 2 - 2.jpg
4. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 2 - ГИМНЫ И ПЕСНОПЕНИЯ.doc
71 Киб.
Гимны-песнопения
5. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 3 - 3.jpg
99,47 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 3 - 3.jpg
6. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 3 - ОБЕРЕГОВЫЕ СИМВОЛЫ И УЗОРЫ.doc
61 Киб.
Обереговые символы и узоры
7. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 4 - 4.jpg
95,98 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 4 - 4.jpg
8. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 4 - Обрядъ и РитуАл.doc
86 Киб.
Обрядъ и ритуал
9. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 5 - 5.jpg
64,28 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 5 - 5.jpg
10. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 5 - Культура и Традиции 5.doc
55,5 Киб.
Природная сила славѦнской одежды
11. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 5 - Н.А.Неволина Русская Народная Одежда.doc
2258,5 Киб.
Книга будет интересна всем тем
12. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 6 - 6.jpg
93,62 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 6 - 6.jpg
13. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 6 - КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ УРОК 6.doc
64 Киб.
Славянские орнаменты и символы на одежде
14. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 1 курс - 6 - Пособие к 6 уроку Плетение на дощечках.doc
11562 Киб.
Плетение на дощечках
15. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 7 - 7.jpg
102,95 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 7 - 7.jpg
16. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 7 - КУЛЬТУРА И ТРАДIЦИИ. УРОКЪ 7.doc
52 Киб.
Урокъ. Тема: Славянские орнаменты и символы на одежде ( продолжение 6-го урока)
17. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 8 - 8.jpg
107,89 Киб.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 8 - 8.jpg
18. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ - 8 - КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ УРОКЪ 8.doc
68 Киб.
Рушники для Куммiров и Свадебные

С этим файлом связано 48 файл(ов). Среди них: UChEBNIKI_PO_MATEMATIKE_KISILYoVA.zip, ZV_1122_ZDY_I_ZEMLI_uroki.rar, INGLYiIZM_V_VOPROSAKh_I_OTVETAKh_ChAST_2.doc, INGLYiIZM_V_VOPROSAKh_I_OTVETAKh_ChAST_1.doc, Russkoe_pravopisanie-1894.djvu, 8wFBMAkwWiQ.jpg, RELIGIOV_DENIE.rar, V_DY_PERUNA.rar, Nasledie_Predkov_rar_14_09_2015.rar, ISTOR_304_A-NASLED_304_E_PR_DKOV.rar и ещё 38 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7


Русская
народная одежда

(предназначение, сословная принадлежность,

крой рубах и сарафанов)
С в е т л е н а
(Н.А. Неволина)

Пермь 2010
Эта книга будет интересна всем тем,

кто занимается возрождением Русской народной культуры,

изучая и возвращая в современную жизнь богатое наследие наших предков.

Занимаясь в наши дни ремёслами своих отцов и дедов,

стоит задуматься об их мировоззренческой целостности и связи

со всем укладом Древнерусского ведического общества.

Прежде всего, это относится к использованию народной одежды –

глубинный смысл её предназначения и правильного изготовления

ещё предстоит заново понять и осмыслить современным исследователям.


СОДЕРЖАНИЕ:

предНазначение одежды 3

детская ОДЕЖДА 8

Основные виды восточнославянских рубах 19

Русские Сарафаны 29

Пояса 36

Словарь
основных и дополнительных понятий
по теме «РУССКАЯ Народная одежда» 44

Список книг
для дополнительного чтения по теме:
«РУССКАЯ Народная одежда» 69


предНазначение одежды

Предохранение человека

от отрицательных воздействий внешней среды
Одежда (раньше говорили «одёжа») – первая защита человека, которую он носит на себе. Обычно изготавливается из ткани природного происхождения. До сих пор считается, что спрясть хорошую нить для одежды могут только женские руки. Так как само прядение является сокровенным действом сродни родам (рождению ребёнка), то только женщина может брать в руки кудель, которую готовит для неё мужчина. Ткачеством, кроем, шитьём, вышивкой во всех народах занимаются, в основном, тоже женщины и девушки в зимнее время года. Но и каждый мужчина должен уметь это делать, чтобы при необходимости (в сложных обстоятельствах) обеспечить себя и свою семью одеждой. На Руси всегда были мастера-ткачи и портные (от древнерус. слова «портно» – одежда), умеющие хорошо кроить и шить. Швейные изделия, изготовленные мужчинами, и сегодня отличаются своей добротностью и прочностью.

Одежда должна защищать от вредных воздействий окружающей среды: от холода и жары, от дождя и ветра, от острых предметов (например, от сучьев в лесу) и дорожной грязи, от насекомых, а также – от вредных энергетических воздействий (сглаза, наговора, порчи и прочего). То есть любая одежда должна быть защитной и обережной, должна оберегать человека при любых обстоятельствах. Современные ясновидящие (экстрасенсы) подтверждают то, что всегда знали наши предки: человеческое биополе (излучение жизненной силы человека) впитывается в одежду и задерживается в ней. Поэтому им часто удаётся найти пропавших людей, подержав в руках что-то из их вещей, энергетически связанных со своими хозяевами, где бы они ни были. В народе знают, что навести порчу можно по одной нити, выдернутой из одежды, вот почему сведущие люди свои вещи чужакам не дают.

Одежда должна быть ладно скроена, удобна в носке, прочна и должна соответствовать роду занятий человека (для дома или для леса, для спорта или воинских упражнений, для проведения обрядов или праздников). Она должна быть опрятна и обязательно украшена – то есть должна красиво выглядеть и радовать глаз и душу («радость» - т.е. достаточность Света («Ра»), просветлённость). Одежда впитывает излучения Жарьего (эфирного) тела человека, излучения его мыслей и чувств. Говорят, что белые одежды настоящих свещеннослужителей светятся, наполняясь чистотой их помыслов и молитв. Так светятся в Купальскую ночь и видны издалека льняные наряды празднующих, радующихся людей. Одежда должна быть всегда чистой ещё и для того, чтобы (со своей стороны) не загрязнять и не утяжелять своими «выделениями» чувства и тонкие тела человека, а наполнять его ощущениями радости, свежести, бодрости, должна помогать чистоте помыслов и светлому отношению к жизни.

Раньше на Руси одежда изготавливалась только из природного сырья, подпитывающего жизненные силы (биополе) человека: льна, хлопка, конопли (повседневные рубахи и порты), крапивы (лечебные одежды), шерсти (для холодного времени года), шёлка (праздничные одежды). Для окрашивания нитей, пряжи и ткани брали также только природные красители – растительные и минеральные. Природные красители дают огромное множество оттенков всех цветов и используются в современной промышленности до сих пор. При правильном, грамотном использовании они могут даже улучшить определённые свойства ткани и одежды в зависимости от их назначения (например: придать дополнительную прочность нитям или улучшить свойства излучаемой энергии).


Сведения знакового характера
Вся одежда обязательно имеет знаковый, «говорящий» характер и без слов может рассказывать о своём хозяине: кто он, откуда, почему её надел. По одежде всегда легко определяется пол человека: мужской или женский. Современная «эмансипация в моде» вредит нашему здоровью. Если женщина постоянно ходит в мужских брюках, это ведёт к постепенной потере женственности и материнских черт в характере, поскольку вызывает излишний приток мужских энергий, влияющих на характер её поведения и ослабляющих правильный энергообмен. А это, в свою очередь, влияет на гормональное состояние Плотьего (физического) тела, на его устойчивость к заболеваниям. Длинные и широкие («колоколоподобные») подолы сарафанов, юбок, платьев помогают женщине накапливать нужную силу (энергию) стихии Земли для успешного преодоления жизненных испытаний и болезней, для сохранения спокойствия, хорошего настроения и долголетия, дают ей дополнительные силы и защиту для выполнения основного предназначения – вынашивания детей. И наоборот: короткие юбочки с разрезами, через чур укороченные шорты служат причиной лёгкого истечения собственной жизненной силы девушек вовне и делают их доступной добычей сексуальных влечений (так как усиливается выброс из нижних энергетических центров, привлекая внимание похотливых мужчин).

Если же мальчик или мужчина пользуются женскими видами одежды, то они могут приобрести женоподобные черты, так как это влияет на характер их мужской силы (энергии). Это свойство иногда можно использовать на пользу – например, когда нужно повлиять на грубого, жестокого, обиженного ребёнка или подавленного горем сироту. Таких детей умные женщины кутают в мягкие, пушистые и тёплые ткани. Известно, что в Скандинавии времён викингов жена могла развестись с мужем, если он надевал на себя хоть что-то из женского убранства и одежд.
По одежде определяется возраст человека. До сих пор сохранилось разделение одежды на детскую, юношескую, взрослую и для пожилых людей. В каждом возрасте сохраняется свой особый покрой, свой набор одежды (раньше такой набор называли «сряда»), свои узоры, свои цвета. Самый простой крой – у маленьких детей и старцев. Им бывает достаточно в узорочье 1-2 цветов, но у детей они жизнерадостные и яркие, а у старцев – спокойные. Исключением является общий для всех русских людей праздничный красный цвет. Самая разнообразная по крою, весёлая и разноцветная одежда во всех сословиях – у молодёжи «на выданье» и молодых супругов, так как именно они наиболее полны жизнедательной силой. Самая богатая узорочьем одежда у весей – свадебная (она отличается и особым покроем) и в первый год у молодой жены («молодухи»), когда она ждёт первенца. У витязей и свещеннослужителей особым богатством узорочья могут отличаться одежды для торжеств и обрядовых действий.
По одежде до сих пор определяется общественное положение человека, то есть – к какому сословию (см. «Словарь», прим. авт.) и касте (братству мастеров определённого вида деятельности) он принадлежит. Одежда смердов, весей, воинов и свещеннослужителей и сегодня отличается назначением, покроем и украшениями. У смердов (трудового сословия) одежда простая, из грубых видов ткани, вышивка и украшения на ней бывают редко. Иногда трудолюбивые смерды украшают праздничную одежду простыми и незатейливыми узорами – знаками растительности, плодородия, солнца. Одежда крестьян-весей всегда проста в крое, но разнообразна, добротна, прочна, удобна в носке и отличается обилием знаков плодородия, земли, стихий Природы, растительности, жизнедательной силы Солнца в узорочье. На старинных праздничных и обрядовых одеждах крестьян (они делались из новой и более тонкой ткани) сотканы или вышиты изображения Славяно-Арийских божеств, способствующих земному плодородию и благоденствию рода человеческого, покровительствующих ремёслам и стихиям Природы.

Воинскую одежду до сих пор нельзя спутать ни с какой другой – она отличается особым покроем и узорочьем. На древнерусских воинских рубахах множество перуниц, солнечных коловратов, воинских знаков отличия и чести. Одежда знати и князей отличается тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и бóльшей, чем у других сословий, длиной. Стоит отметить, что в старину большая часть княжеской одежды изготавливалась, вышивалась и украшалась самой княгиней и молодыми княжнами. Считалось, что они должны были делать это в совершенстве, наряду с лучшими вышивальщицами и мастерицами-золотошвейками своего края, а также – должны были в совершенстве владеть всеми женскими ремёслами,

Одежда свещеннослужителей во всех народах отличается простотой покроя, и во все времена была долгополой. Узоры на их одеждах являются знаками определённых божеств и стихий Природы, чьими служителями они являются. Одежда ведунов, которые живут в пустыньках и уже не гонятся за внешней красотой этого мира, отличается скромными, но искусными узорами в тон ткани, полными сокровенного, непонятного простым обывателям смысла. Обычно цвет одежды свещеннослужителей белый (светлый), он означает чистоту и принадлежность к Светлым силам и потомкам Рода Небесного. Различие в одежде свещеннослужителей, выражающее их направление в духовном служении, проявляется в выборе цвета ткани и кроя, в узорочье и поясах. Например, в народных преданиях говорится, что у ведунов капища Свентовита на острове Руя (о. Рюген) были чёрные плащи с оранжевой подкладкой и окантовкой, а ещё – золотые пояса. За что их называли воинами-храмовниками Ордена Золотых поясов. Кроме золотого пояса (который в те времена не каждый князь или воевода имел), у них были пояса из кожи для ношения двух мечей: Свещенного (слева) и боевого (справа). Поэтому этих ведунов называли обоерукими воинами, то есть владеющими двумя мечами. Ношение оружия для храмовников в древности было обязательным, так как их обязанностью была защита капищ, хранилищ светынь, других жрецов и живущих рядом общинников. Большинство свещеннослужителей оружия не носили, но должны были уметь им пользоваться для защиты себя и других людей.

Праздничная одежда, до сих пор, в любом сословие отличается кроем, богатством украшений, разноцветьем и бóльшим количеством предметов, чем того требует погода. Надо сказать, что даже в семьях простых крестьян конца XIX – начала XX веков было по несколько праздничных одежд, расшитых золотыми и серебряными нитями. Общеизвестно, что горожане древнего Киева любили праздничную одежду с большим количеством золотого шитья. Кроме этого, её украшали речным (скатным) или привозным «гурмыжским» (из Персии) жемчугом, перламутром («раковинами») и драгоценными каменьями своей местности. Такая одежда была настоящим произведением искусства и часто передавалась из поколения в поколение по наследству. Веси надевали её и в особо торжественных случаях (например – венчание, княжеский выезд).
По одежде раньше можно было определить: к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, общественное положение, род занятий. По узорам на древнерусской одежде определялось даже, сколько у человека детей, сколько сынов, какое животное-покровитель, какая у него стихия и многое другое.
И в повседневной, и в праздничной одежде должно учитываться её обережное назначение. При шитье все срезы и швы защищаются узорами так, чтобы не было утечки жизненной силы человека вовне. Например, обычная русская рубаха закрывает наиболее уязвимые части тела (шею, руки, живот, бёдра) и важнейшие энергетические центры. Поэтому покрывают разными узорами-оберегами все срезы: горловину, низ рукавов, подол – и по-особому выполняют все соединительные швы. Плечевой шов также закрывают обережной вышивкой. Чаще всего узоры вышивают вручную или ткут на станках. Изредка – наносят краской (делают ручную роспись ткани или украшают набойкой). Обычно обережная вышивка была красного цвета: это цвет стихии Огня, Солнца, крови, жизнедательной силы, цвет многих Славяно-Арийских божеств. Сама холстина одежды при вышивке называлась мастерицами Землёй, а красная вышивка – Ярью. Считалось, что обережное узорочье на ткани оберегает всё живое, соприкасающееся с этой тканью. Ныне современными учёными доказано, что любой знак или узор влияет (или даже создаёт свои) на торсионные поля и окружающее пространство, упорядочивая или разрушая их. А узорочье на древнерусских одеждах благоприятно влияет на телесное, душевное и энергетическое здоровье человека.

До начала XX века в северо-восточных областях России сохранялся осенний обрядовый праздник «чтения узоров». На этот праздник собиралась молодёжь «на выданье», то есть – подыскивающая себе пару для совместной семейной жизни. Девушки надевали свои лучшие, особо приготовленные для этого случая наряды. Юноши приходили в сопровождении сведущей женщины, которая объясняла им смысл узоров на девичьих одеждах. Эти объяснения помогали правильно выбрать себе подругу-рукодельницу, прочитать в узорах согласие девушки на замужество и даже соотнести астрологическую совместимость будущих супругов.
К одежде раньше относились столь серьёзно, что ещё в XVII веке в России существовал указ, запрещающий представителям разных сословий надевать чужую одежду и присваивать чужое узорочье. Наказанием за такое воровство было изгнание из общества. Переодевание в чужую одежду было допустимо лишь ради спасения своей или чужой жизни.

Помощь в обрядовых действиях
Помимо повседневной (будничной), трудовой и праздничной одежды, существует обрядовая одежда для свещеннодействий. Обычно, она изготавливается из льняного чисто-белого полотна (кроме отдельных случаев) и украшается особыми узорами. В сословии весей её изготавливают старшие женщины в семье (роду). Хотя мужчины-крестьяне могут, когда это требуется, самостоятельно изготавливать для себя обрядовую одежду. Потомственные воины сами шьют себе рубашки для мужских воинских обрядов. Свещеннослужители, чей образ жизни являет собой сплошную череду обрядов, пользуются одеждой собственного изготовления. Если для этого используется готовая ткань (например, принесённая кем-либо в дар), то ведуны её освещают и намаливают. После чего шьют и украшают узорочьем самостоятельно. Такая одежда для свещеннодействий, изготовленная по определённым правилам и в благоприятные дни, хранит чистую энергию единения со стихиями Природы и подпитывает Жарье (эфирное) тело человека. В чужие руки такую одежду не дают. В сословии смердов обрядовая одежда отсутствует, так как смысла самих обрядов они не понимают, либо используют для участия в общих обрядах свою праздничную, более чистую одежду. Это для них, в современных условиях, создана сеть продажи одежды через магазины.

Существуют также и особые ритуальные одежды для единоличных свещеннодействий (например: молитвенные, смертные рубашки). Такие одежды, всегда долгополые, изготавливаются каждым человеком для себя в наиболее благоприятное для этого время с особыми заговорами-молитвами в уединённом месте. Шьют их скрытно от других людей, чтобы ни один взгляд, ни одно слово и даже мысль не помешали установлению связи и единению данного человека со всеобщим Божественным началом. На каждый стежок произносится слово, каждый узор становится единой молитвой-оберегом. Такие одежды хранят не только от чужих рук, но и от чужих глаз в особом месте. После смерти человека они переходят с ним вместе в мир иной, так как являются его особой, сокровенной частью.
Коротко можно обобщить, что одежда в своём назначении, изготовлении и применении должна соответствовать времени, месту и обстоятельствам жизни человека. Только с учётом этих обстоятельств – основ здравомыслия – любая одежда становится помощницей и защитницей человека, придавая ему дополнительные жизненные силы и наделяя привлекательностью, оберегая от болезней и от дурного глаза, тем самым способствуя его духовному развитию.

детская ОДЕЖДА

Пеленание детей
Когда ребёнок рождается, его первая одежда – пелёнки. Есть разные виды пелёнок: простые (повседневные), на выход, обрядовые и праздничные. Простые пелёнки на каждый день делаются из старой (ношеной) отцовской и материнской одежды (обычно из становины рубах и сарафанов), чтобы они оберегали ребёнка в первые дни после родов и подпитывали его мужской и женской энергиями, родительской любовью. Первые пелёнки не отрезают, а отрывают от большого куска ткани и следят, чтобы они были без швов. После этого стирают и прополаскивают в реке или в любой проточной воде. Они используются в ежедневном быту сразу после рождения ребёнка.

Первые пелёнки на выход также обязательно делаются из ношеной родительской одежды (но видом получше) и служат как оберег от сглазов, наговоров, порчи при вынужденном общении младенца вне дома с посторонними людьми. Ими пользуются и дома, когда приходят гости (например – на обрядовую «кашу», родины). Обычно их бывает 2-3 штуки (у обеспеченных людей может быть больше).

Праздничная, нарядная пелёнка для участия ребёнка в семейных и общинных праздниках делается из тонкого нового белого полотна и украшается вышивкой (простым крестом или росписью). Сейчас часто её обшивают по краям или вывязывают кружевами. Узорочье для детей выбирается простое, лёгкое, воздушное, нежное. Часто выбирают растительные узоры.

Обрядовая пелёнка делается нарядной и обережной. Её вышивают старинными («досельными») швами или красным крестом (края и углы). Могут украшать и ручным кружевом. Такой пелёнкой пользуются во время участия малыша в общинных праздниках и обрядах. Делается ещё и особая «крестильная пелёнка» – только для обряда крещения, то есть приобщения ребёнка к этому миру и его стихиям. В славянских семьях ребёнка, обычно, крестит родной отец или духовный наставник (дядя, дед или свещеннослужитель), приобщая к стихиям Природы: показывая Солнцу и ветру, окуная в реку или другой водоём (лучше – с проточной водой), опуская на Землю. Такая пелёнка используется один раз и хранится как оберег, способствующий здоровью и помогающий в болезнях, до самой смерти.
Когда рождается ребёнок, вскоре после родов его окунают в воду и омывают, после чего мальчика вытирают пелёнкой из материнской одежды, чтобы рос нежным, заботливым и любящим. Девочку вытирают пелёнкой из отцовской рубахи, чтобы росла крепкой, стойкой, выносливой. Но пеленают иначе: мальчика – в пелёнку из отцовской одежды, девочку – в пелёнку из материнской. Так проходит первое приобщение ребёнка в этом мире к мужской (Ян) и женской (Инь) энергиям, так даётся ему возможность почувствовать важность их взаимодополнения и соразмерности. В холодное время года после такого первого омовения голову младенца покрывают наголовником (платком из куска мягкого полотна старой родительской одежды), часто надевают на детей и перематочку. Это безшовная (несшивная) распашонка – сложенный и разрезанный спереди (где «глоточка») кусок ткани. Обыкновенные сшивные распашонки с двумя боковыми швамиодеваются на ребёнка чуть позже (после 9-10 дней) и используются до сих пор. Обычно они застёгиваются на одну деревянную пуговку или делаются с завязками (рис. 1). Петелька для пуговицы на распашонке делается навесная. Прорезных петель на древнерусских одеждах раньше не было, так как любой разрез нарушает энергетическую целостность защитного поля ткани.

Рис. 1. Перематочка и распашонка
Кроме пелёнок готовят для новорожденных детей одеяльца: повседневные и праздничные («парадные», на выход). Обычно их шьют нарядными, раньше шили из цветных лоскутков на подкладе. Иногда одеяльца делают вязанными из шерсти. Все они обязательно украшаются узорами. Чаще всего вывязывают или вышивают цветы, растения или обережные солнечные знаки.

Иногда в холодную погоду, на выход куда-нибудь или на сон младенца пеленают. Чтобы он не распелёнывался, а также для защиты и оберега, в старину запелёнутого ребёнка обвязывали поясом. Причём так, чтобы спереди и сзади получался крест. Пояса для этого использовали широкие, праздничные (свивалки, свивальники) и узкие, повседневные (опояски, пеленашники). Широкие свивальники («пальца в три шириной») бывают сшитыми и украшены узорной вышивкой или делаются из цветных лоскутков. Такие пояса могут вывязывать с узорами из шерстяных ниток или «плетёночкой шерстяной вьют». Таким повивальником может служить отцовский кушак.

Повседневные опояски плетут вручную из льняных, хлопковых, шерстяных ниток или ткут на дощечках («рябушки»). Самые простые опояски делаются как витые верёвочки (витки, сповивыши).

На праздничный выход запеленатого новорожденного младенца обвязывали широким свивальником, а сверху могли перевить узким витком. И обязательно следили, чтобы получалось крест-накрест. И красиво, и надёжная защита от недоброго глаза, – говорят в народе.
Есть ещё детские нательные обережные пояса – тельники. Они делаются витыми. Изготавливает такой пояс мать после рождения ребёнка, всегда вручную. Ниточки выпрядаются из самого лучшего чистого льна (иногда из посеянного именно для этого), и свиваются в верёвочку с определённым заговором-молитвой стараясь, чтобы никто не видел этого и не мешал. Тельник может быть из простых отбелённых льняных или из крашеных красных нитей. Иногда в него вплетаются волосы отца и матери. Такой пояс оберегает ребёнка и его жизненную силу от сглаза и тёмных сущностей (навей), а также – укрепляет энергетическую связь матери и дитя, даже если они потом расстанутся. Первый тельник принято хранить всю жизнь.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом