Главная страница

Курс лекций включает материал школьного курса Обществознание


Скачать 3.91 Mb.
НазваниеКурс лекций включает материал школьного курса Обществознание
Анкорuchebnik-po-obschestvu.pdf
Дата12.02.2017
Размер3.91 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаuchebnik-po-obschestvu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКурс лекций
#20830
страница1 из 24
Каталогid4213283

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: Formirovanie_bolshevistskogo_rezhima_i_nachalo_gr.pdf, 222-_EGE_2015_Obschestvoznanie_Praktikum_Ekon.pdf, karti.pdf и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

0
Ступина О.А.
Материалы
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ЕГЭ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
МОСКВА, 2015

1
Предисловие.
Курс лекций включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует ФГОС по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания.
Курс лекций составлен по следующим разделам курса: «Духовная жизнь общества», «Общество», «Познание», «Политика», «Социальная сфера»,
«Право», «Экономика».
Материал отобран с учѐтом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся, особенностей этапа социализации. Большинство тем курса выходит за рамки школьной программы, что позволит учащимся успешно подготовиться к участию в олимпиадах по предмету.

2
Содержание.
Предисловие………………………………………………………………….1
Раздел 1. Духовная жизнь общества
Тема 1. Культура
………………………………………………………………………………
…...5
Тема 2. Мораль………………………………………………………………........9
Тема 3. Мировоззрение……………………………………………………….....12
Тема 4. Наука и образование…………………………………………………….14
Тема 5. Искусство………………………………………………………………...18
Тема 6. Религия…………………………………………………………………...20
Раздел 2.Общество
Тема 1. Человек. Индивид. Личность…………………………………………..26
Тема 2. Мышление. Сознание……………………………………………….......30
Тема 3. Человек и природа……………………………………………………….33
Тема 4. Общество……………………………………………………………........37
Тема 5. Цивилизация и формация………………………………….....................44
Тема 6. Исторический процесс и его участники…………………......................47
Тема 7. Деятельность…………………………………………………………......49
Тема 8. Общение……………………………………………………………….....53
Раздел 3. Познание
Тема 1. Познание………………………………………………………………..56
Тема 2. Социальное познание………………………………………………….60
Тема 3. Самопознание…………………………………………………………..62
Тема 4. Философские воззрения на общество………………………………...64

3
Раздел 4. Политика
Тема1. Власть…………………………………………………………………….71
Тема 2. Политическая система…………………………………………….........73
Тема 3. Государство……………………………………………………………...76
Тема 4. Правовое государство и гражданское общество……………………...86
Тема 5. Политические партии…………………………………………………88
Тема 6. Человек в политической жизни………………………………………92
Тема 7. Конституция………………………………………………………….100
Тема 8. Политическая культура……………………………………………...119
Раздел 5. Социология
Тема 1. Социальная структура общества……………………………….....122
Тема 2. Социальная стратификация………………………………………..126
Тема 3. Социализация………………………………………………………130
Тема 4. Социальный статус…………………………………………………132
Тема 5. Социальный контроль……………………………………………...134
Тема 6. Семья………………………………………………………………..137
Тема 7. Социальное взаимодействие………………………………………141
Тема 8. Нации и межнациональные отношения…………………………..145
Раздел 6. Право
Тема 1. Право и его роль в жизни общества…………………………….148
Тема 2. Правоотношение…………………………………………………155
Тема 3. Юридическая ответственность………………………………….157
Тема 4. Уголовное право………………………………………………….161
Тема 5. Административное право………………………………………..165
Тема 6. Экологическое право……………………………………………..167
Тема 7. Предпринимательское право…………………………………….168
Тема 8. Трудовое право…………………………………………………...174
Тема 9. Семейное право…………………………………………………..180
Тема 10. Гражданское право……………………………………………...185
Тема 11. Правосудие в современной России………………………….....194
Тема 12. Гражданство……………………………………………………..199
Тема 13. Процессуальное право………………………………………….202

4
Раздел 7. Экономика
Тема 1. Экономика и еѐ роль в жизни общества………………………..208
Тема 2. Товар и деньги……………………………………………………216
Тема 3. Банковская система………………………………………………222
Тема 4. Собственность……………………………………………………230
Тема 5. Рыночные отношения в современной экономике………………235
Тема 6. Рынок и государство……………………………………………..245
Тема 7. Труд………………………………………………………………..258
Тема 8. НТР……………………………………………………………….264
Тема 9. Маркетинг………………………………………………………...265
Тема 10. Мировое хозяйство и национальная экономика………………274
Список литературы………………………………………………………..275

5
Культура
Культура (в переводе с лат.)— возделывание, культивирование почвы.
Культура - все виды преобразовательной деятельности, а так же еѐ результаты.
Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)
2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности
(средства труда, культурно-бытовые сооружения).
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.
Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных
(футбол - болельщики, символика, чемпионаты).
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество
А.С.Пушкина)
Культурные универсалии - нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Функции культуры:
1.
познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
2.
оценочная – определение системы ценностей
3.
регулятивная – формирование системы норм и требований
4.
информативная – передача опыта, ценностей
5.
коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
6.
социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Пути развития культуры:
1.
накопление культурных ценностей а) вертикальное - передача культурных ценностей от поколения к поколению
( Евклидова геометрия-геометрия Лобачевского); б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения
(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).
2.новаторство
Формы культуры:

6 1.
Элитарная. Создаѐтся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Еѐ девиз: « Искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Закрыта. Стремится к новаторству. Произведения приобретают статус культурных канонов. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.
2.
Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория.
Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель - получить коммерческую выгоду. Коммерциализация приводит к падению общего культурного уровня. Сленговое название - кич, китч (в переводе с нем.яз.) - дешѐвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Стандартизирована. Клише. Точный выбор адресата- потребителя. Примером массовой культуры является поп-музыка.
3.
Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Создатель произведения одновременно является его исполнителем. Отражение бытового уклада народа. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Коллективный опыт. Связана с религиозной субкультурой. Преемственность. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.
4.
Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности. Примером являются виртуальные игры.
Доминирующая культура - совокупность норм и ценностных ориентаций, распространѐнных во всѐм обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определѐнным обычаям и т. д.)
Мидкульт – соединение элитарной и массовой культуры. ( Бах в современной обработке)
Диалог культур - взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.
Разновидности культуры:
1.
Субкультура - часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодѐжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
2.
Контркультура - субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, скинхэды)
____________________________________________________________________
Дополнительный материал по теме.
Х.Ортега–и– Гасет считал, что элитарная культура даѐт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние

7 варварства. Он выделил черты « массового человека»:
-рост жизненных запросов;
-врождѐнная неблагодарность;
-плывѐт по течению.
А. Фрейд считал, что при потреблении массовой культуры действует механизм заражения.
Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм (негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Мультикультурализм – идеология существования различных культурных групп в рамках одной политической общности.
«Культура – вторая природа».
Виды культур в процессе взаимовлияния (аккультурации):
-доминирующая
-донорская – та, из которой осуществляется заимствование
-реципиентная – та, которая заимствует.
Проверь себя.
1.К массовой культуре относится:
1)изящное искусство
2)былина
3)детектив
4) эпос
2.Верны ли суждения
А) Криминальная культура относится к контркультуре.
Б) Культура готов относится к субкультуре
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
3. Установите соответствие между артефактами и элементами культуры
А) орудия труда 1)материальная культура
Б) оригами 2)духовная культура
В) мебель
Г) архитектура
Д) футбол
Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д
4.Перечислите 3 особенности элитарной культуры.
5.Приведите 3 доказательства, что влияние массовой культуры в

8 современном обществе возросло.
6.Приведите 3 доказательства роли культуры в современном обществе.
7.Приведите 3 примера по реализации человеком своих культурных прав.
8.Приведите 3 примера молодѐжной субкультуры.
9.Приведите 3 примера регулирующей роли культуры в обществе.
10.Приведите 3 примера специфического свойства книги как духовной ценности.
11. Приведите 3 примера влияния национальной культуры на поведение человека.
12. Приведите 3 причины распространения массовой культуры.
13.На 3 примерах покажите взаимосвязь различных форм культуры.
14.Составьте развѐрнутые планы на тему «Содержание и формы духовной культуры», «Массовая культура», «Молодѐжная субкультура».
15.Напишите эссе на тему: «Культура есть неотвратимый путь человека в человечество».

9
Мораль.
Мораль(в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика - наука о морали.
Признаки морали:
1.
всеобщность
2.
добровольность
Функции морали:
1.
познавательная
2.
регулятивная
3.
воспитательная
4.
мотивационная
5.
прогностическая
6.
аксиологическая (формирует ценности)
Структура морали:
-нравственная деятельность
-нравственные отношения
-моральное сознание (принципы, ценности и др.)
Моральная система включает в себя:
1.
моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
2.
моральные ценности
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Ценности могут быть индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Они носят непреходящий характер, являются ориентиром для большинства людей, имеют позитивный характер, ограничены.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
1)польза – в экономике
2)господство - в политике
3)справедливость – в социальной сфере
4)истина – в духовной сфере
5)красота – в духовной сфере
6)добро – в духовной сфере
7)свобода – во всех сферах
3.
моральные категории
Основные категории морали:
1.
Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

10
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков.
Антоним - порок.
2.
Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
3.
Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
4.
Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
5.
Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
6.
Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
7.
Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворѐнность условиями своего существования.
Золотое правило морали — поступай с другими так же, как ты хочешь,
чтобы они поступили с тобой.
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Этапы нравственного поведения:
1.
человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
2.
человек не совершает дурных поступков, так как дорожит мнением других людей
3.
человек не совершает дурных поступков, так как его поведение определяется определѐнными принципами.
Духовность-обращѐнность человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм - бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека.
____________________________________________________________________
Дополнительный материал по теме.
Ввел понятие «альтруизма» О. Конт. « Живи для других».
Эгоизм – предпочтение личных интересов интересам других.
Эгоцентризм – восприятие своей точки зрения как единственно правильной.
Мизантропия – нелюбовь к людям, отчуждение от них.
Филантропия – совокупность моральных представлений, направленных на оказании помощи неимущим, заботу об улучшении участи человечества.
Талион – принцип воздания равным злом за равное зло.
Проверь себя.
1.Ниже приведѐн перечень терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «мораль»:1)общественное мнение; 2)обязательность; 3)добро;
4)санкционированность;5)связь с традициями;6)нравственные категории.
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда.
2.Назовите 3 отличия моральных и правовых норм.
3.Назовите 3 сходства моральных и правовых норм.
4. Составьте развернутые планы на темы: « Мораль и золотое правило нравственности», «Ценности в современном обществе».

11 5.Напишите эссе на темы: «Никогда не подходи к человеку думая, что в нѐм больше плохого, чем хорошего»; «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям»;
«Сострадание - основа всей морали»; «Всѐ можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество», «Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом», «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать», «В победе зла – падение твоѐ. В добре твоѐм – спасение твоѐ».

12
Мировоззрение.
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей.
Оно всегда исторично.
Источники формирования мировоззрения:
-ненаучное познание;
-научное познание;
-идеология;
-социальное окружение.
Роль мировоззрения:
1.
даѐт ориентиры для практической и теоретической деятельности;
2.
позволяет понять, какие методы нужно использовать для достижения цели;
3.
позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
1.
мифологическое
2.
религиозное
3.
философское
4.
научное
Формы мировоззрения:
1.
мироощущение - эмоциональный опыт человека
2.
мировосприятие - интеллектуальный опыт человека.
Уровни мировоззрения:
1.
жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
2.
теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Структура мировоззрения:
1.
знания
2.
убеждения
3.
ценности
4.
принципы
5.
идеи
Пути формирования мировоззрения:
-стихийный
-осознанный
Типы мировоззрения:

13 1.
обыденное (житейское) и научное
2.
прогрессивное и реакционное
3.
оптимистическое и пессимистическое
4.
религиозное и атеистическое
5.
теоцентризм (приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(приоритет человека), социоцентризм, наукоцентризм.
6.
Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за еѐ сохранность
- бережное отношение к человеческой жизни
- физическое и нравственное здоровье человека
- признание равноправия различных мировоззрений
- достоинство личности
- созидательный труд на благо общества
- доброжелательные отношения между людьми
___________________________________________________________________
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов
связь с админом