Главная страница

Использование художественной репродукции для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории Отечества 6 кл.... Использование художественной репродукции для формирования образн. Курсовая работа Использование художественной репродукции для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории Отечества 6 кл.


НазваниеКурсовая работа Использование художественной репродукции для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории Отечества 6 кл.
АнкорИспользование художественной репродукции для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории Отечества 6 кл..
Дата11.10.2017
Размер127 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИспользование художественной репродукции для формирования образн
ТипКурсовая
#40827
Каталогdoshkolnikru

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: УУД на уроках английского языка.doc, Технология диалогового взаимодействия на уроках географии в 7 кл, Метод проектов на уроках английского языка.doc, Использование художественной репродукции для формирования образн, Уроки грамоты 4+.docx, реферат Лепка_1.docx.
Показать все связанные файлы


Курсовая работа: «Использование художественной репродукции для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории Отечества 6 кл.»

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3

Анализ понятия «образные представления»…………………………… 4

Особенности формирования образных представлений у учащихся среднего школьного возраста ……………………………………………………… 9

Методика Использования художественных репродукций на уроках Истории Отечества ……………………………………………………………….. 14

Возможности применения художественных репродукций для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории ……………20

Примеры использования художественных репродукций на уроках истории Отечества в 6 классе …………………………………………………… 22

Заключение …………………………………………………………….... 24

Введение
Проблема эффективности и степени качества образования на уроках Истории России рассматривается уже много лет и не теряет актуальность. В контексте этой проблемы важна тема использования художественных репродукций для формирования образных представлений учащихся на уроках истории Отечества. В работе рассматривается специфика применения художественных репродукций на уроках Истории в 6 классе.

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть возможности использования художественных репродукций на уроках истории. Для достижения поставленной цели диссертант предпринял решение следующих задач:

  • уточнить значение понятия образные представления на основе анализа психолого-педагогической литературы,

  • проанализировать особенности формирования образных представлений учащихся школьного возраста,

  • рассмотреть методику использования художественных репродукций на уроках истории,

  • определить возможности применения художественных репродукций для формирования представлений учащихся на уроках истории,

  • предложить варианты использования художественных репродукций на уроках истории в 6 классе.

Таким образом, в данной работе рассматривается принцип наглядности обучения и его положительные стороны.

Тема работы не нова, но актуальна и в наше время. Во многом потому, что представляет собой новый подход к образовательному процессу и при введении может сделать образование намного простым для учеников и результативным для работы преподавателей. Данная проблема разработана во многий педагогических пособиях и представляет собой один из интереснейших аспектов педагогики.

Анализ понятия «образные представления»
Между зрительным впечатлением от предмета и нанесением красок на картинную плоскость с целью его изображения в нашем сознании происходит сложный мыслительный процесс. Этот процесс всегда имеет определенную направленность в зависимости от индивидуальных особенностей автора, его мировоззрения, от того, на каких чертах предмета или явления сосредоточивается автор, в зависимости от тех мыслей и чувств, которые он собирается вложить в свое произведение. Все это неизбежно влияет на образы, складывающиеся в сознании автора, и на их изображение1.

Во-первых, из зрительных наблюдений в натуре, без которых нельзя вообще что-либо знать об окружающем. Во-вторых, из всестороннего знания предмета, которое развивается вместе с подъемом общего уровня современных представлений художника и, в-третьих, из непрестанной изобразительной практики, на которой проверяется и оценивается правильность, глубина и образность воспроизводимых на картине впечатлений, оцениваемых как самим художником, так и его зрителем.

Образное представление о живописном состоянии возникает из непосредственных зрительных, а также осязательных ощущений, которые оставляет видимый предмет в нашем сознании. Зрительные ощущения возникают от воздействия того света, который распространяется видимым предметом и доставляет нам сведения о величине предмета, его форме, цвете, положении в пространстве. Зрение дает сведения о предмете, но сведения эти разрозненные, односторонние и не могут дать полного представления о нем в целом.

К деятельности зрения и других органов чувств, присоединяется деятельность мышления, связывающего ощущения воедино. Из совокупности разрозненных, прежде всего зрительных ощущений складывается восприятие живописного облика предмета в целом, его непосредственный зрительный образ. Это то, чувственное восприятие, которое лежит в основе познания природы.

Из этого чувственного материала восприятия при помощи мышления, путем всестороннего изучения предмета складывается представление, также весьма важное для живописной работы. Его отличие от восприятия и исключительная ценность для художника заключаются в том, что представление может воспроизвести живописный образ предмета в его отсутствии, без натуры2.

Образные представления – это понятие, которое неразрывно связано с методикой обучения. Именно образные представления помогают в обучении самым эффективным образом. Учащийся способен запомнить и понять, только представляя то, что изучает. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей. В центре внимания – процесс познания, а не преподавание, как это было при традиционном обучении. В современном мире прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, подвергаются изменениям практически каждый год и устаревают раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Поэтому, как мы видим, гораздо важнее, чтобы современные молодые люди умели самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания в какой-либо области, приобретая по необходимости, новые знания и умения в разных областях, именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Поэтому для повышения качества знаний и их легкой усваимости одним из наиболее эффективных методов является создание образного представления, которое отразиться в памяти ученика.

Образное представление помогает человеку непосредственно в его образном мышлении, которое является совокупностью способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Образное мышление приводит к мгновенному получению результата. Около 30 % учащихся с 4-го по 6-ой класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария3.

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.

Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.

Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных4.

Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Пространственное мышление является разновидностью образного5.

Сознание любого человека обладает способностью образного и понятийного (языкового) мышления. У одних людей получает наибольшее развитие образное мышление (это – люди искусства), у других – понятийное (логики-специалисты, в основном, технической области). Баланс образного и понятийного мышления может быть самым разным.

Образные представления, по сути, являются неотъемлемой частью мыслительного процесса человека. Думая о чем либо, обращаясь к знаниям накопленным в результате обучения или просто вспоминая человек невольно видит в своем подсознании образны. Они могут быть воображаемы самим человеком, например при чтении книги без иллюстрации, либо представлены для лучшего усвоения информации, например в презентации. Образное представление отличает человека от всех существ на земле и именно оно ему позволяет быть обучаемым и творческим.

Представление, или вторичный образ, - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на его органы чувств. Как и восприятие, представление наглядно. Однако от восприятий оно отличается меньшей яркостью, фрагментарностью (при наличии целостного образа объекта в нем могут отсутствовать некоторые детали), неустойчивостью (им присуща изменчивость, «текучесть» деталей, свойств). Образы представления отличаются от образов восприятия также обобщенностью. Обобщенность образа может быть выражена в разной степени, а именно от конкретного представления предмета в условиях частного момента до абстрактного образа целого класса объектов.

Высокообобщенные представления присущи системе мышления.

Представления полимодальны, т.е. включают в себя тактильно-кинестетические, визуальные, слуховые и прочие составляющие. Но в каждом конкретном представлении какая-то модальность оказывается ведущей: так, выделяются слуховые, вкусовые и другие представления. Наибольшую роль в психической деятельности человека играют зрительные представления. Если представления других модальностей отличаются конкретностью, невысоким уровнем обобщенности, то зрительные представления могут относиться к разным уровням психики: от конкретных образов памяти до абстрактных визуализированных образов мышления. Зрительные представления отличаются устойчивостью и многообразием.

Представления разных людей отличаются по степени яркости / отчетливости / устойчивости / полноты образа.

Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если отношение образа к прошлому опыту субъектом осознается. Если же представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием его в более или менее преобразованном виде, то представление является не образом памяти, а образом воображения. Представление и воображение являются одновременно и воспроизведением - пусть очень отдаленным и опосредованным, - и преобразованием действительности6.

Таким образом, образные представления являются основополагающими в процессе мышления и обучения человека.
Особенности формирования образных представлений у учащихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст – переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма7.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже – с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника8.

Характерная черта внимания ученика среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. На легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела9.

Важнейшим звеном в системе воспитания и образования подрастающего поколения является школа. Современная школа находится на сложном пути выполнения задач по обеспечению качества образования на основе его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этих условиях структура содержания образования средней школы не может иметь маловажных аспектов.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Поэтому для большей эффективности обучения, требуется использовать не только традиционные методы, но и творческий подход. Так, например, если максимально приблизить суть предмета к жизни самого подростка, у него появиться некий стимул и желание для того чтобы успешно познавать тот или иной школьный предмет. Если использовать не только изучение текстов и диалоги на уроках, но и сопровождать изучение нового материала визуальными составляющими, можно добиться большей успеваемости учеников. Учащиеся средней школы гораздо лучше воспринимают изображения и видеозаписи связанные с изучаемым предметом, чем большие научные тексты.

Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания. Читая учебник в котором есть иллюстрации, подросток как бы мысленно связывает получаемые знания с картинками, формируя, таким образом, образное мышление которое, по сути, является самым эффективным в процессе обучения10.

Если в процессе обучения не в полной мере используется потенциал правого полушария, то есть образное мышление, воображение и базирующаяся на них интуиция, это отрицательно сказывается на уровне развития творческого потенциала личности, на отношении к искусству, на учебной деятельности в целом.

Причинами низкого качества умственной работы учащихся является: небогатый запас зрительных образов и неумение привлечь их к работе в нужный момент - раз; отсутствие способности мыслить образно, целостно, ассоциативно, одновременно видеть предмет или явление с разных сторон со всеми их многочисленными связями с другими предметами и явлениями - два; слабое владение приемами мыслительной деятельности, связанной со способностью рождать идеи и создавать многозначный контекст, проявляющимися в творческой деятельности - «неиссякаемом источнике сил и энергии»- три.

Образование - это не только возможность получить знания в области определенной науки, это также и возможность научиться мыслить и применять знания в нужный момент. Мышление рассматривается как продукт исторического развития общественной практики, как особая теоретическая форма человеческой деятель­ности. В философии, психологии и педагогике различают следующие формы мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое. При этом формы мышления трактуются философией «как способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты». Если учитывается содержательная компонента, то выделяют мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, непроизволь­ное и произвольное. Не умаляя значения ни одного из перечисленных видов мышления, которые важны и взаимосвязаны в реальном процессе мышления, мы в рамках нашего исследова­ния выделяем наглядно-образное мышление11.

Подростковый возраст является как раз тем самым временем, когда формируются основы мышления, в том числе и образного. Если в данный период не развивать образное мышление и способность к образному представлению, в подростке, как результат, не раскроются его таланты и предрасположенности к деятельности в будущем, а также может остаться незатронутой в полной мере творческая составляющая личности. Умение мыслить образами — это умение видеть объекты цельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности является именно умение мыслить образно. Образное мышление оперирует образами непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийной обработкой и мысленным преобразованием.

Образное мышление формируется благодаря развитию таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность (как способность к обнаружению и постановке проблем, творческая продуктивность), синестезия (как способность воспринимать информацию всесторонне, по всем существующим каналам восприятия), память, эмпатия (способность к сопереживанию), анализ и сопоставление, наличие личностно значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного мышления, сензитивность (чувствительность), ассоциативность (способность при восприятии заданного образа активизировать внутренне схожие образы), волевые операции (самоконтроль, критика и т. д.). Образное мышление является сложным психическим процессом, включающим в себя теоретическое и эмпирическое основания познания действительности12.

Своеобразием образного мышления младшего школьника является его наглядно-действенный характер. Формируя образное мышление учащихся означает воспитывать потребность в знаниях, обогащать детей системой знаний, умений и навыков, современными способами познания окружающего мира. Сейчас, как никогда, нашей стране нужны люди, умеющие образно мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий отвлекает тяга к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Главная цель – формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Подводя итоги, можно сказать, что образное представление и как следствие образное мышление подростков являются одной из основ процесса обучения. По мнению психологов, не овладев способностью воспринимать мир во всей его сложности и многогранности, являющейся показателем сформированности адаптивных возможностей, нельзя реализоваться в жизни. Так дефектность, неразвитость образного мышления приводит к нарушению формирования «образа Я», регулирующего поведение человека, и как следствие - к нарушению механизмов психологической защиты.

В подростковом возрасте закладывается фундамент, и образные представления дают возможность успешного освоения всех необходимых для будущей жизни навыков. Многие представления подростков начинают меняться, происходит резкий период взросления, при котором учащиеся школьного возраста начинают по-другому осмысливать все, что окружает их.

Но, как ни парадоксально, в условиях: современной цивилизации, держащей ориентир на технический прогресс, школьное образование в основном нацелено на активизацию исключительно левополушарного, логического мышления. Следует констатировать, что педагогическая наука и практика наилучшим образом проявляют себя в способности тренировать рациональное мышление, чего нельзя сказать относительно образного, проявляющегося, подчеркнем, самым удивительным образом в творчестве, в интуиции, без которой нельзя получить во всем объеме истинного представления о жизни. И Именно поэтому большинство учеников средней школы на стадии формирования личностных качеств не получают возможности в полной мере раскрыть свои таланты и найти тот вид деятельности который им наиболее подходит13.
Методика Использования художественных репродукций на уроках Истории Отечества
Тема роли и места наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также находит продолжение и развитие в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.14

Классическим аргументом за наглядное обучение и применение визуальных средств является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств и создание образных представлений в обучении всегда носило массовый характер. Главным образом широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. По данным психологических исследований, не зависимо от возраста информация, полученная с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти15.

Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

Для создания образа восприятия объекта человек использует наряду с ощущением также память и мышление. Только при анализе и осмыслении объекта, образ воспринимаемого объекта становиться наглядным. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Существенное отличие наблюдается между образом представления и образом восприятия. Образы представления по своему содержания и наполненности богаче, они различны у разных людей по своим свойствам, например по яркости, устойчивости или же полноте. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его уровня развития и способностей познавательного характера и от степени наглядности образов восприятия, степень наглядности может различаться.

Роль чувственного познания заключается в том, что оно дает первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. В свою очередь осуществление переработки представления, выделения существенных свойств и отношения между объектами, тем самым помогая создавать более обобщенные, более глубокие по своей сути образы познаваемых объектов с помощью мышления.

Наглядность в обучении – дидактический принцип, суть которого сводиться к тому, чтобы построить обучение на конкретных образах, воспринятых учащимися.

Принцип наглядности сформулировал и в XVII веке обосновал Я.А. Коменский. В основе его учения наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Он приводит известную эмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении»16. Говорил: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»17.

Суть наглядности обучения состоит в том, что она выступает средством познания окружающего мира, именно поэтому успешность этого процесса в немалой степени зависит от непосредственного наблюдения и изучения предметов, явлений и событий.

Процесс познания окружающей действительности требует включенности всех органов чувств. Таким образом принцип наглядности требует необходимости формирования у учащихся представлений и понятий с помощью чувственных восприятий предметов и явлений. Необходимо также учитывать что пропускная способность органов чувств человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т. е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

В связи с тем что наибольшая пропускная способность информации у органов, принцип наглядности становиться наиболее эффективным. Предусматривается не только опора на зрение, но и на все другие органы чувств.

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В. Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:

При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации.

При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям18.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения.

Необходимо использование наглядных средств целенаправленно, в случае когда уроки загромождаются большим количеством наглядных пособий они становятся фактором, который мешает сосредоточиться учащимся на наиболее существенных вопросах. В таком случае наглядность обучения не принесет пользы, а с большей вероятностью вредит усвоению знаний и развитию учащихся.

Эффективность применения визуальных средств на уроках истории в большой степени зависит от качества дидактического материала и технических средств, а также владения учителем навыками их использования, и зависит от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, использования телевидения, слайдов и других средств наглядности19.

Рассмотрим методику использования наглядности применительно к урокам истории.

Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина, а при ее отсутствии иллюстрация учебника. При работе с картиной сначала проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и вывода из анализа деталей.

Понимая, что у детей разные психолого-познавательные возможности, учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом выделяется два уровня использования картин на уроке истории: 1) описание произведения и извлечение из него информации; 2) осмысление, оценка и использование картин в творческой деятельности. На первом уровне предлагаются следующие личностно-ориентированные типы заданий: на идентификацию типичных представителей определенного времени (мода, стиль), определение по деталям места действия, выявление основной идеи автора по сюжету и деталям.

На втором уровне учитель может использовать личностно-ориентированные задания другого плана: на сравнение изобразительного материала, сопоставление образов событий в различных произведениях, объяснение смысла авторского изображения, установление содержательных и оценочных связей в различных типах изображения, аргументацию с помощью картин своей позиции в полемике и споре.

Приемы работы с различными видами карикатур. В отличие от живописи образ в карикатуре лаконичен, правдив, выразителен и циничен. В плане реализации личностно ориентированного подхода карикатура является идеальным средством для организации обсуждения и дискуссий. В то же время прибалтийские авторы коллективного труда по методике ограждают учителя от легковесности в использовании карикатур: «Карикатуры могут оказаться очень сложным источником, поскольку для их понимания часто необходимы обширные дополнительные знания. Во многих случаях надо суметь понять намеки, стереотипы и аналогии. Иногда юмор уже устарел, поэтому прочтение карикатур является серьезным умением». Для учителя важна степень остроты карикатуры, ее тенденциозность, одностороннее, пристрастное, личностное отношение автора к изображаемому20.

Продуктивным направлением реализации личностно-ориентированного подхода является заполнение недостающих звеньев в схемах и таблицах. На современном уроке также можно использовать предложенные В.В. Шоганом ассоциативные схемы, под которыми понимается «схематическое тождество настоящего и прошлого, в них используется некий актуальный знак близкий и понятный детям».

В последние годы во многом изменились подходы к работе с картами. Важнейшим средством реализации личностно-ориентированного подхода можно считать прием составления ментальной карты заданного региона, создаваемой каждым школьником. На чистых листах бумаги они вычерчивают объект, обсуждают с одноклассниками, насколько точны детали, определяют наиболее характерные выявленные ими черты региона. После обсуждения ученики сравнивают свои ментальные карты с оригиналом. Ментальную карту можно использовать для диагностики пространственных умений и как средство самовыражения личности.

Таким образом, в данной части работы была рассмотрена методика использования художественных репродукций и визуальных средств на уроках истории, два современных подхода к организации наглядного метода обучения: проблемный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход ориентируется на детей с разными психолого-познавательными возможностями. Проблемный подход развивает творческие способности учеников.

Возможности применения художественных репродукций для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории
В процессе обучения на уроках истории, словесное описание событий и исторических явлений является малоэффективным, так как в подавляющем числе случаев невозможно опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания, потому, что они представляют собой явления уже прошедшие, которые не могут воспринимать ученики в реальном времени. По этой же причине исторические представления учащихся не могут быть точными и четкими, они не адекватны исторической действительности21.

Никакие средства художественного рассказа не способны создать такие точные и конкретные представления у учеников, какие способны появиться при восприятии изучаемых предметов и изображений.

Принцип наглядности обучения в полной мере позволяет сформировать у учащихся в учебном процессе образные представления и понятия об историческом прошлом. Наглядность отличается своим многообразием и существует также ее классификация.

Принято различать наглядность внутреннюю и словесно-образную, также внешнюю и предметную. Классификация по внешним признакам включает в себя: печатные (иллюстрации, картины, схемы, карты); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения) средства обучения. Нередко обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, условно-географическую и изобразительную22.

Предметная наглядность в изучении истории подразумевается как непосредственное восприятие вещественных памятников прошлого и материальных следов; следы жизни и деятельности людей в виде орудий каменного века. Предметная наглядность включает в себя вещественные памятники прошлого, произведения искусства и предметы быта прошлого.

Наибольшее применение имеет изобразительная наглядность, то есть изображение исторических событий, деятелей, памятников. К этому виду наглядности также относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты и документальные фильмы.

В современной школе получили большое распространение художественные репродукции как средство наглядности в изучении истории. В большинстве случаев это учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками к темам школьного курса. Они бывают событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Непосредственно представление о конкретных единичных событий у ученика складывается на основе событийной картины. В такой картине обычно воссоздается решающий момент в истории, требующий сюжетного рассказа. Например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д.

Другой вид картины – типологическая картина. Она воспроизводит многократно повторяющиеся исторические факты, события, которые типичны для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них – «Полюдье», «Вече в Новгороде».

Также выделяют культурно-исторические картины, которые осуществляют знакомство учеников с предметами быта и памятниками материальной культуры. На такой картине часто изображают памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Воссоздать образы исторических личностей в полной мере помогают картины-портреты. Портреты изучают в узком и широком смысле. Во процессе изучения портрета в узком смысле слова в первую очередь обращают внимание на черты лица, характеризующие изображенного человека как личности. В широком смысле, изучая портрет, помимо анатомических черт лица привлекают награды и знаки отличия. Комментарии картин дают содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.

В формировании образных представлений в изучении истории также могут быть задействованы карикатуры. Карикатура доступна, она художественно выразительна, ее характерной чертой является остро выраженная идея. Карикатура легко воспринимается и используется лишь наглядного подтверждения слов преподавателя. Это, по сути, характеристика которая требует разъяснения сущности учителем. Портретная карикатура представляет собой способ образную характеристику личности или целой исторической эпохи23.

Таким образом, необходимость использования художественных репродукций очевидна. Становиться понятно, что составление образных представлений у учеников в процессе изучения истории не ограничено лишь устными рассказами и дискуссиями, а в полной мере зависит от качества визуального материала.
Примеры использования художественных репродукций на уроках истории Отечества в 6 классе.
Учебный процесс, по своей сути, является тщательно продуманной технологией, которая требует план. В план обучения на уроках истории входят не только устный рассказ, но и реализация принципа наглядности, выраженная в использовании художественных репродукций как важного элемента в технологии всего учебного процесса24.

Рассмотрим примеры использования художественной репродукции на уроке истории в 6 классе.

Первый вариант – урок истории на тему внутренней политики Новгородского Княжества. Здесь необходимо формирование у учеников реального представления процесса управления. Для иллюстрации можно использовать картину К.В.Лебедева «Вече в Новгороде». В данном случае использована типологическая картина. При таком плане урока ученик запоминает не только то, что говорит преподаватель, но и картинку. Эффект запоминания усиливается потому, что ученик связывает картинку и рассказ.

Второй вариант – урок истории тема которого связана с личностью Ивана Четвертого Грозного. В данном случае будет уместным использование во время урока портрета Царя. Здесь преподаватель получает возможность через призму внешности рассказать о характере личности на портрете и рассмотреть подробно предметы прошлого, такие как одеяние и атрибуты Царя. При такой манере преподавания нового материала ученики будут иметь образное представление личности Ивана Грозного и рассуждать более предметно. Возможно, будет не лишним показать ученикам карикатуру, которая ярко демонстрирует характер и другие черты личности.

Другой пример касается изучения культуры и предметов быта древности. В такой ситуации необходимо найти картину типологическую или портрет, который будет содержать в себе большое количество деталей и предметов данной эпохи. Важно чтобы художественная репродукция была как можно более подробной и детализированной, также важен и комментарий, максимально полно раскрывающий весь смысл изображенного на картине, в таком случае степень интереса ученика может быть увеличена в разы, ведь ученики средней школы питают большой интерес к рассмотрению подробностей картины. Специфика данного возраста позволяет сфокусировать внимание детей, используя интересный и доступный язык.

Важность присутствия иллюстративного сопровождения очевидна также, например, в случае, когда тема урока – это война или важное сражение. Здесь необходимо изображение, на котором можно увидеть важнейший момент или кульминацию боевых действий. При таком иллюстративном сопровождении рассказа становиться более четким образное представление учеников, для них изображенные события приобретают более реальный масштаб и привлекают больший интерес, что само по себе является важнейшей задачей в обучении детей данного возраста.

Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что значение художественных репродукций на уроках истории трудно переоценить. Именно они позволяют в полной мере реализовать принцип наглядности и повысить эффективность образовательного процесса. В ходе работы удалось проанализировать степень значимости образного мышления. Образное представление помогает человеку непосредственно в его образном мышлении, которое является совокупностью способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета.

Гораздо важнее, чтобы современные молодые люди умели самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания в какой-либо области, приобретая по необходимости, новые знания и умения в разных областях, именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Поэтому для повышения качества знаний и их легкой усваимости одним из наиболее эффективных методов является создание образного представления, которое отразиться в памяти ученика.

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

Никакие средства художественного рассказа не способны создать такие точные и конкретные представления у учеников, какие способны появиться при восприятии изучаемых предметов и изображений.

Принцип наглядности обучения в полной мере позволяет сформировать у учащихся в учебном процессе образные представления и понятия об историческом прошлом.

Необходимость использования художественных репродукций очевидна. Становиться понятно, что составление образных представлений у учеников в процессе изучения истории не ограничено лишь устными рассказами и дискуссиями, а в полной мере зависит от качества визуального материала.
Список литературы


  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Прак. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

  2. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

  4. Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

  5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений: В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВЛАДОС 2002. – 304 с.

  6. Степанищев А.Т. Методич. справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

1 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

2 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

3 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

4 Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

5 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

6 Степанищев А.Т. Методич. справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – С. 145.

7 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

8 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

9 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

10 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

11 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

12 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Прак. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

13 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

14 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

15 Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВЛАДОС 2002. – 304 с.

16 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 205.

17 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 90.

18 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

19 Степанищев А.Т. Методич. справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 145.

20 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

21 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

22 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

23 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

24 Психологические особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudopredki.ru/4184

перейти в каталог файлов
связь с админом