Главная страница

Скоморошество.Мальцев.. Курсовая работа Пермь 2012 фбгоу впо Пермский государственный институт искусства и культуры


Скачать 79,16 Kb.
НазваниеКурсовая работа Пермь 2012 фбгоу впо Пермский государственный институт искусства и культуры
АнкорСкоморошество.Мальцев..docx
Дата02.12.2017
Размер79,16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСкоморошество.Мальцев..docx
ТипКурсовая
#51390
страница1 из 3
Каталогpublic76643617

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: E_V_Balanovskaya_i_O_P_Balanovskiy_quot_Russkiy_genofond_na_Russ, M_V_Volotskoy_Podnyatie_Zhiznennykh_Sil_Rasy.pdf, Bedny_volk.pdf, Евгеника. Виды евгеники..pptx.pptx, Baran-nepomnyaschiy.pdf, 636_Chelovecheskie_rasy__1905.pdf, Салтыков-Щедрин Пропала совесть.docx и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Скоморошество как самобытное явление русской культуры

Курсовая работа

Пермь

2012

ФБГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

Скоморошество как самобытное явление русской культуры

Курсовая работа

Исполнитель: Мальцев Е.А

студент группы МК11-1Б

Научный руководитель:

доцент, кандидат педагогических наук

Мельникова Н.С.

Пермь

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение_______________________________________________________4

1. Скоморошество в системе СКД: исторический аспект.______________7

1.1 История появления скоморохов на Руси._________________________8

1.2 Скоморошество в XV-XVIвв. «Золотое» время скоморошества на Руси._________________________________________________________13

1.3 Программа «оцерковления» жизни человека (XVII в.) и её влияние на развитие скоморошества.________________________________________17

2. Роль и место скоморошества в истории русской культуры.__________25

2.1. Основные формы и содержание «скоморошьей культуры».________26

2.2.Значение скоморошества для последующего развития СКД.________36

Заключение___________________________________________________38

Список использованных источников_______________________________41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Данная работа является значимой и актуальной на современном этапе. Значимость ее достигается за счет повсеместного расширения сети учреждений культуры, направленных на массового зрителя. В наши дни на первое место вырвалась развлекательная культура, современный человек просит «хлеба и зрелищ». Скоморохи были центром средневековой развлекательной культуры и именно они стоят у истоков многих институтов. Данной работой автор хочет показать связь традиций прошлого с развлекательной культурой наших дней. Впервые скоморохами ученые заинтересовались более ста лет назад. Такие крупные ученые, как И. Беляев, А. Н. Веселовский и П. Морозов до революции, в советское время - Н. Финдейзен, А. Зимин и многие заинтересовались и исследовали скоморошество. Данная тема достаточно хорошо разработана в теоретическом аспекте. Многие из данных авторов рассматривают в своих исследованиях историю скоморохов, определение термина «скоморох», их взаимоотношения с церковью, их фольклор, музыкальные инструменты и многое другое.

Социальная значимость проблемы: Исследование данной темы позволит лучше узнать историю становления и развития скоморошества и сравнить ее с развлекательной культурой наших дней.

Объект исследования: Скоморошество – как самобытное явление в российской культуре.

Предмет: История становления и развития скоморошества на Руси.

Цель исследования: рассмотреть скоморошество как социально-культурное явление, историю его появления и развития.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть историю зарождения и появления скоморошества на Руси

  2. Выявить роль скоморохов в российской культуре

  3. Проанализировать влияние скоморошества на современную развлекательную культуру

Методы исследования: При работе над этой темой автор использовал несколько методов: анализ текстов, статей и поиск исторических документов видных ученых-исследователей.

Степень разработанности проблемы: Автор начал со статьи И.Беляева1, написанной еще в XIX веке. По признанному мнению, данная статья лучше всего раскрывает большинство теоретических аспектов, связанных со скоморошеством. Беляев отмечает, что "предлагали свои услуги повсюду, где открывалась, какая бы то ни было потребность в музыке и игрищах" Статья Беляева стала фундаментом в изучении русского скоморошества, а выдвинутые им тезисы не опровергнуты и в наше время. Следующий ученый, посвятивший себя изучению скоморохов - Александр Веселовский. Он попытался найти связь между скоморошеством и русским театром. Анализируя различные обряды и игры, он выявил элементы драмы, что, безусловно, дает право считать скоморошество истоком зарождения русского театра. Подробно разбирая свадебный обряд, он пишет: "Не опасаясь упрека в преувеличении, мы позволим себе называть весь обряд этот свадебной драмой"2. Много внимания уделил А. Архангельский скоморохам, который также исследовал связь скоморохов с русским театром. Следующим был А.С. Фамицын написавший книгу в 1889 году3. Автор книги подробно систематизировал и рассказал накопленные знания о скоморохах, хоть нового в изучение скоморошества не внес. Заметный вклад в изучение вопроса внёс Н. Финдейзен, посвятивший скоморохам большую главу в своей книге по истории музыки в России. Он первый из исследователей использовал писцовые и переписные книги, содержавшие сведения о количестве скоморохов, местах их пребывания и об их имуществе.4 Последняя работа, где рассматривался весь комплекс основных проблем, связанных со скоморохами, была написана в 1946 году А.Морозовым5. Ученых пишет о тех чертах скоморохов, которые сделали его любимыми народом, но также и об отрицательных моментах. Все кто писал на данную тему позже, брали только один какой-нибудь вопрос, проблему или период времени. К последнему типу работ принадлежат статьи А.Зимина и Л.Шептаева. Результат данной работы важен, т.к. будет содержать обширный теоретический материал, накопленный за многие годы учеными, переработанный и проанализированный автором.

Структура курсовой работы: Курсовая работа делится на 2 главы. Первая глава состоит из 3 параграфов и раскрывает исторический аспект скоморошества: ее зарождение, «золотое время» скоморошества и время гонений скоморошества церковью. Вторая глава состоит из 2 параграфов и раскрывает основные формы и содержание скоморошества, а также их значение в развитии культуры.

1 ГЛАВА. СКОМОРОШЕСТВО В СИСТЕМЕ СКД: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

В данной главе автором исследуется история зарождения и появления скоморошества на Руси, о том какие версии предлагаются учеными об их возникновении, об первых упоминаниях в летописях, документах и фресках. Во втором параграфе рассказывается о так называемом «золотом веке» русского скоморошества. В третьем параграфе исследуются взаимоотношения скоморохов с русской православной церковью и государством, о причинах церковных гонений. Глава носит теоретический характер и описывает нам общую картину минувших дней, когда только зарождалась русская развлекательная культура. В данной главе были использованы исследования Баканурского А.Г.; Власовой З.И.; Лихачёва Д.С.; Шептаева Л.С. и Белкина А.А.


    1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СКОМОРОХОВ НА РУСИ

Статья, И.Беляева, написанная еще в 19 веке, вне всякого сомнения, давала верное направление изучения русского скоморошества. Одно из положений данной статьи, о том, что русские скоморохи были достаточно близки, в частности к греческим «мимам» невозможно опровергнуть и в наши дни и скорей доказывает, что скоморошество, как социальное явление явно носит нерусское происхождение. Исследуя значение скоморохов в истории русского театра, А.Веселовский первым высказался в пользу теории их нерусского происхождения. «Они – захожие люди»6, пишет он. Даже в наши дни, когда теория о захожести скоморохов получила опровержение, можно услышать, что они пришли на Русь с принятием христианства. Причина этих разногласий в неизученности их истории до 10 века (принятия христианства на Руси 988 год) и как следствие этого, изучение скоморохов, начиная с 11 века, когда о них впервые упоминают письменные источники. Скудность материала вынуждает исследователя пользоваться методом гипотез, чтобы составить общую картину данного социального явления, но и любая гипотеза должна поддерживаться документальной фактологической основой, иначе, без данного «фундамента» ее построения никто не сможет устроить. В наше время, на помощь исследователю скоморошества приходят на помощь многие науки: археология, искусствознание, история религии, философия и многие другие, без помощи которых изучение скоморошества невозможно. Ряд знаний по истории, истории религии, а также законы развития общества позволяют сделать вывод, что объективные социальные интересы, очевидней всего, именно первобытно – общинного общества вынудили (побудили) отдельных индивидов заниматься усвоением целого ряда навыков, приемов, необходимых не только для охоты и другой трудовой деятельности, но и для участия в обрядах, праздниках, ритуальных магических и других культовых действах. Эти, особые связанные с оправлением различных языческих культов, объективные социальные интересы были первичными для появления в обществе (в соответствующую этим интересам эпоху) тех, кого позже стали называть общим термином – «скоморохи». Однако автору кажется более вероятная версия, что начало скоморошества следует искать в «игрищном» этапе развития древнеславянской зрелищной культуры, т.к. деятельность скоморохов в основном была связана со смеховой культурой, с различными формами народного юмора и сатиры, учёные акцентируют своё внимание на раннеславянских похоронных обрядах, включавших в свою структуру смеховое начало. Здесь похороны – это не только скорбь о его утрате, но и радость по поводу будущего путешествия, радость, выражаемая смехом. Под воздействием сатиры, данный ритуал скоро потерял свое магическое значение. В немалой степени этому способствовали содержащиеся в нём смеховые элементы. Таким образом, осуществлялся переход от обряда к художественно-смеховым формам, какими являлись игрища. Здесь мы встречаемся с новым этапом формирования скоморошьего искусства – пародированием официальной обрядности в игровой деятельности. Скорее всего, скоморошество не было однозначно связано с погребальным ритуалом, в немалой степени этому способствовали и свадебные обряды и ритуалы, связанные со сменой времен года. Следующая ступень формирования смеховой зрелищной культуры и её представителей – скоморохов – ряжение, которое тесно связано с пародийными похоронами. Ряжение в контексте игры обладает некоторыми признаками, роднящими его с театральным действием: во-первых, попытка выйти за пределы самого себя, во-вторых, стремление как можно точнее передать существенные черты изображаемого. Наверняка представление ряженых шли при активном соучастии зрителей, которые должны были изображать испуг, «подыграть» весельчакам. К тому же игра на публике стимулировала творческую фантазию ряженых: каждый из них старался как можно дольше быть неопознанным, а это требовало тщательной гримировки, высокой техники выполнения масок, театрального перевоплощения. Так постепенно складывались основные элементы искусства народных потешников.7 Все формы игрового творчества скоморохов «свидетельствуют от устойчивом стремлении народа к выражению своих мыслей и чувств не только в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, но и в интонации голоса, жесте, мимике, способствующих созданию определённого драматического образа». 8 Развитие словесного момента в фольклорном искусстве благоприятствовало постепенному выделению из среды играющих тех, кто со временем занял особое место в смеховом зрелище, стал его главным исполнителем, руководителем и организатором. Они-то и явились первыми профессиональными представителями смеховой зрелищной культуры русского средневековья – скоморохами. Делая вывод, что скоморошество возникло в ответ на игровую потребность народа, надо в то же время отметить, что для самих скоморохов представления давали средства к существованию. Поэтому можно утверждать, что скоморошество являлось особой областью средневековой профессиональной деятельности. Это была деятельность первых русских актёров-потешников, составлявших свой ремесленный цех. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Вряд ли это совпадение случайно: оно наглядно иллюстрирует жанровые разновидности искусства скоморохов, указывает время, когда они привлекли к себе внимание, и говорит о двояком к ним отношении. Впервые слово «скоморох» встречается в «Повести временных лет» в 1068 году, где уже видна вся ненависть, которую церковь питала к русским потешникам. Там видно, как летописец с негодованием отмечает успех скоморохов перед народом в сравнении с посещением христианского богослужения: «Видим бо игрища утолочена и людий много множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоять». Церковные поучения XI—XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегали скоморохи: «Москолудство вам братие нелепо имети». Особенно сильному преследованию скоморохи подверглись в годы татарского ига, когда церковь, авторитет которой заметно возвысился, стала усиленно проповедовать строгий образ жизни. Так, митрополит Кирилл в своем поучении 1274 года запрещал ходить «на русалии скоморохов и прочие диавольские игры». Рязанская «Кормчая» 1284 года осуждала «скомрахов, гоудцов, свирелников, глумцов». Летопись Переяславля Суздальского (13 век) сетовала на распространение короткого мужского платья: «Начаша... кротополие носити... аки скомраси».9 Но никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

Выводы по 1 параграфу.

Из первого параграфа понятно, что истоки скоморошества следует искать в игрищах, которые были очень популярны по Руси. Скоморохи выступали, как и на свадебных, так и на погребальных отрядом, также это был их промысел и единственный достаток, но не только доход был их «двигателем» в данной сфере. Скоморошество был люд простой, но творческий и главным «двигателем» выступало их желание выразить свое «я», раскрыть свой творческий потенциал. Государство сначала поддерживало скоморохов, но потом под влиянием церкви начало активно притеснять и запрещать их, что видно из многочисленных летописей того времени.

1.2. СКОМОРОШЕСТВО В XV-XVI ВВ. «ЗОЛОТОЕ» ВРЕМЯ СКОМОРОШЕСТВА НА РУСИ.

В XVI—XVII веках было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами. Образуется сословие городских оседлых скоморохов. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату». 10Объединение скоморохов в ватаги, в какой-то степени, послужило благоприятной почвой для создания народных драм с большим числом действующих лиц, то есть драм больших жанров. Кроме того, скоморохи по-прежнему участвуют в игрищах и народных бытовых обрядах. В течение XVI-XVII вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Стоглавым собором в 1552 г. было отмечено объединение скоморохов ватаги, которые скитались по русской земле в поисках заработка. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца XVI в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток. На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Однако термин «скоморох» сохраняется преимущественно за музыкантами, плясунами, певцами. По определению «Домостроя», специальностью скоморохов было «плясание и сопели, песни бесовские». 11В репертуаре скоморохов всякого рода комические песни и сценки, которые показываются молодежи и детям в кукольных театрах за деньги. Он рассказывает, что плясуны - вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол устраивают представления. В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. Через полгода после воцарения Михаила Романова, в 1613 году, Потешный чулан был заменен Потешной палатой (это было первое театральное помещение в России.) Скоморохи вошли в ее штат. Потешная палата существовала до середины XVII в. Как и в Киевской Руси, придворные представления имели преимущественно цирковой характер. Запретительная грамота 1648 года предписывала, чтобы скоморохов в дом к себе не пускали и не развлекались с ними, так как «среди населения умножилось всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми». 12Это дает основание полагать, что в XVI-XVII веках происходит отраслевая специализация скоморохов. Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных скоморохов (гистрионов, жонглеров). В 1648 г. царь Алексей Михайлович свои указом "об исправлении нравов и уничтожении суеверий" окончательно изгнал скоморохов из столицы, а их инструменты утопили в Москва-реке, но "карнавальная" культура скоморохов продолжала жить в народном музыкальном быту.

Выводы по 2 параграфу.

На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Они начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами. Образуется сословие городских оседлых скоморохов. Это обусловлено большим спросом на их ремесло в то время. Объединение скоморохов в ватаги, в какой-то степени, послужило благоприятной почвой для создания народных драм с большим числом действующих лиц, то есть драм больших жанров. После появления на Руси музыкальных инструментов, таких как органы, скрипки и трубы, скоморохи быстро осваивают их. Постепенно бродячие ватаги исчезают, а оседлые начинают разделяться на музыкантов и сценических деятелей. В 1648 г. царь Алексей Михайлович свои указом "об исправлении нравов и уничтожении суеверий" окончательно изгнал скоморохов из столицы, а их инструменты утопили в Москва-реке, но "карнавальная" культура скоморохов продолжала жить в народном музыкальном быту.

1.3. ПРОГРАММА «ОЦЕРКОВЛЕНИЯ» ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (XVII В.) И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СКОМОРОШЕСТВА.

Если отцы церкви начали осуждать скоморохов ещё с XI в., то первые территориальные запреты на их представления появились четыре столетия спустя. Официальные гонения на скоморохов усиливались в продолжение долгого времени, пока не достигли своего апогея в конце XVI - начале XVII в., когда церковь активно поддерживало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, вероятно, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку». С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I. Официальные документы, дошедшие до нас, можно условно поделить на 2 части. Первая группа – это послания церковных властей, направленные на искоренение языческих традиций в народе. Вторая – административные распоряжения, запрещающие деятельность скоморохов на отдельных территориях, как правило, принадлежащих монастырям. С одной стороны, появление этих видов законодательных актов закономерно, поскольку логически обосновано практическими потребностями государства и официальной церкви, на протяжении всей российской истории выступающих в единстве. С другой стороны, интересным представляется вопрос о том, почему в христианской церкви появились сами идеи осуждения скоморошества. Традиционный ответ о том, что это произошло только из-за языческих элементов в празднествах с участием скоморохов, представляется недостаточным. Наряду с этой явной причиной, очевидно, существовали и другие истоки неприятия церковью народной праздничной культуры и скоморохов как её представителей. Интересно в этой связи отметить, что наряду с осуждаемыми элементами народной праздничной культуры, такими, как игры, пение и плясание, традиционно связываемыми с участием скоморохов в языческих обрядах, в разряд грехов попали такие, как «празднословие и сквернословие», «буесловие и срамословие и безстоудная словеса». В качестве иллюстрации можно привести уже упоминавшуюся икону из собрания князя Вяземского, где «празднословцам предназначен огонь». Это были прегрешения, связанные с неподобающим использованием христианами речи, слова, что логически было близким скоморошьей практике. Подтверждением тому служат тексты многих скоморошин, часто непристойные. В начальный период христианизации Руси основную свою задачу богословы видели в искоренении ненавистного им «язычества». Новая религия приживалась медленно и вовсе не так, как того бы хотелось её сторонникам. Христианских богословов беспокоила не только безнравственность зрелищ, но и то, что они составляли сильную конкуренцию церкви. Зрелища и развлечения ослабляли проповедническую деятельность богословов, отвлекали от храма прихожан. Деятели русского православия в своей работе со скоморошеством и тем «бесовским занятием», которое скоморохи представляли, опирались на авторитет ранних христианских идеологов. Самыми частыми обвинениями в адрес скоморохов были упрёки в их принадлежности к дохристианскому культу. Скоморохов обвиняли в сотрудничестве с дьяволом, а зрителей запугивали карой на том свете за совершение одного из самых страшных и тяжёлых грехов. Для первого этапа борьбы характерны единичные выступления богословов, осуждавших игрища и скоморошьи потехи. Отсутствие «целостной» критики в адрес скоморохи объясняется, по всей вероятности, ещё и тем, что они ещё не выделялись в особую профессиональную группу русского общества, не образовали своего «цеха». Они были организаторами и главными действующими лицами народных игрищ, корнями уходящих в дохристианскую эпоху. Именно поэтому церковники связывали искусство скоморохов с изгоняемым ими из русского быта «язычеством». Искусство игрецов считалось православными богословами прибежищем преследуемых дохристианских верований. Такое отождествление сыграло, по-видимому, решающую роль в том, что некоторые историки отождествили скоморохов с волхвами. В действительности они, участвуя в народной обрядности, вносили в обряд мирское содержание, преобразуя ритуал в игрище. Со временем церковники убедились, что назидания и просьбы не принимать участие в весёлых представлениях, устраиваемых скоморохами, успеха не приносят. Церковь ужесточила свою политику по отношению к скоморохам. На втором этапе её борьбы со скоморошеством стали доминировать уже не назидания, а угрозы и прямые запрещения на посещение различных увеселений и участие в них. Этот период характерен также и тем, что против скоморохов выступило большинство православного духовенства. Известные нам документы, направленные против «весёлых», можно разделить на две группы. К первой группе относятся документы, которые являлись инициативой отдельных представителей духовенства, ко второй «соборные» постановления, т.е. плоды коллективных усилий православных деятелей в борьбе с народной смеховой зрелищной культурой. Большое число богословских документов, подвергающих резкой критике игрища и увеселения, свидетельствует о том, что антискоморошья деятельность русского православия стала носить массовый характер. Лояльное отношение (до определённого времени) светских властей к «весёлым» – традиция, укрепившаяся в царствование Ивана Грозного, любившего скоморошьи потехи и нередко в них участвовавшего. Воздействие фольклорного искусства на царя было весьма значительным. Сам же Иван Грозный не проявлял отрицательного отношения к скоморохам. Во всяком случае, призыв митрополита Иоасафа «извести» (т.е. помочь богословам уничтожить) скоморохов остался без внимания. Вплоть до начала XVII в. государство не особенно охотно подключалось к борьбе церкви с игрецами. Для обвинения скоморохов в различных прегрешениях богословы использовали не только проповедь или свои сочинения, но и живопись. Так, в мелетковской церкви г.Пскова есть фреска, изображающая скомороха, хулящего богородицу. По предположению академика Д.С. Лихачёва, источником сюжета послужило средневековое повествование «О некоем скомрасе, хулившем пречистую богородицу». Согласно сюжету этой религиозно-назидательной новеллы богородица три раза увещевала скомороха не произносить бранных слов, но должного впечатления это не произвело. Тогда богородица наказала дерзкого игреца. В данном случае терпеливость богородицы резко контрастирует с безудержным гневом церковников, направленным против скоморохов. Причём этот гнев сопровождался потоком отборной брани, никак не соответствовавшей церковным «приличиям». 13Сами же скоморохи, как и большинство простых людей, ничего «дьявольского» в своём ремесле не находили. Выступления отдельных представителей православной церкви против народного искусства чередовались с коллективными образцами антискоморошьего богословского «творчества». В документах Стоглавого собора Русской православной церкви большое место было уделено мерам по пресечению активной деятельности игрецов. Так, лишь в одной 41-й главе двенадцать вопросов посвящено скоморохам. Поскольку нередко священник на свадьбе вытеснялся скоморохом, Стоглав потребовал запрещения деятельности «весёлых» на свадьбах. Вспомнили богословы и об участии скоморохов в ритуальном поминальном веселии. Так, 23 вопрос Стоглава с негодованием осудил совершение дохристианского поминального обряда. В эту пору отрицательное отношение богословов к скоморохам было обусловлено не только беспокойством по поводу возрождения дохристианских традиций, а и тем, что после игрищ народ в церкви стоял «без страха и в тафьях, и в шапках, и с посохи, яко же на торжищи или на позорищи, или на пиру». Почти сразу после Стоглавого собора была послана грамота состоявшегося в 1555г. Троице-Сергиева собора. Игрецы уже не только приравниваются к волхвам и колдунам, но и к разбойникам. Репутация их в глазах богословов ещё более понижается. Характерно, что церковь вновь обращается за помощью к государственным властям. В середине XVI в. такие просьбы со стороны церковников, по-видимому, далеко не всегда принимались во внимание светскими властями. Однако следует отметить, что к концу XVII в. защита скоморохов светскими властями стала уже редкостью. Примерно в конце XVI – начале XVII в. церковь выступила против скоморохов единым с государственными властями фронтом. Связано это было в первую очередь с участившимися социальными потрясениями, в частности, с волной прокатившихся по стране восстаний, также с тем, что в 1589г. во время царствования сына Ивана Грозного – Фёдора во главе русской церкви стал патриарх, облечённый гораздо большей властью, чем управлявшие до этого церковью митрополиты. Церковь и государство оказались союзниками во многих делах, в том числе и в антискоморошьей деятельности. В царском указе 1648г. народные увеселения с участием скоморохов обозначены как «бесовское» действо. Одна из характеристик принадлежит светской, другая – церковной власти. С середины «мятежного» XVII в. скоморошество стало рассматриваться как антиобщественное явление. Хотя многие образцы скоморошьего антифеодального творчества безвозвратно утеряны, даже на основании сохранившихся произведений из репертуара игрецов можно сделать вывод, что начавшиеся в XVII в. преследования скоморохов государственными властями вовсе не случайны. Объектом смеховой критики всё чаще становились не единичные негативные факты общественной жизни, а явления типические. Однако как ни старались игрецы под маской «глупости» скрыть обличительный пафос своих произведений, это не уберегло их от гонений и репрессий. Церковь, заручившись поддержкой государственных властей, нанесла скоморохам новый удар. Надо сказать, что и до середины XVII в. не все князья и бояре, подобно упомянутым воеводам Шереметевым, считавшим скоморошество неотъемлемым атрибутом русского быта, относились к скоморохам с сочувствием. Некоторые антискоморошьи документы, появившиеся ранее XVII в., исходили от светских властей. В них, как правило, ограничивались действия «весёлых», им запрещали играть «сильно», т.е. часто и долго. Так, уставная грамота Дмитровского князя Юрия Иоанновича (1509) запрещала выступления скоморохов перед всей деревней, разрешив их представления лишь во дворах пригласивших хозяев. В 1648г. был издан совместный указ (государства и православной церкви) о почитании праздничных и воскресных дней, цель которого – усилить почтение народа к церкви, заставить его вместо игрищ и развлечений в воскресные и праздничные дни посещать православные храмы. Указ 1648г. был естественным продолжением антискоморошьих мероприятий предшествующего времени. Царём высочайше повелевалось «всякое мятежное и бесовское действо» прекратить. Авторы указа пытались инквизиционными мерами расправиться со скоморохами. Ослушавшихся в первый раз скоморохов повелевалось бить батогами, попавшихся вторично – подвергать тому же наказанию и, кроме этого, брать пеню (штраф) 5 рублей, что по тем временам было немалой суммой. Замеченных в организации и представлении игрищ ссылали в «украйные города» (отдалённые районы страны), а инструменты ломали или сжигали. Это строгие меры заметно ослабили деятельность народных потешников, но не уничтожили скоморошества полностью. Основная масса скоморохов перекочевала в северные районы страны, где преследования не были столь жестокими. Уже после антискоморошьх мероприятия 1648 г. вышло немалое количество документов, в том числе написанных богословами, в которых указывалось на то, что игрецы далеко не везде прекратили свою деятельность, а в ряде мест продолжали играть «сильно». 14Таким образом, хотя церковь и нанесла скоморошеству ощутимый удар, искоренить его полностью она не смогла, как не могла уничтожить исконной тяги народа к весёлым зрелищам, как не смогла победить народного зрелищного искусства
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом