Главная страница

курсач. Курсовая работа по дисциплине Практическое обучение


Скачать 86,44 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Практическое обучение
Анкоркурсач.docx
Дата08.11.2017
Размер86,44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсач.docx
ТипКурсовая
#46537
страница1 из 4
  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Челябинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВПО "ЧГПУ")

филиал в г.Миассе

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Практическое обучение»

Практические методы производственного обучения.

Виды упражнений и их специфические особенности.

Выполнила:

Студент II курса,

Мареева Вероника .

Проверил:

Дата сдачи:_______________

Дата защиты:_____________

Оценка:__________________

Миасс

2012

Введение

Глава 1 Теоретическое изучение методов производственного обучения.

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме : «практические методы производственного обучения».

1.2. Характеристика и особенности использования метода производственного обучения в системе начального профессионального образования.

1.3. Реализация метода производственного обучения на уроках «Технологии».

Вывод по первой главе

Глава 2 Экспериментальное исследование.

1.1 Методическая разработка урока «Экономики» с использованием метода проекта.

1.2 Разработка фрагмента урока по теме « Конкуренция и безработица».

Заключение

Список литературы

Введение

Производственное обучение – важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных рабочих, на него отводится значительная часть общего учебного времени. Производственное обучение учащихся по большинству профессий подразделяются на 3 этапа:

производственное обучение в учебных мастерских, в учебных лабораториях;

производственное обучение в условиях производства;

производственная практика.

Каждый этап имеет свои специфические цели и место в учебном процессе, продолжительность их различная в зависимости от специфики профессии; она определяется программой производственного обучения. Производственное обучение учащихся осуществляется под руководством мастера производственного обучения, который ведет закрепленную за ним группу, как правило, от начала до конца обучения в училище.

Правильный выбор и применение эффективных методов производственного обучения являются решающими. Необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны «наращиваться» на приобретенные ранее. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться. Интегрированное сочетание знаний, умений и способностей должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации.

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Производственное обучение - обязательная составная часть содержания начального профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования.

Можно сказать, что производственное обучение в учреждении начального профессионального образования - это планомерно организованный процесс совместной деятельности мастера и обучающихся, направленный на овладение обучающимися профессиональными знаниями, навыками и умениями, соответствующими современному уровню техники и технологии производства, высокому уровню компетентности по избранной профессии. Следовательно, как и в других видах обучения, в производственном обучении различают две стороны. Первая из них - деятельность обучающегося, процесс овладения им знаниями, навыками и умениями, т.е. учение. Вторая сторона - деятельность мастера, процесс организации познавательной и практической деятельности обучающегося (преподавание, инструктирование). Таким образом, под содержанием производственного обучения понимается совокупность практических знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивают подготовку рабочего определенной профессии и уровня квалификации.

Главной целью производственного обучения является формирование у обучающихся практических основ конкретной профессии или специальности. Оно проводится на основе соединения обучения с производительным трудом обучающихся, подчиненным решению учебно-воспитательных задач. Это предъявляет особые требования к подбору учебно-производственных работ и к материально-технической базе производственного обучения. Производительный труд выступает как основа производственного обучения. Основным содержанием процесса производственного обучения является формирование у обучающихся умений и навыков, наиболее характерных, типичных для осваиваемой профессии, что находит отражение в выборе и применении организационных форм и методов обучения.

Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения общающихся, особое значение приобретает показ трудовых приемов, использование учебной и производственной документации. Процесс производственного обучения происходит на основе тесной связи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, расширяются, углубляются. Специфические особенности, присущие производственному обучению, выражаются прежде всего в том, что оно проходит в условиях максимально возможного приближения к реальной обстановке соответствующего производства, для которого осуществляется подготовка квалифицированных рабочих. В том числе и в смоделированных условиях (в учебных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, на тренажерах, учебных установках, учебных участках и полигонах). И, конечно же, в реальных условиях производства.

Особенности цели, содержания и организации производственного обучения обусловливают специфику средств его осуществления. Особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса оборудованием, инструментами, документацией. Напомним еще раз, что одной из специфических черт производственного обучения является изучение непосредственно процесса производства, трудовой деятельности.

Особенности производственного обучения:

процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению; существует тесная связь обучения с производительным трудом учащихся; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся я целей формирования их технического мышления;

особую роль в училище играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в училищах и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;

учащиеся в средних профтехучилищах одновременно получают общеобразовательную и профессионально-техническую подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме : «практические методы .

В педагогике под процессом обучения понимается совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя (преподавателя или мастера) и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение культурой умственного и физического труда. Для производственного обучения, как части учебного процесса, в целом характерны все его общие закономерности. Специфика производственного обучения, прежде всего в том, что учебный процесс при этом осуществляется в ходе производственного труда учащихся. Это обуславливает особенность учебного процесса – его содержание, учебной деятельности учащихся, обучающей деятельности мастера, средств обучения, т.е. всех его основных компонентов. Содержание производственного обучения определяется на основе анализа трудовой деятельности рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации (разряда, класса, категории и т.п.) Такой анализ показывает, что трудовая деятельность рабочего независимо от профессии, вкладывает следующие функции:

- планирование производственного процесса;

- подготовку производственного процесса;

- осуществление производственного процесса;

- обслуживание производственного процесса;

Следовательно, основная задача производственного обучения учащихся в училище – научить их планировать, подготавливать, осуществлять, контролировать и обслуживать характерный для их профессии производственный процесс.

Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Познакомимся и с третьим подходом к определению метода обучения.

В философском словаре понятие «метод» определяется как способ познания или как совокупность приемов и средств, составляющих деятельность, направленную на достижение определенной цели. Таким образом, любой метод предполагает, прежде всего, наличие цели, для достижения которой и совершается та или иная деятельность.

Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной деятельности человека. Метод - это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Под методом я разумею точные и простые правила (Р. Декарт). Как видим, философы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону - правила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, - это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать.В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия. Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все приведенные определения метода обучения.

Методу производственного обучения определение дает В.А. Скакун.

Методы производственного обучения- способы совместной организованной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства ,взгляды и убеждения, отношение к труду, развиваются умственные. Физические , творческие способности.От применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса, и именно этим обусловлено особое внимание к методам обучения. Метод осуществления учебного процесса разделяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот.Метод обучения имеет свои особенности, вытекающие главным образом да содержания образования, специфики учебного предметами специфики объекта, на который должно быть направлено действие. Учащийся не только объект, но и субъект обучения. Поэтому деятельность обучающего корректируется деятельностью и готовностью к ней обучаемого, составляя своеобразную и динамичную систему их совместного труда

Цель, поставленная преподавателем, может быть достигнута лишь в том случае, если она будет осознана и принята учащимися. Таким образом, в процессе обучения взаимодействуют обучающий и обучаемый, цели деятельности которых должны соответствовать друг другу (хотя и не всегда совпадать). Например, цель преподавателя - сформировать у учащегося определенные понятия и умения ими оперировать в заданных условиях Цель учащегося - овладеть этими понятиями, научиться применять их при выполнении предлагаемых преподавателем заданий. Направленность целей одна, хотя по содержанию выполняемых действий они различны.

Опираясь на результаты исследований Леонтьева,, В. В. Давыдова, .Д.Б. Эльконина, М. И. Махмутов дает глубокое обоснование метода развивающего обучения, выделяя психолого-дидактические его особенности:

а) познавательная самостоятельность учащихся;

б) системность усваиваемых ими знаний;

в) выработка у них навыков выполнения интеллектуальных операции, способов и приемов умственной деятельности

г) формирование мыслительных способностей, выражающихся в интуиции, умении находить оригинальные решения, продуктивности критичности.

Реализация в педагогической практике перечисленных особенностей развивающего обучения требует не только особой логики при отборе содержания учебного материала и построения процесса познания (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин), но и соответствующих методов, отвечающих закономерностям умственного развития учащихся. Поскольку обучение - процесс двусторонний, то и методы обучения, по мнению некоторых дидактов (М. М. Левиной, М. И. Махмутова) должны рассматриваться с двух позиций: организации и управления познавательной деятельностью учащихся (преподавание) и усвоения учащимися знаний и овладения ими методами познания (учение). Отсюда выделение двойной (бинарной) номенклатуры методов.

Другие подходы к классификации методов, намеченные М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Исходя из различных видов содержания образования и задач, вытекающих из него, они выделяют группы методов в зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и характера деятельности преподавателя, организующего учебный процесс. Ими выделяются следующие общедидактические методы: 1) информационно-рецептивный- 2) продуктивный; 3) проблемное изложение; 4) частично-поисковый' или эвристический; 5) исследовательский.

Данная классификация представляет значительный научно-практический интерес, так как принципы построения теории методов, вытекающие из анализа содержания образования, наиболее полно отражают характер познавательной деятельности учащихся с учетом целей и задач современного развивающего обучения.Не противопоставляя «традиционный» объяснительно-иллюстративный тип обучения, последователи этой классификации убедительно раскрывают особенности каждого метода в учебном процессе, их значение для формирования активной познавательной деятельности учащихся, для развития всех сторон их творческого, продуктивного мышления.Так же как и в бинарной номенклатуре методов, предложенной М. И. Махмутовым, в классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина традиционные методы (словесные, наглядные, практические) рассматриваются как средства, при помощи которых учащиеся включаются в тот или иной вид учебно-познавательной деятельности. Например, при создании проблемной ситуации (частично-поисковый метод) преподаватель может использовать слово (устное, печатное), натуральные объекты, модели, применить технические, дидактические, аудиовизуальные средства, демонстрировать опыт (или предложить сделать это учащимся) и т. д. В данном случае все средства направлены на постановку перед учащимися проблемы (ее осознание и продуктивное решение), на показ учащимся приемов и способов научного мышления и практического применения вновь получаемых знаний; на организацию активного и достаточно самостоятельного решения учащимися поставленных проблемных учебных задач. ( Рассказ, объяснение, лекция , беседа, демонстрация, упражнение, лабораторные работы)

Н. И. Макиенко в учебнике «Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования» делает вывод о том, что под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. Процесс обучения сложен и многогранен, он зависит от самых разнообразных и разнохарактерных факторов. Успешно выполнить свою задачу преподаватель может только в том случае, если овладеет методами обучения, выработанными педагогической наукой и; передовой практикой, будет систематически совершенствовать мастерство. Чтобы лучше использовать методы обучения, преподаватель должен представить их себе в определенной системе. Однако в дидактике нет еще единой общепризнанной классификации методов. В учебнике «Методика производственного обучения в профтехучилищах» А. И. Титов выделяет методы обучения, классифицируя их по нескольким различным основаниям:

1 группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

индуктивные и дедуктивные (логический аспект);

репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2 группа – методы стимулирования и мотивации учения (интереса к учению; долга и ответственности в учении).

3 группа – методы контроля и самоконтроля в обучении (устного; письменного; лабораторно-практического).

Однако наличие различных классификаций не означает противопоставления методов друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют названия методов, которые стали применяться за последнее время: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.

И. П. Позняк в учебнике «Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах» выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения учащихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:

- устное изложение учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем рассказа- объяснения и беседы;

- непосредственное восприятие учащимися учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем:

а) самостоятельных наблюдений учащихся;

б) демонстрации и показа;

в) лабораторно-практических работ;

г) экскурсии;

- работа учащихся над книгой.

И. П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:- личный показ мастером трудовых приемов и процессов, а также технической документации;

- практическая самостоятельная работа учащихся, которая осуществляется путем:

а) упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);

б) выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.

Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности. В учебнике «Производственное обучение в рамках профессионально-технического училища» М. А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знании, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебной задачи, подготовку учащихся. Например, если частной учебной задачей является сообщение знаний о назначении трудовых действий, которые предстоит усвоить, то источником информации должно быть, очевидно, слово. При этом, если знания сложны, трудны для усвоения, мастер прибегает к объяснению, сопровождая его демонстрацией наглядных пособий или показом трудового процесса. В тех случаях, когда для усвоения знаний следует использовать уже имеющийся у учащихся опыт, можно применить беседу. Иногда назначение новых для учащихся сложных трудовых действий усваивается на вводной экскурсии. Если предметом обучения являются действия преимущественно ручного труда, то показ трудового процесса играет основную роль в подготовке учащихся к упражнениям. Когда же предстоит формировать навыки и умения главным образом умственного труда, то личному показу будет принадлежать второстепенная роль, а основная ― объяснению, решению производственных задач и некоторым другим методам и методическим приемам.
  1   2   3   4
связь с админом