Главная страница

КУрсовая судковский. Курсовая работа студентки 1 курса заочного отделения группы Крестьяниновой Л. Н. Научный ученая степень


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеКурсовая работа студентки 1 курса заочного отделения группы Крестьяниновой Л. Н. Научный ученая степень
АнкорКУрсовая судковский.docx
Дата18.10.2017
Размер1.01 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКУрсовая судковский.docx
ТипКурсовая
#42184
Каталогid138059949

С этим файлом связано 42 файл(ов). Среди них: Lukash_Goloe_pole.pdf, ДИПЛОМ Роль личности помощника руководителя в о...docx, NS_084_-_Pekhotinets_vermakhta_1933-40.pdf, Тема курсовой по методике для Любы.docx, Kniga_russkoy_skorbi_vyp_2_1908.pdf и ещё 32 файл(а).
Показать все связанные файлы


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт гуманитарных наук и искусств
Кафедра

История искусств


Руфин Гаврилович Судковский

и его картина

«Морской вид»

Курсовая работа

студентки 1 курса

заочного отделения

группы

Крестьяниновой Л.Н.

Научный руководитель:

ученая степень,

ученое звание,

Фамилия И. О.

Екатеринбург

2017

Содержание




Введение

3

1

Художественная жизнь России во второй половине XIX столетия

5

1.1.

История возникновения маринистического жанра в России

5

1.2.

Художественная жизнь эпохи второй половины XIX века

7

1.2

Биография Руфина Судковcкого
































Введение

Считаем уместным задать вопрос, а были ли еще маринисты в России кроме Ивана Константиновича Айвазовского? Можем предсказать два ответа на данный вопрос: «Нет» или «Наверное были». В любом случае без обращения в специальную литературу, никто не скажет существовал ли кто то еще из маринистов после Айвазовского. Своей работой мы хотим заполнить данную несправедливость, ибо после прославленного мариниста оставалась целая плеяда блестящих маринистов, из которой особо выделим Руфина Гавриловича Судковского, жизнь и творчество которого приходится на вторую половину XIX столетия.

Цель работы: раскрыть значение Руфина Гавриловича Судковского как второго мариниста в России на примере его работы «Морской вид».

Задачи работы:

1) Характеристика художественной жизни России во второй половине XIX столетия. Анализ происхождения маринистического жанра

2) Изучение биографии художника и эволюции его творчества.

3) Рассмотрение истории создания работы «Морской вид». Анализ картины.

О Руфине Судковском во время его жизни было написано практически ничего, если не считать его имени на выставках с аннотациями картин участвовавших в показе. И журнала «Живописное обозрение» № 1 от 1883 года, где освещается тема заимствования Судковского у Куинджи. Затем последовала следующая публикация, но уже в характере некролога в журнале «Задушевное слово» № 15, от 12 сентября 1887 года. Затем последовал «Альбом русской живописи: Картины Р.Г.Судковскаго» Ф.И Булгакова, выпущенный в 1897 году. Этот альбом до сих пор является монографическим и не потерял своего значения. 1920-е годы в Николаеве местный любитель искусства и почитатель таланта Р.Г.Судковского. Н.Д. Лагута издает небольшую книжку, где освещает, но очень сжато, основные этапы жизни и творчества художника-мариниста, а также приводит список его работ без указания размеров, материала, техники, подписей и надписей. И лишь в 2016 году вышло второе издание монографии Н.Д.Сафоновой под названием «Руфин Гаврилович Судковский: Жизнь и творчество», в которой есть сведения и о его семье. Хотим заострить внимание что все источники что приведенные выше, они поступили к нам из города Очакова, который находится на Украине, из музея маринистической живописи им. Р.Г. Судковского. Также в музее маринистической живописи города Очакова проводилась в 2015 году конференция посвященная 165-летию со Дня рождения Руфина Гавриловича Судковского, доклады с которой будут приводится в данной работе.

В современной России, кроме статьи В.С Матафонова, в сборнике изданном 1971 году, в «Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» в которой освещены биография и творчество, и статьи в газете «Тагильский Рабочий» старшего научного сотрудника М.В. Комаровой, в 2014 году, в ней описание картины «Морской вид» , что то более исчерпывающего просто нет. Можно найти на сайтах музеев что то о Судковском, но, к сожалению, они все как либо повторяют статью В.С. Матафонова.

Достоинством работы, является то, что в ней обобщены все существующие документальные источники, имеющееся на 2017 год о Руфине Судковском. И фактически является первой научной работой в России, посвященной его творчеству. Хотим поблагодарить Игоря Марченко и музей маринистической живописи им. Р.Г. Судковского за предоставление бесценнейших материалом, в т.ч. за оцифровку монографии Н.Д.Сафоновой.

1. Художественная жизнь России во второй половине XIX столетия

1.1. Маринистический жанр в 19 веке

Изначально, сам жанр берет свое начало, в пейзажных работах Сильвестра Щедрина, вовремя его путешествия по Италии, примером может служить картина «В окрестностях Сорренто близ Кастелмаре» (Приложение 1) или на «Веранде» (Приложение 2). Маринистическая живопись, посвященная русским просторам началась в работах Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855г.), в его картинах, среди которых: «Вид Московского Кремля со стороны Каменного Моста» (Приложение 3) и «Восход солнца над Невой» 1830 г. (Приложение 3) Также в масляных работах московского художника Карлом Рабус «Закат»1 и «Лунная ночь в Галлиполи,2 в них мы наблюдаем отражение солнца и луны в морской глади. Надо заметить, что в первой половине XIX столетия, водная гладь - лишь часть картины, как например «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста».

Ситуация меняется во второй половине XIX века, когда начинает творить Круговихин Константин Васильевич, являющимся вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, и Боголюбов Алексей Петрович. Алексей Петрович воспитывался в морском корпусе, еще будучи кадетом занимался живописью.

По оценке Петра Гнедича, на границе первой и второй половины XIX века стоит «фантастический художник-гигант Айвазовский, «написавший несколько тысяч очень посредственных почти лубочных и наряду с этим создавший несколько десятков поразительных по необычайному лиризму полотен, вровень с которым может стать только Тёрнер с своей стихийной мощью.» Более того, он подготовил блестящую плеяду молодых художников таких как Лев Лагорио, Архипа Куинджи, Руфина Судковского, Константина Богаевского, Василия Сурикова, Алексея Саврасова. На одних он повлиял непосредственным руководством как на Льва Лагорио, но на некоторых косвенно, как например Архипа Куинджи.

1.2. Художественная жизнь эпохи второй половины XIX века.

Одесса середины 1860-х годов — центр юга России. Огромный порт, в который поступают товары из многих черноморских и средиземноморских стран. Следовательно, идет очень быстрое накопление капитала. А значит — город строится, растет интерес к искусству. К тому же жители Одессы помнят, что их город —город А.С. Пушкина. В ноябре 1864 года по инициативе художников и любителей искусства в Одессе возникает Общество изящных искусств. 28 февраля 1865 года состоялось торжественное его открытие. Президентом Общества был избран С.М. Воронцов, а вице-президентом — академик Ф.О. Моранди. 30 мая этого же года при Обществе начинает работать Школа рисования и черчения. В этой Школе могли учиться основам изящных искусств дети 9—14 лет. 11 июля 1865 года директором Школы избирается выпускник Мюнхенской Академии художеств Ф.Ф. Мильман. Он составил проект правил Школы, разработал ее программу.

Маринистический жанр до рождения Руфина Судковского, по мимо работ Ивана Айвазовского, отмечен творчеством Константина Васильевича Круговихина (1815-?), «еще до эпохи Айвазовского работавшего для главного штаба Морского министерства»,3 и Боголюбова Алексея Петровича (1824-1896). Напомним, что в начале XIX века, изображение водной глади, моря, было лишь частью пейзажной живописи, но картинах Круговихина К. В. и Боголюбова А.П. море раскрывается как самостоятельные элемент. Примером может служить картина Круговихина К.В. « Крушение корабля «Ингерманланд» 30 августа 1842 года у берегов Норвегии 1843» 4и Боголюбова Алексея Петровича, «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко, 1858»5, на обоих картинах мы видим очень небольшую полоску берега, пристани, а больше места занимает беснующееся море, во все. Эти картины хранятся в стенах Высшего военно-морского корпуса им. Петра Великого. Петр Гнедич приводит интересное сведение о том, что А.П. Боголюбова при жизни всегда называли конкурентом Айвазовского. Гнедич отмечает, что между этими художниками ничего общего нет. «Боголюбов-суховатый, опытный протоколист, а Айвазовский- поэт- фантазер» так отмечается в третьем томе Истории Искусств Петра Гнедича.

В остальной части России, 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Из передвижников уделил водной глади Архип Куинджи в своих картинах «Ладожское озеро»,6 «Ночь на Днепре».

Вышло так, что Руфин Судковский учился в Академии 1868— 1870 годах в Академии проходили курс обучения будущие художники-передвижники Илья Репин, Константин Савицкий, Василий Поленов, Виктор Васнецов. Рядом с ними был и Архип Куинджи, с которовм у Руфина Судковского сложились сложные отношения. Можно сказать, что он пребывал в жерле зарождения художественной жизни эпохи.

Но, до конца Руфин Судковский в Академии не доучился, указом от 26 сентября 1870 года ему, как находящемуся на курсе более двух лет, воспрещается посещать классы Академии на правах ученика. Вторым Указом от 3 октября этого же года Судковский был награжден малой серебряной медалью. 7 октября Руфин Гаврилович обращается в Совет Академии художеств с просьбой оставить его в числе учеников. И за «внимание к хорошим успехам Судковского по художеству» Совет Академии определил: «...принять Судковского вновь в число учеников I курса». 23 декабря Руфин Гаврилович был удостоен еще одной серебряной медали, но первого достоинства за хорошие успехи в пейзажной живописи.

В год поступления, на годичной выставке, как экспонируется сразу три работы Р. Судковского. Юный ученик выставляет «Вечер в Малороссии», «Ночь на Днепровском лимане близ Очакова» и «Утро в Крыму».Из названных работ сохранилась одна — «Утро в Крыму» (Музей изобразительных искусств Карельской республики). Судковский здесь еще далеко не самостоятелен, чувствуется его увлечение романтическими маринами И.К. Айвазовского. Но спокойная гладь голубого моря, слегка окрашенного в красновато - розовые тона, умело переданная воздушная перспектива свидетельствует о талантливости ученика Академии. Хотя диагональное построение композиции, традиционный бытовой сюжет с парусником и группой людей на берегу не выводят работу из традиционных рамок академического пейзажа.

1.3. Биография Руфина Судковского

Родился Р. Судковский 20 апреля 1850г. в небольшом городке Очакове, на берегу Днепро-Бугского лимана, воды которого впадают в Чёрное море. уроженец Очакова (Херсонской губ.), сын священника, учился сперва в Одесском духовном училищ, а потом в Херсонской духовной семинарии. Призвание к живописи и собственно к пейзажной пробудилось в Р. Г. с самых юных лет. Живя в Одессе, он посещал рисовальную школу Одесского общества изящных искусств В 1868 г. он вышел из среднего отделения Херсонской семинарии и зачислился учеником в Академию Художеств. В 1870 г. ему были даны малая и большая серебряный медали за пейзажные этюды, а через три года он оставить Академию и уехал на родину. Работы его того времени, бывшие на академических выставках, оставались незамеченными. В них еще видны следы подражания. Но послѣ поездки Р. Г. заграницу в 1874 г. техника его значительно усовершенствовалась. За картины, бывшие на академической выставке 1877 г., Академія присудила ему звание классного художника ІІ-й степени. Хотя он и не исполнил обязательства, требуемаго для полученія диплома на это званіе — сдать установленный научный экзамен, тѣм не меиѣе

Академія, в виду его таланта и значительных успѣхов в пейзажной лгавописи,

выдала ему диплом «в знак особаго исключенія и не в примѣр другим».

Таланта его развивался быстро и Р. Г. безустанно порывался вперед, изучая море и волны, усердно

писал этюды. Успѣхи его техники стали замѣчаться и любителями, и спеціалистами. Устроенный

им выставки в Одессѣ (в 1880 г. и 1881 г.) сдѣлали его имя популярным. Эта популярность

росла с каждым годом. В 1879 г. ему было присуждено званіе художника 1-й степени, а

в 1882 г. —званіе академика. В 1882 г. на своей первой отдѣльной выставкѣ, устроенной в

С.-Петербургѣ вмѣстѣ с Ю. Ю. Клевером, он уже явился настоящим мастером. Двѣ послѣдующія

выставки, бывшія в Петербургѣ в 1883 г. и 1884 г., окончательно упрочили его извѣстность,

как первокласснаго русскаго мариниста. На этих трех выставках находились слѣдующія

Сын священника, предки которого поселились в городе после его штурма солдатами Потемкина, Руфин Гаврилович по семейной традиции поступил вначале в духовную семинарию в Одессе. Судьба привела его в вечерние классы Общества изящных искусств, в Одессе же он познакомился с великим Айвазовским. Говорят, что знаменитый мастер, взглянув на его ученический рисунок, заметил: «Это будет мой достойный соперник, если не превзойдет меня».

Список литературы

1) Погодина А., Свободная стихия. Морской пейзаж в русской живописи. / А. Погодина (из истории русского искусства)// Юный художник. 2005 № 6, с.22-25

2)Гнедич петр

3)Ученики и последователи Айвазовского [Режим доступа]https://artchive.ru/publications/1978

Ucheniki_i_posledovateli_Ivana_Ajvazovskogo_ot_Kuindzhi_do_Surikova

4)Сафонова Н.Д. Руфин Гаврилович Судковский 1850—1885. / Н.Д.Сафонова Жизнь и творчество. Изд. 2-е, исправл. и дополн.— Николаев: Емельянова Т.В., 2016 г. —96 с

5) http://smallbay.ru/artrussia/shedrin_silvestr.html

6) Сильвестр Щедрин. Приложения предоставлены [Электронный ресурс] Режим доступа https://gallerix.ru

7) Приложения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smallbay.ru/artrussia/vorobyev.html

Приложение

Приложение 1



Ориентировочно в 1825 году. Ссылка на приложение https://gallerix.ru/storeroom/1877901125/N/1051223313/

Приложение 2



Написана в 1829 году . Ссылка на приложение https://gallerix.ru/storeroom/1877901125/N/590587000/

Приложение 3



Написана в 1819 г.

Приложение 4



Закат. Ссылка на приложение http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post288088344/

Приложение 5



Приложение 6



Крушение корабля «Ингерманланд» 30 августа 1842 года у берегов Норвегии, 1843

Приложение 7



Приложение 8



Ладожское озеро

1 Приложение 4

2 Приложение 5

3 Погодина А., Свободная стихия. Морской пейзаж в русской живописи. / А. Погодина (из истории русского искусства)// Юный художник. 2005 № 6, с.22-25


4 Приложение 6

5 Приложение 7

6 Приложение 8

перейти в каталог файлов
связь с админом