Главная страница

курсовая сидориной. Курсовая работа студентки 4 курса дневного отделения Сидориной Ксении Константиновны Научный


Скачать 1.29 Mb.
НазваниеКурсовая работа студентки 4 курса дневного отделения Сидориной Ксении Константиновны Научный
Анкоркурсовая сидориной.pdf
Дата14.03.2017
Размер1.29 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkursovaya_sidorinoy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКурсовая
#27138
страница1 из 3

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Moskovskoe_nasledie__39.pdf, ar_es-chelovek-pered-licom-smerti.doc, 25000252-Witchcraft-and-the-Gay-Counterculture.pdf, kalevala_288-299.pdf, Delyumo_Zh_Frezer_Dzh_i_dr_-_Identifikatsia_uzhas.pdf, kursovaya_sidorinoy.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Санкт-Петербургский государственный университет.
Институт философии.
Кафедра музейного дела и охраны памятников.
Мировые тенденции в музеефикации некрополей.
Курсовая работа студентки
4 курса дневного отделения
Сидориной Ксении Константиновны
Научный руководитель:
д. к., проф. Цветаева М.Н.
Санкт – Петербург
2014

2
Содержание.
Введение. ………………………………………………………………..3
§ 1. Историографический обзор литературы. ………………...............6
Глава 1. Музейные практики и некрополи США. …….……………...9
§1. 1. Музеефикация некрополей США. …………………………….12
Глава 2. Музейные практики и некрополи Европы…………………16
§2. 1. Краткий обзор некрополей Испании, Германии и Ирландии..17
§2. 2. Музейные практики и некрополи Польши и Чехии.. ………...24
Заключение. ……………………………………………………………29
Приложение 1. Фотография Арлингтонского кладбища, Вирджиния,
Вашингтон, США. ………………………………………………….…31
Список использованной литературы. ………………………….…….32

3
Введение.
Сценарии общения с предметом, или, в более узком охвате, музейным предметом, разнятся от культуры к культуре, от страны к стране. Даже в срезе одного времени один и тот же предмет в разных частях света музейными специалистами будет по-разному
«освоен» - описан, сохранен, показан. Эти различия в восприятии особенно хорошо заметны когда мы помещаем в музейный контекст что-то, что привычно каждому человеку на планете, что-то, к чему каждый относится в соотвествии с собственным опытом переживания. Кладбище, место последнего упокоения - что может быть более понятным для народов всего мира, какое место может вызывать у людей разных культур меньше разночтений? И, тем не менее, разные стратегии отношения к некрополю в разных частях света служат яркой иллюстрацией того, как могут отличаться культурные парадигмы.
Целью курсовой работы прошлого года, посвященной музеефицированию и проблемам охраны исторических некрополей
Санкт-Петербурга, было определение сложившейся ситуации в
России и тех путей, которые привели нас к этой ситауции. В этом году, последнем преддипломном, курсовая работа должна выявить международные закономерности взаимотношений музеев и некрополей. Выводы, сделанные в ходе написания этих двух работ, будут использованы для дипломного исследования на следующем курсе.
Следует отметить, что за год, прошедший с написания курсовой работы об исторических некрополях Санкт-Петербурга, произошло несколько важных изменений в лучшую сторону – так, к примеру,

4
Смоленскому лютеранскому кладбищу скорее всего совсем скоро присвоят историко-мемориальный статус. Новый статус позволит кладбищу получать дополнительные деньги из бюджета города на охрану, содержание памятников в должном состоянии и дальнейшее благоустройство территорий. Многое сделано за этот год - активисты Василеостровского отделения ВООПИКа регулярно огранизовывали свои субботники на кладбище, волонтеров для которых собирало общественное движение «Красивый Петербург».
На самый первый субботник в марте 2013 года пришло одиннадцать человек, самому юному из которых было восемь, а самому пожилому – девяносто один. В ходе этого субботника было решено написать от имени главы «Красивого Петербурга» Красимира
Христовича Врански обращение в Администрацию губернатора
Санкт-Петербурга с просьбой расчистить некоторые руинированные склепы от мусора, которое было удовлетворено властями города почти незамедлительно.
В марте 2014 года объектом культурного наследия была признана территория уничтоженного Митрофаньевского кладбища в Санкт-
Петербурге, на которой статусом памятных мест теперь наделены фундаменты нескольких храмов и часовен
1
. Сегодня на месте кладбища запрещено любое строительство, и можно только разбить парк. Конечно, некрополь как культурный объект существует только
1
Памятниками признаны ансамбль, само кладбище (как православное, так и лютеранское), церковный дом и здание церковно-приходской школы, дома причта, а также памятные места – храм Святого Митрофана Воронежского, церкви Всемилостивого Спаса и Сошествия Святого Духа, часовни Святого благородного князя Александра Невского и Блаженного странника Александра
Крайнева, церковный дом с часовней и службами лютеранского кладбища, часовня для отпеваний, а также два склепа, в том числе семьи вице-адмирала
Василия Головнина.

5 если сохраняются все его элементы
2
– надгробия, пространственная разбивка, в меньшей степени ландшафт, и горько понимать, что
Метрофаньевского больше на карте Санкт-Петербурга нет, а остался только большой участок земли с захронениями и несколькими объектами, но то, что профессиональному сообществу и активной общественности (в частности, «Митрофаньевскому союзу») удалось отстоять хоть это – уже большая победа. Мы получили юридический прецендент, и это, хочется верить, поможет спасти то, что еще можно спасти.
Все эти события только подчеркивают актуальность проводимой работы, так как очевидно, что место некрополя в городе не до конца осмыслено и во многом только в строгих терминах охраны памятников можно обсуждать его дальнейшую судьбу. До сих пор остается непоянятным, почему мнение специалистов по охране памятников не рассценивается так же однозначно, как мнение дантистов, к примеру, и почему тут остается какое-то место для спекуляции и разнообразных маневров.
Структуру этой работы определило географическое расположение рассматриваемых музеев. Первый параграф неизбежно посвящен историографическому обзору литературы, первая глава - музейным некрополям Америки, а вторая – ситуации, сложившейся в Европе.
Внутри второй главы существует деление на страны. Странам, которые условно можно назвать славянскими – Польше и Чехии – отведен отдельный параграф второй главы, также разбитый на три части. Азии в этой работе места не нашлось только потому, что все музеефицированые некрополи там получили статус музеев не
2
Эта мысль особенно ярко звучит в статье В.Ю. Лебедева «Некрополи центральной России как объект исследовательского внимания» // Вестник
Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия
«Философия». – 2008. – № 4 (15).

6 столько потому, что являются кладбищами, а скорее потому, что им сравнялась уже не одна тысяча лет.
Задачами первой главы, посвященной Америке, стали описание и систематизация музейных практик, нашедших место на некрополях страны. Вторая глава ставит перед собой подобного же рода задачи, но уже связанные с Европой. В конце каждой главы представлены выводы, которые в более общем виде повторяются в заключении.
Методы, использованные в работе – источниковедческий, метод сравнительного анализа, исторического анализа, а также формально
– логический.
§ 1. Историографический обзор литературы.
Кладбища, традиции погребения и сохранение памяти об умерших тесно связаны с повседневной жизнью и историко-культурными процессами, и эта связь находит свое отражение в богатстве источников. Условно их можно разделить на несколько групп, о каждой из которых ниже будет дано пояснение:
1)
«Туристические отчеты» в различных социальных сетях;
2)
Художественные и документальные фильмы, снятые в интересущих исследователя местах;
3)
Музейные публикации в специальных переодических изданиях;
4)
Издания клубов друзей музеев и кладбищ, и особенно разнообразные архивные материалы, которые печатаются в таких изданиях;
5)
Общемузейная периодика;
6)
Монографии по некрополистике.

7
Определенную специфику вносит сама тема – подавляющее большинство текстов, очевидно, написаны на иностранных языках – испанском, английском, немецком, польском, чешском. На русском языке современные источники найти непросто, а если они и появляются, то носят скорее развлекательный характер – это, по большей части, интернет-отчеты путешественников, рассказы о местах, которые гости стран посетили в составе организованных экскурсионных групп. Ценность таких отчетов заключается в богатом иллюстративном материале, которым авторы сопровождают скупой текст. Нередко туристы фотографируют на память целые каталоги и информационные буклеты музеев, и такие снимки дают какую-то возможность узнать что-то новое о музее, не боясь обмануться.
Тому, кто не может выезжать, к примеру, в Англию или Германию достаточно часто (а может ли вообще для исследователя быть
достаточно часто?) для осмотра некрополей, нельзя недооценивать такие социальные сети как Instagram
3
и Foursquare
4
. Пользователи этих сетей зачастую фотографируют и выкладывают на всеобщее обозрение такие объекты, которые не упомянуты в официальных каталогах и путеводителях, но которые могут представлять и представляют для специалиста из другой страны большой интерес.
Конечно, тем, кто исследует наследие других стран нельзя пренебрегать и историческими или документальными фильмами, которые зачастую снимаются в очень интересных местах – даже если материал фильма не посвящен непосредственно интересующей теме, можно увидеть многое просто на видовых съемках.
Очевидно, что гораздо более надежными источниками можно
3
http://instagram.com/
4
http://foursquare.com/

8 назвать официальные публикации музеев в различных переодических изданиях, как печатных, так и базирующихся в интернете. В таких публикациях можно найти информацию об исследованиях, которые проводятся сотрудниками, узнать больше о том, что хранится в фондах. Довольно много полезного о современном состоянии и истории, например, немецких кладбищ, можно узнать из переодических изданий немецкого же
Центрального института погребальной культуры - сложность заключается только в тщательном и корректном переводе публикаций на русский язык.
Много написано о наследии таких стран как Польша и Чехия, которые в этой курсовой работе отнесены к Европе, но Европе славянской. О Польше и некрополистике следует упомянуть особенно – замечательное количество блестящих специалистов по кладбищам всех религиозных конфессий живет и работает именно в этой стране.
Отдельный корпус источников, особенно характерный для США – переодические издания так называемых клубов друзей музеев или кладбищ. Примером такого рода источников можно назвать газету
«Эпитафия»
5
, которая с 1980 года издается раз в три месяца клубом друзей кладбища Маунт Хоуп
6
. Эта газета рассылается членам клуба друзей по почте, а некоторые отсканированные номера можно найти в интернете. Так, в осенннем выпуске за 2004 год можно прочитать совсем не краткие биографии некоторых похороненных, старые дневники работников кладбища, найти фотографии могил некрополя, которые для первой публикации в газете были подобраны редактором в архивах города. Такие издания нередко
5
«Epitaph – published by the Friends Of Mount Hope Cemetery».
6
Mount Hope Cemetery, Rochester, New York, 14620.

9 печатают обзоры литературы, которая может быть интересна и зарубежным некрополистам. Подобного рода клубы друзей часто возглявляются блестящимим специалистами-краеведами, которые по только им известным причинам не вошли в рамки музейной институции, обладая всеми предпосылками и способностями к этой серьезной работе.
О последних тенденциях в сохранении некрополей бывает можно прочесть и не в тематических журналах, а, скорее, в журналах общемузейного характера. Как самую свежую и острую информацию о Петербургском некрополе в начале XX века можно было найти в номерах «Старых годов» и некоторых других, так и зарубежные исследования и наблюдения века нашего представлены в, к примеру, «Museum International»
7
. У этого журнала существует и русская версия.
Наконец, описав источники от восторженных (или не очень) туристических отчетов в «Живом Журнале» и фотографий в социальных сетях до уважаемых международных периодических изданий, нужно сказать и о главном и самом надежном источнике знаний для исследователя – о монографиях. К большому сожалению, именно монографии, посвященные музеефикации некрополей в
Европе и Америке, пусть даже и на английском, найти бывает довольно сложно, и даже когда они найдены, все, что остается – грустно посмотреть на фотографию обложки в Интернете - редко когда получается прочесть книгу по такой теме полностью в электронном виде. Многое, однако, можно узнать из путеводителей, доступных в интернете – в них часто печатают для справки отрывки из монографий известных зарубежных некрополистов.
7
«MUSEUM International» - международное издание ЮНЕСКО.

10
Глава 1. Музейные практики и некрополи США.
То, насколько некрополи по всему миру отличаются друг от друга - во многом результат религиозного разнообразия. Америка - страна, где исповедуются все мировые религии, и некрополи этой земли тоже совершенно разные. Пожалуй, только военные кладбища
Америки, так же как и военные кладбища России и всего мира, похожи друг на друга пластически.
Отношения между музеями, погребальными традициями и кладбищами в мире обычно развиваются в трех направлениях.
Первое и самое популярное – так называемые музеи погребальной культуры
8
, которые сохраняют скорее нематериальное наследие – практики прощания, оплакивания и траура по умершим - через экспонирование объектов, связанных с темой. Они могут быть расположены неподалеку от кладбища, частью которого в музейном смысле являются, а могут вообще не иметь никакого отношения к некрополям. Непосредственно же сами некрополи можно разделить на две группы по принципу, условно говоря, степени вовлеченности в музейный контекст.
Немногие кладбища в мире полностью музеефицированы, и почти все те, которые все-таки прошли этот путь целиком, расположены, к нашей гордости, в России. Это и знаменитые кладбища Александро-
Невской Лавры, и музейный некрополь в Туле (часть Тульского историко-архитектурного музея, который вырос на основе именно
8
Примеров такого рода музеев в мире не перечесть – самый известный в
Америке, пожалуй, музей смерти в Голливуде (Museum of Death, 6031
Hollywood Blvd, Hollywood), открытый в 1995 году. В экспозиции представлены предметы, связанные с трауром, катафалки, гробы. Музей такого же плана в
2012 году открылся и в России – «Музей мировой погребальной культуры» занимает Парк Памяти Новосибирского крематория и непосредственно его здание.

11 деятельности по сохранению Всехсвятенского кладбища). В таких местах ведутся все классические музейные типы работ –
существует далеко не формальное деление на закрытые фонды и экспозицию, музеи работают над временными выставками и экскурсиями, издаются научные труды сотрудников, полные и краткие каталоги
9
Гораздо чаще в Америке и Европе встречается в некотором смысле
«частичное» музейное освоение - например, на одном из самых красивых и исторически значимых кладбищ мира - Пер Лашез
10
в
Париже - ведутся только обзорные экскурсии. Кладбище часто называют «музеем под открытым небом», но подходящего юридического статуса у него нет. Такая же стратегия часто используется в Америке, где, к примеру, на Арлингтонском
11
кладбище в Вирджинии, Вашингтон, тоже можно прослушать экскурсию – среди двухсот шестидясити одинаковых надгробий
12
без гида может быть довольно сложно найти могилы двадцати семи президентов
13
США.
Итак, можно выделить две самые общие группы музейного освоения некрополей в мире:
9
Неоценимую помощь в исследовании некрополей Санкт-Петербурга могут оказать полные каталоги, изданные Государственным музеем городской скульптуры. Богато иллюстрированные и содержащие исчерпывающую информацией о музейном предмете, они позволяют в известной степени изучить то, что хранится в фондах и никогда не экспонировалось.
10
Pere Lachaise. Кладбище спроектировано в 1803 году архитектором
Александром Теодором Броньяром по указу Наполеона Бонапарта. В указе говорилось о необходимости создать проект кладбища из «гигиенических соображений и для сохранения персональной памяти о каждом покойном».
Кладбище Пер Лашез – первое в Европе, на котором захоронения проводились на коммерческой основе (продаже подлежали участки земли и ритуальные услуги). С момента его открытия по всему миру начали появляться похоронные дома и «роскошные кладбища».
11
Arlington National Cemetery, Virginia, Washington.
12
См. фотографию в приложении 1.
13
George W. Dodge, Kim B. Holien. Arlington National Cemetery. Images of
America. Arcadia Publishing, 2006.

12 1)
Полная музеефикация, характерная скорее для Европы и славянских стран;
2)
Частичное музейное освоение, чаще всего встречающееся в
США.
§1. 1. Музеефикация некрополей США.
Американский менталитет кладбище связывает прежде всего с памятью о тех людях, кто лежит в его земле (причем американцу совершенно не важно было знать этих людей лично), об их вкладе в историю страны или города, а не с пластикой надгробий или ландшафтом, поэтому и музейные практики там скорее связаны с сохранением памяти, то есть нематериального, а уже во вторую очередь - надгробия. Именно этой стране ближе всего концепция
«мест памяти»
14
, о которой писал французский философ и историк
Пьер Нора
15
. Согласно его мнению «место памяти» это «любой материальный или идеальный значащий элемент, который воля
людей или работа времени превращают в символическую часть наследия для данного сообщества»
16
. Что может больше свидетельствовать о воле людей сделать из некрополя именно место памяти, чем то, что на некоторых кладбищах администрация ставит круглосуточно работающие веб-камеры и транслирует видео в интернет - двадцать четыре часа в день про то, как горит вечный
14
«Lieux de memoire».
15
Pierre Nora.
16
Nora P. Das Abenteuer «Lieux de memoire» // Nation and Emotion. Deutschland und Frankreich im Vergleich, 19 und 20 Jahrhundert / red. E. Francois, H. Siegrist, J.
Vogel. Gottingen, 1995, стр. 83. Перевод отрывка – Котляревская А.К.

13 огонь на могиле Неизвестного Солдата. Зрителей у этого канала не меньше, чем у другого, забавного, показывающего двух белуг из зоопарка в Нью-Йорке.
В полном и привычном для нас смысле музеефицированных некрополей в США нет. Почти всегда кладбища являются скорее
«базой» для создания музея о городе, крае или важном историческом событии.
Примером такого подхода может послужить музей памяти членов
Конфедерации
17
и кладбище, которое вошло в его состав. Вход на территорию кладбища свободный в любое время любого дня года, но музей предоставляет возможность заранее заказать экскурсию или купить краткие путеводители
18
. Основная экспозиция расположена в доме неподалеку от кладбища, и посвящена она истории Оклахомы – в витринах расположены предметы быта жителей штата, археологические находки. Важно понять, что именно по такой схеме музеефицируется большинство кладбищ в
США – они не получают отдельного юридического статуса, их не изучают так глубоко и тщательно, как это сделали бы в России, но они не ветшают в безвестности – именно благодаря этой несколько призрачной «музейности», благодаря тому, что они самим обществом наделяются очень важным статусом «места памяти».
Еще одним примером, подтверждающим теорию существования и сохранения кладбищ именно как «мест памяти» в США, можно назвать музей погребального искусства
19
на Арлингтонском кладбище в Пенсильвании. Занятно, что решение об учреждении
17
Confederate Memorial Museum and Cemetery, 258 N Hwy 69, Atoka,
Oklahoma.
18
По информации с официального сайта музея civilwaralbum.com.
19
The Museum of Mourning Art at Arlington Cemetery, 2900, State Road, Drexel
Hill, Pennsylvania.

14 музея администрацией города было принято не потому, что некрополь разрушался и требовал музейной поддержки, а потому, что название, данное некрополю в 1895 году, совпадает с названием самого главного кладбища Америки – Национального кладбища в
Арлингтоне, в
Вирджинии,
Вашингтон.
Конечно, такое примечательное своим названием кладбище заслуживает собственного музея, решили власти и жители города, и построили для него здание, полностью повторяющее Маунт Вернон
20
, дом
Джорджа Вашингтона в штате Виргиния. Теперь музей погребального искусства и Арлингтонского кладбища – известное место, куда люди приезжают почтить память Джорджа Вашингтона, осмотрев копию его дома, а заодно и неплохую коллекцию – в музее хранится больше семидесяти меморий
21
. Это и броши из волос умерших, поминальные кольца, вышивки, подвески. Отдельная постоянная экспозиция посвящена мемориям, которые связаны со смертью президента. Есть в музее и экспонаты покрупнее – несколько катафалков.
Таким образом кладбище, на котором больше ста лет хоронили жителей города, трансформировалось в музей только благодаря всеобщей любви к президенту, всеобщей памяти о нем, став тем самым «lieux de memoire».
Еще один пример такого же освоения некрополя – музей кладбища города Томасвилль
22
. Этот некрополь стал музейным и вовсе благодаря только одному человеку, и далеко не президенту – Нэт
20
Mount Vernon, Virginia.
21
Мемория – предмет ювелирного или декоративно - прикладного искусства, созданный в память об умершем. Часто это медальоны с локонами умершего, вышивки волосами, кольца с гравировками.
22
Thomasville City Cemetery Museum.

15
Уолкер
23
работал на кладбище семь лет, и так нравился всем в городе, что когда он умер решено было открыть на кладбище музей в его честь. В экспозиции рассказывается о самом Нэте, о его вкладе в историю кладбища и уже в самую последнюю очередь – о самом кладбище, на котором Нэт сделал несколько замечательных находок, относящихся к истории города.
К возможному удивлению надо отметить, что приведенные выше три примера – это случаи полной музеефикации кладбищ. Еще более частым является частичное использование некрополей музеями без включения первых в непосредственный состав музея.
Так, в штате Луизиана, на юге Америки, богатейшем в историческом смысле месте, до сих пор не музеефицировано кладбище святого Людовика
24
– замечательнейший памятник мемориальной пластики, в котором место нашлось для надгробий и склепов всех возможных типов и видов. Зато благодаря тому, что именно тут похоронена известная на весь мир жрица Вуду Мари
Лаво
25
, Новоорлеанский музей истории культа Вуду
26
, открытый в
1972 году, предлагает экскурсии по кладбищу. Выглядит так, словно бы эта экскурсия – простенькое развлечение для туристов, придуманное теми, кому хочется заработать на культурном наследии штата, но, что очень удивляет, музей действительно не номинальный. Экспозиции, хоть и небольшие, расположены в доме
23
Nat P. Walker.
24
St. Louis Cemetery. Основано в 1789 году, находится во Французском квартале Нового Орлеана. Одно из старейших кладбищ США, на котором до сих пор ведутся захоронения.
25
Marie Laveau.
Верховная жрица луизианского вуду в Новом Орлеане XIX века и одна из самых влиятельных его жительниц того времени, ещё при жизни называвшаяся
«королевой вуду» и впоследствии ставшая героиней множества рассказов и фольклорных легенд.
26
New Orleans Historic Voodoo Museum, 724 Dumaine St, New Orleans, LA
70116, USA.

16 постройки начала XX века, и занимают шесть комнат. Первые три посвящены рассказу об истории культа Вуду в мире, и еще три – непосредственно месту Нового Орлеана в истории этого культа. На экспозиции представлены подлинные предметы, фото- и видеоматериалы. Администрация музея не может позволить себе взять на баланс и содержать такой большой и серьезный памятник как кладбище святого Людовика, но и игнорировать его важность в контексте темы экспозиции тоже не может - отсюда и появляются музейные туры на «не музейные» некрополи.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Америке кладбище может получить статус музея чаще всего если с ним связан какой-то исторический персонаж, важный для именно этой местности, причем скорее всего кладбище отдельно не будет рассматриваться как музей, но станет частью мемориальной экспозиции. Так кладбище становится социально-понятным «местом памяти», и оно уже больше не погибает от человеческого безразличия. В таких случаях сохраняется и ландшафт, и все надгробия.
Некрополи в Америке могут и просто служить «дополнительной экспозиционной площадью» без присуждения статуса музея, как в случае с музеем культа Вуду в Новом Орлеане и кладбищем святого
Людовика.
Крайне редко кладбище в Америке получает статус музейного только из-за своей пластики, из-за примечательности надгробных памятников, ландшафта или из-за даты своего основания, как это скорее бывает в Европе или в славянских странах.
  1   2   3

перейти в каталог файлов