Главная страница

Психолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, работающих с особыми детьми. Часть 1. Психолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, ра. Лекционный и практический материал Часть 1 Веселая Лопань 2014 Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Школа тьюторской практики


Скачать 1,23 Mb.
НазваниеЛекционный и практический материал Часть 1 Веселая Лопань 2014 Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Школа тьюторской практики
АнкорПсихолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, работающих с особыми детьми. Часть 1.docx
Дата14.12.2017
Размер1,23 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, ра
ТипМетодические рекомендации
#53814
страница1 из 30
Каталогid96812547

С этим файлом связано 31 файл(ов). Среди них: posled_mytye_ruk.pdf, posled_derevo.pdf, posled_vozrast.pdf, metodika_bystrogo_chteniya.docx, 3_klass_matem_letnie_zadania_2.pdf, 36503_19bd8cd47295616c913aca1d82f993c7_2.pdf, Sirotyuk_A_L__Korrektsia_razvitia_intellekta_doshkolnikov.pdf, konsilium_pmpk.doc и ещё 21 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Психолого-педагогические рекомендации

для родителей-тьюторов,

работающих с особыми детьми
(лекционный и практический материал)
Часть 1

Веселая Лопань

2014

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта «Школа тьюторской практики» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2014-2015 гг.)

Под общей редакцией директора ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» И.Е. Долгих.

Авторы-составители: специалисты отделения психолого-педагогической реабилитации ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

В сборник вошли материалы, рассматривающие особенности взаимоотношений и коммуникации детей и родителей, развития и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Особенности взаимоотношений и коммуникации детей и родителей …………………………………………………………………………………….…


4

Раздел 2. Особенности развития и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………..


20

Раздел 3. Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………………………


118

Раздел 4. Раннее развитие ребенка…………………………………………………….

135



РАЗДЕЛ 1.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И КОММУНИКАЦИИ

ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Занятие 1. «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Значение понятия «родительская компетентность».
Цель: раскрыть актуальность вопроса родительской компетентности

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения;

2. Установление правил работы в группе и знакомство с организацией, принципами работы в тренинговой группе;

3. Формирование мотивации на дальнейшую совместную работу, направленную  на гармонизацию детско-родительских отношений в семье и профилактику семейного неблагополучия;

4. Сплочение группы.
Ход работы:

I. Вводная часть. Приветствие ведущим и участниками друг друга.

- Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится, все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок с особенностями в развитии. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Чему мы и будем учиться на наших занятиях.

1. Упражнение-эксперимент «Как мозг воспринимает то, что мы видим?».

Участникам предлагается рассмотреть несколько рисунков, обманывающих зрение. Рисунки показываются по отдельности, предъявляются по одному. После рассмотрения каждого рисунка, участник записывает то, что он видел. Затем ответы сравниваются. Ведущий подводит участников к пониманию того что, хотя каждый и видит все по-своему, существует множество всеобщих законов восприятия. А многие люди, опираясь только на свое восприятие, воспринимают собственное мнение как непреложный факт. Здоровые и счастливые отношения между людьми основаны на понимании того, что у другого может быть своя точка зрения, свое восприятие.

II. Основная часть.

1. Сообщение ведущим плана предстоящих занятий, их целей и задач.

Совместная выработка с участниками правил работы группы.

2. Упражнение «Имя прилагательное». Участникам необходимо к первой букве своего имени подобрать прилагательное, а потом назвать имя и прилагательное.

3. Инвентаризация проблем: написать 10 любых проблем, которые возникают у вас с детьми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках: 

Проблемы ребенка.

Мои проблемы.

Наши общие проблемы 

Вопросы

Какой столбик заполнен больше остальных? 

Почему так получилось? 

Можем ли мы быть моделью образцового поведения для ребенка? 

4. Упражнение «Идеальный родитель и ребенок». Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются. 

5. Домашнее задание: В течение следующей недели (двух-трех дней) постараться отследить и посчитать количество эмоционально "теплых" и холодных высказываний по отношению к ребенку. Попробовать обнимать ребенка не меньше четырех раз в день (не считая утренние приветствия и поцелуи на ночь).

Участникам занятия даётся распечатка консультации на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка или всё идёт из семьи» ( Приложение 1). Родителю в консультации необходимо выделить самые важные, на его взгляд внутрисемейные психологические факторы, имеющие значение в воспитании. 

III.     Заключительная часть

Обратная связь в виде шерринга чувств.
Занятие 2.  «Влияние психологического климата в семье на ребенка»

Цель: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций.

Задачи:

1. Развитие родительской компетентности.

2. Осознание и закрепление понятий о безусловной родительской любви.

3. Осознание собственной ответственности за поддержку доверительных отношений с ребенком.

4. Сплочение группы.

Ход работы:

I. Вводная часть.  Приветствие ведущим и участниками друг друга. Включение в тренинговые занятия с традиционного приветствия, упражнения «Искра».

1.Разминка «Искра». Участники берутся  за руки, закрывают глаза, загадывают желание и пускают «искру» в вид рукопожатия. До кого дойдет рукопожатие - желания сбудутся.

2. Разминка «Карандашик».

Участникам необходимо образовать круг. На вытянутых руках каждому из них необходимо удержать собственный карандаш и карандаш соседа.

Вопросы:

Какие действия должен выполнить каждый участник, чтобы карандаш в кругу не падал?

А на что вы ориентировались при выполнении этих действий?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

II.Основная часть

Обсуждение домашнего задания.

3. «Погружение в детство». Тренер просит участников группы закрыть глаза и погрузиться в собственное детство. Затем необходимо ответить на вопрос: «Чего я хотел в дошкольном возрасте».

4. Мини-лекция «Роль психологического климата в семье»

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль.

Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

  1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).

  2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

  3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

  4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

  5. Не вступать в конфликты (учтите – что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).

  6. Ободрять других (оптимистам жить легче).

  7. Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

5. Упражнение «Зато он…»

Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери), или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы. 
После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом: «Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.

Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.

6. Анкетирование родителей на тему «Психологический климат в семье» (Приложение 2)

III.Заключительная часть 

Обратная связь в форме шерринга чувств.

Домашнее задание. В течение недели повторять ребенку, что вы его любите, обнимать и выполнять обещанное.  

Занятие 3 «Что и, как и мы говорим нашим детям»

Цель – выработка адекватных способов общения родителя с ребенком.

Задачи:

1. Осознание своей родительской позиции, в том числе влияние ее на ребенка.

2.Определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям

3. Осознание причин неэффективного общения

4. Сплочение группы.

Ход работы

I. Вводная часть. Приветствие ведущим и участниками друг друга. Включение в тренинговые занятия традиционного приветствия, упражнения «Искра».

1. Разминка «Нестандартное приветствие». Родители по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечиками;

3 хлопка - здороваемся спинками.

II.Основная часть

2.  Упражнения «Качества». Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы. Назовите два личностных качества, которые в разговоре с другим человеком помогают ему слушать партнера, и два других качества, которые мешают ему слушать партнера. После того, как первый участник назвал, следующий должен повторить, что сказал его сосед. Третий участвующий повторяет то, что сказал предшествующий участник о себе, а потом уже назвать собственные качества и так далее, пока вся группа не представится.

Вопросы:

Что было легче – повторить слова другого участника или говорить о себе?

3.Упражнение «Барьеры слушания». Тренер предлагает родителям объединится в пары и вести беседу о том, что их интересует. По условному знаку (хлопку) участники должны будут продолжать беседу, при этом изменять внешние условия диалога )говорить сидя, стоя, спинами друг к другу, зевать и др.).

Вопросы:

Что вы чувствовали во время выполнения задание?

Комфортно ли вам было в таком общении?

4. Мини-лекция «Что и, как и мы говорим нашим детям».

Вам приходилось слышать в детстве фразы вроде: «Чтоб ты провалился!», «У тебя все равно не получится», «Делай, что тебе говорят!», «Что, самый умный что ли?», «И в кого ты такой растяпа?» А часто ли вы говорите их своим детям?

Мы воспитываем детей, передавая им наше представление о мире, о роли человека в нем, об отношениях между людьми. Наши знания и опыт мы передаем, прежде всего, на практике − собственной жизнью, поведением, поступками. Но наши слова тоже о многом говорят. Ребенок чутко реагирует на сказанные ему слова, и изменяется под их воздействием. А если они повторяются снова и снова? К тому времени, когда маленький человек вырастет, слова, сказанные нами, окажутся вплетены в его мировосприятие. Психологи называют такие словесные формулы, влияющие на формирование человека, родительскими директивами. Директива − это неявное приказание, обращенное к ребенку. Исполняя его, ребенок будет чувствовать себя хорошим, а не исполняя − испытает чувство вины. Причем о причине вины он может даже не догадываться. Давайте посмотрим, чему мы учим наших детей на словах.

1.  Первая, и самая сильная директива − это «Не живи». В повседневной жизни она может выражаться такими фразами, как: «Мне не нужен такой плохой сын», «Глаза б мои на тебя не глядели», «Исчезни!», «Чтоб ты провалился». Этот посыл может выражаться и не так явно − например, разговорами о том, что из-за рождения ребенка мама заболела или всю жизнь на него потратила, так и не сделав карьеру / не выйдя замуж. Смысл такой директивы − внушение ребенку чувства вины, причем оно связано не с какими-то конкретными поступками, а с самим фактом его рождения и присутствия в этой жизни. Ребенок чувствует себя помехой в жизни матери и ее вечным должником. Многие носят эту установку всю жизнь. Естественно, это удобно для матери, ведь таким ребенком очень легко управлять даже в зрелом возрасте. Но для самого ребенка, получившего эту директиву, эта ситуация может быть опасной. Он может сделать вывод о том, что было бы лучше, если бы его не существовало. Это может привести к бессознательному саморазрушению: частые болезни, травмы, алкоголизм и наркомания.

2.  Вторая директива − «Не будь ребенком». Она выражается словами типа: «Пора уже повзрослеть», «Что ты как маленький?», одним словом − теми, которые все детское описывают как плохое, а взрослое − как хорошее. Так часто говорят старшим детям в семье. Вырастая, дети, получившие эту директиву, испытывают трудности с выражением своих «детских желаний», со всем, что связано со спонтанностью, игрой и творчеством. Им будет трудно найти общий язык и со своими собственными детьми.

3.  Третья директива противоположна по смыслу предыдущей. «Не расти» − часто ее говорят единственным детям в семье. Такую директиву дают матери, боящиеся того, что их ребенок повзрослеет и покинет семью. Выросшие с такой директивой люди чувствуют себя виноватыми, когда начинают вести собственную жизнь. Им бывает сложно создать свою собственную семью, так как они в первую очередь являются детьми своих родителей. Им кажется, что они не имеют права на собственную жизнь.

4.  «Не думай». Выражается эта директива в призывах ребенка «не умничать», «не рассуждать, а делать, что тебе сказано», в ироничных восклицаниях: «Самый умный, что ли?». Учит не думать также и родительская забота: «не думай об этом, это не твоя проблема». Выросшим с этой директивой детям и в самом деле оказывается тяжело думать, вплоть до того, что мыслительный процесс может вызывать головные боли. Они предпочитают не вырабатывать свое мнение на проблемную ситуацию, а следовать чьему-то чужому, перестают доверять сами себе («Как я мог такое подумать?») Естественно, таким людям можно внушить все, что угодно, чтобы манипулировать ими в своих целях.

5.  «Не чувствуй» − эта директива может выражаться по отношению как к чувствам, так и к ощущениям. Чаще всего родителями запрещается гнев и страх. «Не бойся, собачка не укусит», «Как ты смеешь обижаться на маму, тебя наказали за дело». Но от запрета сами эмоции никуда не пропадают, они лишь находят другое выражение. Например, ребенок перестает бояться собак, но начинает бояться темноты. Он перестает раздражаться на маму, но пинает кошку или злится сам на себя, когда у него что-то не получается.
Если запрет касается ощущений, то выглядит это примерно так: «Одень свитер, замерзнешь», хотя ребенок заявляет, что ему не холодно. Постепенно ребенок перестает верить собственным ощущениям. Впоследствии это может выразиться, например, в переедании − ведь сигнала о том, что человек сыт, он не чувствует. Эта директива также мешает понимать и выражать свои чувства.

6.  Шестая директива − «Не будь успешным». Ребенок получает ее, когда любящие родители выражают неверие в его способности. «Вечно ты все портишь», «У тебя все равно не получится». Людей, выросших с такой директивой, как будто преследует злой рок. Они очень стараются в достижении своей цели, однако в последний момент какая-нибудь случайность все портит. Или они сами не могут найти в себе энергии для завершения важного дела, и забрасывают его на полпути.

7.  «Не делай». Подразумевается «Не делай сам, это опасно, подожди меня», «Дай я это сделаю за тебя». В отличие от предыдущей директивы, такие люди испытывают трудности с началом какого-либо дела. Потому что в детстве они привыкли ждать маму, чтобы что-то предпринять. В жизни это проявляется тем, что они постоянно откладывают начало дела на последний момент, и в результате ничего не успевают.

8.  «Не будь лидером». В быту эта директива выражается фразами «Не высовывайся», «Скромнее надо быть», «Тебе что, больше всех надо?» Человек с такой установкой избегает брать на себя ответственность за других и вечно ходит в подчиненных.

9.  «Не принадлежи». Подразумевается «не принадлежи никому, кроме меня». В общении с ребенком родители подчеркивают его исключительность: «ты у меня не такой, как все», «ты самый умненький». Человек с такой установкой в любой группе чувствует себя как бы отдельно. Чувство слияния с группой ему незнакомо, и начинает тосковать по семейной атмосфере, равной которой нет. В результате ему бывает трудно влиться в любой коллектив.

10.  «Не доверяй» или «Не будь близким». По смыслу это похоже на предыдущую директиву, однако та возникает в отношениях с группой, а эта − в отношениях с одним человеком. Такие люди испытывают трудности в близких отношениях, и не только с противоположным полом, но и в дружбе, в деловых контактах. Родители внушили им, что никому доверять нельзя, и они избегают близких и доверительных отношений.

11.  «Не будь собой». В повседневной жизни это выражается в недовольстве полом ребенка, фразах типа: «Почему твой друг может это, а ты нет?», «Ты должен стать как…», «Все дети как дети, а ты…» Когда родители выражают недовольство ребенком, он может сделать вывод, что его не любят. А будут любить, если он изменится. Взрослый человек с такой директивой постоянно недоволен собой. Казалось бы, это путь к самосовершенствованию. Однако, даже достигнув чего-то и изменившись, такой человек тут же найдет новый повод для недовольства. Кроме того, он часто бывает мучим завистью к другим. Такие люди живут в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

12.  Последняя директива − «Не чувствуй себя хорошо». Наверное, всем знакомы люди, которые вечно жалуются на здоровье. Часто это симуляция − эти люди привыкли, что болезнь вызывает у окружающих повышенное внимание к ним. Но иногда им действительно плохо, но они мужественно продолжают работать. Естественно, это, в свою очередь, ведет к дальнейшему ухудшению самочувствия. Порождается такое поведение фразами родителей, сказанных при ребенке: «Хоть он у меня и слабенький, но сам моет пол», «несмотря на температуру, пошел на контрольную».

К сожалению, заметить негативное влияние наших слов не всегда в наших силах, а избежать его вряд ли возможно. Но зависимость от директив не фатальна − многие кризисы взросления связаны с избавлением от родительских правил. А если знать, с чем бороться, − это уже половина успеха.

Рефлексия.  Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

7.Упражнение «Озеро покоя» (на релаксацию). Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте поудобней, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в нашей комнате, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

III.Заключительная часть

 Обратная связь в форме шерринга чувств.

Домашнее задание: Родителям раздаётся распечатанный материал на тему: «Эффективные способы взаимодействия с ребёнком» (Приложение 3), родителю необходимо в процентном отношении от 0% до 100% насколько часто он использует тот или иной способ взаимодействия.

Занятие 4 «Формирование положительной оценки у детей дошкольного возраста»

Цель: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка.

Задачи:

1. Знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя.

2. Сплочение группы.

Ход работы

I. Вводная часть.  Приветствие ведущим и участниками друг друга. Включение в тренинговые занятия традиционного приветствия, упражнения «Искра».

1. Разминка "Броуновское движение". Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

 II.Основная часть

2. Мини – лекция «Формирование положительной оценки у детей дошкольного возраста».

Личность человека. Когда она появляется, как проявляется и вообще, что это такое? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый и не раз. Особенно часто над этими вопросами задумываются родители. Ребенок – это личность? И если да, то, как сделать эту личность гармоничной и полноценной.
Личность – понятие достаточно широкое и имеет несколько составляющих. Об одной из них и пойдет речь. 
Итак, самооценка – один из компонентов личности. Представляет собой некий феномен активно развивающийся и формирующийся в детстве. Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь-то общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание или другие.
Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников. 

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно. Для него важен ответ родителей, так как мама и папа – самый авторитетный эталон в жизни дошкольника. Ребенку нужен ответ родителей для успокоения своего внутреннего мира, а, вернее, эмоционального компонента самооценки, который преобладает на протяжении всего дошкольного детства.
Эти компоненты развиваются и формируются в дошкольном возрасте и по мере взросления ребенка немного изменяются.

Формирование самооценки

Первые признаки проявления самооценки связаны с кризисом трех лет. Это и есть кризис самости. У малыша происходит полное отделение от матери, и он неустанно твердит «Я», «Сам». Это слабое проявление когнитивного компонента самооценки. Малыш ждет оценку своей деятельности окружающими его взрослыми – проявление эмоционального компонента. Получилось построить песочный куличик, малыш бежит к родителям или поднимает на них глаза и ждет именно положительную оценку. Для того чтобы убедиться «Я – хороший».

В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка. То есть если мама говорит, что куличик не красивый, ребенок воспринимает это как то, что он сам плохой и при постоянном неуспехе начинает отказываться от различного вида деятельности. Так как его самооценка становится низкой. А при заниженной и низкой самооценке развивается неуверенность и нежелание к чему-либо стремиться, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что если человек сам считает себя плохим, то со временем все к нему начинают относиться как к «плохому». Ребенок становится неуверенным, замкнутым необщительным.

Однако если мама или папа будут стараться разграничивать в оценивании малыша от его деятельности, самооценка ребенка будет более дифференцированной – то есть со временем ребенок начнет понимать «Я хороший, но сделал не очень хорошо».

Хотя важно учесть, что чрезмерное захваливание ребенка приведет к чрезмерному завышению самооценки, а это в свою очередь отрицательно скажется на восприятии малышом себя и окружающих. Самооценка станет высокой, но хорошие отношения ни с взрослыми, ни с детьми не сложатся. Ребенок выработает внутреннюю позицию «Я – супер хороший, а вы – плохие».

Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

Далее родителям предлагаются памятки по теме: «Влияние родителей и сверстников на развитие самооценки» (Приложение 2)

3. Упражнение на «принятие»

Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые находятся в помещении, и место, на которое необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:

1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;

2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.

Обсуждение:

– Как вы чувствовали себя в своей роли?

– Какие чувства вызывала у вас реакция группы?

– Как вы чувствуете себя сейчас?

– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.

4.Упражнение «Ассоциация на слово “самооценка”» (диагностика, закрепление полученных данных и навыков)

Инструкция: ведущий, передавая мяч по кругу, предлагает назвать ассоциацию на слово «самооценка». При этом ведущий отслеживает, как родители усвоили новые понятия и свою роль в формировании самооценки, какие методы и способы воспитания они собираются использовать.

III.Заключительная часть

Обратная связь в форме шерринга чувств.
Занятие 5 «Воспитание детей: три простых психологических приёма для родителей»

  Цель – получение обратной связи о результатах работы в ходе тренинга

Задачи:

1. Получить участниками и ведущим обратную связь от группы по результатам работы на тренинге;

2. Выделить изменения каждого участника в результате  включения в работу на занятиях.

I. Вводная часть. Приветствие ведущим и участниками круга. Включение в тренинговые занятия традиционного приветствия, упражнения «Искра».

II. Основная часть

Мини-лекция « Воспитание детей: три простых психологических приёма для родителей»

Я хочу рассказать о психологических приемах позитивного взаимодействия с ребенком. Многие взрослые ими уже пользуются, но чаще всего неосознанно. Осознав эти приемы, взрослый скорее выстроит хорошее общение с ребенком. Среди перечисленных ниже приемов нет универсальных, которые действовали бы всегда, в зависимости от ситуации для каждого ребенка необходим свой индивидуальный прием. Но важно то, что все они создают самоуважение, учат считаться с человеком, чувствовать и откликаться. Вот некоторые психологические приемы, помогающие родителям наладить общение с детьми:

Не ругайтесь, когда вы недовольны ребенком. Вместо этого:

1. Опишите, что вы видите, что нужно исправить:

Неправильно: «Опять включил воду в ванной и не следишь за ней! Хочешь, чтобы нас затопило? Какой ты безответственный!»

Правильно (опишите): «Вода в ванной уже до краев, скоро начнет литься через край!»

Неправильно: «Ты не выводишь собаку целый день. Ты не заслуживаешь собаку, я отдам ее»

Правильно (опишите): «Я вижу, Джек крутится у двери»

Неправильно: «Сколько раз мне нужно говорить, чтобы выключал свет в туалете, когда выходишь оттуда»

Правильно (опишите): «В туалете снова остался зажженным свет»

Важно! Когда детей ругают, им трудно понять, что от них требуют взрослые. Детям легче понять что-то, когда родители описывают нежелательные действия, не задевая самолюбия ребенка.

2. Информируйте о последствиях тех или иных нежелательных действий:

Неправильно: «Кто пил молоко и оставил бутылку на столе?»

Правильно (информируйте): «Дети, молоко скисает, когда его не убирают в холодильник»

Неправильно: «Посмотри на огрызки яблок на твоей кровати. Ведешь себя, как свинья. Противно»

Правильно (информируйте): «Огрызки яблок выбрасывают в мусор, а если их кладут на кровать, то пачкают белье, да и в комнате становится неуютно»

Неправильно: «Тебе никогда не приходило в голову помочь в домашней работе. Привык жить на всем готовом!»

Правильно (информируйте): «Хорошо бы, чтобы ты помог мне накрыть стол для обеда, я бы не так устала в домашней работе и обедали бы быстрее»

Важно! Когда дети знают, какие могут быть последствия, им легче управлять своими действиями.

3. Побудите к действию одним словом вместо длинных разглагольствований:

Неправильно (много текста): «Опять отправляешься, не прихватив с собой завтрак. Ты бы голову забыла, если бы она не была к тебе приделана»

Правильно (одно слово): «Твой завтрак!»

Неправильно (много текста): «Ты обещал ухаживать за кошкой до того, как ее взяли. Уже третий день ты ее не кормишь и не убираешь ее ящик, все надеешься на меня. Это бессовестно»

Правильно (одно слово): «Кошка голодна»

Неправильно (много текста): «Сколько раз тебе говорила, чтобы ты снимала школьное платье, как только придешь со школы. Трудно это понять, что ли? Или тебе приятнее в школу ходить в грязном платье? Неряха какая-то.

Правильно (одно слово): «Лена, платье!»

Попробуйте применить эти психологические приемы на практике. Никто не утверждает, что это просто. Как правило, мы с трудом отказываемся от наших привычек. Вначале есть вероятность сорваться и отругать ребенка, как вы обычно делали. Но если применять правильные приемы, то результат не за горами.

1. Упражнение «Чемодан».  Каждый участник по очереди выходит за дверь на несколько минут. В это время все остальные собирают ему чемодан – путем групповой дискуссии выделяют положительные и отрицательные качества, которые данный участник проявил в ходе тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается в аудиторию и ему вручается листочек в сложенном виде со списком качеств, которые ему необходимы, чтобы быть компетентным родителем.

3. Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и  выделить положительное в процессе воспитания ребенка.

Вопросы родителям:

o     Изменились ли ваши взаимоотношения?

o     Что нового в поведении ребенка вы заметили?

o     Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?

o     Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

o     Что бы вы пожелали друг другу и себе? 

5.Упражнение «Прощание разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает участникам попрощаться, при этом использовать как вербальные, так и невербальные способы. Ни одно «прощание» не должно повторяться.

 Важность детско-родительских отношений и их влияние на жизнь и судьбу ребенка трудно переоценить. Формирование личности ребенка и его социализация  происходит в непосредственной зависимости от родительского внимания и любви. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения.

Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение.

Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в том, что стабильность семейной среды является важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка.

 

Приложение 1

Роль семьи в воспитании ребенка или всё идёт из семьи

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояние здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребёнке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представление о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы. Проживание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье создаёт в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок. От отношения к ребёнку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться - чувства любви или агрессивные реакции.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 

В этом вам помогут следующие принципы общении с детьми:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • Единство требований со стороны всех взрослых в семье;

  • Важное условие воспитания - режим дня. При распределении времени необходимо учитывать законы физиологии высшей нервной деятельности.

  • Учитывать особенности возраста и пола детей.

  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 

  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 

  • Уважать право ребенка на собственное мнение; 

  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.


Приложение 2

Анкета для родителей: «Психологический климат семьи»

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет". 

1. Наша семья очень дружная. 

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия. 

4. В своем доме я чувствую себя очень уютно. 

5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения. 

6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают. 

8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают. 

9. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость. 

10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье. 

11. В семье есть очень неуравновешенный человек. 

12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит. 

13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером. 

14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга. 

15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье. 

16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье. 

18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы. 

19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе. 

20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным. 

21. У нас принято отдыхать летом всей семьей. 

22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п. 

23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах. 

24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная. 

26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства. 

28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.

29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется. 

30. Меня часто обижают дома. 

31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире. 

32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать. 

33. Отношения в семье весьма натянутые. 

34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

35. К нам часто приходят гости. 


Обработка данных. 

Определяется число правильных ответов по "ключу": 

"да" - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35; 

"нет" - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.

За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл. 

Результаты 
Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов. 
0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной". 
9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. 
16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. 
23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.
Приложение 3

Эффективные способы взаимодействия с ребенком

Для профилактики и преодоления эмоциональных проблем ребенка важно установление между ребенком и приемными родителями гармоничных, эмоционально близких отношений, формирование тесного эмоционального контакта.

Успех во многом определяется тем, насколько членам семьи удается адаптироваться к новой системе ролей и норм поведения, освоить новые формы поведения. Психологическая совместимость ребенка и приемных родителей имеет большое значение. Чем выше степень их совместимости, тем меньше вероятность того, что в дальнейшем у ребенка проявятся эмоциональные и поведенческие нарушения.
Важным условием для успешного развития детей младшего возраста являются разные виды их совместной деятельности. Обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком приводит к заметному улучшению в поведении ребенка и его самооценке. Родители, освоившие эти способы, отмечают появление уверенности в своих силах, снижение уровня психического напряжения, связанного с воспитанием ребенка, укрепление эмоционального контакта с ребенком.

Приемы, используемые родителями во взаимодействии с ребенком
Не командовать, поскольку команды, приказания: лишают ребенка инициативы; могут привести к психологическим сложным ситуациям в том случае, если ребенок не подчиняется командам или их не поймет.

Не задавать вопросов, поскольку они:

-могут блокировать спонтанную деятельность;

-заставляют ребенка думать, что родитель не согласен с его действиями или не одобряет;

-лишают ребенка инициативы.

Не делать критических замечаний, поскольку они:

-снижают самооценку ребенка;

-создают психологически напряженную атмосферу в процессе общения.

Описывать игру ребенка, так как это:

-побуждает ребенка совершенствовать игровые навыки;

-помогает родителю лучше понять уровень возможностей ребенка;

-способствует развитию речевых навыков ребенка;

-помогает организовать его мыслительные процессы, связанные с игровой деятельностью;

-помогает ребенку усвоить некоторые навыки;

-способствует лучшей концентрации внимания ребенка на совершаемых действиях, что особенно важно при работе с детьми с неустойчивым вниманием.

Отражать высказывания ребенка, так как это:

-свидетельствует о внимании к его словам и действиям со стороны взрослого, а также понимании;

-учит ребенка правилам поведения в процессе разговора;

-стимулирует его речевое развитие;

-позволяет корректировать ошибки в речи.

Имитировать действия в процессе игры, так как это:

-способствует повышению его самооценки;

-заставляет ребенка имитировать действия родителей и делает его более восприимчивым к демонстрируемым взрослым моделям поведения.

Хвалить ребенка за хорошее поведение, так как это:

-способствует повышению его самооценки;

-служит закреплению социабельных форм поведения;

-способствует укреплению контакта между ребенком и родителем;

-заставляет ребенка проявлять больше настойчивости в освоении новых навыков.

Игнорировать попытки ребенка привлечь к себе внимание неправильным поведением, так как это:

-способствует преодолению дезадаптивных форм поведения ребенка и позволяет избежать обвинений в его адрес.

Полезные занятия, в особенности игры, укрепляют отношения между ребенком и родителями. Это - общение, доставляющее удовольствие и радость. Игра родителей с детьми крайне благоприятствует оптимизации отношений между членами семьи, даже если в иные минуты она приносит огорчение.

Не судите себя слишком строго и не ожидайте слишком многого от своих усилий. Быть родителем нелегко. Родительские способности также проявляются не сразу. Учитесь на этих трудностях, на неизбежных промахах, когда вы чувствуете, что как родитель поступили не лучшим образом. Ребенок поймет и оценит ваши искренние попытки понять его и помочь, даже если то, что вы делаете, - не самое лучшее, что в данный момент можно сделать. У вас будет не одна возможность исправить свои ошибки и промахи. Доверяйте вашим чувствам и ощущениям, отмечайте и радуйтесь всем вашим удачам и успехам вашего ребенка. 

Чтобы не допускать разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Как мы можем это сделать:

1.Безусловно принимать его.

2.Активно слушать его переживания.

3.Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4.Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5.Помогать, когда просит.

6.Поддерживать успехи.

7.Делиться своими чувствами (значит доверять).

8.Конструктивно разрешать конфликты.

9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Например:

Мне хорошо с тобой.

Я рада тебя видеть.

Хорошо, что ты пришел.

Мне нравится, как ты…

Я по тебе соскучилась.

Давай (посидим, поделаем…) вместе.

Ты, конечно, справишься.

Как хорошо, что ты у нас есть.

Ты мой хороший.

10.Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые случаются, но вполне преодолимы!
Список используемой литературы:

  1. Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006.

  2. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005.

  3. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005.

  4. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005.

  5. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004.


РАЗДЕЛ 2.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

перейти в каталог файлов
связь с админом