Главная страница

Психолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, работающих с особыми детьми. Часть 2. Психолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, ра. Лекционный и практический материал Часть 2 Веселая Лопань 2014 Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Школа тьюторской практики


Скачать 5.48 Mb.
НазваниеЛекционный и практический материал Часть 2 Веселая Лопань 2014 Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Школа тьюторской практики
АнкорПсихолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, работающих с особыми детьми. Часть 2.docx
Дата14.12.2017
Размер5.48 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, ра
ТипМетодические рекомендации
#53815
страница1 из 16
Каталогid96812547

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: metodika_bystrogo_chteniya.docx, 3_klass_matem_letnie_zadania_2.pdf, 36503_19bd8cd47295616c913aca1d82f993c7_2.pdf, Sirotyuk_A_L__Korrektsia_razvitia_intellekta_doshkolnikov.pdf, konsilium_pmpk.doc, dop_jil_plochad.doc, Sexualnost_pri_sindrome_Dauna.doc и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Психолого-педагогические рекомендации

для родителей-тьюторов,

работающих с особыми детьми
(лекционный и практический материал)
Часть 2

Веселая Лопань

2014

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации проекта «Школа тьюторской практики» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2014-2015 гг.)

Под общей редакцией директора ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» И.Е. Долгих.

Авторы-составители: специалисты отделения психолого-педагогической реабилитации ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

В сборник вошли рекомендации, включающие вопросы подготовки ребенка к школьному обучению, формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, формирования и развития графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению …………………………………………………………………..



4

Раздел 2. Работа с родителями по обучению навыкам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья……………………..




49

Раздел 3.Формирование и развитие графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………

97



РАЗДЕЛ 1.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Занятие 1. «Понятие «психологическая готовность».

Цели: дать родителям представление о «психологической готовности» к школьному обучению.

Материалы и оборудование

Мяч, плакат «Психологическая готовность к обучению в школе», бланки на каждого участника: теста «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?», упражнения «Школьное будущее моего ребенка», «Обратная связь», лист ватмана, маркеры.

Ход занятия

Если вы выбрали эту тему, значит, что в семье растет ребенок, и близится время, когда он пойдет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи. Появятся новые обязанности, изменится жизненный уклад, придется решать возникающие трудности. Перед родителями встаёт сразу много вопросов. Какую школу и программу выбрать? А как нужно подготовить ребенка к школе? Что для этого нужно? Много вопросов возникает у родителей. Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся дать на наших занятиях и практикумах.

Каждый ребенок нуждается в заботе, внимании взрослых, в возможности общаться, развиваться. Но «наши» дети (дети с ограниченными возможностями) более остро нуждаются в любви и заботе, для которых общение со сверстниками, посещение детского сада ограничено. Преобразования, происходящие в системе российского образования, обеспечивают равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут обучаться не только в специальных учреждениях, но и в обычных образовательных школах, что позволит им получить образование и лучше адаптироваться к жизни в условиях школы. А здоровые дети получат опыт общения, что позволит развить у них толерантность и ответственность.

Упражнение «Я первоклассник»

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Все мы когда-то пошли в первый класс, по-разному складывались успехи в школе. По вашему мнению, что означат ребенок готов к обучению в школе?

Родители выполняют задание по кругу, передавая друг другу мяч.

Например: умение выполнять задания, новые обязанности, выдерживать большие нагрузки, уметь общаться в новом коллективе, новая учительница, много новых впечатлений.

Последний год или два перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса, научится писать, считать и читать. Сомневаетесь, стоит ли отдавать ребенка сейчас или подождать еще один год. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Попробуем разобраться.
Тест для родителей.

Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?

Инструкция: Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.


1

2

3

4

5




1/

2/

3/

4/

5/




6/

7/

8/

9/

10/




11/

12/

13/

14/

15/



















Всего:


1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Мини-лекция «Понятие готовность к школе»

Итак, что же такое психологическая готовность к школе? Многое родители оценивает начало обучения в школе как новый сложный этап. Это действительно так. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

  1. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

  2. Приобретается статус ученика. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия.

  3. Начало обучения, это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, педагоги-психологи выделяют несколько показателей готовности детей к школьному обучению - это мотивационная готовность, личностная, умственная, эмоционально-волевая и физическая готовность.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  • мотивационную готовность,

  • личностную готовность,

  • интеллектуальную или умственную готовность,

  • эмоционально-волевую готовность,

  • физическая готовность.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка – эмоциональную устойчивость. Она проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы.

Умственная готовность включает сформированность речи, мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения. Она выступает центральным компонентом школьной готовности. Под интеллектуальной готовностью понимается целый комплекс черт умственного развития дошкольника, неразрывно связанный с познавательной и будущей учебной деятельностью.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Физическая готовность ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.

Более подробно на каждом компоненте психологической готовности мы остановимся на следующих занятиях.

В зависимости от выбора концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

В двух словах можно выразить так: Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе. К слову, на второй пункт очень многие родители закрывают глаза, считая его незначительным. Однако зачастую он играет ведущую роль в возникновении проблем у "неподготовленного" школьника.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главное родителям будущих первоклассников помнить - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.


Когда ребенок пойдет в первый класс

Я всегда мечтала, чтобы в школе мой ребенок

Когда ребенок оказывается не на высоте, я

Когда моего ребенка хвалят, я

Когда он получит двойку или замечание, я

Я думаю, что в школе мой сын (дочь)


Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

Общие психолого-педагогические рекомендации:

1.Принимать ребенка таким, какой он есть.

2.Как можно чаще общаться с ребенком.

3.Избегать переутомления.

4.Использовать упражнения на релаксацию.

5.Не сравнивать ребенка с окружающими.

6.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

7.Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка, он должен знать за что.

8.Обращаться к ребенку по имени.

9.Не предъявлять ребенку повышенных требований.

10.Старайтесь делать замечания как можно реже.

11.Оставаться спокойным в любой ситуации.

Важно, чтобы ребенок пошел в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Итог занятия. Рефлексия

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники занятия отвечают на вопросы:

  • Чем полезно именно для вас было данное занятие?

  • Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

  • Ваши пожелания на следующую встречу.


ЗАНЯТИЕ 2. «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Цели: раскрыть понятие мотивационной готовности.

Познакомить родителей со способами формирование навыков учебной деятельности, стимулирование желания учиться в школе

Материалы и оборудование

Плакат «Психологическая готовность к обучению в школе», доска и маркеры.

Ход занятия

Теоретическая часть

На предыдущем занятии мы рассматривали компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе. (Обращаемся к плакату).

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  • мотивационную готовность,

  • личностную готовность,

  • интеллектуальную или умственную готовность,

  • эмоционально-волевую готовность,

  • физическая готовность.

Но прежде чем мы подробно рассмотрим один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – мотивационную готовность, выполним задание:

Задание №1

Как вы думаете, что ответят ваши дети, если бы спросили у них, почему они хотят идти в школу? Ответы фиксируются на доске.

Как вы думаете, какие из этих желаний связаны с внешней стороной школы? (внутренние и внешние мотивы)

Как вы думаете, какие мотивы будут дольше способствовать учению?

Задание №2

Как, по-вашему, можно формировать желание учиться? (обсуждение в группе ситуации)

К концу дошкольного возраста значительно меняются познавательные потребности и мотивы. Потребность в новых впечатлениях усложняется количественно и качественно.

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, сидеть за партой, перемены и другое… В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

- к школе,

- к учителю,

- к учебной деятельности,

- к самому себе.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Это важное условие успешного обучения в начальной школе наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения.

Наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

В работах Л.И. Божович выделяется две основных группы мотивов поведения, характерных для ребенка, готового к обучению в школе.

Первая группа мотивов – широкие социальные мотивы. Ребенком руководит желание занять новую социальную позицию, открывающую доступ в мир взрослости.

Вторая группа – познавательные мотивы, перешедшие на качественно новый уровень, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Отсутствие мотивационной готовности к школе влечет за собой множество проблем, связанных с общением и поведением ребенка, а это в свою очередь не может не сказываться на его личностном развитии.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Практическая часть

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Способы стимулирования можно разделить на три группы.

Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности.

Вторая группа – это специальные стимулы.

Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают дошкольников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом необходимо опирается на природную любознательность, на желание все знать.

Игры для проигрывания в условиях семьи: Лесная школа, Школа наоборот.

Главное для успешного старта- чтобы ребенок хотел учиться, чтобы в первый класс шел с радостью.

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, то существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу. Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе.

Выясните, как ребенок относится:

  • а) к школе,

  • б) учебной деятельности,

  • в) учителям,

  • г) к самому себе.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как… Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "

Ситуация. Проанализируем высказывания детей и возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам: "В школе двойки будут ставить", "Играть будет некогда", "В школе в школе программа трудная".

Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!".

Совет родителям: Не запугивать ребенка школой! Постарайтесь создать общий положительный образ школы. Чаще рассказывайте малышу о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристских походах и самое главное - о том новом и интересном, что может открыть только школа.

В то же время не переусердствуйте, не идеализируйте школьные будни. Ребенок должен знать: учеба - не только радость, но и упорный труд. И без усидчивости, аккуратности, без старательности и прилежания успеха не добьешься.

Задание №3

Выясните у своего ребенка, что привлекает его в школе, почему он хочет учиться.
ЗАНЯТИЕ 3. «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Цели: дать родителям представление об особенности личностной готовности детей к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Познакомить родителей со способами формирования новой социальной позиции, самооценки, навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Материалы и оборудование

Плакат «Психологическая готовность к обучению в школе», бланк с рефлексией, доска и маркеры.

Ход занятия

Теоретическая часть

Сегодня начнем наше занятие с обсуждения ответов на вопрос, что привлекает вашего ребенка в школе, почему он хочет учиться? (На доске фиксируем ответы детей).

Ответы разносятся в колонки внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), учебная мотивация (получить новые знания).

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность самооценки и представлений о себе, а также определенную эмоциональную зрелость. Так же сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка – эмоциональную устойчивость (регуляцию эмоций). К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархиезированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития - естественного (биологического) и социального (культурного). Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, в собственно культурном развитии ребенка.

Из-за неразвитого уровня личностного развития ребенок испытывает трудности в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой.

Дети имеют тягу к контакту с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых возникает страх перед детским коллективом, и они его избегают. В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе. В результате отрицательной обратной связи у детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ОВЗ реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти правильный выход из ситуации они не могут.

Отмечая отклонения в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте детей с ОВЗ, следует так же иметь ввиду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будут складываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.

Практическая часть

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Способность к общению необходимо развивать с раннего возраста. Для этого ребёнок должен уметь вступать в контакт, уметь организовать общение, знать нормы и правила общения. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками - не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, конфликтности, застенчивости. Необходимо вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Отношение к сверстникам.

Ситуация. Саша в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Как могут сложиться отношения Саши в школьном классе?

Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Другой современной проблемой является выраженное желание ребенка быть первыми и единственными для учителя. Таким детям сложно быть в коллективе, придерживаться имеющихся в этом коллективе правил. Они хотят, чтобы их всегда спрашивали, вызывали к доске, чтобы учитель был только для них. При этом обижаются на то, что спрашивают Васю или Лену, что Саше поставили "четыре", а ему ничего. Действия учителя такие ребята расценивают как игнорирование и нелюбовь к себе. Дома жалуются на то, что учитель больше любит других детей, а него внимания не обращает. Эта ситуация может вызывать нежелание ходить в школу вообще. Наиболее выражено подобное поведение у детей, не посещавших детский сад, которые готовились к школе один на один с репетитором или родителями.

Что делать? Учить правильно, воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, свои способности, свою деятельность и ее результаты, т.е. иметь адекватную самооценку.

Игра активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Детские игры очень разнообразны:

1. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие.

2. Подвижные игры - здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. «Сокол и лисица», «Иголка и нитка», «Жмурки» и др.

3. Дидактические игры тоже очень важны для детей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и другие.

4. Настольно-печатные игры - это игры малой подвижности, большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

5. Театрализованные игры – это игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности детей.

Игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т.д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.

Игры, в которых дети проявляют свои творческие способности, самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми наиболее важны для формирования навыков общения. Кроме того, положительные взаимоотношения в игре способствует улучшению реальных отношений. Однако существует и обратная связь - отношения при игре становятся лучше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки взрослым достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.

Итог занятия. Рефлексия

Родители отвечают на вопросы:

  • Что беспокоит сейчас родителей?

  • Что хотели бы обсудить?

  • Ваши пожелания на следующую встречу.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом