Главная страница

Логопедическая работа с безречевыми детьми


НазваниеЛогопедическая работа с безречевыми детьми
Анкорlogoped_rabota_s_bezrechevimy_detmy.doc
Дата03.11.2017
Размер339 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlogoped_rabota_s_bezrechevimy_detmy.doc
ТипДокументы
#45311
страница1 из 14
Каталогid152286474

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: Buzrukikh_ot_bukvy_k___DG_DL_ch_2.pdf, Formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_A_G_Arushanova.pdf, Bezrukikh_Ot_bukv_k_slogam_i_slovam___kniga_DG_DL_ch_1.pdf, Белавина Н.Н. Логопедические карточки для обследования и развити, Andreeva_N_G_Logopedicheskie_zanyatia_po_razvitiyu_svyaznoy_rech, Картотека для автоматизации звуков [Ч], [Щ].doc, Игры-розыгрыши.doc, Andreeva_N_G_Logopedicheskie_zanyatia_po_razvitiyu_svyaznoy_rech, Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц].doc, Игры на снятие агрессии.doc и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Логопедическая работа с безречевыми детьми

Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учётом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А. М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина.

Работа с безречевыми детьми строится с учётом дидактических принципов:

1)комплексности,

2)максимальной опоры на полимодальные афферентации;

3)опоры на сохранные звенья нарушенной функции,

4)поэтапного формирования умственных действий;

5)учёта зоны ближайшего развития;

6)усложнения материала;

7)онтогенетический;

8)функционально-семантический.
Направления, задачи и приёмы логопедической работы с безречевыми детьми

1 этап логопедической работы (подготовительный)

На данном этапе проводится дополнительное изучение безречевых детей. Уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз.

Задача- развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения.

Основные направления работы на подготовительном этапе:

1)установление зрительного и эмоционального контакта;

1)подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;

3)настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;

4)повышение уровня общей активности ребёнка;

5)организация произвольного внимания- развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

2 этап логопедической работы (начальный)

Задачи:

Выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности

Каждое занятие состоит из 3 частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

Вводно-мотивационная (1-3 мин) включают ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок и на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность

Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приёмы логопедической работы могут варьировать.

Так, в работе с детьми с сенсорной алалией воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. Взрослым необходимо избегать хлопков в ладоши, топанья, стуков, так как в этих случаях детьми воспринимаются колебания, вибрация, а не звучания.

В работе с детьми с моторной алалией важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отражённой речи.

В работе с детьми с нарушениями слуха большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков.

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.

Специфика работы с детьми с анартрией заключается в сочетании логопедических приёмов: работы над просодикой, массажем артикуляционных органов с развитием функций рук и общей моторики ребёнка.

Работа по установлению контакта с детьми с РДА должна проводится особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком. После установления к себе положительного отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребёнка в контактах. Давать возможность ему отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка.

На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования речи и общения.

Разнообразные приёмы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в рамки реального общения. Положительное подкрепление применяется в виде кратких одобрений или соответствующих жестов. Сформулированные выше теоретические положения логопедической работы позволяют определить следующие направления в формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:

- развитие слухового восприятия;

- способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

- зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

-зрительно- пространственного анализа и синтеза;

- сенсорно-перцептивной деятельности;

-функций голоса и дыхания;

- чувства ритма;

-импрессивной и экспрессивной речи.

Формирование предпосылок общения и речи основывается на способности к компенсации с использованием обходных компенсаторных механизмов. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки нарушенных функций благодаря межфункциональным перестройкам.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приёмы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевого ребёнка.

3 этап логопедической работы (тренировочный)

Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у безречевых детей формируются спонтанно. На этом этапе логопедом используются приёмы , обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Сенсорный и практический опыт безречевых дошкольников продолжает расширяться. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливается лексический материал, практически закрепляется грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. В процессе занятий в условиях обучения неречевой деятельности овладение целостными действиями достигает определённой степени автоматизма. Безречевые дети последовательное овладение операциями переводят в целостное действие, в ходе которого дальнейшая автоматизация происходит на более высоком уровне.

Динамика формирования речи и общения у безречевых детей.

По итогам занятий показателями речевой активности безречевых детей считаются:

-общее количество вербальных реакций. Т.е. направленных к логопеду, взрослым и детям в группе;

-общий объём вербальной продукции, т.е. количество слов, имеющихся в экспрессивной речи;

-использование невербальных компонентов коммуникации.

Результаты 1 этапа логопедической работы

На подготовительном этапе у детей появляется положительное отношение к занятиям, улучшается эмоциональный фон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулируют возникновение активной избирательности дошкольников. Удаётся сформировать ориентировочно-поисковую и эмоциональную реакцию на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка.

Появляются попытки вслушиваться в речь, что свидетельствует об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Прослеживающие движения глаз делаются более активными, удаётся организовать произвольное внимание.

У детей увеличивается объём понимаемой речи. Приток положительных сенсорных ощущений – тактильных, вестибулярных, слуховых - расширяет стереотип взаимодействия с окружающими.
Результаты 2 этапа логопедической работы

После начального этапа повышается активность, целенаправленность действий. В большинстве реакций на предъявляемые задания отмечается адекватность. Реже проявляются элементы «полевого поведения». Поведение становится более ровным, деятельность – целенаправленной. Уменьшаются явления истощаемости. Расширяется площадь зрения, присутствует умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве, проводить анализ зрительного образа.

Расширяются рамки слухового восприятия, что даёт возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Улучшается подражание неречевым и речевым звукам.

Становится доступным выполнение действий по невербальной инструкции. В коммуникативных целях дети начинают использовать утвердительные и отрицательные жесты, могут с помощью жеста ответить на простые вопросы. Улучшается выполнение имитационных движений, появляются жестовые приветствие и прощание.

Уменьшаются трудности в манипулятивной деятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. Артикуляционные движения становятся более чёткими. Совершенствуется сенсорный и тактильный гнозис, развивается восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов. Дети могут дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы. Уменьшаются трудности пространственного моделирования образов, развивается конструктивный праксис.

Возрастает объём дыхания, нормализуется его ритм. Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов. Появляются символические действия. Становится возможным показ и называние предметов, игрушек, частей тела. Появляются некоторые обиходные глаголы или звукоподражания, их заменяющие. В связи с этим расширяются возможности общения, в диалогической речи появляются коммуникативно значимые слова.

Экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката осуществляется не в полном объёме. Выраженные трудности остаются в конструировании простой фразы. Имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка. Нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами. Организация синтаксической структуры высказывания.

Результаты 3 этапа логопедической работы

В результате обучения после тренировочного этапа отмечается повышение речевой активности. Дети охотно занимаются. Также отмечаются укрепление произвольного внимания, стабилизация эмоциональной сферы. Значительно улучшаются зрительно-пространственный анализ и синтез, появляются навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций. Полученные на занятиях навыки используются в коммуникативных целях. Появляются возможности оценки грамматической правильности конструкций рода, числа и падежа. На фоне расширения лексических запаса становится возможным моделирование двухсложных предложений. Дети осваивают простые грамматические конструкции. Обогащаются просодические характеристики речи.

Приложение 1

Занятие № 1

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки - ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки - ладошечки, Звонкие хлопошечки. Хлоп - хлоп!

Задание 2.

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.

Задание 3.

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровозиком («у-у-у!»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом