Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница1 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

LOMONOSOV MOSCOW
STATE UNIVERSITY
THE FACULTY OF PHILOSOPHY
THE PHILOSOPHY OF RELIGION
AND RELIGIOUS STUDIES
DEPARTMENT
V.Y. Savrey
THE CAPPADOCIAN
SCHOOL
in the History
of Christian
Thought
The present edition has been
approved by the Education
and Methodical Association on
Classical University Education
as a textbook for students
of the higher educational
establishments who follow
Training Course N 031800
of the higher professional
education i.e. ‘Religious Studies’
Moscow University
Press
2012
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МВ. ЛОМОНОСОВА
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ
И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
В. Я. Саврей
КАППАДОКИЙСКАЯ
ШКОЛА
в истории
христианской
мысли
Допущено УМО по классическому
университетскому образованию
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных
заведений, обучающихся
по направлению подготовки
ВПО 031800 - «Религиоведение»
Издательство
Московского университета

УДК 1:21
ББК 87.3
С13
Р е цензе н ты профессор
В.В. Соколов, профессор Г.Г. Майоров кафедра истории зарубежной философии
философского факультета МГУ);
профессор
И.Н. Яблоков, профессор К.И. Никонов кафедра философии религии и религиоведения

философского факультета МГУ);
профессор МЛ. Маслин (кафедра истории русской философии философского факультета МГУ)
Саврей В.Я.
С13
Каппадокийская школа в истории христианской мысли Учебное пособие. — М Издательство Московского университета, 2012. — 256 с Настоящее учебное пособие включает курс лекций, прочитанных автором на философском факультете МГУ имени МВ. Ломоносова в 2008-2009 гг. и содержащих обзор и интерпретацию основных философских идей в наследии выдающихся богословов IV виз Каппадокии — святых Василия Великого, Григория Богослова

и Григория Нисского. Совместная литературная деятельность этих
учителей Древней Церкви дает основание говорить о Каппадокий-
ской школе как особом явлении в истории золотого века патристики. Получив образование в Афинах, великие каппадокийцы связали достижения христианской богословской мысли с традицией
античного философствования как поиска ответов на самые глубокие
вопросы, которые может задать человек. В пособии освещается общественная и литературная деятельность Каппадокийской школы,
осуществлявшаяся в парадигме острого идейного противостояния с
арианством, получившим в середине IV в. официальную поддержку
властей Римской империи. Представители Каппадокийской школы
стали идейными вдохновителями новоникейского движения и заложили основы «каппадокийского синтеза, избирательно применяя
в своих богословских построениях методы платоновской идеалистической диалектики.
Для преподавателей, студентов и аспирантов философских фа­
культетов.
УДК 1:21
ББК 87.3
© Саврей В.Я., 2012
ISBN 978-5-211-05649-7
© Издательство Московского университета,
2012

V.Y. Savrey
Textbook
The Cappadocian School
in the History of Christian Thought
This textbook includes a set of lectures giving a survey and inter­
pretation of the main philosophical ideas in the legacy of prominent representatives of the 'Golden Age' patristic literature—the Cappado­
cian Fathers, namely St Basil the Great, St Gregory the Theologian, and
St Gregory of Nyssa.
A close connection between the Cappadocian school and the tradi­
tion of the Athenian school of philosophy is one of the crucial factors characterising the history of the late Hellenistic period.
The textbook describes the Cappadocian school social and literary activities under dramatic historical conditions when Arianism (a ratio­
nalised version of the Christian doctrine) had become an official ideol­
ogy of the Roman Empire.
The great Cappadocians inspired the 'Neo-Nicene movement' and laid foundations for 'the Cappadocian synthesis' using Neo-Platonic dialectical methods in their theological speculations.
Thus, St Basil of Caesarea, head of the Cappadocian school, shared certain Plotinus' ideas in his treatise, On the Holy Spirit, in most cases turning to an ancient cultural paradigm. St Basil's exegesis on Genesis started a fruitful tradition of Hexaemerons (i.e. [Works] of Six Days) in the mediaeval literature, influencing cosmology and natural philosophy.
St Gregory the Theologian, a Greek thinker, religious poet and monk, was trying to articulate a Christian notion of knowing God in terms of the ancient Greek philosophy.
St Gregory of Nyssa tended to be meticulous in his philosophical systematisation. It was Plato's dialogues, Origen's biblical interpreta­
tions and St Athanasius of Alexandria's ideas that had had a great im­
pact on his views.
The textbook considers achievements of historical and philosophi­
cal knowledge in a wide sphere of the Byzantine philosophy.
It is designed for lecturers, undergraduate and postgraduate stu­
dents of the Faculties of Philosophy.
5

Содержание
От автора i10iЦ ель и задачи спецкурса i15iРаздел СТАНОВЛЕНИЕ КАППАДОКИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Лекция 1.
Культурно-историческая ситуация в Византии века. Лекция 2. Характер эллинистической образованности великих каппадокийцев..................................................................... Раздел СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК КАППАДОКИЙСКОГО
ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОГО СИНТЕЗА
Лекция 3.
Многогранность личности святого Василия Великого как христианского мыслителя. Лекция 4.

Восприятие классической литературы как необходимой части христианского образования. Лекция 5. Философско-богословские идеи в теологии и космологии святого Василия Великого. Лекция 6. Этика и аскетика в системе философско-бого- словского учения святого Василия Великого. Раздел СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:
ОСМЫСЛЕНИЕ СИЛЫ ТАИНСТВА»
Лекция
7. Духовный путь христианского философа. Лекция 8.

Философские идеи в триадологии святого Григория Богослова. Лекция 9.
Соотношение веры и разума в философско-бого- словском контексте. Лекция 10.
Этико-аскетическое учение святителя Григория Богослова. 120 6

Содержание
Раздел СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ КАК ТЕОРЕТИК ХРИСТИАНСКОЙ НАУКИ
Лекция 11.
Личность святителя Григория Нисского, философа и мистика. Лекция 12.

Принципы герменевтики в библейской интерпретации святителя Григория Нисского............................ Лекция 13.
Развитие философско-богословского метода
Каппадокийской школы в полемике с Евномием........... Лекция 14.
Антропология святителя Григория Нисского — завершение «каппадокийского синтеза. Раздел ВЛИЯНИЕ КАППАДОКИЙСКОЙ ШКОЛЫ НА СРЕДНЕВЕКОВУЮ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ ТРАДИЦИЮ
Лекция 15.
Золотой век патристики в истории христианской философии. Лекция 16.
Наследие великих каппадокийцев между Востоком и Западом. Лекция 17.
Идеи каппадокийских отцов Церкви в трудах преподобного Максима Исповедника. Лекция 18.
Преподобный Иоанн Дамаскин: завершающий этап «каппадокийского синтеза. Вопросы к экзамену. Заключение. Общая библиография. .. Именной указатель. Предметный указатель. Указатель географических названий m Ключевые слова Творческая биография. ..254
Curriculum Vitae
....................................................................................255 7

Contents
Author's N o t e .................. ...................................................................
10
The Scope and Objectives of This Course of L ectures...............
15
Section I
A BACKGROUND TO THE CAPPADOCIAN SCHOOL
DEVELOPMENT
Lecture 1.
A Cultural and Historical Situation in the 4th Century
Byzantium ......................................................................................
21
Lecture
2. Principles of Hellenistic Education of the Great Cap- padocians.........................................................................................
30
Section II
ST BASIL THE GREAT AS THE INVENTOR
OF THE CAPPADOCIAN SYNTHESIS OF PHILOSOPHY
AND THEOLOGY
Lecture
3. St Basil's Many-Sided Personality as a Preacher,
Philosopher, and Public Figure..................................................
51
Lecture 4.
Perception of the Classical Literature as Part and
Parcel of Christian Education.....................................................
61
Lecture
5. Philosophical and Theological Ideas in St Basil's Theo­
logy and Cosmology.....................................................................
71
Lecture
6. Ethics and Ascetical Theology as an Integral Part of the Philosophical and Theological D octrine...........................
81
Section III
ST GREGORY THE THEOLOGIAN:
COMPREHENDING 'THE POWER OF THE MYSTERY'
Lecture 7.
The Christian Philosopher's Spiritual Path.................
91
Lecture 8.
Philosophical Ideas in St Gregory the Theologian's
Triadology....................................................................................... 102
Lecture 9.
The Relationship between Faith and Reason against the Background of Theology and Philosophy........................ 110
Lecture 10.
The Nazianzen's Ethical and Ascetic Teaching........ 120 8

Contents
Section IV
ST GREGORY OF NYSSA AS A THEORETICIAN
OF CHRISTIAN SCHOLARSHIP
Lecture 11. St
Gregory of Nyssa's Personality as a Philosopher and M ystic....................................................................................... 131
Lecture 12.
The Principles of Hermeneutics in St Gregory of
Nyssa's Biblical Interpretation................................................... 140
Lecture 13.
The Development of the Cappadocian School
Philosophical and Theological Method in the Controversy over Eunomius................................................................................ 149
Lecture 14.
St Gregory of Nyssa's Anthropology Completing the
'Cappadocian Synthesis'.............................................................. 163
Section V
THE CAPPADOCIAN SCHOOL INFLUENCE
ON THE MEDIAEVAL EDUCATIONAL TRADITION
Lecture 15.
The 'Golden Age' of Patristics in the History of
Christian Philosophy.................................................................... 177
Lecture 16.
The Great Cappadocians' Heritage v. Latin Patristics 188
Lecture 17.
The Cappadocian Church Fathers' Ideas in the Works by St Maximus the Confessor..................................................... 199
Lecture 18.
St John of Damascus: a Final Stage in the 'Cappadocian
Synthesis'......................................................................................... 214
Examination Q uestions......................................................................225
Conclusion ........................................................................................... ..226
General Bibliography......................................................................... ..229
Names Index.......................................................................................... ..236
Subject In d ex ........................................................................................ ..241
Geographical Names Index.................................................................245
Summary..................................................................................................247
Key w ords................................................................................................252
Curriculum Vitae....................................................................................254 9
От автора
Прежде всего я предложу то, что есть самого лучшего у эллинских мудрецов, зная, что если есть что-либо благое у них, то оно даровано им свыше от Бога. Если же что противно Истине, то это — темное изобретение сатанинского заблуждения и измышление погибшего разума, как сказал великий в богословии Григорий. Подражая образу пчелы, воспользуюсь тем, что близко к Истине, и от самих врагов получу плод — спасение напротив, отвергну все, что неугодно и заключает в себе лжеименное знание. Затем я изложу суетные учения этих бого­
ненавистных ересей, чтобы, познав ложь, мы крепче держались Истины. После этого, с помощью Бога и Его благодати, раскрою истинное учение, искореняющее заблуждение и отгоняющее ложь, изукрасив и убрав его, как бы некоей золотой отделкой, словами богодухновенных пророков, богонаученных рыбарей и богоносных пастырей и учителей.
Иоанн Дамаскин. Источник знания 8 этом тексте выдающегося религиозного мыслителя VIII в. преподобного Иоанна Дамаскина, автора книги Точное изложение православной веры, являющейся классическим источником по христианскому богословию эпохи Вселенских Соборов, незримо присутствует богатое философское умозрение Каппадокийской школы. Святитель Григорий Богослов цитируется преп. Иоанном Дамаскином в связи сего сочинением На святые светы», где старший по возрасту из каппадокийцев писало характере языческих мистерий как поклонении падшим духам святитель Василий Великий выступает источником образа пчелы, который, хотя и встречается у Сенеки и других античных авторов, именно в
XXII беседе св. Василия был сделан эталоном христианского изучения внешних, те. светских наук. И если прямой ссылки на третьего великого каппадокийца в этом фрагменте нетто в словах о золотой отделке легко узнается образ мысли святителя Григория Нисского, желавшего украсить храм откровения сокровищами человеческой мудрости (О жизни Моисея От автора
Влияние Каппадокийской школы наследующие за ней поколения христианских мыслителей было глубокими всеобъемлющим. Наряду со св. Иоанном Златоустом, без преувеличения лучшим проповедником Древней Церкви, только двое каппадокийцев — святители Василий Великий и Григорий Богослов — были названы Вселенскими Учйтелями и Отцами Церкви. Позднее в католицизме к ним прибавили столпов латинской схоластики, в православии же они остались единственными. Кроме того, подобно апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (I в. по Р.Х.) и преп. Симео­
ну Новому Богослову (X в. по Р.Х.), св. Григорий Назианзин за свои богословские творения получил редкий эпитет Богослова его друг св. Василий, как и столп православия св. Афанасий Александрийский, был наименован Великим а св. Григорий Нисский, названный отцом отцов в актах
VII Вселенского Собора, заслужил у позднейших писателей славу философа (Фотий. Библиотека 133; Никифор Кал­
лист. Церковная история XI. Описанная преп. Иоанном Дамаскином последовательность обучение мудрости внешних, отсечение заблуждений и, наконец, постижение высшей Истины — воспроизводит обычную схему образования в Александрийской школе, впервые приступившей к решению задачи христианского просвещения в середине II в. по Р.Х. Много усилий потребовалось для того, чтобы вполне уяснить, что слава этой Истины, изнутри сияя, просвещает своими лучами тех, кто подходит к ней с должным очищением, отрешившись от суетных помыслов (Иоанн Дамаскин. Цит. фрагм.). Точнее сказать, это было возвещено в самом начале Иисусом Христом, говорившим Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
(Мф. 5,8), — но пропустить через эти слова Откровения, как через горнило высшего умозрения, всю человеческую премудрость было непросто. Полученный результат должен был соответствовать затраченным усилиям. Золотая цепь христианских догматов, выкованная в огне богословской полемики, имела своим предназначением оградить Святая святых человеческого духа от произвола софистики, став итогом движения мысли в поисках Бога
От автора
Актуальность идей великих каппадокийцев связана, прежде всего, сих духовно-просветительским потенциалом. Опыт христианизации разума востребован обществом, вынужденным сегодня удовлетворять свои духовные запросы, как правило, вне связи с cogito. Патристика обладает особым философским содержанием даже впору безраздельного господства исторического материализма она рассматривалась как философия так называемых "отцов церкви. разрабатывавшая христианские догматы. В дальнейшем же приближении мы видим, что общие понятия человеческого ума (Koivai evvoiai) были в IV в. по Р.Х. тем основанием, на котором строилась проповедь христианской веры не только риторически, но и доктринально. Связано это с более широким вопросом о правомерности применения усилий разума в религиозном познании. Здесь отцы золотого века патристики наследовали выдающемуся апологету раннего христианства св. Иустину Мученику, утверждавшему, что философия одна приводит нас к Boiy и делает нас угодными Ему Разговор с Трифоном Иудеем 2). Сам он в истории получил имя Иустина Философа.
Очевидно, св. Иустин различал жизнь созерцательную, которую восхвалял еще Филон в Александрии (De vita сопи ту философию по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, которую апостол Павел назвал пустым обольщением (Кол. 2, 8). Иными словами, христиане считали своей философией аскетический образ жизни, который устремляет все силы человеческого существа к вечности. При этом сила безграничного зрения, те. разума (посв. Григорию Богослову, считалась не критерием Истины, а способностью, реализующейся по мере чистоты жизни. Еще в I в. по Р.Х. апостол Павел писал своим ученикам Братия Не будьте дети умом на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14,
20). Знаменитое определение Просвещения как совершеннолетия разума, данное И. Кантом, едва ли имело ввиду эти апостольские слова. Но, исследуя эпоху патристики, мы ясно усматриваем в ней становящуюся идею христианского Словарь иностранных слов. МС От автора

просвещения — такого раскрытия силы разума в меру жития (посв. Исааку Сирину, которое в конце концов, через
«умопостигаемые логосы» вещей (посв. Максиму Исповеднику, возводит к созерцанию Бога и только в Его бесконечности обретает покой.
С исторической точки зрения, восприятие христианства эллинами имело большое значение для всей мировой культуры. Начиная с Сократа, который, по словам А.Ф. Лосева, захотел перевести жизнь в царство самосознания, равнодействующей всех сил античной мысли было стремление к максимальной ясности. Оно породило скептицизм Пир­
рона и атомизм Эпикура, а после, при обращении к теме абсолютного, — кристальную систему Плотина, философия которого в своем напряженном созерцании актуальной бесконечности порывает с традициями эллинства»2. Однако с этого момента, достигнув своей вершины, греческая философия начала деградировать. Желание достичь единения с богами, стать выше мирового порядка (Ямвлих. О египетских мистериях VIII. 7. 270) пересилило прежнее идеальное стремление этот порядок постичь. Усталость римского общества сказывалась в утрате удивления перед Вселенной, которое тщетно пытались возродить последние энтузиасты язычества, подобные Юлиану Отступнику. Христианство же, созерцая мир sub specie aeternitatis, имело неисчерпаемый источник удивления в делах Творца.
Философия именно в патристике обрела второе дыхание. Вполне понятно, что это была уже иная философия. Новый взгляд на судьбу человечества, — писало. Георгий
Флоровский, — взгляд в свете Христовом, невозможно было выразить полно и безошибочно на языке философий того времени. Предстояло выработать целый ряд новых понятий, чтобы суметь изложить и зафиксировать христианскую веру в ясной системе богословских формул. Это был вопрос не приспособления, а, скорее, радикального изменения мышления. Однако всякое плодотворное изменение мыш­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом