Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница2 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2. МС Шестов А Навесах Иова. МС
Флоровский Г, прот. Эсхатология в святоотеческую эпоху // Макарий
(Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. МС От автора

ления производится сообразно сего законами. Поэтому деятели этого исторического процесса должны были быть людьми в высшей степени образованными. От эллинства они переняли стремление к ясности, чуждое юридическому формализму, который существенно повлиял на развитие латинской схоластики.
Значение Каппадокийской школы для нас сегодня определяется ценностью философско-богословских идей ее выдающихся представителей, целостностью ее подлинно универсального подхода к задачам философского образования. Многогранный характер учености великих каппадокийских мыслителей соединял в себе как умственный, таки нравственный аспекты философского просвещения. Или вовсе неучи писал уже умудренный опытом св. Григорий Богослов, — или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, а другой — отталкивать. Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами Мысли, писанные четверостишиями 4). Не картинные даже, а иконные образы святых отцов написаны делом жизни не в меньшей степени, чем словом учения. Отсюда неразрывная связь науки и жизни, которая делает произведения патристического периода не только интересными с археографической точки зрения, но и востребованными современностью, испытывающей острый дефицит подлинных духовных ценностей.
Данное учебное пособие представляет собой итог работы автора над темой христианского классического просвещения, начатой в 1984 г. под влиянием встречи с выдающимся филологом-классиком и философом Алексеем Федоровичем Лосевым.
Каппадокийская школа завершает классический этап развития христианского богословия, составляя философско- богословскую трилогию вместе с Александрийской и Антиохийской школами. Ее изучение необходимо для того, чтобы составить полную картину интеллектуального фундамента, на котором созидалась восточно-христианская православная цивилизация
Цель и задачи спецкурса
л Л р л ъ ю спецкурса является точное и системное знание об основных достижениях Каппадокийской школы в широком гуманитарном контексте. Данная цель предполагает решение следующих задач Реконструкцию философско-богословских идей главных представителей Каппадокийской школы в их творческом единстве и концептуальном многообразии Определение истоков этих идей в процессе развития философской и богословской мысли Исследование взаимосвязи религиозного и научно-гума­
нитарного начал в трудах каппадокийцев.
■ Выяснение значимости св. Василия Великого в организации «новоникейского» движения и его места в догматических коллизиях IV в. по Р.Х.
■ Анализ естественнонаучных, герменевтических и аскетических воззрений св. Василия Великого как фундаментальных аксиоматических положений для периода зрелой патристики Изучение личности и деяний св. Григория Богослова, Вселенского Учителя и Святителя Разбор философских идей, заложенных в триадологии св. Григория Богослова Рассмотрение мистических сочинений святителя Григория Богослова в ракурсе философской проблемы трансцендентного Структурирование этических и аскетических представлений св. Григория Богослова в связи с проблемами философской и богословской антропологии Установление особенностей развития и источников философской мысли св. Григория Нисского.
15
Цель и задачи спецкурса Исследование принципов библейской герменевтики в толкованиях св. Григория Нисского.
■ Выяснение роли аллегорезы в интерпретативной практике древних экзегетов вообще и св. Григория Нисского в частности Освоение философской методологии Каппадокийской школы путем ее компаративного изучения на примере полемики с Евномием.
■ Формирование адекватного представления об антропологии Каппадокийской школы анализ текста Об устроении человека св. Григория Нисского.
■ Определение характера и масштаба влияния Каппадокий­
ской школы на развитие патристики Ознакомление сучением преп. Максима Исповедника как самостоятельной и оригинальной версией каппадокийско- го богословия Оценка места «каппадокийского синтеза в истории мировой культуры.
Каппадокийская школа как философско-богословская традиция довольно мало изучена в отечественной и зарубежной науке, что объясняется, с одной стороны, существовавшими историческими условиями, с другой стороны — масштабностью и неординарностью представляющих ее лиц. Каждый из трех великих каппадокийцев был звездой первой величины на небосклоне христианской мысли, а двое из них обладали также огромным духовным авторитетом. По справедливому отзыву известного дореволюционного патролога проф. НИ. Сагарды, в каппадокийском созвездии каждая из входящих в него звезд сияет своим особенным блеском ...». Поэтому большинство авторов, изучающих их творения, а таких исследований немало, концентрировали свои усилия на одном из них или давали обзорные, чаще всего теологические данные обучении всех каппадокийцев. К последнему разряду относятся патрологии архиепископа Филарета (Гумилевского), О. Барденхевера, Г. Рауше- на, НИ. Сагарды, Й. Квастена, Б. Альтанера, А. Штуйбера и др, содержательные обзоры в историко-богословских и
Цель и задачи спецкурса
историко-философских трудах А.А. Спасского, Э. Осборна, Я. Пеликана и др. На высоком уровне современной науки написаны статьи митрополита Илариона (Алфеева), свягц. Димитрия Юревича, игум. Дионисия (Шлёнова), П.Б. М ихай­
лова, АР. Фокина и др, посвященные личности, трудами библиографии каждого из трех святителей, в Православной энциклопедии (см. Общую библиографию).
Однако статьи «Каппадокийская школа в Православной энциклопедии, как ив других ведущих теологических энциклопедиях, мы не найдем. Причиной тому является определенная трудность, связанная с проблемой выделения каппадокийской традиции как школы в истории богословия. Такая возможность, однако, ясно прослеживается в истории религиозно-философской мысли. Например, философ B.C. Соловьёв не сомневался говорить о Каппадо­
кийской школе в статье Василий Великий для Энциклопедии Брокгауза и Ефрона; вероятно, через него этот термин попадает ив Большую советскую энциклопедию (статья Неоплатонизм. В современных историко-философских штудиях он используется уже полноправно например, на семинаре в Доме А.Ф. Лосева 25 ноября 2004 г. и других научных мероприятиях.
В ряду специальных исследований, посвященных учению каппадокийских отцов, важный прецедент представляет статья Б. Отиса «Каппадокийская мысль как целостная система, в которой предпринята попытка рассмотреть учение великих каппадокийцев святителей Василия Кесарийского, Григория Богослова и Григория Нисского под углом зрения общности решавшихся ими задач в интеллектуальной сфере. Но автор, рассматривающий только проблему границ когерентности близких по духу богословских систем, не исследует их как школьную традицию. Тоже можно сказать о почтенном труде Вейса2. Из российских работ нельзя не отметить кандидатскую диссертацию молодого специали­
1
Otis В Cappadocian Thought as a Coherent System 11DOP, 12. Cambridge,
1958. P. 95-124.
2
Weiss H. Die Grossen Kappadozier Basilius, Gregor von Nazianz und Gregor
von Nyssa als Exegeten. Braunsberg, 1872.
17
Цель и задачи спецкурса
ста В.В. Неганова Антропология Каппадокийской школы Москва, 2006 г, в которой достаточно полно представлен аспект религиозно-философской антропологии святителей.
Современные исследователи нередко стремятся к обобщающему взгляду на деятельность великих каппадокийцев. Так, в Новейшем философском словаре (1998) Каппадо- кийская школа определяется как направление зрелой патристики, возникшее в качестве реакции на неортодоксальное рационалистическое богословие. Это действительно так всех каппадокийцев и их сторонников характеризует именно сознательная ортодоксальность, или, что тоже, православность которая проявляется в выстраивании строго иерархической системы знания по герменевтическому образцу. Подобно тому как в священной герменевтике Древней Церкви различаются духовный, нравственный и буквальный
(грамматико-исторический) смысл, таки в философско-бо­
гословских воззрениях каппадокийцев обязательно присутствуют, во-первых, духовный уровень богооткровенных догматических умозрений, отличающихся непреложным постоянством содержания, во-вторых, практическая ступень нравственого закона, в свидетели универсальности которого часто призываются внешние, или языческие, авторы, и, в-третьих, — та низшая страта, с которой начинается всякое движение ума опытное познание природы, никогда не претендующее на полноту, а по существу и не нуждающееся в ней.
Проникновенность герменевтическим началом делает Каппадокийскую школу прямой наследницей двух великих предшествующих традиций — Александрийской и Антиохийской философско-богословских школ. Этаже особенность делает ее наследие, на наш взгляд, чрезвычайно важным для настоящего времени, когда именно уровни понимания образуют подлинную иерархию знания в его систематическом научно-философском обосновании

РазделI
СТАНОВЛЕНИЕ
КАППАДОКИЙСКОЙ
ШКОЛЫ
Лекция 1
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ В ВИЗАНТИИ IV ВЕКА /.ервые четыре века христианской эры были временем, в продолжение которого новая религия доказала свою историческую жизнеспособность и абсолютное превосходство. Воспринимавшаяся сначала враждебно и поставленная вне закона как религия новая и не одного народа, — авто время Римским законом признавались только религии древние и национальные, — она не только сохранилась вовремя жестоких гонений, нов своем мировоззренческом и нравственном превосходстве явила готовность решать самые разнообразные вопросы личной и общественной жизни. Впервой четверти
IV в. по Р.Х. император Константин Великий решился не только узаконить христианство, но и начать реорганизацию римского общества в согласии с христианским законом, несмотря на то что христиане все еще составляли меньшинство населения Римской империи. Этот шаг, помимо личного обращения святого Константина (которое могло бы остаться его личным делом, как и религиозные предпочтения многих других кесарей, объясняется только глубочайшим кризисом традиционного римского миросозерцания, более неспособного быть фундаментальной скрепой общества.
Племенное сознание римлян было сломлено возрастающей сложностью их многонациональной Империи но именно это племенное сознание привело их на вершину господства. Значит, в самой глубине римского духа лежала причина его падения это неспособность перевести материальные достижения в духовную плоскость и подчинить эти достижения высшему, доминирующему в общественной жизни идейному началу. Св. Константин Великий хотел предоставить христианству роль определяющей интеллектуально­
нравственной силы в Империи, а тем самым, как писал он водном из своих посланий, телу всей ойкумены как страждущему тяжкой некой болезнью возвратить прежнее здравие
(Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина, II. 65).
21
Раздел I.
Становление Каппадокийской школы
Именно в это время выяснилось, что согласие христиан между собою далеко не абсолютно. Еще апостол Павел предупреждал в I в. по Р.Х.: Надлежит быть и разномысли- ям (ацэш ас, мнениям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Но теперь, когда вера стала политическим актом, ереси приводили не только к выдвижению искусных, те. способных уврачевать эти раны проповедников, но и к принципиальным расколам, которые не могли разрешиться иначе, кроме как путем вмешательства верховной власти. Деятельность св. Константина Великого часто вызывает нарекания он будто бы развращал устои церковной жизни государственной опекой. Ноте современники великого монарха, для которых евангельское слово не было пустым звуком, знали, что Церковь развратить ничто не может, ибо врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Развращаются всегда отдельные лица. Так, уже вначале своего правления император застал многих епископов далеко не столь идеальными, как можно было думать о них. Не без досады он писал Вы, через которых я надеялся доставить исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем врачевании (Евсевий Кесарийский. Цит. соч II. 68). Писатели IV в. подтверждали наличие такого недуга. Прежде, по крайней мере, имя мира было у всех на устах, теперь жене только нету нас мира, ноне осталось даже самого имени его, — сетовал св. Григорий Нисский в письме к Флавиану
Антиохийскому.
В таких обстоятельствах император обратился к наиболее надежному способу выяснения истины в споре — предоставлению возможности каждой стороне отстаивать свое мнение перед судом хранителей Предания, те. епископов и священ­
1С легализацией христианства, писал выдающийся церковный историк
В.В. Болотов, сана епископа искали слишком многие, чтобы можно было
предположить большую осторожность в выборе средств для этой цели, а
христианская община была не настолько высока умственно и нравственно, чтобы могла при подаче голосов руководиться только церковными
интересами»
(Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. МС. Ср. суждение Григория Нисского: Кто исчислит происшедшие на глазах наших несчастья, которых не случилось бы, если бы

Предстоятели Церкви имели сколько-нибудь опытности в правлении!»
(Письмо XVII. 20).
22
Лекция 1. Византия в IV в.
ников. Он созвал епископов на Собор в Никее, который состоялся в 325 г. и вошел в историю как Первый Вселенский Собор, чем выражается мысль о представительстве на нем всех Церквей, существовавших на то время во Вселенной греч
oiKou(a£vr|). В своем послании к епископам, по разным причинам не присутствовавшим на Соборе, св. Константин сообщало принятых решениях как о великом благе для всех людей.
Благочестивый Константин Церквам.
Усмотрев из благополучного хода общественных дел, как велика сила Божественной благодати, я положил первым долгом моим заботиться о том, чтобы между всеми блаженнейшими общинами Вселенской Церкви соблюдалась единая вера, искренняя любовь и согласное служение Вседержителю Богу. Но так как это не могло прийти в неизменный и твердый порядок до тех пор, пока все или по крайней мере весьма многие епископы, собравшись вместе, не рассмотрели бы каждого предмета, относящегося к божественной вере, то я собрал в
Никею, сколько мог, боголюбезнейших епископов, и между ними, как бы подобный вам, — не стану скрывать от вас, что чувствую великое утешение быть вашим сослужителем, — присутствовал сам на Соборе, где все было подвергаемо надлежащему исследованию, дотоле, пока мысль, угодная Богу, взирающему свыше на все, не была выводима на свет, так что всем становилась ясною, и пока не оставалось более ничего, что служило бы поводом к разномыслию или недоумению относительно веры (Евсевий Кесарийский. Цит. соч III. Какому же вопросу был посвящен Никейский Собор Язычники знали, что христиане поклоняются единому Boiy, или Всевышнему Существу, которое также родственно называется ими Отцом с мыслью об этом Существе, как признавался сам император, он прошел победителем от берегов Британии до стран Востока. Но силу к исполнению заповедей Бога, что действительно могло составлять предмет удивления в глазах язычников, когда эта сила реально проявляла себя, христиане черпали в примере Основоположника своей религии — Иисуса Христа. Христиане верили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его
(Ин. 20, 31). Почитание креста как великой реликвии офор­
23
Раздел I.
Становление Каппадокийской школы милось именно при Константине, когда тот самый крест, на котором совершилось распятие, был обретен в Иерусалиме глубоко верующей матерью императора, царицей Еленой.
По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «ev aQXTj rjv ока о Aoyog r)v
uqoc
, to v 0eov icai
0eog fjv o Aoyog... Kai o Aoyog сгар£, eyevexo ка ecrKr|VG)crev
ev r)|Liiv... 7TAT]Qr)g x^QLT°^ K ai aAr)0eiag»
(Ин. 1 , 1 , 14)1. Некоторые предлагали толковать эту фразу непрямо по смыслу, атак, чтобы сохранить философское воззрение на Бога как Единое (ev). Указывая на отсутствие определенного артикля при втором упоминании слова Бог (6 год, они считали это признаком вторичной, те. несобственной божественности Логоса. В этой интерпретации Христос, по существу, не Бога создание (Kxicrig). Такое учение впервой половине
IV в. по Р.Х. начал распространять в Александрии священник Арий, пользовавшийся авторитетом как проповедники экзегет. Он открыто вступил в спор со своим епископом Александром и неожиданно приобрел много сторонников не только в самой Александрии, но и во втором по значимости центре христианской учености — Антиохии, где сам Арий учился богословию и где из учеников св. мученика Лу­
киана Антиохийского, наставника местного богословского училища, составился круг его единомышленников.
Рассматривая причины внезапного всплеска и столь же быстрого поражения арианской ереси, можно заметить, что это учение нашло своих последователей прежде всего среди тех, кто искал в христианских догматах полного и безоговорочного согласия с догматами философов, как называли в эллинистический период основоположения философских систем. Эти люди были рационалистами в том смысле, что они требовали полной умозрительной ясности богословия Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Боги Слово стало плотию и обитало снами, полное благодати и истины Как отмечает крупный исследователь XIX в, главной задачей Ария

было разъяснение православного вероучения ввиду популярности ересей
монархианства и тритеизма. Установив, вопреки монархианству, принцип
троичности в Божестве признанием отдельного и самостоятельного бытия
каждого Лица Святой Троицы и существенного различия между Ними и
удержав идею строгого единства Божия посредством отрицания равенства
Лекция 1.
Византия в IV вне признавая перехода от недосказанности догматических формул к непосредственному духовно-опытному созерцанию Истины. Но именно такой переходи был собственной целью православной аскетики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ариане проявляли враждебное отношение к монашеству и нашли в нем своего самого сильного противника.
Философия имплицитно занимала важное положение в богословских построениях ариан. Классическая эманатив- ная схема среднего платонизма, доведенная до совершенства в системе Плотина, была перетолкована ими в духе креационизма, те. фактически синтезирована с космогонией
Филона Александрийского. Бог использует Свое Слово как создание (ктияд), те. Оно есть и инструмент создания, и его первый акт. Прежде творения мира, согласно Арию, Божественный Логос был вызван из небытия, из совершенного молчания. Таким образом, творение мира служит причиной бытия Логоса, хотя во времени следует за ним. Третьей составляющей в этой системе была субординационистская триадология Оригена. Если Ориген утверждал, что Сын не знает Отца в совершенстве, то Арий объяснял, почему именно не знает Сын после Отца».
Ничто, теоретически, не помешало бы этой теории быть принятой в качестве адекватной интеллектуальной формы христианства, к чему взывало рафинированное римское общество, поставленное императором св. Константином перед необходимостью уважать варварскую религию, если бы не апостольская вера в то, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, ивы имеете полноту в нем (Коли что через Него христианам даны великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1,4). Это была очень личная, исходящая из самого существа религиозной потребности человеческого духа вера сознательной части христианского народа, в то вре­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом