Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница3 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
между Лицами Святой Троицы по божеству, Арий думал, что он решил
вопрос о Святой Троице и вполне открыл тайну высочайшего христианского догмата
(Виноградов Н, свящ Догматическое учение святого Григория Богослова // Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. МС Раздел I.
Становление Каппадокийской школы мя имевшего власть избирать себе пресвитеров и епископов. Трудность выразить ее на философском языке, которым прекрасно владел ученый Арий, — трудность, с которой столкнулся уже св. Александр Александрийский, привела в замешательство Церковь, или, как тогда выражались (и это было близко к истине, поколебала Вселенную. Разобраться в сложившейся ситуации предстояло Собору, созванному вполне закономерно озабоченным таким оборотом дел монархом.
Поражение ариан на Никейском Соборе было поражением фактическим, те. соответствовавшим действительному соотношению сил. Оно также было предсказуемым, чем объясняется большая прозелитическая активность ариан, пытавшихся обратить на свою сторону общественное мнение. Арий даже написал в стихах и прозе сочинение Пир
(баАеих), в котором изложил свое учение для простого люда. Очевидно, что за усилиями ариан стояла миссионерская активность части Предстоятелей Церкви, считавших реформу христианства в виде его рациональной ревизии наиболее оптимальным путем к полному торжеству Церкви в Римской империи. Отсюда происходит сочувствие к арианам таких интеллектуалов, как Евсевий Кесарийский, который пытался найти примирительные формулы, и благосклонное отношение к ним самого св. Константина, позиция которого в этом споре наиболее понятна. Тем не менее, именно св. Константин предложил на Соборе слово, ставшее знаменем православных 6|Доойспо<;, что значит единосущный и выражает отношение Сына к Отцу2.
Призвав ариан принять общее исповедание, св. Константин думал, что этим уврачевал церковный раскол. Тех, кто еще подозрительно к ним относился, он подвергал репрессиям, считая теперь их нарушителями общего мира. В частности, он отправил в ссылку св. Афанасия, не согласившегося принять в общение некоторых деятелей арианства, притворно (как ста Что епископы должны быть выборными, это принималось за нечто

неоспоримое, не подлежащее даже рассуждению. Выборы производились обыкновенно в такое время, когда без них нельзя было обойтись»
(Болотов В.В. Цит. соч. С. 183).
2 Историю терминов
ovoia, бцооотга;, vnoaraau; см Флоровский Г, прот. Восточные отцы IV века. Париж, 1931 (репринтное издание — 1990). С. 13-19.

26
Лекция 1.
Византия в IV в.
л о ясно впоследствии) раскаявшихся в отрицании Сына Божия. Но со смертью императора, получившего крещение от арианина Евсевия Никомидийского, многие намерения ариан сделались явными. Они вовсе не желали мириться стемна что смотрели как на суеверие невежественных людей, тес учением о совершенном единстве Бога и его Сына. Едко высмеивая православие, ариане спешили покончить с ним.
Это время уже не удовлетворялось школьной премудростью церковных огласительных училищ, добрая нравственность наставников которых в прежние времена была ручательством за неповрежденность их учений. Оно взыскало авторитетов, превосходных как по духовному, таки по интеллектуальному уровню. Первым из таких корифеев выдвинулся святитель Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский. При нем Церковь скоро, подобно телу, заживила рассеченные члены и достигла прежней славы и древнего благосостояния Григорий Богослов. Слово XXI. 32). Когда, после смерти св. Константина, воцарился его сын Констанций (337-361), сочувствовавший арианам, даже государственная поддержка не могла доставить им решительного перевеса. Так, св. Афанасий Великий пять раз изгонялся с кафедры, сохраняя при этом верность своей паствы, а назначенный в Александрию арианский епископ не являлся в город, опасаясь возмущения. Но рассчитывавшие на государственную поддержку вожди арианства не спешили признавать себя побежденными.
В 361 гс воцарением Юлиана Отступника, началась языческая реакция, по всем признакам запоздалая. То, что император не воздвигал систематических гонений на христиан, исто­
1 По авторитетному мнению В.В. Болотова, император встречал мало
преград, и можно дивиться не тому, что он переходил ту границу, которая отделяет Божье от кесарева, — атому, что он не нарушал ее чаще.
Замечательно, например, уже то, что он ссылал епископов, несогласных с Собором, ноне замещал их места своей властью. Неон создал своим
влиянием тех, которые его окружали они выбраны были свободным голосом независимой Церкви (Цит. соч. С. 57).
2 См. о нем Попов ИВ Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского // Труды по патрологии. Т. 1. Сергиев Посад, 2004. С. 49-116;
Сагарда НИ Лекции по патрологии I—IV века. МС Флоров­
ский Г, прот. Восточные отцы IV в Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. МС Раздел I.

Становление Каппадокийской школы рики (Фаррар вслед за Марцеллином и Ливанием) объясняют его миролюбивым, сравнительно с другими цезарями, характером однако нельзя не заметить итого, что репрессивный энтузиазм римского демоса к тому времени почти совершенно иссяк. Юлиан полагал, что для уничтожения христианства надо предоставить его самому себе. Наблюдавший с детства конфликт ариан и православных (его первым воспитателем был Евсевий Никомидийский), он имел веские основания так думать. Издав указ о веротерпимости, он возвратил из ссылки всех епископов, осужденных местными соборами, а также запретил христианам занимать общественные должности и преподавать классическую литературу в школах.
Гибель Юлиана в персидском походе 363 г. едва ли была главной причиной неудачи его предприятия. Именно в это время, когда Церковь отовсюду была стеснена, получили свое развитие лучшие силы в ней. Вторая половина IV в. по Р.Х. была временем поиска таких авторитетов, которые могли бы консолидировать народ христиан и дать ему, коль скоро движение философско-богословской мысли в нем было уже возбуждено, единый язык для того, чтобы говорить о Боге. Они должны были также возродить славу Христовой Церкви как нравственного образца Вселенной (именно так римляне воспринимали свою Imperium Romanum), ибо после всех интеллектуальных битв именно нравственный перевес оказывается решающим. Синтезирующая работа мысли, двигавшейся в сторону выработки единого догматического языка, породила широкое идейное течение, которое получило название новоникейского, так как его задачей было сделать всевозможные выводы из вероопределения Никей- ского Собора. Возглавить эту партию предстояло деятелям
Каппадокийской школы Говоря о философско-богословской мысли, категории которой развернуты на пересечении рационально-познавательного и религиозного

способов мышления, мы опираемся на идеи нашего уважаемого наставника в науке, заслуженного профессора МГУ В.В. Соколова. Мы полагаем,
что область философско-богословских вопросов представляет собой проблемное поле «верознания», в широкой трактовке которого понятие веры
заключает в себе как гносеологический, собственно философский, таки bbфидеистический, собственно религиозный смысл Соколов В.В.
Средневековая философия. МС Лекция 1.
Византия в IV в.
Вопросы к семинарским занятиям Какие предпосылки официального введения христианства в Римской империи вам известны Охарактеризуйте философско-богословские предпосылки возникновения арианства В чем отличие гетеродоксальных движений IV в. по Р.Х. от ересей гностического толка Опишите обстоятельства созыва Никейского Собора 325 г. и принятые на нем решения Какими целями руководствовался в своей политике император Юлиан Отступник Что подразумевается под термином «новоникейское дви­
жение»?
Темы докладов и творческих работ. Признаки упадка язычества в сочинениях римских авторов начала эры. Возникновение арианства источники, доксография, интерпретации. Основные идейные позиции в Христианской Церкви после Вселенского Собора. История термина «о|аооисгю<;» в III—IV вв. (по трудам Плотина, Порфирия, св. Афанасия Великого, Илария Пиктавий- ского и Сократа Схоластика. Юлиан Отступники христианская образованность его времени
Лекция ХАРАКТЕР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ
ОБРАЗОВАННОСТИ
ВЕЛИКИХ КАППАДОКИЙЦЕВ
Хуаппадокия, где начали свой жизненный путь великие святители IV века, ничем не выделялась на фоне других окраин Римской империи. Некогда, с переносом резиденции Диоклетиана в Н икомидию, а после — при основании Константинополя, она сделалась географически ближе к центру, но это не изменило ее статуса периферии. Селения там были редки, нравы суровы, подобно тамошним долгим зимам. Край этот поставлял рабов, а неученых. Афиняне насмехались над выговором и коверканной речью каппадокийцев»1. Каменистая почва, пыльные дороги, скалистые горы, мелкие реки — таков был облик страны, славившейся лишь благородными юношами, как и хорошими породами коней (Григорий Богослов. Слово XLIII. Известный в прошлом историк Церкви Фаррар, очень дотошный в своих изысканиях, причислял каппадокий­
цев к народам, которым свойственно водно и тоже время производить и самые лучшие, и самые худшие образчики человечества. Из этой области вышел, например, одиозный Григорий Каппадокиец, поставленный епископом Александрийским вместо изгнанного в 339 г. Афанасия, неоднократно применявший вооруженную силу и напоследок сам убитый народом. Однако, пишет там же Фаррар, если в Каппадокии было много таких домов, вроде домов Василия Великого и Григория Богослова. то, конечно, это была страна, которая вполне могла возбуждать патриотизм Амман А Путь отцов. Краткое введение в патристику. МС

Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. МС Лекция 2. Великие каппадокийцы и их эпоха
Судя потому, что сами братья находили уместным гордиться своей родиной, о чем они нередко упоминали в своих произведениях, родственных им душ в Понте и Кап- падокии было немало. Скорее можно подумать, что Бог обитает среди каппадокийцев, нежели за пределами Кап- падокии], — писал Григорий Нисский. — Ибо сколько у них святилищ, в которых прославляется имя Божие Едва ли кто почти во всей Вселенной столько насчитает Письмо. В другом письме тот же автор описывает свое прибытие в городок Нису, где он был епископом когда же мы очутились уже внутри перистиля1, то увидели огненный поток, текущий в церковь. Это хор девственниц, неся в руках восковые свечи и со всех сторон освещенный огнями, правильными рядами продвигался ко входу церковному. Войдя же в церковь, я разделил с народом и радость, и слезы Письмо, И Пламенное благочестие каппадокийцев имело предысторию, покрытую ореолом чудесности. В их области, дольше других малоазийских провинций остававшейся в язычестве, проповедовал Евангелие уникальный подвижник III в. по Р.Х. святитель Григорий Чудотворец, епископ Неоке- сарийский (221-270)2. Согласно житию, это был подлинно народный Святой, изгонявший бесов, осушавший озера и укрощавший разливы рек. Родившись в Неокесарии (Пон­
те), названный родителями Феодором и рано оставшийся сиротой, он обратился в христианство вскоре после того, как познакомился с Евангелием. В тоже время, обладая высоким духовным темпераментом, св. Григорий были образованным человеком своего времени, учившимся сначала в Берите, потом в Александрии, где он изучал философию и медицину, а затем в Кесарии Палестинской — городе, в котором с 231 г. существовала школа Оригена, изгнанного из Александрии епископом Димитрием Перистиль — здесь церковный двор, окруженный колоннадой См. фундаментальный научный труд о нем, к чести нашего времени

переизданный:
Сагарда НИ Святый Григорий Чудотворец, епископ Неоке-
сарийский. Его жизнь, творения и богословие. Сергиев Посад, 2006.
31
Раздел I.
Становление Каппадокийской школы
Описание Александрийской школы второй четверти века, именно ее палестинской ветви, принадлежит перу св. Григория Неокесарийского и входит в его Похвальное слово
Оригену». В частности, он говорит о «сократическом способе преподавания в этой школе (VII. 95-97,102), опознании самого себя как цели обучения (XI. 141), о преподавании всех философских учений Античности, кроме эпикурейства
(XIII. 152), об особенном внимании к таким наукам, как геометрия и астрономия, которые причислялись к божественным (VIII. 113). Известно также письмо Оригена своему ученику, в котором он советует относиться к философии как к пропедевтической науке Ибо что сыны философов говорят о геометрии, музыке, грамматике, риторике и астрономии как о служанках философии, то мы можем сказать о философии по отношению к христианству (Ориген. Письмо Григорию Чудотворцу XIII. Закончив обучение, св. Григорий Неокесарийский вернулся на родину и начал вести образ жизни отшельника. Это еще один аспект особенностей Понта и Каппадокии: покрытая безлюдными холмами и долинами страна как нельзя лучше подходила для молитвенного уединения, которого не ценили язычники. Федим Амасийский против воли призвал его на епископское служение в родной город, рукоположив отшельника заочно. Число христиан в Неокесарии было невелико за время служения св. Григория их стало большинство. Традиции строгого благочестия, оставленные им, живо сохранились в таких семьях, как семья святых Григория Назианзина и Василия Великого, бабка которого, Ма- крина Старшая, была непосредственной ученицей Святителя. Он стал, по образному сравнению св. Василия, вторым Моисеем для каппадокийцев (О Святом Духе XXIX. 74). Его называли также апостолом Понта.
Христианское образование в Малой Азии в III в. по Р.Х. переживало период активного развития. Этот процесс был связан с именами таких деятелей просвещения, как св. Ме-
1 По распространенному в древности преданию, епископ принял город
с 17 христианами, а перед смертью нашел в нем только 17 язычников
Лекция 2. Великие каппадокийцы и их эпоха фодий Олимпийский, Фирмилиан Кесарийский и св. Григорий Чудотворец. Сам Ориген, предположительно, два года прожил в Кесарии Каппадокийской и, во всяком случае, имел связи с этим регионом. Вместе стему св. Григория
Неокесарийского намечаются уже самостоятельные идеи, связанные с отходом от оригеновской триадологии, в связи с чем проф. НИ. Сагарда пишет о влиянии малоазийской школы . Очевидно, формирование каппадокийского философско-богословского учения невозможно представить без Символа, написанного св. Григорием Чудотворцем для своей Церкви и сохранявшегося еще в IV в, по свидетельству св. Григория Нисского, в авторской рукописи.
Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного и Бессмертный Бессмертного и Вечный Вечного. И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся, Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всеми во всеми Бог Сын, Который через всё. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привоз- шедшего ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица2.
Исследователь раннего христианства Э. де Прессансе отмечал, что в своем богословии св. Григорий Чудотворец был еще свободен от сковывающих формул. Однако мысли

Сагарда НИ Указ. соч. С. 163, 629.
2 Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 4. Творения Григория Чудотворца и Мефодия. МС Е, de.
The Early Years of Christianity. Vol. 3. Heresy and Christian
Doctrine. N. Y., 1879. P. 359.
33
Раздел I.
Становление Каппадокийской школы тели IV века, по словам выдающегося русского философа
B.И. Несмелова, пришли к осознанию того, что догматы, неизменные по своему содержанию ... должны быть неизменными и по букве своих церковных формул. При этом научное раскрытие содержания догматов нимало не исключалось, а только получало более правильное и сообразное с существом дела направление. Разум по-прежнему мог раскрывать содержание веры, но уже не мог по своему произволу искажать и колебать его, потому что в неизменной формуле вера приобретала себе прочное ручательство от всяких покушений на ее точность и истинность со стороны человеческой любознательности»2.
Таким образом, формирование догматики было не сковывающим философскую мысль нарастанием давления авторитета, но необходимым условием развития, так как понятие развития заключает в себе обязательное наличие пройденных этапов и неоспариваемых достижений. Нов чем должно было заключаться развитие христианской мысли Ответить на этот вопрос можно, опираясь на слова св. Василия Великого Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы втайне (О Святом Духе XXVII). Переход полноты духовного видения из латентного состояния в зримое, из ортодоксальной веры в ортодоксальную картину мира, способную распространиться и на науку, и на философию, как расцвет сил, заложенных в христианство, был основным условием дальнейшей всемирной проповеди (не только миссии среди народов, но и воспитания христиан, успех которой воспринимался отцами Церкви не иначе, как расцвет сил, заложенных Богом в человечество. Здесь происходило формирование новой классики, которая заменила бы старую, языческую, показав свое безусловное превосходство тем самым, что интегрировала ее в себя и доставила совершенную победу христианскому универсализму Несмелое В.И.
Догматическая система Григория Нисского. СПб., 2000.
C. 107.
2 Там же
Лекция 2.
Великие каппадокийцы и их эпоха
Великие каппадокийцы не отделяли нравственных задач возвращения к чистоте первоначальной христианской жизни от воспитательных задач познания. Это обусловлено характером их собственной образованности, отвечавшей требованиям как церковной, таки светской нормы той эпохи. Выше уже было упомянуто о влиянии св. Григория Неокеса- рийского. Само это влияние имело двоякий характер казалось бы, противоположные по смыслу влечения к пустыне и школе у каппадокийских отцов были едины. Родители, желавшие видеть сыновей добрыми христианами, позаботились также об их основательном знакомстве с науками. Так в самом начале пути земляков разошлись, чтобы сойтись впоследствии непредвиденным образом. Из Кесарии Василий отправился в Константинополь, а Григорий вступил в знаменитую тогда риторическую школу в Палестине. Здесь он также мог пользоваться знаменитой библиотекой, собранной мучеником Памфилом»1. Изучив ораторское искусство, св. Григорий Богослов, все еще думая о карьере ритора, побывал в Александрии, где мог лично видеть св. Афанасия
Великого.
Отсюда видно, что уже тогда будущего Богослова неудержимо влекло к философии. Желая закончить свое обучение на родине эллинской мудрости — в Афинах, он повстречал там своего друга Василия. Афины приняли нас, как речной поток, писал св. Григорий Богослов в воспоминаниях. Здесь друзья, чуждаясь новомодного увлечения софистами, которое переживала язычествующ ая молодежь, держались вместе и старательно проходили полный курс энциклопедических наук своего времени, включая грамматику, историю, метрику, арифметику, геометрию, астрономию и медицину. Вершиной курса были риторика и диалектика. Вместе с Василием и Григорием в Афинах учился Юлиан, будущий император, за отказ от христианства в пользу язычества прозванный Отступником. Еще ранее там учился Ливаний, знаменитый антиохийский оратор, которого Василий застал в Константинополе. Итак, образованность

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом