Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница5 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
эту категорию логически безупречным выражением Его отличия от Сына
и Духа по сущности.
«Нерожденность» (ayevvrjaia), рождение (yevvrjcrig) и «исхождение»
(£K7iOQ£Ucri<;) были провозглашены новоникейцами как единственное постижимое различие в Троице (см, напр Григорий Богослов. Слово XXV. 16).
44
Лекция 2. Великие каппадокийцы и их эпоха святых отцов Церкви процесс творения доводится до конца ценой очистительного огня (ср.: Григорий Нисский. О душе и воскресении PG 46. 97С-100А ) и погибели не желавших спастись.
Последний резон обращения к философии, о котором необходимо сказать, связан с историческим обстоятельством правления Юлиана Отступника. Этого императорам ож но назвать поборником эллинизма — именно греческий элемент, как никакой другой, был предметом его заботы о реставрации старины. Судя по ряду публичных шагов, запечатленных такими доброжелательными историками, как
Аммиан Марцеллин и Евнапий, царь готовил масштабную программу по созданию на основе неоплатонизма идеологии, способной заменить христианство как интегрирующую силу в Империи. По красноречивой интерпретации Фарра­
ра, он окружил себя язычниками — софистами, риторами, философами. Юлиану принадлежит идея директивного отделения школы от Церкви.
Запретом преподавать в школах классическую литературу Юлиан хотел одновременно лишить христиан кадровой перспективы и подчеркнуть культуроотрицающий характер их религии, который так ярко проявился в трудах некоторых из ранних апологетов. Но одновременно сам он впал в противоречие, так как, во-первых, античная литература никогда не находилась под контролем языческой религии которая поэтому и не была готова исполнять контролирующую функцию, а во-вторых, Юлиан своим указом признавал христиан опасными в свободной полемике. Гибель императора оставила навсегда эпоху римского язычества за порогом истории.
Это слово воздаем тебе мы, которым по великому и удивительному твоему уложению запрещено было учиться красноречию. Видишь, что не до конца должны мы были молчать, что твои уставы не могли осудить нас на всегдашнее безмолвие. Как невозможно никаким искусством удержать Нильские водопады, низвергающиеся из Эфиопии в Египет

Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. С. 501.
45
Раздел I.
Становление Каппадокийской школы или остановить солнечный луч, хотя на малое время и затмевается он облаком, так нельзя связать и языка христиан, обличающего ваши дела (Григорий Богослов. Слово V. Приведенная выше речь, полная искреннего негодования, лучше всего выражает характер образования великих каппа­
докийцев, называвших эллинские науки своим отеческим наследием. Любовь к Богу проявлялась у них в любви к наукам как рассматриванию творений, через которое видимо невидимое Его, вечная сила Его и Божество (Рим. 1,20). Поэтому и на склоне лет св. Григорий Богослов, подводя итог дружбы с умершим св. Василием Великим, называл учение делом самым завидным Слово XLIII. 20).
Лекция 2. Великие каппадокийцы и их эпоха
Вопросы к семинарским занятиям Объясните значение терминов «тритеизм» и «монархиан- ство».
■ Опишите географические и культурные особенности Кап- падокии.
■ За что ценили великие каппадокийцы своих соотечественников Какова роль святого Григория Чудотворца, епископа Неоке- сарийского, в развитии малоазийского христианства Изложите парадигму синтеза светского и религиозного знания в мысли великих каппадокийцев.
Темы докладов и творческих работ. Христианское просвещение в Малой Азии III в. по Р.Х.
2. Деятельность св. Григория Чудотворца в истории Понта и
Каппадокии.
3. Развитие христианского догматического мышления в IV в. по
Р.Х. (философские аспекты. Отношение великих каппадокийцев к светской науке и философии (по материалам биографий. Аргументы великих каппадокийцев против Юлиана Отступника. Плотин и Каппадокийская школа исследование влияний в
XIX-XX вв.
Раздел I.
Становление Каппадокийской школы
Литература
И сточники
Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 4. Творения Григория Чудотворца и Мефодия, епископа и мученика. М, 1996.
Евсевий.
Жизнь Константина. М, 1998.
Евсевий Памфил.
Церковная история. М, Плотин. Эннеады. Пятая эннеада. СПб., 2005.
Исследования
Амман А Путь отцов. Краткое введение в патристику. М, 1994.
Болотов В.В.
Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. М,
2002
Гаспаров МЛ Вторая софистика и ее предтечи // История всемирной литературы Вт АН СССР Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. Т. 1. МС. Димитрий Юревич, свящ, и др Герменевтика библейская // Православная энциклопедия. Т. XI. МС. 360-371.
Лебедев А.П.
Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб., 2004.
Сагарда НИ Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокеса- рийский. Его жизнь, творения и богословие. Сергиев Посад,
2006.
Саврей В.Я.
Александрийская школа в истории философско-бого­
словской мысли. М, 2006. Гл. 5, § Соколов В.В.

Средневековая философия. М, Спасский А. А История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914.
Callahan J.F.
Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology 11
Dumbarton Oaks Papers. № 12. Cambridge, 1958.
Louth A.
The Origins of the Christian Mystical Tradition: From Plato to Denys. Oxford, 1981.
Quasten J.
Patrology. Vol. 3: The Golden Age of Great Patristic Lite­
rature from the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon.
Utrecht; Antwerpen, 1975.
Раздел II
СВЯТИТЕЛЬ
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК
КАППАДОКИЙСКОГО
ФИЛОСОФСКО-
БОГОСЛОВСКОГО
СИНТЕЗА
Лекция МНОГОГРАННОСТЬ личности СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
КАК ХРИСТИАНСКОГО
МЫСЛИТЕЛЯ
С вяти тел ь Василий Великий (330-379) был, без преувеличения, вдохновителем каппадокийского кружка. Справедливо замечено, что жизнь этого выдающегося человека неотделима от его творений и составляет сними органичное целое. Именно его энергии новоникейское движение обязано тем, что из попытки точнее выразить учение Церкви оно превратилось в ориентир философско- богословской мысли IV в. по Р.Х. Об энциклопедическом характере познаний св. Василия Великого с присущим ему красноречием сказал св. Григорий Богослов Так изучил он все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку изучил он до такого совершенства, как бы не учился ничему другому Слово XLIII. Св. Василий родился около 330 г. в Кесарии Каппадокий­
ской. Он происходил из знатного рода, многие представители которого были известны в Понте и Каппадокии. Отца его звали также Василием, мать — Емилией; у него было четыре брата и пять сестер. Особенно обращает на себя внимание христианский характер происхождения Василия, который не мог не отразиться на складе его личности. Емилия была дочерью мученика дед и бабка со стороны отца семь лет жили в лесах при Диоклетиане.
Детство св. Василия прошло в Понте близ Неокесарии, где его отец был адвокатом и учителем риторики. Мальчик жил в поместье отца и среди главных своих воспитателей имел бабку св. Макрину, пережившую последние гонения на христиан и лично знавшую св. Григория Чудотворца

Илия (Рейзмир), архим. Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. Сергиев Посад, 2004. С. 153.
51
Раздел П Св. Василий Великий как мыслитель
«изречения» которого она приводила на память (Св. Василий Великий. Письмо. Речи и пример жизни Макри- ны, — пишет НИ. Сагарда, — произвели на св. Василия неизгладимое впечатление, и можно думать, что в тиши деревенской жизни на реке Ирис в душе мальчика заложены были семена аскетического направления в его чистейшей форме»1.
Действительно, стремление к аскетизму определяло динамику жизненного пути св. Василия ноне менее сильным, выделявшим его среди других православных каппадокий­
цев, было его стремление к общественной деятельности. Начальное образование он получил в Кесарии, провинциальном городе по масштабам Империи. После того, как вспоминал его близкий друг, самим Богом и прекрасною алчбою познаний ведется св. Василий в Византию — город, первенствующий на Востоке, потому что она славилась совершеннейшими софистами и философами, от которых, при естественной своей остроте и даровитости, в короткое время собрал он все отличнейшее а из Византии — в Афины, обитель наук (Григорий Богослов. Слово XLIII. К афинскому периоду относятся наибольшие успехи как св. Василия Великого, таки его друга св. Григория Богослова в светских науках. Кто только знал Афины, тот слышали говорило наших наставниках, а кто знал наших наставников, тот слышали говорило нас Там же, 22). Известность, распространившуюся даже за пределы Эллады, принесла друзьям риторика, те. искусство красноречия, которому они обучались в Афинах. Говорить красноречиво среди образованных христиан того времени не только не считалось зазорным, но и вменялось в заслугу. Явление духа и силы
Сагарда НИ Лекции по патрологии I—IV века. МС О многогранности этого представителя золотого века патристики
см. современные исследования в сборнике Basil of Caesarea: Christian, Hu­
manist, Ascetic / Ed. Fedwick P.J. Toronto, 1981.
3 Данное Слово Григория, написанное очевидцем, является основным источником сведений о первой половине жизни Василия (Василий
Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. МС См. о роли красноречия в распространении христианства
Cameron А
Christianity and the Rhetoric of Empire. The Development of Christian Dis­
course. Berkeley, 1991.
52
Лекция 3. Личность св. Василия Великого
которое апостол Павел противопоставлял убедительным словам человеческой мудрости (1 Кор. 2, 4), требовало харизматического дара и глубоких познаний.
Несмотря на то, что риторика софистов была предана осмеянию еще Сократом, было очевидно, что без красноречия невозможно управлять обществом, так как сокра­
тический диалог ориентированна личность, а не на массу, являющуюся объектом управления. В римском обществе, величайшие шедевры которого относятся именно к администрированию, риторика была востребована всегда. Отцы Церкви были столько же римляне, сколько и греки они могли презирать софистику как способ доказательства и вместе стем усматривать в известной речи Красса1 нечто сродное своим взглядам на роль христианства в обществе:
Можно лине восхищаться, когда из бесчисленного множества людей выступает человек, который один или в числе немногих умеет осуществить наделе то, что таится во всех лишь в виде врожденной способности И что так приятно действует на ум и на слух, как изящно отделанная речь, блистающая мудрыми мыслями и полными важности словами. Какая другая сила могла собрать рассеянных людей водно место или переменить их дикий и грубый образ жизни на этот человечный и гражданственный быт, или установить в новосозданных государствах законы, суды и права ... Истинный оратор, говорю я, своим влиянием и мудростью не только себе снискивает почетно и множеству граждан да и всему государству в целом приносит счастье и благополучие Цицерон. Об ораторе I. Начало золотого века патристической мысли совпало с расцветом второй софистики, которая возвысилась на основе риторических школ эллинистического типа, востребованных усложняющейся римской политией. Их декларированная способность научить любого желающего
Луций Лициний Красс (140-91 гг. до Р.Х.), римский оратор, политический деятель и полководец учился философии в Афинах в 95 г. до Р.Х.
был консулом в диалоге Цицерона Об ораторе выражает мнение автора,
согласно которому истинный ритор должен быть философом
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
всем доступным знаниями этим сделать его совершенным человеком производила отталкивающее впечатление на сторонников философского подхода к знанию.
Великие каппадокийцы занимали в этом вопросе явно профилософскую позицию они считали красноречие полезным, но его массовое формальное употребление — вульгарными недопустимым, воспитывающим дилетантизм. Их раздражала манера выносить сложнейшие вопросы на широкое обсуждение, характерная для ариан, любивших апеллировать к здравому смыслу толпы. В лице таких людей, как св. Григорий Назианзин, христианство усвоило себе и обновило традиционный конфликт между философией и риторикой. унаследовало амбивалентность философского восприятия риторики»3.
Общей тенденцией времени, однако, было стремление к идеалу объединения риторики и философии во всеобъемлющей личности подвижника-проповедника». Этот идеал, таки нереализованный в античной культуре, предписывался христианству его мессианским самосознанием. Но многие заметные фигуры на церковном поле IV в. по Р.Х. далеко не соответствовали ему. С большой экспрессией описывает св. Василий Великий духовную ситуацию смуты, когда сдвинуты с места все пределы отцов, приведены в колебание все основания и все твердыни догматов. Зыблется

Гаспаров МЛ Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон.
Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. МЛ. Гаспарова. МС Все главные творцы и распространители православного учения, писал создатель современной русской риторики, — прежде чем начать
свои гомилетические действия, проходили обучение у языческих риторов.
Риторика играла, таким образом, роль педагогической пропедевтики в области техники речи. которая применялась уже не в целях создания сиюминутных мнений толпы, но для распространения истины христианской
веры и тем служила задачам развития и утверждения духовной морали»
(Рождественский Ю.В.
Принципы современной риторики. МС
Гаспаров МЛ Вторая софистика и ее предтечи // История всемирной
литературы: Вт АН СССР Ин-т мировой лиг. им. А.М. Горького. Т. МС Лекция 3.

Личность св. Василия Великого
и потрясается все, поставленное на гнилой опоре. Друг на друга нападая, друг другом низлагаемся. Кого не низринул противник, того уязвляет защитник. Если враг низложен и пал, то наступает на тебя прежний твой заступник [...] Посему полагал я, что полезнее слова молчание, потому что голос человеческий не может быть и слышим среди такой молвы. но к иному влекла любовь, которая не ищет своих выгод и любит преодолевать все затруднения времени и обстоятельств (О Святом Духе Ненужно догадываться, что имел ввиду автор под гнилым основанием, так как сам он дает ответ на этот вопрос в цитированной главе сочинения, адресованного еще одному каппадокийцу — святителю Амфилохию Иконийскому. Этим гнилым основанием было «неисцельное беснование честолюбия, которое побуждало многих, по мнению св. Василия Великого, высказываться в таких вопросах, в которых приличнее хранить молчание. И поднявшаяся вследствие этого буря, по его выражению, заставила уже говорить и тех, кто по своей воле предпочел бы молчать. Именно эта вынужденность речи высоко ценилась каппадокийцами, что видно также из многих реплик св. Григория Богослова. Психологически данную особенность можно объяснить тем, что последний говорящий ставит точку в споре, когда аргументы сторон исчерпаны. Сточки зрения диалектики, такое решение всегда будет содержать в себе признаки синтеза. И св. Василий Великий видел свою задачу именно в примирении враждующих партий, вследствие чего сам не избежал обвинений не только со стороны ариан, но и со стороны старо- никейцев», державшихся буквы Никейского Символа 325 г.
События жизни св. Василия Великого развивались стремительно. В 356 г, закончив обучение, он возвращается на родину и недолго занимается здесь адвокатурой. Вскоре он принимает крещение от рук архиепископа, который посвя­
1 Решился я для мира не избегать какого бы тони было труда, не отказываться говорить и делать что-либо унизительное, не брать в расчет
дальности путине бояться каких-либо других беспокойств, только бы
сподобиться наград, обещанных миротворцам Письмо XCIII).
55
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
щает его во чтеца, и под влиянием своей сестры св. Макри- ны отказывается от светской карьеры. Мать св. Василия, к тому времени уже вдовая, вместе с Макриной Младшей и некоторыми девами проводила жизнь созерцательную в их поместье на реке Ирис, что оказало влияние на жизненный путь св. Василия, который предпринял великое путешествие в Египет, Сирию и Палестину, чтобы посетить знаменитых христианских учителей и подвижников. Сам он рассказывает об этом предприятии, длившемся около двух лет, в письме к видному идеологу монашества того времени, епископу армянской Севастии Евстафию.
Из этого путешествия в будущем он вынес свои знаменитые иноческие уставы. Теперь же, вернувшись в Каппадокию, св. Василий роздал свое имущество бедными поселился на другом берегу реки Ирис, напротив обители своей матери. Вокруг св. Василия собирается община, которая, по свидетельству церковного историка Руфина, оказывает большое влияние на жителей всей Понтийской области Церковная история, II. 9). Здесь они со св. Григорием, будущим Богословом, работают над составлением «Филокалии», а также составляют сборник нравственных правил для монахов, названный Этикой (Та г|01ка). Темы «Филокалии» отражают основные интересы великих каппадокийцев — теорию экзегетики, соотношение знания и веры, учение о свободе воли. Догматические вопросы триадологии в этой компиляции не принадлежат к центральным темам, что говорит о сравнительно раннем времени составления.
После 360 г. в сочинениях св. Василия Великого проявляется четкая позиция против интенсивно развивающегося учения «аномеев» — крайних ариан, отрицавших даже подобие Сына Отцу по сущности . Аномейство представляло собой логически последовательное арианство, прямо противоположное православию. Между этими крайними позициями существовала еще средняя, поддержанная в свое время императором Констанцием, позиция полуариан, или

Сагарда НИ Цит. соч. С. 624.
2
Gribomont J.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом