Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница6 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Basil of Caesarea in Cappadocia (Basil the Great)
I I
Encyclo­
pedia of the Early Church. V. 1. Oxford, 1992. P. 114.
56
Лекция 3. Личность св. Василия Великого
«омиев» (от ofioiog подобный Это исповедание было выражено во Второй Сирмийской формуле (357) ив документе, подготовленном императором Валентом для собора в Римини (359), но отвергнутом абсолютным большинством из четырех тысяч западных епископов (см Феодорит Кирский. Церковная история II. Широкая церковная деятельность св. Василия Великого началась вили г, когда новый епископ каппадокий­
ской Кесарии Евсевий, посвятив его в сан пресвитера, доверил ему ряд проповеднических и административных функций. Вследствие приобретения большой популярности среди верующих св. Василий, избегая конфликта с епископом, удалился в уединение. Оттуда он был снова вызван Евсевием в
365 г, когда новый император Валент начал принуждать Кесарийскую Церковь к принятию арианства, получившего во второй половине х гг. поддержку государства. К данному периоду относится значительная часть сочинений св. Василия, который активно полемизирует с арианством.
В июне 370 г. престарелый Евсевий умирает и св. Василий Великий становится его преемником избрание проходит не без сопротивления целого ряда влиятельных лиц, но вызывает явное одобрение св. Афанасия Великого Письмо к Палладию К этому времени Василий Великий уже с достаточной ясностью заявило себе как о приверженце социальных преобразований на основе христианского мировоззрения известны были также его резко отрицательное отношение к новейшим разновидностям арианства и верность решениям I Вселенского Собора. Кесария Каппадокийская становится центром, вокруг которого группируются силы православных. Одновременно с этим оформляется кружок единомышленников, объединенных личными, даже семейными связями, — в узком смысле они является «Каппадо­
кийской школой. К этому кружку, помимо св. Григория
Назианзина и св. Григория Нисского, в последующее время принадлежали также св. Амфилохий Иконийский (епископ Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. МС Раздел II.

Св. Василий Великий как мыслитель
с 374 г, св. Петр Севастийский (епископ с 380 г, св. Макри- на Новая, св. Олимпиада (диаконисса, ученица св. Иоанна Златоуста и др.
В 364 г. св. Василий Великий составил программный текст — три книги против Евномия, епископа Кизическо- го. Но этот ход оказался только началом полемики. Евно- мий (+ 389), родом из Каппадокии, был вторым после Аэция Антиохийского представителем аномейства и видным теоретиком движения. Обвиненный св. Василием в богохульстве,
Евномий написал апологию, предположительно на основе собственной речи, зачитанной на соборе в Константинополе в 360 г. Полемика с арианами не закончилась до самой смерти св. Василия Великого и была продолжена другими великими каппадокийцами. На возраставшее давление со стороны государственной власти, которое дошло до искусственного разделения Кесарийской епархии, св. Василий ответил организацией новых церквей, рукоположив своего единомышленника св. Григория Богослова на епископскую кафедру в Сасимы, своего младшего брата Григория — в Нису, Амфилохия — в Иконию за короткое время между
372 и 374 гг. Эти действия вызвали временное охлаждение в отношениях со св. Григорием Богословом, считавшим свое назначение в маленький город на проезжей дороге чисто по Св. Олимпиада — знатная римлянка, в е гг. оказывавшая помощь

православным епископам, приезжавшим в Константинополь. Связь
св. Олимпиады с великими каппадокийцами была предопределена тем,
что она являлась воспитанницей родной сестры св. Амфилохия Иконий-
ского. Св. Григорий Нисский адресовал ей свое главное экзегетическое
сочинение — толкование на Песнь песней Каппадокия была разделена императором на две провинции, центром
одной из которых оставалась Кесария, центром второй стала Тиана. Соответственно возникла и вторая епархия, главой которой был назначен Анфим.
Митрополит Иларион (Алфеев) так объясняет причину активных действий
св. Василия В ту эпоху всякая попытка отстоять православие была в какой-то
степени борьбой за власть и влияние. "Рядовые" архиереи, вроде Анфима
Тианского, как правило, занимали сторону сильнейшего, когда дело касалось
догматических вопросов. Поэтому для Василия представлялось жизненно
важным поставить на епископские кафедры твердых сторонников никей-
ского исповедания, способных отстаивать православие
(Иларион (Алфеев),
еп.
Жизнь и учение Григория Богослова. СПб., 2001. С. 57).
58
Лекция 3. Личность св. Василия Великого
литическим актом. Однако дальновидность св. Василия принесла свои плоды впоследствии, когда сани опыт епископа позволили святому Григорию Богослову быть услышанным в Константинополе.
Подводя итог рассмотрению жизни св. Василия Кесарийского, нельзя не согласиться с известным патрологом начала прошлого века Он был великим как выразитель христианского учения и как проповедник еще более великим, однако, был он в практической жизни как священнослужитель и человек дела. Для того чтобы последнее утверждение не было голословным, достаточно указать на сообщение историка Созомена о «Василиаде» Церковная история VI. 34) — созданном на средства Святителя комплексе благотворительных учреждений в Кесарии, который, по словам св. Григория Богослова, напоминал целый город. Находясь в постоянных трудах (он часто проповедовал два раза вдень, св. Василий Великий, с детства не отличавшийся крепким здоровьем, умер в 379 г, не дожив до 50 лет. Однако в глазах православных христиан он уже в то время был одним из непререкаемых отцов, разрыв общения с которым означал разрыв общения с Церковью (см. его Письмо CCIV. 7).
1
Bardenhewer
О. Patrology. The Lives and Works of the Fathers of the Church.
Freiburg im Breisgau, 1908. P. 280.
59
Раздел И Св. Василий Великий как мыслитель
Вопросы к семинарским занятиям Объясните, на какой почве возник конфликт между риторикой и философией Каким было значение афинского периода в жизни святого Василия Великого Какие обстоятельства выдвинули Кесарию Каппадокийскую как центр христианской ортодоксии?
■ Назовите сподвижников св. Василия Великого в борьбе сдвижением ариан Опишите недостатки церковной жизни IV в. по Р.Х., которые вызывали критическую реакцию св. Василия Великого.
Темы докладов и творческих работ. Афинский период жизни св. Василия Великого и св. Григория Богослова. Реконструкция библиотеки св. Василия Великого по его ключевым сочинениям. Место аскетики в концепции фьЛоаофисод (3юд у св. Василия Кесарийского. Отношение современников к личности св. Василия Великого. Полемика св. Василия Великого и Евномия.
Лекция 4
ВОСПРИЯТИЕ
КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КАК НЕОБХОДИМОЙ ЧАСТИ
ХРИСТИАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
У£> годы юности св. Василия город Кесария Кап- падокийская считался митрополией наук (Св. Григорий Богослов. Слово XLIII. 13,1). Разумеется, как центр образования он был несопоставим с Александрией или Афинами, однако в Афинах, где было принято, чтобы студенты обучались наукам у своих земляков, живущих там, св. Василий нашел учителя из каппадокийцев — христианского ритора Проэресия. Он, впрочем, не ограничился посещением этого курса, желая расширить свой кругозор и занимаясь разнообразными науками.
Стремление к увеличению познаний является характерной чертой христианства золотого века патристики, но особенно яркую предысторию оно имело в Александрийской школе, где без широких научных сведений считалось немыслимым грамотное толкование Священного Писания, включавшее в себя историко-грамматический, естественнонаучный, философский и богословский пласты. При этом следует оговориться, что наука рассматривалась преимущественно в духе афинского идеализма (частично по Платону, частично по Аристотелю) как интеллектуальные достижения древних (тгаЛаих) и лишь во вторую очередь как отыскание нового, чудесного и необычного (naQ dbo^a)r способного подтвердить или дополнить, ноне опровергнуть
«старое».
Освобождение христианской науки от специфических черт античной картины мира происходило постепенно, причем культуроотрицающий ригоризм некоторых ранних апологетов и ряда представителей Антиохийской школы дал не меньше прецедентов отхода от ортодоксии, чем
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
кулыуроутверждающий синкретизм Климента и Оригена Александрийских. Каппадокийская школа была призвана решить вопрос, нерешенный в период развития Вселенской Церкви, — вопрос об отношении христианства к античной культуре. Для св. Василия Великого этот вопрос был принципиален как со стороны аргументов, которыми он мог пользоваться для опровержения аномеев, таки со стороны просвещения, входившего в его обязанности епископа.
Постановка вопроса имела предпосылку, в целом характерную для традиции александрийской мысли целью всей когнитивной деятельности признавалось адекватное понимание Слова Божия, или такое проникновение в его письменно зафиксированный текст, чтобы не мимоходом выслушивать богословские слова, но прилагать старание в каждом речении ив каждом слоге открывать сокровенный смысл (Василий Великий. О Святом Духе 1). Путь к этому идеалу лежал через установление точного буквального значения библейских сюжетов, выделение признаков символического и прообразовательного (типологического) значения, стоящего за буквальными его толкования исходя из идеи целостности авторского (те. Божественного) замысла текста.
Именно на первом этапе, относящемся к буквальному толкованию, внешняя образованность была необходима, потому что в зависимости от внешних, событийных условий текста устанавливались (еще со времен Филона) смысловые разломы, заключающие в себе сокровенное. Эк­
зегетический метод св. Василия Великого по целому ряду признаков отличался от старого александрийского, о чем будет сказано ниже, но мысль о важности образования была той частью александрийского наследия, которую каппадо­
кийцы восприняли без оговорок. Ничего не предпочитай учености, — писал св. Григорий Богослов, — она одна составляет собственность приобретших ее Мысли, писанные четверостишиями Впрочем, насколько важным учители Каппадокийской школы считали обучение наукам, настолько же они были принципиальны в оценке внешнего знания как недоста­
62
Лекция 4. Античная литература и христианское образование
точного для спасения души. Последнее тоже понималось ими как ведение, нов дение особого рода, относящееся к Богу. Оно не может быть приобретено лишь одним учением, безнравственного совершенства. Св. Григорий Богослов резюмирует вполне недвусмысленно Возвышайся более жизнию, нежели мыслию. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения. И жизнь устрояй не по малой мерке. Как бы ни высоко взошел ты, все будешь еще стоять ниже заповеди (Цит. соч
23). Эти слова наводят на мысль о том, что высшие ступени познания для земного человека недоступны. Действительно, каппадокий­
цы не могли не знать слов апостола Павла Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно... теперь знаю я лишь отчасти
(1 Кор. 13, 12). Но небезызвестны им были и другие слова Проповедника Знаю о таком человеке. что он восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать
(2 Кор. 12, 3, Итак, высшее вёдение все же могло быть дано в предвосхищении, очевидно, как надрациональное, которое «невме- стимо всякому слуху и выше всякого разумения (Василий Великий, Беседа XVI. 1). Таково, согласно св. Василию, православное учение о Божественной Троице, запечатленное Иоанном, сыном громовым Там же Толкование текстов, подобных началу четвертого Евангелия, требует высшего нравственного совершенства, одним из проявлений которого является смирение, не отделяющее себя от соборного разума Церкви. Отсюда и обратное заключение Порочность страстей происходит от незнания Бога или от знания неправого собственно же разногласие многих между собою бывает оттого, что сами себя делаем недостойными Господня над нами попечения (О суде Божием,
Иерархия ведения, образованная постепенностью нравственного совершенствования, позволила великим каппадо- кийцам объяснить александрийскую трехуровневую систему
«гнозиса» сточки зрения православной аскетики, при этом сохранив общедоступность, которая изначально отличала христианство верующих от элитарных групп гностиков. Принцип общедоступности св. Григорий Назианзин форму
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
лировал следующим образом В созерцании могут упражняться совершенные, а в деятельности многие Мысли писанные четверостишиями, 1). Далее он прибавляет притчу В смрадный сосуд не кладут на сбережение благовонной масти (Там же 2). По мере очищения сосуд человеческого ума становится годным для восприятия того, что прежде было темно и принималось на веру. Вера, однако, является необходимым стимулом для преодоления всего пути.
При этом роль наставника не ограничивается только тем, чтобы учить, во что веровать он должен первый подавать пример веры перед лицом превратностей жизни и воспитывать учеников, поднимая их нравственное сознание. Учащий должен поставить себе целью, — писал св. Василий Великий, — всех возвестив мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, ипритом каждого в собственном его чине (Нравственные правила LXX. Необходимость учитывать, что люди стоят на разных степенях морально-интеллектуального развития, подчеркивал в своих сочинениях и св. Григорий Нисский. Так, в предисловии к одному из концептуальных текстов он писал Надлежит соображать оглашение с разностями верований, имея ввиду одну и туже цель слова, но неоднообразно пользуясь ведущими к ней в каждом случае средствами Большое
огласительное слово Предисловие. Такой подход, практически чуждый традиции Афинской школы (и несколько более близкий Стое в ее попытках быть воспитательницей демо­
са), был веками опробован на Востоке в культуре притчи он предвосхищал византийский стиль просвещения, ориентированный на сохранение культурного многообразия народов при единстве исповедуемой Истины, и — мы имеем смелость предположить это — закладывал будущую основу
Кирилло-Мефодиевской традиции.
Разделяя уровни познания на человеческое и превыс­
шее человеческого, св. Василий видел первое возвышающим до осознания последнего.
«Не ты ли изобрел искусства, — обращался он к абстрактному человеку, — построил города, придумал все и необходимое и служащее к роскоши Не твой ли разум сделал для
Лекция 4. Античная литература и христианское образование
тебя моря проходимыми Земля и морене служат ли твоей жизни Воздух, небо и сонмы звезд не показывают ли тебе своего стройного чина. Но это еще человеческое, а есть и другое — более важное. Для тебя Бог между человеками, для тебя раздаяние Даров Святого Духа, разрушение смерти, надежда воскресения, Божии повеления, усовершающие жизнь твою, восхождение к Богу с помощью заповедей, уготованное Царство Небесное, венцы правды, готовые для не уклоняющегося от подвигов добродетели Если внемлешь себе, то все сие и еще большее найдешь около себя и как насладишься настоящим, так не будешь малодушествовать в скудости Беседа III. В цитированной беседе св. Василий Великий рассуждает на тему библейских слов, поразительно напоминавших судьбоносную для истории философии надпись на фронтоне Дельфийского храма — внемли себе (Прбсгех^ сеаитф,
Втор. 15, 9). Снова, как в досократической философии, человек вступает в познавательные отношения с миром, нона сей раз они возвращают его к самому себе, побуждают познать самого себя. Почему Потому, что, согласно Библии, весь мир создан для человека, и все в нем — одушевленное и неодушевленное — свидетельствует о величии человека по его предназначению. Более того, для него Бог унизился, воплотился, вочеловечился. Так восходящая по ступеням познания мысль человеческая встречается со снисхождением Божественного ведения иного пути к Богу великие кап­
падокийцы не знали.
Отсюда явствует, что высшие и низшие ступени познания нуждаются друг в друге высшие — в низших как в своем основании, а низшие — в высших как в своем завершении. В знаменитом Наставлении юношам, как пользоваться сочинениями языческих писателей св. Василий Великий выступил как апологет использования христианами античной философии. Опираясь на традицию александрийского эклектизма, он утверждал, что единство школьных учений служит к утверждению христианства, противоречия же между ними — к ниспровержению их самих Беседа XXII; Беседа на Шестоднев

I). Со старшим братом был согласен и св. Гри­
65
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
горий Нисский, призывавший запастись богатствами языческой культуры, включая этику, физику, геометрию, астрономию и диалектику О жизни Моисея 360). Рекомендовалось также опираться на общие представления (KoivaL evvoiai, напр. Большое огласительное слово, V), те. своего рода трансцендентальные идеи, понятные всем людям интуитивно.
В тоже время философия не должна была заменить собой веру, простую и лишенную софизмов (Василий Великий. О Святом Духе 6), а в случае такой угрозы диалектике воспрещался даже вход в Церковь Божию (Григорий Богослов. Слово XLII). О том, как христианину следует относиться к античной философии, св. Василий Великий рассуждает в
XXII беседе. Учащийся должен быть подобен пчеле. ибо и пчелы не на все цветы равно садятся и с тех, на какие нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно с Истиною, остальное будем проходить мимо. Св. Василий Великий сравнивает чтение светских писателей, не вовсе далеких от Библии, с упражнением духовного ока, как в некоторых тенях и зерцалах», и с упражнением тела в деле ратном. При этом он в самом начале своей речи ясно дает понять, что именно следует отбросить при беседе с уважаемыми мужами древности. посредством оставленных ими сочинений — ориентацию язычников на временную жизнь и достижения, не переходящие порога смерти.
Мы полагаем, дети, что настоящая жизнь человеческая вовсе ничего не значит совершенно не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни. но простираем надежды далее и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому, что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие и домогаться сего всеми силами, а что не переходит в оную, то — презирать, как ничего нестоящее (Беседа XXII. Совершенствование, переходящее в вечную жизнь, — такова нравственная и когнитивная программа великих каппа­
докийцев. Естественно, что при таком подходе философии
Лекция 4. Античная литература и христианское образование
как науке, построенной на предположениях, не могло принадлежать высшее место в познании. Оно принадлежало духовному опыту, верифицируемому всем собранием верующих. По сравнению с ним античная картина мира казалась шаткой и ненадежной. Эллинские мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердыми непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее Беседы на
Шестоднев,
I. Однако это не значит, что философия рассматривается только для того, чтобы отвергнуть устаревшие формы миропонимания. Она сравнивается еще в XXII беседе с листьями, прикрывающими плоды садовых деревьев до их созревания. Соответственно, плодом является сама Истина, для которой внешняя мудрость служит не неприличным покровом. Если попытаться понять эту притчу в связи с другими, преимущественно аскетическими сочинениями св. Василия Великого, можно думать, что изучение философии воспитывает в душе христианина скромность и сдержанность в суждениях, сообразные величию воспринятой им Истины, без чего последняя подверглась бы повреждению. Кроме того, плоды принимают свою сладость от Солнца, которое в александрийской традиции служит символом Бога — и получается, что философия адаптирует душу к совершенной Истине, как листья смягчают свет прямых солнечных лучей.
Наиболее характерен для творчества святого Василия способ использования мудрости внешних в его Беседах на Шестоднев». Это сочинение представляет собой катехети- ческие лекции, читанные Святителем в период его пресви­
терского служения в х гг. Составленные для верующего народа, они написаны простым языком и содержат множество аллегорических оборотов. Но тематический охвати глубина обобщений позволяют сделать вывод, что автор непросто восполнял пробелы в образовании своей паствы, но и строил широкую теоцентрическую картину космического бытия. Для построения такой картины, которая бы каче­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом