Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница7 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22
1 Соколов В.В.
Средневековая философия. МС Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
ственно дополняла привычную, до мелочей разработанную космологию эллинизма, св. Василий Великий использовал труды ее основателя — Аристотеля1.
Кроме того, в сочинениях Святителя нередки ссылки на второго схоларха Ликея — отца ботаники Теофраста
(ок. 370-285 гг. до Р.Х.), автора многочисленных трудов по естествознанию. Интерес св. Василия Великого к физиологии неслучаен это — шаг в направлении глубокого анализа устроения человека, проведенного св. Григорием Нисским последам старшего брата, который хотел видеть именно таким завершение своего «Шестоднева». Ив других беседах св. Василий Великий указывает на человека как на предмет собственного созерцания Рассматривая все с надлежащим рассуждением и изучая втягивание воздуха легкими, сохранение теплоты в сердце, орудия пищеварения, проводники крови, — во всем этом усмотришь неисследимую премудрость своего Творца Беседа III. 8). Также отмечается, что в области гносеологии Святитель широко пользуется стоической терминологией. Вероятно, одним из источников был энциклопедист I в. до Р.Х. Посидоний3.
Впрочем, упомянутые ссылки на сочинения авторитетных писателей следует понимать не в привычном для нас смысле. Чаще всего, без упоминания имени автора, они указывают на общеизвестный факт или на то, что говорят философы, — однако сами они служат показателем широкого привлечения античной литературы в просветительской деятельности Учителя Церкви.
Уже говорилось о влиянии неоплатонизма на великих каппадокийцев. В частности, св. Василий Великий использовал целые фрагменты сочинения Плотина о мировой См. обзор заимствований из трудов Стагирита в «Шестодневе» у

дореволюционного исследователя Борис (Плотников, архим.
История
христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности // Православный собеседник. КазДА. Июль 1889. С. 332-343.
2 Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. МС К Posidonius, eine Quelle fur Basilius' Hexahemeros. Braunschweig,
1912.
68
Лекция 4.
Античная литература и христианское образование
душе в своем труде о Святом Духе. Впрочем, надо заметить, что подобного рода компилятивный способ письма, весьма распространенный в Античности, не позволяет заключить о преобладании у св. Василия компилятивного способа мышления. Подробный анализ платонических влияний в творчестве св. Василия Великого был проведен А.А. Спасскими. Денхардом1. Эти труды рекомендуются студентам для самостоятельного изучения См Спасский А.А.

История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914;
Dehnhard Н Das
Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plotin. Berlin, 1964.
69
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
Вопросы к семинарским занятиям В чем состоит когнитивный смысл нравственного совершенствования в гносеологии каппадокийцев?
■ Каковы представления каппадокийцев о степенях ведения Истины Выявите мотивы обращения св. Василия Великого к проблематике внешней мудрости Определите значение, которое придавали каппадокийцы вере в деле познания Какие философские влияния в творчестве св. Василия Великого выявлены исследователями?
Темы докладов и творческих работ. Гл стшитсп’» и «П(э6сг£Х£ сгеаитф»: сравнительный анализ концептуальных этико-антропологических установок. Отношение к мудрости внешних в XXII беседе св. Василия Великого. Наука и религия в Беседах на Шестоднев» св. Василия Великого. Современная наука о влиянии эллинских философских школ на аргументацию св. Василия Великого. Св. Григорий Богослов о пользе философии для христианского благочестия
Лекция 5
ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКИЕ
ИДЕИ В ТЕОЛОГИИ
И космологии
СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
чх/ основе истолкования картины мироздания, предпринятого св. Василием Великим, лежало убеждение в его разумном, целевом, антропологическом предназначении, в том, что сей мир — главным образом училище и место образования душ человеческих Беседы на Шестоднев
, I. При таком взгляде на предназначение мира причиной его возникновения христианский мыслитель не мог считать одно из стихийных начал, поисками которых занималась античная натурфилософия. Напротив, единственной причиной он признавал творческое действие Слова Божия, а субстратом творения — «ничто».
Следует указать на весьма существенное отличие космологии патристики от космологии платонизма, в которой материя признавалась антиподом Бога и второй причиной возникновения мира сего трагической противоречивостью. Св. Василий Великий, отказываясь признавать бес- качественную материю, тем самым принимает сторону Аристотеля, постулировавшего неразделимость субстрата и формы. Он советует не тратить времени на умствования, исследуя само подлежащее, не доискиваться какого-то естества, которое лишено качеств. но твердо помнить, что все свойства. будучи восполнением сущности, входят в понятие бытия Беседы на Шестоднев
, I. Применяя экономию мышления (именно так нужно понимать фразу не тратить времени на умствования, Святитель довольствуется эмпирическими данными о материальном бытии. Если у Аристотеля субстрат и форма различались хотя бы формально, как соположенные причины, тов представлении св. Василия сотворение качеств равносильно
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
сотворению
самой материи (см. Беседы на Шестоднев, II. 2, 3). Разумность взаимного расположения этих качеств, проявляющаяся в их благотворном влиянии на человека, свидетельствует о разумном замысле Творца.
Св. Василий Великий призывает «воззреть на небо, изучить красоты его, рассмотреть все благоустройство существ, чтобы из стройного их чина уразуметь Создателя (Беседа XIV. 4). Он сравнивает мир с книгой, сообщающей человеку знание о своем Авторе Тщательно же изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о всем Промысл и Божию Премудрость (Беседа IV. 2). В связи с этим строгому порицанию подвергается тот, кто не хочет воспользоваться предоставленной всем возможностью образования во всемирном училище и проводит жизнь в бессмысленных наслаждениях. Тыне престаешь утучнять себя и облагать плотью, — обращает св. Василий упрек нежелающему поститься, — и, иссушая ум недостатком питания, ни во что ставишь спасительные и животворные учения (Беседа 1 Все в мире взаимосвязано не только по цепочке сополо- женных причинно итак, что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии Беседы на Шестоднев, II. 2). Таким образом, пространство имеет, в известном смысле, условную протяженность. Каково же учение Святителя о времени На первый взгляд, время есть луч, начавшийся от сотворения мира и непрекращающийся. Однако дело обстоит не так просто. Вне которых сочинениях св. Василий Великий сравнивает время с кругом, который исходит из одной точки и возвращается в нее.
А образ круга таков, что сам он с себя начинается и сам в себе оканчивается. Конечно же, и век имеет то отличительное свойство, что сам на себя возвращается и нигде не оканчивается. Потому Моисей главу времени назвал не первым, но единым днем, чтобы день сей по самому наименованию имел сродство с веком. Ибо по нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован осьмым Беседы на Шестоднев
, II. 8).
72
Лекция 5. Теология и космология св. Василия
Какова же та точка, являющаяся одновременно и началом, и концом круга Это — вечность, или день Господень, к участию в котором призвана тварь. По заключению
П.П. Гайденко, отец Церкви. рассматривает время как начало, как принцип мира изменчивого и текучего, те. мира становления. Таким образом, время представляет собой никогда незавершенное становление твари, протекающее на фоне вечности, которая сама по себе имеет иную природу, нежели время. При этом становление необходимо как условие реализации дара свободы — каждый будет в вечности тем, чем осуществил себя. Господь же, приведший нас всей круг времени (eig xf]v 7i£Qio6ov tou xqovou), да поможет нам. достигнуть и дня, готовящего венцы. за совершенное в жизни Беседа о посте Каждый момент круга времени стоит в каком-то соответствии с вечностью. Таким образом, мировидение прямо переходит в богопознание. Св. Василий Великий указывает на этот переход, возводя мысль к понятию начала (архл). Вопрос о начале был первым философским вопросом в истории греческой мысли. Но и спустя тысячу лет после того, как из тьмы веков явились эллинские мудрецы, св. Василий не находит такого, кто составил соответственное предмету понятие о начале Беседа XVI. 1). Трудность же заключается в том, что у начала невозможно представить какой-нибудь крайний предел ничего не найдется, что было бы вне начала Там же Причина непознаваемости начала лежит в свойствах человеческого разума:
Если станешь усиливаться представлением ума перейти за сие начало, то найдешь, что оно само идет впереди тебя и встречается твоим помыслам. Дай уму своему идти, сколько хочешь, и простираться выше и выше потом найдешь, что ум. опять возвращается к самому себе, потому что не может дойти до того, чтобы начало осталось ниже его Там же Отсюда делается вывод о том, что начало времени само пребывает вне времени, вне пространства, вне наличных
Гайденко П.П.
Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в
европейской философии и науке. МС Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
условий бытия. Начало есть трансцендентный принцип, задающий условия имманентного бытия. Познать его или вообще невозможно, или возможно единственным образом — если оно, посредством некой сообразности, само открывается человеку. Примером такой сообразности является библейское известие о том, что человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26), заключающее в себе глубокий философский смысл. В этой связи подлежит глубокому осмыслению и евангельская нравственность, приводящая человека после физической смерти в состояние созерцающих своим умом великое и божественное, каким было состояние Моисея Толкование на пророка Исаию, IV. То обстоятельство, что Моисей удостоился беседы с Богом лицом к лицу (Втор. 34,10), показывает возможность мистического предвосхищения вечного блага, нов полноте оно раскроется праведникам лишь тогда, когда Сам Бог будет для них вечным Светом, озаряя их сиянием Своей Славы Беседы на Псалмы XXXIII. 11). При этом существенно и то, что достижение цели познания в гносеологии св. Василия Великого совпадает с окончанием становления твари, по выходе из круга времени приобретающей уже вечное тождество с собой, ибо там — страна истинно живых, всегда подобных себе самим Там же CXIV. Творческое становление души на земле представляется как собирание знаний, необходимых для спасения. Вся совокупность этих знаний едва ли подлежит четкому определению св. Василий Великий не разделял гностических представлений о природе знания, для него необходимым является только то, что полезно для приобретения благочестия. Каждый человек имеет в этом свою собственную меру, нижний порог которой указан законом, а верх покрыт сиянием благодати.
«И мы, конечно, должны держаться той мысли, что нам предлежит подвиг, важнейший всех подвигов, — подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе Беседа XXII. 2).
74
Лекция 5. Теология и космология св. Василия
Многообразие форм познания связано с разнообразием космоса, предусмотренным как условие для реализации разных возможностей человеческой свободы. В числе принимаемых разумом положений (боу^ата) Святитель Кесарийский различал моральные (г]0|.коид), физические (фиопсоис;) и мистические, или созерцательные
(£тто7ткоис;); вместе они делаются благодатным одеянием души, ткани которого заимствуются из разных источников Беседы на Псалмы XLIV. 10). Обучение человека происходит в общении с другими людьми, при этом общей средой является язык. Св. Василий объясняет это таким образом Поелику мысли производит в нас душа, покрытая завесою, то есть плотью, то для обнаружения сокрытого во глубине нужны слова и именования Беседа III. Итак, каким образом для слова человеческого становятся доступными высшие, или созерцательные, догматы, предвосхищающие чистое зрение Божественного Свой ответ на этот вопрос св. Василий Великий заимствует из древней традиции, восходящей к первым апологетам, которые утверждали, что в душе каждого человека «всеяны» семена Логоса св. Иустин Философ) и душа — по природе христианка
(Тертуллиан). Принимая эти положения, водном из своих рассуждений о вечной жизни св. Василий Великий отмечает, что на Страшном Суде человек «.. будет осужден вследствие спасительных побуждений, всеянных в умы наши, и именно зато, что не воспользовался ими здраво Беседа XII. Ум несет на себе отблеск Божественного Слова-Логоса в дальнейшем эта тема будет развита в антропологии св. Григория Нисского). Поэтому для восхождения по стезе самопознания необходимо приобрести разум, незамутненный страстями. Внемли себе — призывает Святитель, — то есть осмотри себя со всех сторон для охранения себя содержи неусыпным душевное око Беседа III. 2). Ниже он поясняет:
Внемли не тому, что твое и что около тебя, но одному себе ибо иное мысами иное принадлежащее нам, а иное — что около нас. Душа и ум — это мы, поколику сотворены по образу Создавшего тело и приобретаемые посредством него ощущения — это наше около же нас — имущества, искусства и прочие удобства жизни Там же 3).
75
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
Однако следует повториться, что св. Василий Великий не считал разум способным к познанию начала в Его сущности. Для того чтобы душа достигла той цели, ради которой она создана, потребна тоже своего рода мудрость, но иная, не дискурсивная. В этом вопросе Святитель по существу, а не только по форме расходился с аномеями, которые отождествляли природу Бога и логическое понятие о ней. Так как логически природа Отца совпадала только с Его изначальностью (те. нерожденностью, dyevvriaLa), Аэций и
Евномий заключали, что Логос не подобен Отцу.
Св. Василий Великий, напротив, больше настаивал на
«неизреченности» начальной природы, превышающей саму способность логического умозрения. Бог непросто величина, но величина беспредельная. Потому в немногие речения заключим благочестие, величию же естества уступим победу над всяким словом Беседа XV. 1). В известной беседе, которая специально посвящена теме религиозной веры, Святитель противопоставляет память о Боге дискурсивному размышлению о Нем Непрестанно памятовать о Боге — благочестиво. но описывать словом Божественное — дерзко потому что и мысль далеко не досягает достоинства предмета. и слово неясно изображает представляемое мыслью Там же).
Парадокс единства недостижимости Бога и Его близости к человеку в христианстве (где, говоря в терминах позднейшей философии, трансцендентное становится имманентным, не утрачивая трансцендентности) уже фиксировался ранее главным авторитетом никейской веры святителем Афанасием Александрийским в сочинениях О воплощении Бога Слова и других. Каппадокиец идет по стопам св. Афанасия Великого, утверждая возможность интуитивного постижения Божества как следствие того, что «невме-
1 На тему представления св. Василия Великого о мудрости см. у известного автора
Spidlik Th.
La sophiologie de S. Basil. Roma, 1961.
2 Как отмечает свягц. H. Виноградов, это отличало их от ранних ариан
(Догматическое учение святого Григория Богослова // Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. МС. В сущности, признание дискурсивной
постижимости Бога Отца было уходом арианства от своих собственных
внутренних противоречий
Лекция 5. Теология и космология св. Василия
стимый Бог мог чрез плоть бесстрастно вступить в борьбу со смертью, чтобы собственным Своим страданием даровать нам бесстрастие (О Святом Духе Так противоречия логического умозрения разрешаются в мистическом озарении, а мистическое озарение, в свою очередь, достигается посредством этического делания. Эта схема, испытанная на опыте, служит ориентиром для Святителя ив его экзегетике. Наиболее таинственная книга Ветхого Завета — Песнь песней Соломона, помысли св. Василия Великого, показывает способ душевного усовершенствования Беседа XII. 1), те. является повестью о преображении падшего человечества в лучах щедрой, но требовательной любви Спасителя. Единственным путем к познанию Бога является святость, которая делает человека богоподобным. Тогда именно вступает в силу древний принцип, согласно которому подобное познается подобным. Все другие пути, отправляющиеся от формальных структур ума, обречены на блуждание среди вторичных признаков начала без возможности прикоснуться к нему.
До тех пор, пока человек не пришел в свою меру нравственного совершенства, он руководствуется верой в достижимость общения с Богом. При этом на пути познания он ориентируется по признакам, указывающим направление. К ним относится все, что может возбуждать и поддерживать веру. В конкретном событийном плане это чудеса — прямое вмешательство Бога в обычный ход вещей в плане же целостного мировидения — это обобщения и символы, издревле называемые притчами. Они воспитывают мышление, делая людей способными крепко противостоять при- ражению искусственных слов Беседа XII. Притча — речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко Сравни Тому, кто не умеет различить, что добро и что зло, не пристало судить, кто добр и кто зол из людей. Человек, ищущий Бога, — добра когда он недобр, то значит не знает Бога и никогда не будет познан

[от Него, ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта (Преподобный Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни 29).
77
Раздел II.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом