Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница8 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22
Св. Василий Великий как мыслитель
многому подобному. Ау нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, таки в глубине своей скрывающее обширную мысль Там же, Таков подход св. Василия Великого к толкованию Библии частное в настоящем указывает на общее в будущем, историческое и аллегорическое динамично взаимосвязаны. Например, события исхода евреев из Египта в настоящем приводили к вере. относительно же к будущему, как прообраз, прознаменовали будущую благодать (О Святом Духе, 14). Чем ближе к концу мира, тем больше оскудевает в мыслях св. Василия антиохийский буквализм и преобладает александрийский идеализм.
Не должно ожидать по воскресении чего-либо свойственного этому веку надобно знать, что в будущем веке — жизнь ангельская и свободная от всяких нужд. <...> Не должно думать, что пришествие Господне будет местное и плотское, но надобно ожидать Господа во Славе Отчей вдруг во всей Вселенной Нравственные правила LXVIII. 1, Однако указанный идеализм не переходит в гностический спиритуализм Святитель говорит о другой реальности обновленного мира, ноне об исчезновении материи.
Стремление обосновать все положения на тексте Священного Писания приводило к необходимости найти общие правила экзегетики. Такие правила не могли быть полностью извлечены из самой Библии, что приводило к бесконечным спорам. Великие герменевты, как Ориген и Диодор, не имели безусловного признания. Таковое принадлежало только устному Преданию, свято сохраняемому во всех Церквах. Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, — писал поэтому поводу св. Василий, — иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы втайне (О Святом Духе 27). Хотя в православии не существовало формальных См

Саврей В. Я Александрийская школа в истории философско-бо­
гословской мысли. МС Лекция 5. Теология и космология св. Василия
«уровней посвящения, каппадокийцы неоднократно подчеркивали, что высшие догматы открываются для понимания только по мере нравственно-духовного роста.
Здесь можно подвести итог рассмотрению теолого-кос- мологических взглядов святителя Василия Великого. Наиболее важным представляется то, что необходимым для познания Истины св. Василий Великий считал праведное житие, которое и делает человеческий разум предрасположенным к восприятию реальности как она есть. Отсюда — проходящее сквозь все средневековые «Шестодневы» убеждение в единстве законов физических и нравственных. Отсюда же искренний, не полемический только, призыв каппадокий­
цев к осторожности в решении богословских вопросов ибо мысль, исходящая из сердца, подобна потоку, в котором утекает столько же, сколько источено первоначально каково сокровенное, таково и обнаруженное Беседа XVI. 3).
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
Вопросы к семинарским занятиям В чем усматривается коренное различие космологий философии неоплатонизма и патристики Объясните смысл сравнения времени с геометрическим кругом в трудах св. Василия Великого Где св. Василий Кесарийский проводит границу возможности рационального познания Какие «5оу |иата» различает святой Василий Великий в своих сочинениях Назовите логический парадокс, который необходимо приводил раннехристианское мышление к теме мистического озарения.
Темы докладов и творческих работ. Мир как училище души в концепции св. Василия Великого. Учение св. Василия Великого о веществе и времени. Многообразие форм познания в гносеологии св. Василия Великого. Герменевтические воззрения св. Василия Великого. Природа начала как объект человеческого познания (по
XVI беседе святого Василия Великого
Лекция ЭТИКА И АСКЕТИКА
В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКО-
БОГОСЛОВСКОГО УЧЕНИЯ
СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
S/Газмышляя над причинами появления ересей, святитель Василий Великий находил их прежде всего не в интеллектуальной, а в нравственной сфере. Утрата братской любви влечет за собой утрату единства, следствием же этой утраты является самочинное применение разума в вопросах, превышающих разумение и оговоренных авторитетом Священного Предания. Какова же причина утраты любви Ответ на этот вопрос св. Василий Великий находил в евангельских словах По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. Не вследствие ли отступления от единого и великого ... Бога ныне происходит такое разногласие и распря между членами Церкви, когда каждый отступает от учения Господа нашего Иисуса Христа, самовольно защищает какие-то собственные суждения и определения и хочет лучше начальствовать вопреки Господу, нежели быть под начальством у Господа (О Суде Божием,
Единство Церкви соблюсти труднее, чем единство Древнего Израиля, так как заповеди Нового Завета намного более требовательны к человеку, чем заповеди Ветхого.
Закон запрещает дурные поступки Евангелие запрещает и самые сокровенные страстные движения души. [...] Закон требует в каждом добром деле совершенства отчасти Евангелие требует всецелого совершенства. [...] Невозможно удостоиться Царствия Небесного тем, которые обнаружили, что для них евангельская добродетель не была больше правды подзаконной Нравственные правила, XLIII. 1-3).
81
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
Как иудейское, таки языческие общества управлялись законами, которые сохраняли их формальное единство даже тогда, когда нравственность ослабевала. Церковь устроена по иному принципу ее каноны предписывают извергать нарушителей из сана, отлучать их от общения. Нов отличие от государства, Церковь не обладает инструментом принуждения, который бы действовал независимо от человеческой воли. Церковная власть — это власть авторитета, а не власть силы. Поэтому моральный упадок вызывает неизбежное разложение христианских общин.
Тем не менее, св. Василий Великий твердо верил в непоколебимость Христовой Церкви. В конце концов, разрушается неона, но все те, которые злоумышляли противнее. Исторически засвидетельствована смелость и непреклонность св. Василия Великого во всех непростых обстоятельствах времени, в том числе и перед лицом смерти. Эти качества прямо происходили от его глубокой веры. Не должно думать, — писал он, — что успех проповеди зависит от собственных наших примышлений; но все должно приписывать Богу Нравственные правила LXX. При такой значимости нравственного состояния верующих и особенно начальствующих для исторического состояния Церкви самым кратким путем к преодолению раздоров и нестроений должно было быть совершенствование каждого в исполнении заповедей Христа. И действительно, как мы уже отмечали, Святитель считал аскезу1 верным способом познания Истины. Точное наблюдение
(K axavorjaig) себя самого, — писал он, — даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога Беседа III. Определенное (и вполне естественное) влияние на аскетические идеалы каппадокийцев оказала эллинистическая этика, с которой они были хорошо знакомы частью из александрийской традиции, частью из сочинений внешних писателей, проштудированных в юности. Так, современный Аскеза (от греческого глагола аслсёси упражнять — так назывались

«упражнения в добродетели по аналогии с атлетическими упражнениями. Аскетика — наука о нравственном и духовном совершенствовании,
прикладная этика христианства
Лекция 6.
Этика и аскетика св. Василия Великого
св. Василию философ-язычник мог бы подписаться под его словами Душе надобно доставлять все лучшее любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей Беседа XXII. Однако здесь, при очевидном сходстве риторики, можно заметить существенное расхождение по смыслу. Если для стоика сделать тело неодолимым для страстей означало бы достигнуть равнодушия к наслаждениями страданиям, то для св. Василия, который твердо верит в воскресение мертвых, это значит предвкушение райского блаженства. Правда, что райское блаженство будет совершенно иным, чем наслаждения нынешнего века но и нравственное состояние святого иное, а потому он иначе ощущает собственное тело. Короткий путь к святости — подвиг девства — состоит в том, чтобы безраздельно славить Бога в уме ив теле, в уповании Царствия Небесного Нравственные правила Другая особенность — уже отмеченное нами убеждение, что собственными силами человек немо же т достичь познания Бога. Для аскетической практики оно имело особое значение. Именно надежду нас об ст вен ну ю праведность еще апостол Павел вменял в вину иудеям. Св. Василий Великий постоянно напоминает о том, что дела человеческие служат лишь условием принятия благодати, однако не подменяют собою ее действия. Не ты познал Бога чрез праведность, но Бог познал тебя по благости. Не ты постиг Христа чрез добродетельно Христос постиг тебя пришествием Беседа XX. При ином воззрении насущность аскезы плодами благочестия воспользуется «диавол, низложивший человека надеждою ложной славы Там же 1). В существование врага рода человеческого св. Василий верил, как и все ортодоксально­
христианские мыслители. Для него это — данность, которой можно оперировать и при философских обобщениях, и давая нравственные советы. Также сильна вера Святителя в Страшный Суд, когда настанет подробное изобличение сделанного в жизни не по свидетельству других, но по засвидетельствованию самой совести Беседа VIII. 8).
83
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
Совесть появляется здесь неслучайно. Спутник всей жизни человека, она, по выходе из круга времени, представит ему все случаи, в которых он не соответствовал своему достоинству и предназначению, и, если он при жизни не принес покаяния, обречет его на вечный стыд. Причина в том, что человеческий ум должен отобразить в себе Логос без какого- либо изъяна, и потому за всякое преступление Суд Божий равен О Суде Божием, 4). Соответственно, кающимся недостаточно для спасения одного удаления от греховно по­
требны ими плоды, достойные покаяния Нравственные правила Неудивительно поэтому, что от философских рассуждений об отношении души и тела Святитель скоро переходит к таким несвойственным для внешних философов темам, как милостыня, девство, молитва, труд и т.п. Милостыню св. Василий Великий называет матерью заповедей Беседа VIII. 7). Такую высокую оценку этого качества души он объясняет тем, что попечение о нуждающихся расточительно для богатства. поэтому кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним Беседа VII. 1). Милостыня важна не сама по себе как выделение части средств на помощь нуждающимся, но как свидетельство любви по уровню своего милосердия к ближним человек может оценивать себя самого, степень своего несовершенства, потому что достичь совершенства в этой добродетели очень трудно.
Категория девства в христианской философии стала тождественной с весьма важным для античной мысли понятием целомудрия (aa^Qocruvr)). Именно монашеская жизнь в то время именовалась о фьЛоаофькод |3юд. Она служила примером и для мирян. Общеизвестно, что рост монашеского движения в IV в. по Р.Х. связан с быстрым обмирщением христианства, ставшего государственной религией, и отражает попытку (в целом успешную) сохранить жизнь раннехристианских общин как неумирающий образец. Начало обособления и частной собственности — семья — была здесь исключена. Однако древний монастырь был связан тысячами нитей с христианским миром. И миряне охотно посещали
Лекция 6. Этика и аскетика св. Василия Великого
монастыри, и древнее монашество усердно служило миру. Пустыня стала источником нравственных импульсов для мира, косного в своей повседневной суете. Поэтому равно к монашествующими к мирянам были обращены слова Святителя Страсти суть волны держись выше их, будешь надежным кормчим жизни Беседа XII. Развивая эту же мысль в другом месте, св. Василий Великий решает вопрос о природе зла. Иное зло только в нашем ощущении, а иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от нас Беседа IX. 2). Этот вполне стоический тезис подтверждался практикой христианской аскезы — преодоления двоякого зла. Мнимое зло преодолевалось посредством терпения, истинное должно было постепенно изгоняться из души. Св. Василий часто хвалит терпение примечательно при этом, что, как правило, эта добродетель выражается у него активными свойствами усердие и настойчивость, смелость, дерзновение, исполнение воли Божией и др. Говоря о труде, он вспоминает слова апостола Павла Кто не работает, да не ест, а также прибавляет, что каждый собственными делами своими должен удостоверять о своем звании Нравственные правила При такой активности (пассивность св. Василий явно и многократно осуждает) верующий не должен стремиться к славе, но должен здесь любить смирение и уничижение в отношениях к другим Там же XLV. 2). В целом же можно сказать, что зло суть бездействие в добре и всеведущие к этому страсти. Для св. Василия Великого было очевидно, что Бог не творил зла в Беседах на Шестоднев» он особое рассуждение посвятил тому, что значат слова и отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1, 4). Помысли каппадокийца, тьма есть лишь отсутствие света соответственно и зло есть лишение добра Беседа IX о крещении. 5). В дальнейшем, рассуждая опадении сатаны, Святитель уточняет Отчуждение от Бога есть зло Там же 7). Человек, отчужденный от Бога после
Смирнов СМ Духовный отец в Древней Восточной Церкви. МС Раздел II. Св. Василий Великий как мыслитель
грехопадения Адама, проходит через смерть ради вторичного воссоединения души и тела, очищенных от страстей Кровью Христа Спасителя.
Истинные христиане должны быть как ветви Христовы, в Нем укоренившиеся, в Нем плодоносящие [...] как жертва Богу нескверная и беспорочная [...] как слово жизни, умерщвлением настоящего уверяющее в надежде истинной жизни Нравственные правила ХХС. 3, 7, 11). Итак, жизнь христианина, согласно св. Василию Великому, есть не ожидание смерти, но деятельное продвижение вслед за Христом, конечным пунктом земных странствований Которого была победа над смертью. Касаясь этой таинственной темы, Святитель переходит к языку парадоксов Я, намереваясь вести слово о духовном возрождении, полагаю смерть прежде жизни. Итак, умрем, чтобы нам жить Беседа XIII. Стремление к смерти как выходу из круга времени, который окончательно завершится в грядущем преображении мира, было высшим проявлением оптимизма, свойственного великому каппадокийцу, — веры, превозмогающей робость перед подвигом самопреодоления.
Лекция 6.
Этика и аскетика св. Василия Великого
Вопросы к семинарским занятиям Существует ли необходимая связь между этикой и аскетикой в миропонимании каппадокийцев?
■ Какой образ жизни христиане IV в. по Р.Х. называли философским Почему именно такое наименование считалось адекватным Разъясните значение термина «аскеза». Является ли оно исключительно религиозным Чем отличается зло само в себе от зла в нашем ощущении, помысли св. Василия Великого Каков смысл парадокса смерть прежде жизни в XIII беседе св. Василия Великого?
Темы докладов и творческих работ. Св. Василий Великий о причинах возникновения ересей.
2. Теоретическое обоснование борьбы со страстями в гомилиях св. Василия Кесарийского. Основания для определения авторства й и й книг св. Василия Великого против Евномия.
4. Философские и христианские добродетели в этической системе святого Василия Великого. Значение монашества для христианского мира IV в. по Р.Х., отношение к нему Каппадокийской школы. Учение св. Василия Кесарийского о природе зла
Раздел II.
Св. Василий Великий как мыслитель
Литература
Источники
Св. Василий Великий Собрание сочинений. Т. 1-5. М, Св. Василий Великий О сотворении человека // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 1. С. 30-38; № 3. С. 33-40.
Исследования
Василий (Кривошеин), архиеп.
Проблема познаваемости Бога сущность и энергия у св. Василия Великого // Богословские труды
1952-1983 гг. Нижний НовгородД996. С. Дионисий (Шлёнов), иером., Михайлов П.Б.

Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. МС. 131-185.
Илия (Рейзмир), архим.
Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. Сергиев Посад, Попов ИВ Василий Великий, архиепископ Кесарийский//Право­
славная Богословская энциклопедия. Т. 10.1903. С. Попов ИВ Труды по патрологии. Т. 1. Сергиев Посад, 2004.
Сагарда НИ Лекции по патрологии. I—IV века. М, Сидоров АИ Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М, 1998.
Смирнов СИ Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М, Спасский А.А.
Кому принадлежат четвертая и пятая книги святого Василия Великого против Евномия? (Библиографическая справка. СПб., 2009.
Фаррар Ф.В.
Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. М, 2001.
Флоровский
Г, прот. Восточные отцы IV века. Париж, 1931 (репринтное издание — 1990).
Раздел СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ ОСМЫСЛЕНИЕ СИЛЫ ТАИНСТВА
Лекция ДУХОВНЫЙ ПУТЬ
ХРИСТИАНСКОГО ФИЛОСОФА
>2\изнь святителя Григория Назианзина (Григория Богослова) (окне была так насыщена событиями, как жизнь его друга и соратника святителя Василия Великого. По своему характеру, который он сам живописует в своих поэмах, св. Григорий представлял собой полную противоположность св. Василию. Он тяготился организаторской деятельностью, не имел административных навыков и постоянно, даже в самые тяжелые для православия дни, стремился к уединению. Единственное, что по природе объединяло двух друзей, — это их владение словом и любовь к слову. Однако в старости св. Григорий Богослов, сетуя на свое вынужденное молчание (он был изгнан сначала из Константинополя, затем из Назианза), видел в этом и наказание за чрезмерную уступчивость своему влечению к проповеди.
Таков был умственный строй человека, по праву считающегося одним из величайших ораторов Древней Церкви. Его произведения вошли в историю христианства как памятник живой, необычайно динамичной и яркой мысли. Основным стилистическим признаком, отличающим их от писаний большинства святых отцов, является напряженная работа мысли над тем, что философы XX в. назвали бы экзистенциальными проблемами человеческого бытия. Это более всего роднит св. Григория Богослова сего не менее значительным современником преп. Ефремом Сирином.
Пафос автобиографических трудов св. Григория Богослова — тяжелая борьба с грехом за собственное совершенство
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом