Главная страница

Саврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 5.22 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Каппадокийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер5.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69019
страница9 из 22
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22
Barderihewer О Patrology. The Lives and Works of the Fathers of the Church.
Freiburg im Breisgau, 1908. P. 290.
91
Раздел III.
Святитель Григорий Богослов
«Говорят, что есть страна, где нет ни зверей, ни болезней о, если бы нашлось где место, свободное от греха, чтобы мне туда убежать Плачи моление ко Христу, 3). Совершенство, которое обещает Святитель человеку, весьма велико — стать богом по благодати, сопричислиться к ангельским чинам, созерцать Святую Троицу. Никогда не покину надежды, — пишет он, — что увижу сияние воедино сочетаваемой Троицы, когда достояние Великого Бога, теперь смесившее­
ся с плотью, а прежде образ Божий, вступит в единение с небесным Плач о душе своей, Достоянием Бога здесь называется душа под смешением с плотью автор подразумевает грехопадение Адама. Св. Григорий Богослов — глубокий психологи мистика его глубоко, всесторонне осмыслена но именно в богословии он полностью подчиняет разум вере. Предпосылки этого были заложены в самих условиях его личностного развития. Еще до рождения он был посвящен Богу своей матерью, которая молилась о даровании сына. Я покорялся ее желаниям, будучи еще отроком, — вспоминал св. Григорий в конце жизни, — юная душа моя воспринимала в себя новый образ благочестия О самом себе Первой книгой, которую подарила ему мать, когда он освоил навык чтения, было Священное Писание. Отец св. Григория, также св. Григорий, и его мать св. Нонна были в древности причислены клику святых. Св. Григорий Старший сначала не был православными принадлежал к полуиудейской секте ипсистариев, но был обращен в православие в 325 г. группой епископов-никейцев, проезжавших через Каппадокию. Став затем пресвитером, а вскоре и епископом Назианзским, он сделался одним из уважаемых пастырей своего времени Сравни похожее толкование Люди, вознерадев о совершеннейшем

и поленившись постигнуть его, охотнее взыскали того, что ближе к ним;
ближе же к ним были тело и телесные чувства. Посему уклонили они ум
свой от мысленного, начали же рассматривать самих себя. А рассматривая себя, занявшись телом и иными чувственными вещами и обольщаясь
этим, как своей собственностью, впали в самовожделение, предпочетши
собственное созерцанию божественного (Св. Афанасий Великий. Слово против эллинов, 3).
92
Лекция 7. Духовный путь св. Григория
Под руководством своего дяди Амфилохия мальчик еще в Назианзе начал изучать риторику в дальнейшем он продолжил образование в Кесарии Палестинской и Александрии. Как мы уже отмечали, риторика в эпоху второй софистики была интегральной частью образования. Но св. Григория не прельстила возможность использовать это искусство для убеждения толпы. Его отношение к Александрии осталось двойственным это и лаборатория науки безумная кипучесть. Начало своего самостоятельного пути Святитель описывает так:
Еще не опушились мои ланиты, а мною овладела какая- то пламенная любовь к наукам. И не совсем чистые учения старался я придать в помощь учениям истинным, чтоб не превозносились ничему не обучившиеся, кроме суетного и пустого краснословия, которое состоит в громкости и благозвучии, и чтоб сам я мог не запутываться в хитросплетениях лжеумствований (Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою).
В 352 г. на пути из Александрии в Афины, где он намеревался продолжить образование, св. Григорий пережил сильную бурю. Волны грозили потопить корабль, в котором, к тому жене оставалось пресной воды. В это время св. Григорий Богослов испытал страх, что перейдет виной мир не омытым очистительными водами крещения. Он дал обет посвятить свою жизнь Богу, если спасется.
В Афинах он изучал тот же энциклопедический круг наук, что и св. Василий Великий. Но после потрясения на море отношение к внешним писателям стало еще критичнее. Св. Григорий решился строго подчинить все свои занятия одной цели. Я выше всего поставил для себя то любомудрие, чтоб и все прочее, и ученые труды свои повергнуть пред Богом, как иные оставляли поместья свои пастухам или, собрав свое золото, кидали в морскую глубину (Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою).
В этом отрывке употреблено слово фь\оаоф1а (любомудрие. Мы видим, во-первых, что, сточки зрения св. Григория Богослова, наука должна служить людям, а не самому
Раздел III.
Святитель Григорий Богослов
обучившемуся (на это указывает метафора пастухов) и, во-вторых, что все добытые человеком знания тонут перед Божественной бесконечностью, как золото — в пучине. Чувство актуальной бесконечности было тем фундаментальным переживанием, которое определило собою основные черты гносеологии Святителя.
Он провел в Афинах около десяти лет, после чего друзья упросили его стать здесь ритором. Но широкие перспективы карьеры не привлекали св. Григория, ив гон, тайно покинув Элладу, возвратился в Назианз. В возрасте 30 лет он принял крещение, а затем прибыл к своему дру1у св. Василию в «Понтийское уединение. Начальный период монашеской жизни св. Григорий Богослов считал самым плодотворным для себя Отовсюду ограждался я крепкими стенами, неоскверненный ум свой назидал Божиим словом, извлекая дух из священной буквы ас тем вместе извергал из себя соленую горечь книг, читанных мною прежде На безмолвие вовремя поста).
В последующее время жизнь св. Григория Богослова представляла собой постоянный внутренний конфликт между влечением к уединению и необходимостью публичной деятельности. В 362 г. епископ Григорий Старший отцовской властью вызвал его в Назианз и рукоположил. Не считая себя достойным священства, св. Григорий бежал в Понт, но затем возвратился, теперь уже терпя обвинения в трусости перед лицом ариан, вступивших в борьбу за Каппадокию, и недавно воцарившегося Юлиана Отступника. Защищая себя, он произнес перед собранием верующих Слово о свя­
щенстве».
Разделения в Церкви между тем усугублялись. Не желавший участвовать в делах управления, св. Григорий Богослов стал свидетелем арианской смуты, антиохийского раскола
(из-за канонического спора Восточных Церквей с Римом, духоборческой пропаганды, а под конец и аполлинаризма, обосновавшегося в его родном Назианзе1. С исторической Учение Аполлинария, согласно которому Бог Слово облекся в человеческое тело, не восприняв человеческого ума, подрывало учение об
обожении всецелой человеческой природы
(Иларион (Алфеев),
ей. Григо­
94
Лекция 7. Духовный путь св. Григория
точки зрения можно сказать, что это было время активного религиозно-философского поиска, массовость которого свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне эпохи. Но св. Григорий больше ценил единство.
«Одно у меня было чудное утешение, — сетовал он. — Как жаждущий олень в прохладном источнике, так я находил его в сообществе мужей совершенных и христоносных, живущих на земле превыше плоти, любителей вечного Духа и благого служения, несвязанных узами супружества, презрителей мира. Но и они, ратоборствуя за Тебя, разделились и стоят один заодно, другой за другое ревность Божия незаконно расторгла закон любви, от которой осталось одно имя (О самом себе Боль от раздоров, происходивших среди монахов, которые должны были являть образец христианской жизни, представляла собой едва лине главный стимул того стремления к синтезу, что характеризует св. Григория Богослова как одного из великих каппадокийцев. Но синтез как компромисс нередко приводил к еще большей запутанности. Свидетелем такой ситуации Святитель имел несчастье оказаться у себя на родине, когда его престарелый отец подписал формулу примирения, отражавшую догматические воззрения омиусиан (от ороюиспхх; подобносущищ эта партия ограничивалась утверждением, что Сын оцоюд ката во всем подобен Отцу. Наделе примирения между арианами и православными не произошло как те, таки другие находили причины быть недовольными двусмысленной формулировкой подобия Сына и Отца.
Против св. Григория Старшего восстали каппадокий- ские монахи, традиционно поддерживавшие православие. Св. Григорию Богослову пришлось выступить посредником, объясняя, что совершенный отцом поступок — дело бесхитростного ума, ноне злого умысла или беспринципности св. Григорий Старший не имел богословского образования).
рий Богослов [Назианзин] // Православная энциклопедия. Т. XII. МС. В этом оно было прямо противоположно основным интенциям
великих каппадокийцев.
95
Раздел III.
Святитель Григорий Богослов
Но само событие было весьма показательным. Св. Григорий Богослов и прежде понимал, что мир в Церкви невозможно обеспечить уходом от предмета догматических споров теперь он увидел это на живом примере. Необходимо действовать противоположным образом — добиваться точных и недвусмысленных формул, освященных Преданием Церкви. Показать их согласие с Преданием, с буквой Священного Писания и с другими такими же формулами есть дело разума. Так закладывались основы догматики — точной науки, имеющей философско-богословское основание.
Может быть, благодаря этому событию, а возможно, и вследствие своего характера св. Григорий Назианзин оказался самым прямолинейным из великих каппадокийцев. Тогда как св. Василий Великий избегал называть Святого Духа Богом, уклоняясь от обвинений в «тритеизме» и памятуя о свежести арианских споров, св. Григорий Богослов открыто исповедовал Божественность Духа. Именно этому человеку суждено было стать архиепископом столицы в самое тяжелое для православия время. В 379 г. его призвали в Константинополь, находившийся в руках ариан. Перед этим св. Григорий Богослов успел побывать епископом захолустного городка Сасимы, куда св. Василий Великий поставил его с принуждением, пережить смерть столетнего отца (374) и пять лет провести отшельником в Исаврии, где он узнало смерти самого св. Василия, своего любимого друга (Трудно впасть в преувеличение, представляя одиночество св. Григория Богослова на этом посту. Он, всегда испытывавший трудности в практических делах, не имел поддержки от сверстников он уже похоронил к тому времени не только родителей, но и родных брата и сестру он приехал в город, где православные собирались лишь водном домовом храме — св. Григорий назвал его Анастасия, что значит Воскресение. Сила слова, которой Святитель привык доверять с юности, не изменила ему храм быстро начал наполняться и вскоре перестал вмещать молящихся. Сам св. Григорий Богослов объяснял свой успех тем, что это была отечественная проповедь и теперь она возвращалась в свое отечество
Лекция 7. Духовный путь св. Григория
('Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою Он не считал, что сеет на чужой ниве. Одним из доказательств его правоты было то, что врагов больше всего раздражало не учение св. Григория, а его неготовность идти на компромиссы ведь сами они так или иначе меняли формулировки своей веры входе продолжительной смуты. Ереси эти, — замечает Фаррар, — было тем легче подавить, что. из их среды не выступали мученики. Бот как характеризовал св. Григорий Богослов принципы своих противников, обращаясь от их лица к себе самому:
Мы, рабы времени и народных прихотей, отдаем ладью свою всякому подувшему ветру, у нас учение, наподобие хамелеонов или полипов, принимает непрестанно новый цвета ты неподвижная наковальня. Какая надменность Как будто всегда одна вера, что ты так чрезмерно стесняешь догмат истины, ступая все по одной скучной стезе слова. Для чего же тебе, превосходнейший, и народ привлекать говорливым своим языком. (Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою).

Для Святителя православие было, безусловно, просвещением и воспитанием человека. Просвещение и воспитание не должны угождать людям, но должны возводить их на новые степени совершенства. Поэтому арианство, идущее навстречу здравому смыслу толпы, св. Григорий Богослов рассматривал как софистику, внушающую каждому, что он может судить о предметах, которых он в действительности недостоин касаться своим умом.
Историк Фаррар, опираясь на свидетельства современников, так описывает внешность Святителя Он был весьма бледен, с низким носом, прямыми бровями и густою, но короткою бородой. Ему было лишь 50 лет отроду, но тот венок волос, которым еще окружалась его голова, был уже седыми даже верхние части его бороды серебрились сединою старости. Его истощенное заботами лицо, которое так часто орошалось слезами, носило вид обычной грусти
Фаррар Ф.В.
Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. МС Раздел III.
Святитель Григорий Богослов
он лишился своего правого глаза, и на лице его заметно выдавался шрам. Плечи у него были осунувшиеся, взгляд опущенный, и его бедное одеяние более походило на одежду какого-либо нищего, чем епископа столицы»1.
Во время пасхальной службы 379 г, когда совершалось крещение, ариане ворвались в храм и стали забрасывать священнослужителей камнями. Один из православных епископов был убит, св. Григорий получил ранение. Это была отчаянная попытка партии активного меньшинства остановить возвращение православия в Константинополь. Торжество никейцев, — объясняет А.А. Спасский, — грозило обществу нравственной реформой, стеснением привычного ему распущенного образа мыслей и поведения. Наследующий год в столицу вступил новый римский император
Феодосий Великий (346-395) и главный храм города (храм Святых Апостолов) был возвращен православным. В 381 г. император созвал в столице новый Вселенский Собор для окончательного выяснения догматического спора и утверждения св. Григория Богослова в сане патриарха. Председательствовал на нем св. Мелетий Антиохийский, а по смерти последнего — сам св. Григорий Богослов.
Второй Вселенский Собор явился настоящим торжеством новоникейского учения. Отцы Собора утвердили православный Символ веры (известный как Никео-Цареградский), в котором ясно изложена триадология, и окончательно осудили арианство. Ценность Каппадокийской школы была вполне выяснена этим актом как замечает современный исследователь, й год принес большинству христиан не только согласие относительно общей веры, но и объяснение этой веры посредством терминов сущность и ипостась»3.
Однако сам св. Григорий Богослов подвергся нападкам в связи со своей позицией (на сей раз действительно компромиссной) по поводу канонического прецедента в Антиохии,
1
Фаррар Ф.В.
Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. МС Спасский А.А.
История догматических движений в эпоху Вселенских
Соборов. е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. С. 249.
3
Meredith A.
The Cappadocians. N. Y., 1995. P. 124.
98
Лекция 7. Духовный путь св. Григория
не имевшего отношения к богословию. Он произнес такие слова Яне радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него, — и попросил освободить его от обязанностей столичного архиерея. В 381 г, когда Собор еще продолжался, Святитель покинул Константинополь.
Последние годы жизни, часто болея, св. Григорий Богослов проводил в Арианзе, своем родовом поместье, живя крайне скудно. Свою жизнь он описывал в стихах, скорбные ноты которых иногда прячут за собой улыбку Святого, а видимая веселость — глубокую печаль.
Хочешь ты есть Бери себе хлеб, даже и житный. А для варенья без меры дадим тебе соль и дикий лук — не купленный овощ другою лучшею приправой пусть будет голод. Хочешь литы пить Пред тобой струится вода — всегда через край льющаяся чаша, питье, не производящее опьянения, наслаждение, заимствуемое не у виноградной лозы. А если хочешь и пороскошничать, тоне пожалеем уксуса (Ямбы к душе своей, До конца Святитель не оставлял только своего любимого занятия — слова. Он сетовал на то, что слишком активное пользование этим даром в конце концов принудило его к молчанию, но продолжал писать — если не для своего времени, то для будущего. (Заметим, что в этих надеждах он оказался прав) Рядом, в Назианзе, было большое увлечение Аполлинарием, влиятельным богословом своего времени. Аполлинарий включил Ипостась Логоса в состав человеческой природы Христа вместо ума он учил, что Логос Божий облекся в одушевленное человеческое тело, в то время как разум — причину греха — отверг. Сочиняя гимн за гимном, св. Григорий Богослов был ревнителем того, чтобы аполлинаристы не имели преимущества в слове перед православными. Но его труды, посвященные выяснению церковного учения о главном предмете веры, превзошли потребности его эпохи. Как замечает современный исследователь, св. Григорий Богослов сумел обнаружить опасные уклонения от православной христологии задолго до того, как они стали предметом напряженных споров. создал
Раздел HI.
Святитель Григорий Богослов
собственную сбалансированную и гармоничную христологическую систему. Это позволило впоследствии ссылаться на его авторитет при решении как несторианских, таки монофизитских вопросов.
На закате своей жизни не оставляя философии (которую он отделял от богословия разве что как размышление от созерцания, св. Григорий Богослов вместе стем внимательно пересматривал события прошлого. Он описывал все перипетии своей жизни и писал молитвы в таком жанре, в каком полтысячелетия спустя будет писать армянский поэт Григорий Нарекаци — слово к Богу, идущее из глубин сердца».
Цвет опал, приблизилось время жатвы. Побелели у меня волосы гумно призывает к себе колос уже нет незрелости в ягоде близко собирание гроздов. Точило моих злостраданий уже истаптывается. Омой злой день Как избегну его Что со мною будет Как страшен мне грех как страшно оказаться полным терний и гроздов гоморрских, когда Христос станет судить богов, чтобы каждому воздать по его достоинству и назначить страну, сколько глаз вынесет света Покаянная песнь при конце жизни, Св. Григорий Богослов, исповедуя веру в таинство Бого- воплощения, считал каждого человека богом, созданным для созерцания Бога, в Троице познаваемого. Сокровенным желанием всей его жизни было приобрести глаза, которые выдержат великолепие Божественного света, сияющего для чистых сердцем. Очевидно, это истинное желание явилось главным источником его вдохновения, подарившего истории христианства лучшие образцы философско-богословской поэзии
Иларион (Алфеев), еп.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом