Главная страница

Саврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 4.25 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер4.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69017
страница1 из 20
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 92 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 82 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

LOMONOSOV MOSCOW
STATE UNIVERSITY
THE FACULTY OF PHILOSOPHY
THE PHILOSOPHY OF RELIGION
AND RELIGIOUS STUDIES
DEPARTMENT
V.Y. Savrey
THE ANTIOCHENE
SCHOOL
in the History
of Christian
Thought
The present edition has been
approved by the Education
and Methodical Association on
Classical University Education
as a textbook for students
of the higher educational
establishments who follow
Training Course N 031800
of the higher professional
education i.e. ‘Religious Studies'
Moscow University
Press
2012
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МВ. ЛОМОНОСОВА
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ
И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
В. Я. Саврей
АНТИОХИЙСКАЯ
ШКОЛА
в истории
христианской
мысли
Допущено УМО по классическому
университетскому образованию
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных
заведений, обучающихся
по направлению подготовки
ВПО 031800 - «Религиоведение»
Издательство
Московского университета

УДК 140.8:21; 23/28
ББК 87.3(0); 86.37
С13
Р е цензе н ты профессор
В.В. Соколов профессор Г.Г. Майоров кафедра истории зарубежной философии
философского факультета МГУ);
профессор
И.Н. Я блоков профессор К. И. Никонов кафедра философии религии и религиоведения

философского факультета МГУ);
профессор МЛ. Маслин (кафедра истории русской философии философского факультета МГУ)
Саврей В.Я.
С13 Антиохийская школа в истории христианской мысли Учебное пособие. — М Издательство Московского университета, 2012. — 232 с В настоящем учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах

МГУ им. МВ. Ломоносова в 2008-2009 гг. и отражающих путь развития греко-сирийской христианской мысли как самостоятельной
философско-богословской традиции, опирающейся на собственные основания и продолжающей некоторые тенденции античной
философии. В пособии нашли отражение важнейшие философские достижения Антиохийской школы — методологический синтез бл. Феодорита Кирского и опыт аксиологических построений в
нравственно-экзегетическом методе св. Иоанна Златоуста представлено историческое становление антиохийского подхода к вопросам
герменевтики. Теоретический курс пособия построен на материалах фундаментальных отечественных и зарубежных исследований,
посвященных истории греко-сирийской патристической мысли.
Для преподавателей, студентов и аспирантов философских фа­
культетов.
УДК 140.8:21; 23/28
ББК 87.3(0); 86.37
© Саврей В.Я., 2012
ISBN 978-5-211-05653-4
© Издательство Московского университета,
2012

V.Y. Savrey
Textbook
The Antiochene School
in the History of Christian Thought
Antioch had been the capital of the Middle East since the early 3rd century BC, vying with brilliant Alexandria for the status of scientific and cultural centre of the oecumene [i.e. the inhabited world]. This city's religious importance was enormous for both Greco-Roman paganism and early Christianity.
It was here that Bardesanes and St Ephraem Syrus were preaching their sermons; that Libanius and St John Chrysostom were delivering their speeches. A highly complicated ideological background, perma­
nent social tension, a struggle between philosophy and sophistry— these are main typical features of Syrian Antioch, the third biggest city in the Roman Empire at the dawn of Christian era.
This textbook represents a course of lectures which trace the evolu­
tion of Greco-Syrian Christian thought as an independent philosophi­
cal tradition, based on its own foundation and developing certain cur­
rents of ancient philosophy.
Being an antithesis to the Alexandrian semantic pluralism, the Anti­
ochene school had worked out its own 'historical' method of the inter­
pretation of the biblical text.
Referring to the transcendental as its main object, the School turned into a philosophical trend addressing the problem of 'holy hermeneu­
tics' and became an essential prerequisite for the development of Byz­
antine and mediaeval philosophical thought.
The book reflects the most significant philosophical achievements of the Antiochene thought which can enable the reader to understand its role in the development of Christianity and its importance for mod­
ern philosophy.
The book is designed for lecturers, undergraduate and postgradu­
ate students of the Faculties of Philosophy.

Содержание
От автора Цель и задачи спецкурса
15
Раздел АН ТИ ОХИ Я - СТОЛИЦА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВОСТОКА biЛекция 1.
Характер культурного развития столицы Селевкидов 19 Лекция 2. Распространение христианства в сирийском регионе Раздел РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКИХ ШКОЛ СИРИИ
Лекция
3. Периодизация Антиохийской школы. Лекция 4.

Философско-богословское наследие святого Лу­
киана Антиохийского. Раздел АНТИОХИЙСКИЙ МЕТОД ГЕРМЕНЕВТИКИ Лекция 5.

Закономерности развития теории экзегезы в
Антиохии................................................................................ Лекция 6. Философские обоснования интерпретации Библии в полемике школ. Раздел РАЗВИТИЕ АНТИОХИЙСКОЙ ШКОЛЫ В IV -V ВЕКАХ Лекция 7.
Различные направления в антиохийской фило­
софско-богословской мысли IV века. Лекция 8.
Систематизация антиохийского метода в трудах
Д
иодора Тарсского............................................................... Лекция 9.
Радикализация антиохийской традиции в основе несторианства. Лекция 10.
Методологический синтез блаженного Феодори­
та Кирского............................................................................ 111 6

Содержание
Раздел СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ КАК ВСЕЛЕНСКИЙ ОТЕЦ И УЧИТЕЛЬ ЦЕРКВИ
Лекция Эллинистическое образование и пастырское служение святителя Иоанна Златоуста. Лекция Буква и дух в библейской герменевтике святителя Иоанна Златоуста ........................................................ Лекция Этический аспект в системе философско-бого- словских воззрений святителя Иоанна Златоуста. Лекция Трансцендентальное богословие в сакраменто- логии святителя Иоанна Златоуста. Раздел VI
ЭДЕССКО-НИЗИБИССКАЯ ШКОЛА - ВОСТОЧНАЯ ВЕТВЬ АНТИОХИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
Лекция Возникновение и развитие школы персов»;
типологическая герменевтика святого Иакова Афраата 161 Лекция Притча как способ философско-богословского мышления преподобного Ефрема Сирина. Лекция Духовная поэзия преподобного Ефрема Сирина и ее этико-философское содержание. Лекция Роль Антиохийской школы в истории христианской мысли. Вопросы к экзамену. Заключение. Общая библиография. Именной указатель. Предметный указатель

....................................................................214
Указатель географических названий. ............................................................ Ключевые слова w Творческая биография. ..227
Curriculum Vitae
....................................................................................228

Contents
Author's N o te
10
The Scope and Objectives o f This Course o f Lectures
15
Section I
ANTIOCH AS A CAPITAL OF THE HELLENISTIC EAST
Lecture 1.
A Character of the Historical Development of the
Seleucids' City........................................................................
19
Lecture 2.
The Spread of Christianity in the Area of Syria........
31
Section II
THE DEVELOPMENT OF THE CHRISTIAN
SCHOOLS OF SYRIA
Lecture 3.
A Periodisation of the Antiochene School................
41
Lecture 4.
St Lucian of Antioch's Philosophical and Theological
Heritage...................................................................................
49
Section III
THE ANTIOCHENE METHOD OF HERMENEUTICS
Lecture 5.
Major Patterns of Developing the Theory of Exegesis in Antioch................................................................................
59
Lecture 6.
The Philosophical Grounds for Interpreting the Bible in the 'Schools' Controversy'................................................
68
Section IV
THE DEVELOPMENT OF THE ANTIOCHENE SCHOOL
IN THE 4th AND 5th CENTURIES
Lecture
7. Various Trends in the Antiochene Philosophical and
Theological Thought of the 4th century.................................
81
Lecture 8.
The Systematisation of the Antiochene Method in the
Works by Diodore of Tarsus............................................ .....
89
Lecture 9.
The Radicalisation of the Antiochene Tradition in the
Fundamentals of Nestorianism.............................................
98
Lecture 10.
St Theodoret of Cyrrhus' Methodological Synthesis 111 8

Contents
Section V
ST JOHN CHRYSOSTOM AS AN OECUMENICAL FATHER
AND DOCTOR OF THE CHURCH
Lecture 11.
The Holy Hierarch's Hellenistic Education and Min­
istry.......................................................................................... 125
Lecture 12.
The 'Letter' and the 'Spirit' in Chrysostom's Biblical
Hermeneutics.......................................................................... 132
Lecture 13.
An Ethical Element in the System of the Holy Hier­
arch's Philosophical and Theological Views........................ 141
Lecture 14.
Transcendental Theology in St John Chrysostom's
Sacramentology...................................................................... 149
Section VI
THE SCHOOL OF EDESSA AND NISIBIS AS THE EASTERN
BRANCH OF THE ANTIOCHENE TRADITION
Lecture 15.
The Origin and Development of the 'School of Per­
sians'; St Jacob Aphrahat's Typological Hermeneutics....... 171
Lecture 16.
The Parable as a Way of St Ephraem Syrus' Philo­
sophical and Theological Thinking....................................... 168
Lecture 17.
Religious Poetry by St Ephraem as 'the Father of
Lamentation and Contrition'................................................. 179
Lecture 18.
The Antiochene School Role in the History of Chris­
tian Thought............................................................................ 186
Examination Questions................................................................198
Conclusion .....................................................................................200
General Bibliography.................................................................. ..204
Names Index...................................................................................209
Subject Index..................................................................................214
Geographical Names Index...........................................................218
Summary...................................................................................... ..220
Key words.......................................................................................225
Curriculum Vitae.......................................................................... 227 9
От автора
^/астоящее учебное пособие представляет собой первый в отечественной философской науке опыт обобщающего теоретического исследования и дидактической систематизации данных об Антиохийской школе как философском и теологическом институте христианской Античности. В основу пособия положены материалы лекционного курса, составленного автором для чтения на философском и историческом факультетах МГУ им. МВ. Ло­
моносова.
Концепция особого рода мышления, функционирующего на пересечении философии с теологией, была апробирована в монографии Александрийская школа в истории философско- богословской мысли, защищенной автором в качестве докторской диссертации по истории философии на философском факультете МГУ в 2006 г Эта концепция подразумевает сочетание рациональных подходов к объяснению действительности с теорией Божественного Откровения, осуществлявшееся в христианской
«пайдейе» или «дидаскалии», которая была наследницей греческих школ эллинизма и прообразом европейских университетов.
Философско-богословское мышление отличается от собственно философского тем, что ставит проблему высшего (гностического) познания, выходящую за пределы человеческого разума и требующую априорного признания Истины, сообщаемой через текст Откровения. В тоже время оно не сводится и к сумме богословских методов, которые представляют собой способы интерпретации Божественного Откровения. Для философско-богословской мысли эти способы еще являются предметом творческого поиска.
Проблемы конвергенции, равно как и диффузии религиозного и научного начал в мировоззрении современного человека представляются весьма актуальными ввиду того, что сегодня духовные и светские институты выступают как равноправные партнеры в об См
Саврей В.Я. Александрийская школа в истории ф илософско- богословской мысли. Мс От автора

разовательной сфере. Религия предстает в свете герменевтических исследований не только как социальное явление, но и прежде всего как мощный самостоятельный фактор культурного развития. Как замечает Э. Кэмерон, история развития христианства в Римской империи прежде писалась историками сих точки зрения, ориентированной в основном на социальные и организационные измерения. Но большинство из нас ныне осознало всю силу пространства языка, даже притом уровне развития коммуникаций, который был в I в. по Р.Х. Сам факт, что христианство смогло возникнуть и развиться в неблагоприятных условиях, побуждает к анализу этой проблемы»1.
Появление философско-богословского поля для диалога было предопределено характером новой веры как исповедания воплощенного Слова. Ему предшествовала длительная подготовка античного мира к монотеизму. Медленно прорисовывались, — писал Э. Хатч, — в тумане ранней греческой мысли очертания единого Бога. Они появлялись вместе с чувством единства мира. Это чувство не всегда было пробужденным. Разнообразные феномены земли, моря и неба не всегда находили единое выражение. Ум пытался объединять их в группы, принадлежащие различным царствами управляемые различными божествами. Только бессознательная алхимия мысли, которая работала на протяжении многих поколений, могла составить эти отдельные группы в нечто единое и увидеть в них части универсума. Кроме того, к единобожию вело и ощущение порядка в мире. Порядка, который существует не только вверху, но и внизу. В отличие от многих религий и культов поздней Античности, христианство не было только лишь ритуалом оно уделяло чрезвычайное внимание словесным выражениям Слово было его главной метафорой, а сердцевиной — Книга. Говоря о христианстве как о языковой реальности, мы говорим об осознании высшей реальности слова слова-мысли, слова-решения, слова-веления, слова-дела, слова-события, слова-приговора и т.д.
Библия для христиан, представителей религии Книги, была непросто священной историей, но целостным выражением воли Создателя. Многие поколения верующих искали в этой книге того, что именно хочет от них Deus maximus, какими хочет видеть их. Эта постоянная оценка себя от лица Божия создала особый чело
Cameron A. Christianity and the Rhetoric of Empire. The Development of
Christian Discourse. Berkeley, 1991. P. 2.
2
Hatch E. The Influence of Greek Ideas on Christianity. N.Y., 1957. P. 171.
3
Cameron A. Op. cit. P. 19.
11
От автора
веческий тип, устремленный к жизни нездешней и способный к созиданию вечных и непреходящих ценностей на Земле. Как отражение реалий жизни временной, язык в библейской культуре представлял собой, по формулировке историка герменевтики
Фрэнсиса Янга, таинственный покров истины, позволяющий выразить вечное бытие в повествовании. По мнению этого автора, христианская культура отразила в себе классическую культуру, но ее дискурс формировался в отношении другого набора текстов и повествований — в новой интертекстуальности... Священное Писание стало восприниматься как альтернативный массив литературы, подвергаться тем же научным исследованиям, что и греческая классика, и заменять эту классику в предоставлении авторитетных примеров, цитат и аллюзий для христианских ораторов»1.
Сущность христианства, согласно самопониманию христиан, состояла в адаптации образа жизни человека к требованиям Божественного закона, при соблюдении которого человек достигает совершенства, возможность которого изначально заложена в его природе. Поэтому богословие должно было иметь не только умозрительное, но и, не в меньшей степени, воспитательное значение. В самом начале своего существования Церковь обращалась кво просу о школе, а в IV в. по Р.Х. его решение становится совершенно необходимым. По словам академика Ю.В. Рождественского, обращение язычников, как общая задача Запада и Востока, требовало хотя бы относительного единства образовательной системы. Средством объединения стала книга, так как устные языки были разными, культура также различалась, различалось фольклорное искусство, различались традиционные средства управления — письма и документы, ибо они основывались на разных системах права римского и византийского права и языческих "Правдах, фиксировавших обычное право язычников. В этой ситуации письменные и документные сношения приходят в упадок. Объединяющим языковым средством управления обществом становится книга, содержащая основные по смыслу христианские сочинения и примыкающие к ним тексты устного характера, церковная музыка, проповедь и академические речи»2.
Наиболее отчетливо педагогический подход к проповеди христианства проявляется в трудах вселенского учителя Церкви IV в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом