Главная страница

Саврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 4.25 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер4.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69017
страница2 из 20
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Young F.M. Biblical Exegesis and the Form ation of Christian Culture.
Cambridge, 1997. P. 47.
2 Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика МС От автора
по Р.Х. святителя Иоанна Златоуста. Он уделял особенное внимание чтению даже простыми христианами Священного Писания, так как велико богатство мыслей, сокровенное в словах его»1.
Раскрытие богатства сокровенного смысла Священного Писания, которое отнюдь не лежит на поверхности, было признано делом искусного толкователя. Именно в сфере истолкования рождались основные вопросы христианской мысли, двигавшие вперед развитие философско-богословской литературы. Методы экзегезы (герменевтической практики в отношении сакрального текста) разрабатывались в рамках высших исследовательских институтов — они назывались просто школами, но включали в свои программы universitas studiorum античного мира. Одна из таких школа именно Антиохийская, будет находиться в центре нашего рассмотрения.
Определение Антиохийской школы как института представляет собой отдельную научную проблему. Говоря об Антиохийской школе, — писал выдающийся историк раннего христианства Афон Гарнак, — мы подразумеваем не такое научное учреждение, которое, обладая преемственностью, в последовательной смене учителей становится организованным центром и хранителем целого направления ученой мысли, — что вполне можно сказать, например, об Александрийской катехетической школе в период ее расцвета, — но подразумеваем тоже, что и об Александрийской школе в начальный период ее существования особое теологическое направление, заданное посредством научного влияния выдающихся учителей в жизни Церкви, главным центром и почвой для которого в сирийских городах империи стала в особенности эллино-сирийская Церковь»2.
Мы полагаем, что дефиниция Гарнака, с учетом наших современных знаний о характере Антиохийской школы, вполне может быть признана адекватной. Как будет видно в дальнейшем, инсти­
туционализация школы происходила медленнее, чем теоретическое оформление метода, ее прославившего. Но это не значит, что последний был продуктом полностью свободного творчества теологов, на что Гарнак, естественно, намекает как протестантский апологет. Сегодня достаточно ясно, что антиохийское движение философско-богословской мысли обладало своей внутренней Святитель Иоанн Златоуст Сокровище Божественных Писаний. МС. В. 1. Leipzig, 1896. S. 592.

13
От автора
структурой, оформившейся в рамках местной аскетической традиции — второй по масштабу в христианском мире после Египта.
Исторически антиохийцы впервые заложили основания для развития библейской критики, стой оговоркой, что для них это занятие было не отвлеченной филологической штудией, но стихией жизни. В характере антиохийской экзегезы было систематическое применение грамматико-исторического метода к тексту Библии. Созданный грамматистами эпохи эллинизма в столице образованности — Александрии для выработки канона древнегреческой литературы, этот метод раньше обычно не применялся к сакральным книгам. Для религиозных преданий в той же Александрии философами и поэтами был разработан другой метод, аллегорический, который отождествлялся с почтением к мифу
(0£Q a7T £La Но антиохийцы не могли представлять Библию мифом ибо лее того, к аллегорезе относились подозрительно именно из-за ее языческого происхождения. Они (в лице св. Евстафия Антиохийского, св. Лукиана Антиохийского и Диодора Тарсского) вступили в заочную полемику с крупнейшим христианским мыслителем и экзегетом III в. по Р.Х. Оригеном Александрийскими выработали такие приемы интерпретации Священного Писания, которые их критики называли буквалистскими, а ученики — соответствующими собственному смыслу слов».
Была ли антиохийская герменевтика новым искусством, или она явилась прямой наследницей ближневосточной культуры с ее библейским профетизмом? Как соотносятся друг с другом аллегория, излюбленная в эллинистическом мире, и притча, представляющая неотъемлемую часть восточной традиции Какое влияние оказал метод, разработанный противниками александринизма, на православное богословие и гетеродоксальные движения в эпоху патристики Эти и многие другие вопросы освещены в учебном пособии Гурьев П.В.
Феодор, епископ Мопсуестский. МС Цель и задачи спецкурса Традиция философско-богословской рефлексии, развивавшаяся в разное время в разных городах Ближнего Востока, единая по своим культурным предпосылкам, но исторически многообразная, обозначается по крупнейшему центру своего ареала как Антиохийская школа. Представить ее в качестве широкого философско-богословскогонаправления — цель новая и требующая веских обоснований. Если в истории богословской науки сирийские христианские училища, процветавшие в Антиохии, Эдессе и
Низибисе, всегда признавались важной темой для изучения, хотя бы просто как оппозиция мощному течению александрийской мысли, тов истории философии эта деятельность оставалась почти совершенно незамеченной, ив в. Эрнест Ренан, выражая в целом мнение своих современников, безапелляционно заявлял, что отличительной чертой характера сирийцев является нечто иное, как «посредственность».
Однако с наступлением герменевтического поворота в современной
1
уманитарной науке и философии ситуация начала кардинально меняться. В новооткрытых текстах крупнейшего система­
тизатора антиохийского метода интерпретации Библии Диодора
Тарсского исследователи находят, пусть ив зачаточном состоянии, целое множество идей, которые разделяются современными учеными. Тем не менее до сих пор отсутствует целостная концепция развития философских элементов «антиохийства» в их связи с элементами богословскими, равно как и согласие относительно места этих идей в общей истории христианской мысли.
Оформлению подобного рода концепций обычно способствует прикладная, дидактическая работа с исходным материалом. В связи с этим целью представляемого в этой книге курса лекций является систематизация знаний об Антиохийской школе, на

Zaharopoulos D. Z. Theodore of Mopsuestia on the Bible. A Study of His
Old Testament Exegesis. N. Y., 1989. P. 7.
15
Цель и задачи спецкурса
основе которых выстраивается ряд концептуальных положений, имеющих для истории философской мысли важное теоретическое значение.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи адекватно представить историческую ситуацию и культурную среду возникновения Антиохийской школы выявить закономерности ее развития в рамках становления догматики Вселенских Соборов прояснить вопросы, связанные с противостоянием Антиохийской и Александрийской школ по ряду общезначимых для христианства вопросов реконструировать учение древнейших представителей Антиохийской школы св. Лукиана, св. Евстафия, Диодора Тарсского;
■ раскрыть философско-богословское содержание трудов как признанных учителей православия в антиохийском округе св. Иоанна Златоуста, преп. Ефрема Сирина, бл. Феодорита
Кирского, таки отвергнутых Церковью авторитетных писателей Павла Самосатского, Евсевия Никомидийского, Феодора Моп- суэстийского, Нестория, Севира Антиохийского установить влияние Антиохийской школы на духовную традицию христианского Востока.
Общая продолжительность курса — 1 семестр (18 лекций и
9 семинаров. В целях действительного усвоения студентами теоретического курса, практические занятия будут включать в себя работу над прецедентами патристической экзегезы ветхозаветного текста и евангельских притчей, над произведениями восточной притчевой культуры, включая практикумы по антиохийскому методу герменевтики, требующему овладения приемами грамматической, исторической и теоретической (от Geopia — умозрение) интерпретации. Не исключается и такая форма отчетности, как перевод учащимися статей по теме курса с английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, голландского и скандинавских языков.
При составлении пособия автор опирался, по мере возможности, нате источники, которые доступны студентам на русском языке. Также в целях ясности названия трудов древних авторов даются не на латыни, как принято в специальной литературе, а на русском и без сокращений
Раздел I
АНТИОХИЯ -
СТОЛИЦА
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО
ВОСТОКА
Лекция 1
ХАРАКТЕР
КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
СТОЛИЦЫ СЕЛЕВКИДОВ
^/^нтиохия на реке Оронте (совр. Антакья в Турции) была одним из феноменов глобального переворота в античном мире, произведенного во второй половине
IV в. до Р.Х. Александром Македонским. Перехватив упер сидских царей наступательную стратегическую инициативу, Александр впервые и за ничтожный срок сделал эллинов народом, создающим новые империи на месте старых. Завоеватель, провозглашенный современниками не только царем, но и богом, умер внезапно в зените славы в 323 г, оставив огромное наследство своим диадохам. Один из них,
Селевк
по прозванию Никатор (грея Победитель, царствовал с 305 по 281 г. до Р.Х.), сатрап Вавилонии, после битвы при
Ипсе в 301 г. утвердил свое владычество над Месопотамией и Сирией. Селевк основал до 70 городов с греко-македонским населением. В 300 г. до Р.Х., построив по регулярному плану большой город в сердце Сирии, он назвал его по имени своего отца, знатного македонянина Антиоха, и заселил жителями разрушенной им Антигонии2.
Вскоре Антиохия, ставшая одной из столиц державы Се- левкидов, вступила в соперничество с крупнейшим городом на греческом Востоке — Александрией Египетской, которая была основана самим Александром Македонским, намеревавшимся сделать ее своей резиденцией в 332 г, и была главным городом империи Птолемеев. Египетские цари также происходили от могущественного диадоха. Владея древней * Греч. 6id6oxo<; преемник, наследник Под таким названием остались в истории полководцы Александра Македонского, которых он сделал сатрапами (наместниками) завоеванных территорий Антиохия // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. II. МС Раздел I.

Антиохия - столица эллинистического Востока шим централизованным государством мира, они смогли воспользоваться всеми преимуществами устоявшегося в течение тысячелетий государственного аппарата например, сборы налогов производились по системе, созданной еще фараонами. Александрия процветала, имея удобную гавань и хлебородные провинции, а уровень культуры в ней достиг такой образцовой высоты, что новая эпоха, называемая эллинистической, носит также неоспоримое название «алек­
сандрийской».
Две мировые монархии постоянно вели между собой войны за обладание восточным побережьем Средиземного моря и Палестиной. Впоследствии обе они вошли в состав Римской империи, но прежде историческое противостояние разрешилось в пользу сирийских владык, проявивших больше упорства и энергии в достижении своих целей. Как представляется, это существенно для понимания сходства и различий в менталитете обеих эллинистических культур. В отличие от своей могущественной соперницы, Антиохия Сирийская не имела морского порта, Мусейона1*, равного александрийскому, и величайшего в мире собрания рукописей, которым славилась Александрийская библиотека в свои лучшие времена хранившая до 600 тыс. свитков. Столица Селевкидов, будучи большими славившимся своей красотой городом, не стала сколько-нибудь заметным научным центром. В первую очередь этот факт следует, видимо, объяснять личными качествами правителей этого царства, которые, в отличие от первых Птолемеев, не проявляли большого интереса к науке»2.
Но вместе стем Антиохия была центром континентальной восточной монархии повелителей Азии, а потому, подобно Александрии, средоточием скорее потребителей, чем производителей, в котором расцветала интеллекту Греч. доел, святилище Муз — научная академия и одновременно центр подготовки кадров, подобный университету, основанный

Птолемеем I Лагом Рожанский И Д . История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. МС
Моммзен Т История Рима. Т. 5. СПб., 1999. С. 335.
20
Лекция 1.
Культура столицы Селевкидов альная культура с очевидным гуманитарным уклоном. Гуманитарные науки в период эллинизма были тесно связаны с искусством управления. Поэтому существенно отметить, что характер администрирования в державе Селевкидов был более динамичным. Не в малой степени это объясняется и преимущественной ориентацией правительства на континентальные пространства с развитой в течение тысячелетий инфраструктурой.
Как можно заметить и по археологическим данными по отзывам современников, в обеих столицах процветало искусство с характерной для эллинизма помпезностью и страстью к увеселениям, которым была подчинена и религия. Причем если Птолемеи создали государственный культ на основе греко-египетского синкретизма, в центре которого был бог Серапис, то Селевкиды, придерживаясь культурной политики строгой эллинизации, считали своим покровителем бога искусств и наук Аполлона. На расстоянии пяти миль от Антиохии, — писал английский историк Э. Гиббон, — македонские цари Сирии посвятили Аполлону одно из самых привлекательных мест благочестия в языческом мире. Был воздвигнут великолепный храм в честь бога света, а его колоссальная фигура почти совершенно наполняла обширное святилище, блестевшее золотом и драгоценными каменьями и украшенное произведениями греческих художников. Из Кастальского источника Дафны вытекал поток пророчеств, соперничавших по своей достоверности и знаменитости с предсказаниями Дельфийского оракула. Гиббон добавляет, что Дафна была местом любовных уве­
селений, поэтому в позднейшее время заодно посещение этого центра языческого благочестия подлежали обязательному увольнению римские легионеры.
Несмотря на величие достижений греческой инженерной и архитектурной мысли, — в этот период возникли такие чудеса света, как Александрийский маяки колосс Родосский, — население покоренной Азии в значительной своей части относилось к культуре завоевателей холодно Гиббон Э История упадка и разрушения Римской империи. Т. 2. СПб.,
1997. С. 371-372.
21
Раздел I.
Антиохия — столица эллинистического Востока
Неудача цивилизаторских усилий Селевкидов сама по себе была важным историческим прецедентом. В связи с этим имеет смысл заметить, что новые города, подобные Антио­
хии и Александрии, основывались для того, чтобы придать опору македонской власти на чужих землях, превосходивших Элладу древностью и не уступавших ей в культурном развитии. Смешанное население этих городов говорило на греческом языке, а туземные языки вокруг них по логике вещей должны были приходить в упадок. Нов отличие от египетской национальной письменности, которая умерла постепенно с исчезновением египетских мистерий и получила второе рождение лишь при помощи заимствованного у греков алфавита, сирийская литература продолжила свое существование в соседстве с новыми культурными течениями, несмотря даже на то, что в Антиохии не поощрялось изучение сирийского языка»1.
Возможно, первой причиной этому было то, что арамейское письмо не было иератическими его сохранение не стояло в прямой зависимости от образованности жреческого сословия, неуклонно понижавшейся в Египте. Кроме того, в конце старой эры на арамейском языке говорили многие из тех, кто чтил еврейских пророков. На этом языке создавались
«таргумы» (библейские переводы — комментарии с древнееврейского. Попытки Селевкидов сломить национальные традиции, в том числе ликвидировать храмовый культ Яхве в Иерусалиме, встретили масштабное сопротивление и привели в 165 г. до Р.Х. к восстанию Маккавеев, освободивших Иудею от греческой власти. Таким образом, унифицирующая культурная политика греко-сирийских царей не имела решительного успеха, что предопределило судьбу Сирии намного веков вперед. Если в Александрии была предпринята спорная попытка всеобъемлющего синтеза религий и миро­
воззрений, в результате чего возник феномен эклектизма Антиохия // Православная энциклопедия. Т. II. МС Эклектизм (от греч. ёкАЁуы избираю лучшее — название философского направления, возникшего в Александрии в I в. до Р.Х. и ставившего своей
целью объединение философских школ классической Античности на основе
устранения разногласий между ними
Лекция 1.
Культура столицы Селевкидов тов Антиохии такая задача не была даже поставлена. Город в культурном плане остался чуждым островом среди враждебного моря автохтонных народов.
Разумеется, это не помешало сирийской столице процветать экономически благодаря караванным путям, сходившимся здесь, щедрому меценатству своих властителей и постоянному росту населения. Когда Сирия, завоеванная
Помпеем в 62 г. до Р.Х., стала римской провинцией, Анти­
охия приобрела статус резиденции наместника. К началу новой эры она была большим шумным городом (до 800 тыс. жителей, третьим по величине после Рима и Александрии, с предместьем, школами, базарами, банями. Пятую часть жителей Антиохии составляли рабы. Представьте себе поселение, — пишет современный исследователь, — раскинувшееся между рекой Оронт и склонами Сильпия; через город пролегала широкая, длиной четыре километра, главная улица, бесчисленные улочки вились по холмам, вдоль ущелий, горных потоков, поражало обилие садов. Здесь процветали не столько философские, сколько риторические школы, а в Берите (Бейруте) была основана знаменитая юридическая академия, в которой изучалось римское право. Прагматический ум сирийских греков ценил Аристотеля и предпочитал его Платону.
Последнему обстоятельству часто приписывается решающее значение в формировании антиохийского метода герменевтики в пределах христианской философской мысли проводится даже противопоставление александрийского и антиохийского типов мышления как философского и риторического, так как именно Аристотель заложил основы классического ораторского искусства, востребованность которого в этот период, — как объясняет и Цицерон, — была связана с развитием и усложнением юридической системы. В дальнейшем, в византийский период См

Курбатов ГА Ран н ев и зан т и й ск и е портреты. К истории
общественно-политической мысли. Л 1991. С. 71.
2 Деко А Апостол Павел / ЖЗЛ. МС Раздел I.
Антиохия - столица эллинистического Востока
«абсолютизм императоров и трудности управления, с которыми он сталкивался, а также привилегии, которые он умножали новое положение дел в связи с признанием христианства, его требования и противостояние с язычеством, обусловили постепенную трансформацию права. Большое количество противоречащих друг другу эдиктов сделали юриспруденцию запутанной. Известные школы права в Берите, которую император Юстиниан именовал "кормилицей закона, в Александрии, Кесарии, Афинах) были очень востребованы. В XIX в. аристотелистские аллюзии в антиохийстве искали такие авторитетные ученые, как Афон
Гарнак и X. Кин.
Следует заметить, однако, что именно у Стагирита обнаруживаются и первые упоминания физической аллегоре- зы, которая преобладала вначале александрийского периода. Древние, — писал Аристотель, — жившие задолго до теперешнего поколения и впервые занявшиеся теологией, держались именно таких взглядов относительно природы Океана и Тефиду они сделали источниками возникновения всего и клятвою богов стала у них вода, а именно Стикс, как они его назвали ибо почтеннее всего — самое старое, а клятва — это самое почтенное (Метафизика, 984 а. Данный фрагмент Первой философии дает редкий для своего времени образец аллегорического мышления в духе Гераклита
Понтийского.
Другой вопрос можно ли использовать Метафизику или Топику для исследования влияний перипатетиз­
ма на христианскую философскую герменевтику IV в. по
Р.Х.? Современные исследования заставляют основательно сомневаться в этом. Логика и Риторика, — пишет Нэш, — единственные разделы философской системы Аристотеля, которые оказали сколько-нибудь существенное влияние на Церковь. Причины этого следует искать в далеком прошлом. Именно "Логику" Аристотеля усиленно изучали представители стоицизма. Тоже самое касается неоплато­
ников, за исключением Плотина. Порфирий сделал себе

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом