Главная страница

Саврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 4.25 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер4.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69017
страница3 из 20
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Harrent A. Les ecoles d'Antioche. Essai. Paris, 1898. P. 161,162.
24
Лекция 1.
Культура столицы Селевкидов имя на комментировании "Категорий. Эта книга широко изучалась ив христианской среде. Св. Григорий Назианзин, или Богослов, получивший образование в Афинах, имел ее своим руководством. Ее читали как учебник в риторической школе Антиохии, где Ливаний, учитель св. Иоанна Златоуста и Феодора Мопсуэстийского, был крупнейшей фигурой. "Логика" и "Риторика" перешли затем по наследству к Боэцию и Кассиодору, которые основали на них trivium средневекового университетского образования. Наконец, благодаря сирийцам "Логика" и "Риторика" вышли за пределы Империи арабы, принимая от них науку, восприняли эти части наследия Аристотеля — и только»1.
Важно также избегать аберрации, по которой влияние перипатетизма кажется относящимся уже к древнейшему периоду становления философии христианских мыслителей Антиохии. Подъем интереса в этом направлении особенно характеризует VI в. по Р.Х. и распространяется равным образом на Александрию (пример Иоанна Филопона). В 529 г. император Юстиниан постановил закрыть Афинскую философскую школу. Могло показаться, что Запад решительно порвал с влиянием греческого философского умозрения. Однако с этого момента греческая мысль стала расширять свое влияние на Востоке фактически она начала то возвращение, которое в XIII в. при посредстве сирийских, арабских и еврейских философов должно было привнести на Запад философскую мысль Аристотеля и неоплатоников. В самом деле, эллинистическое умозрение способствовало проникновению христианской религии в Месопотамию и Сирию. Необходимость для обращенных в христианство сирийцев изучать греческий язык, чтобы читать Ветхий и Новый Заветы и писания отцов Церкви, дала им также возможность постичь основы греческой науки и философии. Таким образом, там, где преподавали теологию, учили также философии. »2
1
Nash H.S. The Exegesis of the School of Antioch. A Criticism of the Hypo­
thesis that Aristotelianism was a Main Cause in Its Genesis // Journal of Biblical
Literature. V. 11. Boston, 1892. P. 36.
2
Жильсон Э Философия в Средние века. МС Раздел I.
Антиохия — столица эллинистического Востока
Действительно, влияние традиции ораторских школ заметно в приемах речи, с помощью которых сирийцы могли отдать предпочтение языку метафоры перед языком аллегории. Однако само это предпочтение не объясняется идеологией риторства, потому что такой идеологии просто не было. Говорить о торжестве одного из вышеназванных типов мышления над другим было бы также неосновательно, как и сравнивать инструмент с ремесленником. Поэтому мы должны, предвосхищая некоторые темы этой книги, обратить внимание на то, что философия, несомненно, занимала свою законную нишу в эллинистическом дискурсе антио­
хийца. Но эта философия, в том числе ив своей преобладающей перипатетической части, строго подчинялась другим уровням бытия практическому — в мышлении язычника, духовному — в мышлении христианина.
Прекрасную характеристику эллинизму дал известный британский исследователь Эдвин Хатч:
Это была эпоха, пропитанная культурой, иона по необходимости давала всем идеям, которые она впитывала в себя, культурную итак сказать, схоластическую форму. Это была эпоха великой литературной активности, гордившаяся своими древними памятниками и посвящавшая значительную часть своей деятельности попыткам интерпретировать их и подражать им. Это была эпоха, в которую метафизические концепции заняли примерно такое же место в обществе, какое заняли естественные науки в нашу эпоху и как мы стремимся рассмотреть предметы внешнего мира в их химических и физических отношениях, так существовала тогда, можно сказать, химия и физика идей. Это была эпоха, когда этические силы человеческой природы с беспрецедентной настойчивостью вступали в борьбу против деградации современного общества и религии, а порождением этической потребности становился идеал следования Богу, и вопрос о том, существует ли искусство жить, решался путем практического осуществления самодисциплины. Это была эпоха, когда люди ощущали Бога, и ощущали не напрасно, когда человеческие идеи стекались из области эти
Лекция 1.
Культура столицы Селевкидов ки, физики, метафизики, из глубин морального сознания и с заоблачных высот поэтических грез на одно обширное пространство, чтобы единогласно провозгласить, что существует немного богов, а Единый Бог, одна Первопричина, Которой все сотворено, один моральный Правитель, промышляющий всех Своих созданиях, одно Высшее Бытие бесконечной силы, мудрости и благости. Это была эпоха, когда верования, за столетия до того порожденные древними религиями, явились в новых формах богослужения и концепциях того, что требует Бог от служащего Ему когда древний анимализм перешел в мистицизма мистицизм был приготовлением души к духовной религии грядущего времени1.
Централизация азиатских владений Римской империи еще более способствовала развитию города. Хорошее описание Антиохии этого времени дает в своей лекции дореволюционный отечественный патролог проф. АИ. Сагарда: Сюда стекались люди со всех стран мира одни для того, чтобы променять свои маленькие отечественные города на крупный культурный центр, других гнали торговые интересы одни приходили сюда показать свои искусства, другие поучиться. [...] На антиохийском рынке можно было изучать представителей всех стран Римского государства. Вместе с массами народа, которых в Антиохию привлекали разнородные интересы, столица Римской Азии делалась притоном пороков всех стран, и на этом фоне нравственной беспорядочности кричаще заявляло о себе социальное неравенство — резкая разница между бесчисленным богатством одних и бедностью других»2.
Именно в таком городе выросла в I в. по Р.Х. сильная христианская община дееписатель апостольской Церкви евангелист Лука сообщает важную деталь Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (Деян. 11, 26). Вероятно, это имя они восприняли для того, чтобы отличить себя от множества процветавших там культов — иудейских

Hatch Е The Influence of Greek Ideas on Christianity. N.Y., 1957. P. 13,14.
2
Сагарда НИ, Сагарда АИ Полный курс лекций по патрологии. СПб.,
2004. С. 987.
27
Раздел I.
Антиохия - столица эллинистического Востока языческих и синкретистских. Борьба с язычеством, проявлявшаяся в самом образе жизни последователей Христа, велась именно там, где блеск и нищету языческого мира можно было созерцать во всей полноте. Неслучайно именно в Дафне предпринял одну из знаменитых своих попыток возродить почитание богов император Юлиан Отступника святилище в ливанском городе Баальбек (I—III вв. по Р.Х.) считается последним криком уходящей культуры.
Антиохия христианского времени представляла собой контрастную картину, типичную для мегаполиса ее живописал в своих проповедях св. Иоанн Златоуст, выставляя на вид пороки антиохийцев: легкомыслие, религиозную всеядность и скупость. Богословская школа между тем продолжала развиваться и ее филиалы как очаги аскетической учености появлялись в разных городах Сирии. В 538 г. Антиохия была разрушена персидским царем Хосровом II и, восстановленная Юстинианом, уже никогда не достигала прежних масштабов. Арабские завоеватели взяли ее в 637 г. Но богословская традиция сохранилась ив дальнейшем, о чем свидетельствуют сочинения св. Иоанна Дамаскина (VIII в, написавшего первое систематическое изложение православной догматики.
Характер Антиохии как города преимущественно греческого и судьба Антиохийской школы как образовательного и научного института для всей Сирии (сфера его влияния включала в себя также Персию) предопределили ту внутреннюю противоречивость, которая составляет отличительную особенность философско-богословского направления, в общем называемого антиохийским. Этнический, социальный, политический антагонизм греков и автохтонных народов не был, конечно, источником новых философских и богословских идейно он оказывал влияние на то Мы не придерживаемся в этом вопросе социального детерминизма, откровенно выраженного в наше время Р. Коллинзом: Нам нужно
научиться видеть сквозь личности, вплести их в сеть процессов, которые
ввели этих индивидов как исторические фигуры вкруг нашего внимания»
(Коллинз Р Социология философий. Новосибирск, 2002. С. 49). Мы полагаем, что личность иногда является источником новых идей, а не только
их проводником
Лекция 1.
Культура столицы Селевкидов как распределялись их сторонники в различных социальных средах.
Мы увидим в дальнейшем, что шествие по пути антагонизма толкало некоторых мыслителей на неоправданные сточки зрения ранее принятой методологии догматические шаги, равно как и стремление достичь компромисса — к затемнению ранее очевидных вопросов об истине. Но дух истории принадлежал тем, кто смог полностью осознать вечное значение этих вопросов и вообще изъять их из политического обращения, предоставив судить о них соборному разуму Вселенской Церкви
Раздел I.
Антиохия — столица эллинистического Востока
Вопросы к семинарским занятиям Предпосылки развития Антиохии как мирового центра культуры Научные дисциплины, получившие здесь историческое преимущество Какой характер имело соперничество между Антиохией и Александрией В каком отношении находились греческий и сирийский элементы антиохийской культуры Изложите общее представление о религиозности эпохи эллинизма.
Темы докладов и творческих работ. Культурное значение завоеваний Александра Македонского на Ближнем Востоке. Научные центры римского времени в Антиохии и ее окрестностях. Развитие христианства в Антиохии: древнейшие свидетельства. Литература на сирийском языке в культурной истории Византии. Языческие культы поздней Римской империи в Дафне и
Баальбеке.
Лекция 2
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ХРИСТИАНСТВА
В СИРИЙСКОМ РЕГИОНЕ
Основателем христианской Церкви в Антиохии Предание недвусмысленно называет апостола Петра. Это обстоятельство немаловажно для понимания истоков сирийского христианства, так как апостолу Петру первоначально достался жребий идти к обрезанным (Гал. 2,9), тек иудеям. Известно также, что ревностный фарисей Савл, будущий апостол Павел, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению о воскресении Христа, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему Савл, Савл! что ты гонишь Меня Он сказал кто Ты, Господи Господь же сказал Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9,1-5). Именно в Дамаске Савл принял крещение и начал впервые проповедовать явившегося ему Христа Спасителя.
Итак, Сирия в I в. по Р.Х. была регионом распространения христианства среди евреев диаспоры, или так называемого иудео-христианства1*; отсюда, и обилие в ней христианских сект с преобладающим иудейским элементом эвионитов, элкесаитов и других. Однако миссия святых апостолов среди Иудео-христианство. Термин является спорным, так как в устах некоторых исследователей предполагает изначальную гетерогенность христианства, что неверно. Вместе стем он восходит к реалиям Иерусалимской

Церкви I в. по Р.Х., члены которой продолжали соблюдать ветхозаветный
закон. Попытку реконструкции разных течений, обозначаемых этим именем, предпринял Ж. Даньелу
(Danielou J. The Theology of Jewish Christianity /
Translated by J.A. Baker. London, 1964).
31
Раздел I.
Антиохия — столица эллинистического Востока язычников имела Сирию своим отправным пунктом. Отсюда был послан на проповедь апостол Павел здесь пострадала первая христианская мученица, святая равноапостольная Фекла (или Текла, житие которой тесно связано с житием Апостола здесь и сам апостол Петр, на виду множества евреев, ел вместе с язычниками, но затем стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных, и был обличен апостолом Павлом в своей непоследовательности (Гал. Смешанный характер антиохийского христианства, включавшего в себя еврейский, сирийский, персидский и греческий элементы, уподоблял его христианству александрийскому. Как из Александрии вера уже вскоре проникла в Фиваиду, Нубию и Эфиопию, так из Антиохии она стала распространяться на территории Армении, Персии, а затем и по берегам Инда. Нелишне будет заметить, что связи между Индией и восточным побережьем Африки в древности были очень тесными в согласии с этим фактом церковное Предание называет св. Фому Апостолом как Эфиопии, таки Индии, а наряду сними также Парфии. Достоверно известно, что сирийская церковная литература переводилась на пехлеви. В Армению христианство пришло из Каппадокии, но армянская литургия переведена с сирийского.
Однако есть и существенные различия между двумя типами христианской миссии александрийскими антиохийским. Египетская столица, как мы уже говорили, была началом синтеза и смешения, господствуя, подобно Риму на Западе, над большими пространствами, где не было города, ей равного. Антиохия жене имела на Ближнем Востоке ни культурной монополии, ни научного метода для интеграции всех разрозненных частей Азии, стремительно становившейся христианской. Центры церковной жизни возникали здесь и там в древних городах Дамаске, Эдессе, Апамее, Берите,
Низибисе.
Впрочем, несмотря на то, что Антиохия не имела исключительного влияния на христианскую жизнь Сирии, она все
Св. Фекла родилась в Иконии, пришла в Антиохию за своим учителем
апостолом Павлом и здесь была казнена ныне центр ее почитания — монастырь Маалюля в Сирии
Лекция 2.
Христианство в сирийском регионе же была митрополией, те. главным духовным центром. Вовремя Вселенского Собора в Никее (325) город был назван в числе четырех главных апостольских престолов наряду с Римом, Иерусалимом и Александрией.
В самой Антиохии нередко проходили соборы, что позволяет судить о том, как чутко реагировала местная Церковь на все возникавшие в христианском богословии вопросы. Так, в 265 г. здесь был низложен антиохийский епископ Павел, обвиненный в ереси «монархианства»1*. В 324 г. собор, проходивший под председательством Осии Кордубского, подтвердил прещение Александра, епископа Александрийского, в отношении Ария однако в 327 г. ариане созвали в
Антиохии свой собор, на котором осудили Символ веры, принятый в Никее. В 424 г. здесь было официально отвергнуто учение Пелагия о спасении человека без помощи благодати. О реакции Антиохийской Церкви на полемику св. Кирилла Александрийского с Константинопольским Патриархом Несторием, учеником Антиохийской школы, а также о ее позиции после Халкидонского Собора нужно будет сказать отдельно.
Большое значение для развития самопонимания христиан имела та борьба, которую вела Церковь против гностицизма. Показательно уже то, что один из главных гностических учителей, Вардесан (154-222), считается первым христианским писателем-сирийцем. Литературная активность гностиков ив других регионах опережала труды церковных апологетов, которые обычно являлись как реакция на новое учение. Евсевий Кесарийский (IV в. по Р.Х.) объясняет это так Когда не осталось в живых никого из апостолов, они решили открыто противопоставить проповеди Истины свое
Монархиане отрицали Святую Троицу, исповедуя единого (Бога и представляя Иисуса Христа либо другой формой Божества (мода-
лизм), либо приемным Сыном, те. человеком, в котором «действовало»
Слово Божие (динамизм. Епископ Антиохийской Церкви Павел, родом
из Самосаты на Евфрате, явился основателем второго течения, тем самым
предвосхитив антиохийскую тенденцию разделять Иисуса на два лица:
Божественное и человеческое. В патрологии встречается также понятие
«ортодоксальное монархианство» — учение о нераздельном единстве Лиц
Святой Троицы (св. Ириней Лионский
Раздел I.
Антиохия - столица эллинистического Востока лжеименное знание (\|>£u&covu|ao<; yvoxju;)» Церковная история, III. 7). Антиохийцем был Сатурнин, ученик Менандра; основатель александрийского гностицизма Василид также происходил из Сирии.
Большое распространение на территории Ближнего Востока, впрочем, как и всего Средиземноморья, получило манихейство, вышедшее из недр Ирана. Мани, сын парфянского князя, родился в 216 г. и был убит после 273 г. зороастрийца- ми. Его радикальный дуализм стал одним из примеров обостренного восприятия трагической разорванности мира.
Но наиболее влиятельным сирийским гностиком был
Вардесан. Много путешествовавший по Востоку, он изучил индийскую философию и пытался синтезировать ее с христианством и зороастризмом на основе халдейской астрологии. Последняя применялась им в интерпретации первой главы книги Бытия, что говорит об использовании аллегоре- зы. Возможно, именно вардесаниты вызвали то подозрение к аллегориям, которое надолго закрепилось у сирийских ортодоксов. Сам Вардесан излагал свое учение в песнях против Маркиона**. В отличие от последнего, Вардесан признавал единство бытия как иерархии Эонов, но также впадал в дуализм, объясняя происхождение зла материальными причинами. Современные оценки Вардесана отражают сложность его доктрины согласно одной из них, он не был ни гностиком, ни христианином, при его любви к астрологии, ни еретиком-гуманистом, каким хотели бы некоторые видеть его. Кем же он был, на этот вопрос нет однозначного ответа. Но принимая во внимание, что ортодоксальная традиция называла гностиками неопределенное движение, а определенное настроение ума, выраженное в непо­
1* Маркион (II в. по Р.Х.), также гностик, считал Иисуса пророком Благого Бога, противоположного Богу Ветхого Завета, и аргументировал свое
учение на основе интерпретации Посланий апостола Павла Дуализм — общая черта всех гностических учений, делавшая их
еретическими в глазах отцов Церкви различает в бытии доброе и злое
начала, каждое из которых возникло непроизвольно и потому является
извечной метафизической данностью
Halleux A. de. // Museon 81 [1968]. P. 274.
34
Лекция 2.
Христианство в сирийском регионе слушании соборному разуму Церкви, считать Вардесана представителем гностицизма все же вполне уместно.
Как обоснованно замечает Э. Хатч, формирование соборного критерия христианской догматики было напрямую обусловлено вызовом гностицизма. Первоначально в терминологии христиан верой (тгитти;) называлось в собственном смысле то, что выражал крещальный Символ. В борьбе с гностицизмом вера стала означать то, что исповедует кафолическая (единая, соборная) Церковь. Если гностики основывались на Предании о томили другом апостоле, то кафолические христиане — на согласии апостолов. Их традиция не была традицией Петра или Иакова, но двенадцати апостолов. Пюпс; была апоотоАасг), что означало единую и неделимую традицию»3.
Основным оружием гностиков были апокрифы — подложные тексты Нового Завета, выработанные в лабораториях эзотерической философской мысли. Представители ортодоксальной традиции противопоставляли им свое оружие — канонические тексты, тщательно сберегавшиеся Вселенской Церковью. Во второй половине II в. по Р.Х. апологет Татиан, известный ученик святого мученика Иустина Философа, составил в Эдессе «Диатессарон», единый текст из параллельных мест четырех Евангелий. Хотя этот опыт был в дальнейшем признан неудачным, он представляет собой знаковую попытку защитить христианство с помощью экзегезы: ибо самоопределение параллелей было делом экзегетическим.
Но решающая роль в поражении гностицизма на Востоке принадлежала монашеству. Вокруг Антиохии в гористых и пустынных местах жили отшельники, ас в. по Р.Х. — развивались монастыри. Эти общины, члены которых считали добровольную нищету и воздержание залогом успеха их аскетических усилий, былине только православными, но Никто да не обольщает вас, — предупреждал учеников апостол Павел самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом