Главная страница

Саврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 4.25 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер4.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69017
страница4 из 20
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо
и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2 ,1 8 -1 9 ).
2 Hatch Е The Influence of Greek Ideas on Christianity. N.Y., 1957. P. 314,315.
3 Ibid. P. 317.
35
Раздел I.
Антиохия — столица эллинистического Востока также иудео-христианскими и гностическими. Однако, как ив Египте, монашество в Сирии приобрело многочисленность именно как ортодоксальное движение. Историю этого движения запечатлел блаженный Феодорит Кирский, назвав ее Историей боголюбцев».
«Постом и беспрестанным бодрствованием усыпив страсти и укротив их порывы, они заставили тело примириться с душой и прекратили врожденную борьбу между ними, — писал агиограф История боголюбцев
, предисл, 5), указывая на деятельный и созерцательный аспекты христианского подвига, ведущего человека к интеграции всех естественных сил и достижению единства и целостности. Далее он сравнивал тело человека с городом, стены которого — чувства, укрепленные заповедями, — надежно ограждают душу от бесов, если подчинены уму. Таким образом, гностическое рассечение духа и тела заменялось противопоставлением Божией благодати внутреннему изменнику — нечистому помыслу, борьба с которым составляет существо иноческого делания.
Сирийские монастыри, «аскетерии»1*, стали первыми христианскими школами в этом регионе. Самоназвание Антиохийской школы, вероятно, связано не столько с городом
Антиохией, сколько с монастырями, которые располагались в окрестных горах, так как территория Антиохии охватывала не только город, но и большую область вокруг него, управляемую из города, поскольку все земли на севере Сирии были приписаны к городам. Из этих монастырей уже в IV в. по
Р.Х. выходили великие христианские ученые точные экзе­
геты, победоносные апологеты, многосведущие борцы против иудейства и язычества, блестящие церковные ораторы, строгие подвижники и суровые аскеты. Существенной чертой образования, которое давала пустыня, было то, что в нем нравственное становление личности не отделялось от книжного учения. Но подробнее об организации этих аскетических школ в безмолвных пустынях нужно будет сказать отдельно Греч. daKT]TT]QLOV — букв, место аскезы» или упражнения

Liebschuetz J. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman
Empire. Oxford, Clarendon, 1972. P. 40.
3
Глубоковский Н.Н. Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1. МС Лекция 2. Христианство в сирийском регионе
Вопросы к семинарским занятиям Почему иудейские общины были первыми объектами христианской проповеди Влияние гностицизма на оформление ортодоксального вероучения Что такое «Диатессарон»?
■ Когда, согласно Евсевию Кесарийскому, начал широко распространяться «\[)eu5covu|aog yvcoaig»?
■ Охарактеризуйте религиозно-учительную деятельность Вар- десана и Мани Насколько полным было влияние Антиохии на религиозную жизнь Сирии?
Темы докладов и творческих работ. Иудейская община в Антиохии I в. по Р.Х. и проповедь христианства в ней. Зарождение гностицизма на Ближнем Востоке. Участие Антиохии в решении спорных вопросов христианского вероучения. Основные направления сирийского гностицизма. Идейная борьба христианства и манихейства в Сирии в IV в. по Р.Х.
6. Историческая и культурная роль сирийского монашества
Раздел I.
Антиохия — столица эллинистического Востока
Литература к разделу
Источники
1. Блаженный Феодорит Кирский.
История боголюбцев. М,
1996.
2. Страбон. География. М, 1964.
3. Евсевий Памфил. Церковная история. М, 2001.
4. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М, Исследования. Антиохия // Советская Историческая Энциклопедия. Т. 1. М,
1961.
2. Антиохия // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. II. МС. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. Т. II. МС. Боннар А Греческая цивилизация. Т. 3. М, 1992.
5. Дройзен И.Г. История эллинизма. Т. 1. СПб., 1997-1999.
6. Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. СПб.,
2002
7. Моммзен Т История Рима. Т. 5. СПб., 1999.
8. Сидоров АИ Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М, 1998.
9. Смирнов СИ Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М, 2003.
10. Трофимова М.К Историко-философские вопросы гностицизма. М, 1979.
Раздел II
РАЗВИТИЕ
ХРИСТИАНСКИХ ШКОЛ
СИРИИ
Лекция 3
______________
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
АНТИОХИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Д а к отмечает выдающийся исследователь раннехристианской письменности АИ. Сагарда, если мы возведем Антиохийскую школу к Феофилу, то уже здесь будем в состоянии наблюдать некоторые черты, характерные для этой школы и ее экзегетического направления. Речь идет о епископе Феофиле, написавшем знаменитое в древности апологетическое сочинение Послание к Автолику в трех частях. Но, учитывая непрерывность церковной традиции в Антиохии, правильнее было бы начать речь с Игнатия, первого епископа Антиохийского. Святой Игнатий Богоносец был родом сириец слог его посланий. доказывает, что он не был природный грек. Жил он в царствование Траяна (98-117) и по кафедре был наследником апостолов Петра и Павла назван
«Богоносцем» (веофород) при жизни зато, что имел Христа в сердце. Игнатий был казнен за веру в Риме в 107 г. по Р.Х.
В этих немногих данных содержится важная для нас информация о том, что уже в самом начале сирийская Церковь имела национальный характер. Этот характер никогда не был исключительным, но был достаточно выраженным для того, чтобы придавать особенные черты местному богословию. Что касается посланий самого св. Игнатия Богонос­
ца, в них можно заметить, по крайней мере, одно говоря о Христе, он подчеркивает Его Божественные и человеческие свойства Есть только один врач, телесный и духовный, рож Сагарда АИ, Сидоров АИ .
Антиохийская богословская школа и ее представители // Ученые записки Российского православного университета.
Вып. 3. МС Писания мужей апостольских. МС Раздел II.
Христианские школы Сирии денный и нерожденный, Бог воплотив смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос Послание к ефесянам,
Послания св. Игнатия Богоносца просты и лишены философских рассуждений. Написанные же около 182 г. по Р.Х. послания св. Феофила, шестого епископа Антиохии, указывают на развитие христианской образованности в этом городе. Начиная речь к Автолику с вопроса о познаваемости Бога, он приводит популярную в Античности аналогию человека и мира Как душа в человеке невидима и незрима для людей, познается же через движения тела, таки Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий К Автолику, I. 5). Впервые в истории святоотеческой письменности он употребляет слово Троица —
«T qux<;» Тоже, без которого теперь уже нельзя представить веру, утвержденную Вселенскими Соборами IV в. по Р.Х.
Вероятно, в это время огласительную школу в Антио­
хии, как ив других городах, возглавлял епископ. Евсевий Кесарийский сообщает, что св. Феофил Антиохийский написал огласительные сочинения и превосходную книгу против Маркиона» Церковная история IV. 24). Как видно, борьба с гностицизмом была здесь органической частью проповеди и учения. Неизбежная ввиду остроты христологических вопросов, она пробуждала интерес к научным занятиям. Христология, которая ив дальнейшем будет занимать центральное место в антиохийском дискурсе, была поистине философско-богословской проблемой. Учение о Боге — Искупителе мира, о воплощенном Боге Слове всегда было предметом разногласий и камнем преткновения. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что написание Евангелия апостолом Иоанном Богословом было обусловлено распространением учения гностика Керинфа, отрицавшего Божество Бога Слова. Именно это Евангелие больно обличало и Огласительная школа (катехуменат) — курсы для готовящихся принять крещение в Древней Церкви
Лекция 3. Периодизация Антиохийской школы пресвитера Ария в IV в. по Р.Х., учившего о тварности Бога Слова и отрицавшего Его равенство и единосугцие Отцу»1.
Христологические вопросы ставились не только в связи с трудностью понимания внутренней Божественной жизни, открытой только святыми лишь под покровом символов, но ив связи с необходимостью сделать все выводы, в том числе антропологические, из идеи Воплощения Слова, первоначально воспринятой только интуитивно. Боги Человек водном лице как понять это, как объяснить Конечно, сами попытки объяснения приводили к нежелательным спорам но их невозможно было избежать ввиду расширения пространства христианской проповеди. Доказательства в этой борьбе идей черпались из общего источника — Библии2*.
Судя по текстам посланий, св. Феофил Антиохийский по образованию был грек. Но его менталитет имеет очевидные сирийские особенности. Так, объясняя гениальность античных поэтов и философов, он указывает натри различных источника их вдохновения воздействие злых духовных сил демонов, знакомство с Божественным Откровением протагонистов античной культуры и естественные начала познания, заложенные Творцом в разуме каждого человека.
Следующий предполагаемый глава школы, священно- мученик Серапион Антиохийский, занимавший кафедру после св. Феофила Антиохийского в 190-199 гг. по Р.Х., был автором исследования об одном апокрифе, так называемом Евангелии от Петра. Как установил св. Серапион, этот апокриф был написан маркионитами и содержал в себе идеи докетов. Епископ, в противоположность этим учениям, отстаивал реальность человеческой природы Христа и по

Симеон (Гаврилъчик), иером. О домостроительстве нашего спасения Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов Православной
Церкви) // Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей.
Вып. 1. Пермь, 2002. С. 109-128.
2* Феофил составил толкования Евангелий и Притчей Соломона
(Бл. Ие­
роним. О знаменитых мужах, 25).
3
Сагарда НИ, Сагарда АИ Полный курс лекций по патрологии. СПб.,
2004. С. 433.
4** Такую гипотезу выдвигали прежде иудей Филон Александрийский
и язычник Нумений Апамейский.
43
Раздел II.
Христианские школы Сирии телу, и по душе. Эта идея, почерпнутая им из апостольских посланий и сочинений его предшественников — апологетов
II в. по Р.Х., как в сокровищницу вложена им в богословие Антиохийской Церкви, чтобы потом быть задействованной здесь для опровержения мнений Аполлинария.
Вообще III в. по Р.Х. характеризует, по словам авторитетного историка, стремление сосредоточить в клире интеллектуальные и нравственные силы христианского общества. В этот период огласительные школы становятся центрами подготовки духовенства, прообразами духовных академий. Для этого привлекались учителя со светским образованием, но равно с испытанным личным благочестием. Такими дидаскалами в Александрии были Климент и Ориген, в
Антиохии — Малхион Софист, прозванный так за свой ораторский дар. Священник, он возглавлял риторские школы в сирийской столице и считается в современной науке одним из основателей Антиохийской школы. Малхион прославился тем, что смог опровергнуть на церковном соборе Павла
Самосатского, искусно пользовавшегося «диалектикой».
Та периодизация Антиохийской школы, которой в целом придерживаемся и мы, принадлежит ее наиболее основательному исследователю X. Кину Подготовительный период от св. Феофила Антиохийского до муч. Лукиана Антиохийского Первый период от муч. Лукиана Антиохийского до Дио­
дора Тарсского.
■ Второй период от Диодора Тарсского до Нестория.
■ Третий период от Нестория до перемещения школы из
Антиохии в Эдессу.
Как видно, недостатком этой периодизации является смешение ортодоксальных и гетеродоксальных движений в Антиохийской школе. С одной стороны, это можно обосновать тем, что на разных этапах они действительно были

Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. М Мартис,
2002. С. 162.
2 Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия.
Т. II. МС Н Die Bedeutung der antiochenischen Schule auf dem exegetischen
Gebiet. Weissenburg, 1866.
44
Лекция 3. Периодизация Антиохийской школы связаны друг с другом по линии учитель — ученик нос другой стороны, как мы увидим ниже, ортодоксальная традиция имела те особенности, которые отличают ее от гете- родоксальных течений во всем их многообразии. Она традиционно соотносила себя с Ветхими Новым Римом, тес учением Латинской и Греческой Церквей, тем самым остерегаясь от регионализма в догматике. Монофизиты и несториане, напротив, систематически противопоставляли себя «румийцам», те. римлянами грекам.
Историю Антиохийской школы как сложную и противоречивую картину можно представить в виде таблицы:
Таблица 1
Время
Ортодоксы
Гетеродоксы
I в. / 2 пол св. Игнатий Б ого носе ц
Ив. пол св. Ф еоф ил Антиохийский в. / 1 пол св. м уч. Сера пион Антиохийский в.

М а л хи он Павел Само с ат с кий в. / 2 пол св. м уч. Луки ан Антиохийский, Дорофей Антиохийский в. / 1 пол. св. Евстафий Ан т и охи й ­
ски й
Е всев и й Ник ом иди й ск и й
п реп. И ак ов А фра ат А стер и й Софист в.
п реп. Ефрем Сирин bbЕ вд ок си й в.
А э ц и й
Е в ном и й
Е всев и й Э м е сск и й / 2 пол Диод о р Т ар сск и й - V вв
б л ж . Ф ео до р и т К и р ск и й
Ф ео дор Мопсу э ст и й с кий bbсвт. Иоанн Златоуст Н ест ори й в. / 1 пол Раб б ул а Э де сск и й
И в а Э д есск и й I в.
С ев и р Антиохийский Раздел II.

Христианские школы Сирии
Для периодизации Антиохийской школы имеет значение также политическая история Сирии. В этом регионе столкнулись интересы двух империй — Римской и Персидской. Обычно иранские монархи оказывали покровительство тем течениям христианства, которые в Византии оказывались раскольническими. Эта тенденция, естественно, совпадала стем, что они по мере возможности способствовали усугублению этнических конфликтов на территории многонационального христианского государства. С обострением борьбы с Ираном религиозные проблемы приобретали все более важное военно-политическое значение. Византия в своей борьбе все более энергично опиралась на христиан в Иране последний, в свою очередь, также поддерживал оппозиционные религиозные группировки в Византии»1.
Поэтому неслучайно, что из Антиохии силы, враждебные православию как официальной религии империи, мигрировали в сторону восточной границы, где власть Константинополя была более шаткой. Так, прославленный апостольской проповедью и явлением образа Спаса Нерукотворного город Эдесса являлся единственным центром древнехристианской жизни, где язык христиан был негреческим», в связи с чем здесь впервые Церковь приняла национальный характер. В 395 г. Сирия восточнее Осроеньг переходит под власть персов, и через некоторое время после этого нестори- анские богословы Эдессы переносят свою школьную организацию в Низибис, который еще в 363 г. был сдан персам.
Рассматривая персидскую ветвь антиохийской традиции, следует указать на взаимопроницаемость ближневосточных культур, особенно в их противопоставленности культуре греческой. Персидская Церковь отделилась от Византийской в
485 г. на Соборе в Бейт-Адрае, хотя это политическое решение и не было единогласным, так как среди персидских епископов были православные. Под давлением государственной власти они были смещены, а все связи с Константинополем

Курбатов ГА . Ранневизантийские портреты. К истории общественно политической мысли. АС См
Сагарда НИ, Сагарда АИ Полный курс лекций по патрологии
СПб., 2004. С. 1099.
46
Лекция 3.
Периодизация Антиохийской школы прерваны. По справедливому суждению М. Симонетти, упадок Антиохийской школы после Халкидонского Собора был упадком греческой культуры перед лицом растущих автохтонных сирийских сил»1.
Несторианская школа существовала в Низибисе дог, когда она переместилась в Багдад. После мусульманского завоевания Ирана и Сирии совершившийся веками раньше уход части христиан на Восток обернулся для них исторической трагедией. В условиях жесткой религиозной политики несторианские и монофизитские церкви постепенно таяли, а позже многие из них приняли унию с Римом для того, чтобы при его поддержке выжить на правах исторической христианской конфессии Encyclopedia of the Early Church. V. 1. N .Y., 1992. P. 50.

2 Ibid. V. 2. P. 598.
47
Раздел II.
Христианские школы Сирии
Вопросы к семинарским занятиям Что подразумевает термин школа применительно к Антиохийской школе Изложите периодизацию Антиохийской школы Чем была вызвана неоднородность антиохийского философ­
ско-богословского учения По какому принципу характеризуются позиции сирийских богословов как ортодоксальные или гетеродоксальные?
■ Опишите исторические обстоятельства развития Низибис- ской школы.
Темы докладов и творческих работ. Философские аспекты в трудах святого Игнатия Богоносца и святого Феофила Антиохийского. Отношение к языческой культуре в Посланиях к Автолику».
3. Антиохийская школа после священномученика Серапиона.
4. Развитие богословских школ в Эдессе и Низибисе.
5. Церковные соборы в Антиохии III и IV вв. по Р.Х.: их значение для развития христианской мысли
Лекция 4
ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОЕ
НАСЛЕДИЕ СВЯТОГО
ЛУКИАНА АНТИОХИЙСКОГО
Е всеви й Кесарийский в немногих емких словах описывает эпизод из времени гонений на христиан императора Максимина: Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен его увели в тюрьму и убили Церковная история IX. 6, Перед нами предстает священник, подвижник, ученый муж, апологет и, наконец, мученик. Сохранилось особенное, памятное предание и о его приготовлении к смерти. Отягченный оковами, снедаемый голодом, он лежал в темнице на спине и не мог сделать никакого движения соучастники страданий его желали в приблизившийся праздник Богоявления соутешиться с ним в последний раз трапезою Христовою»1.
Соузники св. Лукиана в камере совершили освящение Святых Даров на его груди, используя ее вместо престола и ан­
тиминса. Его казнь последовала 7 января 312 г.
Судьба св. Лукиана отчасти сходна с судьбой другого гениального учителя христианской Античности, Ориге­
на, с которым он разделяет честь основателя библейской филологии. Как и Ориген, св. Лукиан в юности получил блестящее светское образование — родители готовили его к государственной службе он также посвятил всю свою Филарет (Гумилевский), архиепископ Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. МС Е The Influence of Greek Ideas on Christianity. N.Y., 1957. P. 81,82.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом