Главная страница

Саврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 4.25 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер4.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69017
страница7 из 20
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20
ды — непосредственно на Аристотеля
(Wallace-Hadrill D. S.
Christian Antioch.
Cambridge, 1982. P. 101).
71
Раздел III. Антиохийский метод герменевтики
му миру души проблемы распутывания кокона и выхода души на свет Божий, открытый миру Христом. Именно в этом направлении шла Александрийская школа, используя как идеи Платона, таки категории Аристотеля. Ориген так определял цель герменевтики Увидеть узкие верхушки слов где в каждом отдельном существе присутствует Слово».

Антиохийцы, будучи глубокими аскетами, также живо интересовались герменевтикой человеческого ума. Но выходим виделся не в аллегорическом парении мысли, а в ее буквалистском упрощении, которое даст человеку осознание своего ничтожества перед лицом всемогущего и премудрого Творца. Субъект антиохийского мышления есть Бога не человек александрийская же философия смещает субъектность Бога в область Логоса, в которую может воипостазиро- ваться человеческий ум. Вследствие этого возникает большая свобода в отношении к библейскому тексту, соблазн пожертвовать мифом, предметом веры «простецов», и приобрести созерцание. Видя эту опасность, бл. Феодорит
Кирский отмечал, что аллегория сама подобна мифу (Беседа на псалом 64),
в то время как Библия, по его сознательному убеждению, не содержит в себе ничего мифического.
Более того, в Истории боголюбцев» он проводил аналогии между чудесами, происходившими с праведниками Ветхого Завета и сирийскими пустынниками: Если свидетельства о тех делах истинны, то следует признать чуждыми лжи и эти рассказы (История боголюбцев,
10). Феодор Моп­
суэстийский, крайний представитель антиохийского буквализма, в комментарии на Послание к Галатам
прямо сопоставлял аллегорию с толкованием снов как делом пустыми недостойным христианина.
По мнению К. Петерсена, методы толкования александрийцев и антиохийцев различаются соответственно как экспозиция и
импозиция:
первое можно перевести как вычитывание из текста, а второе — как чтение в тексте. Молитвенные творения известных антиохийских богословов особенно прославился в этом жанре преп. Ефрем Сирин
Petersen С Allegorical Interpretation of the Bible
11
Religious Encyclopae­
dia / Ed. by Ph. Shaft. N.Y., 1891. P. 58.
72
Лекция 6. Интерпретации Библии в полемике школ»
показывают, что их видение смысловой глубины религиозного текста не было плоским или упрощенным.
Истинная молитва, по древнехристианским воззрениям, во всех своих частях есть действие Святого Духа. Создателями молитв обычно бывают святые. Цель обычного человека, читающего молитву, состоит в приобщении копыту святых. Совершается это действием того же Святого Духа. Иного пути понимания нет, или приходится вечно ходить по герменевтическому кругу. Антиохийцы понимали эту проблему круга так, св. Иоанн Златоуст говорил, что молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мысами раскаиваемся и исправляемся. В другом сочинении, приписываемом св. Златоусту, еще яснее изложена идея конгениальности Надлежит ублажать слуг Божиих и удивляться им потому что. сохранив на письме те гимны и образцы молитв, какие они с радостью и страхом возносили Богу, передали это свое сокровище и нам. Таки следует, чтоб характер учителей переходил на тех, кто входит сними в сообщество, чтобы слушатели пророков являли себя подражателями их праведности (О молитве Человек встает на молитву, перечисляет в покаянии свои грехи, возносит благодарение или прошение. Естественно, что вездесущий и всеведущий Бог знает все это еще прежде, чем он произнесет хотя бы одно слово Ибо, — по слову Евангелия, — знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8). Следовательно, не слова являются смыслом молитвы, а то духовное расположение души, которое достигается человеком, произносящим молитву, при помощи слов. Отсюда понятно, что смысли словесное выражение не тождественны первый скрывается за вторым, как истина — за процессом познания. Эту закономерность антиохийцы хорошо понимали, и уже потому они не могли быть грубыми буквалистами в своей герменевтике. В молитвенных творениях, как уже отмечалось, они глубоко символистичны; одно ясно для них — событие предшествует истолкованию, волевое действие Бога предваряет образование смысла как субъективного человеческого видения и самоощущения
Раздел III. Антиохийский метод герменевтики
Д ля александрийцев же категория смысла является объективной, а не субъективной. Ив данном случае нужно согласиться стем, что для формирования александрийского способа мышления большую значимость имел средний платонизм, согласно которому философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему мудрость состоит в познании дел божественных и человеческих Альбин. Учебник платоновской философии I. 1). По мнению
Ф.М. Янга, подходы сирийских и антиохийских богословов различаются как «иконичность» и символизм, из которых первая делает историю отражением (|Л1|дг]сти;) Истины, а вторая — скорлупой, которую нужно разбить. Здесь опять возникает перед нами проблема истории те. качественного смысла конкретных событий.
Говоря об истории мы фактически говорим о букве Священного Писания. Ориген утверждал, что Господь, невещественное Слово Отчее, облекся вплоть библейского текста прежде, чем облечься в человеческую плоть. Этот образ помогает понять, почему александрийское богословие местами сближается с докетизмом и аполлинаризмом. Аналогично, противоположная антиохийская традиция в своих крайностях тяготела к динамизму, как показывает пример св. Лу­
киана Антиохийского. Вовремя своей схизмы он стал, по мнению А.А. Спасского, во главе национально-сирийской Церкви. Несомненно, у св. Лукиана были последователи как у наследника низложенного епископа Павла, и это движение являло пример крайностей своего времени.
Однако история сохранила и другие примеры сириец Раббула Эдесский (+ 435), строгий аскет, обративший в православие последних вардесанитов, был сторонником св. Кирилла Александрийского, а Севир Антиохийский
(еп. с 512 г) сделался лидером монофизитского движения, что лишний раз доказывает истоки последнего лежат не только в области властных устремлений Диоскора Алексан­
1 Спасский А.А.

История догматических движений в эпоху Вселенских
Соборов. е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. С. 165.
74
Лекция 6. Интерпретации Библии в полемике школ»
дрийского1, они скорее относятся к уже упомянутому нами антагонизму между автохтонным восточным элементом и византийством. И когда на IV Вселенском Соборе действительно нашли свое место встречи две разных христологических традиции, центробежные устремления окраин Империи оказались сильнее богословской объективности, присущей лучшим представителям обеих школ.
Для понимания закономерностей развития философско- богословской мысли на рубеже IV ив. по Р.Х. следует учесть еще и различие фундаментальных интересов обеих школ, которые зависели от принятого в их традициях образа мышления и оттого, решение каких вопросов считалось или предпочтительным, или достижимым человеческими усилиями. Действительно, трудно не заметить, изучая тексты этого периода, что в то время как александрийские мыслители были всецело погружены в теологию, а точнее в три- адологию, антиохийские авторы настойчиво разрабатывали христологические и вообще антропологические проблемы. Как первые, следуя своим глубоким религиозным стремлениям, без всяких рациональных околичностей прямо созерцали во Христе Бога, причем для них неважны были рассуждения о том, как выразить и объяснить отношение ее (этой идеи) к идее единобожия или как представить себе таинственное единство во Христе, таки вторые смотрели на таинство Святой Троицы как на нечто безусловно данное в Откровении и не подлежащее сомнению. Правда, это на «Севир Антиохийский категорически отверг терминологию, принятую Вселенским Собором. Касаясь учения о Воплощении Бога Слова, он учило "сложной природе"
(c r3 v 0 £ to < ; фи а кво Христе. Он считал, что исчисление природ по Воплощении невозможно, иначе это бы означало, что во
Христе два лица и две ипостаси. В конечном своем развитии догматическая
система Севира отрицала во Христе человеческую волю, вводя понятие о
"единой богомужной воле. Тем самым последователи Севира исповедуют
и монофелитство
(Симеон (Гаврилъчик), иером.
О домостроительстве нашего спасения (Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов
Православной Церкви. С. 136,137).
2
Sellers R.V.
The Council of Chalcedon. A Historical and Doctrinal Survey.
London, 1953. P. xv.
3
Епифанович С А .
Преподобный Максим Исповедники византийское
богословие. МС Раздел III. Антиохийский метод герменевтики
раннем этапе не уберегло их от догматических разногласий, нов дальнейшем критицизм даже Феодора Мопсуэстийско- гоне распространялся на догматику в учении о Боге, касаясь лишь текстологических и антропологических вопросов.
Дело, конечно, не в том, что учение о Боге не было важным для Антиохийской школы напротив, оно было слишком очевидным. Проблемы предикативного или беспреди- кативного определения Единого лежали вне поля зрения эллино-сирийских богословов. Приоритетное значение для антиохийских мыслителей имела истина, что Бог есть и человек есть, и по сравнению с Первым бытие второго равно небытию. Кроме того, человек еще и грешен Продан греху (Рим. 7, 14), те. не соответствует замыслу своего Создателя. Чтобы исправить это положение, Бог соединяет с Собой человека — это самый высший дар из всех возможных, сопоставимый только с дарованием самой жизни. Но как происходит единение несоединимых начал Как Боги человек может быть одним лицом Иисуса Христа — Это и есть главный вопрос антиохийского философско-богословского умозрения. И вопрос этот был совсем не праздным, от его решения всецело зависела картина всего универсума и цель бытия, открываемая в перспективе каждого индивидуума в спасении души, в спасении уже окончательном, навсегда, на всю вечность, без всякой возможности попасть опять в сферу ущербного становления
Лосев А.Ф.
Дополнение к Диалектике мифа. Новые фрагменты Вопросы философии. 2004. № 8. С. 132.
76
Лекция 6. Интерпретации Библии в полемике школ»
Вопросы к семинарским занятиям Какие христианские школы, существовавшие в Античности, Вам известны Приведите богословское определение церковного собора, данное историком В.В. Болотовым.
■ Разъясните употребление Ф.М. Янгом терминов «иконич­
ность» и символизм Выявите логические связи, существующие между аллегорией и мифом Что значит экспозиция и «импозиция»?
Темы докладов и творческих работ. Раннехристианские школы св. Иустина Мученика в Риме,
Климента в Александрии, св. Лукиана в Антиохии (сравнительный анализ. Значение первых четырех Вселенских Соборов для истории христианской мысли. Теология и христология в философско-богословском познании (александрийский и антиохийский подходы. Герменевтический круг в александрийской и антиохийской теориях интерпретации. История в экзегетической практике Оригена (на материалах его толкований и критических отзывов антиохийских богословов
Раздел III. Антиохийский метод герменевтики
Литература к разделу
Источники
1. Евсевий Памфил.
Церковная история. М, 2001.
2.
Блж. Феодорит Кирский.
Церковная история. М, Исследования.
Вигуру Ф Библейская космогония поучению отцов и учителей Церкви. СПб., 1898.
2. Вселенские Соборы. М, 2005.
3. Кузнецов В.Г.

Герменевтика и гуманитарное познание. М,
1991.
4
.Лебедев А.П.
Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX в. СПб., 2001.
5.
Нестерова О.Е.
Allegoria pro typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. М, 2006.
6
.Пигулевская Н.В.
Культура сирийцев в Средние века. М,
1979.
7. Рыбинский В.П.
Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии. Киев, 1904.
8.
Шпет Г.Г.
Мысль и слово. Избранные труды. М Росспэн,
2005.
9.
Bardy G.
Recherches sur saint Lucien d'Antioche et son ecole.
Paris, 1936.
10.
Guillet J.
Les exegeses d'Alexandrie et d'Antioche, Conflict ou malentendu?
11
Recherches de science religieuese. 1947.
Раздел W
РАЗВИТИЕ
АНТИОХИЙСКОЙ
ШКОЛЫ
В IV-V ВЕКАХ
Лекция РАЗЛИЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В АНТИОХИЙСКОЙ
ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОЙ
МЫСЛИ IV ВЕКА 1
/.еперь мы должны рассмотреть антиохийскую герменевтическую и философско-богословскую традицию в лице основных представителей, выдвинувшихся после смерти ее основателя. И прежде всего надлежит исследовать круг так называемых «солукианистов», или учеников святого мученика Лукиана, которым досталось, как мы уже отмечали, противоречивое наследство предыдущего века. Философско- богословская мысль первой половины IV в. по Р.Х. пережила тяжелый кризис, называемый «арианской смутой. Предпосылки этого кризиса коренились в такой особенности ее развития, как заимствование античного философского словаря, необходимое для воцерковления «пайдейи», те, в сущности, всего общества.
В двух главнейших школьных традициях в этот период произошел раскол, но Александрия в целом осталась верна православию, а большинство ученых богословов Антиохии поддержали арианство. Называя православной одну из враждующих сторон, мы тем самым говорим о предрешенности этого спора. Действительно, арианство было по сути реформаторским движением, атак как Церковь по самой своей природе в своем собственном сознании является всегда совершенно тожественной самой себе, то всякая реформация способна породить в ней только раскол. Арианство не могло быть принято уже потому, что императорская власть, вставшая на сторону христиан в том же IV в. по Р.Х., была заинтересована в их единстве. Но некоторое время
Соответственно по обратным причинам император Юлиан Отступник (331-363 гг. по Р.Х.) благоприятствовал арианам
Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
власть выжидала, пока не определились окончательно позиции обеих сторон.
Было бы опрометчиво, вслед за историками теологии
XIX в, приписывать происхождение арианства исключительно лукиановской школе, также как никейского богословия — александрийской дидаскалии. Крупнейший современный исследователь трудов Филона Д. Руния отмечает, что Арий твердо стоял в александрийской традиции все центральные тезисы его учения имеют параллели в христианских текстах III века по Р.Х., вдохновленных александрийским богословием. Прогресс, который произошел в изучении Ария и арианства в последние десятилетия, стал результатом решения рассматривать его прежде всего в контексте александрийской богословской ситуации это привело к постановке на первый план вопроса об отношении Ария к Филоновскому наследию этой традиции»1.
С исторической точки зрения, причины, по которым Александрийская кафедра решительнее встала на сторону православия, усматриваются главным образом в сочетании двух факторов личной православности местного архиепископа Александра и той централизации церковной власти, в которой преуспел еще современник Оригена епископ Димитрий. В Антиохийской Церкви такой централизованной власти не было, поэтому ее православный святитель Евстафий, встретив сильное противодействие арианствующих епископов нескольких сирийских городов, был низложен под их давлением.
На личности св. Евстафия мы должны остановиться отдельно. Как и другие представители Антиохийской школы, он имел основательное философское образование. Этот факт косвенно засвидетельствован у бл. Иеронима Стридонского и подтверждается наличием среди его трудов полемического трактата О душе, написанного против философов пифагорейцев, платоников) и ариан. Принципиальность этого человека в вопросах веры характеризуется тем, что он
г Кита D.T.
Philo in Early Christian Literature: a Survey. Assen, 1993.
P. 190.
82
Лекция 7. Направления антиохийской философско-богословской мысли IV в.
«преследовал арианство не только в явных защитниках его, но ив тех двоедушных друзьях истины, которые, по расчетам суетности, не стыдились действовать по временам заодно с врагами. Нов какой мере он являлся тогда представителем специфически антиохийской традиции По мнению Селлерса, подкрепленному скрупулезным анализом источников, св. Евстафий Антиохийский был одним из наиболее типичных ее представителей. Он поставил перед этой традицией вопросы, сделавшиеся актуальными в последующие эпохи а именно, вопросы о земной и небесной природах Иисуса Христа. В манускрипте XVII в. был обнаружен фрагмент беседы, в которой этот богослов достаточно ясно выражает свою христологическую позицию Бог сделался человеком без изменения (атретттох;)... ибо нераздельно единство, и нерушимо таинство благочестия, и неотделимо исповедание Одного из Троицы, Господа Иисуса Христа О Лазаре с. Но из полемического наследия св. Евстафия в полной мере сохранилось только его сочинение О чревовещательнице, написанное против экзегетики Оригена. Пример этого трактата лишний раз подтверждает, что движение сторонников Никейского Собора было много шире движения «оригенистов». Александрийского дидаскала Ориге­
на святитель Евстафий обвинял прежде всего в излишней склонности к аллегорезе, проявлявшейся в необоснованных толкованиях некоторых мест Библии. Например, интерпретируя книгу Иова, Ориген обстоятельно изъяснял символическое значение имени каждой из его дочерей. По мнению антиохийского экзегета, подобный подход отвлекал внимание от собственного смысла повествования, концентрируя его на незначительных подробностях, которым приписывался при этом произвольный смысли в этом Ориген уподоблялся старухе, те. гадалке, выгадывающей нечто Филарет (Гумилевский), архиепископ Историческое учение об отцах
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом