Главная страница

Саврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012. Lomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy


Скачать 4.25 Mb.
НазваниеLomonosov moscowstate universitythe faculty of philosophy
АнкорСаврей В.Я. - Антиохийская школа в истории христианской мысли - 2012.pdf
Дата18.04.2018
Размер4.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSavrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#69017
страница8 из 20
Каталогmarina_lobanova

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Savrey_V_Ya_-_Kappadokiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, Voenno-istoricheskiy_vestnik__9-22_1957-1963.pdf, Savrey_V_Ya_-_Antiokhiyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mysl, Michael_B_Hundley_Gods_in_Dwellings_Temples_and_Divine_Presence_, Raymond_F_Collins_First_Corinthians_1999.pdf, rodin_krylov.pdf, Savrey_V_Ya_-_Alexandriyskaya_shkola_v_istorii_khristianskoy_mys, 7-й том.docx и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20
Церкви. Т. 2. МС Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
важное в пустых приметах. Отсюда явствует, что сам св. Евстафий Антиохийский видел преимущественную пользу в буквально-историческом прочтении текста Библии. Сохранилась его формулировка герменевтической нормы, ставшая классикой Рассмотрим самую букву повествования».

Здесь возникает закономерный вопрос что такое в данном значении буква Ответить на него можно на основании уже упомянутого трактата
De Engastrimytho
— сочинения об Аэндорской волшебнице, в котором святитель Евстафий рассматривает два возможных подхода к истолкованию согласно именами согласно делам
(щ)<ху|лата). Первое, которого придерживался Ориген, создает условия для неудержимого парения мысли, второе привязывает мысль к тексту, связность которому сообщает повествование. Итак, антиохийский богослов св. Евстафий не отвергает наличия в Библии глубинного смысла, скрытого за буквой, но указывает надела, или события, как на единственный ключ к нему. Он также не отрицает самую возможность аллегории, но упрекает Оригена в том, что он превратил всю Библию в сплошное иносказание, подменив толкование событий толкованием слов. Если вспомнить, что ариане довольно активно использовали смысл имен хотя и не в духе александрийского символизма, вплоть до знаковой полемики Евномия и св. Григория Нисского по вопросам Божественной ономатологии, становится понятно, что св. Евстафий более последовательно придерживался метода св. Лукиана, чем другие солукианисты.
Человек, давший арианскому движению свое имя, александрийский пресвитер Арий, также учился у св. Лукиана в
Антиохии. Вместе стем нужно заметить, что Арий занимал должность экзегета в Александрии при епископе Александре, который и выступил впервые против арианства будучи Волшебница из Аэндора, к которой пришел царь Саул, чтобы вызвать

умершего пророка Самуила (1 Царств 28). Ориген толковал эту библейскую
повесть аллегорически, св. Евстафий Антиохийский — буквально Слово аллегория было освящено в церковном сознании примером
апостола Павла (Послание к Галатам 4,24).
84
Лекция 7. Направления антиохийской философско-богословской мысли IV в.
священником Александрийской Церкви, Арий имел поручение изъяснять Божественное Писание (Блаженный
Феодорит. Церковная история I. 2). Таким образом, его образование должно было сочетать в себе александрийские особенности с антиохийскими.
Выпускниками той же школы св. Лукиана Антиохийского были сподвижники Ария — деятели антиохийского ареала — Евсевий, епископ Никомидийский, Евдоксий Гер- маникийский и Астерий Софист. Нет нужды останавливаться на каждом из них подробно, потому что учения их были сходны. Для общей характеристики арианского движения ценными являются сообщения Филосторгия, так как он был арианским историком. Согласно этим сообщениям, ариане были рационалистами, они также скептически расценивали монашескую аскетику и проявляли тенденции к иконобор­
честву.
Но значит ли это, что в лице сторонников Ария более научное крыло антиохийской и александрийской традиций противостояло их более мистическому, аскетическому крылу Скорее, в арианстве усматривается некая робость научной мысли, впервые узревшей всю несопоставимость богословия Троицы и рациональных методов постижения космоса, освоенных в период развития христианских школа вследствие этого — страх перед возможным сокрушением христианства и потребность срочно реформировать его в видах успеха дальнейшей миссионерской деятельности, как уже твердо ставшей на научную основу. Поскольку философия в то время занимала место науки вообще, постольку арианство и воплощает идею философизации христианской догматики.
Кроме того, учение Ария представляет собой феномен миссионерского рвения, приводящего к расколу самой миссии подобные феномены встречались в истории христианства ив дальнейшем. Все усилия ариан были направлены на то, чтобы «облагоразумить» веру, направить ее в русло рациональной аргументации. Арианская космология, по существу, примыкает к среднему платонизму Бог, творящий
Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
мир через посредника, являющегося как бы заместителем Бога для поклонения живущих в мире тварей. Именно эта роль отводилась Логосу быть силой, организующей космос и тем самым олицетворяющей Бога. Сам Бог при этом остается сокрытым Его присутствие всецело феноменально, без тени онтологии.
Эта система примыкала бык идеям Филона, Оригена и Плотина, если бы не одна особенность в ней полностью отсутствует эманативизм. Происхождение Логоса от Отца описывается механическим словом творение (Kxiaig), ив этом смысле Бог Ария больше напоминает Ум перипатетиков, чем Единое платоников. Таким образом, из сирийской традиции ариане заимствовали внимание кар гументам Аристотеля, из александрийской же — учение о Божественном посреднике. Возводить их идеологию непосредственно к св. Лукиану (как и непосредственно к Ориге- ну) нет никаких оснований.
Во-первых, учеником св. Лукиана Антиохийского был также Евстафий во-вторых, православный по существу Символ веры, принятый на соборе в Антиохии в 341 г, был назван «Лукиановским». Несмотря на то, что исследователи сомневаются в действительной принадлежности этого Символа св. Лукиану, назвать его подлогом также невозможно ввиду того, что при значимости св. Лукиана как авторитета для Антиохийской школы вскрыть этот подлог не составило бы особого труда. Слова Символа Исповедуем Отца, истинно сущего Отца, Сына, истинно сущего Сына, Святого Духа, истинно сущего Святого Духа. по ипостаси Трех, а по согласию
Единого»
(Созомен. Церковная история. 5), — разрушают основу арианства — идею разности природ горней и дольней Божественной реальности. Вместе стем они запечатлевают и неприятие монархианства, всегда существенное для антиохийцев.
Ортодоксальная философско-богословская школа в Ан­
тиохии оформилась ко времени окончательного поражения ариан на II Вселенском Соборе (381), очевидно, не без влияния возвысившейся тогда Каппадокийской школы — прямой
Лекция 7. Направления антиохийской философско-богословской мысли IV в.
предшественницы византийского богословия. Учитывая, что на упомянутом Соборе в Константинополе председателем был Антиохийский Патриарх Мелетий, можно согласиться с выводами АИ. Сагарды: Антиохийское направление, давшее вначале первого периода в развитии Антиохийской школы и видных вождей арианства, к концу этого периода выступает как православное направление, господствующее в пределах Восточной Церкви
Сагарда НИ, Сагарда АИ Полный курс лекций по патрологии. СПб.,
2004. С. 966.
8 7
Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
Вопросы к семинарским занятиям Что подразумевается под православием при классификации христианских движений мысли IV в. по Р.Х.?
■ На каких основаниях исследователи относят Ария к антиохийской и к александрийской традициям Что известно современной науке об ученой деятельности св. Евстафия Антиохийского Каким было значение концепции эманативизма для выяснения основ христианской космологии Попытайтесь дать общую характеристику арианства сточки зрения философских аспектов этого учения.
Темы докладов и творческих работ. Термины ересь и «ортодоксия» в христианской литературе
I—IV вв. по Р.Х.
2. «Лукиановский Символ веры в свете научных исследований. Наследие св. Евстафия Антиохийского исторические и док- сографические данные. Полемика с оригенизмом в ранней Антиохийской школе. Предпосылки арианства в Антиохии.
Лекция 8
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
АНТИОХИЙСКОГО МЕТОДА
В ТРУДАХ ДИОДОРА ТАРССКОГО
\Dbnpoc о том, являлась ли Антиохийская школа не только философско-богословским направлением, но и сетью учебных заведений со свойственными им целями и задачами, решается положительно большинством ученых, когда речь заходит о Диодоре (епископе Тарсском с 378 по
394 г. После открытия целого корпуса сочинений Диодора на сирийском языке, современная наука получила подтверждение тому, что он был основателем богословской школы, так называемой Антиохийской»1.
Но и прежде, на основании больше косвенных данных, утвердилось мнение, что в период деятельности Диодора
Тарсского Антиохийская школа принимает формальный характер учебного заведения с определенным учебным уставом и достигает своего высшего развития. Формированию такой гипотезы немало способствовали сообщения древних авторов о масштабах деятельности Диодора, которые позволяют характеризовать его не как епископа одного из сирийских городов, но как учителя, озабоченного созданием большого массива образцовой литературы для своих многочисленных учеников.
Прежде всего, Диодор Тарсский проявил себя как опытный экзегет, написав, по утверждению Леонтия Византийского, толкование на все Писания. Точно ли все книги Библии были затронуты вниманием Диодора, или это фигура
Abramowski R.
Die theologische Nachlafi des Diodor von Tarsus
I I
Zeitschrift
fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der alteren Kirche. № 42.
Berlin, 1949. S. 20.
2
Сагарда НИ, Сагарда АИ Полный курс лекций по патрологии. СПб.,
2004. С. 913.
89
Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
речи, одно ясно труд по систематической интерпретации Священного Писания, право на которую присваивалось лучшим умам предшествующих веков, не страшил его. Но какова была цель этого масштабного предприятия Разумно предположить, что она была связана с воззрениями Диодо­
ра на герменевтику. Эти воззрения он хотел усвоить экзеге­
тической практике, отвергнув другие, о которых он писал в трактате О различии между теорией и аллегорией».
Диодор Тарсский был представителем своего времени, отличительную черту которого составляла острая полемичность. Сохранились названия его произведений Опровержение догматов Аристотеля, Против астрономов, астрологов и рока, Против синусиастов». Еще будучи пресвитером в Антиохии,
Диодор стал горячим поборником Никейского Символа, а в 372 г. сблизился с главой Каппадокийской школы, св. Василием Великим. Известны еще три обстоятельства, добавляющие штрихи к его образу он получил образование в Афинах, был учеником Евсевия Эмесского1* и отличался суровым аскетизмом по отзыву о нем его врага, императора Юлиана Отступника, он был похож скорее на тень, чем на человека.
В своих толкованиях, по словам Сократа Схоластика,
Диодор Тарсский придавал значение простой букве Божественных писаний, оставляя в стороне аллегорический смысл Церковная история VI. 3). Это свидетельство само по себе мало что говорит нам, нов сохранившихся произведениях Диодора содержится информация, позволяющая углубить наше понимание его метода герменевтики. В комментарии на Псалмы антиохийский мыслитель выделяет два направления, которых он придерживается при объяснении текста нравственное и вероучительное. При этом нравственный смысл в разных Псалмах имеет различную градацию он может быть обращен, во-первых, к человеку лично во- вторых, к иудейскому народу и, в-третьих, ко всему человечеству. Здесь Диодор писало важности знания истории для Евсевий Эмесский (t дог, ученик Евсевия Памфила, принадлежал
одновременно к палестинской и антиохийской традициям. По утверждению бл. Иеронима, он написал бесчисленное множество [...] книг, строже других держась исторических фактов О знаменитых мужах 91).
90
Лекция 8. Антиохийский метод в трудах Диодора Тарсского
понимания сакрального текста и выдвигал свой известный тезис Нужно быть на страже того, чтобы теория не отметала историческую основу, ибо вследствие этого теория превращается в аллегорию»
(Толкование на Псалмы Дж. Келли выделяет три минимальных требования, которым должна соответствовать правильная методика интерпретации, что Диодор Тарсский называл теорией в отличие от «аллегории»:
а) буквальный смысл священного повествования нельзя от­
рицать;
б) должно быть реальное, а не мнимое соответствие между историческим фактом и духовным предметом, который в нем усматривается;
в) оба смысла, те. буквальный и символический, должны постигаться не изолированно друг от друга, нов совокупности, хотя и разными способами1.
Свой подход к библейскому слову Диодор обосновывал психологически. Он исходил из того, что критерием правильного толкования служит одинаковое понимание текста самим автором и читателем. Боговдохновенные писатели не говорили, подобно провидцам, того, чего не понимали, но имели полное сознание всей силы слов своих Там же 19). Таким образом, необходимо равномерное участие Божественного и человеческого элемента в Откровении.
Вследствие дальнейшего развития этой идеи, Диодор
Тарсский неоднозначно оценивается как богослов в истории православия по словам авторитетного доксографа и богослова св. патриарха Фотия Константинопольского, он очернил себя пятном несторианства Библиотека кодекс 102). Известно, что сам Несторий2* был только выразителем воззрений, сформировавшихся прежде него. Диодор же явился одним из тех, на кого защитники этих воззрений опирались поныне в Ассирийской Церкви он почитается как один из трех греческих учителей наряду с Феодором Мопсуэстий- ским и самим Несторием.
1
Kelly J.N.D.
Early Christian Doctrines. London, 1985. P. 76.
2* О Нестории речь пойдет в следующей лекции
Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
Что представляет собой учение, которое для патриарха
Фотия, выразителя византийской ортодоксии, было как пятно на репутации древнего экзегета? Речь идет о причинах отказа называть Пресвятую Деву Богородицей — отказа, который, вследствие своего расхождения с уже принятой в V в. по Р.Х. литургической практикой, вызвал большие волнения в Церквах Востока. За вопросом о правильном именовании Матери Христа Марии стоял еще более обширный вопрос Кто есть Сам Иисус Христос Диодор, в частности, писал Невозможно, чтобы один и тот же одновременно был погребен как мертвый и ввел разбойника в рай как живой»1.
Не следует понимать эти слова в духе современной теологии смерти Бога как отрицание Божественности Христа. Логика Диодора исходила в данном случае из древней традиции восточного христианства, закаленного в боях с доке- тизмом и манихейством. В IV в. по Р.Х. в Антиохии блистал Аполлинарий, епископ Лаодикии Сирийской, в борьбе с арианством усвоивший методы другой, александрийской, традиции. Он выдвинул учение о Слове воплощенном
(Аоуо<; t vaaoivoc), опираясь на стих в Евангелии от Иоанна Слово плоть бысть». Аполлинарий, принимая действительность (а не призрачность) человечества Христа по плоти, отрицал у Него наличие разумной человеческой души. Божественный Логос, по его мысли, облекся только воду шевленное тело, равно присущее людям и животным.
Аполлинарий сам был богословом скорее антиохийского склада во всяком случае, он ставил вопросы, для александрийского типа умозрения ранее несвойственные. Две сущности, представленные в их полноте, по его мнению, не могут быть собраны воедино. Из соединения совершенной человеческой природы с Божеством не получится единая личность ив частности, разумная душа человеческая не может быть соединена с Божественным Логосом в форме одной личности. Аполлинарий считал, что человек состоит из трех частей разумной души, которую он отождествлял с духом, животной души и тела. Животная душа по

Abramoivski R.
Die theologische Nachlafi des Diodor von Tarsus... S. 33.
2
Neander A.
General History of the Christian Religion and Church. Vol. 2.
Boston, 1872. P. 487.
92
Лекция 8. Антиохийский метод в трудах Диодора Тарсского
средствует между телом и духом, но именно эта посредствующая область, как насыщенная телесными стремлениями помышлениями плоти, по апостолу Павлу, отравлена грехом. Божественный Логос во Христе занял именно место высшей души, тем самым обеспечив совершенное единство лица Спасителя. Таким образом, Он осуществил то, что сыны Адама осуществить не могли покорил животную душу и плоть Закону Божьему. Именно у Аполлинария появляется утверждение об одной природе Бога Слова воплощенного, которая вызвала резкое неприятие антиохийцев.
Богословы Антиохии видели также непростительные гностико-манихейские аккомодации в докетическом, каким казалось, представлении о страданиях Иисуса (так как Бог, разумеется, не подвержен страданиям по определению, а равным образом ив хамартиологии Аполлинария, фактически выводившего происхождение греха из природы тела человека, оставленного благодатью, ноне из природы разумной души. Насколько такое обвинение было справедливым Ведь Аполлинарий для того и ставил Божественное Слово на место разумной души, чтобы увидеть всю тварь покоренной Ему, — а значит, манихейское отношение к твари было ему чуждым. Как представляется, более точный диагноз аполлинаризму поставил св. Григорий Богослов, который в своем знаменитом изречении Что не воспринято, то и не исцелено, — суммировал все особенности православного отношения к человеческой стороне Христа.
Аполлинаризм имел некое значение также в сфере эк­
зегетической теории. Лаодикийский богослов не придерживался антиохийского метода со всей строгостью следуя евангельской истории водном, Аполлинарий совершенно низводил ее до уровня иносказания в другом, а именно в том, что касается психологического облика Иисуса Христа. Для антиохийцев такое иносказание уже было равноценно мифу. Кроме того, сторонников Аполлинария называли
«синусиастами» зато, что они принимали учение о слиянии сущностей»1*, философски неприемлемое для христи­
г*
От греч cjuv вместе и
ov oia сущность человека и Бога
Раздел IV. Антиохийская школа в IV-V вв.
анства. По мнению А. Грилльмайера1, в полемике с этим учением Диодор Тарсский исходил также из целей миссии в то время на Церковь обрушился последний поток языческой критики со стороны богословски образованного императора Юлиана Отступника, и антиохийский апологет хотел устранить возможные противоречия в христианском учении, связанные с понятием взаимопроникновения свойств
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом