Главная страница
qrcode

статья Сказкотерапия. Матушевская Анна Анатольевна дата рождения 27 октября 1972 г место работы г. Волгодонск, Ростовская область, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Светлячок


Скачать 17,72 Mb.
НазваниеМатушевская Анна Анатольевна дата рождения 27 октября 1972 г место работы г. Волгодонск, Ростовская область, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Светлячок
Дата12.08.2019
Размер17,72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файластатья Сказкотерапия.doc
ТипЗакон
#107813
Каталог
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Общие закономерности работы со сказками. Основные принципы игр на песке.



Матушевская Анна Анатольевна

дата рождения: 27 октября 1972 г

место работы: г.Волгодонск, Ростовская область, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.Волгодонска (МБДОУ ДС «Светлячок» г.Волгодонска), учитель-логопед высшей квалификационной категории

e-mail: m-anna-271072@yandex.ru

домашний адрес: 347387 г.Волгодонск Ростовская область, ул.Карла Маркса д.32,кв.5

контактный телефон: +79286260978, +79198784147

сказкотерапия

коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

эмоциональная неустойчивость

формирование эмоциональной стабильности

Данная статья посвящена актуальной проблеме в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: налаживанию междисциплинарного взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, работающих с такими детьми для достижения главной цели нашей деятельности - развитию гармоничной личности ребенка.



В основе развития личности человека лежит овладение речью. Речь зависит от нашего эмоционального состояния. Так, например, эмоциональная неустойчивость может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям [5,с.3].

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями отмечаются речевой негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими [4,с.3].

Анализ рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии г.Волгодонска Ростовской области на 2017-2018 учебный год показал, что 63% (10 человек) воспитанникам старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и 71% (10 человек) воспитанникам подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи рекомендованы занятия с педагогом-психологом (см. рис №1):

Рекомендации воспитанникам групп компенсирующей направленности для занятий с педагогом-психологом


Категория 1: по формированию эмоциональной стабильности и регуляторного компонента деятельности - 2 ребенка старшей группы/3 ребенка подготовительной к школе группы;

Категория 2: по формированию эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков - 3 ребенка старшей группы/0 детей подготовительной к школе группы;

Категория 3: по формированию эмоциональной стабильности и снижению тревожности - 4 ребенка старшей группы/2 ребенка подготовительной к школе группы;

Категория 4: по формированию эмоциональной стабильности и навыков взаимодействия со сверстниками - 1 ребенок старшей группы/1 ребенок подготовительной к школе группы;

Категория 5: по формированию эмоциональной стабильности и пространственно-временных представлений - 4 ребенка подготовительной к школе группы;

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от нас, учителей-логопедов и педагога-психолога, специально организованной коррекционной работы.

В своей работе по данной проблеме мы используем метод сказкотерапии. «Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни, который широко распространяется, благодаря Институту Сказкотерапии под руководством Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой (г.Санкт-Петербург).

Так что же это такое? На наш взгляд, сказкотерапия - это совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими [1,с.6].

На сегодняшний день мы выделяем два этапа в развитии сказкотерапии.

Первый этап развития сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день. Ближе к нашим дням это выразилось в собирании и исследовании сказок и мифов.

Второй этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Это называется комплексная сказкотерапия.

Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:

1. Художественные сказки. К ним мы относим две группы сказок: народные и авторские.

Сюжеты народных сказок многообразны:

- сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт ("Колобок", "Теремок");

- бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях("Курочка Ряба");

- волшебные сказки наиболее увлекательны для тех, кому за 6—7 лет. Благодаря волшебным сказкам мы получаем огромный опыт жизненной мудрости. ("По щучьему велению").

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку («Русалочка» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек», "Золушка").

Остальные виды сказок создаются специально.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

4. Психотерапевтические сказки - это сказки о ценностях любви, сказки для детей, родители которых расстаются.

5. Медитативные сказки создаются для снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений (Сказки о позитивных детско-родительских отношениях, сказки для засыпания).

В своей работе, мы, учителя-логопеды, используем первые два вида сказок.

Вернемся к дидактическим сказкам, в форме которых мы часто подаем учебный материал. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, повысить речевую мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки, мы используем нетрадиционные формы обучения [4,с.3].

В самом начале нашей коррекционной работы мы используем сказки с дидактической куклой. Исследования ученых показали, что знания усваиваются детьми наиболее эффективно через игру с куклами. Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность.

Использование дидактической куклы в работе с нашими детьми активизирует движение органов артикуляционного аппарата, формирует лексико-грамматический строй речи, развивает общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, психические процессы. У детей формируется интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь. Использование кукол-рукавичек в коррекционной работе позволяет нам устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать ненавязчивое воспитательное воздействие.

Использование дидактической куклы


Играя с куклой, говоря за нее, дети по иному относятся к своей собственной речи, кукла отвлекает их от речевых трудностей. Замечания, сделанные не ребенку, а его кукле, позволяет учителю-логопеду незаметно исправить речевые ошибки. Например, обращаясь к кукле: «Квакушка, ты очень быстро говорила, мы ничего не поняли. Ваня, научи её произносить четко и правильно звук [Ш]. И ребенок невольно следит за своей речью. С помощью куклы мы можем выразить свои требования к речи детей на занятии.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи учителя-логопеда, и дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в формирование психики ребенка.

Как же предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

Игра с песком благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Успокаивает импульсивных, помогает раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что напрямую связано с развитием речи, мышления, воображения, памяти.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. [2,с.3].

В своей работе мы учитываем основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола -

Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу. [2,с.3]

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно ящика будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта".

3. "Коллекция" миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей "коллекции". Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Авторами книги "Чудеса на песке. Песочная игротерапия" Грабенко Татьяной Михайловной, Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной разработана классификация игр на песке: обучающие, познавательные и проективные [2,с.4]. Мы поделимся опытом использования обучающих игр.

Перед Вами песок. Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности и ожидание Чуда. А рядом - ребенок. Он делает то же, что и Вы. Он стоит на пороге Открытия.

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные "разминки". Например:

*** ***

Начинаем наши игры! Как учит Фея Эльфов,

Подвигайтесь-ка вперед! Чтоб вызвать их старание:

До чего же вы, ребята, "Повесьте ваши ушки

Удивительный народ! На гвоздичек внимания!"

А. Густышкин
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук "Чувствительные ладошки"

Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

В игре "Отпечатки ваших рук" на ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый, начиная игру, рассказывает ребенку о своих ощущениях. Ребенок, получив образец проговаривания ощущений взрослого, пробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он учится передавать свои ощущения словами. Ребенку предлагается:

- "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки);

- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.);

- "поиграть" по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

В игре "Что же спрятано в песке?" ребенок погружает в сухой песок кисти рук. Его напарник должен освободить их от песка, не дотрагиваясь до руки товарища. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Собственную руку можно заменить на предмет.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки.

Игра "Песочные загадки"- это сказочные задания в форме стихотворных загадок.

Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или "лепит" отгадку из мокрого песка.
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись

В воде она живет-

Нет клюва, а клюет.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой

(рыба)

Вылепи из песка,

Если отгадал!
Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку, За задание берись

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.

(бублик)

Вылепи из песка,

Если отгадал! [2,с.9]


"Что же спрятано в песке?" "Песочные загадки"

Итак, наши воспитанники имеют первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно уже начинать учиться. Безусловно, предложенные игры не заменят ребенку логопедические занятия, но помогут ему успешно усвоить определенный учебный материал.

И об этом следующая серия наших игр.

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению "Песочная грамота"


Игра "Песочная грамота"

В игре"Путешествие в страну "А", взрослый проговаривает стихотворение-инструкцию[2,с.10], а дети строят сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Эта простая игра помогает нам решать немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха. Как мы знаем, именно это является основой формирования правильного звукопроизношения. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый нами материал и формы его подачи: яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков, на первых этапах коррекционной работы облегчают процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, можно усложнить ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так можно знакомить детей с остальными звуками.

Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие "буква", хотя и использовали их в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, мы готовим детей к обучению элементам чтения. Не оперируя пока понятием они уже узнают буквы. И начинают, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.

"Живые буквы"

Непросто маленькому ребенку понять разницу между звуком и буквой. С миром Звуков мы знакомы. Давайте узнаем, кто же такие Буквы. Конечно, Вы знаете, что буква - это графическое изображение звука. Но такая терминология - не для ребенка. Позовем на помощь игру-сказку.

К ребенку можно обратиться следующим образом. «Мы уже с тобой побывали в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если Звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внимательно рассмотрим их одежду. (Показываю фигурку принцессы А). Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки "Буквами". Правда, интересное название? Давай его запомним».


Игра "Живые буквы"

Таким образом, мы разделили понятия "Звука" и "Буквы". Теперь, мы можем вызывать сказочных жителей не только голосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак, в наших играх появляются новые персонажи - буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона). Это важно для тактильного осознавания ребенком абстрактных символов. Он должен не только зрительно запоминать буквы, но и подключать к этому телесную память.

По этому принципу Вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов). Специалисты могут использовать эти сказки для введения понятий "слог-слияние" и "слог-примыкание". Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Можно лепить буквы из влажного песка, писать их на песке. Сначала пальчиком, потом - палочкой, держа ее как ручку. Потом часть букв почему-то оказывается засыпанной песком (может, в этом виноват ветер, мышки и другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стертую букву (Разве это возможно было бы на бумаге?).

На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и "безболезненнее", чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.

После проведенной коррекционной работы уже через несколько месяцев были отмечены значительные сдвиги в эмоциональной сфере детей: они стали более внимательными и усидчивыми на занятиях, дружелюбными, сплоченными, жизнерадостными (см. рис №2):


При создании и анализе сказок было отмечено не только совершенствование у детей всех компонентов речевого развития: словаря, грамматики, словообразования, звукопроизношения и связной монологической речи, но и были сформированы навыки эмоциональной стабильности, снижен уровень тревожности, дети стали дружелюбными, а так же были не только сформированы, но и систематизированы знания детей о пространственно-временных представлениях.

Подводя итоги своей работы, можно сказать, что дети с удовольствием «творят» сказки, с радостью бегут на занятия, с увлечением рассказывают, играют, рисуют, танцуют. Для них это — увлекательная игра, а для нас — достоверный материал для диагностики и коррекции.

Мы надеемся, что предложенные нами модели игр помогут вам творчески осуществлять работу по коррекции речевых нарушений. Также на песок можно переносить и все известные вам игры, направленные на формирование навыков письма.

Нами представлен опыт коррекционной работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое. Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии.
Литература

1.Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева "Практикум по сказкотерапии" Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000.-310с.

2.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

3.Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева "Путь к волшебству." Теория и практика сказкотерапии, СПб.: "Златоуст", 1998. - 352 с.

4.О.Н.Каушкаль, И.Н.Чернышова "Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком "Сказка в песочнице", учебно-методическое пособие, Москва "Центр педагогического образования"2014.-80с.

5.О.А.Шорохова "Играем в сказку" Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.-М,ТЦ Сфера, 2006г, 206с.

Матушевская Анна Анатольевна

дата рождения: 27 октября 1972 г

место работы: г.Волгодонск, Ростовская область, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.Волгодонска (МБДОУ ДС «Светлячок» г.Волгодонска), учитель-логопед высшей квалификационной категории

e-mail: m-anna-271072@yandex.ru

домашний адрес: 347383 г.Волгодонск Ростовская область, ул.Карла Маркса д.32,кв.5

контактный телефон: +79286260978

паспортные данные: серия 6017№231694, выдан отделом УФМС России по Ростовской области городе Волгодонске 09.11.2017г,код подразделения 610-001

номер ИНН: 614304376816

номер страхового пенсионного свидетельства: 034-669-251-70





перейти в каталог файлов


связь с админом