Главная страница

Мерили Зденек.Развитие правого полушария. Мерили Зденек Развитие правого полушария (неполный


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеМерили Зденек Развитие правого полушария (неполный
АнкорМерили Зденек.Развитие правого полушария.doc
Дата16.09.2017
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМерили Зденек.Развитие правого полушария.doc
ТипРеферат
#26324
страница1 из 10
Каталогid3063298

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Autumn_2018_2weeks_russian_leaflet_A4_v2_forms.pdf, SZh_sirota_22_goda.pdf, examiner_39_s_comment-starters.pdf, examiner_39_s_comments-movers.pdf, examiner_39_s_comments-flyers.pdf, Travel_Guide_Great_Britain_39_s_Best_Trips.pdf, SChITALKI_DLYa_DOShKOL_NIKOV.doc, DEL_FINY.pdf, SnowmanPack.pdf, days1.pdf и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Мерили Зденек
Развитие правого полушария
(неполный вариант)

Лишь около 10 процентов людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют творческий потенциал правого. Данная книга поможет развить и научится пользоваться возможностями правого полушария головного мозга.

Содержание
Часть I. Теория
Предисловие

1. Возможности интеллекта

Приглашение

Три вопроса

Несколько предупреждений

2. Творчество и интуиция

Что значит мыслить творчески

Развенчивая старые мифы

Начало

Что показали исследования

Новые взгляды на творческие способности

Сферы специализации левого полушария

Сферы специализации правого полушария

Остальные пять процентов

Развитие полушарий головного мозга

Идеальное партнерство

Когда полушария враждуют

Гипотетический случай

Реабилитация мозга

Древние знания

Противоречия

3. Ключ к повышению творческих способностей

Введение

Категория 1. «Отключение» левого полушария

Категория 2. Тренировка биологической обратной связи

Категория 3. Направляемое зрительное воображение

Категория 4. Переходные объекты

Категория 5. Писание «другой» рукой

Категория 6. Стимуляция чувств

Категория 7. Фантазия

Категория 8. Работа со сновидениями

Категория 9. Свободные ассоциации

Категория 10. Дары правого полушария мозга

Категория 11. Утверждения

Два условия для достижения успеха
Часть III. Практика. Ваша персональная программа
Введение. Как использовать персональную программу

День 1.

Диаграмма осознания и оценки состояния

Что левое полушарие вашего мозга «думает» о вас

1. Мандала №1

2. Классическое начало

3. В далеком лесу

4. Вы можете снова вернуться домой

5. Что правое полушарие вашего мозга «думает» о вас

6. Тренировка ваших чувств

7. Воссоздание

8. Послушаем сновидца

Специальные инструкции для работы со сновидениями (дни 1-6)

9. Утренняя мудрость №1

10. Сводная характеристика сознания №1

11. Программирование успеха

День 2.

1. Мандала №2

2. Цвета сознания

3. Место для вас

4. Мудрость прошлого

5. Синтез целей

6. Необычный способ видеть

7. Отдаленное место, далекое будущее

8. Расшифровка послания

9. Утренняя мудрость №2

10. Сводная характеристика сознания №2

11. Высокая оценка

День 3.

1. Мандала №3

2. Воображение

3. Избавиться от проблемы

4. Воскрешённый успех

5. Отсрочка вынесения приговора

6. Другой способ слышать

7. Ваша летающая машина

8. Что известно аборигенам

9. Утренняя мудрость №3

10. Сводная характеристика сознания №3

11. Использование подарка

День 4.

1. Мандала №4

2. Сущность предложения

3. Тайная пещера

4. Пещерные рисунки

5. Навязчивые мысли

6. Необычное восприятие осязательных ощущении

7. Вы - писатель: вот ваш сценарий

8. Скажите «привет» постановщику своих снов

9. Утренняя мудрость №4

10. Сводная характеристика сознания №4

11. Вам принадлежит ответственность

День 5.

1. Мандала № 5

2. Предложение погрузиться глубже

3. За закрытыми дверями

4. Обращение неудачи в успех

5. Если бы...

6. Необычный способ ощущения вкуса/запаха

7. Далекое место, далекое время

8. Диалог с актерами

9. Утренняя мудрость №5

10. Сводная характеристика сознания № 5

11. Ценность вашего дара

День 6.

1. Мандала № 6

2. Воображаемый массаж

3. Лестница в прошлое

4. Обратное движение

5. Словесный портрет

6. Необычный способ понимания

7. Путешествие на незнакомую планету

8. Программирование вашего вестника

9. Интерпретация утренней мудрости

10. Сводная характеристика сознания № 6

11. Появляющееся вдохновение

Часть I. Теория

Предисловие
Творческие способности и их связь с правым полушарием головного мозга - объект повышенного интереса не только для ученых, но также для той части обычных людей, которую интересует эффективное применение воображения. Как психиатр и психоаналитик, работающий над исследованием правого полушария, я восхищен программой Мэрили Зденек по повышению творческих способностей, которая основана на достоверных научных фактах.

В ходе научных исследований Роджера Сперри, Джозефа Боугена и Майкла Газзанига было установлено, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию и имеет свои области специализации. Эти открытия привели к тому, что во многих клиниках и экспериментальных лабораториях стала изучаться деятельность каждого из полушарий головного мозга по отдельности.

Хирургическое разделение полушарий мозга позволило наблюдать работу, каждого из них в отдельности. В ходе проведенных исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации, логическое мышление и видит не лес, а множество деревьев. Правое же полушарие, напротив, специализируется на интуиции, пространственной ориентации, и благодаря ему мы имеем чувство целого, воспринимаем множество деревьев как лес. Кроме восприятия целого, правое полушарие также отвечает и за выражение чувств.

В 1970 году мне посчастливилось познакомиться с двенадцатью пациентами доктора Боугена, у которых он посредством хирургического вмешательства разделил головной мозг на два независимых полушария. В течение последних десяти лет я проводил различные исследования этих пациентов доктора Боугена. В ходе исследований я установил, что этим людям крайне редко удается припомнить мечты и фантазии, а когда они иногда припоминают их, оказывается, что эти мечты утилитарны, практически лишены фантазии и привязаны к реальности. Вместе с доктором Боугеном мы установили, что люди, у которых разделены полушария головного мозга, не могут выражать в словах свои чувства и не в состоянии передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует немного фантазии.

Эти наблюдения подтвердили открытия Боугена, заключающиеся в том, что разделение полушарий головного мозга приводит к снижению творческих способностей. Творческие люди, и в особенности художники, остро нуждаются в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией.

Мэрили Зденек перевела, результаты научных исследований и наблюдений на язык, полный поэзии и интуиции. В «Развитии правого полушария» она обогатила наше понимание личных возможностей человека, и в особенности возможностей правого полушария головного мозга.

Ее интервью с людьми, которые добились выдающихся успехов благодаря активному использованию возможностей правого полушария, обращают наше внимание на его огромный потенциал, которому мы обычно не уделяем должного интереса при психиатрических и психотерапевтических исследованиях. Однако при проведении таких исследований следует сочетать и науку, и искусство.

Шестидневная программа Мэрили Зденек включает в себя и древнее искусство медитации, и современные достижения в области расслабления и активизации работы воображения. При составлении своей программы Мэрили Зденек учла достижения Фрейда, Юнга, Уинникотта и некоторых эго-психологов, таких как Эрик Эриксон.

Энтузиазм и интуиция автора этой книги заставляют читателя обратить внимание на его собственный творческий потенциал, который зачастую остается невостребованным. Читая эту книгу, мы перестаем недооценивать свой творческий потенциал - такую его оценку навязывает нам левое (логическое) полушарие нашего мозга. Стимулируя работу правого полушария, мы высвобождаем свое воображение, чтобы использовать его силы, которые часто игнорируются нами.

Оптимистичный взгляд Мэрили Зденек на возможность полного использования своих способностей для борьбы с несостоятельностью и депрессией представляется мне весьма полезным. Ценность такого взгляда становится особенно очевидной в кабинете психоаналитика, каковым я и являюсь. Эта книга помогает читателю по-новому взглянуть на свои способности и почувствовать себя сильнее в борьбе с жизнью, успешно пройти через, как сказал Бодлер «лес символов» к самоутверждению и полному раскрытию своего потенциала.
Клаус Д. Хоппе,

доктор медицины, доктор философии, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, директор центра научных исследований и продолжения медицинского образования, клиника Хакера.

1. Возможности интеллекта

Приглашение
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, - крикнул мальчишка этому человеку. -- Зачем вы стучите по этому камню?» Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ, «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу?»

Какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества! Мы часто думаем о творчестве как об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на свободу, пока процесс создания скульптуры не будет завершен.

Книга «Развитие правого полушария» призвана стать для вас и вашего творческого мышления тем же, чем стало новое отношение к творческому процессу для Микеланджело и его ангела. Быть может, ваш «ангел» не столь гениален, как ангел Микеланджело, но мы всё равно сможем по-новому подойти к процессу творчества. Мы можем освободить ангела, ведь всё в наших руках!

Почти все люди хотят увеличить свой творческий потенциал. Но многие считают, что писатели, композиторы, художники, дизайнеры и другие творческие люди обладают особенными способностями к творчеству, которых лишены остальные смертные. Однако эта точка зрения не совсем правильна. Художник живет в каждом из нас. Силы воображения дремлют в отдаленных уголках нашего сознания; многие не обращают на них должного внимания или попросту их игнорируют.

Цель этой книги - увеличить ваши творческие способности и повысить эффективность вашей работы. Когда вы научитесь использовать огромные потенциальные возможности правого полушария мозга, вам станет легче решать сложные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.

У девяноста пяти процентов людей обработкой вербальной информации занимается левое полушарие. Оно «знает», как действовать логично и всё анализировать, но оно никоим образом не связано с работой интуиции и воображения. И интуиция, и воображение - это сферы, на которых специализируется правое полушарие.

В нашем обществе логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие, весьма ценят, а на интуицию и образное мышление, курируемые правым полушарием, не обращают особого внимания. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется - взрослые разучились мечтать и фантазировать. Однако с помощью специальных упражнений можно развить скрытые возможности правого полушария, в частности воображение.

О громадных возможностях правого полушария я впервые узнала двадцать пять лет назад от литературного критика «Лос-Анджелес Тайме» Роберта Кирша. Он использовал специфические приемы для увеличения эффективности своей и без того продуктивной работы и предложил мне попробовать эти же приемы. Честно говоря, мне было жаль терять время на выполнение каких-то упражнений, которые казались мне слишком простыми и несерьезными, чтобы существенно повысить эффективность моей работы. Но из любопытства я решила попробовать. К моему великому удивлению, некоторые из его приемов подействовали прекрасно. Я была просто поражена результатами и начала модифицировать приемы Роберта Кирша, создавать новые упражнения и формировать из них своеобразную программу для развития правого полушария головного мозга.

С 1970 года я провела множество исследований и наблюдений, а разработав серию упражнений для стимуляции работы правого полушария мозга и, проверив ее эффективность на своих студентах, была просто поражена результатами. Я даже не ожидала такого успеха. Особенно меня поразило то, насколько быстро протекает процесс развития творческого мышления. Буквально в течение нескольких часов барьеры, мешавшие творческому мышлению, были сломаны, и воображение заработало. Я увидела «освобожденных ангелов» там, где раньше видела простой камень.

Некоторые из предлагаемых вашему вниманию упражнений уходят своими корнями в глубокую древность. История техники медитации и йоги насчитывает несколько тысячелетий. Другие упражнения были разработаны психиатрами и психоаналитиками совсем недавно, во время исследований биологической обратной связи (БОС). Некоторые же базируются на оригинальных предложениях Роберта Кирша. Многие упражнения я разработала специально для этой программы.

Три вопроса
На всех моих семинарах аудитория обычно хотела знать ответы на следующие три вопроса:


1. Что является научной основой книги «Развитие правого полушария»?


2. Как используют приемы для развития правого полушария люди, которым всё удается?


3. Что изменится в моей жизни после выполнения серии этих упражнений?

С учетом этих вопросов моя книга состоит из трех частей. Ответы на них ведут вас от интеллектуального понимания функций правого полушария к наблюдению процесса функционального развития правого полушария и, наконец, к выполнению самой программы.

Первая часть этой книги объясняет, какую роль играет правое полушарие головного мозга в процессе творчества. Старые мифы о неуловимости и призрачности творческих способностей развеяны новыми научными открытиями. Понимание различий между функциями полушарий головного мозга является первым шагом в процессе стимулирования работы неразвитого правого полушария.

Целью этой книги не является развитие правого полушария только ради самого развития. Развивать правое полушарие необходимо для того, чтобы между обоими полушариями сохранялся баланс, обеспечивающий наиболее эффективную работу. Если вам удастся установить такой баланс, то ваша работа будет намного продуктивнее. В первой части книги вы также познакомитесь с одиннадцатью категориями упражнений, которые я разработала для стимуляции работы правого полушария мозга.

Для развития творческих способностей и увеличения эффективности работы эту программу использовали люди самых разных профессий. Содержащиеся в ней упражнения помогли этим людям добиться успеха в различных областях человеческой деятельности. Восемь выдающихся мужчин и женщин согласились дать мне интервью и высказали в них свои соображения относительно процесса творчества. Это писатели Рэй Брэдбери и Барбара Голдсмит, карикатурист Чарльз Шульц, артист Стив Аллен, секретный агент Иб Мельхиор, профессор Стэнфордского университета Роберт Макким, дизайнер Клео Бальдон и танцовщица и хореограф Мардж Чэмпион. Эти интервью помогают понять, как творческие люди используют в своей работе потенциальные возможности правого полушария мозга. Личные приемы стимулирования работы воображения вместе с интервью содержатся во второй части книги.

В следующей же части книги изложена сама программа развития правого полушария. Шестьдесят семь упражнений, разбитые на одиннадцать категорий, помогут вам понять, насколько велик ваш творческий потенциал (в частности, воображение) и как его можно использовать. Вы будете поражены разнообразием упражнений и возможностей их применения в реальной жизни. Все упражнения чрезвычайно эффективны. Если вы хотите развить творческие способности и увеличить эффективность своей работы, если вы хотите научиться легко решать сложные проблемы, то именно приведенные упражнения помогут вам достичь этих целей.

Книга «Развитие правого полушария» построена как ваше личное учебное пособие. Если бы вы были моим клиентом, то я бы сказала, что нам нужно работать в течение шести дней по два часа в день. Когда вы будете выполнять эту программу - не торопитесь! Также, пожалуйста, не забывайте, что упражнения имеют кумулятивный эффект, и поэтому результаты будут лучше, если вы будете выполнять упражнения последовательно в течение шести дней без перерывов. Если у вас хорошо развиты интуиция и воображение, то вы почувствуете результат после выполнения нескольких упражнений.

Если же интуиция и воображение у вас развиты плохо, то результат вы почувствуете через несколько дней.

Используя эти упражнения, вы научитесь легко активизировать свои творческие способности; вы сумеете самостоятельно входить в состояние творческого подъема.

Несколько предупреждений
Правое полушарие мозга, однако, не является местом обитания только лишь ангелов и муз - в нем также живут и драконы. Попадая в эту загадочную область интеллекта, вы рискуете столкнуться со страшными драконами, которые охраняют сон муз. Поэтому не лишним будет кое о чем вас предупредить.

Драконы часто дышат огнем и могут быть опасными в том случае, если у нас нет никакой защиты. Бывают периоды, когда, никому из нас не следует пытаться попасть в подсознание. Я не советовала бы вам выполнять упражнения для развития правого полушария тогда, когда вы находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Следует также напомнить, что некоторым людям вообще не стоит пытаться проникнуть в подсознание без консультации врача. Вы должны знать, к чему вы предрасположены, и в зависимости от этого принимать решение. К примеру, если вы склонны к нервным расстройствам, то вам лучше не использовать эти упражнения, или (по крайней мере) в этом случае вам следует посоветоваться с психиатром. Когда вы будете принимать решение, учитывайте «мнения» обоих полушарий мозга.

Не верьте людям, которые говорят, что существует только один способ проникновения в подсознание. Есть люди, которые в течение нескольких лет занимались развитием правого полушария, но их приемы не имеют ничего общего с теми упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию в этой книге. Возможно, у некоторых людей есть свои собственные приемы, помогающие им проникать в область подсознания. Не исключено, что эти приемы они выработали неосознанно; может быть, они вообще не подозревают о том, что используют для этого какие-то приемы.

Если вы - один из тех, кто занимается творческой деятельностью, и ваша работа отличается высокой продуктивностью, то вы явно используете какие-то свои способы для вовлечения вашего подсознания в процесс творчества. Я надеюсь, что в этой книге вы найдете приемы, которые пополнят связку «ключей», открывающих дверь в подсознание. У каждого есть свои приемы для повышения продуктивности работы, но все упражнения, приведенные в этой книге, были разработаны для того, чтобы помочь вам работать с максимальной продуктивностью, на которую вы способны. Выполняя эти упражнения, вы научитесь легко повышать эффективность вашей работы, а это, без сомнения, весьма важно.

Некоторые из вас наверняка испытывали периоды творческого подъема, которые сопровождались чувством экстаза. И большинство из нас относятся к этому как к мистическому, загадочному процессу, который нельзя понять и которым тем более нельзя управлять. Писатели, и в особенности поэты, объясняют эти периоды творческого подъема посещениями музы. Муза - это мифическое существо, живущее где-то на небесах и являющееся творцам для того, чтобы подсказать блестящие мысли и, в частности, бесподобные рифмы и метафоры.

Но это лишь красивая сказка. Муза живет внутри нас. Она вдохновляет не только писателей и художников, но и ученых, и бизнесменов, и домохозяек. Эта муза является частью нашей личности, и она обладает всеми потенциальными возможностями подсознания. Можно сказать, что муза живет в правом полушарии мозга, и только наше пренебрежительное отношение к возможностям правого полушария мешает ей «выйти наружу».

Но муза - ваш друг и помощник в труде. Эта книга поможет вам подобрать ключ к жилищу музы, а все остальное зависит от вас самих.

2. Творчество и интуиция

Что значит мыслить творчески
Несколько лет назад мне пришлось работать над пьесой. Я уединилась на целый месяц для того, чтобы заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь. К моему удивлению, мне понравилось работать целые сутки, выделяя время на еду и сон тогда, когда это было совершенно необходимо. Когда работа шла хорошо, когда мне казалось, что слова сами ложатся на бумагу, когда главная героиня и ее переживания были мне так близки, что я чувствовала, как ее слезы увлажняют мои глаза, - тогда я поняла, что во мне произошли какие-то физиологические изменения. Мне казалось, что цвета стали ярче, знакомая музыка стала новой, я находила в ней совершенно новые нюансы, которых раньше просто не замечала. У меня не было аппетита, а все чувства были обострены. Возможно, единственным словом, которое может приблизительно описать охватившее меня состояние, является восторг. Чувства настолько переполняли меня, что мне было трудно их сдерживать, они рождали какие-то интуитивные подсказки, которые потом складывались в осознанные идеи.

Позже, когда я думала о том состоянии небывалого творческого подъема и анализировала свои чувства, я была озадачена физиологическими изменениями. Я помнила чувство переполненности, я чувствовала, что взлетела на такую высоту, на которую мне раньше никогда не удавалось подняться. Позже я вспомнила шутки с том, что писатели просто сумасшедшие и что их творения являются продуктом работы больного сознания.

Сейчас мне интересно было узнать: испытывают ли другие то же, что тогда ощущала я, или же эти чувства уникальны и никто, кроме меня, их не испытывал.

Я успокоилась, когда прочитала «Мужество творить» Ролло Мэй; в этой книге описывались чувства, похожие на испытанные мной, причем люди переживали эти ощущения в периоды напряженной творческой работы. Оказалось, что подобные ощущения свойственны поэтам, писателям, ученым и другим творческим людям, которые напряженно работают над какой-либо проблемой. Мне вообще кажется, что такие ощущения бывают и у любого человека, если он хоть раз осмелился проникнуть в область вопросов, ответы на которые может дать только лишь мудрость подсознания.

Если вам удастся почувствовать внутреннюю дрожь ожидания в процессе творчества, то постарайтесь внимательно прислушаться к своим чувствам и получить от них удовольствие. Попробуйте запомнить это ощущение - его, как редкий подарок, иногда посылает нам правое полушарие нашего мозга. Из-за потрясающей силы этих ощущений бывает трудно поверить, что источник этих чувств находится в нас самих, а не является даром богов или результатом посещения музы.

Упоминания о творческом экстазе часто встречаются в литературе. В основном о нем пишут поэты и философы, но в это состояние могут попадать все, чья работа в той или иной степени связана с интуицией. Физик Алан Лайтмэн вспоминает: «Мое первое соприкосновение с возможностью заниматься наукой при помощи правого полушария, с творческим экстазом произошло десять лет назад, когда я был студентом последнего курса... Некоторые люди пытаются описать такое ощущение следующим образом: «Мне казалось, что мои чувства воспарили ввысь, в то время как все остальное упало вниз». Мне же кажется: то, что я испытывал, лучше описывает следующее сравнение. Предположим, ты плывешь на лодке, и при этом дует сильный, почти ураганный ветер. Обычно корпус лодки постоянно находится в воде, и это существенно снижает скорость. Когда же сильнейший порыв ветра подхватывает лодку, то она на какое-то время словно выпрыгивает из воды; в такой момент сила трения практически сводится к нулю, и это вызывает чувство полета.

Подобное ощущение мне удалось испытать всего несколько раз за всю мою научную жизнь. И каждый раз оно длилось всего несколько секунд. Эйнштейну же и Дарвину, наверное, удавалось пребывать в таком состоянии в течение нескольких часов подряд. Я уверен, что весь мой многолетний кропотливый труд за письменным столом стоит тех кратких мгновений творческого восторга, которые мне удалось испытать. Мне кажется, что я отдал бы за них гораздо больше».

Развенчивая старые мифы
С древних времен люди верили мифу о том, что творческое вдохновение снисходит на человека свыше, что оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение чем-то мистическим. Они уверены, что вдохновение посещает их лишь время от времени, и что они никоим образом не могут им управлять, потому что оно не поддается никакому контролю. Ниже приводятся примеры того, что думают известные писатели о вдохновении.

Джозеф Хеллер: «Я не понимаю сущность процесса работы воображения, не знаю, с чем связано моё вдохновение, но я знаю, что полностью от него завишу. Мне кажется, что идеи витают вокруг меня в пространстве и время от времени спускаются ко мне. Они могут приходить. А сам я их создавать не могу.»

Джеймс Дикки: «Когда я пишу, я чувствую какое-то сумасшествие... Я не знаю, что это такое и с чем это связано...»

Джоан Дидион: «Процесс создания произведения остается для меня совершенной загадкой...»

Эрика Йонг: «Я не знаю, откуда в моем сознании возникает первая строчка, которую я потом напишу. Я понятия не имею, кто мне ее подсказывает. Может быть, это муза. Кстати говоря, я действительно верю в музу.»

Гор Видал: «Я никогда не знаю, что произойдет в следующий момент... это весьма странно, не правда ли?»

Похоже, что писатели, как, впрочем, и остальные люди, не могут по собственному желанию активизировать свои творческие способности. Они никак не могут объяснить творческий подъем и периоды отсутствия вдохновения, когда не удается написать ни одной стоящей строчки.

За последние несколько лет наше понимание процесса творчества и творческих способностей претерпело такие значительные изменения, что даже старые мифы видятся нам в новом свете. Многие теперь поверили в то, что они не зависят от капризов ветреной музы. Теперь они поняли, что идеи носятся не в воздухе, а в голове. Нужно только научиться ловить их. Многие научились верить в большие возможности подсознания и активизировать его для участия в процессе творчества.

Начало
Письменный стол, за которым я работаю, весь завален медицинскими журналами и научными статьями. В стороне лежат записи моих бесед с нейрохирургами, психиатрами и психобиологами. А стопки книг по интересующему меня вопросу возвышаются с обеих сторон стола, образуя как бы стены, которые защищают мое рабочее место.

Неважно, какую из этих книг я открываю и на какой странице, но мне постоянно встречаются три имени: Сперри, Боуген и Газзанига. Роджер Сперри - это психобиолог из Калифорнийского технологического института. В 1981 году он стал Нобелевским лауреатом в области физиологии и медицины. Эта престижная премия была присуждена ему за исследования функций разделенных полушарий головного мозга. Под руководством Сперра его студент Майкл Газзанига осуществил тестирование пациентов; нейрохирург Джозеф Боуген -провел нейрологические тесты и вместе с Филиппом Фогелем впервые провел операцию по разделению полушарий головного мозга. Эти люди, а также многие другие, кто работал вместе с ними, впервые установили, в чем заключаются различия между левым и правым полушариями головного мозга. Вообще исследования, связанные с разделением полушарий головного мозга человека, велись в Калифорнийском технологическом институте с 1960 года, а опыты на животных ставились еще в пятидесятые годы. Однажды предоставилась возможность провести опыты и на, человеке. В. Дж. был солдатом во время Второй мировой войны. Приземлившись с парашютом во вражеский тыл, он попал в плен. Его поместили в лагерь для военнопленных, где ему был нанесен страшный удар по голове прикладом винтовки. В результате этого удара он получил серьезнейшую черепно-мозговую травму, и у него начались припадки - жуткие судороги, которые сделали невозможной нормальную жизнь.

Врачам не удавалось хоть как-то облегчить страдания В. Дж. от приобретенной эпилепсии, и они решили, что он будет первым пациентом, кому посредством хирургического вмешательства разделят полушария головного мозга. Идея состояла в следующем: нейрохирурги разрежут corрus callosum - сплетение нервных тканей, которое соединяет правое и левое полушария головного мозга и по которому судороги (точнее, нежелательное нервное возбуждение, вызывающее судороги) В. Дж. переходят из одного полушария в другое, а, следовательно, из одной части тела в другую. Таким образов полушария будут изолированы друг от друга, и если» судорога инициируется в одном полушарии, то она не сможет распространиться на другое. Благодаря этому боли во время припадков станут менее жестокими, и дальше пациента можно будет лечить с помощью медикаментов. Врачи думали, что если все пройдет успешно, то страдания В. Дж. уменьшатся. Операция удалась, и вскоре еще один пациент, а потом и еще десять перенесли эту операцию. После операции этих пациентов долгое время обследовали для того, чтобы выявить последствия.

Что показали исследования
В ходе проведенных исследований было установлено, что через соrpus callosum информация поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же соrрus сallosum разрезали, полушария мозга потеряли возможность сообщаться друг с другом. Можно сказать, что у каждого человека функционируют два мозга, и без помощи соrрus сallosum один из них не может знать, что происходит в другом. Изучая полушария в отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения ученые установили, какие задачи решает право-полушарие, а какие - левое. В приложении рассказывается о процедурах, с помощью которых проводилось изучение функций головного мозга. Итак, исследователи установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Проведенные исследования помогли выяснить, что соrрus сallosum позволяет обоим полушариям работать вместе, однако при выполнении определенных задач одно из полушарий доминирует над другим в зависимости от характера решаемой задачи.

Новые взгляды на творческие способности
Из трех ученых, работавших над хирургическим разделением полушарий мозга и совершивших революцию в области знаний о головном мозге и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя работе по изучению творческих способностей и самого процесса, творчества. В настоящее время еще примерно дюжина учёных работает над изучением процесса творчества.

У девяноста пяти процентов людей левое полушарие отвечает за запоминание имен, арифметические операции, фиксирование времени и выполняет многие другие функции; оно работает логично и прямолинейно. Правое же полушарие более загадочно. В нем рождаются метафоры и чувства. Мечты и фантазии, работа воображения в целом - это также одна из функций правого полушария.

Когда художник инстинктивно чувствует цветовую гамму, необходимую для создания именно этой его картины, когда музыкант импровизирует на концерте, отклоняясь от основной темы, когда писатель буквально слышит, что говорят его герои, - это работает правое полушарие мозга. Зародыш страсти и творчества таится именно в правом полушарии.

Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом.

Дети с раннего детства замечают, что следование общепринятым нормам поощряется больше, чем творчество.

Как известно, мышцы атрофируются, если им в течение длительного времени не давать нагрузки. Точно так же ослабевают и способности правого полушария, если их не использовать. Однако ослабление способностей не означает, что их невозможно восстановить, и первый шаг на пути к восстановлению способностей правого творческого полушария - ознакомиться с тем, чего следует ожидать от каждого из двух полушарий.

Сферы специализации левого полушария
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.

Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательное мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Сферы специализации правого полушария
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если...» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Остальные пять процентов
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для девяноста пяти процентов людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно десять процентов, определить труднее. У большинства из них такая же специализация, как и у правшей. Но в некоторых случаях бывает, что языковые способности и пространственная ориентация контролируются разными полушариями, то есть часть этих способностей контролируется правым полушарием, а другая часть - левым. Левши, матери которых также были левшами, могут даже иметь обратную специализацию; к примеру, за языковые способности у них отвечает правое полушарие, а за пространственную ориентацию - левое. Даже если вы входите в пять процентов людей, имеющих обратную специализацию то в этом нет ничего страшного. А упражнения, содержащиеся в третьей части этой книги, будут развивать то полушарие, которое у вас отвечает за интуицию и воображение.

Развитие полушарий головного мозга
Специализация полушарий головного мозга, кажется, характерна только для человека, и причем взрослого. У других приматов и маленьких детей не обнаружено никаких или почти никаких признаков специализации полушарий головного мозга. Фактически младенец может потерять целое полушарие мозга и вырасти нормальным человеком с нормальным интеллектом, потому что оба полушария головного мозга обладают потенциалом для выполнения всех функции. Однако после пяти лет потеря любого полушария мозга приведет к необратимым последствиям. Многие исследователи считают, что специализацию полушарий головного мозга вызывает приобретение языковых способностей.

Идеальное партнерство
Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то, что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.

- Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.

- Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее, все расчеты и измерения производит левое полушарие.

- Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Однако ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по-разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

Когда полушария враждуют
Когда один из партнеров в бизнесе ведет себя агрессивно по отношению к другому и пытается ущемить его интересы, это приводит к нежеланию сотрудничать. То же самое можно сказать и про взаимодействие полушарий головного мозга. Левое полушарие зачастую стремится захватить лидирующее положение, и в результате этого рассмотрение проблем происходит только с точки зрения логики и анализа, а это не всегда дает желаемый эффект, потому что интуиция, за которую отвечает правое полушарие, часто необходима для решения Определенного круга задач. Итак, левое полушарие иногда становится настолько «агрессивным», что это не идет на пользу общей работе. Вот пример того, когда полушария враждуют.

Если человек слитком полагается на левое полушарие, то он рискует утратить силу интуиции правого полушария. Это может зайти настолько далеко, что человек вовсе перестанет использовать интуицию или даже уверится в том, что она не существует в принципе. У такого человека, как правило, возникают проблемы в общении с другими людьми, потому что общий язык с окружающими помогает нам находить чувствительное правое полушарие.

Многие используют для решения проблем не то полушарие, какое следовало бы использовать. Некоторые задачи, очевидно, требуют применения возможностей правого или левого полушария, но существует достаточно большое количество задач, при рассмотрении которых трудно определить, какое из полушарий необходимо при их решении. Наибольшее число конфликтов возникает именно в таких вот «пограничных» случаях. Большинство из нас при этом полагается на сложившиеся стереотипы и не задумывается всерьез о том, какое полушарие лучше использовать. Только в последние несколько лет некоторые исследователи определили, что сознательная стимуляция какого-либо из полушарий может изменить способ решения задач.

До осуществления операции по разделению полушарий головного мозга и дальнейших исследований ученые не располагали достоверной информацией о специализации каждого из полушарий. В среде ученых часто возникали споры по этому поводу; каждый исследователь предлагал свою точку зрения на этот вопрос и свои аргументы, подкреплявшие его мнение.

Я попыталась найти в этом море информации островки самых ценных и точных сведений. С последними исследованиями в этой области меня познакомил Джей Майерс - он как раз обследует людей, перенесших операцию по разделению полушарий головного мозга. А так как меня особенно интересует творческий процесс и творческие способности, то я нашла психиатра, который работал с первыми пациентами, перенесшими эту сложную операцию. Клаус Хоппе, психоаналитик из Лос-Анджелеса, любезно согласился быть моим консультантом в интересующих меня вопросах.

Зная, что за работу фантазии, мечты и сны отвечает правое полушарие, я была очень удивлена, когда доктор Хоппе рассказал мне, что он наблюдал пациентку с удаленным полностью правым полушарием мозга, и она могла видеть сны. Но потом доктор Хоппе объяснил мне, что ее сны очень мало напоминали то, что мы обычно называем снами.

Хоппе называл свою пациентку «Миссис Джи». Он сообщил, что ей тридцать два года, что она была певицей и актрисой. Сначала она говорила доктору, что вообще не может мечтать и фантазировать. Но потом она рассказала, что ей снилось, как «доктор Боуген и психолог везут ее на стареньком Фольксвагене в ресторан и угощают лобстером и мартини». Следует отметить, что все описанное происходило на самом деле незадолго до этого. Сон «Миссис Джи» чрезвычайно привязан к реальности, он также лишен выразительных деталей и характеристик, которые обычно свойственны снам.

Гипотетический случай
Мне хочется, связать воедино все научные факты применительно к правому и левому полушариям головного мозга на примере чрезвычайного гипотетического случая. Представьте, что два человека, которым было немногим больше тридцати, перенесли в больнице операцию по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого - левое.

До операции оба пациента были правшами, и доминирующим у них было левое полушарие. Никаких отклонений от нормы не наблюдалось. Оставшееся полушарие у обоих пациентов функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили всё правое полушарие головного мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй пациент находится в одной палате с первым, он сидит на стуле и смотрит в окно. У этого пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

Теперь представьте, что вы участвуете в обследовании и изучении этих пациентов. Вы входите в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию.

(Не забывайте, правое полушарие контролирует движения левой половины тела, а левое - правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела (правой рукой, правой ногой и т. д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос - ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он просматривает заголовки. Если вы попросите сто, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

Но, продолжая беседовать с Лэрри, вы начинаете замечать опустошительный эффект, который произвела операция. По причине того, что у него нет правого полушария, левая половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать беседу, его ответы иногда бывают странными. Он всё понимает буквально. Вы спрашиваете его: «Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

Вы вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку-головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое-то отношение к его рукам.

Неожиданно два человека начинают спорить и кричать друг на друга. Лэрри понимает слова, но никак не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает никакого внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло, ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось у него после операции.

Когда вы возвращаетесь в палату, вы спрашиваете у него, не хочет ли он послушать музыку. Вы включаете радио и понимаете, что он совершенно равнодушен и мелодиям. Близкий друг Лэрри входит в палату, но Лэрри даже не узнает его, потому что левому полушарии трудно распознавать лица.

Спросите у Лэрри, снится ли ему что-либо, и вы услышите в ответ, что ничего подобного не происходило. Если же ему всё же что-то снится, то его сны обязательно будут описывать что-либо из происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу замечаете, что у него работают только левая рука и левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнаёт ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что-нибудь еще. Но правое полушарие Рика помнит только простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем еще ребенком.

Для того чтобы развлечь Рика, вы приносите ему составную картинку-головоломку, и он без труда правильно складывает ее. Когда же вы вывозите его на инвалидной коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

Рик никогда не сможет самостоятельно читать или решать математические задачи, но ему нравится слушать стихи. А исследователь снов свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы RЕМ (Rapid Eye Movement - быстрые движения глаз), а это говорит о том, что ему наверняка что-то снится.

Вы делаете подробные записи о поведении этих двух пациентов и отмечаете в них, какие функции у них сохранились после операции. Вы беспокоитесь, не упустили ли вы что-либо. Может быть, у пациентов сохранились еще какие-нибудь способности, которых вы не заметили? На основе своих наблюдений вы можете сделать вывод о том, что оба полушария головного мозга имеют четко разделенные сферы специализации, потеря же одного из них приводит к полной потере всех способностей, за которые это полушарие отвечало.

Во всем этом вы убедились на примере сравнения двух пациентов, перенесших операции по удалению разных полушарий головного мозга.

Реабилитация мозга
Человеческий организм обладает огромными потенциальными способностями к восстановлению своих функций после каких-либо травм. Вполне возможно, что у пациента, перенесшего операцию по удалению полушария головного мозга, через несколько недель или месяцев разовьются скрытые способности оставшегося полушария. Если подобную операцию сделать человеку в раннем возрасте, то выздоровление весьма вероятно. Ученые расходятся в оценке возрастного барьера, по достижении которого у человека уже не могут восстановиться все функции. Некоторые считают, что такой барьер человек перешагивает в возрасте примерно пяти лет, другие утверждают, что реабилитация возможна до того, как человеку исполнилось двадцать. Третьи же заявляют, что реабилитация возможна только до того, как человек достиг половой зрелости. У зрелых (в этом смысле) пациентов реабилитация настолько незначительна, что можно говорить о невосстановимости функций утраченного полушария.

Древние знания
Задолго до того как ученые разработали и доказали теорию о специализации полушарий головного мозга, древние интуитивно догадывались о существовании такой специализации. В различных мировых культурах левая половина тела (правое полушарие мозга) ассоциировалась с загадкой и эмоциями. А правая половина тела (левое полушарие мозга) ассоциировалась с моралью и разумным отношением. Уильям Домхофф, проводя исследования символического значения правого и левого в старинных мифах, заметил, что левая рука (правое полушарие) обычно ассоциируется с табу, жертвенностью, подсознанием, женственностью, интуицией и мечтательностью. Правая же рука (левое полушарие) ассоциируется с добром, правильностью, мужественностью и логикой. Индейцы племени хопи с юго-запада США разграничивали использование рук. Правой рукой они писали, а левую руку оставляли для музицирования. Арабы едят правой рукой, а моются левой рукой. Наши предки считали, что всякая ведьма - левша. Если младенец отказывался брать левую грудь матери, это считалось первым признаком того, что он станет святым. Полагалось также, что девочка может быть зачата с помощью семени левого яичка, а мальчик - с помощью семени правого яичка.

Считается, что о различиях между правым и левым полушариями головного мозга первым заявил Гиппократ. Различия были обнаружены им при наблюдении за ранеными воинами. У воинов, которые получил» ранения правой половины головы, отмечался паралич левой половины тела, а у воинов, раненных в левую половину головы, - паралич правой половины тела.

На основании этого Гиппократ и сделал вывод о том, что «мозг у человека двойной».

Прошло почти две тысячи лет, прежде чем это наблюдение Гиппократа привлекло внимание врачей. В 1861 году молодой французский медик Поль Брока обнаружил связь между повреждением левого полушария головного мозга и потерей речи. Это явление он назвал афазией.

После этого врачи всерьез заинтересовались мозгом и его функциями. Они стали искать различия в поведении пациентов с повреждением левого и правого полушария. Они обследовали пациентов, у которых было удалено то или иное полушарие, и поняли, насколько серьезны существующие между полушариями различия. Это произошло еще до знаменитой операции по разделению полушарий головного мозга. Как мы помним, эта операция была проведена в шестидесятых годах двадцатого века. Она позволила ученым изучать особенности обоих полушарий у одного пациента: ведь полушария были изолированы друг от друга, и благодаря этому можно было сначала наблюдать за правым полушарием, а потом - за левым. Исследования пациентов, у которых были изолированы полушария головного мозга, явились основным источником информации о специализации полушарий мозга.

Противоречия
Новые результаты научных исследований, вступающие в противоречие с общепринятыми догмами, всегда поначалу принимаются скептически. Однако в защиту тех, кто не согласен с установившимися взглядами, следует сказать, что исследования только начали приоткрывать тайну функционирования полушарий головного мозга. Мозг был великой загадкой с самых древних времен, и эта загадка не будет разгадана еще многие годы. Вряд ли я или вы доживем до того времени, когда будут раскрыты абсолютно все тайны мозга. Мы находимся в самом начале пути, и до установления неопровержимых истин мы наверняка столкнемся с большим количеством противоречивых взглядов. Поэтому при обсуждении такой сложной и тонкой темы, как функции полушарий мозга, правильнее не использовать абсолютные категории - именно поэтому я обычно употребляю выражения «в большинстве случаев», «часто», «иногда» и т.д.

В своей речи при получении Нобелевской премии доктор Сперри сказал: «Чем больше мы узнаём, тем сложнее становится картина и тем больше нам нужно узнать для того, чтобы подтвердить свои убеждения».

Медицинские исследования движутся медленно. К счастью, новая информация, получаемая учеными, позволяет исследователям сразу же применить ее для изучения творческих способностей. Если вас это заинтересовало, - потрудитесь постоянно знакомиться со специальной литературой.

Предлагаемая в этой книге программа развития правого полушария базируется на результатах исследований полушарий головного мозга, однако, не следует забывать, что эти результаты являются основой. То есть, какие бы новые знания ни получила современная наука, предлагаемые вашему вниманию упражнения всё равно можно будет использовать для развития творческих способностей.

3. Ключ к повышению творческих способностей

Введение
Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, необходимо понять специфические цели каждого из упражнений описанной здесь шестидневной программы. Почему и как они срабатывают? В чем заключается их эффект? Каким образом они способствуют стимуляции правого полушария человеческого мозга? Объяснения, изложенные ниже, освещают такие вопросы, предоставляя вам возможность понять функции упражнений левым полушарием мозга, т.е. аналитически, логически, рационально. Однако полностью осознать эффективность упражнений, описанных в третьей части книги, вы сможете лишь после того, как правая (творческая, созидательная) половина вашего мозга испытает их на себе.

Вам наверняка знакомы некоторые приемы, используемые в программе. Многие из них берут свое начало в различных видах медитации, в практике биологической обратной связи (БОС), в психиатрии, психологии и смежных областях науки. Уникальность программы заключается именно в синтезе различных методик. Ее упражнения вбирают в себя наиболее сильные и ценные методы каждой из дисциплин. Медитация поможет вам научиться расслабляться и концентрировать свое внимание, способствуя развитию спонтанности мышления и интуиции. Из психологии придет ценное понимание того, как воспоминания детских лет и стимуляция чувств могут быть использованы для переключения эмоций на решение текущих проблем. Изучив методы психиатров и опыт просвещенного племени аборигенов с Малайского полуострова, вы узнаете, как заставить собственные сновидения вполне определенным образом работать на вас. Подобно редким драгоценным камням из самых дальних уголков земли, мною были собраны идеи специалистов из широчайшего спектра областей знания, чтобы служить достижению поставленной цели.

Несмотря на то, что в упражнениях используются многие методики из психологии, программа не имеет своей целью обучение самоанализа, если же вы приобретете такие навыки, будем считать, что этой книге повезло. Задачи, решаемые описанными здесь упражнениями, четко определены: каждая категория разработана для продвижения вас прямо к достижениям в продуктивной творческой деятельности.

Прочитав эту главу и тщательно разобравшись в каждой из одиннадцати категорий упражнений, вы без труда узнаете сценарии, используемые выдающимися людьми, о которых рассказывается во второй части книги. Когда вы увидите, как эти творческие люди научились использовать потенциал правого полушария своего мозга, вам будет легче доверять процессам, происходящим в вашем собственном мозгу. Ежедневно, шесть дней подряд, вам следует выполнять по одному упражнению каждой из одиннадцати категорий. (Для первого дня курса есть одно дополнительное упражнение.) Последовательность упражнений такова, что каждое новое позволяет вам все глубже проникать на «территорию», управляемую правым полушарием мозга.

Категория 1. «Отключение» левого полушария
Люди наиболее склонны к восприятию окружающей действительности правым полушарием мозга, когда тело их расслаблено, а сознание свободно от логических рассуждений. Таким образом, первые два упражнения курса являются вспомогательными и позволяют вам достичь восприимчивого умственного и физического состояния. Вам наверняка приходилось разглядывать под микроскопом срез ветки растения или снежинку. Эти картинки являются примерами мандал - геометрических узоров, состоящих из концентрических фигур, сходящихся к центральной точке. Мандалу представляет и рисунок человеческого глаза: зрачок является фокальной точкой, а радужная оболочка образует симметричный узор. Вы также можете обнаружить мандалы в драгоценных камнях, цветах и семенах растений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом