Главная страница
qrcode

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла


Скачать 36,22 Kb.
НазваниеМесто, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла
Дата14.10.2020
Размер36,22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkargopolskaya_igrushka_konspekt.docx
ТипДокументы
#112866
Каталог

История

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.
Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.
Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.


Стихи о городецкой росписи.

В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города ....(Городец)
Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.
Городецкие узоры,

Столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Сказочные птицы

Прилетели на цветы,

И украсили мы доски

Небывалой красоты.
Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица.

«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу.

По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.

КОМПОЗИЦИЯ
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.



Сказка о славном городе Городце , знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше.
Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил мастер Данила. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста Любаша ,такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. И захотели Данила и Любаша превратить жизнь своего города в сказку: раскрасили дома, посуду, и создали вид письма - Городецкую роспись.
Работали мастер и его невеста радостно и весело, поэтому изделия у них получались светлые, согревали душу людям, веселили их. Поработав, любили отдохнуть.
Любаша: Эй, девчоночки-девчушки, веселушки -хохотушки!
Данила: Эй, мальчишки -молодцы , озорные удальцы!
Вместе: Приходите поплясать, долгий вечер скоротать!
Прослышала об умельце Даниле Баба Яга, захотела научиться у него ремеслу и пришла к нему в мастерскую.
Баба Яга: Здравствуй, Данила-мастер.
Данила: Здравствуй, бабушка.
Баба Яга: Хочу твоему ремеслу научиться!
Данила: Чтоб с деревом работа получалась, надо, чтоб оно тебя слушалось.
Баба Яга: А как этого добиться?
Данила: Если душа у тебя добрая, то и изделие хорошим будет. Доброта-то, она в дерево вкладывается. А у тебя , Баба Яга, душа не добрая, не получиться у тебя ничего.
Рассердилась Баба Яга, решила похитить мастера, чтобы люди не узнали этой росписи. Сунула свой волшебный гребень в волосы Данилы , заколдовала и увела в дремучий лес. Стала Любаша искать своего жениха- нет его нигде. Догадалась, что с Данилой случилась беда, но как помочь, как выручить мастера? А у Данилы был конь вороной, быстрый, как ветер, хозяина своего за сто верст чуял. Села на она на коня и умчалась за тридевять земель. Не удалось Бабе Яге узнать секрет мастера Данилы, отобрать у народа –городецкую роспись. Отыскал конь своего хозяина, помог Любаше найти Данилу. И поспешили жених с невестой в свой город Городец. Обрадовались жители, что вернулись их знаменитые мастер Данила с невестой Любашей, и устроили гулянье.

Конспект   занятия  на тему « Городецкая роспись»

Цель:

Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи:


Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. закреплять и углублять знания о городецкой росписи. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.


- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;

- развивать самостоятельность и творческую фантазию.


- воспитывать любовь к искусству, народным традициям;

- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

Материалы:

гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды.

Предварительная работа:

- рассматривание предметов народного промысла;

- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

- дидактическая игра "Выложим узор"

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Мы пойдем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы нарисуем сами –

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?

Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим что же нам прислали! Какие то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Украсим доску  “бутонами” и “листьями”.

Основная часть.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.                              Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера? Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию. Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттеневку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

 Проводим физминутку:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)                                                  

 Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка».

Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.


Конспект занятия по рисованию «Городецкая роспись» в старшей группе

Цели и задачи:

- учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.

- закреплять знания детей о городецкой росписи: элементы, колорит, композиция.

- воспитывать у детей творчество, фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование:

-шаблоны разделочных досок белого цвета, кисти, баночки для воды, акварель, образцы узоров.

Предшествующая работа: Знакомство с элементами росписи; роспись полоски; знакомство с историей Городецкой росписи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте историю городецкой росписи.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

«оживкой» и придает работе законченный вид. При окончательной отделке изделия покрывают лаком.

Послушайте стихотворение:

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим предметы с городецкой росписью. Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Давайте посмотрим, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия.

Воспитатель: Какие краски берут художники?

Воспитатель: А каким цветом украшаются розовые цветы? Голубые Цветы (ответы детей). Для чего мастера используют белый цвет?


На балконе две подружки

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и приступим к занятию. Но прежде чем начать рисовать, подумайте, какого цвета вы нарисуете розаны, купавки. Их рисуют вначале.

Вспомните, что сначала рисуем все одним цветом, а пока элементы сохнут, можно
Индивидуально подсказываю детям, композицию, заполнение пространства, технику , направляю детей на создание своего орнамента.

Заключительная работа:

Дети выкладывают свои работы в центре стола.

Анализ работ.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая у нас получилась с вами настоящая выставка .

!

После того, как наши работы высохнут мы их вырежем. И получившиеся дощечки повесим в уголок для нашего творчества.

Конспект по рисованию «Городецкая роспись»

Программное содержание:

в рисовании городецких цветов – розы, ромашки и бутона, соблюдая последовательность этапов изображения; в нанесении оживки с помощью кончика кисточки.

(экспозиция, экспонат, музей, выставка). Развивать творческие способности.


Материал:

Картинки с изображением городецкой росписи, заготовки из альбомных листов (силуэты разделочных досок, три образца досок поэтапного изображения основных городецких узоров, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой).

Предварительная работа: Знакомство с элементами росписи; роспись элементов на полоске бумаги; знакомство с историей Городецкой росписи.

Ход:


В: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? Какие чувства?

В:(белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?
В: Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

В: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Пчелка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку».

В:
В:
В:По каким элементам вы догадались?.

В:
Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

В:А сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).

В: Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физкультминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

В: Ребята. Как вы уже догадались, мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы, как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Самостоятельная деятельность детей по украшению разделочной доски городецким узором.

В: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

В: Правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

перейти в каталог файлов


связь с админом