Главная страница
qrcode

экзамен социалочка. Место соц психологии в системе других наук. Особенность соц психологии как науки


Скачать 225,37 Kb.
НазваниеМесто соц психологии в системе других наук. Особенность соц психологии как науки
Дата15.10.2020
Размер225,37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкзамен социалочка.docx
ТипДокументы
#112871
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5
Место соц. психологии в системе других наук. Особенность соц. психологии как науки.
Можно выделить две особенности соц. психологии, которые связаны с тем, что:

1. В качестве самостоятельного предмета эта наука возникла в начале 20 в. Это очень молодая наука. Для нее характерно много наслоений, в отличие от таких наук как физика, химия.

2. Это пограничная дисциплина, такая как биохимия, биофизика. Она имеет две родительских дисциплины: социология и психология. Такое существование затрудняет определение предмета социальной психологии.

Социальная психология возникла на стыке двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная любое общественное явление имеет свой «психологический» аспектлюдей возникают совершенно особые типы связей между ними
    Феномен лидерства в соц. психологии: теории происхождения.
    Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

    1. "Теория черт" (иногда называется "харизматической теорией", от слова "харизма", т.е. "благодать", которая интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерских". Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р. Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров.

    2. «Ситуационная теория лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел и Р. Хаус и К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации, в которой находится группа. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

    3. Функциональный подход понимал лидерство как явление, порождаемое особенностями групповой активности. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

    Таким образом, в настоящее время лидерство предстаетcя как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов: психологические характеристики личности самого лидера, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
      Стили лидерства.
      К. Левин в 1930-е годы выделил три стиля лидерства (руководства): «авторитарный», «демократический» и «попустительский».

      Авторитарный стиль

      Формальная сторона

      Деловые, краткие распоряжения

      Запреты без снисхождения, с угрозой

      Четкий язык, неприветливый тон

      Похвала и порицания субъективны

      Эмоции не принимаются в расчет

      Показ приемов — не система

      Позиция лидера — вне группы

      Содержательная сторона

      Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме)

      Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны

      Голос руководится — решающий

      Для него характерное жесткое единоличное принятие решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря постоянному контролю этот стиль управления обеспечивает приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции. Недостатки: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обуславливает повышенную стрессовую нагрузку, вредную для психического и физического здоровья. Этот стиль управления оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия).

      Демократический стиль

      Формальная сторона

      Инструкции в форме предложении

      Не сухая речь, а товарищеский тон

      Похвала и порицание — с советами

      Распоряжения и запреты — с дискуссиями

      Позиция лидера — внутри группы

      Содержательная сторона

      Мероприятия планируются не заранее, а в группе

      За реализацию предложении отвечают все

      Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

      Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к их интересам, потребностям, особенностям. Является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях руководителя.

      Попустительский стиль

      Формальная сторона

      Отсутствие похвалы, порицаний

      Тон — конвенциональный

      Никакого сотрудничества

      Позиция лидера — незаметно в стороне от группы

      Содержательная сторона

      Дела в группе идут сами собой

      Лидер не дает указаний

      Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

      Здесь «максимум демократии». Все могут высказывать свои мнения, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь. С другой стороны «минимум контроля». Даже принятые решения не выполняются, все пущено на самотек. В результате показатели работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе не благоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные конфликты
        Краткая характеристика основных этапов развития соц. психологии.
        Первый этап. Зарождение социально-психологических идей (до средины 19 в). Социальная психология формируется: А) в недрах философии, так как даже античные философы рассматривали проблему влияния общества на человека. Б) в смежных дисциплинах (антропология, этнография, языкознание, криминология.) формировался заказ на социальную психологию. СП с этой стороны стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы В) в родительских дисциплинах: социологии и психологии. В ОП господствует ассоционизм и психология во главу угла ставит индивида, а не общество. Но некоторые исследования вплотную подошли к проблеме, относящейся к компетенции социальной психологии. Социология стала анализировать психологические детерминанты.

        Второй этап (средина XIX в. по конец XIX в. или 1908г) формирование социально-психологических идей в качестве самостоятельной дисциплины, когда были построены первые самостоятельные социально-психологические теории. Их три:

        1. Психология народов. (Германия). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Ее разработали не психологи., а представители языкознания (М.Лацарус), и социологии (Г. Штейнталь).

        2. Психология масс (Франция, Италия) Исходит из индивидуальной психики и опирается на учение Г.Тарда, который разрабатывал идеи иррационального компонента мышления и теорию подражания. С точки зрения Г.Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Представлено положение о том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь. (В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIXв., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных )

        3.Теория инстинктов Макдугалла. Работа Макдугалла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки. В этом же году в США вышла книга социолога Э.Росса "Социальная психология", и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине.

        Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты.

        Основа соц поведения: инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический характер. Макдугалл перечислил пары связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения и т.д. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

        Третий этап экспериментальный (конец 19 – 20в –наши дни) характерен тем, что в Европе появляется такое направление как марксизм. Из марксизма соц. психология берет две основные идеи: -социальная детерминированность развития психики, - значение группы для формирования микросреды.

        Два подэтапа:

        Первый подэтап: до Второй мировой войны: Соц. психология в это времени наиболее развита в Америке. Основные черты американизма:

        А) резкий разрыв с традициями 19 в, американцы считали, что вся психология – отражает старую Европу

        Б) Соц. психология должна быть экспериментальной

        В) Фокус интереса – малая группа, а не большая, так как в ней можно поставить естественный лабораторный эксперимент.

        Г) Специальное отношение к практике: все направлено на практику (исследуются проблемы СМИ, армии и т.д).

        Второй подэтап: после Второй мировой войны до сегодняшних дней. Социальная психология этого периода использует все теоретические ориентации, на которых развивается современная психология. Бихевиоризм. В рамках этого его в социальной психологии разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж.Тибо и Г.Келли. Психоанализ. Ярким примером является работа под руководством Т.Адорно "Авторитарная личность", где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма.

        А также когнитивизм, гуманистическая психология.

        Таким образом, современная соц. психология, опирается на ведущие ориентации теоретические ориентации современной психологии.
          Специфические групповые эффекты: «сдвиг риска», феномен «нормализации», «огруппление мышления».
          «сдвиг риска» открытый Дж. Стоунером, который зафиксировал факт принятия группой более рискованного решения, чем индивидуальное решение. Например, в группе гораздо чаще выбиралась рискованная альтернатива «перейти без гарантий на новую высокооплачиваемую работу», а выбор «остаться на среднеоплачиваемой старой без риска» выбирался чаще во время индивидуального принятия решения.

          Феномен «нормализации» открытый С. Московиси, который зафиксировал, что группа при принятии решения отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода средние от индивидуальных. процесс усреднения общественного мнения; Например, если в группе существовали такие решения проблем как большие вложения в общее дело, а второе- не вкладывать в общее дело никаких сбережений, то групповое решение окажется усредненным, т.ею среднее вложение.

          Огруппление мышления феномен описан в 70-е годы 20 века Дженисом– Это высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Например, из-за огруппления мышления могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей в семье при покупке машины.
            Перцептивные механизмы отражающие познание человека. Проблема точности общения и средства его повышения.
            Перцептивные механизмы отражающие познание человека

            Идентификация. представляет отождествление себя с другим человеком, когда воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Например, идентификация с группой– принятие ее целей, ценностей или идентификация с другим человеком и принятие его ценностей, целей, качеств.

            Эмпатия. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

            Первый уровень – это эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, то есть сопереживание и сочувствие другому. Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по обшению. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей, Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

            Т. П. Гаврилова выделила два вида эмпатии: «сочувствие» и «сопереживание». Сопереживание, то есть переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой через отождествление с ним, а сочувствие, – переживание субъектом по поводу чувств другого.

            Примером сопереживания может служить волнение отвечающего на экзамене ученика, передающееся его товарищу, ожидающему своей очереди. Ребенок может сочувствовать старому человеку, испытывать к нему чувство жалости, хотя переживания этого человека не вполне ему понятны. При сочувствии же субъект переживает за другого как бы «бескорыстно», без соотнесения с собой. Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от другого.

            Аттракция – это механизм привлекательности какого-то одного человека для другого.

            Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

            Проблема точности общения и средства его повышения.

            В процессе общения для полной эффективности и точности должно присутствовать взаимопонимание. Важным фактором для повышения точности общения является обратная связь. В точности общения мешают различные перцептивные механизмы, искажающие восприятие человека.
              Процесс принятия группового решения, типы дискуссий и этапы
              Наиболее исследованной формой принятия группового решения является форма групповой дискуссии.

              1) Групповая дискуссия позволяет ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что ослабляет сопротивление новшества.

              2) Дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции и тем самым помочь ее участникам увидеть разные грани проблемы.

              3) Если решение инициировано группой, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, и оно превращается в групповую норму.

              Рассматривая групповую дискуссию как стадию, предшествующую принятию группового решения, рассматривают 2 ее формы групповых дискуссий: брейнсторминг и синектику.
                1   2   3   4   5

              перейти в каталог файлов


связь с админом