Главная страница
qrcode

Брифинг с молодыми профессионалами_методич_разработка_ШИ 21 Танх. Методическая разработка внеклассного мероприятия Всё, что вы хотели узнать о работе на железной дороге, но стеснялись спросить


Скачать 485,58 Kb.
НазваниеМетодическая разработка внеклассного мероприятия Всё, что вы хотели узнать о работе на железной дороге, но стеснялись спросить
Дата24.06.2020
Размер485,58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБрифинг с молодыми профессионалами_методич_разработка_ШИ 21 Танх
ТипМетодическая разработка
#111998
Каталог



Анна Каправчук

педагог дополнительного образования

ЧОУ «Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД», станция Танхой ВСЖД
Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Всё, что вы хотели узнать

о работе на железной дороге, но стеснялись спросить»


Брифинг с молодыми профессионалами

как новая форма профориентационной работы

со старшеклассниками
Кабанский район, респ. Бурятия

2019

Оглавление






















Данная методическая разработка может быть использована для подготовки как очного профориентационного мероприятия для учащихся 9-11 классов в школе или учреждении дополнительного образования, так и для проведения цифрового события – скайп-конференции или вебинара. Механизм подготовки брифинга, описанный в данной разработке, может быть использован при организации пресс-конференций в целях обучения юных журналистов.

Скачать текст методической разработки можно по QR-коду на обложке или по ссылке


Учащиеся сельских и поселковых школ имеют узкий круг лично знакомых взрослых и узкий спектр представлений о современных профессиях. Транспортная удаленность затрудняет их участие в мероприятиях вузов, профориентационных выставках и ярмарках. Например, наша школа расположена на берегу Байкала в 230 км от Улан-Удэ и в 220 км от Иркутска. Это делает любой выезд в вузы или на предприятия дорогостоящим и труднореализуемым мероприятием.

Несмотря на то, что у многих учащихся родители – железнодорожники, подростки не стремятся к созданию семейных железнодорожных династий. Причины этого:
Родители учащихся малых станций заняты на железной дороге преимущественно малоквалифицированным физическим трудом; семейный пример демотивирует.
  • Традиционные мероприятия Иркутского государственного университета путей сообщения носят информационный характер, не вызывают эмоционального отклика, достаточного для принятия решения о железнодорожной профессии.
  • У старшеклассников есть предубеждение: карьеру в РЖД построить невозможно или почти невозможно.
  • Образовательный процесс в школе и на Детской железной дороге не предусматривает знакомства и совместной деятельности школьников с молодыми железнодорожниками, а мнению взрослых подростки не склонны доверять.
    В то же время в связи с запланированной РЖД реализацией ряда крупных инфраструктурных проектов на Байкало-Амурской магистрали, комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», модернизацией действующей сети дорог потребность в кадрах для железной дороги в Иркутской области и республике Бурятия существенно возрастает.

    При любом профориентационном выборе для школьников крайне важен навык формулировки и публичного задавания вопросов специалистам, однако у них мало возможностей в этом практиковаться.

    Поэтому для организации знакомства с инженерно-техническими профессиями, востребованными на ВСЖД, было решено апробировать новый формат профориентационной работы со старшеклассниками – непосредственно в школе провести брифинг молодых железнодорожников БАМа и Транссиба. Хотелось, чтобы молодые железнодорожники показали фото- и видео со своих рабочих мест, рассказали о своем профессиональном пути, о том, как они совмещают работу на железной дороге с личной жизнью и хобби. Чтобы встреча стала более информативной, организована премодерация вопросов для брифинга (подавались заранее через мероприятие в социальной сети «Вконтакте» и на бумажных носителях) и конкурс на лучшие вопросы с точки зрения приглашенных спикеров.

    Апробация была признана участниками успешной, получила позитивные отзывы и от участников-старшеклассников, и от спикеров-железнодорожников, и от Центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики ВСЖД.

    В данной разработке систематизированы процесс подготовки брифинга, сценарий проведения и возможные направления индивидуальной пост-работы с учащимися, выбравшими железнодорожные профессии или профессии, связанные с журналистикой и PR.



    Цель: стимулировать интерес старших школьников к работе на железной дороге; сформировать представление о компетенциях, необходимых для того, чтобы самореализоваться в этой работе.
    Задачи, ориентированные на школьников:
    Повысить интерес школьников к транспортным профессиям.
  • Предоставить возможность непосредственного общения с молодежью ВСЖД
  • Попрактиковать в умении формулировать вопросы.
  • Отработать умение задавать вопрос, представляясь по образцу.
  • Отработать навык формулировки инсайтов, полученных при выслушивании ответов на вопросы.
  • Создать в соцсетях и СМИ “эхо” прошедшей встречи.
  • Сформировать с заинтересованными подростками карты компетенций и индивидуальные траектории развития по выбранным траекториям профессионального развития.

    Задачи, ориентированные на молодых специалистов:

    1. Предоставить молодым специалистам возможность презентовать себя и свой карьерный путь.

    2. Отработать навыки ответов на сложные вопросы, публичного выступления, обратной связи, оценки вопросов, соблюдения установленного тайминга.

    3. Сформировать доброжелательные отношения между спикерами-специалистами и старшеклассниками, желание продолжить знакомство или взять шефство над будущим коллегой.
    Формируемые у старшеклассников

    Компетенции
    Готовность к получению образования в течение всей профессиональной жизни
  • Знание условий целевого набора в транспортные ссузы и вузы
  • Представление о спектре железнодорожных профессий, востребованных в регионе
  • Знание о программах поддержки молодых специалистов на ВСЖД и о социальном пакете сотрудников
    Мягкие навыки (необходимые при любом профессиональном выборе):
    Инициативность
  • Решительность
  • Уверенность в публичных выступлениях
  • Коммуникабельность
  • Соблюдение правил деловой этики
    Жесткие навыки интервьюера
    Умение формулировать вопросы, которые предусматривают
    информативные ответы.
    Умение успеть задать свой вопрос при ограниченном временном ресурсе
  • Умение работать с микрофоном
  • Умение кратко излагать услышанное


    Название:

    Брифинг с молодыми специалистами БАМа и Транссиба «Всё, что вы хотели узнать о работе на железной дороге, но стеснялись спросить»
    Формат:

    Мини-пресс-конференция с модератором. Основная часть вопросов - предварительно отобранные. Мероприятие завершается фотосессией спикеров с авторами вопросов.
    Место проведения: Актовый зал школы
    Участники: Учащиеся 9-11 классов
    Тайминг: 60-120 минут

    (с учетом времени просмотра видеороликов и фотографирования)


    Через совет молодых специалистов, HR-специалистов или лично договариваемся со спикерами – гостями брифинга, назначаем время и место проведения, знакомим с форматом мероприятия и задачами спикеров (ниже).

    Количество – от 5 до 9 человек

    Возраст 19-35 лет

    Пол – оба пола

    Образование - выпускники вузов и ссузов

    География – могут быть из одного населенного пункта, но интереснее, когда из разных (крупные города, малые станции, в разных направлениях от места проведения брифинга).
    Желательно, чтобы у спикеров была в электронном виде мини-презентация:

    1. Фото на рабочем месте в спецодежде

    2. Точка на карте, где работает или фото здания, где работает

    3. Фото рабочих инструментов либо регламентирующих документов

    4. Фото с семьей или фото хобби
    В случае, если отраслевыми нормативными актами запрещена фото- и видеосъемка на рабочих местах, желательно заготовить видеоролики о профессиях спикеров, о карьере в отрасли, о молодежной политике в предприятиях отрасли.
    Задачи, которые предварительно ставятся спикерам (в рассылке или устно накануне):

    Покажите, как работа на железной дороге/в вашей отрасли становится средством исполнения детских желаний, удовлетворения материальных потребностей, способом продолжения династии, обретения стабильности, получения возможностей карьерного роста, интересной жизни, нахождения друзей и спутников жизни и т.п. Формируйте привлекательность транспортных профессий и работы на ВСЖД.
    Услышав адресованный Вам вопрос, поблагодарите задававшего за него. Прежде чем сказать что-то, задумайтесь:

    1. Если бы Вы это услышали от кого-то в свои 14-17 лет, вы бы выбрали эту профессию?

    2. Можно ли это написать в газете “Восточно-Сибирский Путь” или другом отраслевом СМИ со ссылкой на Вас?

    3. В ходе конференции фиксируйте самые интересные, яркие вопросы и имена тех, кого надо за них поблагодарить.

    4. Будьте готовы пофотографироваться с подростками и ответить в кулуарах тем, кто постеснялся задать свой вопрос публично.


    Задачи, которые предварительно ставятся старшеклассникам (устно, через классные группы в Viber, на странице мероприятия в соцсети):

    Задавая вопросы, раскрыть спикеров как личностей, “извлечь из мундиров”, познакомиться с их ценностями, приоритетами, мечтами, хобби – так, чтобы потом можно было рассказать о человеке, с которым познакомились на брифинге.

    Выяснить, дает ли железная дорога возможность самореализовываться в том, что для спикеров важно.

    Узнать из первых рук о реальных особенностях работы на БАМе и Транссибе, перспективах карьерного роста, преимуществах и недостатках разных мест работы. 

    Понять, какие личные качества помогают, а какие мешают карьерному продвижению.

    По итогам брифинга написать 1 абзац резюме в формате “Оказывается”. “На встрече с молодыми железнодорожниками я узнал, что, оказывается ....”. 

    Выставить фото с брифинга в соцсеть VK или Инстаграм с хэштэгом (#молодежьВСЖД, #волонтёрВСЖД и др.) и кратким текстом. Лидеры по числу лайков и перепостов получат сувениры. 


    Объявляется не позже чем за 5 дней до брифинга. Номинации: 

    1. Самый небанальный вопрос. 

    2. Максимальное количество вопросов от 1 автора. 

    3. Самый актуальный вопрос. 

    4. Самый профориентационный вопрос. 

    5. Самый личносто-раскрывающий вопрос. 

    6. Самый экологичный вопрос. 

    7. Лучший вопрос про ценности. 


    В электронном виде – размещаются в социальной сети VK в мероприятии (отдельными постами или комментариями к посту-анонсу брифинга).

    В бумажном виде – собираются в кабинете педагога-профориентатора или ответственного за мероприятие. Педагог-профориентатор оперативно переносит поступившие вопросы в VK, чтобы участники видели, какие вопросы уже заданы.

    В дни сбора вопросов классы (лично или через классного руководителя) информируются о том, какие уже есть «рекордсмены» и интересные вопросы.



    Задачи премодерации вопросов:

    - исключение повторяющихся вопросов;

    - замена вопросов с возможными ответами «да» или «нет» на ситуационные, проблемные, извлекающие вопросы;

    - переориентация школьников с вопросов об отрасли/о железной дороге на вопросы о работе в отрасли/на железной дороге;

    - усиление заданных вопросов о профессиях уточнениями о компетенциях, которые делают человека успешным в данной профессии.
    Задавшим вопросы предлагается их «дотянуть», «дожать».

    Например:



    Заменят ли роботы машинистов?
    Что на железной дороге скоро будут делать роботы?
    Наш брифинг – не про железную дорогу, а про работу на ней. Давай переформулируем: «
    Подробнее о премодерациивопросов – в мероприятии в VK - https://.com/railway_career_tanhoy


    Собранные вопросы формируются в единый список. С авторами, которые заявили по нескольку вопросов, решается индивидуально, какой 1 или 2 вопроса они хотят задать. Остальные вопросы распечатываются, разрезаются и раздаются «дикторам» - тем, кто хотел бы озвучить вопрос, но не успел вписаться в сроки конкурса либо задал дублирующийся вопрос.

    Полный перечень вопросов с указанием авторов и дикторов остается у модератора.

    Намечается, кого из авторов вопросов на брифинге поощрить (см. список номинаций выше), если их вопрос не будет отмечен спикерами.

    Таблички с ФИО, должностью, станцией/подразделением спикеров - по числу спикеров. Желательно соблюдение фирменного стиля РЖД/предприятия-работодателя
  • Стулья по числу спикеров с откидным столиком для таблички. Стул для ведущего справа от спикеров.
  • Озвучка зала. Микрофон модератора, микрофон спикерам, микрофон для вопросов из зала, волонтеры-носители микрофонов в зале.
  • Экран, проектор, презентор или лазерная указка
  • Папка мини-презентаций (названия - фамилия спикера)
  • Флипчарт/доска
  • Фотозона
  • Видеооператор
  • Фотограф
  • Диктофонная запись
  • Ответственный за свет в зале
    (выключает на время трансляции видео)

    12. Символические призы за лучшие вопросы

    по мнению спикеров

    13. Сувениры-призы за конкурс постов по итогам

    брифинга (демонстрируются, вручаются позже). Желательно, чтобы сувениры были брендироваными или тематически связанными с профессиями спикеров брифинга.


     Сбоку от спикеров (читаемо из зала) в начале мероприятия крупно фиксируем формат задавания вопроса:

    Здравствуйте, меня зовут _____, __класс.

    Я хочу задать вопрос ______(кому - имя, или должность, или место работы) Скажите, пожалуйста, _________.

    Уточните, пожалуйста, _________.

    Спасибо за ответ


    Здравствуйте! Сегодня впервые в нашей школе проходит брифинг молодых специалистов БАМа и Транссиба «Всё, что вы хотели узнать о работе на железной дороге, но стеснялись спросить».

    Я рада представить вам наших гостей.

    (Модератор представляет спикеров – ФИО, должность, подразделение).

    Чтобы и мы и вы сориентировались, кто есть кто, я задам несколько вопросов, на которые надо будет ответить, поднимая руку. Отвечают и те, кто в зале, и те, кто на сцене.

    - Поднимите руку, у кого есть родственники-железнодорожники. Отлично.

    - Поднимите руку, кто живет и работает не там, где родился и вырос. Замечательно.

    - Поднимите руку, кто вынужден подстраивать свою личную жизнь под график работы. Ок.

    - Поднимите руку выпускники техникумов и колледжей. Очень хорошо.

    - Поднимите руку выпускники вузов, да, большинство.

    - Поднимите руку те, кто находит в своей жизни время для спорта.

    Я попрошу тех, кто у нас «в президиуме», кратко представиться и рассказать буквально в 2-3 предложениях, в чем заключается ваша работа. Какова Ваша главная полезная функция на железной дороге? Что бы не делалось, если бы Вас там не было?

    (спикеры последовательно представляются слева направо; если есть фото или видео с рабочих мест – демонстрируют их).

    Ну что ж, теперь мы знаем, кто перед нами – и можем адресовать свои вопросы именно тем, чьи профессии нас особенно заинтересовали. Пожалуйста, поднимайте руки, кто хочет задать вопрос – а мои помощники принесут вам микрофон. Напоминаю, что мы – как на настоящем брифинге – представляемся. Только на брифинге журналисты называют свое издание или интернет-СМИ, а мы будем называть свои имя-фамилию и класс. Давайте я напомню, как мы формулируем вопрос: (зачитываем доску-флипчарт). Если Вас не устроил ответ, уточняйте. Если устроил – поблагодарите.

    Модератор направляет дискуссию, определяет порядок задавания вопросов (возможно формирование тематических блоков вопросов), руководит “носителями микрофона” по залу, анонсирует видеоролики, объявляет “свободный микрофон” после того как заготовленные вопросы будут исчерпаны (или завершает дискуссию в рамках тайминга, предупреждая “последние 2 вопроса”), просит спикеров о краткой обратной связи (1-2 минуты, о пожеланиях участникам и о назывании вопроса, который показался самым интересным.

    В процессе называния лучших вопросов волонтеры-микрофононосители разносят по залу сувениры-призы авторам этих вопросов.

    - Ребята, вы помните, что кроме конкурса прозвучавших вопросов у нас есть еще и конкурс отзывов в соцсетях. Сформулируйте одну мысль, одно открытие, один инсайт с этого брифинга. Сочините пост со словом «Оказывается» и опубликуйте его в соцсетях VK или Инстаграм вместе с фото, которое вы сейчас сделаете с самым симпатичным вам спикером. На следующей неделе мы посчитаем, чьи посты получат максимум лайков и перепостов, и вручим им вот эти замечательные ___________(демонстрируем конкурсные призы).

    Модератор или представитель HR-службы предприятия подводит итоги встречи и приглашает всех присутствующих коллективно сфотографироваться на фоне фотозоны.

    Совместная фотосессия:

    Общее фото + фото спикеров с авторами интересных вопросов.

    Идеально: у каждого подростка есть фото с железнодорожником.


    Сбор резюме встречи “Оказывается” и фото (через соцсети, мессенджеры).

    Подсчет числа лайков и репостов у публикаций с заявленными хэштэгами (не ранее чем через 5-7 дней после брифинга, включая выходные дни)

    Подготовка благодарностей лидерам конкурса популярных постов.

    Награждение авторов популярных постов на общешкольной линейке (благодарность + сувенир).

    Формирование с помощью старшеклассников фото-, видеоотчета, публикаций для школьной газеты, сайта, отраслевых или местных изданий на основе постов старшеклассников в соцсетях с впечатлениями о брифинге. Интерес к репортажу с события могут проявить корпоративные СМИ, СМИ территорий, откуда приехали спикеры.

    Выявление с классными руководителями подростков, проявивших интерес к железнодорожным профессиям.


    С подростками, заинтересовавшимися железнодородными профессиями можно:
    Проанализировать описания вакансий
  • Изучить профессиограммы смежных специальностей
  • Изучить правила поступления на соответствующие специальности вузов
  • Сформулировать перечни требуемых профессией знаний, жестких и мягких навыков
  • Проранжировать перечни компетенций
  • Выявить по 3 наиболее значимых компетенции в каждой группе
  • Заполнить карты компетенций
  • Сформулировать индивидуальные траектории развития.

    При формировании совместно со школьниками перечня компетенций для выбранной профессии нужно быть готовым к тому, что:
    Для формирования первичного перечня необходимо изучить описания вакансий по выбранной специальности, образовательные стандарты, должностные инструкции, нормативные документы вузов;
  • По ряду новых и перспективных профессий навыки еще четко не сформулированы и приходится опираться на навыки, требуемые в смежных профессиях и профессиях того же типа деятельности;
  • Перечень может оказаться весьма объемным и содержать десятки навыков;
  • При ранжировании навыков из обширного перечня лидерами рейтинга могут стать далеко не те навыки, которые изначально старшеклассник считал наиболее значимыми и необходимыми
  • Непосредственно в ходе составления карты компетенций мнение школьников о важности конкретного навыка и о его выраженности у себя может неоднократно меняться.

    Шаблон карты компетенций и образцы заполнения можно скачать по QR-коду со стр.10 или по ссылке:

    Молодые железнодорожники-волонтеры ВСЖД вдохновились и готовы выезжать в железнодорожные и муниципальные школы с аналогичными мероприятиями + другими видами совместной деятельности с подростками для активной профориентационной работы (с агитпоездом ИРГУПС или автнономно).
  • В рамках бесед после брифинга несколькими старшеклассниками достигнуты индивидуальные договоренности о визитах на рабочие места участников брифинга (индивидуальные профориентационные экскурсии, профориентационные пробы, «примерки профессии»).
  • Три подростка определились с будущей профессией, составили карту компетенций и наметили траектории дальнейшего развития с детализацией до ссылок на бесплатные образовательные ресурсы требуемой тематики (см. приложения).
  • Рекордные посты-отзывы учащихся в VK набрали до 1050 просмотров и до 118 лайков
    Например:

    Ульяна Побоченко: «Оказывается, быть железнодорожником престижно и почетно! Железная дорога будет существовать долгие годы, создавать и воплощать в жизнь новые технологии. Искусственный интеллект никогда не сможет заменить многие железнодорожные профессии»

    126 лайков, 3 репоста, 766 просмотров

    Никита Суханов: «Оказывается, в молодом возрасте можно занимать высокие должности»

    79 лайков, 1050 просмотров

    Георгий Гурков: «Сегодня прошел первый брифинг молодых железнодорожников БАМа и Транссиба. Спикеры презентовали свои рабочие места, рассказали о карьерном пути, долстижениях и планах…. Встречи подобного формата должны проводиться чаще»

    39 лайков, 494 просмотра

    Дарья Ермакова: «Было круто, спасибо за то, что вы не сидите на месте, а действуете и просвещаете будущее поколение»

    50 лайков, 787 просмотров

    Марина Бутакова: «Оказывается, железная дорога – это не что-то, к чему меня толкают всю жизнь, железная дорога – это сплоченная команда людей с железным характером и важной ролью. Каждый человек на железной дороге очень важен, надеюсь, я тоже играю свою роль»

    30 лайков, 2 репоста, 653 просмотра.

    Проводить аналогичные брифинги ежегодно, расширяя спектр представляемых профессий.
  • Включиться во Всероссийские профориентационные проекты «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ»
  • Оказать содействие волонтерам ВСЖД в организации профориентационных экскурсий
  • Помочь старшеклассникам в каникулярное время побывать на станциях Иркутск-Сортировочный, Суховская и других на профориентационных пробах.
  • Способствовать договоренностям о целевом наборе выпускников школы в транспортные вузы и ссузы
    Работодатель – Восточно-Сибирская железная дорога и ее подразделения. Контакт с волонтёрами, готовыми выезжать в школы – через Центр оценки, мониторинга персонала и молодежной политики. Контактное лицо – Губерман Яков Евгеньевич,
  • Вузы - Иркутский государственный университет путей сообщения (ежегодные каникулярняе сессии старшеклассников в вузе), Иркутский государственный технический университет (дни открытых дверей, дни науки)
  • Ссузы - Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта, Сибирский колледж транспорта и строительства (Иркутск) (дни открытых дверей)
  • Детская железная дорога (Иркутск) - практика юных железнодорожников в летние каникулы)
  • Кванториум (Иркутск) – очные сессии и онлайн-сопровождение проектов.



    Скриншоты шаблона карты компетенций для самостоятельного заполнения подростком, заполняемый Excel-файл скачивается по QR-коду выше или по ссылке




  • перейти в каталог файлов


    связь с админом