Главная страница

Методические разработки уроков. Русский язык


Скачать 53.69 Kb.
НазваниеМетодические разработки уроков. Русский язык
Анкор6188227.docx
Дата03.02.2018
Размер53.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла6188227.docx
ТипМетодические разработки
#62883
страница2 из 3
Каталогid213991544

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: yatsel_optika.docx, Burina_E_D_-_Takie_pokhozhie_raznye_bukvy_Popu.pdf, Den_Pobedy.pdf, 43425_643e28d6953717076028fb23915f4db1.pdf, Kosinova_E_M_Lexicheskaya_tetrad_dlya_doshkolnikov_1.doc, Тех.карта литер.чтение 1 класс.docx и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3
Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Целевая установка: классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению ( люди, животные, растения и др)., формировать умение ставить к словам – называющих людей и животных вопрос кто? к другим словам, названиям предметов, вопрос что? и различать эти слова по данным вопросам; различать вежливые слова и использовать их в речи, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы, ввести в активный запас учащихся вежливые слова,

План урока

1. Воспроизведение знаний о роли слов в речи, о словах, называющих предметы ( признаки, действия), и вопросах, на которые они отвеают.

2. Упражнение в классификации и объединении слов – названий предметов по лексическому значению в тематические группы.

  • Проверка домашнего задания ( упр.4, рабочая тетрадь, стр.13) (учебник, упр. 8); проведение игры «Кто больше подберет других слов на любую из данных тем»: «Школьные принадлежности», «Мебель», «Посуда».

  • Нахождение лишнего слова и обоснование правильности своего ответа (учебник, упр. 8): в первой группе слов лишнее слово - тетрадь ( отвечает на вопрос что?, во второй группе слов – лишнее слово море ( отвечает на вопрос что?) Выполнение письменного задания и ответ на вопрос, к каким словам нужно поставить вопрос кто? и что?. Чтение сведений о языке.

  • Распределение слов по тематическим группам (учебник, упр.9, стр. 23): чтение слов, выяснение значений слов, постановка к каждому из слов вопроса к т о? или ч т о? Обоснование: почему к одним словам ставится вопрос к т о?, а к другим — ч т о?. Письменная запись по выбору слов любой тематической группы.

3.Постановка новой познавательной задачи Какие слова мы называем вежливыми? Обсуждение вопроса-задачи.

4.Выразительное чтение стихотворений и выполнение заданий упр. 13 ( учебник, стр.25) и упр. 6 ( рабочая тетрадь, стр.14) Выделение из стихотворений слов-приветствий, слов- прощаний. Подбор к этим словам других слов и выражений, которые мы используем в речи при приветствии и прощании:

Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер);

До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра и др.

5. Чтение слов-благодарения и слов, которыми начинается просьба о чём-либо (учебник, упр. 14, стр. 25). Подбор слов, близких по значению: Спасибо. Большое спасибо, Благодарю Вас;

6. Работа в группах: подготовка к составлению и разыгрыванию сценки ( как ты обратишься к товарищу с какой-либо просьбой). Заслушивание составленных диалогов.

7. Чтение сведений о языке ( стр. 25, учебник). Выяснения понимания смысла научного текста. Ответы на вопросы: Какие слова делают нашу речь вежливой? Как часто мы используем в речи вежливые слова?

8. Итог урока: что нового о словах узнали на уроке? Какие вежливые слова ты используешь в речи? При каких обстоятельствах?

9. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 5, стр. 14.
Урок 4. Однозначные и многозначные слова. Слова , близкие и противоположные по значению Словари русского языка.

Целевая установка: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи; познакомить со словарями учебника: толковым и словарями близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», «слова, близкие и противоположные по значению», слова с непроверяемыми написаниями пенал, карандаш; формирование представлений о хороших и плохих качествах человека на основе работы над содержанием текста «Ленивый и прилежный», вызвать интерес к происхождению слов пенал, здравствуйте, благодарю.

План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Обсуждение: где можно узнать, что означает слово? (учебник, упр. 15). Знакомство с Толковым словарем русского языка и толковым словарем в конце учебника. Нахождение (под руководством учителя) слов невежа и невежда в толковом словарике учебника и знакомство со значением данных слов.

3. Постановка познавательной учебной задачи урока: сколько значений может иметь слово? Обсуждение возможных ответов на этот вопрос.

4. Наблюдение над значениями однозначных и многозначных слов: (учебник, упр. 15):

  • Определение по рисункам слов, которые имеют одно значение ( карандаш, грач), введение термина «однозначные» слова;

  • определение по рисункам слов, которые имеют несколько значений ( кисть, колокольчик), введение термина «многозначные» слова; обсуждение, чем похожи предметы, которыми названы многозначным словом ( по внешним признакам).

  • Нахождение значений слов ( грач, колокольчик, кисть, карандаш) в толковом словаре учебника и уточнение их значений.

  • Обобщение: многозначные слова получили своё название по какому-либо сходству предметов(признаков, действий), которые они называют., например, по внешнему сходству.

  • Чтение сведений об однозначных и многозначных словах ( учебник, стр. 27 ) и выяснение понимания прочитанного.

5. Картинно-комментированный диктант (дети называют предмет, изображенный на рисунке, определяют его значение и записывают слово-название, комментируя его написание ( воробей, ворона, пенал, карандаш). Перед записью слов пенал и карандаш учитель обращает внимание детей на запись этих слов в учебнике, выясняет, почему в этих словах выделены буквы.

6. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 17), обсуждение выбора значения слова золотой для объяснения смысла выражений золотая рожь, золотые руки. Нахождение в стихотворении диалога и его выразительное прочтение.

7. Проверь себя! Проверка умения распознавать однозначные и многозначные слова ( упр. 7, рабочая тетрадь, выполнение задания устно)

8. Наблюдение над словами близкими и противоположными по значению в словарях близких и противоположных значений слов в учебнике.( стр.141,142)

9. Выразительное чтение текста ( учебник, упр. 19) (языковой материал упр. 19 позволит учителю формировать представление о хороших и плохих качествах человека и воспитывать у детей ответственность за своё отношение к имеющимся у них обязанностям Выяснение значений слов ленивый и прилежный. Обсуждение, подходит ли заголовок к тексту. Выполнение заданий упражнения.

10.Итог урока: где можно узнать, какое слово многозначное, а какое однозначное? Что вы узнали о словарях русского языка? Когда мы обращаемся к словарям? Что надо знать о написании слов пенал и карандаш. ( Знакомство со страничкой для любознательных – учебник, стр. 29)).

11.. Домашнее задание: познакомиться со Страничкой для любознательных (учебник, стр. 29) и подумать, сможете ли выполнить задания «Проверь себя» ( учебник, стр. 30) ; упр. 7, 8, 9 (рабочая тетрадь, стр.15.)

СЛОВО и СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6ч.)

Урок 1. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Целевая установка: уточнить представления о слоге как части слова, учить различать слово и слог, развивать речевой слух учащихся, определять количество в слове слогов, наблюдать над слоговой структурой различных слов, классифицировать слова по количеству в них слогов, подбирать примеры слов с заданным количеством в них слогов, анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков, обогащать лексику детей словами на тему «Грибы».

План урока

1.Проверка и оценка знаний по разделу «Слова, слова, слова…» Работа с рубрикой «Проверь себя» на стр. 30 учебника. Ответ на вопрос: Что интересного о слове вы узнали из Странички для любознательных ( стр.29)

2. Знакомство с новым разделом учебника. (учебник, стр. 31.): Слово и слог. Ударение. ( Учитель обращает внимание на слова, которые, вероятно, учит правильно произносить своих друзей девочка) Определение целевой установки уроков изучения данного раздела Чему будем учиться.

3.Чтение темы Слово и слог и определение познавательной задачи урока Как определить , сколько в слове слогов? ( учебник, стр. 32) Обсуждение ответов на вопросы: Что вы знаете о слоге?

4.Проведение лингвистического опыта: наблюдение над новым способом определения в слове слогов(учебник, упр. 1, стр.32): чтение текста и выполнение заданий упражнения.. Воспроизведение других практических способов определения слогов в слове.

5.Чтение рубрики Обрати внимание и Сведений о языке ( стр. 32) Ответы на вопросы: Как определить количество слогов в слове? Определение в словах из определения (у/рок, ма/ши/на) количества слогов и количества в каждом слове гласных звуков.,

6. Сопоставление слов по количеству в них слогов ( учебник, упр.2, стр.32), подбор слов с таким же количеством слогов в слове. Сравнение количества звуков в каждом слоге слова ива. Выполнение письменного задания упр.2.

7.Упражнение в произношении слов-названий предметов по картинкам, определение на слух одинакового в них слога (учебник, упр.3) и выделение звуков, из которых состоит каждый слог в слове баран.

8.Обсуждение : Из каких звуков может состоять слог? Чтение рубрики Обрати внимание! Ответ на вопрос: какой звук обязательно должен быть в слове?

9. Рассматривание рисунков (рабочая тетрадь, упр. 1, стр.16), соотнесение предметов, изображенных на рисунке, с их названиями. Коллективное выполнение письменного задания к упражнению. Определение значений слов съедобные, ядовитые (грибы). Обоснование выбора способа определения слогов в словах: подосиновик, ядовитый (гриб). Выяснение этимологии слов: подберёзовик, опята, подосиновик.

Составление устно предложений по данному концу (рабочая тетрадь, устно упр. 2, стр.16). Ответ на вопрос: Что надо знать о написании первого слова предложения.

6.Итог урока: Слог — это слово или часть слова? Из каких звуков может состоять слог? Как узнать, сколько в слове слогов? Подбор слов, их произнесение и определение, из скольких звуков состоит каждый слог слова.

7. Домашнее задание: учебник, упр.4; рабочая тетрадь, упр 2, стр.. 16.- письменное задание, упр.3 (устно)
Урок 2. Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

Целевая установка: совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; учить сотрудничеству с партнёром при выполнении учебной задачи-составления из слогов слов, ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с труднопроверяемым написанием лисица, совершенствовать навык написания словарных слов, составление сообщения на тему»Что я узнал (а) о слоге», оценивать себя при выполнении проверочных заданий.

План урока

1.Постановка познавательной задачи урока Как определить, сколько в слове слогов. Воспроизведение знаний о способах определения слогов в слове.

2.Проверка домашнего задания. Кто больше составил слов из данных слогов? ( упр.4 ( учебник) А кто из вас составил из слогов скороговорки? ( рабочая тетрадь, упр. 3, стр.17)

3. Запись по памяти слов, написание которых надо запомнить, с предварительным проговариванием по слогам: сначала так, как мы говорим, затем орфографически (воробей, карандаш, пенал, ворона...).

4. Работа над новым словарным словом по рисунку и слову лисица( стр.34), , объяснение значения и написания в слове буквы и в первом слоге.

Сопоставление по значению слов лисица и лисичка, запись этих слов в тетрадь, определение слогов в этих словах.

5.Выразительное чтение считалки (учебник, упр. 5). Работа в парах:

  • Разыгрывание сценки: дети «считаются», произнося слова считалки по слогам.

  • Анализ слоговых моделей слов. Нахождение в считалке слов, которые могут по своей структуре подойти к каждой модели.

6. Рассматривание картинок, называние слов-названий предметов по картинкам, произношение слов с целью определения в них слогов, запись этих слов в указанном порядке (учебник, упр.6). Составление предложения с любым словом, комментированная запись одного из них.

7.Подготовка к выполнению задания «Проверь себя». Обдумывание заданий. Ответ на вопрос: Какое задание тебе легко было выполнить, а над выполнением какого ты задумался? Объясни свой ответ.

8. Чтение или рассказывание начала сказки (учебник, упр. 7). Разыгрывание сценки ( совместная деятельность учащихся друг с другом). Определение слогов в любом из слов предложений с обоснованием своего ответа.

9. Итог урока: составление сообщения учеников на тему «Что я знаю о слоге». Начало высказывания: «Слог — это часть слова. Слог можно определить по ...». Найдите в тексте упр.7 слова, в которых 1 слог ( два слога, три слога, четыре слога)

8. Домашнее задание: учебник, письменное задание упр.7, рабочая тетрадь, упр.4, стр. 17.

Урок 3. Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую.

Целевая установка : дать представление о правиле переноса части слова с одной строки на другую, выбирать способ переноса слов в трёхсложных словах, сравнивать слова по возможности переноса части слова с одной строки на другую; учить наблюдать над словом как средством создания словесно-художественного образа , развивать творческое воображение через создание сравнительных образов, совершенствование навыка правильно записывать словарные слова, ввести в активный словарь учащихся термины «перенос слова».

План урока

1. Воспроизведение изученного о слове и слоге:

  • Проверка домашнего задания.

  • Творческий диктант ( учитель читает слоги, ученик дописывает слог или слоги, чтобы получилось слово): я (зык), пти (ца), пе(нал), воро (на ) (бей), лиси (ца), кни (га)

  • Деление слов записанных слов вертикальной чертой на слоги . Проверка и оценка правильности выполненных заданий.

2. Чтение темы Перенос слов и определение познавательной задачи урока Как перенести слово с одной строки на другую? Обсуждение задачи урока (учебник, стр.36)

3. Выразительное чтение текста ( учебник, упр.1, стр.36), определение, что это текст, нахождение сравнений в тексте, подбор своих сравнений о плывущих по небу облаках. Запись первого предложения и оценка списывания. Нахождение в предложении слова, в котором 4 слога.

4.Наблюдение над словами, части которых были перенесены с одной строки на другую ( учебник, упр. 2). Выполнение заданий упражнения. Вывод: если слово не умещается на строке, то его часть переносится на другую строку по слогам (зи-мой) ,на месте переноса ставится горизонтальная чёрточка (-). Чтение сведений из рубрики Запомни ( учебник, стр.37)

5. Определение способов переноса части слова в трёхсложных словах ( учебник, упр.3)

  • Выполнение заданий упр. 3. Рассматривание рисунков и называние по ним слов. Определение, каким одним словом можно назвать рисунки и слова? (Цветы) А какие ещё названия цветов вам известны?

  • Наблюдение, как разделены слова для переноса и как ещё можно разделить для переноса эти слова . Выполнение письменного задания.

6.Составление предложений ( рабочая тетрадь, упр.5, стр. 18). Нахождение различий в содержании составленного предложения и первого предложения из упр. 1 в учебнике (По небу плывут пушистые облака. По небу плывёт пушистое облако.). Запись предложения с делением слов этого предложения на слоги и запись любого двусложного слова с делением его для переноса ( плы-вут, не-бо)

7.Подготовка к выполнению домашнего задания: упр.6 ( рабочая тетрадь). Чтение и подбор слов разных тематических групп: частей суток ( утро, полдень, вечер) дней недели ( понедельник, вторник, среда…), времён года ( весна, лето, зима, осень) Обсуждение письменного домашнего задания.

8. Итог урока: Как вы поняли сочетание слов перенос слов? Что узнали о переносе слов с одной строки на другую? Как можно перенести слово телефон ?

9. Домашнее задание: письменное задание упр.6 ( рабочая тетрадь).
Урок 4.Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Целевая установка: дать представление о правилах переноса слов с с одной строки на другую, сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую, учить переносить слова по слогам, находить в тексте сравнения, осознавать , с какой целью они использованы автором, подбирать свои примеры сравнений, нахождение информации о значении слова верба в толковом словаре, оценивать результаты выполнения заданий «Проверь себя».

План урока

1.Воспроизведение знаний о переносе слов: 1) проверка домашнего задания , 2) запись слов под диктовку: урок, книга, пенал, ручка, лист ; сравнение слов по количеству в них слогов и определение лишнего слова ( лист), 3) ответ на вопрос: все ли слова можно перенести с одной строки на другую? Обсуждение мнений.

2. Чтение сведений о языке ( учебник, стр. 37, рубрика Обрати внимание). Ответ на вопрос: Какие же слова из написанных под диктовку нельзя перенести с одной строки на другую ( урок) ? А слово лист? ( в нём один слог)

3. Упражнение в сравнении слов по возможности их переноса :

  • Выполнение заданий упр. 4 (учебник, стр.38) Запись слов, которые нельзя перенести. Объяснение, как перенести другие слова. Запись двух трёхсложных слов, разделяя их для переноса. Оценка правильности выполненных заданий.

  • Выполнение заданий упр.7 ( рабочая тетрадь, стр 19.):чтение слов и обсуждение, какие слова нельзя перенести; подчёркивание этих слов.

  • Чтение заданий, которые предлагают нам выполнить персонажи рабочей тетради - кот и собачка – и ответ на вопрос: каких слов будет больше при записи: слов, которые надо разделить на слоги или слов, которые нужно разделить для переноса? Почему? Выполнение заданий и взаимопроверка.

4.Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа:

  • Выразительное чтение текста (учебник, упр.5), соотнесение содержания текста и рисунка; определение по толковому словарю в учебнике значения слова верба ( учитель называет правильное произношение этого слова); работа над сравнением как одним из выразительных средств языка ( дети находят сравнения в тексте, подбирают свои сравнения, находят среди придуманных сравнений наиболее интересное) ; подбор заголовка к тексту,

5.Списывание последнего предложения из текста упр.5. Проверка написанного. Выполнение последнего задания к упражнению.

6. Выполнение заданий Проверь себя. Дополнительные тестовые задания есть в электронном приложении.

7. Итог урока : Когда вы будете применять правила переноса слов? Какие правила вы запомнили?
1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом