Главная страница

Методические рекомендации к проведению занятий по программе Азбука Берегоши 4 класс Тема Встреча с Берегошей и его друзьями Цель. Актуализировать и углубить знания, полученные во 2 и 3 классах


Скачать 3.65 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации к проведению занятий по программе Азбука Берегоши 4 класс Тема Встреча с Берегошей и его друзьями Цель. Актуализировать и углубить знания, полученные во 2 и 3 классах
АнкорAzbuka_4_kl_Vse_temy.doc
Дата31.03.2018
Размер3.65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAzbuka_4_kl_Vse_temy.doc
ТипМетодические рекомендации
#68029
страница1 из 9
Каталогid18577307

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Tema1.docx, Tema12.docx, Андерсен к през1.docx, Urok_6_Osennie_plody_i_semena_Ovoschi_i_frukty_-_istochnik_vitam, Urok_25_Izmenenia_v_zhizni_domashnikh_zhivotnykh_vesnoy.ppt.ppt, Azbuka_4_kl_Vse_temy.doc, fz_lit_chtenie_3-4.pdf и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Методические рекомендации

к проведению занятий по программе

«Азбука Берегоши»
4 класс
Тема 1. Встреча с Берегошей и его друзьями
Цель. Актуализировать и углубить знания, полученные во 2 и 3 классах.
Рекомендации по проведению занятий
Повторение изученного во 2 и 3 классах рассчитано на 2 часа. Первое занятие является организационным и служит для подготовки к конкурсу знатоков и актуализации знаний. На этом же занятии можно зачесть и обсудить Обращение Берегоши к четвероклассникам. Второе занятие посвящено проведению самого конкурса. Важно организовать интересную и увлекательную деятельность учащихся, придать занятиям практическую направленность.
Практический материал к урокам

Обращение Берегоши к четвероклассникам

(По книге Е. Грачевой: Энергосбережение для всех и каждого. Челябинск: ОГУП «Энергосбережение», 2002. — Глава 11. Энергосбережение как принцип жизни: вопрос ребром)


Хочется подытожить все сказанное ранее.

Итак, нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Нам не хватает ее ни тактически, ни стратегически. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на управленческом уровне, теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать.

А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром...

Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.

Увы, в нашем бытии пока еще слишком много самых нерациональных и ненужных трат. Цивилизация мало-помалу становится Молохом, поглощающим нас в своем бездонном желудке.

Но что дальше? «Вы что, всерьез думаете, что мы можем как-то изменить ситуацию в стране и в мире?» Да, вполне всерьез. Ведь все без исключения великие дела в мире начинались с того, что однажды один-единственный человек, такой же, как мы, брал и закладывал первый кирпич будущего построения. Дорогу осилит идущий.
Конкурс знатоков «Друзья Берегоши»
Для конкурса необходимо подготовить игровое поле, которое представляет собой сетку из 20 квадратов (рис. 1). Каждому квадрату соответствует определенное задание одного из героев команды Берегоши (Эн — Энергоша, Т — Теплоша и т.д.). Заготавливается рисунок (например, Солнце, карта Беларуси, земной шар и т.п.), разделенный на квадраты-«пазлы», которые соответствуют по размерам квадратам сетки-основы на доске.



4


















3


















2


















1

















Эн Т В Эл Эк

Рис.1. Игровое поле для укладки пазлов

Суть конкурса заключается в составлении единой мозаичной картинки из отдельных пазлов, прикрепляемых к основе после ответа на вопрос. Выбор вопроса происходит путем жеребьевки между группами-командами. Право на ответ получает команда, которая нашла его быстрее других. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество жетонов. В конце конкурса на доске из пазлов должен получиться заготовленный рисунок.
Примерные вопросы для игры в конкурсе знатоков:
1Эн Назовите невозобновляемые источники энергии.

Назовите виды топлива.

Перечислите свойства воды.

1Эл Где применяется электроэнергия в жизни человека?

1Эк Что понимают под окружающей средой?
2Эн Как экономить невозобновляемые источники энергии?

Назовите простейшие способы сохранения тепловой энергии.

Назовите способы сохранения природных запасов пресной воды.

2Эл Назовите правила электробезопасности.

2Эк Назовите способы сохранения окружающей среды.
3Эн Предложите проект плаката на тему «Берегите источники энергии!»

Придумайте проект листовки на тему «Береги тепло!»

Придумайте проект эмблемы «Друзья Водяши»

3Эл Придумайте и решите задачу на расчет электроэнергии.

3Эк Приведите пример с описанием ошибочных действий людей по отношению к природе.
4Эн Отгадайте загадку:

Легче воздуха,

От огня вспыхивает

И горит синим пламенем. (Газ)

Обозначьте в классной комнате места утечки тепла.

Придумайте и решите задачу на исчисление расхода воды.

4Эл Сочините загадку про электроприбор.

4Эк Предложите конкретные дела по приведению в порядок территории школы.
Тема 2. Уроки Энергоши
Цель. Иметь общее представление о возобновляемых источниках энергии, научиться распознавать возобновляемые источники энергии в природе.
Рекомендации по проведению уроков
Первое занятие по теме целесообразно начать с повторения изученного в третьем классе, используя ребусы и загадки, а затем перейти к знакомству с содержанием сказки «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», работе над которой можно посвятить два занятия. На первом занятии учащиеся анализируют содержание сказки, опираясь на следующие вопросы:

  1. На что обиделась электрическая Лампочка?

  2. С кем встретился мальчик, когда искал ответ на свой вопрос?

  3. К какому выводу пришел мальчик?

  4. За что Миша попросил прощения у Лампочки?

  5. Что пожелала Лампочка мальчику?

На втором занятии на основе сказки может быть организована ролевая игра по инсценированию сказки и поиску в ней героев — возобновляемых источников энергии. Помочь в поиске героев смогут загадки о них. Для закрепления материала в конце занятия можно использовать игру «Найди слова». Таким образом, у детей на подсознательном уровне закрепится представление о возобновляемых источников энергии.

Третье занятие учитель начинает с беседы о возобновляемых источниках энергии. Затем детям предлагается групповая работа по сочинению сказок. Главными героями сказок будут Вода, Ветер и Солнце. Учащимся предлагаются следующие виды работы:

  1. Отбор прилагательных для характеристики главного героя из большого числа различных прилагательных: холодный, теплый, чистый, прозрачный, темный, грязный, угрюмый, сильный, мощный, слабый, яркий, жгучий, ослепительный, могучий, красивый, жаркий и т. д.

  2. Составление характеристики главного героя с использованием отобранных прилагательных и других слов. Предание герою волшебных качеств.

  3. Сочинение сюжета сказки по плану или набору картинок.

  4. Защита сказки каждой группой.

С целью обучения распознаванию возобновляемых источников энергии в природе четвертое и пятое занятия могут быть проведены в виде экскурсий. Экскурсии в соответствии с особенностями организации познавательной деятельности учащихся будут проведены как иллюстративная или исследовательская (в зависимости от объекта исследования и местных условий). Учащиеся проводят поиск и наблюдение возобновляемых источников энергии и делают записи.

Структура занятия-экскурсии:

  1. Организационный этап (объявление темы занятия, целеполагание).

  2. Подготовительный этап (изучение маршрута экскурсии, мотивация, повторение правил безопасного поведения в природе, бережного отношения к ней, составление плана экскурсии).

  3. Основной этап (наблюдения за объектами природы, исследовательская деятельность, игры, минипроекты).

  4. Заключительный этап (подведение итогов экскурсии, выводы, рефлексия).

Заключительное занятие проводится в виде игры-путешествия, где ученики продемонстрируют свои знания по теме «Уроки Энергоши».
Справочный материал для учителя
Возобновляемы источники энергии
Как это уже было ранее рассмотрено, возобновляемые источники энергии можно сгруппировать в пять категорий: солнечная, ветряная, водная, геотермальная и биомасса. Категория «водная» включает энергию, получаемую от рек и океанов. Все эти источники энергии, кроме геотермальных, существуют благодаря энергии Солнца. Биомасса состоит из растительного вещества, которое накопило свою энергию от солнечной энергии путем фотосинтеза. Реки питаются дождями, которые возникают из-за испарения океанов и озер под действием солнечного тепла. Ветер дует над поверхностью Земли вследствие неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем. Геотермальная энергия — это энергия подземного тепла.

Кроме того, доступ к возобновляемым ресурсам планеты, как правило, возможен как раз там, где проживает меньше всего людей, значит, возникает вопрос о транспортировке полученной энергии.
Энергия Солнца
Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие невозобновляемые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. Энергия воды также получается за счет солнечной энергии, испаряющей воду и поднимающей пар в высокие слои атмосферы. Энергия ветра, используемая в ветряных двигателях, возникает в результате различного нагревания Солнцем земли в разных местах. Без Солнца жизнь на Земле прекратится. За 15 мин Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Из всех существующих возобновляемых источников энергии, Солнце, наряду с ветром, является доступным и экологически чистым. Чтобы использовать его энергию, необходимо решить такие вопросы: уловить его наибольший поток, сохранить и передать тепло потребителю без потерь. Если мы научимся использовать энергию Солнца, то сможем решить энергетические проблемы в будущем. Идея отапливать дома энергией солнечного излучения известна с древнейших времен, когда наши предки строили дома окнами на юг. При простых архитектурных приспособлениях, путем удачного расположения окон, стен и крыши можно сэкономить тепло, а значит и деньги.

Что касается зарубежных стран, этот вопрос поднимается там на государственном уровне. Например, в Германии действует специальная программа «Сто тысяч крыш», в США — «Миллион крыш», эти программы побуждают людей устанавливать локальные гелиоприемники.
Биоэнергия
Энергия, которая получается из различных видов биологической массы называется биоэнергией. Откуда же взялась энергия, заключенная в биомассе? От Солнца. В результате фотосинтеза из простых химических веществ —углекислого газа и воды синтезируются органические вещества и выделяется кислород. Запасенная через фотосинтез в биомассе солнечная энергия сама может служить потом источником энергии. Обычно это тепловая энергия. Биомассой называют вещества, из которых состоят растения, животные и продукты их жизнедеятельности. Путем химических или биохимических процессов биомасса может быть превращена в биотопливо: газообразный метан, жидкий метанол, твердый древесный уголь.

Существую важные источники биомассы:

  • отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности;

  • отходы целлюлозно-бумажной промышленности;

  • биологические отходы в сельском хозяйстве;

  • сельскохозяйственные технические культуры (рапс и др.);

  • органические бытовые и промышленные отходы;

  • сточные воды.

Самый старый способ преобразования биомассы в биоэнергию — сжигание древесины. Более половины вырубаемой древесины сжигается для получения тепла. После сгорания древесины в воздух попадают загрязняющие его вещества.
Ферментация навоза




Рис. 38. Получение биогаза

Даже навоз может служить источником энергии! Как топливо используется не только навоз, но и продукты его переработки. Перерабатывают навоз чаще совместно с отходами коммунального хозяйства. Оба вида биомассы содержат микроорганизмы, которые в определенных условиях (при 50-60 оС, без доступа воздуха) разлагают органические вещества до биогаза. Этот процесс обязательно происходит с участием особых веществ — ферментов — и поэтому называется ферментацией. Основной составляющей биогаза является метан, при сгорании которого выделяется тепло. Установки для ферментации навоза очень удобно использовать на фермах, полностью обеспечивая их потребности в энергии. Ферментация навоза очень экономичная технология (рис. 38). Недостатками получения и использования биогаза являются его повышенная взрывоопасность и возможность заражения человека паразитами, обитающими в разлагающейся биомассе.




Рис. 39. Схема действующей модели генератора биогаза


Учащиеся могут выполнить минипроект по сборке действующей модели и исследованию генератора биогаза (рис. 39). На установке можно продемонстрировать выделение метана при разложении навоза или компоста, проведя. Используйте колбу с некоторым количеством навоза и таким же количеством воды (для того, чтобы разложение проходило хорошо, колбу надо держать при температуре 30–350C, позаботьтесь об изоляции колбы). Соберите газы с поверхности воды с помощью пластиковой трубки и пробирки. Обратите внимание на то, что до тех пор, как можно будет собирать метан, пройдет около недели.
Энергия ветра
Около 1 % солнечной энергии, которую получает Земля, приводит в движение атмосферные воздушные массы. Это происходит, когда воздух начинает перемещаться из-за разницы температур в различных местах Земли. В целом эта энергия в 100 раз превышает все энергопотребление в мире. Но только маленькая часть этой энергии используется на практике.

Ветроэлектрические установки способны обеспечивать электроэнергией метеостанции, лесопункты, фермерские хозяйства, коттеджи. Средняя мощность такой установки с диаметром колеса в 5 м составляет в наших условиях около 4,2 кВт.

Человечество научилось использовать энергию ветра на ранней стадии своего развития. Уже 3000 лет назад человек пускался в плавание на большие расстояния, использую ветровую энергию. Сегодня ветряные источники энергии переживают свое второе рождение и используются все больше и больше.




Рис. 40. Модель ветровой турбины с вертикальным валом, которую могут изготовить учащиеся

Изменчивая природа ветра рождает основную проблему ветроэнергетики — переменную в каждый момент времени мощность ветряной электростанции. Как и любая новая отрасль человеческой деятельности, ветроэнергетика оказывает влияние на окружающую среду. Шум от ветроагрегатов, столкновение птиц с лопастями ветротурбин, влияние ветроэнергетических установок на радиосигналы — вот аргументы, наиболее часто используемые против развития ветроэнергетики.

С учащимися можно осуществить минипроект по разработке и строительству ветровых турбин. Пускай учащиеся построят модели ветряных мельниц с вертикальным валом (рис. 40), испробовав несколько конструкций. Данное упражнение требует некоторого количества пластиковых бутылок, немного стоек для реторт, пластилина, кнопок и электрического фена с подачей холодного воздуха Поток воздуха от фена представляет ветер.

Учащимся надо посчитать количество оборотов их ветряной турбины с вертикальным валом в минуту и записать этот график в качестве результата эксперимента. Они должны попробовать это три-четыре раза и рассчитать средний график скорости вращения турбины.

Учащиеся могут продолжить эксперимент, сделав турбины с разным количеством крыльев или с одинаковым числом крыльев, но разной площадью поверхности. К турбинам можно приклеить кусочки пластика, если надо увеличить поверхность крыльев. Каждую ветряную турбину надо испытывать с одним и тем же феном с одинаковым напором воздуха и на одинаковом расстоянии. Каждый раз учащиеся должны в среднем записывать три-четыре показателя.

Следует рекомендовать учащимся сравнить свои результаты с результатами других так, чтобы у них было больше данных для выводов о ветряных мельницах из пластиковых бутылок. В конце исследования учащиеся должны смочь составить отчет о наиболее эффективной конструкции ветряной турбины из пластиковой бутылки. У них должно быть достаточно данных, для того, чтобы сделать общие выводы о ветряных турбинах с вертикальным валом. Можно предложить конструкции турбин с горизонтальным валом, пропеллерные, барабанные и др.
Гидроэнергия


Рис. 41. Схема гидростанции
Многие тысячелетия верно служит человеку энергия, заключенная в текущей воде. Когда наступил век электричества, произошло возрождение водяного колеса в виде водяной турбины. Электрические генераторы, производящие энергию, необходимо было вращать, а это вполне успешно могла делать вода. Так появились гидроэлектростанции (ГЭС) — рис. 41.

Гидроэлектроэнергия — это возобновляемый энергоисточник, т.к. «топливо» — вода постоянно пополняется и в процессе производства энергии в атмосферу не выбрасываются вредные вещества. Тем не менее, водохранилища и плотины гидроэлектростанций сильно влияют на сельскую местность и могут изменить состояние природной среды. Водохранилища и плотины мешают движению рыбных косяков. Однако, если делать специальные рыбопропускные устройства в плотинах, то можно исключить этот недостаток.
О проблемах энергетики

(Из статьи П.Л. Капицы)
В организм человека попал микроб. Он размножается делением каждый час. И вот число микробов во времени начинает бешено расти — болезнь прогрессирует! … Нетрудно подсчитать, что за 3 дня число микробов достигло бы в организме астрономической цифры. И суммарный вес микробов превысил бы вес человека! Этого, конечно, быть не может. Безудержный процесс размножения микробов должен прекратиться. Либо организм человека поборет болезнь — микробы будут уничтожены, либо же они будут продолжать развиваться, и человек в конце концов погибнет. Есть и третий исход — в организме уничтожается столько же микробов, сколько их возникает. Это хроническое течение болезни, оно может продолжаться неопределенно долго. Развитие болезни и проблемы энергетики — они во многом схожи. И в энергетических делах для человека только три дорожки. Первая — остаться без энергии. Катастрофа! Другой путь — хроническое топтание на месте, так сказать, «перебиваться в энергетике с хлеба на квас» — тоже не сахар! Значит, вроде бы приемлемо лишь одно: путь третий — непрерывный рост энерговооруженности!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом